на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Методика организации тематических выставок в школе


§ 2 СОСТАВЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО И ТЕМАТИКО-   ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПЛАНОВ. СБОР ЭКСПОНАТОВ.

После того как определились тема выставки и ее примерный объем, можно приниматься за составление тематического и тематико-экспозиционного планов. Чтобы выставка пользовалась вниманием у учащихся, была им полезна, необходимо учитывать ее актуальность и своевременность. Скажем, к «книжкиной неде­ле» рекомендуется развернуть выставочную экспозицию, расска­зывающую о книжных новинках, о писателях, художниках-иллюстраторах. Один из стендов может быть посвящен, например, школьному литературному кружку, творчеству юных прозаиков и поэтов.

Конечно, такая выставка всегда будет уместна в школе. Но все же на наибольший резонанс можно рассчитывать тогда, когда все готовятся к празднику, в атмосфере всей школьной жизни ощущается повышенный интерес к книге.

Кроме актуальности темы выставки, важно учесть материаль­ные и исполнительские возможности. Надо помнить также, на какой возраст в основном рассчитана выставка, так как ее художественно-образное решение не может быть одинаковым и для учащихся начальной школы, например, и для старшеклас­сников. В учете всех этих требований и состоит деловой подход, гарантирующий от неожиданных и неприятных сюрпризов, от

срывов в работе.

На первом этапе создания выставки необходимо составить тематический план экспозиции, то есть определить, из каких частей она сложится в целом, в какой последовательности будут размещены отдельные экспонаты. Наиболее удачно получится, если располагать, возможно, более полными сведениями литера­турного, документального, изобразительного характера.

На листе бумаги по порядку раскрытия основной темы выписывают подтемы. Они в свою очередь расписываются до отдельных вопросов.

Когда подтемы конкретизированы до отдельных вопросов, то можно переходить к описанию экспонатов, которые должны наглядно раскрыть содержание каждого вопроса. Иными словами, если тематический план раскрывает содержание, тему вы­ставки, то экспозиционный содержит сведения о средствах показа (фотографиях, рисунках, диаграммах и т.п.).

СБОР ЭКСПОНАТОВ

После составления тематико-экспозиционного плана главной заботой становится сбор экспонатов. Иногда бывает и по-друго­му — первоначальным толчком для организации выставки служит именно появление готовых экспонатов: фотографий, рисунков, самоделок и т. п. Тогда первый этап — составление плана — становится вторым. Но такой порядок скорее исключение, нежели правило.

Сбор материалов для выставки — нелегкое дело. По возмож­ности ее организаторам следует опираться на широкий актив ребят. Кто-то из них может уточнить в библиотеке необходимые факты, подобрать высказывания выдающихся людей или занять­ся редактированием текста. Членам фотокружка можно поручить съемку соответствующих объектов, пересъемку, ретуширование, кадрирование уже имеющихся снимков. Разумеется, самая ответственная задача ложится на юных художников-оформи­телей.

Во время сбора материала они особое внимание должны обращать на сведения, содержащие советы оформительского характера. Соответствующие вырезки из журналов, каталоги, проспекты существенно облегчают выбор оформительского решения.

К сожалению, практика показывает, что в подавляющем большинстве школ учащиеся к роли оформителей бывают, не подготовлены и управляться приходится одному учителю изобра­зительного искусства.

 Разработаны программы факультативных занятий, имеющие своей целью развитие способностей школьни­ков в области рисунка, живописи, а также оформительского искусства, для того, что бы  в любой момент они смог прийти на помощь учителю или руководителю.

Актив организаторов выставки на последующих этапах ее создания может быть пополнен также за счет любящих и умеющих работать с деревом, так как для выставки понадобятся планшеты, подрамники, ящики для цветов и т.д. Вообще работа найдется многим ребятам — смекалистым и с умелыми руками.

§ 3 ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ ВЫСТАВКИ

Для методически правильной работы по созданию выставки существенное значение имеет момент определения места, где она будет размещена. Некоторые специалисты рекомендуют решать этот вопрос после того, как определился тематико-экспозиционный план, другие решение его считают первоочеред­ным делом. Такое двоякое отношение к данному этапу обуслов­лено существенно отличающимися масштабами и содержанием различных выставок.

В условиях школы возможности выбора экспозиционной пло­щади весьма ограниченны. К сожалению, почти никогда не устраиваются выставки на пришкольном участке. Во внутреннем же помещении школы не так много подходящих мест, и обычно выставки сменяют друг друга, вписываясь в один и тот же ин­терьер и не претерпевая существенных изменений в конструк­тивно образном решении.

Сравнительно небольшие размеры этих помещений не позво­ляют механически переносить туда прекрасные варианты оформ­ления тематических выставок, например, в павильонах ВВЦ или Сокольников. Опыт выдающихся мастеров нужно трансфор­мировать с учетом иных  размеров помещений и их целевого назначения. Если в специальный павильон тематической выставки приходят только с целью осмотреть экспозицию, то в помещении школьной выставки должны решаться и многие другие вопросы, связанные с потребностями учебно-воспитательного процесса.

Выбор места должен быть продиктован не только желанием наиболее выразительно представить экспонаты выставки, но и пониманием того, что все ее составные части определенным образом влияют на облик самого интерьера. Появление выставки должно художественно обогащать помещение школы.

Выставка может быть размещена в рекреации, коридоре, актовом зале, спортивном зале или одном из классов.

Ощущение эстетической связи стендов выставки с архи­тектурным окружением возникает при правильном решении двух основных задач:

1.   нахождение величинно - конструктивных про­порций;

2.    выборе наиболее подходящих цветовых отношений.

Решение этих задач возможно лишь с привлечением людей, обладающих художественно-образным мышлением, хорошо развитым чувством пропорций (что дается специальными дли­тельными тренировками). Выставочные стенды, если они разме­щаются вдоль стен, обычно составляют одну третью или одну четвертую часть их поверхности. В целях удобства обзора определяют их расположение по отношению к росту ребенка. Нижний край стендов должен находиться в 100—120 см от пола.

Существенно облегчает поиск формы стендов и всей планиров­ки выставки макетирование. Простой макет из бумаги позволит наглядно представить выставку в целом и ее пропорции в заданном пространстве. Даже самые опытные специалисты поль­зуются этим приемом.

В теории и практике оформительского искусства существует два способа привязки выставки к окружающей среде. В первом  случае в конструкциях, цветовом решении, элементах украшения стараются использовать черты,  присущие примыкающим стенам, мебели и т. п., то  есть  приспособиться  к  существующему  стилю  архитектурного  убранства помещения.  Единство возникает на основе сходства.

В другом случае определяющей чертой отношений между конструктивно-образным решением выставки и средой является контрастное противопоставление  их  по цвету,  тону,  конфигурации.  Опыт  многих  школ подсказывает, что  этот способ  более приемлем.  Напряженное,  яркое оформление  созвучно  мироощущению,  тем­пераментному  поведению детей.   Оно  согласуется  и  с  образным   характером  среды,  сопутствующей  детству  (например,  детские  книги,  игрушки,  журналы издаются с многочисленными занимательными иллюстрациями, ярко и привлекательно оформляются детские игровые площадки). 

Принцип  контрастности  не  следует  понимать как отрицание окружения. Через  контраст  создается  опять  же  своеобразное  единство. Если  в  первом  случае  гармония  возникает  на  основе  сходных  признаков, то здесь она создается на основе единства противоположных качеств, подобно тому, как вызывает эстетиче­ское удовлетворение вид цветущих алых маков в зеленой оправе лугов или осенних золотистых берез на фоне синего неба.

       Таким  образом,  при выборе  места  для выставки  необходимо  учитывать различные   художественные,   педагогические   и  психоло­гические  факторы, усиливающие  ее  воспитательно-познаватель­ное  значение.

  Глава 3  

СОСТАВЛЕНИЕ ЭСКИЗОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ

   § 1 Композиционные правила построения художественного произведения.

После завершения этапа организации тематической выставки, который включает процесс обдумывания ее содержания, сбор материалов и т. д., можно переходить к следующему, не менее ответственному этапу непосредственного воплощения своих замыслов — к созданию наглядной, художественно-образной формы выставки.

В этот период очень полезно вспомнить ряд композиционных правил, обобщающих многовековой опыт создания художествен­ных произведений в живописи, скульптуре, архитектуре, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Учащиеся, занимающиеся оформлением выставок, в некото­рой степени уже владеют навыками создания зрительного образа, сформированными в процессе выполнения упражнений на уроках изобразительного искусства. Эти навыки являются опорными для овладения знаниями из области оформления выставок.

Создание художественного образа выставки — специфиче­ская задача, но в основе ее лежат те же процессы, что и при работе, например, над тематическим рисунком.

Для воспитания у учащихся способности создавать зрительный образ особое значение имеет постоянное углубление их аналитико - синтезирующего мышления. В качестве зрительных опор, под воздействием которых происходит формирование образного мышления, обогащение зрительной памяти, осмысленный отбор главного и т. п., выступает ряд факторов. Среди них особое место принадлежит знанию композиционных правил, которые вобрали в себя наиболее типичные закономерности образно-пластического отображения любых жизненных явлений. Поиск образа — это прежде всего задача композиционная; и сведения по теории необходимы для реализации всякой интересной идеи по оформлению выставки.

А. А. Дейнека писал, что композиционные правила образуют метод изобразительного построения. В книге «Учитесь рисовать» он сформулировал девять постоянных правил, на основе которых строятся двухмерные и трехмерные изображения:

1) правила симметрии, вытекающие из пластики строения человеческого тела и множества других природных форм, устанавливающие закон гармонии пропорции, частей и целого организма;

2) правила равновесия — сочетания противоположных сторон изображения, равновеликих по массам;

3) правила статики и динамики (покоя и движения) в пластическом решении композиции;

4) правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм; движения и покоя, контрастного и приглушенного, света и тени;

5) правила перспективы применительно к различным компо­зиционным решениям — по иллюзорной перспективе, прямо­угольной (ортогональной), воздушной;

6) «золотое сечение» и ордер как закономерные членения в архитектуре;

7) масштаб как мера уменьшения или увеличения по отно­шению к натуральной величине;

8) стилевое единство в ансамбле — в сочетании нескольких видов искусства;

9) вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим направлениям.

При возможности учащихся можно познакомить и с некото­рыми другими законами компо­зиции, беря за основу удачные произведения, основываясь на высказываниях выдающихся художников, специалистов в области методики преподавания изобразительного искусства.

Со всеми перечисленными выше композиционными правилами учащиеся в большей или меньшей степени знакомятся с I по VI класс, изучая предмет «Изобразительное, искусство». Рисуя с натуры, выполняя упражнения по тематическому и декоратив­ному рисованию, рассматривая произведения выдающихся ху­дожников, они начинают понимать, как влияет применение указанных правил на выразительность, художественность, образ­ность решения поставленной задачи.

Посмотрим на некоторые из этих правил с точки зрения решения образно-оформительских задач.

Едва ли не одним из самых древних приемов, используемых в живописи, рисунке, является симметрия. Основывается этот прием на многочисленных примерах «равностороннего» построе­ния форм в природе (тело человека, многие листья, цветы, плоды и т.п.). Симметричной композиции свойственна строгая уравно­вешенность сторон. Поэтому организованная по симметричной схеме экспозиция производит впечатление спокойствия, торжест­венности, величия. Центр симметрично построенной композиции выставки или отдельного стенда создается за счет наиболее выразительного рисунка, фотографии, слайда, декоративно ре­шенного символа.

Размещение в центре наиболее выразительного элемента ком­позиции продиктовано не формальными соображениями. Центральный объект как бы «подает» основную идею сюжета, который дополнительно раскрывается, конкретизируется экспонатами второго плана. В таком подходе просматривается стремление к достижению оптимального соответствия формы оптическим за­кономерностям восприятия, с одной стороны, и использованию свойств симметрии как средства направления взгляда зрителя — с другой.

 

В оформлении выставочных экспозиций симметрии весьма успешно противостоит противоположный принцип — асимметрия. Здесь элементы изображения располагаются не в строгом равновесии по отношению к средней вертикальной линии, а размещаются свободно (хотя, разумеется, с сохранением необ­ходимого единства и равновесия). В композиции в целом обяза­тельно должно быть ощущение равномерной, логически оправ­данной заполненности поверхности. Гармоничность, уравнове­шенность поверхности стенда достигается не просто равномерной раскладкой экспонатов. Они могут слать разную степень изобра­зительной насыщенности. Например, цветная фотография будет «весить» больше, чем штрихованный рисунок.

Экспонаты одинакового размера, но имеющие различную тональность, тоже не будут производить впечатления равно­значных. Композиционный центр по воле автора может оказаться в любой части разрабатываемой композиции. Немаловажным достоинством принципа асимметрии является то, что ему присущ динамизм, неожиданность ракурсов, разрушение примелькав­шихся стереотипов, многовариантность решений — одним словом, способность оживить всю композицию.

При использовании любого композиционного правила (схемы) требуется выделение основного содержания. При избрании асимметричной компоновки материала нужно учитывать реко­мендации о выделении главного путем размещения его в той части плоскости, которая привлекает наибольшее зрительское внимание'. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от ее центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания. Распределение внимания во всей верхней части также неравно­мерно: 40% приходится на левую и 20% на правую сторону. В правильности таких наблюдений убеждают многочисленные примеры. Очевидно, по этой причине в основных формах нагляд­ной агитации верхний пояс отводится одному из важнейших компонентов — заголовку. (В этой связи небезынтересно также вспомнить, что большинство газет свой заголовок помещает в верхнем левом углу листа.) Всякие другие места для заголовка на плоскости менее подходят, так как при этом снижается зрительское внимание.

Принцип равновесия применительно к решению оформитель­ских задач имеет ту же трактовку, что и в живописи, графике. Это в первую очередь соответствие изобразительной формы (т. е. характера рисунка, цветового решения, материалов для воплощения замысла, размера экспозиции, места экспонирования и др.) породившему ее содержанию.

Воспитанное композиционное чувство равновесия позво­ляет остро ощущать зависимость между размерами изобража­емых объектов, их цветом и фактурой, находить между этими основополагающими средствами создания Размещение в центре наиболее выразительного элемента ком­позиции продиктовано не формальными соображениями. Центральный объект как бы «подает» основную идею сюжета, который дополнительно раскрывается, конкретизируется экспонатами второго плана. В таком подходе просматривается стремление к достижению оптимального соответствия формы оптическим за­кономерностям восприятия, с одной стороны, и использованию свойств симметрии как средства направления взгляда зрителя — с другой.

В оформлении выставочных экспозиций симметрии весьма успешно противостоит противоположный принцип — асимметрия. Здесь элементы изображения располагаются не в строгом равновесии по отношению к средней вертикальной линии, а размещаются свободно (хотя, разумеется, с сохранением необ­ходимого единства и равновесия). В композиции в целом обяза­тельно должно быть ощущение равномерной, логически оправ­данной заполненности поверхности. Гармоничность, уравнове­шенность поверхности стенда достигается не просто равномерной раскладкой экспонатов. Например, цветная фотография будет «весить» больше, чем штрихованный рисунок.

Экспонаты одинакового размера, но имеющие различную тональность, тоже не будут производить впечатления равно­значных. Композиционный центр по воле автора может оказаться в любой части разрабатываемой композиции. Немаловажным достоинством принципа асимметрии является то, что ему присущ динамизм, неожиданность ракурсов, разрушение примелькав­шихся стереотипов, вариантность решений — одним словом, способность оживить всю композицию.

При использовании любого композиционного правила (схемы) требуется выделение основного содержания. При избрании асимметричной компоновки материала нужно учитывать реко­мендации о выделении главного путем размещения его в той части плоскости, которая привлекает наибольшее зрительское внимание'. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от ее центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания. Распределение внимания во всей верхней части также неравно­мерно: 40% приходится на левую и 20% на правую сторону. В правильности таких наблюдений убеждают многочисленные примеры. Очевидно, по этой причине в основных формах нагляд­ной агитации верхний пояс отводится одному из важнейших компонентов — заголовку. (В этой связи небезынтересно также вспомнить, что большинство газет свой заголовок помещает в верхнем левом углу листа.) Всякие другие места для заголовка на плоскости менее подходящие, так как при этом снижается зрительское внимание.

Принцип равновесия применительно к решению оформитель­ских задач имеет ту же трактовку, что и в живописи, графике. Это в первую очередь соответствие изобразительной формы (т. е. характера рисунка, цветового решения, материалов для воплощения замысла, размера экспозиции, места экспонирования и др.) породившему ее содержанию.

Воспитанное композиционное чувство равновесия позво­ляет остро ощущать зависимость между размерами изобража­емых объектов, их цветом и фактурой, находить между этими основополагающими средствами создания тот случай, когда прямо­угольники помещаются друг над другом. Именно так на выставках часто располагают картины, стенды и др., а в самих стендах — заголовки, тексты, фотографии. Чтобы добиться ощущения динамики и одновременно устойчивости композиции, нужно опираться на описанный выше принцип: направление движения должны «возглавить» наименьшие прямоугольники. Площадь опорного прямоугольника должна быть наибольшей.

Среди прочих принципов теории композиции в оформитель­ском искусстве целесообразно руководствоваться и принципом ритма, так как он содействует четкости, стройности и изяществу изображения.

Своеобразие композиционного приема ритма заключается в повторяемости элементов, из которых .составляется целостное художественное произведение. В зависимости от вида искусства, жанра, определенной направленности замысла автора содержа­ние понятия «ритм» может проявляться в самых различных конкретно-образных решениях: ритмично чередуются основные фигуры композиции, их части, свет и тень, планы, цветовые акценты. Ритм может ощущаться в характере мазков, штрихов, в любых прикосновениях руки художника к своему произве­дению.

«Зрительная ритмика,— пишет К. Ф. Юон,— одна из важней­ших составных частей композиционной культуры, овладение которой приводит искусство к многообразию его видов и форм. Зрительная ритмика возникает на почве творческих поисков художника, на почве глубинных чувств, дум, устремлений автора картины. Накал чувств и темперамент живописца получают свое непосредственное выражение в зрительной ритмике картины. Поэтому хорошо продуманная ритмика произведения становится тончайшим художественным качеством, которое во много раз повышает выразительность и ценность предмета искусства».

Ритм — обобщение многочисленных жизненных наблюдений, связанных с фиксацией движения. В использовании ритма как средства изобразительного творчества заключена возможность создания в художественном произведении образа движения (он присутствует во многих картинах и скульптурах). Ритмич­ность, повторяемость основных конструктивных и оформитель­ских элементов — непреложное условие и удачно подготовленной тематической выставки.

Использование композиционных возможностей ритма полезно не только при решении крупномасштабных творческих задач. Обдумывая композицию скромного планшета, планируя разме­щение на нем различных элементов — фотографий, текста, цифр и т. д., полезно знать, что для длительного поддержания зри­тельского интереса можно создавать акценты посредством рит­мичного размещения этих элементов.

Простейшие варианты ритма заключаются в чередовании двух или более элементов, в изменении размера или цвета. Наиболее эффектно постепенное увеличение или уменьшение какого-то элемента оформления, что подчеркивает нарастание или убывание определенного содержания (наиболее типичный пример—диа­грамма).

Знание законов перспективы вооружает нас дополнитель­ными средствами для создания наиболее ярких образных реше­ний. Вид всех выставочных фрагментов композиции зависит (в до­полнение ко всему сказанному) от их положения по отношению к зрителям.

В теории перспективы уровень глаз называют линией горизон­та. Создавая выставки и другие формы наглядной агитации, мы постоянно должны учитывать линию горизонта зрителя, условия визуального восприятия. Пренебрежение ими, игнори­рование перспективных сокращений могут привести к тому, что хорошо оформленный стенд будет смотреться искаженно и даже уродливо. Художественная практика знает такие случаи не только в области наглядной агитации, но и, например, в скульптуре. Фигуры, созданные без учета восприятия их с уровня опреде­ленного горизонта, будучи установленными на свои места, произ­водили совсем не то впечатление, которое ожидалось,

Основные законы наглядной перспективы констатируют следующие особенности изменения видимых форм:

1) предметы, удаляющиеся от нас, кажутся уменьшающи­мися;

2) линии, параллельные плоскости земли, при удалении кажутся сходящимися на линии горизонта (например, железно­дорожные рельсы, телеграфные провода);

3) линии, удаляющиеся от нас по понижающейся плоскости, кажутся сходящимися ниже линии горизонта;

4) линии, удаляющиеся по повышающейся плоскости, кажут­ся сходящимися выше линии горизонта.

Учет закономерностей перспективных сокращений подсказы­вает определение наилучших условий для восприятия выставки в целом и ее деталей. Максимальный размер обозреваемого объекта должен составлять часть расстояния от него до зрителя.

§ 2 Учет законов цветоведения и воздушной перспективы при оформлении выставок

Не исключена возможность, что выставка, оформляемая учащимися, будет предназначена для экспонирования вне поме­щения — на пришкольном участке, в пионерском лагере. Свое­образие восприятия выставочных стендов под открытым небом обусловливается теми особенностями, которые вызваны явле­ниями воздушной перспективы.

В умении учитывать максимум условий, от которых зависит выразительность выполняемой работы, заключена определенная гарантия ее высокого качества.

На улице стенды выставки размещаются более свободно по сравнению с интерьером, здесь изменяется масштаб расстояний, условия освещения и характер воздушной среды. Подобно всем предметам, расположенным под открытым небом, стенды при значительной удаленности от зрителя изменяют насыщенность цветов, четкость очертаний — слой воздуха придает им голубо­ватый оттенок. Благодаря воздушной среде мы все наблюдаем в определенных планах: конкретно и четко то, что находится непосредственно перед нами; более расплывчато и в менее насыщенном цвете — второй план; еще более неопределенно по форме и цвету — третий план и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.