на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Курс микроэкономики


4.   Тейлор и Ланге впервые обратили внимание на роль аукциониста в модели Вальраса. Они сделали предположение, что без аукциониста система работать не будет. Надо было сконструировать экономику, где роль аукциониста будет выполнять государство. Существует теория рыночного социализма: вся собственность – государственная. Предприятия – арендаторы, но частные. Государство устанавливает цены, а предприятия, ориентируясь на них и взаимодействуя с потребителями сами находят оптимальный способ взаимодействия с потребителем.

5.   В системе Вальраса очень слабо представлен финансовый сектор. Д.Потинкен достроил модель Вальрас моделями финансовых потоков.

5.    Тема: Несовершенная конкуренция

Глава 1: Типология рыночных структур.

Рынок, в широком смысле, институциональная система, основанная на частной собственности и предпринимательстве. В узком смысле, рынок – это система взаимодействий производителя и потребителя. Цена формируется как взаимодействие большого числа производителей и большого числа потребителей.


Всё это мы описали с помощью модели Вальраса. Теперь мы возвращаемся к исходной модели и попытаемся понять, действительно ли исходным пунктом анализа является модель совершенной конкуренции.

Совсем не обязательно, что ситуация на рынке будет описываться моделью совершенной конкуренции. Могут быть и другие модели.


Таким образом, теоретически допустимы и встречаются на практике другие модели рынка. Такие типичные модели называются рыночными структурами. Существует классификация рыночных структур:

1.   Модель совершенной конкуренции (рисунок 1).

2.   Чистая монополия (рисунок 2).

3.   Монопсония (рисунок 3).

4.   Двухсторонняя монополия (рисунок 4).

5.   Небольшое число продавцов (около 2–3). Каждый из них путем увеличения или уменьшения продаж может воздействовать на цену – олигополия. Наиболее хорошо исследован случай, когда в отрасли 2 производителя – дуополия. Фирмы принимают решения на основе информации друг о друге. Точно так же можно построить модель на стороне покупателя – олигопсония.

6.   Монополистическая конкуренция. Предположим, мы рассматриваем отрасль, в которой действует множество фирм–производителей. Предположим, что каждый из производителей сумел каким–то образом выделить свой товар (за счет свой торговой марки, своего фирменного наименования). Для такого выделения активно используется реклама. Товар однороден, но его всегда можно идентифицировать за производителем. В этих условиях возникает слабый монопольный товар. Но между собой эти товары являются близкими заменителями. Таким образом, потребитель достаточно легко может переключиться на потребление товара–заменителя. Эта ситуация и называется монополистическая конкуренция. Для описания монополистической конкуренции используются термины: идентификация производителя, дифференциация продукта (однородный, стандартизированный товар получает уникальные характеристики) и т.д.

Замечания:

1.    В марксистской традиции под термином «монополия» понимается крупная фирма. А под термином «монополистическая конкуренция» понимается взаимодействие крупных фирм, а не та рыночная структура, которую мы только что описали.

2.    При определении структуры конкурентного рынка необходимо точно определить границы отрасли. Обычно их определяют с точки зрения удобства статистических наблюдений. Для маркетинговых исследований этот подход чересчур упрощен (моющие средства –> шампуни (авто, для животных, для сухих, жирных, нормальных волос)). Понятие отрасли в микроэкономическом плане будет отличаться от понятия отрасли в статистике. Критерием отрасли будет выделение однородных заменителей. Нам всегда придется говорить о монополизации рынка. Очень трудно говорить о рынке шампуня в России, то, что есть в Москве, не заботит жителей Омска.

3.    Как аналитически определить состояние любого конкурентного рынка? Существует два подхода «диагностики монопольной власти»:

a.    Показатель Лернера – теоретический. Если на рынке совершенная конкуренция, то p = MC; если нет, то равенство не выполняется. Считают MC, смотрят P и путем некоторых комбинаций определяют. Но так как MC посчитать очень сложно, то и на практике это высчитать почти невозможно.

b.    Индекс Герфиндаля – надо знать сколько фирм в отрасли и какая часть общего выпуска продукции приходится на каждую фирму. Этим показателем пользуются на практике.


Глава 2: Монополия и монополистическая конкуренция.

№1. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ.

Рассмотрим ситуацию совершенной конкуренции. Предположим, что все фирмы–производители объединились в картель, т.е. теперь они могут устанавливать объем производства и назначать цену продукции. Таким образом, картель приобретает монопольную власть над рынком. Единственным ограничением является спрос.


Задача картеля: определить некую комбинацию «цена–выпуск», которая позволит максимизировать прибыль. Это происходит в том случае, когда MV=MC.


 – объем сверхприбыли (квазирента).

После объединения картель получает возможность, снижая предложение (ограничивая его) установить более высокую цену на продукцию отрасли и получить экономическую прибыль, т.е. излишек над возмещением затрат всех факторов. Это и является целью образования картеля. Источником сверхприбыли является излишек потребителя. Отсюда видна и социальная цена монополии, или ущерб от монопольной власти измеряется:

1.   величиной потерянного потребительского излишка;

2.   снижением выпуска продукции;

Здесь же виден универсальный способ использования монопольной власти – ограничение предложения. В рамках микроэкономической теории монополия трактуется как некое, иногда неизбежное, зло, т.к. монополия – это:

1.   потеря для потребителей;

2.   пример неэффективного использования ресурсов;

Поэтому в рамках микроэкономической теории к монополии относятся плохо.

В основном монополию осуждают из–за ограничения свободного предпринимательства. Множество их отсекается от экономической деятельности. Фирма–монополист утрачивает стимулы для совершенствования технологии. В странах с высоким уровнем монополизации существует препятствие для технического прогресса (скупка патентов монополиями). Таким образом, общая негативная оценка монополии привела к формированию устойчивого общественного мнения, направленного против монополий. В начале ХХ века это привело к созданию антитрестовских законов. Классические американские законы Шермана и Клейтона (посмотреть). Примерно в 30 – 50 гг. в экономической теории появились первые работы в поддержку и защиту монополий – И.А. Шумпетер и Д.К. Гелбрейт. Эта точка зрения получила название парадигма Шумпетера–Гелбрейта: для того, чтобы производить технические нововведения, осуществлять исследования и разработки, иметь большое опытное производство, фирма должна быть крупной. Наличие множества крупных фирм в одной отрасли технически неосуществимо. Поэтому, для укрепления технического потенциала нация должна стремится к монополизации. По Гелбрейту, мощь монополий уравновешивается мощью государства и профсоюзов. На место свободной конкуренции приходит сначала монополия, а затем двусторонняя монополия при посредничестве и арбитраже государства. Такая корпоративная структура в наибольшей степени обеспечивает нации техническое превосходство.

Следует помнить, что характер технического развития в конце XIX – начале XX вв. способствовал созданию крупных предприятий для развития машиностроения, транспорта, химической промышленности, металлообработки. Для этих отраслей характерен положительный эффект масштаба производства. Поэтому монополия имела солидное техническое обоснование Примерно к 20–30 гг. ХХ в. казалось, что совершенная конкуренция больше не имеет места.

Статистически рассчитывается показатель концентрации производства – доля крупнейших предприятий в выпуске отрасли. В начале ХХ в. на долю 4 – 8 предприятий приходилось 80–90% выпуска продукции. Монополия устанавливает монопольную цену. Но говорить о монопольной цене бессмысленно – это любая цена, устанавливаемая монополией. Но из всех монопольных цен существует единственная, поставляющая максимальную прибыль. Для монополии не существует кривой предложения.

Рассмотрим фирму–монополиста. AV1 – спрос в начальной ситуации, следовательно выпуск монополиста задается условием MV1 = MC.

Вывод: Если при расширении спроса фирма–конкурент увеличивает предложение, то фирма–монополист имеет возможность, не увеличивая предложение, просто повысить цену. Фирма–монополист не обязана придерживаться кривой предельных издержек, поэтому предложение больше не отождествляется с этой кривой.

№2. МЕТОДЫ МОНОПОЛЬНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.

Общая логика:

 Монополии начинают «охоту за потребителем».

Фирма–монополист устанавливает несколько видов взаимодействий и в детальном анализе эти взаимодействия нужно рассматривать отдельно. Часть рынка принадлежит аутсайдерам – независимым фирмам, которые не могут влиять на цену в силу своих размеров. Доминирующая фирма ведет себя как монополист. А остальные фирмы отрасли принимают цену, назначаемую фирмой–лидером. Эта модель называется «лидерство в цене». Модель близка к монополии, но в учебниках ее относят к олигополии.

Фирма–монополист взаимодействует со своими поставщиками. Если поставщики производят узкоспециализированный товар, т.е. такой, который будет потребляться только данной фирмой, мы переходим к монопсонии.

Фирма–монополист может являться объектом государственного воздействия. В учебниках этот раздел называется «методы ограничения рыночной власти». Эти методы различны. Это могут быть:

1.   Регулирующие качество методы (стандартизация, сертификация, правила использования);

2.   Определение правил ценообразования либо границ цен;

Существуют также методы, использующие антитрестовское законодательство. Были периоды, когда некоторые крупные корпорации в США были разделены на несколько независимых фирм. Так, AT&T была разделена примерно на 30 независимых компаний. С 80–х гг. ХХ в. идут обратные процессы слияния компаний. Антитрестовские требования стали препятствовать международной конкуренции. Изменяется, с появлением ТНК, структура рынка. В некоторых секторах структуру рынка можно отнести к совершенной конкуренции. Антитрестовские ограничения стали отменяться.

№3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.

Рассмотрим совершенную конкуренцию. Предположим, что каждый из конкурентов сумел идентифицировать свой товар. В результате образовалось множество однопродуктовых рынков, на каждом из которых действует один производитель–монополист. Однако, все эти рынки связаны между собой, потому что общая сумма потребительского бюджета фиксирована и потребитель выбирает между этими рынками. Сделав выбор, ceteris paribus, потребитель и в следующий момент времени остается на данном рынке. Однако в любой момент он готов перейти на соседний рынок. Таким образом, каждый монополист должен учитывать ситуацию, складывающуюся на соседних рынках. Рассмотрим отдельный отраслевой рынок, получим рисунок.



Отличительная черта монополистической конкуренции – высокоэластичный спрос. Фирма рассматривает затраты на идентификацию продукта (реклама – advertisement – A).

Монополистическая конкуренция: понятие и распространение

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа, скажем 25, 35, 60 или 70.

Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции:

1.   каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;

2.   тайный сговор почти невозможен;

3.   в отрасли каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.

В противоположность чистой конкуренции, одним из основных признаков монополистической конкуренции является также дифференциация продукта. При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм.

Качество продукта. Продукты могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам. "Реальные" различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта. Персональные компьютеры, например, могут различаться с точки зрения мощности аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода и степени их ориентированности на потребителя.

Услуги. Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта. Один бакалейный магазин может придавать особое значение качеству обслуживания покупателей. Конкурент в лице большого розничного магазина может предоставлять покупателям самим упаковывать и переносить свои покупки, но продавать их по более низким ценам.

Размещение. Продукты могут также быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие мини–бакалеи или продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов и назначают более низкие цены. Владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах, нередко они открыты 24 часа в сутки.

Стимулирование сбыта и упаковка. Дифференциация продукта может также являться результатом – в значительной степени – мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых марок. Когда та или иная марка джинсов или духов связывается с именем какой–либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со стороны покупателей.

Одним из важных значении дифференциации продукта является то, что, несмотря на наличие относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию.

Неценовая конкуренция

 В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов.

Лёгкое вступление в отрасль

Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко. То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики. С другой стороны, по сравнению с чистой конкуренцией могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, порожденные потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт. Существующие фирмы могут владеть патентами на свою продукцию и авторскими правами на свои фабричные клейма и торговые знаки, что увеличивает трудности и издержки их успешного копирования.

Определение цены и объёма производства

Для облегчения задачи допустим, что фирмы в отрасли производят некие данные продукты и занимаются деятельностью по стимулированию продаж в некоем данном объёма. Позднее мы покажем, как изменение продукта и реклама видоизменяют наши рассуждения.


Рисунок: Фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, имеют тенденцию к получению нормальной прибыли в долговременном периоде

а) Прибыли в краткосрочном периоде

б) Убытки в краткосрочном периоде

в) Равновесие в долговременном периоде

 Экономические прибыли (а) побудят новые фирмы вступить в отрасль, в итоге в ходе конкуренции они будут ликвидированы. Убытки (б) вызовут массовый выход фирм из отрасли до тех пор, пока нормальные прибыли не будут восстановлены. Таким образом, если цена просто покрывает издержки на единицу продукции при объеме производства, для которого MR = МС (в), в долговременном периоде достигается положение равновесия.

Издержки монополистической конкуренции

Мы знаем, что экономическая эффективность требует тройного равенства – цены, предельных издержек и средних издержек. Равенство цены и предельных издержек необходимо для достижения эффективного использования ресурсов. Равенство цены с минимальными средними валовыми издержками предполагает высокую производственную эффективность, использование наиболее эффективной (или – наименее затратной) технологии. Данное равенство означает, что потребители получат наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую будут допускать существующие издержки.

Избыточная производственная мощность

 На рынках с монополистической конкуренцией не достигаются ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Изучение рисунка наводит на мысль о том, что монополистический элемент вызывает некоторое недоиспользование ресурсов для производства товаров в условиях этой рыночной структуры. Цена превышает предельные издержки в условиях равновесия в долговременном периоде, указывая, таким образом, на то, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, которые с использованием тех же ресурсов можно было бы произвести.

Более того, в противоположность фирмам, действующим в условиях чистой конкуренции, на рисунке мы замечаем, что в условиях монополистической конкуренции фирмы производят несколько меньший, чем наиболее эффективный объем продукции. Производство влечет за собой более высокие издержки на единицу продукции, чем достижимый минимум. Это, в свою очередь, означает установление цены несколько более высокой, чем произошло бы в условиях чистой конкуренции. Потребители не выигрывают от наибольшего объема производства и наименьшей цены, которые, допустим, наблюдаются при имеющихся издержках.

Компенсирующие черты

 Но во многих отраслях с монополистической конкуренцией цена и объем производства не слишком сильно отличаются от тех, которые существуют как результат чистой конкуренции. Высокоэластичный характер кривой спроса каждой фирмы гарантирует то, что итоги являются почти конкурентными. Более того, дифференциация продукта, которая характерна для монополистической конкуренции, означает, что покупатели могут выбирать из ряда разновидностей одного и того же базового продукта. Это благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей. Фактически существует альтернатива между выпуском новых марок товаров и производством прежнего продукта с минимальными средними издержками. Чем сильнее дифференциация продукта (чем менее эластична кривая спроса), тем дальше налево от минимальных средних издержек будет находиться кривая производства. Но чем больше дифференциация продукта, тем больше вероятность того, что будут полностью удовлетворены разнообразные потребительские вкусы. Другими словами, чем острее проблема избытка производственной мощности, тем шире диапазон потребительского выбора.

Неценовая конкуренция

 Обратившись к причинам, на которые мы ссылались выше, можно сделать вывод о том, что ситуация, изображенная на рисунке, далеко не всегда может быть выгодной для общества. Можно также предположить, что она не очень устраивает и производителя, действующего в условиях монополистической конкуренции, который за свои усилия получает только нормальную прибыль. Следовательно, мы вправе ожидать, что производители в условиях монополистической конкуренции предпримут шаги для того, чтобы улучшить положение равновесия в долговременном периоде. Способ – дифференциация продукта. В любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Таким образом, фирма могла бы помешать реализации на практике долговременной тенденции, обозначенной на рисунке, Правда, совершенствование продукта и реклама будут увеличивать издержки фирмы. Но можно также ожидать, что они повысят и спрос на ее продукцию.

Совершенствование продукта

Совершенствование продукта может быть нарастающим в двух различных смыслах. Во–первых, удачное улучшение продукта одной фирмой обязывает конкурентов подражать или превзойти временное рыночное преимущество этой фирмы, в противном случае им не избежать убытков. Во–вторых, прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования дальнейших его улучшений. Однако критики указывают на то, что многие изменения продукта в большей степени являются кажущимися, чем действительными. Они представляют собой незначительные внешние изменения в продукте, которые не увеличивают его долговечности, эффективности или полезности. Доказывается также, что особенно в случае с потребительскими товарами длительного пользования и товарами с ограниченным сроком пользования изменение может происходить по принципу "запланированного морального износа", когда фирмы улучшают свой продукт ровно в той степени, которая необходима для того, чтобы заставить среднего покупателя почувствовать неудовлетворенность прошлогодней моделью.

 Перевешивают ли преимущества, рожденные дифференциацией продукта учтенные должным образом "издержки" монополистической конкуренции? На этот вопрос сложно ответить даже после изучения различных специальных случаев.

Реклама

Производитель в условиях монополистической конкуренции может, манипулируя продуктом, добиться, по крайней мере, временного преимущества над конкурентами. Такой же результат может быть достигнут производителем с помощью рекламы и других приемов стимулирования сбыта. В то время как дифференциация продукта приспосабливает продукт к потребительскому спросу, реклама приспосабливает потребительский спрос к продукту.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.