на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Основы внешнеэкономических связей


Сущность международного разделения труда проявляется в диалектическом единстве двух процессов в производстве: расчленения и объединения. Производственный процесс расчленяется на относительно самостоятельные обособленные одна от другой фазы, концентрируется на отдельных стадиях производства,  на определенных территориях в отдельных странах. Одновременно происходит объединение отделившихся производств, устанавливается взаимодействие  между ними.

Следует различать три основных типа международного разделения труда:

1.  Общее  - это  разделение по сферам производства (добывающая, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство). Специализация обуславливается наличием соответствующих природно-климатических условий. Такая специализация делит страны экспортеры-импортеры на индустриальные, сырьевые, аграрные.

2.  Частичное - это разделение труда, которое предполагает специализацию на определенных отдельных отраслях  производства, видах готовой продукции. Оно обуславливает увеличение межотраслевого обмена готовыми изделиями, диверсификацию производства и экспорта. Диверсификация есть увеличение видов и  наименований продукции и услуг, предназначенных на экспорт.

3.  Единичное - это разделение труда, которое предполагает специализацию различных стран на изготовление отдельных узлов, деталей, агрегатов и компонентов продукции, на технологических стадиях промышленного производства.

Три типа международного разделения труда могут сочетаться.

Под влиянием международного разделения труда экономические связи между странами переходят от традиционной торговли  к международной специализации и кооперированию производства, совместного строительства предприятий, совместной эксплуатации предприятий на международных условиях. Создаются международные хозяйственные организации.

Следует отметить, что международное разделение труда как экономическая категория неотъемлемо и взаимообусловлено с такими понятиями как международная специализация и кооперирование производства, которые являются элементами и составляют существо международного разделения труда.

Международная специализация производства - это такая форма разделения труда между странами, при которой происходит дифференциация национальных производств, отделение в самостоятельные технологические процессы, в отдельные отрасли и подотрасли изготовления однородных продуктов труда сверх внутренних потребностей. Она может быть предметная (изготовление готовых продуктов),  подетальная  (изготовление компонентов продуктов) и технологическая или стадийная (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов).

Международная кооперация производства - это форма международного разделения труда, при которой труд работников разных стран непосредственно соединяется в повседневном взаимодействии в одном и том же либо в разных, но взаимосвязанных между собой процессах производства.

Основными признаками международного производственного кооперирования являются следующие:

-     предварительное согласование сторонами условий совместной деятельности;

-     координация деятельности предприятий-партнеров в определенной сфере;

-     наличие как субъектов производственного кооперирования фирм из разных стран;

-     закрепление в договоре главных объектов кооперирования (готовых изделий, компонентов продуктов и соответствующей технологии);

-     распределение между партнерами заданий в рамках согласованной программы, закрепление среди них производственной специализации;

-     взаимная или односторонняя поставка товаров для реализации производственных программ в рамках кооперирования.

Таким образом, на основе международного разделения труда формируются и развиваются международные экономические связи определяющие объем, структуру и содержание внешнеэкономической деятельности, в результате которой реализуются экономические интересы субъектов этой деятельности.

Контрольные вопросы и задания

1.  Дайте определение понятию “внешнеэкономические связи” и “внешнеэкономическая деятельность” и объясните как они соотносятся между собой.

2.  Какие объективные предпосылки определяют развитие экономических связей между государствами в историческом и современном аспектах?

3.  В чем состоит содержание системы экономических интересов мирового хозяйства?

4.  Раскройте структуру системы экономических интересов мирового хозяйства.

5.  Какие особенности субординации экономических интересов мирового хозяйства?

6.  Почему международное разделение труда является основой внешнеэкономических связей?

7.  Раскройте основные типы международного разделения труда.

8.  Что такое международная специализация производства?

9.  Назовите основные признаки международного производственного кооперирования.


Тема 2. Экономическое содержание и структура мирового рынка

Приступая к изучению этой темы, необходимо уяснить понятие “мировой рынок”. В общем понимании рынок - это такая структура, которая дает возможность покупателям и продавцам осуществлять операции по обмену товарами и услугами и устанавливать на них соответствующие цены. Такое определение рынка основывается на понятиях, отражающих  проявление, поверхностную сторону экономических явлений.

Существенным, общим для всех рыночных операция является то, что покупатели и продавцы вступают между собой в определенные экономические отношения, основанные на экономических интересах сторон. Отношения возникают также между конкурирующими между собой продавцами, покупателями конкретного вида товаров.

Независимо от покупателя и продавца на рынке выступают также индивиды, фирмы и организации, которые способствуют обмену товарами и услугами. Это посредники. Они также вступают в отношения как с покупателями-продавцами, так и между собой. Реализация экономических интересов участников рынка возможна только при определенных условиях. Основным условием успешного функционирования рынка является равенство возможностей партнеров в реализации своих интересов.

Таким образом, мировой рынок представляет собой систему международных экономических отношений по поводу установления цены и обмена товарами и услугами, а также обеспечения функционирования инфраструктуры рынка, включающей посредническую деятельность, кредитные, валютно-финансовые, страховые и другие операции.

Развитость и объем мирового рынка определяется уровнем международного разделения труда и степенью интернализации воспроизводственных комплексов стран мирового содружества.

Наряду с традиционным обменом товарами научно-технический прогресс приводит к возникновению  и развитию новых форм обмена техническими знаниями, лицензиями и патентами, технологическими процессами, “ноу-хау”.

В мировом хозяйстве складывается мировой рынок товаров, материализованных в виде продуктов, и мировой рынок услуг, которые, как правило, не имеют вещественной формы, но только частично могут быть материализованы в виде документов, проектов, компьютерных программ, кинолент, произведений живописи и т.д. По нашему мнению эти материальные элементы услуг необходимо рассматривать как форму передачи услуги, а не ее содержание. Действительно, стоимость картины гениального художника составляют не стоимость полотна, краски, а воплощенные в художественном произведении духовный мир его творца и талант автора передать этот мир человечеству.

Бесчисленное множество наименований товаров и услуг по их назначению, свойствам, особенностям ценообразования и формам обмена привело к формированию на мировом рынке отдельных структурных образований, секторов, специфических рынков, составляющих структуру мирового рынка.

В общем виде на мировом рынке можно обособить рынок товаров, рынок услуг, рынок рабочей силы, рынок капиталов.

На мировом рынке товаров различают секторы топливно-сырьевых, сельскохозяйственных, промышленных товаров.

Сырьем или сырым материалом называют исследованные, разведанные и добытые природные богатства. Они составляют материальную основу продукта, являются основными материалами. Все виды сырья, которые потребляются современной промышленностью подразделяются на две большие группы: промышленное сырье и сельскохозяйственное сырье. Промышленное сырье делится на сырье минерального происхождения и полученное искусственным путем.

В международной практике к сельскохозяйственному сырью часто относят продовольственные ресурсы, продукты животноводства, рыболовства, сырье для пищевой промышленности и т.п.

Промышленными товарами является продукция добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности. Однако, в международной торговле все природные материалы, которые после добычи глубоко не обрабатывались, относятся к сырьевым материалам производственного назначения. К промышленным товарам относятся, главным образом, готовые изделия. Промышленные товары, предназначенные для потребления в других отраслях промышленности, называют товарами производственного назначения (металлопрокат, технологическое оборудование, узлы, детали и т.д.). Промышленные товары, предназначенные удовлетворять индивидуальные потребности, т.е. для личного потребления, называют товарами широкого потребления. Третья группа промышленных товаров призвана удовлетворять социально-бытовые потребности общества (обеспечение обороноспособности, охраны окружающей среды, образования, здравоохранения и т.п.).

Международная торговля услугами имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, услуга есть любое мероприятие или выгода,  которые одна сторона может предложить другой, и которые, в основном, не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Во-вторых, услуги в отличие от товаров, производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению. Это обуславливает, как правило, необходимость того, чтобы производитель услуг  находился, как правило, в стране, где они потребляются, или потребитель услуг был в стране, где они производятся. Однако, современные средства связи, развитая информационная  мировая система позволяют все больше предоставлять услуги на значительных расстояниях. В-третьих, международная торговля услугами тесно связана с торговлей товарами, миграцией рабочей силы, вывозом капитала. Для поставки товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа товарных рынков и кончая техническим обслуживанием проданных товаров. Вывоз капитала, кредитование, миграция рабочей силы также невозможны без финансовых, информационных, транспортных и других услуг. Одновременно рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.  В-четвертых, не все виды услуг могут быть предоставлены на уровне международного обмена (коммунальные, бытовые).  В-пятых, услуги являются товаром, который в силу своей специфики не проходит через таможенных контроль и не может быть оформлен грузовой таможенной декларацией.

Поступающие на внешний рынок услуги образуют мировой рынок услуг, который распадается на более узкие рынки: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультативных услуг, объектов капитального строительства, транспортных услуг.

Примерно 1/4  международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около 1/4  составляет туризм. Из прочих услуг следует отметить быстрорастущую торговлю современными услугами, связанную прежде всего с обменом научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, “ноу-хау”, инженерно-консультативными и другими услугами).    

После любой внешнеторговой операции проданный товар попадает в сферу международного обращения. С помощью транспорта товар перемещается с места его производства в место его потребления.  Транспортировка товара является особым видом услуг. Транспорт как бы продолжает процесс производства товара в сфере обращения, прибавляя к его первоначальной стоимости (цене) стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время процесса перемещения.

Транспортные затраты слагаются  из следующих элементов: подготовка товара на складе отправителя, его  упаковка, затоваривание, маркировка; хранение груза на складах и в пунктах перегрузки и перевалки; погрузочно-разгрузочные работы, стивидорные в пунктах отправления, назначения, перевалки; транспортировка грузов на отдельных видах транспорта от пункта отправления до пункта назначения; транспортно-экспедиторское обслуживание, оплата таможенных пошлин и сборов; страхование груза; аренда транспортного оборудования и перегрузочных средств, захватных приспособлений. Размер транспортных затрат зависит от базисных условий поставки товара. Международная торговая практика выработала разные типы базисных условий поставки товаров.

В 1980 году Международная торговая палата издала правила по толкованию 14 базис-условий поставки “Инкотермс -1980”. Общим для всех базисных условий является то, что они:

1. регламентируют обязанности сторон по обеспечению транспортировки товаров на различных этапах от склада отправителя до склада потребителя;

2.  предусматривают порядок распределения транспортных затрат;

3.  определяют условия перехода на покупателя риска случайной гибели или порчи товара в пути следования;

4.  содержат обязанности покупателя и продавца по оформлению лицензий на вывоз-ввоз товара, оплате сборов и налогов, информационному обеспечению о подаче тоннажа, доставке груза и другим вопросам.

 Условия поставок товара регулируют отношения между покупателем и продавцом товара. Отношения с перевозчиком регулируются отдельным договором.

В международных транспортных операциях большую роль играют посредники, которые занимаются доставкой груза до и из магистрального транспорта, его перегрузкой, хранением на складах, оформлением документов, обеспечением разнообразных потребностей участников транспортного процесса, обслуживанием транспортных средств и т.п.

В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижный состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили, трубопроводы) , а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции и автостанции, грузовые терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран.

При перевозке внешнеторговых грузов широко используются транспортно-технологические системы. Это комплекс целенаправленных и взаимосогласованных технических, технологических, экономических, коммерческо-правовых и организационных решений в сфере производства, торговли, транспортировки товаров, перевозимых от поставщика до получателя на конкретных направлениях транспортной сети. В настоящее время в эксплуатации находится следующие транспортно-технологические системы: пакетная, контейнерная, ролкерная, лихтеровозная, паромная, высокоскоростная и смешанного “река-море” плавания.

Все участники процесса транспортировки внешнеторговых грузов на всех этапах и операциях вступают между собой в экономические отношения с целью реализовать свои экономические интересы. Рассматриваемые как элементы общей системы, эти отношения представляют собой сущность рынка транспортных услуг.

Естественно, этот рынок распадается на отдельные секторы по видам транспорта. Развитие системы взаимоотношений между участниками процесса перевозки грузов на различных видах транспорта проходило под большим влиянием морского торгового судоходства. Профиль подготовки специалистов в нашем университете также связан с водным транспортом. Поэтому при изучении рынка транспортных услуг в международном сообщении внимание студентов естественно необходимо сосредоточить на мировом фрахтовом рынке.

В международном судоходстве сложились две формы организации перевозок - линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная).

Линейное судоходство - специфическая форма транспортных услуг, при которой перевозчик организует между установленными портами регулярную доставку генеральных грузов сборными отправками по заранее объявленному расписанию, используя для всех отправителей стандартный договор морской перевозки (коносамент) и стабильные цены.

Трамповое судоходство - морское судоходство, при котором работа грузовых транспортных судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки, не ограничено определенным видом грузов, а цена перевозки (фрахт) устанавливается по соглашению сторон.

Существует представление, что фрахтовый рынок - это сфера обращения транспортных услуг в области торгового мореплавания, оказываемых трамповым тоннажем. Он охватывает все океанские и связанные с ними морские бассейны мира и делится на секции, каждая их которых объединяет географический район массовой отгрузки определенных грузов. Для каждой секции характерны также определенные направления перевозок и типы судов. Секции фрахтового рынка связаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Существует десять секций фрахтового рынка: североевропейская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, североафриканская, североамериканская, южноафриканская и южноамериканская. С точки зрения доступа для владельцев судов и фрахтователей фрахтовый рынок делится на открытый и закрытый. На закрытом используются суда торгово-промышленных монополий и государственных организаций. На открытом - транспорт общего пользования. По типам фрахтуемых судов рынок подразделяется на сухогрузный, наливной и танкерный. В свою очередь, сухогрузный тоннаж подразделяется на рефрижераторный, контейнерный, ро-ро и лесной.

В то же время предоставление перевозочных услуг линейным тоннажем необходимо рассматривать как специфическую секцию мирового рынка транспортных услуг. Здесь также представлены покупатель и продавец услуг, отношения между ними регулируются спросом и предложением, несмотря на монополистический характер многих линейных конференций (объединений судовладельцев) в линейных перевозках идет открытая и скрытая конкуренция.

Как было отмечено выше мировой рынок услуг представлен прежде всего услугами, связанными преимущественно с обслуживанием производственных процессов. Среди других услуг наиболее заметную роль в международном обмене играют социальные услуги (образование, здравоохранение, физкультура и спорт, туризм и другие), а также культура и искусство.

Различают три основных вида международного туризма: рекреационный, научный и деловой. Обмен в области образования осуществляется преимущественно по линии высшей школы. Основными его формами являются обмен опытом и информацией; преподавателями и научными сотрудниками, аспирантами и студентами; согласование подходов к процессу обучения, специальная исследовательская деятельность; создание интернациональных рабочих коллективов. Успехи в здравоохранении и образовании в ряде стран все больше привлекают туда иностранцев на лечение и учебу. Высокий уровень культуры и искусства страны увеличивает ее доходы от гастролей и проката фильмов за границей, а быстрое развитие туризма способствует обеспечению занятости населения в отраслях розничной торговли, общественного питания, гостиничного хозяйства, в музеях и учреждениях культуры.

Мировой рынок рабочей силы основываются на миграции свободных тружеников как особой форме экспорта и импорта рабочей силы. Миграция рабочей силы - специфическая составляющая система международных экономических отношений. Она находит косвенное отражение в платежных балансах, стран-экспортеров и импортеров рабочей силы. Считается, что масштабы экспорта рабочей характеризуются денежными переводами эмигрантов и объемами ввезенных ими из-за границы товарами, которые рассматриваются как своеобразная плата за экспортируемый товар - рабочая сила. Переводы эмигрантов составляют во многих странах значительную часть валютных поступлений. Для некоторых развивающихся стран они стали одним из основных источников валюты. В последние годы эти явления стали характерными для постсоциалистических стран, в том числе и для Украины.

Исторически сложились четыре мировые рынка рабочей силы: район нефтедобывающих стран Ближнего Востока, в странах Западной Европы, в США и в Латинской Америке (Аргентине).

В странах экспортерах и импортерах рабочей силы действует развитая сеть специализированных посреднических фирм по миграции рабочей силы. В Одессе функционируют десятки компаний, фирм, которые занимаются крюингом-наймом моряков для работы на судах иностранных владельцев.

Интернационализация хозяйственной жизни усиливает перемещение между странами не только товаров, услуг, рабочей силы, но и капиталов.

Движение товаров и капиталов через национальные границы существенно отличаются один от другого. При реализации товара за границей происходит только смена собственника.

Внешняя торговля сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала представляет собой одностороннее перемещение за границу стоимости в товарной или денежной форме, имея целью получение предпринимательской прибыли или процентов. Соответственно различаются предпринимательский и ссудный капитал.

Вывоз предпринимательского капитала представляет собой долгосрочные заграничные инвестиции, направленные на создание за границей филиалов, совместных предприятий. В этом случае обеспечивается контроль за ними со стороны инвестора, а капиталовложения называются прямыми иностранными инвестициями.

Движение ссудного капитала в сфере внешнеэкономических связей выступает в виде международного кредита. В узком значении международный кредит - это ссуда в денежной или товарной форме, которая предоставляется кредитором одной страны заемщику из другой страны на условиях срочности, возвратности и уплаты процентов. В широком значении это понятие включает в себя также заграничные портфельные инвестиции - вложение капитала в иностранные облигации, акции заграничных предприятий и другие ценные бумаги с целью получения дохода, а не установления контроля за хозяйственной деятельностью заемщика.

Мировой рынок ссудных капиталов непосредственно  выступает как совокупность спроса и предложения на ссудный капитал заемщиков и кредиторов разных стран. По своему функциональному назначению он является механизмом аккумуляции и перераспределения финансовых ресурсов во всемирном масштабе. Превращение больших денежных средств в ссудный капитал и их перераспределение между странами через рыночный механизм усиливают процесс интернализации производства.

В зависимости от экономического содержания операций на мировом рынке ссудных капиталов его можно разделить на два основных сектора: мировой денежный рынок и мировой рынок капиталов.

Первый из них объединяет спрос и предложение ссудного капитала, который функционирует как международное покупательное и платежное средство. Аккумулированные на нем предоставленные денежные средства и ссуды носят краткосрочный характер. Они предназначены для обслуживания сферы обращения, главным образом международной торговли.

Во втором секторе ссудный капитал выступает не как деньги, а как самовозрастающая стоимость. Он предоставляется на длительный срок и в значительной мере используется на финансирование капитальных вложений. Мировой рынок капиталов обслуживает тем самым процесс расширенного воспроизводства во всемирном масштабе.

Мировой рынок ссудных капиталов имеет особую институационную структуру. Ее составляют транснациональные банки, финансовые компании, фондовые биржи и другие кредитно-финансовые учреждения.

Таким образом, мировой рынок представляет собой систему экономических отношений по поводу ценообразования и обмена товарами, услугами, рабочей силой, перемещения капитала  на международном уровне. Разнообразие предметов обмена между странами обуславливает его разветвленную, многоступенчатую структуру.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1.Раскройте понятие “мировой рынок”.

2.Что составляет содержание мирового рынка?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.