на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Организация труда в магазине


Согласие бригады о принятии материальной ответст­венности без проведения инвентаризации оформляется протоколом собрания членов бригады или их соответст­вующей подпиской.

При смене бригадира или при уходе его в очередной от­пуск инвентаризация проводится обязательно. Ее прове­дение обязательно и при возвращении бригадира из от­пуска, если бригада состоит из двух человек. В других случаях проведение инвентаризации обязательно, если этого требует администрация, бригадир или члены брига­ды (в письменном виде).

При обнаружении в магазине недостачи или порчи това­ров члены бригады несут не солидарную, а долевую ответст­венность. Если же установлена виновность отдельных членов бригады в причинении ущерба, то остальные члены освобождаются от материальной ответственности. Бригада не не­сет ответственности за ущерб, происшедший не по ее вине.

Члены бригады имеют право участвовать в обсуждении вопросов организации работы бригады, состава ее членов, назначения бригадира и его заместителя, приема новых членов в бригаду. Они вправе потребовать при необходимо­сти проведения внеочередной инвентаризации ценностей, за которые несет ответственность бригада. С ведома руко­водителей бригада имеет право самостоятельно проводить проверки ценностей, находящихся в подотчете. Бригада вправе заявить отвод тем членам коллектива, которые, по ее мнению, не в состоянии выполнять порученную работу и обеспечить сохранность товарно-материальных ценностей.

Бригадная форма материальной ответственности позво­ляет рациональнее использовать рабочее время работников магазина, способствует ускорению обслуживания покупа­телей. Внедрение бригадной материальной ответственно­сти способствует также воспитанию у работников магази­на чувства честного и добросовестного отношения к работе, содействует укреплению трудовой дисциплины.

В системе потребительской кооперации применяется, в основном, полная материальная ответственность. Договор о заключении такой формы ответственности подписывают отдельные материально ответственные лица и члены бри­гады с одной стороны, и руководитель потребительского общества.

         

1.2. Режим работы и условия труда в магазине

              Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распределение товарооборота по часам дня, дням неделе, сезонам. При этом следует также учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу.

    Согласованности режима работы магазина с режимом  труда и отдыха его работников достигают путем разработки рациональных графиков выхода на работу. Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичности чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. Следует предусматривать время на подготовительно-заключительные операции. Графики должны соответствовать изменению покупательских потоков в различные часы дня и дни недели.

    В рабочее время включается время, затрачиваемое на подготовительно-заключительные операции. Так, для продавца это время слагается из затрат времени на получение и подготовку товаров к продаже, их размещение и выкладку, подготовку инвентаря и упаковочного материала, проверку весоизмерительного оборудования, подсчет чеков, уборку инвентаря, упаковочных материалов, передачу товарно-материальных ценностей и т.д. На эти операции отводится, как правило, не менее 15-30 мин, но не более 60 мин в смену.

    При семичасовом рабочем дне устанавливают шестидневную рабочую неделю с одним выходным днем. В магазине с восьмичасовым рабочим днем продолжительность  рабочей недели составляет обычно пять дней с двумя выходными днями.  Общая продолжительность рабочего времени  за неделю – 40 ч.

    Если в магазине полуторасменный режим работы (11 ч в день), то для работников устанавливается рабочий день продолжительностью 8 ч с двумя выходными днями. В исключительных случаях, когда невозможно установить рабочий день нормальной продолжительности, для продавцов и контролеров-кассиров разрешается применять суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность рабочего дня не должна превышать 11 ч 30 мин при обязательном предоставлении отдыха на следующий день. Общее количество рабочих часов в месяц должно быть такое же, как и других работников. Перевод работников на суммированный учет рабочего времени осуществляется по согласованию с профсоюзным комитетом.

    В том случае, если магазин работает в полторы или две смены и в течение дня имеет неравномерный поток покупателей, то для всех работников может устанавливаться ленточный график выхода на работу. Такой график предусматривает выход на работу не всех работников одновременно, а группами в разные часы дня. Чаще всего такие графики применяются в продовольственных магазинах.

    Расчет плановой численности работников производится с учетом режима работы предприятия. При этом учитываются коэффициенты увеличения численности, необходимой для замены временно отсутствующих работников (отпуск, болезнь). При планировании численности продавцов, кассиров, контролеров-кассиров определяют явочную и среднесписочную численность. При расчете численности этих работников используется показатель условного рабочего места. При его определении могут быть взяты показатели средней площади одного условного рабочего места (в продовольственной торговле – 20 кв. м, в непродовольственной – 21,5 кв.м). В явочную численность входят работники, которые ежедневно должны быть на работе в течение рабочего времени с учетом времени, затрачиваемого на подготовительно-заключительные операции. Расчет явочной численности производится по формуле:

Чя = [Рм * (Тр+Тпз)] / Тм,

где Чя – явочная численность работников, чел;

Рм – условное количество рабочих мест, ед.;

Тр – время работы магазина в неделю, ч;

Тпз – время заключительно-подготовительных операций, ч;

Тм – плановая продолжительность рабочей недели одного работника, ч.

    Для расчета среднесписочной численности используется формула:

Чсс = Чя * Тнф / Тпф,

где Чсс – списочная численность работников, чел.;

Чя – явочная численность работников, чел.;

Тнф – полное число рабочих дней на одного работника в год (номинальный фонд);

Тпф – плановый полезный фонд рабочего времени на одного работника в год.

    Рассчитанная среднесписочная численность продавцов может быть уменьшена с учетом того, что часть их работы может выполняться заведующими отделами, их заместителями. Численность работников мелкорозничной сети определяется с учетом режима их работы. Но при этом следует иметь в виду, что при определении численности продавцов и кассиров целесообразно учитывать и такие факторы, как интенсивность покупательских потоков, спрос населения, его сезонность, а также применение современных технологий продажи товаров.

    На основе расчета плановой численности работников составляется штатное расписание и производится расчет фонда заработной платы. Штатное расписание представляет перечень всех должностей с указанием количества работников и предусмотренных ставок и окладов (при тарифной системе оплаты труда) либо коэффициентов возрастания заработной платы (при бестарифной системе оплаты труда).

    В торговле рынок труда имеет свои особенности, которые выражаются в следующем:

-     потребность в работниках торговли растет более быстрыми темпами по сравнению с другими отраслями, что свидетельствует о повышении значения торговли в условиях развивающегося рынка;

-     торговля привлекает большое число работников из других сфер, поэтому здесь работает много людей без специальных знаний, но имеющих опыт работы в различных отраслях экономики;

-     привлекательность труда в торговле обусловлена более высокой доходностью по сравнению с другими отраслями;

-     потребность в рабочих профессиях  в торговле имеет свою специфику, обусловленную тем, что выявляется устойчивая тенденция спроса  на молодых работников. Эта тенденция рынка труда в торговле ставит задачу создавать новый мотивационный механизм стимулирования труда.

Совершенствование организации труда в магазине не­разрывно связано с улучшением условий труда работни­ков, которые в значительной мере определяют их работо­способность и утомляемость. Добиться улучшения условий труда можно внедрением средств механизации тяжелых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиенических, бытовых и эстетических условий труда, обеспечением ох­раны труда и строгим соблюдением техники безопасности.

Улучшению условий труда работников магазина во мно­гом способствует широкое применение тары-оборудования для доставки товаров в розничную торговую сеть, внедре­ние средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и внутримагазинного перемещения товаров, механизация операций, связанных с подготовкой товаров к продаже и их отпуском, а также учетно-вычислительных операций.

Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В торговом зале и других по­мещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в хо­лодный период года должна быть в пределах 17-22°'С, в теплый период — не превышать 28°С. Согласно санитар­ным нормам скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года может быть в пределах от 0,3 до 0,5м/с, в холодный — не более 0,3м/с. Превышение этих норм может привести к возникновению простудных забо­леваний работников магазина. Система вентиляции и ото­пления должна предусматривать равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влаж­ность воздуха в холодный и переходный периоды года не должна превышать 75%, в теплый период года она может быть в пределах от 55% (при 28°С) до 75% (при 24°С). /4, стр. 572/

Особые требования предъявляются к освещению мага­зинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интен­сивным, но не ослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фактический цвет товаров. Рабочие места фа­совщиков, продавцов гастрономических товаров, контро­леров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интен­сивнее, чем остальная часть торгового зала.

В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать Юмг/м3. Снизить концен­трацию пыли можно при помощи вытяжной вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют пылесосы.

Неблагоприятное воздействие на организм человека ока­зывает шум. Он приводит к переутомлению работников, развитию различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического оборудования. Шум оказывает от­рицательное воздействие не только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.

Улучшению условий труда работников торговли, повы­шению культуры обслуживания покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических усло­вий труда. Магазины должны располагать необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми по­мещениями.

На производительность труда работников магазина, ка­чество обслуживания покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его коллективе. Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное отношение работников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом зависит от характера и стиля руководства коллективом магазина.

 

1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина

  Заработная плата является частью дохода собственника торгового предприятия, расходуемого для оплаты труда наемного работника в соответствии с условиями найма. Организация заработной платы включает следующие элементы: тарифную систему, формы и системы оплаты труда.

    Организация заработной платы в торговле осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) стимулирующая функция оплаты труда. Этот принцип организации заработной платы предполагает установление относительного уровня заработной платы в зависимости от количества, качества и результатов труда;

2) дифференциация окладов в зависимости от объемов работ, квалификации работника, условий труда. Дифференциация оплаты труда тесно связана с сегментацией рынка труда, регулирующей уровень оплаты труда различных категорий работников.

В условиях различных организационно-правовых форм собственности торговые предприятия получили самостоятельность в выборе порядка оплаты труда. Они самостоятельно определяют не только численность работников, но и формы оплаты труда.   Существует повременная, сдельная и гибкая системы                                оплаты труда (рис. 1).

Системы оплаты труда
Повременная Сдельная Гибкая
Простая повременная Прямая сдельная Остаточная
Повременно-премиальная Сдельно-премиальная Бестарифная
Повременная с контролируемой выработкой Сдельно-прогрессивная Контрактная
Система плавающих окладов Комиссионная

Рис. 1. Формы и системы оплаты труда

    При повременной оплате труда заработная плата работнику начисляется в соответствии с окладом за фактически отработанной время. Сдельная система представляет собой оплату в зависимости от объема работ по установленным расценкам. В последнее время получили широкое распространение гибкие системы, в которых  заработная плата увязывается с конечным результатом.

    Сдельная оплата труда в зависимости от способа учета выручки и поощрения имеет следующие системы: прямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, комиссионную.

    Гибкие системы оплаты труда в современных условиях тесно увязываются с конечными результатами деятельности предприятия. Широко применяется остаточная системы, при которой заработная плата работников находится в тесной связи с суммой полученной прибыли как в отдельном подразделении (отделе, секции), так и в целом на предприятии. Такая система оплаты труда способствует возникновению профессиональной конкуренции между работниками, что, в свою очередь, влияет на культуру обслуживания. При этой форме оплаты труда каждому работнику устанавливается оклад и по каждой секции определяется сумма прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты всех налогов. Расчет издержек производится по каждой секции (расходы на оплату труда, затраты по аренде, по инкассации, по содержанию помещений и общефирменные расходы). После этого рассчитывается коэффициент соотношения прибыли и заработной платы. Внутри секции сумма сверхтарифной части распределяется самостоятельно.

    Для повышения трудовой активности персонала широко используется система материального стимулирования, в которой используются различные формы – премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности, доплаты и надбавки, различные единовременные поощрения за результаты труда и социальные выплаты. На предприятиях разрабатывается положение о материальном стимулировании, которое содержит общие положения, порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий, правила выплаты надбавок за выслугу лет.     Основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятия за отчетный месяц.

    Структура и численность персонала на торговых предприятиях в значительной степени зависят от форм собственности. В связи с этим выделяют работников – собственников имущества и наемных работников. На приватизированных предприятиях, как правило, наблюдается сокращение численности персонала и упрощение его структуры. Этому способствуют более интенсивный труд работников и их заинтересованность в получении доходов от прибыли.

    При анализе численности персонала, использования рабочего времени и производительности труда различают списочную, явочную и среднесписочную численность.

    Списочная численность – это  численность всех работников, состоящих в штате предприятия на определенную дату. В списочный состав включаются все работники, принятые на постоянную, сезонную или временную работу.

    Явочная численность – это минимальное количество персонала, которое должно обслуживать торгово-технологический процесс.

    Среднесписочная численность – это численность персонала, определяемая в среднем за соответствующий период (месяц, квартал, год).

    Анализ численности персонала производится во взаимосвязи с анализом  производительности труда, которая характеризует эффективность использования трудовых ресурсов. В процессе изучения  численности и состава  работников анализируется их динамика, а также изменение по периодам.

    Для характеристики эффективности использования трудовых ресурсов могут использоваться следующие показатели: /4, стр. 570/

-     численность прошлого и отчетного годов (Чо, Ч1);

-     товарооборот прошлого и отчетного годов (То, Т1);

-     производительность прошлого и отчетного периодов (выработка одного работника – Во, В1).

    При анализе производительности труда рассматривают товарооборот на одного работника в целом по предприятию, в том числе на одного работника торгово-оперативного персонала. При этом целесообразно учитывать влияние таких факторов, как изменение структуры товарооборота, состава торговой сети, цен и т.д.

    Влияние на численность работников изменения объема товарооборота и выработки определяется с помощью способа цепной подстановки, введя показатель расчетной численности (Чр).

Чо = То / Во

                                                              Чр - Чо

Чр = Т1 / Во                                                                                                  Ч1 - Чо

                                                               Ч1 - Чр

Ч1 = Т1 / В1

     Численность персонала зависит от трудоемкости товарооборота, его структуры, внутригруппового ассортимента реализуемых товаров. Увеличение трудоемкости товарооборота требует дополнительной численности работников. Ее прирост за счет изменения трудоемкости (DЧтр) реализуемых товаров можно определить по формуле:

DЧтр = Ч1 – Т1 / (В1 *Jmp),

где Jmp – индекс трудоемкости./4, с. 172/.

    Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности используют натуральные показатели.

    Существенным моментом в анализе производительности труда является исчисление ее влияния на увеличение объема товарооборота. Для определения влияния изменения производительности труда на прирост товарооборота производятся расчеты по следующим формулам:

D Тч = (D Ч / D Т) * 100,

где D Тч – прирост товарооборота за счет прироста численности;

D Ч – прирост численности, %;

D Т – прирост товарооборота, %.

D Тп = 100 - D Тч,

где D Тп – прирост товарооборота за счет повышения производительности труда./4, с. 173-174/.

    Критериями оценки эффективности использования трудовых ресурсов является рост трудовых доходов работников, с одной стороны, и рост прибыльности их труда для предприятия, с другой. Доходность труда в торговле имеет важное социальное значение, так как продажа товаров должна не только приносить прибыль, но и способствовать повышению качества услуг, оказываемых в торговле. В некоторых случаях для расширения ассортимента и привлечения покупателей  торговые предприятия идут на продажу низкорентабельных и даже убыточных товаров. Но  в целом реализация товаров должна быть  прибыльной. Оценка прибыльности труда работников может быть выражена коэффициентом, рассчитываемым по формуле:

Кпт = D ЧП / D ФП,

где Кпт – коэффициент прибыльности труда работника;

D ЧП – прирост чистой прибыли на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.;

D ФП – прирост фонда  потребления на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.    Прибыльность труда можно рассчитать не только в целом по предприятию, но и по отдельным секциям и даже по рабочим местам./4, с.176-177/.


2. Организация трудовых процессов в магазине

2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели

    

Акционерное общество супермаркет «Звездный» является закрытым акционерным обществом, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда не используется форма открытой подписки на эмитируемые обществом акции, и они не могут свободно продаваться и покупаться. Местонахождение г. Екатеринбург, ул. Сурикова, 51.

 

Основные экономические показатели деятельности ЗАО

¢¢Звездный¢¢ представлены в табл. 1.

Экономические показатели ЗАО ¢¢Звездный¢¢  ( в тыс. руб.)

   Таблица 1

Показатели 2000 2001
абсолютная величина в %  к  2000 г.
1. товарооборот 667822 458944 68,7
2. валовой доход 60384 74309 123,1
3. издержки обращения 55614 67143 120,7
4. прибыль от реализации 5349 1181 22,1
5.сальдо от внереализационных операций - 577 5985 не сравнимо
6. валовая прибыль 4770 7166 150,2
7. прибыль чистая 4265 7166 168
8.рентабельность (от прибыли чистой), % 0,63 1,56 250
9. рентабельность (от прибыли от реализации), % 0,8 0,26 32,1
10.эффективность коммерческой работы, % 7,7 10,7 139

.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.