на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Особенности развития малых предприятий в России


       Количество малых предприятий на 1000 человек постоянного населения России не изменилось и составило в среднем шесть предприятий. Среднероссийский уровень превышен в Москве (21 предприятие на 1000 человек), Санкт-Петербурге (24), Магаданской  (9), Ленинградской, Самарской, Новосибирской и Сахалинской (по7 предприятий).

      В 1998 году общее количество рабочих мест на малых предприятиях составило 7,4 млн. человек. Более трети (35%) среднесписочной численности работающих на малых предприятиях  занимались торговлей и общественным питанием, в промышленности трудились 21,9%, в строительстве -21,7%.

      На одном малом предприятии в среднем работает девять человек.

      Доля работников малых предприятий в общей численности занятых на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики РФ составила 12,1% (в 1997 г. -12,5%), в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка - 88,4% (85,4%), операции с недвижимым имуществом - 56,1 % (78,8%),информационно-вычислительное обслуживание - 43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%). Распределение работников малых предприятий по отраслям экономики приведены в приложении №3.

      В 1998 году среднемесячная заработная плата работников малых предприятий составляла 816,5 рублей (по крупным и средним предприятиям - 1100,7 рубля).

      В 1998 году малыми предприятиями было произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это  составило около 7% выпуска продукции, работ, услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Объем произведенной продукции малыми предприятиями в фактических ценах уменьшился по сравнению с 1997 годом на 13,6%.

      Инвестиции малых предприятий в основной капитал в 1998 году составили 22,5 млрд. рублей, или, 5,6% всех инвестиций на развитие экономики и социальной сферы России. По сравнению с 1997 годом в сопоставимых ценах они уменьшились на 3,5%. Данные по инвестициям малых предприятий в основной капитал по отраслям экономики в 1998 году приведены в приложениях  №№ 4 и 5.

    2. Государственная поддержка малого предпринимательства

      

     За последние 5-7 лет было принято ряд законодательных и нормативных актов, направленных на проведение в жизнь  мер по поддержке государством малого предпринимательства в России. В частности, одним из важнейших в этом направлении является Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. “0 государственной поддержке малого предпри­нимательства в Российской Федерации” опре­деляет общие положения в области государст­венной поддержки и развития малого пред­принимательства, которые конкретизируются в специальных правовых актах. Данный же закон устанавливает лишь основные формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

      Основными направлениями государствен­ной поддержки являются следующие:

- создание льготных условий в области налогообложения и введение упрощенной отчетности;

- формирование инфраструктуры поддерж­ки и развития малого предпринимательства;

- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства госу­дарственных финансовых, материально-техни­ческих и информационных ресурсов, разрабо­ток и технологий;

- установление упрощенного порядка реги­страции субъектов малого предприниматель­ства, лицензирования их деятельности, серти­фикации их продукции, представления госу­дарственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической дея­тельности субъектов малого предприниматель­ства. включая содействие развитию их тор­говых, научно-технических, производствен­ных, информационных связей с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

      Система поддержки малых предприятий базируется на специальных программах раз­вития и поддержки малого предпринима­тельства (Федеральная программа, региональ­ные (межрегиональные), отраслевые (межот­раслевые) и муниципальные), которые соот­ветственно разрабатывает Правительство Рос­сийской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

       Какие правовые основы налогообложения малых предприятий в России  действуют  сегодня ? Какие льготы существуют для малых предприятий?

     В целом надо сказать, что действующее законодательство в области налогообложения распространяется на все предприятия, созданные в любой организационно-правовой форме. Однако для малых предприятий существует целый ряд льгот в области налогообложения.

     Законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, фондов поддержки малого предприниматель­ства, инвестиционных и лизинговых компа­ний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создава­емых при выполнении работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т. е. тех организаций и предприятий, деятельность которых способствует функцио­нированию и развитию малого бизнеса).

      Закон о налоге на прибыль от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 (в редакции от 04.05.99) в ст. 6 регламентирует следующий по­рядок налогообложения малых предприятии (п. 4): в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, работающие в вышеуказанных приоритетных сферах, при ус­ловии, что выручка от этих видов деятель­ности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). На третий и четвертый год работы данные пред­приятия уплачивают налог соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от данной сферы дея­тельности составляет свыше 90% выручки от реализации продукции (работ, услуг).

       Но указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) пред­приятий, их филиалов и структурных подраз­делений.

      Для малого бизнеса существенное значе­ние имеет положение п. 5 ст. 6 Закона от 27 декабря 1991 г., в соответ­ствии с которым у предприятий, получивших в предыдущем году убыток (по данным годо­вого бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (если средства резервного и других фондов предприятия также полностью использованы на эти цели).

       В систему налоговых льгот для малых предприятий входят также: освобождение от налога части прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, ос­вобождение от авансовых взносов налога на прибыль,  упрощенный порядок налогообложения и др.

     Льготы для субъектов малого бизнеса области налогообложения являются наиболее значимым и действенным способом стимулирования малых предприятий на данный момент, но комплекс мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства обеспечивает и такие меры, как:

- введение ускоренной амортизации;

- размещение (с июня 1995 г.) не менее 15 % государственных заказов на малых предприятиях;

- кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.   

    Это осуществляется двумя путями: с одной стороны за счет компенсации соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств) фондов поддержки малого предприниматель­ства. С другой стороны, кредитные организа­ции, выдающие кредиты субъектам малого предпринимательства, сами пользуются льго­тами, устанавливаемыми законодательством РФ и субъектов;

- страхование малых предприятий на льгот­ных условиях;

- упрощенный порядок регистрации, а также ведения статистической и бухгалтерской отчет­ности.

       Кроме того, Законом РФ от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” установлены правовые   основы  введения и применения упрощенной системы налогообложения,  учета и отчетности  для субъектов малого предпринимательства   и  физических  лиц,   осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

     Упрощенная система налогообложения,  учета и отчетности для субъектов    малого    предпринимательства    -    организаций   и  индивидуальных  предпринимателей  применяется  наряду  с  принятой  ранее  системой    налогообложения,    учета    и    отчетности,      предусмотренной законодательством Российской Федерации.      Право выбора  системы  налогообложения,  учета  и  отчетности,      включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой  ранее      системе,  предоставляется  субъектам малого предпринимательства на      добровольной   основе.

      Применение  упрощенной  системы  налогообложения,  учета  и      отчетности    предусматривает замену  уплаты  совокупности      установленных  законодательством Российской Федерации федеральных,      региональных и местных налогов и сборов  уплатой  единого  налога,      исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций      за отчетный период.

     Для организаций,      применяющих      упрощенную      систему      налогообложения,  учета  и  отчетности,  сохраняется   действующий      порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога      на приобретение  автотранспортных  средств,  лицензионных  сборов,      отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

       Применение  упрощенной  системы  налогообложения,  учета  и       отчетности   индивидуальными   предпринимателями   предусматривает      замену   уплаты   установленного   законодательством    Российской      Федерации    подоходного    налога   на   доход,   полученный   от      осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости      патента на занятие данной деятельностью.

    Действие   упрощенной   системы  налогообложения,  учета  и      отчетности распространяется на индивидуальных  предпринимателей  и      организации   с   предельной   численностью   работающих  (включая      работающих    по    договорам    подряда    и    иным    договорам      гражданско-правового  характера)  до 15 человек независимо от вида      осуществляемой ими деятельности.

     Предельная численность  работающих  для  организаций  включает      численность работающих в их филиалах и подразделениях.

    Под  действие  упрощенной системы налогообложения,  учета и      отчетности  не  подпадают   организации,   занятые   производством      подакцизной    продукции,    организации,    созданные   на   базе      ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий,      а также кредитные организации,  страховщики, инвестиционные фонды,      профессиональные  участники  рынка   ценных   бумаг,   предприятия      игорного  и  развлекательного  бизнеса  и  хозяйствующие  субъекты      других категорий,  для которых Министерством  финансов  Российской      Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и      отчетности.

     Объектом  обложения единым налогом организаций в упрощенной      системе  налогообложения,  учета  и   отчетности   устанавливается      совокупный  доход,  полученный  за отчетный период (квартал),  или      валовая выручка,  полученная за  отчетный  период.  Выбор  объекта      налогообложения   осуществляется  органом  государственной  власти      субъекта Российской Федерации.

     Совокупный  доход  исчисляется  как  разница  между валовой      выручкой  и  стоимостью  использованных  в  процессе  производства      товаров (работ,  услуг) сырья,  материалов, комплектующих изделий,      приобретенных   товаров,   топлива,   эксплуатационных   расходов,      текущего  ремонта,  затрат  на аренду помещений,  используемых для      производственной и коммерческой  деятельности,  затрат  на  аренду      транспортных средств,  расходов на уплату процентов за пользование      кредитными  ресурсами  банков  (в  пределах   действующей   ставки      рефинансирования  Центрального  банка  Российской  Федерации  плюс 3 процента),  оказанных услуг,  а также сумм налога на добавленную   стоимость,   уплаченных   поставщикам,   налога   на  приобретение      автотранспортных средств,  отчислений в государственные социальные      внебюджетные     фонды,     уплаченных     таможенных    платежей,      государственных пошлин и лицензионных сборов.

     Валовая  выручка исчисляется как сумма выручки,  полученной      от реализации товаров (работ,  услуг),  продажной цены  имущества,      реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

    Для   субъектов   малого  предпринимательства,  применяющих      упрощенную   систему   налогообложения,   учета   и    отчетности,      устанавливаются  следующие  ставки  единого  налога  на совокупный      доход, подлежащего зачислению:

-    в федеральный  бюджет  - в размере 10 процентов от совокупного      дохода;

-   в бюджет  субъекта  Российской  Федерации и местный бюджет - в      суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.

   В случае,  когда объектом налогообложения для субъектов малого      предпринимательства  определенных   категорий   является   валовая      выручка,   устанавливаются   следующие   ставки   единого  налога,      подлежащего зачислению:

 -     в федеральный  бюджет  -  в  размере  3,33  процента  от суммы      валовой выручки;

-   в бюджет  субъекта  Российской  Федерации и местный бюджет - в      размере не более 6,67 процента от суммы валовой выручки.

      Конкретные ставки единого  налога  в  зависимости  от  вида      осуществляемой  деятельности субъектов малого предпринимательства,      а также пропорции  распределения  зачисляемых  налоговых  платежей      между  бюджетом  субъекта  Российской Федерации и местным бюджетом      устанавливаются решением органа  государственной  власти  субъекта      Российской Федерации.

    Органы   государственной   власти   субъектов Российской   Федерации    вместо    объектов    и    ставок    налогообложения,  вправе   устанавливать  для  организаций  в  зависимости  от  вида      осуществляемой ими деятельности.

      Целенаправленная государственная поддержка малого предпринимательства имеет большое значение для экономики России, так как современное конкурентоспособное народное хозяйство не может существовать без результативно функционирующего малого бизнеса. С его помощью могут быть решены не только многие экономические, но и социальные задачи.        Широкое развитие малого бизнеса позволит создать дополнительные рабочие места, что весьма важно при существующей в настоящее время возможности значительного увеличения безработицы. В настоящее время инфляция и нехватка заемного капитала являются для малых предприятий еще более серьезными проблемами, чем для крупных, поэтому такая поддержка особенно важна.

     При разработке мер государственного регулирования малого бизнеса необходимо учитывать также и зарубежный опыт, но  его не следует механически использовать  без учета специфики экономических условий в России. Структура производства у нас крайне утяжеленная, а ее преобразование требует огромных затрат. Высока степень монополизации производства, что позволяет производителям постоянно повышать цены, недобросовестно относиться к выполнению договорных обязательств, снижает стимулы к совершенствованию производства, улучшению качества продукции и уменьшению издержек производства. Из-за отсталости технологической базы большинства отраслей высокой энергоемкости и ресурсоемкости плохого качества продукции и высоких издержек невысока и конкурентоспособность отечественного производства. Неполностъю сформирована и правовая база для новых экономических отношений, не разработана действенная система контроля за ходом реформирования.

      Главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Она должна формировать стимулы для саморазвития и улучшения конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Следует создать равные хозяйственные возможности для малых и более крупных предприятий, равные условия предпринимательской деятельности при свободе выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости. Очень важно, чтобы эта поддержка содействовала добросовестной конкуренции, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей, созданию развитой инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и местных уровнях, развитию приоритетных видов деятельности малого предпринимательства накоплению инвестиционных ресурсов и использованию их в приоритетных направлениях, участию малых предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд, модернизации производственных фондов малых предприятий внедрению прогрессивных технологий и новой техники, устойчивому функционированию малого предпринимательства за счет уменьшения коммерческих и финансовых рисков, связанных с малым предпринимательством.

        Для привлечения ресурсов крупных предприятий с целью развития малого предпринимательства можно было бы использовать получившую широкое распространение на Западе и дающую значительный экономический эффект систему контрактных отношении крупных и мелких фирм ("фрэнчаиз"), особенно в торговле и сфере услуг. Крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою технологическую схему и торговую марку, при необходимости выделяет кредиг на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т п. Подобная система сотрудничества оказывается выгодной обеим сторонам.

.

       В развитых странах разработаны специальные программы поддержки нововведений через малые венчурные предприятия. В них определяются направления, размеры и источники финансирования. Например, в США все федеральные ведомства и 12 агентств по развитию малого бизнеса с бюджетом более 100 млн. долл. обязаны передавать 1,25% своих финансовых ресурсов для обеспечения деятельности мелких научно-исследовательских компаний. Из федеральных фондов финансируется 35%о всех расходов мелких компаний на НИОКР. Эти средства распределяются в конкурсном порядке в виде безвозмездных целевых субсидий-грантов. Государство создает благоприятные условия для деятельности венчурных фондов, объем операций которых в сфере малого бизнеса достигает 4-4,5 млрд. долл. в год. 1

1.  Шамхалов Ф. «Государственная поддержка малого предпринимательства»

Экономист – 1997, №10

     В последние годы разрабатываются и наднациональные мероприятия по поддержке малого бизнеса на уровне ЕС. Программы помощи малому исследовательскому бизнесу дополняют систему государственного финансирования научно-технического прогресса, позволяют существенно расширить деятельность малых фирм, использующих эти средства, способствуют оживлению рискового финансирования на стадиях коммерческого освоения продукции, значительно уменьшают инвестиционный риск вкладчиков.

       Деятельность малого предпринимательства ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования с учетом особенностей развития каждого конкретного региона. Поэтому и поддержка малого предпринимательства должна осуществляться прежде всего на региональном уровне. Регулирование его из единого центра возможно только по отдельным приоритетным направлениям или комплексам народного хозяйства. Местные власти лучше знают свои финансовые и материальные возможности, реальные общественные потребности, наиболее эффективные направления использования имеющихся ресурсов по сферам деятельности и формам собственности располагают административными и экономическими рычагами для регулирования предпринимательской деятельности.

       Практически все органы исполнительной власти на уровне республик, краев, областей и городов имеют подразделения по экономическому развитию, которые должны способствовать развитию предпринимательства. В настоящее время в большинстве регионов образованы также фонды и центры поддержки предпринимательства. В Москве, Санкт Петербурге, Воронежской, Волгоградской, Иркутской, Нижегородской, Новгородской, Тюменской и некоторых других областях разработаны и осуществляются целевые программы поддержки малого бизнеса при целевом участии средств местного бюджета. Например, в Туле на поддержку малого бизнеса в 1995 г. по различным каналам выделено 6 млрд. руб. на Сахалине -  3,5 млрд. рублей.1

       Государственная поддержка  предпринимательства на региональном уровне может включать прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и  селективное гарантирование кредитов, предоставление льгот по местному налогообложению передачу малым предприятиям части государственного имущества, а также ноу-хау, технических лицензий из подведомственного региону госсектора; обеспечение на льготных условиях совместного с подведомственными организациями госсектора проведения НИОКР на льготных условиях; участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий; ограниченное регулирование ценообразования; частичное обеспечение дефицитными сырьем и материалами; предоставление выгодных региональных госзаказов; упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, в том числе в сфере  внешнеэкономических операций; юридический и экономический льготный консалтинг; содействие в подготовке кадров и развертывание  государственной сети подготовки  специалистов для работы в условиях рыночной экономики; обеспечение правовых льгот

1. Шамхалов Ф. «Государственная поддержка малого предпринимательства»

Экономист – 1997, №10

предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах

свободного предпринимательства и т. п.; содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.

        Для решения широкого круга проблем становления малого бизнеса       принята государственная программа поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 годы. Она утверждена Постановлением Правительства РФ № 697  3 июля 1998 г.  

      Целью данной программы является решение стратегической задачи      повышения политической,  экономической и социальной стабильности в      российском  обществе.  Решение  этой   задачи   требует   создания      благоприятных  правовых  и  экономических условий для интенсивного      развития  малого  предпринимательства.  Малое  предпринимательство      способствует   формированию   рыночной   структуры   экономики   и      конкурентной  среды,  налогооблагаемой  базы  для  бюджетов   всех      уровней.  Путем  создания  новых  предприятий и рабочих мест малое      предпринимательство  обеспечивает  занятость  населения,  насыщает      рынок разнообразными товарами и услугами.

      Основными направлениями Федеральной программы являются:

-      Первое направление включает подготовку законодательных и  иных  нормативных  правовых актов,  устанавливающих предельно упрощенный  (заявительный)      порядок      регистрации,       лицензирования   предпринимательской деятельности,  новые системы налогообложения и    бухгалтерского  учета,  порядок  допуска   малых   предприятий   к    реализации  на  конкурсной  основе государственных и муниципальных    заказов  на  поставку  (закупку)  продукции  и  услуг;   поддержку  отечественных     производителей;     обеспечение    качества    и    конкурентоспособности   товаров   (услуг),   производимых   малыми  предприятиями;  предоставление  малым предприятиям жилых и нежилых   помещений  в  результате  реструктуризации  крупных   предприятий;    защиту   от   рэкета   и   других  посягательств  на  безопасность  функционирования малых предприятий;  преодоление  административных   барьеров при создании и функционировании малых предприятий.

-   Второе направление включает формирование региональных  центров      поддержки  предпринимательства   на базе      существующих структур  для  обеспечения  широкого  спектра  услуг,      включая   услуги   в  сфере  безопасности,  финансов,  информации,      консалтинга,  стандартизации  и   иные.   Предусмотрено   создание      информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения      юридического   и   делового   характера   (о   законах,   налогах,      конкурентах,   клиентах,  состоянии  рынка).  Намечено  проведение    круглых столов "Бизнес и бюрократия", информационных кампаний.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.