на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Молодежь на рынке труда


Реферат: Молодежь на рынке труда

Оглавление

Оглавление. 2

Введение. 3

Социологические проблемы рыночной экономики. 5

Экономическое сознание. 5

Экономическое поведение. 6

Условия адаптации к рыночным отношениям.. 7

Молодежь и безработица. 10

Понятие и виды безработицы.. 10

Уровень и структура безработицы.. 13

Дискриминация на рынке труда. 15

Социальные последствия безработицы.. 17

Решение проблемы занятости молодежи. 21

Меры, направленные на снижение уровня безработицы.. 21

Правовое регулирование молодежной политики. 22

Работа комитета по делам молодежи. 23

Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости. 24

Заключение. 25

Список литературы.. 28


Введение

В своей курсовой работе я рассмотрю проблему положения молодежи в сфере труда и занятости, на примере российской молодежи, оценю уровни ее занятости и безработицы, ее положение на современном рынке труда, постараюсь отметить некоторые пути выхода из сложившейся кризисной ситуации в этой области российской действительности.

В данной работе я проанализирую тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой  статус в общественной и социальной сфере. Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.1 На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения разбивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, обеспечивающийся за счет  взаимодействия этих двух составляющих размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по различным сферам хозяйственной деятельности. В последнее время в работах многих ученых, посвященных проблемам рынка труда наметилось различие в определении предмета купли-продажи на рынке труда: рабочая сила или труд. Однако продаваться может только рабочая сила, а не труд, так как последний есть ни что иное, как процесс. В таком случае было бы правильнее говорить о рынке рабочей силы, а не о рынке труда. Но, начиная с К. Маркса и кончая многими современными учеными данные понятия принято считать синонимами и не делать между их значениями никаких различий. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками. Они способствуют соединению рабочей силы  со средствами производства, тем самым удовлетворяется потребность работодателей в труде, а наемных работников - в заработной плате.1 

Анализ динамических изменений рынка труда основывается на оценке перемещения населения между тремя состояниями рынка труда: занятости, безработицы и экономической неактивности.

По классификации МОТ, которая приведена в статье Л.А. Гордона и Э.В. Клопова «Социальная эффективность и структура безработицы в России»1, все население Российской Федерации можно разделить на две группы:

1. Экономически активное население

Данная группа включает ту часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В свою очередь она делится на следующие категории:

·     Занятые (Выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени; временно отсутствуют на работе из-за болезни, отпуска, работы по специальному графику, отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причинам; самостоятельно обеспечивают себя работой)

·     Безработные (Не имеют работу, т.е. доходного занятия; занимаются поиском работы, т.е. обращались в службы занятости, использовали объявления, обращались к работодателю и т.п.; готовы приступить к работе)

2. Экономически неактивное население

Данная  группа включает в себя людей, не входящих в состав рабочей силы:

·     Учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения

·     Лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности

·     Лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми

·     Отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиск

·     Другие лица, у которых нет необходимости работать

Границы рынка труда определяются следующей частью экономически активного населения России:

·     Незанятые, но ищущие рабочее место

·     Занятые, но неудовлетворенные работой и подыскивающие  другую работу или дополнительное рабочее место

·     Занятые, но рискующие потерять рабочее место

Вышеперечисленные группы образуют предложение труда. Владельцы рабочих мест формируют спрос на труд, складывающийся из числа вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет замену.

Формирование комплекса рыночных отношений в сфере занятости началось с изменения приоритетов государственной политики: отказа от конституционных гарантий права на труд, сохранения за государством лишь функции содействия трудоустройству граждан. Кроме того, расширились права руководителей  в вопросах найма и увольнения работников, что предполагало более эффективное использование рабочей силы.

Социологические проблемы рыночной экономики

Задача социологии в связи с преобразованием экономики в нашей стране состоит в изучении особенностей экономического сознания как тех, кто находится у власти, так и широких слоев населения, в выявлении фак­торов, влияющих на экономическое сознание, его стереотипы, в составлении прогнозов его изменения, в классификации различ­ных типов экономического сознания. Проблемы экономического сознания и поведения рассмотрены в главе учебника «Социология молодежи», посвященной теме молодежи в сфере труда и занятости1, именно их я хочу привести в следующих пунктах своей работы об экономическом сознании и поведении:

Экономическое сознание

 Экономическое сознание инте­ресует социолога как определенная система, которая наряду с объективными условиями жизни (одновременно будучи опосре­дованной ими) формирует цели трудовой и социальной деятель­ности того или иного рода, мотивы социального и экономиче­ского поведения. Сознание в значительной мере определяет не только характер и качество деятельности, но и возможные для данного индивида с нравственной точки зрения средства дости­жения целей.

Экономическое сознание ограничено рамками объекта, на ко­торый оно направлено, но как вид сознания оно обладает все­ми присущими последнему свойствами. В сознании как фе­номене можно выделить две группы компонентов. Это, во-первых, глубинные, относительно постоянные компоненты, при­сущие сознанию отдельного человека или социальной группы в течение относительно длительного периода времени, задаю­щие направления осознания любого объекта и во многом об­условливающие его результаты. Это осознанные потребности, ценности, мотивы деятельности. В цепочке «потребности – интересы  – ценностные   ориентации» исходными являются по­требности. Именно они, как известно, выражают исходную фор­му активного, избирательного отношения человека к условиям внешней среды.1 Во-вторых, это поверхностные компоненты – оценки, мнения.

Потребности и степень их удовлетворенности интересуют социолога с двух точек зрения — как социальные факты и как компоненты сознания (осознанные потребности). В этой связи необходимо выявление закономерностей и тенденций формиро­вания и изменения потребностей, фиксация их динамики в со­циальной статистике (на сегодняшний день социальная стати­стика является явно недостаточной), разработка прогноза их развития, а также определение степени удовлетворенности раз­личных групп населения.

Экономическое поведение

 Исследования показывают, что экономическое поведение людей определяется сложным взаимо­действием сознания и объективной действительности, которая влияет на формирование ценностей. И наоборот – уже сформи­рованные ценности во многом обусловливают восприятие ре­альности. В этой связи существенное значение приобрета­ет рассмотрение социальных аспектов формирования рыночной экономики.

Абсолютное большинство населения обобрано государством, потеряло все свои накопления и вступило в рынок, как и поло­жено пролетариату, свободным от всякой собственности.

В условиях жесткого и быстро развивающегося кризиса то­варопроизводители ощущают себя зажатыми в тиски инфляции, налогового пресса. Из-за недостатка оборотных средств, неиз­бежно ведущего к банкротству, они оказались неспособными пе­рестроиться, переоснаститься на выпуск новой продукции, мо­дернизировать производство, что необходимо для гарантиро­ванного выживания в новых условиях. В чрезвычайно сложной ситуации оказались и новые, рожденные рынком, субъекты – малый и средний бизнес, фермерство и т. д. Из-за того же де­фицита средств и времени, непредсказуемости экономической политики властей, политической ситуации они видят беспер­спективность усилий по созданию товаропроизводящих произ­водств. Где действительно наблюдается оживление, так это в сфере посреднического оборота, но и здесь товарная база по­стоянно сужается (снижение объемов производства, сокращение импорта).

Рынок, который в данный момент формируется в России, далек от цивилизованных форм, он чужд народу. Процесс первоначального накопления капитала протекает в России в худших традициях становления мирового рынка. Закономерно, что к числу основных явлений, сопровождающих процесс становления рынка, относятся обо­стрение экономических, социальных, политических, межнацио­нальных и других противоречий. Забыт, фактически, человек с его нуждами и запросами.

Условия адаптации к рыночным отношениям

Радикальные социально-экономические перемены в российском обществе не могут не стимулировать человека к конструированию отношения к труду, направленного на достижение нового качества жизни. Поэтому, видимо, социально-психологические факторы стратификации оказываются более значимыми для изменения уровня благосостояния, чем сама по себе включенность в рыночные отношения. Если особенности реформ, в частности, специфика молодежного рынка труда предопределяют саму возможность войти в рыночную экономику, то направление сознания молодых людей в отношении к труду определяет глубину этого включения. Это можно показать на примере исследований, проведенных в рамках проекта «Молодежный рынок труда», осуществленных Социальноэкономической Ассоциацией «АСЭ», Институтом проблем занятости РАН, Центром профессионального образования и маркетинга молодежного рынка труда, Московским Центром труда и занятости молодежи «Перспектива»:1

Перед исследователями была поставлена задача – осветить некоторые важные особенности ценностных установок и поведенческих приоритетов, связанных с готовностью молодых людей войти в рыночные отношения, описать стратегию молодежи как субъекта рынка труда. Я согласна с авторами исследования в том, что нужно акцентировать внимание в этом вопросе на контингенте, находящемся в начале социально-профессионального определения, то есть лучше всего обращаться к выпускникам общеобразовательных школ. Выборочная совокупность составила 840 человек (девушки составили 56%).

Исследовалась также зависимость социально-психологических факторов от так называемых структурных ресурсов. К ним относятся принадлежность молодежи к семьям из различных социально-профессиональных групп; уровень материального благосостояния семьи; возможность помощи, которую молодые люди ожидают со стороны родителей.

Иерархия доминирующих ценностей, определяющих расположение профессий на шкале предпочтений в оценках выпускников, принадлежащих к различной социально-профессиональной среде (в % от опрошенных; N = 840)1

Социально-профессиональные группы Иерархия трудовых ценностей Ответили
Девушки Юноши
Дети рабочих высокой и средней квалификации (N=103; дев. – 47, юноши – 56) Заработная плата 61,3 73,4
Гарантия занятости 57,5 69,6
Содержание работы 35,9 9,1
Дети служащих (специалистов) с высшим и средним специальным образованием (N=737; дев. – 392, юноши – 345) Заработная плата 67,5 77,3
Гарантия занятости 55,4 54,7
Содержание работы 47,6 47,2

Респондентам предлагалось назвать три основные характеристики, ранжированные по степени важности. Поэтому количество ответов превышает 100%.

Исследование показывает, что для большинства выпускников средних школ определяющая ценность хорошей работы – деньги, а не содержание. Из таблицы видно, что в составе трех доминант, определяющих ценностную ориентацию молодых людей при выборе профессии и будущей трудовой деятельности, выступают, прежде всего, материальные соображения и возможность трудоустройства. Содержание работы как регулятор профессионального самоопределения уступает этим двум критериям по своей значимости.

Большое значение «материальной» позиции в структуре трудовых ценностей во всех выделенных группах подтверждается также значимой положительной связью между отношением респондентов к рыночным требованиям работодателей и готовностью включиться в рынок труда, как видно из таблицы, приведенной ниже.

Оценки выпускниками средних школ города Москвы основных секторов экономики по условиям трудовой деятельности (N = 840), в баллах1

Секторы экономики Требуемые условия

Образо-

Вательный

 и квалифи-

кационный уровни, объем знаний

Затраты

времени, связанные с

 работой, занятость непосредственно профес-сиональной деятельностью

Дисципли-

на, ответствен-

ность, обяза-

тельность

Инициатив-

ность, пред-

приимчивость,

активность

Объем

работы,

нагрузка

выполняе-

мыми и

функциями

Госуда-

Рственные

предприятия

2,3 1,7 1,1 1,3 1,0

Негосуда-

рственные

предприятия

2,6 2,8 2,8 2,4 2,7

Оценка вычислялась как средневзвешенная по трехбальной системе – высокая (3); средняя (2); низкая (1); трудно ответить (0).

Данные исследования показали, что если относительно частного сектора наблюдается довольно высокая зависимость между перспективами материального порядка и предпочтением данного сектора, то для госсектора такая связь менее значима сектором различной формы собственности, представляется потенциальным пространством, в котором ориентируются молодые люди, намереваясь предолжить свою будущую рабочую силу. Подавляющее число респондентов данного исследования (67%) выразили желание трудиться в негосударственном секторе экономики.

В установке молодежи на труд с ее мотивационной доминантой «высокой заработной платы» и предпочтения рынка труда частного сектора скрыто действие весьма важного социально-психологического фактора стратификации, связанного с намерением изменит уровень благосостояния. Из такого сопоставления можно сделать вывод о готовности молодых людей больше трудиться, нести ответственность, проявит предприимчивость, быть инициативным и активным. Мне кажется, что именно такая установка вхождения в рыночные отношения отражает формирование новой трудовой этики.

Молодежь и безработица

Понятие и виды безработицы

Безработица - это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Таким образом, в реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. Продолжительность безработицы - это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы среди лиц, имеющих статус безработного на конец анализируемого периода. Безработица различается по продолжительности - временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года). Уровень общей безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %). Уровень регистрируемой безработицы - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в %). Экономически активное население (рабочая сила) - отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в %). 1

Современная западная экономическая наука выделяет четыре формы безработицы:

Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданиями работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных фирмах. Другие люди ищут новую работу вследствие увольнения по несоответствию или из-за банкротства фирмы. Третьи временно теряют сезонную работу. Четвертые (молодежь) впервые ищут работу. Когда все эти люди приступят к работе, им на смену придут новые, сохраняя из месяца в месяц этот тип безработицы. Фрикционная безработица означает неповоротливость рынка труда: система распространения информации о претендентах на рабочие места и вакансиях является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. Фрикционная безработица является даже желательной, так как позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату.

Структурная  безработица связана с изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного времени для установления соответствия между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными требованиями. В ходе технологических преобразований спрос на одни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняется географическое распределение рабочих мест. Например, внедрение персональных компьютеров сократило спрос на пишущие машинки, что снизило спрос на труд на предприятиях про производству пишущих машинок. Одновременно увеличился спрос на труд в электронной промышленности. Разные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно сокращаться в одних регионах и возрастать в других. Если фрикционные безработные имеют навыки, которые могут применять, то структурные безработные без переподготовки, дополнительного обучения, перемены места жительства найти работу не смогут. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, то структурная безработица носит устойчивый характер.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации,  дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Циклическая безработица  вызывается спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Спад - это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастет спрос и не произойдет оживление деловой активности.

Безработица ожидания  является результатом жесткости заработной платы и вытекающей отсюда нехватки рабочих мест. В равновесной модели рынка заработная плата изменяется, уравновешивая спрос и предложение. Однако в действительности заработная плата не является столь гибкой и иногда застревает на уровне выше равновесного, где предложение труда превышает спрос на него. Фирмам приходится распределять между всеми претендентами недостаточное количество рабочих мест. Поэтому жесткость реальной заработной платы уменьшает показатель вероятности трудоустройства и повышает уровень безработицы.1

Циклической безработице подвержены все возрастные группы населения. По своему содержанию, как мне кажется, такой тип безработицы, как фрикционная, может быть отнесен к добровольной. В принципе она не устранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки. Фрикционная безработица считается хотя и неизбежным, но все же приемлемым следствием здоровой экономики. Многие выпускники учебных заведений в первую очередь становятся фрикционными безработными, особенно те из них, кто не имел опыта работы в процессе обучения и ищет работу впервые. В этом случае многое зависит от самого выпускника: на сколько активно он будет искать работу, от уровня его знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения. Структурная безработица грозит тем молодым людям, чьи специальности не востребованы в настоящий момент на рынке труда, для избежания такого рода безработицы среди выпускников, нужно проводить детальный анализ рынка труда в данный момент, и перспектив его развития, при введении или наоборот, снятии, каких либо специальностей, которые даются конкретным учебном заведении. В любое время какие-либо специальности выходили на первый план, а какие-то  считались менее престижными. У современных выпускников школ была выявлена следующая шкала приоритетов выбираемых специальностей:

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.