на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Москва индустриальная


Реферат: Москва индустриальная

Москва индустриальная

Ковчегин Игорь 9Б

 

Поступь индустриальная

20 мая 1929 года. В этот день в Москве собрался V съезд Советов СССР, на котором рассматривался один вопрос – о первом пятилетнем плане развития народного хозяйства Советского Со­юза. Это был план, какого еще не знала советская экономика. До сих пор развитие народного хозяйства в Совет­ской стране определялось годовыми ориентировочными планами. Однако к концу 20-х годов широкий размах соци­алистического строительства потребо­вал дальнейшего укрепления планового начала в экономике. Сооружение новых индустриальных гигантов не укладыва­лось в рамки годовых контрольных цифр. Нужны были многолетние народ­нохозяйственные планы, которые бы раскрывали перспективу развития от­дельных предприятий и промышленно­сти в целом.


Так родилась идея пятилеток. Пер­вый пятилетний план, рассчитанный на построение в СССР фундамента соци­алистической экономики, предусматри­вал вложение в народное хозяйство страны 64,5 млрд. руб. Ничего подоб­ного не только не знала, но и не могла себе представить Россия еще несколько лет назад. Поэтому с таким напряжен­ным вниманием следили советские лю­ди за тем, что происходило в эти дни в Большом театре – месте работы съезда.

Прошло, казалось бы, совсем немно­го времени с того дня, когда здесь же, в Большом театре, VIII Всероссийский съезд Советов принимал план ГОЭЛРО. Тогда плохо освещенный зал, простре­ленные бекеши и шинели делегатов съезда составляли резкий контраст с тем, что говорилось на сцене. Теперь обстановка совершенно иная. Тот же зал, но весь залитый электрическим светом. Все места, как и тогда, заняты делегатами, но это уже не суровые воины, а мирные труженики, хорошо поработавшие за прошедшие девять лет. На сцене тот же докладчик– председатель Госплана Г. М. Кржижа­новский. Так же живо и увлекательно звучит его речь. Внимание присутству­ющих приковано к огромной географи­ческой карте, протянутой через сцену: всем хочется поскорее узнать, что скрывается за обозначенными на ней матовыми кружочками, квадратиками, треугольниками, различными линиями. Но вот по знаку докладчика карта «заговорила». На ней зажглись десятки звездочек – ими отмечены основные угольные месторождения страны. За­тем вспыхнули красные и голубые кру­жочки – это электростанции. Гул вос­хищения пронесся по залу. В конце доклада уже вся карта светилась раз­ноцветными огнями, и словно чья-то волшебная рука, приоткрыв завесу будущего, показала Советский Союз таким, каким он станет в 1933 г.,– мощным индустриальным государст­вом.

Чувства, владевшие делегатами V съезда Советов, были неотделимы от общего энтузиазма, который охватил в то время страну. Трудовой подъем масс стал одним из главных факторов гро­мадного промышленного строительства, развернувшегося по всей стране.

Первые пятилетки (в 1934 г. был ут­вержден второй, а в 1939 г.– третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР) привели к коренным структурным изменениям в москов­ской промышленности. Если до рево­люции удельный вес легкой промыш­ленности составлял более 75%, а ме­таллообрабатывающей – 10% от обще­го промышленного производства Москвы, то к концу 30-х годов положе­ние существенно изменилось. Металло­обрабатывающая промышленность прочно заняла первое место в общем промышленном балансе города, достиг­нув почти 45%. «Ситцевая» Москва отошла на второй план, уступив свое место Москве машиностроительной и электротехнической.

Москва стала средоточием крупней­ших заводов авиа-, авто-, станко- и инструментостроения, игравших ог­ромную роль в индустриализации стра­ны. Московская промышленность те­перь производила высококачественную сталь, твердые и сверхтвердые сплавы, шарикоподшипники, сложные станки-автоматы, компрессоры, трансформато­ры огромной мощности, точнейшие из­мерительные приборы и инструменты, рентгеновскую аппаратуру и т. д.

Среди предприятий, реконструиро­ванных в эти годы, был Московский автомобильный завод, тот самый завод АМО, в цехах которого родился первый советский автомобиль. Собственно, то, что произошло с заводом, лишь услов­но можно назвать реконструкцией. Фак­тически он превратился в новое пред­приятие – одно из крупнейших этой от­расли в Европе. К началу 1940 г. терри­тория завода составляла почти 270 га. Накануне Великой Отечественной вой­ны здесь были разработаны и освоены 23 марки серийных и несколько экспе­риментальных машин. Росло и произ­водство продукции. В первой половине 1941 г. с главного конвейера Москов­ского автозавода через каждые четыре минуты сходила новая машина.

На окраине города, там, где еще совсем недавно была огромная мусор­ная свалка, называвшаяся Сукиным бо­лотом, всего за год был построен Пер­вый Государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1), по размерам, мощности, совершенству техники и внутренней планировке не имевший равных ни в Европе, ни в Америке. В 1940 г. ГПЗ-1 выпускал в день 100000 подшипников. Дневная же производительность всех европейских подшипниковых заводов, вместе взятых, составляла в то время 120 000 подшипников.

Одновременно с ГПЗ-1 в 1932 г. всту­пили в строй инструментальные заво­ды-гиганты «Калибр» и «Фрезер». Пер­вый был построен как завод меритель­ного инструмента, второй стал крупней­шим поставщиком для советских метал­лообрабатывающих заводов разнооб­разного режущего инструмента.

Неподалеку от бывшего Донского мо­настыря вырос завод револьверных станков им. С. Орджоникидзе произво­дительностью 6000 станков в год.

Неузнаваем стал наш старый знако­мый–завод «Красный пролетарий». От прежнего «Бромлея» осталось совсем немного. Вновь построенные железобе­тонные корпуса заполнило новейшее оборудование. Догнать и перегнать за­рубежные страны в технике станко­строения–такую задачу поставили пе­ред собой работники «Красного проле­тария». Свой первый станок они назва­ли начальными буквами этого лозун­га – ДИП.

В восточной части города на месте небольшого электролампового завода вырос электрокомбинат, включавший в себя заводы электроламповый, прожекторный, трансформаторный и автотрак­торного электрооборудования.

Развивающаяся советская промыш­ленность остро нуждалась в высокока­чественном металле. Долгое время Со­ветское государство вынуждено было покупать его у зарубежных фирм. Од­нако уже в середине 30-х годов выпуск такого металла был налажен на метал­лургических предприятиях страны. Первые шаги на этом пути сделал коллектив московского завода «Серп и молот», к тому времени реконструиро­ванного. Он стал производить биметал­лическую, кардную и игольную прово­локи, фасонное литье для тракторо­строения, стальной лист для авиа- и автопромышленности и другую продук­цию, ранее в России не выпускавшу­юся. На «Серпе и молоте» было осво­ено производство тонкой нержавеющей ленты, первые килограммы которой– не тонны, а именно килограммы,– полученные ценой огромных усилий, были переданы строителям Московско­го метрополитена. Сейчас эта стальная лента сверкает на колоннах станции метро «Маяковская».

В 1940 г. валовая продукция столич­ной индустрии почти в 2 раза превыси­ла уровень промышленного производ­ства всей России в 1913 г. По стоимо­сти выпускаемой продукции Москва занимала первое место среди городов страны.

Огромные успехи, достигнутые про­мышленностью Москвы в столь корот­кий срок, явились результатом целе­направленной деятельности партийных организаций по развитию творческой активности трудящихся столицы. Так, уже в первой пятилетке рабочие Москвы И. Н. Поваляев и А. П. Салов (АМО), А. К. Гладышев и М. И. Под-рубаев («Серп и молот»), В. П. Афа­насьев («Москабель»), Е. С. Никадоро-ва («Трехгорная мануфактура») и др. стали инициаторами массового социали­стического соревнования, основной формой которого было движение удар­ных бригад.

В годы второй и третьей пятилеток социалистическое соревнование вступи­ло в новый, более высокий этап. Нача­ло ему положило замечательное дости­жение донецкого шахтера А. Г. Ста­ханова, 31 августа 1935 г. перевыпол­нившего сменную норму в 14 раз. В но­вое движение, названное стаханов­ским, включились передовые рабочие всей страны, и одними из первых– москвичи. Выдающихся результатов добился фрезеровщик станкостроитель­ного завода им. С. Орджоникидзе И. И. Гудов, установивший свой пер­вый всесоюзный рекорд по производи­тельности труда уже через две недели после того, как всю страну облетело известие о трудовом подвиге Стахано­ва. А в ноябре 1935 г. Гудов, работая на фрезерном станке немецкого произ­водства «Фриц Берне», добился сокра­щения времени на изготовление одной детали в 11 раз против предусмотренно­го немецкими проектировщиками. Сре­ди первых стахановцев были представи­тели многих московских предприятий: кузнецы автозавода В. А. Бобков и Ф. И. Хромилин, сталевар завода «Серп и молот» Г. В. Черепанов, ткачиха «Трехгорной мануфактуры» Е. В. Фаде­ева и др.

В ноябре 1935 г. в столице состо­ялось первое Всесоюзное совещание стахановцев. В нем приняло участие более 3000 человек, из них почти чет­верть составляли москвичи.

Стахановское движение стало важ­ным фактором дальнейшего роста тру­дового мастерства, производственной и общественной активности советских людей, способствовало превращению труда в нашей стране в дело чести, дело доблести и геройства.



на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.