на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Лекции по политэкономии 2 семестр 1 курс


На смену кривой Филлипса пришла теория естественного уровня безработицы, которая с 1979 г. применяется в экономическом анализе США (республиканская адми­нистрация Р. Рейгана и Дж. Буша) и Англии (правительство М. Тэтчер). Суть этой теории в том, что в долгосрочном плане умеренный, т.е. приемлемый для общества уровень инфля­ции возможен только при естественном уровне безрабо­тицы. А этот естественный (или равновесный) уровень безработицы определяется структурой рынка рабочей силы при наличии фрикционной и структурной безработицы) с учетом информации о потребностях в различных про­фессиях и т.д. Однако экономическая политика, направленная на обес­печение естественного уровня безработицы и снижение темпов инфляции-до умеренных и стабильных, не всегда достигает намеченных целей.

17.Государственная собственность. Национализация и приватизация

Государственная собственность – это имущество в материальном его выражении, а также имущественные права, который принадлежат государству на праве собственности, т.е. государство может ими свободно владеть, пользоваться и распоряжаться, но обязательно в интересах общества.

Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предприниматель­ство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллектив­ной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной про­дукции. Приватизацию иногда называют тихой революцией, ко­торая завоевывает мир. В самом деле, в той или иной мере в этом процессе ныне участвуют более 50 стран: распрода­ются государственные предприятия, сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под государственного кон­троля, сдаются в аренду правительственные службы. Стре­мительность и размах этих преобразований особенно уси­лились в 1981 г., и теперь они проводятся в странах всех идеологических направлений и с любым уровнем развития. Идея приватизации оказалась актуальной и привлекатель­ной для многих государств, разительно отличающихся друг от друга. Наиболее сложным делом в ходе разгосударствления предприятий является не только определение форм и методов разгосударствления (акционирование, приватизация, передача в аренду и т. п.), но и выработка механизма взаимоотношений предприятий с государственными и местными органами управления. В 1990 г. государству принадлежало 90-95% производствен­ных фондов. С 1992 г. посредством политики разгосудар­ствления, приватизации и принятия пакета законов о кон­куренции и ограничения монополистической деятельности можно ожидать некоторого снижения доли предприятий государственного подчинения. Как видим, степень монополизации производства в на­шей стране очень высока. Не будет, видимо, ошибочным утверждение, что практически любой вид производства в той или иной степени монополизирован. Безусловно, такое положение дел создает и еще создаст немало трудностей в ходе разгосударствления и демонополизации. Национализация – это процесс, обратный приватизации, т.е. обращение частной собственности в государственную. Подобный процесс произошел в период становления советского государства во время гражданской войны и после нее.

18. Роль государства в экономике, причины ее усиления.

В переходный период необходимо по-новому осмыслить роль государства в экономике. Здесь очевидно лишь то, что прямое вмешательство государства в экономическую сферу должно постепенно дополняться и заменяться косвенным регулированием. В самом деле, вовсе не обязательно, на­пример, доводить плановые задания до каждого малого и большого предприятия. Напротив, наделив полномочиями администрацию и остальной коллектив предприятия, дав им самостоятельный статус, государство тем самым осво­бождает руки для организации присущей ему деятельности — определения стратегии развития. Короче говоря, государство в условиях рыночной эконо­мики призвано играть иную роль, нежели в условиях ко­мандно-административной системы. Подчеркнем: не меньшую, а именно иную, может быть, даже большую, чтобы его граждане, будь то отдельные предприниматели или трудовые коллективы, почувствовали бы вкус к само­стоятельности и ответственности в процессе принятия ре­шений, освободились бы от страха перед всезнающими и везде проникающими органами государственной машины. Усиление роли государства видится в том, что оно, разра­батывая новые законы, должно поставить всех граждан в равное перед ними положение. Именно в этом залог про­цветания и могущества демократического государства. На этой основе государство может осуществлять самую разнообразную, полезную для общества деятельность, ис­пользуя для этого различные свои функции, среди которых можно выделить законотворческую, предпринимательскую и международную. аконотворческая функция государства предполагает разработку содержания и механизма реализации законов, способствующих нор­мальной жизнедеятельности общества. При сохранении слабой исполнительной власти в России выйти из кризиса быстро и без огромных потерь невозможно. Необходимо проведение первоочередных антикризисных мероприятий. Предпринимательская функция государства заключает в себе разнообразные формы экономической деятельности с полным или частичным участием государства. Среди них можно выделить государственную собственность (95% - производственных фондов), участие государственного капитала в тех или иных предприятиях, привлечение иностранных инвестиций в форме займов или прямой продажи российских предприятий иностранным инвесторам, реализация интересов государства иными формами и методами.

19. Формы и методы государственного регулирования экономики.

Прежде всего важно различать две основных формы: прямое вмешательство через расширение пред­приятиями и косвенное вмешательство с помощью различ­ных мер экономической политики. Прямое вмешательство государства — это и принятие государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными законодательных актов, призванных упорядочить и разви­вать отношения между всеми элементами рыночной сис­темы. Примеры государственного регулирования экономи­зм путем издания законодательных актов необычайно раз­нообразны. К ним можно отнести, помимо упомянутого антитрестовского законодательства в США, положение о кооперации во Франции и т.п.  Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмеша­тельства меры экономической политики могут быть на­правлены на: стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями;

обеспечение полной занятости;

cтимулирование экспорта и импорта товаров, капита­лов и рабочей 

cилы; воздействие на общий уровень цен в целях его стаби­лизации и цены; на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов; и некоторые другие цели.  Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-де­нежной политике. Фискальная политика — это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государст­венными доходами (прежде всего налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика — это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и со­вершенствования кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Подробнее различные направления прямого и косвенного государственного регулирования рассматриваются в после­дующих главах. Однако эта связь в рыночной и централи­зованной экономике существенно различается. Страны с рыночной экономикой, начавшей формиро­ваться 2-3 столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функциони­рования естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со сложившейся централизованной экономиче­ской системой пытаются в ходе разгосударствления возро­дить с помощью государства (как это ни парадоксально звучит) тот самый мощный, животворящий частный инте­рес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом — не убить в объятиях государства этот животво­рящий интерес.

20. Денежно-кредитная политика государства. Деньги являются важным внутренним элементом рыночного механизма хозяйствования, непосредственно участвующим в «обмене веществ», который происходит в процессе  воспроизводства. Деньги интегрированы в этот процесс, находятся в зависимости от него и в то же время оказывают на него обратное влияние. Поскольку денежное обращение нельзя рассматривать в отрыве oт других сфер экономики, то и денежно-кредитную  политику следует осуществлять в единстве с мерами по регулированию народного хозяйства g целом. Другими словами, регулирование денежного обращения н широком смысле слова предполагает осуществление мероприятий, направленных не только на монетарную, но и немонетарную сферу экономики, и значит требует комплексного подхода. К немонетарным методам регулирования следует отнести, прежде всего, такие действия, которые нацелены на устранение структурных диспропорций в сфере производства, на повышение его технологического уровня  эффективности.  Сокращение  благодаря  этому  издержек производства внесет значительный вклад в борьбу с инфляцией издержек. В этом же направлении будет действовать и антимонопольная политика, направленная на ограничение роста монопольных цен. Особое значение в деле стабилизации денежного обращения приобретает политика стимулирования сбалансированного экономического роста. Увеличение объема производства товаров и услуг создает необходимую базу для укрепления покупательной способности денег. В развитой рыночной экономике центральный банк в состоянии оказывать существенное воздействие как на величину спроса на деньги, так и на объем их предложения. Спрос регулируется косвенным образом через изменение условий предоставления центральным банком кредитов, а также условий продажи государственных ценных бумаг. Влияние на предложение денег (в наличной и безналичной форме) обеспечивается монополией центрального банка на эмиссию банкнот, а также его правом на изменение уровня минимальных обязательных резервов по различным видам депозитов. Эмиссия денег центральным банком осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, покрытия дефицита государственного бюджета, покупки им ценных бумаг и иностранной валюты. Коммерческие банки, со своей стороны, участвуют в депозитной эмиссии, которая ограничена объемами собственных и привлеченных средств, а также размерами обязательных резервов, устанавливаемых центральным банком. В качестве «денежной базы» выступают те обязательства центрального банка по отношению к частному сектору, которые он непосредственно контролирует . В денежную базу включаются наличные деньги, находящиеся у населения и в кассах банков, а также денежные средства коммерческих банков, депонированных в центральном банке в форме обязательных резервов. Поскольку компоненты денежной массы служат средством обеспечения банковских депозитов, то денежная масса в целом предстает как величина производная от денежной базы. Эта взаимосвязь выражается формулой М=мВ,

где М - денежная масса, м - мультипликатор, В - денежная база.

Воздействуя на денежную базу, центральный банк имеет возможность влиять на размеры денежной массы.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком, является элементом экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение нормального функционирования денежного обращения, устойчивости, национальной денежной единицы, стабильности её покупательной способности, а также обеспечение равновесного развития экономики в целом.

К основным методам регулирования денежного обращения, которые использует центральный банк следует отнести:

— политику рефинансирования (включая учетную и ломбардную политику);

— политику минимальных резервов;

— политику открытого рынка;

— валютное регулирование;

— регулирование деятельности кредитных институтов и организации платежно-кредитных отношений;

— установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование).Рефинансирование коммерческих банков осуществляется путем предоставления кредитных ресурсов в форме прямы кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организации кредитных аукционов. Цель рефинансирования - воздействие на   состояние   денежно-кредитного   обращения.   Прибегая   к рефинансированию, центральный банк выступает кредитором последней инстанции или банком банков.

Валютное регулирование осуществляется  ЦБ РФ посредством: проведения внутренней денежно-кредитной политики, валютных интервенций, использования государственных резервов международных платежных средств.

21..Финансовая политика государства. Государственный бюджет – формирование и использование.

Финансовая политика представляет систему государственного ре­гулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных ста­тей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядят приблизительно следующим образом (%).Финансовая система включает в себя: 1) различные сферы финансо­вых отношений в рамках данной страны, 2) совокупность финансовых уч­реждений страны. Финансовые отношения охватывают отношения, свя­занные с образованием и движением финансовых ресурсов между: 1) госу­дарством и предприятием (предприятиями), 2) между самими предпри­ятиями, 3) между отдельными государствами. К финансовым учреждениям государства относятся: министерство финансов, его органы, местные фи­нансовые отделы и управления, финансовые отделы предприятий и кон­трольно-ревизионные управления.

Финансовая система включает следующие звенья: государственный и местные бюджеты, фонды социального страхования, пенсионные фонды, фонды личного и имущественного страхования, финансы предприятий, от­раслей, различные специальные денежные фонды. Государственный бюд­жет - главное звено всей финансовой системы, с помощью которого госу­дарство распределяет и перераспределяет ВНП и национальный доход. Финансовая политика, направленная на стимулирование подъема в экономике, обычно приводит к дефициту государственного бюджета, что создает дополнительные осложнения в экономической ситуации. Наи более распространенные методы финансирования дефицита государствен­ного бюджета - внешние и внутренние займы, эмиссия денег и использо­вание бюджетного излишка предшествующих лет. Эмиссия приводит к не­контролируемой инфляции, подрываются стимулы для долгосрочных ин­вестиций, раскручивается спираль «цены - заработная плата», воспроиз­водится бюджетный дефицит. Внутренние займы, ведущие к росту внут­реннего долга, имеют также негативные последствия: усиливается нерав­номерность в получении доходов, возникает эффект «вытеснения» частных инвестиций, т.к. чрезмерный государственный долг ведет к росту процент­ной ставки, бремя внутреннего долга перекладывается на следующее поко­ление.

Большие размеры внешнего долга представляют существенную про­блему. Если платежи по нему составляют значительную часть от внешне­экономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать но­вые займы становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более вы­сокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых странах, в том числе в России, обязательства выплаты по займам превы­шают все поступления от внешнеэкономической деятельности. Рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны, подрывает ее независимость.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно слож­ный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также госу­дарственного устройства. Эта система формируется на ос­нове всей совокупности социально-экономических, право­вых и других особенностей, характеризующих то или иное государство. Структура бюджета страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитар­ное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъ­ярусное построение — государственный и местные бюдже­ты. В странах с федеративным государственным устройст­вом (США, ФРГ) имеется промежуточное звено — бюдже­ты штатов, земель и соответствующих им административ­ных образований. Государственный бюджет представляет собой централи­зованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необхо­димых социально-экономических функций. В современ­ных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий. Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все мно­гообразие его функций. Прежде всего, в бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ас­сигнований. По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: на расходы по государственному управле­нию; на военные расходы; расходы на социально-эконо­мические цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешнеэкономи­ческой деятельности. Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП. Например, в США государственные расходы в XX столетии выросли более чем в 350 раз. Только за период с 1980 по 1989 фин. годы расходы федерального бюджета увеличи­лись в два с лишним раза (с 433,5 млрд. долл. до 877,2 млрд. долл.). К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благо­приятных предпосылок для функционирования производ­ственных секторов экономики. Все более значительное место занимают и расходы на создание объектов социаль­ной инфраструктуры, в первую очередь — на образование и здравоохранение. Значительный удельный вес продолжают занимать воен­ные расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войн, ветеранам и т.д. Важной составной частью финансовой системы государ­ства являются местные бюджеты. За счет их расходов финансируются в первую очередь объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на содержа­ние местной администрации, полиции, органов суда и прокуратуры. Важное место в расходах местных бюджетов занимают также расходы на социально-культурные нужды, объекты здравоохранения, поддержание экологического равнове­сия. Доходы государственного бюджета состоят в первую очередь из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных или целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловле­но необходимостью мобилизации крупных финансовых ресурсов для конкретных целей, прежде всего социально-экономического характера. К их числу относятся социаль­ное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое. Число их постоянно растет, примером чего может быть федеральный бюджет США, в рамках которого насчи­тывается свыше 800 подобных фондов. Общей материальной основой всех доходов государства является перераспределение национального дохода, огосу­дарствление значительной части вновь созданной в стране стоимости. Важнейшими составными частями механизма этого перераспределения являются налоги, государствен­ные займы, а также поступления внебюджетных фондов.

22. Интернационализация хозяйственной жизни.

Являясь экономической основой  мирового хозяйства, интернационализация предполагает развитие таких организационно-экономических форм, которые связывают производство одних стран с потреблением его результатов в других. Интернационализация возникла в период перехода капитализма на машинную стадию. Не случайно ее развитие связано с углублением международного разделения труда с растущей дифференциацией различных видов деятельности. Это было развитие интернационализации вглубь, но она развивалась одновременно и вширь,   распространяясь   на   новые   страны  и  регионы. Общественное воспроизводство на любом уровне - предприятия, фирмы,  региона  страны,  национальной  экономики - не  может формироваться   и   действовать   вне   мирохозяйственных   связей. Производственные процессы, принимая международный характер, предполагают устойчивые связи между предприятиями н фирмами разных стран, организуя филиалы и подразделения, фирмы с зарубежными партнерами на основе взаимовыгодного разделения труда. Интернационализация создала систему взаимозависимости всех стран и регионов, но уровни этой взаимозависимости при общей тенденции экономического роста существенно отличаются. Интернационализация в целом ведет к нивелировке уровней развития отдельных стран, сближению размеров издержек производства, росту производительности труда и экономики труда в мировом масштабе. Ионой чертой углубления интернационализации хозяйственной жизни стало возникновение и развитие мировой инфраструктуры, которая включает' мировую транспортную систему, мировую сеть информационных коммуникаций и связи.

Интернационализация привела к возникновению мирового хозяйства и его структура представлена следующими элементами:

— мировой рынок товаров и услуг;

— мировой рынок капиталов;

— мировой рынок рабочей силы;

— международная валютная система;

—международная кредитно-финансовая система.

Наглядно  интернационализация   проявила  себя   в  деятельности транснациональных корпорации (ТНК). Интернационализация производства, развитие международных форм обобществления приводят к развитию транснационального капитала. В мировом  хозяйстве  все  современные экономические  отношения проявляются в форме миграции капитала, которая осуществляется на нескольких уровнях: между центрами современных развитых государств (США - Западная Европа - Япония), между отдельными странами, между одинаковыми отраслями государств, В любом случае эти отношения осуществляются через ТНК. ТНК - международные фирмы, имеющие филиалы в двух и более странах, управляющие ими из одного или нескольких центров; они проводят согласованную экономическую политику, распределяя ресурсы, технологию и ответственность для достижения наивысшего результата.  Возможность образования международных компаний появилась благодаря вывозу капитала за пределы страны.  Вывоз капитала и образование международных компаний привели также к разделу мирового рынка на сферы влияния между финансовыми группировками. Создание ТНК позволяет переносить производство, снабжение или элементы управленческой структуры в те страны, где это представляется наиболее выгодным. В организации учета применяется система комплексных интеграционных систем, с помощью телекоммуникационной связи непрерывно учитываются все поступления и платежи компаний по всем странам, где фирма осуществляет свои операции. Финансы, подготовка и переподготовка кадров - это аспекты деятельности, которые стали компонентами комплексных интеграционных систем ТНК. Вся деятельность международных компаний подтверждает, что ТНК - это фирмы, имеющие свои подразделения в разных странах, но управляют они этими подразделениями из одного центра. К 1996г. общее число ТНК составило примерно 40 тысяч, они имеют 250 тысяч филиалов за рубежом. Это самый активный сектор мирового хозяйства, на него приходится более 200 млрд. долл. ежегодного прироста прямых зарубежных инвестиций. Начиная с 1977г. около половины прямых инвестиций США осуществляется в форме совместных предприятий, что обеспечивает большие выгоды всем участникам такого сотрудничества. Это новый этап хозяйственной деятельности ТНК - «сплетение» ТНК, принадлежащих к разным национальным и интернациональным экономическим центрам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.