на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Монопольная прибыль


Там же приводится фактор, определяющий эластичность спроса: "Эластичность спроса на любой продукт, по всей вероятности, тем выше, чем лучшими оказываются имеющиеся заменители данного продукта."[11] То есть спрос эластичен при высокой дифференциации продукта. Также еще три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый фактор заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка.

"Если спрос эластичен (E>1), то предельный доход положителен. Если спрос неэластичен (E<1), то предельный доход отрицателен. Предельный доход равен нулю при объеме выпуска, для которого E=1; это точка, в которой совокупный доход максимален"[12].

Из этого соотношения между эластичностью и предельным доходом следует:

"Монополист, максимизирующий прибыль, всегда выбирает такой объем выпуска, при котором спрос является эластичным."[13]

Стратегии получения монопольной прибыли.

Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в долговременном интервале в условиях чистой монополии.

В краткосрочном интервале фирма может действовать с убытками, но после этого, на долгосрочном этапе она компенсирует эти убытки; должно установиться долгосрочное равновесие с эластичным спросом. Долгосрочное равновесие достигается при условии такого выпуска продукции, значение которого должно быть рядом с минимумом кривой долгосрочных средних издержек. Начиная с точки долгосрочного равновесия фирма-монополист может временно увеличивать прибыль, поднимая цены, сокращая выпуск продукции, смещаясь вверх вдоль менее эластичной кривой спроса.

Потребитель, столкнувшись с повышением цены, уменьшает спрос до уровня кривой долгосрочного спроса, при еще более высоких ценах прибыль монополиста будет меньше, чем при исходной цене долгосрочного равновесия.

Сегодня практически нет фирм, которые действуют в условиях чистой монополии, кроме так называемых "естественных" и закрытых (защищенных патентными, законодательными и т. д. барьерами) монополий, которых очень мало и для которых необходим целый ряд условий. О таких монополиях пойдет речь потом.

Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в условиях несовершенной конкуренции.

Наиболее часто мы видим ситуацию открытой монополии, когда фирма не защищена от конкурентов. Вопрос определения стратегии поведения фирмы в таких условиях намного усложняется. Существет большой выбор стратегий:

1.   Резко поднять цену на товар, получая максимальную кратковременную прибыль, и удерживать эту цену, пока не упадет спрос. Такую стратегию удобоно применять, когда имеются мощные фирмы-конкуренты, которые тоже начинают пробиваться на рынок с аналогичным товаром и когда мала дифференциация товаров.

2.   Примириться с возможным появлением конкурентов на данном рынке после вывода фирмой нового товара. Фирма устанавливает высокую стартовую цену на свой изобретенный продукт, а в это время уже разрабатывает новый продукт, который появляется к моменту уменьшения чистой прибыли от прежнего продукта. Такая фирма постоянно внедряет инновации и участвует в гонке научно-технических достижений. Примером может служить нынешний компьютерный рынок.

3.   Фирма идет на значительные затраты, чтобы взломать закрытую монополию. Потом эта фирма получает чистую прибыль, превосходящую издержки производства фирм-конкурентов. Этот вид монопольной прибыли называется рентой.

4.   Фирма устанавливает небольшую цену, не максимизирующую краткосрочную прибыль, чтобы создать барьер для появления конкурентов.

5.   Фирма устанавливает  разные цены на один и тот же продукт для разных групп населения. Эта стратегия направлена на увеличение спроса со стороны той группы населения, где этот спрос наиболее эластичен, так как именно для этой группы населения устанавливаются низкие цены. Такая стратегия извлечения прибыли называется ценовой дискриминацией.

6.   Фирма производит монопольную прибыль вне монополии, путем установления низких цен на сырье и организации производства в странах с низкой стоимостью рабочей силы, то есть в основном за счет уменьшения издержек производства.

Стратегии 1,4 можно назвать оборонительными, а 2,3,5,6 - наступательными.

Функции монопольной прибыли. Факторы, сопутствующие получению прибыли.

Сейчас я хотел бы подвести итог всей предыдущей главе, в которой я пытался рассмотреть сущность монопольной прибыли.

Основные цели, ради которых получают прибыль, -если бы не было этих целей, не было бы фирм и других коммерческих организаций как таковых (а следовательно, и экономической деятельности)- можно обозначить так: стимуляция производства (расширение производства) и реализация проектов и уменьшение риска банкротства.

Эти цели в то же время можно считать и своеобразным источником прибыли, так как средства, полученные от прибыли и вложенные в дальнейшее производство, в итоге порождают ту же прибыль, идет постоянный кругооборот капитала. Тем более важными и основополагающими становятся эти цели.

Заметим, что все это, особенно последняя цель, характерно как для несовершенной конкуренции, так и для чистой монополии, ведь в последнем случае нет конкурентов, но остается другая "противостоящая" монополисту сила - потребители. Также нужно заметить, что фирмы-монополисты гораздо лучше фирм свободной кокуренции могут реализовывать эти цели, в частности уменьшение риска банкротства.

Этим двум целям соответствуют стимулирующая и распределительная функции прибыли. А саму прибыль можно считать как конечный результат функционирования производства.

Условия несовершенной конкуренции.

Все эти функции прибыли объединяет одна из глобальных функций - прибыль как инструмент борьбы с конкурентами. Фактически чистых монополий существует очень мало, в подавляющем большинстве фирмы, получающие монопольную прибыль, действуют в условиях монополистической конкуренции. А фирмы, действующие в условиях чистой монополии, обычно защищены государством (законодательные монополии).

"Захват монопольной сверхприбыли осуществляется капиталистами в ходе ожесточенной научно-технической, сбытовой и производственной конкуренции, борьбы за покупателей в странах базирования и за рубежом, на мировом рынке в целом."[14] Также государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию.

          Несовершенная конкуренция существует, когда два или более продавцов, каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой ,конкурируют за продажи. Такое бывает в двух случаях:

  - фирмы продают не стандартизированную продукцию

  - когда контроль над ценой обусловлен рыночной долей отдельных фирм. На таких рынках каждый продавец производит достаточно большую часть продукта, чтобы значительно влиять на предложение, а ,следовательно, и на цены.

Обычно соренвнуются несколько крупных фирм, которые являются своеобразными центрами экономической деятельности в своих отраслях. Эти монополии могут быть объединением нескольких более мелких фирм. В условиях такой конкуренции обязательно существует такое явление как дифференциация продукции, о которой мы уже упоминали. Дифференциация продукции помогает удерживать состояние монополии. Более того, дифференциация продукции является основой, одним из важнейших условий существования монополистической конкуренциии. Вот более подробное описание дифференциации продукции: "При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление - дифференциация продукта, то есть наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.

Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой"[15]. И монополисты как раз и борятся за
как можно меньше ограниченный контроль над ценой, то есть за большую монполистическую власть. Эта борьба может продолжаться очень долго, представляя собой монополистическую конкуреннцию, и может закончиться образованием естественной монополии. Таким образом мы видим, как дифференциация продукции обеспечивает монополистическую конкуренцию, то есть ограниченный контроль над рыночной ценой каждой из фирм.

В условиях чистой монополии фирма может уменьшить объем выпуска продукции, назначить более высокие цены, снизить за счет этого расход ресурсов и максимизировать прибыли. Однако в условиях конкуренции положение осложняется за счет издержек, которые могут увеличиваться или снижаться. При этом используются два подхода - эффект масштаба и понятие «Х-неэффективности».

"Эффект масштаба. При данной технологии и издержках производства по-требительский спрос может быть недостаточным, чтобы поддержать большое количество конкурирующих фирм. производящих такой объем продукции, который позволяет каждой из них реализоиать существующий эффект от роста масштабов. В таких случаях фирма должна быть по отношению к рынку большой, то есть она должна быть монополистической, способной эффективно производить продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемого изделия.

Х-неэффективность. Обычно при исследовании издержек производства делается допущение, что фирма выбирает из существующих технологий именно ту, которая является наиболее эффективной и которая позволяет фирме добиться минимума средних издержек для каждого уровня выпуска. В реальной действительности каждая фирма, как правило, не использует в полной мере имеющиеся возможности снижения издержек. Для оценки потенциальных возможностей снижения издержек до минимального уровня средних введено понятие «Х-неэффективность». Она имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства больше, чем минимально возможные издержки. Такое превышение издержек возникает за счет уклонения фирмы от предпринимательского риска, обеспечения работой некомпетентных друзей и родственников, неудовлетворительного стимулирования рабочих фирмы."[16]

Эффект масштаба также может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект масштаба может привести к созданию такой ситуации, когда наличие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным решением проблемы. Такая ситуация называется естественной монополией.

Чистая монополия.

Теперь я бы хотел рассмотреть ситуацию чистой монополии, какую роль для нее играет прибыль. Рассмотрим некую отрасль.

                                Рисунок[17] 4.

На рисунке 4 показана отрасль. В силу существования в отрасли экономии от масштаба предельные издержки всегда ниже средних издержек. Монополия производила бы выпуск Q и получала бы прибыли в размере затененной площади. Если бы цена равнялась величине предельных издержек, как в точке С, то средние из­держки были бы выше цены и имел бы место убы­ток, равный расстоянию CG, от каждой проданной единицы блага. Точка С - точка, в которой Р = МС, не может быть точкой конкурентного равнове­сия, поскольку цена ниже величины средних издержек. В силу экономии от масштаба при всех объемах выпуска эта отрасль не могла бы нахо­диться в состоянии конкурентного равновесия.

"Монополия в данном случае является «естествен­ной» в том смысле, что она представляет собой ры­ночную структуру, минимизирующую издержки. Чтобы убедиться в этом, предположим, что в отрас­ли было две фирмы, каждая из которых производи­ла половину общего выпуска отрасли. Как соотноси­лись бы величины средних издержек, если бы суще­ствовало две фирмы и если бы тот же объем выпу­ска производился единственной фирмой? Так как средние издержки растут по мере падения объема выпуска, у нас все время было бы две фирмы, про­изводящие в точке, в которой средние издержки выше, чем они были бы, если бы весь выпуск произ­водился только одной фирмой. Поскольку един­ственный продавец благодаря экономии от масшта­ба может производить с меньшими затратами, то данной отрасли было бы трудно избежать превра щения в монополию. Если бы в отрасли было более одной фирмы, то одна из них могла бы  снизить цену и резко расширить выпуск и, следовательно создать трудности с получением прибыли для более мелких соперников. Таким образом, "естественность" монополии заключается также в том что, скорее всего, она является следствием свободного действия рыночных сил.

Вторая причина существования чистой монополии состоит в том, что одна-единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Упоминавшаяся выше алмазная монополия "Де Бирс" опирается на контроль над сырьем в течение многих лет фирма «Ксерокс» контролирует процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области технологий, в большинстве случаев защищенными патентами. В обоих случаях у конкурентов по существу не было возможности проникнуть в эту область деятельности.     

Третья причина существования чистой монополии состоит в государственном ограничении притока  фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляют  исключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону только местная электрическая компания может поставлять вам электроэнергию только фирма «Полароид» благодаря имеющимся у нее необходимым патентам может продавать определенные типы фотопленки и фотокамер. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством одной  единственной  компании. Зачем правительству создавать монополию в области импорта товаров? Оно могло на это пойти по политическим соображениям, или за награждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причине.

Эти три причины могут быть связаны между собой. Правительство может предоставить монопольное право, например, в том случае имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительной с точки  зрения общества. Но правительство может в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем чтобы ослабить основные явления неэффективности монополизации уменьшить социальные потери, связанные с ограничением выпуска."[18]

Мы видим, что чистая монополия - это вполне закономерное продолжение монополистической конкуренции. Получение прибыли в условиях чистой монополии - мечта всех конкурирующих фирм. И во многих случаях фирма, сумевшая обеспечить себе достаточно большие прибыли побеждает.

Фирмы-монополисты, защищенные государством, обычно защищены им в какой-то определенной сфере деятельности, и, соответственно, их прибыли могут возрастать лишь в пределах этой сферы, то есть они ограничены. Фирма-монополист может быть ограничена территорией, на которой она действует, определенным типом продукции (пример см. выше) и т. д. Такими исскуственными ограничениями фирма платит за возможность действовать в условиях чистой монополии.

Итак, монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии.

Аспекты конкурентной стратегии, методы и источники получения монопольной прибыли.

Только что шла речь о сущности монопольной прибыли, о том что основой монопольной прибыли служит сокращенмие монопольного производства и сверхконкурентные цены, о факторах, существующих при получении монопольной прибыли. Теперь надо рассказать о методах и источниках, с помощью которых только монополии могут получать сверхприбыль. Все они используются на основе монополистической конкуренции и их включают в себя стратегии фирм-монополистов, рассмотренные выше. Таким образом, получится более подробное описание стратегий  получения монополистической прибыли.

Перерапределение ресурсов наряду с сокращением объема производства и сверхконкурентными ценами имеет очень важное значение для получения монопольной сверхприбыли. "Источником огромных сверхприбылей является перераспределение прибавочной стоимости, создаваемой как в отраслях, где функционируют монополии, так и в других отраслях внутри страны и за рубежом. О внутриотраслевом перераспределении прибыли свидетельствует тот факт, что удельный вес прибыли, получаемой ведущими корпорациями в отдельных отраслях промышленности, как правило, превышает их долю в продажах продукции этих отраслей."[19] Известно, например, что прибыль ведущих корпораций США намного превышает среднеотраслевую. "По данным за 1978 г., доля четырех основных фирм в общей массеполученной отраслью прибыли составляла (в %): в авиаракетно-космической - 74 (68 - доля этих фирм в продажах продукции отрасли), химической - 50 (44), приборостроительной - 56 (43), в производстве конторского и вычислительного оборудования - 79 (71)."[20]

"Значительные усилия прилагают монополии по межотраслевому перераспределению прибылей с помощью цен на выпускаемые изделия."[21] Более того, "монопольная цена служит одним из главных орудий перераспределения совокупной прибавочной стоимости. <…> Если доход монополиста не образует избыточной прибавочной стоимости, воплощенной в данном товаре, то он образует часть прибавочной стоимости других товаров, то есть товаров, обмениваемых на этот товар, имеющий монопольную цену."[22]

Примером может служить фирма ИБМ (IBM), которая во многом с помощью перераспределения прибыли занимала третье место по объему получаемой прибыли в 1978 г.

Получению большей монопольной прибыли также способствует ценовая дискриминация, которая часто используется монополиями. Она уже упоминалась при рассмотрении стратегий монополий.

Обычно у фирм, обладающих властью над рынком, существуют несколько групп клиентов с различными кривыми спроса.

"Предположим, например, компания «Хэппи Скайз» (Happy Skies) обслуживает пассажиров двух категорий: бизнесменов и туристов. Спрос на авиапутешествия для отдыха является эластичным, тогда как спрос на деловые полеты неэластичен по цене.Предположим, что «Хэппи Скайз» назначает одну цену для всех своих клиентов, но ее самолеты летают полупустыми. Она получает прибыли, но могла бы увеличить свои доходы за счет заполнения пустующих мест. Она могла бы заполнить эти места за счет снижения цен, установленных ею для авиапассажиров. Однако, снижение цены, установленной для пассажиров-бизнесменов, уменьшило бы получаемый от этих клиентов доход, тогда как снижение цены для обыкновенных авиапутешественников повысило бы получаемый от них доход. Следовательно, «Хэппи Скайз» желала бы снизить цены только для пассажиров, летящих на отдых. Для того чтобы назначать различные цены для пассажиров, «Хэппи Скайз» необходимо определить, к какой категории принадлежит тот или иной клиент, а также помешать отдыхающим приобретать билеты по низким ценам и передавать их бизнесменам. Авиакомпании часто справляются с обеими задачами, назначая более низкую плату для авиапассажиров, чьи поездки включают субботу. Бизнесмены в отличие от пассажиров, летящих на отдых, обычно хотят попасть до­мой на уик-энд. В соответствии с этим отдыхающие обнаруживают себя, составляя график своих путе­шествий так, чтобы пользоваться преимуществами скидки. Это пример политики ценовой дискрими­нации.

<…> Ценовая дискриминация является обычным де­лом. Например, рассмотрим подписку на специали­зированные издания и журналы. Обычно на них устанавливается высокая цена для предприятий и библиотек, спрос которых, как правило, характери­зуется низкой эластичностью; относительно более низкая цена устанавливается для индивидуальных подписчиков и еще более низкая — для студентов. Путем установления различных цен для разных групп подписчиков издатель пытается «выжать» как можно больше прибыли из каждой отдельной груп­пы. Скажем, издается журнал под названием «Об­зор новостей энергетики». Для фирм, работающих в области энергетики, 200 долл. за подписку на год — это почти что даром при условии, что «Обзор» предоставляет первоклассную информацию. Студенты могут запросто читать «Обзор» в библиотеке, и маловероятно, что они заплатили бы более 10 долл. За удобство иметь свои собственные экземпляры. Та­ким образом, ценовая дискриминация — это совер­шенно разумная политика, ориентированная на использование низкой ценовой эластичности фирм и в то же время на реализацию продукции и получение прибыли на студенческом pынке."[23]

В примере, рассмотренном в "Economics", фирма «Хэппи Скайз» будет рассматривать возможность снижения цены для какой-либо категории пассажиров только в том случае, если спрос данной группы явля­ляется эластичным, так как только в этом случае снижение цены увеличивает доход авиакомпании. С другой стороны, если спрос какой-либо категории клиентов неэластичен, то «Хэппи Скайз» может увеличить свои прибыли путем повышения цены для данной категории пассажиров.

Итак, фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискри­минации, "если она назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса. Хотя это отнюдь не единственная форма ценовой дискриминации, хотя, веро­ятно, наиболее распространенная. Политика ценовой дискриминации может также реализоваться через нелинейное ценообразование, когда сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного ценообразования"[24].

Широкое распостранение получила вертикальная интеграция, которая значительно снижает риск, на который идет фирма монополист и способствует получению большей прибыли. Но до этого существовали другие методы получения как можно большей прибыли, которые, хоть и редко, но применяются и сейчас.

К настоящему времени проявились три основные формы подобной монополизации.

1. Первая форма - это полное господство на отраслевом рынке одной крупной компании, которая диктует цены на свою продукцию. Крупная компания захватывает либо все отраслевое производство, либо его преобладающую часть (причем остальные компании, относящиеся к мелкому и среднему предпринимательству, не могут соперничать с ведущей компанией). "Иначе говоря, такая форма монополизации отраслевого рынка предполагает господство того направления в концентрации производства, которое носит название горизонтальной интеграции. В качестве типичного примера подобной монополизации отраслевого рынка может служить компания «Алюминиум компани оф Америка» (АЛКОА), которая с 1903 г. вплоть до второй мировой войны удерживала в своих руках все производство первичного алюминия в США."[25]

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.