на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Международная конкуренция


Политика правительства часто играет очень большую роль, облегчая или затруд­няя выход фирм на мировой рынок, а также определяя вид производства, в котором они достигают успеха. Хорошей иллюстрацией этого утверждения яв­ляется валютное регулирование, которое ограничивает прямые иностранные ин­вестиции.

Фирмы разных стран резко различаются по тем целям, которые они стремятся достичь, а также по мотивации их работников и управленцев. Нации добива­ются успеха в тех отраслях промышленности, где эти цели и мотивации совпа­дают с источниками конкурентоспособности. Во многих отраслях одним из спо­собов достижения и удержания успеха является поддерживаемое инвестирова­ние. Иначе говоря, успех - за теми отраслями, куда много вкладывают и где прилагают много усилий.

Цели компаний. Они часто во многом зависят от структуры собственности, мотивации владельцев и держателей облигации, характера управления корпо­рацией и от побудительных мотивов, определяющих деятельность высшего управленческого звена. Рынки капиталов в разных стра­нах сильно различаются по таким параметрам, как состав держателей акций, местный режим налогообложения, средняя норма прибыли. Позиции кредиторов также влияют на цели компаний. Важным различием между нациями является то, в каких размерах кредиторы владеют акциями.

Структура собственности, условия рынка капиталов и природа корпоратив­ного управления в стране влияют на национальное преимущество по двум на­правлениям. Во-первых, это вытекает из того факта, что отрасли промышлен­ности в разной мере нуждаются в фондировании, имеют разную степень риска, различные инвестиционные перспективы и разные уровни средней прибыли. Национальные рынки капиталов также определяют различные цели для разных отраслей промышленности. Национальная экономика преуспевает там, где цели владельцев и менеджеров совпадают с нуждами производства. Некая конкрет­ная институциональная структура может пойти на пользу в одних отраслях и мешать другим.

Во-вторых, влияние рынков капитала меняется с изменением потребнос­тей в инвестициях. Например, в тех отраслях промышленности, где частная соб­ственность обладает сильными позициями, страна может преуспеть, несмотря на имеющий непроизводительные цели рынок акционерного капитала.

Индивидуальные цели. Цели людей, управляющих фирмами и рабо­тающих в них, могут усиливать или ослаблять возможность достижения успе­ха в конкретных отраслях. Центральный вопрос состоит в том, имеют ли они побудительные причины к развитию своего мастерства и приложению усилий, необходимых для создания и поддержания конкурентоспособ­ности.

Один из существенных моментов, определяющих индивидуальное поведе­ние и усилия, - это система вознаграждения работников. Аспектом этого вопро­са является система социальных ценностей, влияющая на отношение к работе, и то, в какой мере действия работников определяет размер финансовых выплат, очень различный в разных странах. Также большое значение имеет порядок налогообложения.

Влияние национального престижа и национальных приоритетов. На качест­во человеческих ресурсов, занятых в данной отрасли, на индивидуальные мо­тивы и даже на поведение держателей акций оказывают влияние национальные приоритеты или престиж. Толчок новым усилиям часто дают сознание такого престижа или чувство важной национальной миссии. Если отрасль становится национальной гордостью или приобретает общенациональное значение, это часто ведет к росту ее конкурентоспособности.

Важность устойчивой приверженности делу. Цели фирмы и индивидуаль­ные цели часто проявляются через приверженность капитала и человеческих ресурсов отрасли, фирме или (для работников) профессии. Идеал экономистов - это свободные, мобильные ресурсы, которые быстро и плавно перетекают из одной отрасли в другую, исходя из наиболее продуктивного их использования.

Диверсификационная структура компании является важным моментом, ука­зывающим на приверженность той или иной отрасли и на порядок перераспре­деления ресурсов. Концентрация внимания на одном виде бизнеса или на тесно связанной с этим диверсификации является признаком этой приверженности и ее причиной. Диверсификация родственных товаров во многих случаях способна перераспределять ресурсы внутри фирмы и отражает приверженность делу. Напротив, диверсификация, не связанная с основным производством, действует на национальную конкурентоспособность в противоположную сторо­ну. Однако поддержание конкурентоспособности требует, чтобы ресурсы перетекали из одной отрасли в другую только после определенной борьбы.

 

2.3 Роль правительства

В описании факторов, от которых зависит уровень национальной конкуренто­способности, последней переменной, является роль правительства. Многие рас­сматривают правительственное воздействие на современную международную конкуренцию едва ли не как самое основное.

Сделать роль правительства в международной конкуренции основным детерми­нантом очень соблазнительно. Однако такое ее понимание нельзя признать ни правильным, ни наиболее полезным. Действительная роль правительства в фор­мировании национальных преимуществ заключается в оказании влияния на все детерминанты. Правительство может влиять и подвергаться влиянию - как позитивному, так и негативному - всех четырех детерминантов, и - это видно из ряда примеров, приведенных выше. На параметры производственных факторов воздействуют субсидии, политика в отношении рынков капитала, образования и т.д. Роль правительства в формировании параметров местного спроса часто бывает менее заметна. Правительственные органы устанавливают местные нормы и стандарты в производстве того или иного товара, а также инструкции, влияю­щие на поведение потребителей. Правительство также часто является главным покупателем различной продукции: товары для армии, телекоммуникационное оборудование, самолеты для национальных авиалиний и т.д. Роль, которую оно играет как покупатель, может как помочь, так и навредить развитию национальной промышленности.

Правительство может формировать условия развития родственных отраслей и поставщиков также и другими способами, такими как контроль над реклам­ными средствами или регулирование деятельности инфраструктуры. Правитель­ственная политика может влиять на стратегию фирм, их структуру и соперни­чество, используя регулирование рынков капитала, налоговую политику и антитрестовские законы.

В свою очередь, детерминанты тоже могут влиять на правительство. Например, распределение капиталовложений на нужды образования произво­дится в зависимости, от числа местных конкурентов. Высокий уро­вень внутреннего спроса на тот или иной товар может привести к быстрому вводу правительственных норм техники безопасности.

Очевидно, что влияние правительства на основные факторы, определяющие уровень национальной конкурентоспособности, может быть или положительным, или отрицательным. Однако если правительственные регулирование или закупки ведут к чрезмерному или слишком рано возникающему внутреннему спросу, отвлекающему местные фирмы от международных рынков, то в таком случае правительство играет не­гативную роль. Положительное или отрицательное влияние правительства на уровень конкурентоспособности становится ясным, если рассматривать правительство как институт, способный оказывать воздействие на национальную экономику. Вполне возможно существование гораздо более сложных вариантов государст­венной политики и ее результатов, чем это принято считать. Теория детерминан­тов, определяющих национальные преимущества, предлагает такую правительственную политику, которая в некоторых случаях резко отличается от вариан­тов, предлагаемых менее целостными концепциями. Например, кажется разумным сдерживать рост стоимости национальной валюты, если цены на ресурсы рассматриваются как основа в экономике с неизменным уровнем развития тех­нологий и навыков. Однако давление рынка и проистекающие отсюда научно-технические усовершенствования могут преодолеть ценовой фактор, так что слишком низкая оценка национальной валюты может препятствовать росту конкурентоспособности и ориентировать фирмы на наименее стабильные, чувст­вительные к колебаниям цен сегменты рынка. Результатом является долговре­менное падение уровня конкурентоспособности. Правительственная "помощь" фирмам, устраняющая необходимость совершенствования производственных процессов, является по сути своей контрпродуктивной.

Правительство оказывает значительное влияние на уровень национальной конкурентоспособности, хотя это влияние неизбежно оказывается частичным. Правительственная политика обязательно потерпит поражение, если она явля­ется единственным источником национальных преимуществ. Политика действу­ет успешно в тех областях, где имеются основные детерминанты, определяю­щие национальные преимущества, а правительство может только усилить их действие.

2.4 Детерминанты в будущем

В этой части своей курсовой работы я попытался рассмотреть  детерминанты национального преимущества в отрас­ли, а также   влияние правительства на их развитие. Эти детерми­нанты оценивают экономическую среду исходя из того, является ли она благо­приятной для конкуренции в этой отрасли. Отдельные детерминанты, определяющие экономическую среду в стране, взаимозависимы, так как часто действие одного из них зависит от состояния других. Опытные покупатели не будут переключаться на новые товары, если, например, качество трудовых ресурсов пока недостаточно для производства этого товара на уровне, способном удовлетворить покупательские запросы. Не­равные условия, в которых находятся компании, будут стимулировать иннова­ции, только если между компаниями существует здоровая конкуренция, а их целям соответствует постоянное инвестирование. В самом широком смысле сла­бые места каждого детерминанта будут задерживать развитие и возвышение потенциала отрасли.

В перспективе со­циальные и политические детерминанты, а также система ценностей будут оказывать большее влияние на дости­жение успеха в конкуренции. Например, социальные нормы и ценности уже сегодня сказы­вают влияние на структуру спроса на внутреннем рынке, равно как и на цели менеджеров, и на то, каким образом фирмы организуются. Социальные и поли­тические факторы  определяют те навыки, которые были накоплены нацией, и институциональные структуры, через которые конкуренция оказывает свое воздействие. То есть национальные особенности, которые принято называть культур­ными, не могут быть отделены от экономических. Культурные факторы также при ближайшем рассмотрении часто оказываются тесно переплетенными с эко­номическими. Их роль в перспективе будет также очень велика потому, что они формируют ту среду, в которой существуют фирмы. Эти факторы осуществляют свое воздействие че­рез главные детерминанты, а не в отрыве от них. Такое влияние является очень важным для уровня конкурентоспособности, так как изменяется он медленно, и аутсайдерам бывает трудно его достичь. Социальные       и политические факторы и система ценностей создают устойчивые различия между странами, играющие определенную роль в установлении уровня конкурентоспособности различных отраслей.

 Еще один фактор, который будет иметь существенное значение в будущем - это лидерство. Лидеры сталкиваются с проблемами, задачами и благоприятными ситуациями, которые продуцируются национальной средой. В разных странах лидеры имеют различные цели, что определяется совокупностью детерминантов. В самом деле, одно из определений может быть таким: лидер - это человек, который больше, чем кто-либо другой, сознает важность роли детерминантов. Лидеры верят в динамичное развитие и процесс постоянных изменений. Они не приемлют никаких принуждений и знают, что от них зависит исход многих на­чинаний. Они способны в большей мере, чем кто-либо другой, понимать окру­жающую их реальность и обладают мужеством, чтобы действовать. Часто именно лидерство определяет, какая конкретная фирма той или иной страны, обладаю­щей преимуществами, будет преуспевать или потерпит поражение.

Все вышеперечисленные факторы уже сегодня непосредственно влияют на конкурентоспособность фирмы на мировом рынке, но в ближайшие несколько десятилетий их влияние резко возрастёт.

Глава 3. Россия на Мировом рынке

3.1 Внешнеэкономическая деятельность России

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифици­рованными трудовыми ресурсами при по­ниженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в середине 90-х годов составила лишь около 1,5%, а в импорте — менее 1%.

На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в резуль­тате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социа­листическими странами — членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машино­строительной продукции.

Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитан­ная на базе паритета покупательной способности рубля к дол­лару, составила в 1996 г. 13%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 4:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных то­варов, а также играет большую роль в снабжении населе­ния России продовольствием и различными товарами потре­бительского назначения.

3.2 Структура внешней торговли России

Структура российской внешней торговли и ранее была отнюдь не характерна для промышленно развитой страны. В насто­ящее время это в основном топливно-сырьевые товары, черные и цветные металлы, оружие. Сокращение в структуре экспорта, особенно в страны даль­него зарубежья, доли машин и оборудования вызвано потерей для России традиционных для нее рынков стран — бывших членов СЭВ, благоприятно для нее расположенных и соответ­ствующих ей по техническому уровню развития. В то же время мировые рынки оборудования в тех областях, где Россия имеет технические заделы, остаются для нее закрытыми и весьма эффективно охраняются сложной системой явных и неявных протекционистских ограничений. Поставки российских машинотехнических изделий в страны ближнего зарубежья сдержи­ваются низкой платежеспособностью последних.

Существенные изменения произошли в товарной структуре российского импорта. В российском импорте сократилась доля инвестиционных товаров, тогда как доля потребительских то­варов существенно возросла, составив к концу 90-х годов около 40% всего объема импорта (табл. 1).

Таблица 1 Структура торговли России в первом полугодии 1996 г.,

 % к итогу

Товарные группы

Экспорт

Импорт

Продовольствие и сырье для его производства (включая напитки и табак) 3,4 27,2
Минеральное сырье и топливо 47,9 6,3
Машины и оборудование, транспортные средства 9,1 30,6
Химические товары, каучук 8,5 14,4
Другие промышленные товары (включая текстиль и текстильные изделия, обувь, мебель) 1,1 4,7
Черные и цветные металлы и изделия из них 19,8 8,8
Прочие товары (включая оружие и военную технику, золото и другие драгоценные металлы, дра­гоценные камни и др.) 10,2 8,0

3.3 Конкурентные преимущества и недостатки России

Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним по­мимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уро­вень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных ос­новных производственных фондов и фондов универсального

3. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капи­талоемкость технологической модернизаций производства; на­личие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

Однако использование этих преимуществ сдерживается ря­дом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; труд­ности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном ком­плексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвы­чайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности

3.4 Перспективы развития внешней торговли  России

С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы разви­тия ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химических товаров, пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.).

Имеются возможности для стабилизации и расширения тра­диционного машинотехнического экспорта, к которому отно­сятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и до­рожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внут­ренний и внешний рынок.

Имеются определенные перспективы для расширения экс­порта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических техники и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

По мере восстановления собственного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличи­ваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.

          Внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре экспорта и импорта не соответствует экономическому потенциалу страны. Более полное использование ее конкурентных преимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного потенциала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях перехода к рынку и плюрализму форм собственности, предоставление        всем предприятиям независимо от их форм права заниматься внешнеэкономической деятельностью Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность. Теперь главная задача государства в современных условиях — выра­ботка внешнеэкономической стратегии, адекватной рыночным принципам функциониро­вания российской экономики и ее последовательной интегра­ции в мировое хозяйство. Мировой опыт использования внешнеэкономической стратегии для преодоления отста­вания от стран-лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической стратегии: первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая — на замещение импорта. Первой модели следовали в кон­це прошлого века США, после Второй мировой войны — за­падноевропейские страны, Япония, а за ними — новые инду­стриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Мно­гие ее черты были свойственны внешнеэкономической стратегии СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от им­порта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, ма­териалов и компонентов.

Наиболее действенной и эффективной стратегией интегра­ции России в мировую экономику является сочетание струк­турной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта и дифференциацию его потенциала. Основные средства достижения этой цели — общее улучшение инвести­ционного климата, привлечение инвестиций в соответствующие отрасли, создание механизмов стимулирования экспорта, ис­пользование различных инструментов внешнеэкономического регулирования с целью формирования жизнеспособных экс­портных производств.

Опираясь на мировой опыт и собственный потенциал Россия сможет превратиться в одну из самых конкурентоспособных держав в мире.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основы внешнеэкономических знаний  отв. ред. И.П. Фаминский М: “Международные отношения” 1994.- 316 с.

Майкл Портер. Международная конкуренция. – М.: Междунар. отношения, 1993.-  896 с.

Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997.-816 с.

Периодика:   

1.Российская газета. 1996. 3 марта

2. Экономика и жизнь. 1996. № 46. С. 19 (VII)


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.