на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Конкурентность российских товарных рынков


Реферат: Конкурентность российских товарных рынков

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I: Методика изучения рынка и оценки состояния конкурентной среды на нем. 4

Основной понятийный аппарат. 4

Нормативные документы, регулирующие правоотношения по выбранной теме. 5

Поэтапный анализ структуры товарных рынков. 6

ГЛАВА II: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ... 12

Анализ процессов концентрации. 20

ГЛАВА III: Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды. 27

Итоги мониторинга. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 35

Список использованной литературы: 36


ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время одной из ключевых задач развития экономики России, антимонопольного регулирования деятельности хозяйствую­щих субъектов становится демонополизация и всемерное содействие развитию конкурентной среды, как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик. Известно, что в условиях переходного периода формирование конкурентной среды подвержено сложному взаимодействию эконо­мических, социальных и политических факторов, действующих подчас в прямо противоположных направ­лениях на федеральном и региональном уровнях.

Моя работа, посвященная оценке степени развития конкурентной среды на товарных рынках России, кажется достаточно актуальной и может быть полезной как для предприятий и организаций хозяйствующих субъектов, так и для антимонопольных органов. Грамотное и четкое проведение мониторинга товарных рынков страны позволит: на административном уровне – более оперативно положительно воздействовать на состояние конкурентной среды, на уровне же субъектов – обеспечить наименее болезненный путь для выхода на рынки межрегиональной и международной торговли.

Степень раз­вития конкуренции может быть оценена по довольно широкому спектру характеристик, среди которых следует рассматривать и набор параметров товарных рынков, и концентрацию производства, и другие показатели.

При оценке конкурентной среды на российских товарных рынках возникают достаточно серьезные проблемы. Отмечу наличие определенных затруднений в регулярном проведе­нии мониторинга товарных рынков[1], отсутствие оперативной, достовер­ной и полной информации о субъек­тах рынка; частая несовместимость показателей различных ведомствен­ных информационных систем (Гос­комстата, Госналогслужбы, Тамо­женного комитета, антимонополь­ных органов).

Задачами, которые планировалось разрешить в ходе выполнения мною данной работы, были: создание методики оценки конкурентной среды на российских товарных рынках, оценка конкурентности с использованием этой методики, определение выводов о состоянии конкурентной среды на товарных рынках страны.

Глава I: Методика изучения рынка и оценки состояния конкурентной среды на нем.

Основной понятийный аппарат

ТОВАРНЫЙ РЫНОК - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исхо­дя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствую­щей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначе­нию, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов за­менить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного).

ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА — определяются потребительскими свойствами товара или товаров-заменителей и формированием товарной группы, рынки которой расцениваются как один то­варный рынок.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ) ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучае­мый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами.

КОНКУРЕНЦИЯ — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздейство­вать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК — обстоятельства технологического, административного, экономического харак­тера, препятствующие возможностям новых хозяйствующих субъектов выйти на то­варный рынок в достаточно короткий период времени.

Нормативные документы, регулирующие правоотношения по выбранной теме.

Для совершенствования единой в масштабах государства антимо­нопольной политики возникла необходимость в разработке методоло­гических принципов, адекватно оценивающих состояние конкурентной среды в современной экономике России. Государственным антимоно­польным комитетом РФ был разработан «Порядок проведения анали­за и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», заре­гистрированный Минюстом России 10 января 1997 г. № 1229. Статус данного документа обязывает не только антимоно­польные органы, но и органы судебной власти применять его.

Разработанный документ может быть использован в следующих си­туациях:

·     при рассмотрении дел о нару­шении антимонопольного законода­тельства — статей 5,6,17,18 Зако­на «О конкуренции...»: злоупотреб­ление доминирующим положением на рынке; соглашения субъектов, ог­раничивающих конкуренцию; госу­дарственный контроль за создани­ем, реорганизацией коммерческих организаций и их объединений; за соблюдением антимонопольного за­конодательства при приобретении акций в уставном капитале коммер­ческих организаций;

·     при разработке мер но преодо­лению барьеров входа на товарные рынки;

·     при решении вопросов о пре­доставлении субъектам рынка кре­дитных, финансовых, налоговых льгот;

·     для анализа социально-эконо­мических последствии принятия нормативных актов, воздействую­щих на состояние конкуренции на товарных рынках; и др.

Поэтапный анализ структуры товарных рынков.

С точки зрения методологии важ­но оценивать состояние конкурентной среды, применяя комплексный системный подход. Эта процедура представляет собой анализ и оцен­ку информационно-статистических данных, полученных от государ­ственных органов и хозяйствующих субъектов, с использованием сведе­ний социологических опросов, экспертных заключений и результатов обследований научных и обществен­ных учреждений.

В зависимости от поставленных целей анализ конкурентной среды можно осуществлять как последова­тельно, так и по отдельным этапам, каждый из которых может функци­онально служить для решения кон­кретных задач антимонопольного регулирования.

Методический подход к изучению конкурентной среды сводится к всесторонней характеристике предмета — товарного рынка — на I этапе, подробному анализу и оценке структуры различных видов товарных рынков, характеризуемых на II этапе количественными па­раметрами процессов концентрации и качественными показателя­ми конкуренции — на III этапе оценки. Общая логика проводимой в несколько этапов аналитическо-расчетной работы представлена на схеме №1.

Основным содержанием работ на I этапе является формирование «порт­рета» товарного рынка по нескольким на­правлениям, каждое из которых харак­теризуется набором экономических, тех­нико-технологических, социологических параметров (см. таблицу №1).

Масштабы конкуренции на товар­ном рынке во многом предопреде­лены его структурой, поэтому изу­чению структурных изменений на товарных рынках посвящены пос­ледующие этапы.


Таблица №1

«Формирование портрета товарного рынка».

Характеристики рынка

Показатели

Продуктовые границы товарного рынка

Потребительские свойства товара.

Условия потребления (эксплуатации) товара. Условия реализации.

Уровень удовлетворения спроса на товар.

Выявление товаров-заменителей по критериям: взаимозаменяемость по потреблению (спросу); взаимозаменяемость по производству; функциональная взаимозаменяемость; сходство потребительских свойств товара и его заменителей

Формирование товарной группы

Субъекты товарного рынка

Количество продавцов, функционирующих в рамках продуктовых границ рынка.

Количество покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца (по способам при­обретения товара)

Группировка покупателей на конкретном товарном рынке.

Географические границы товарного рынка

Оценка территории рынка по принципу признания покупателями равной доступности това­ров, а именно:

1) возможностью перемещения спроса между территориями, предположительно входя­щими в единый географический рынок:

доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу; незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу;

2) возможностью перемещения товаров между территориями, предположительно входя­щими в единый географический рынок:

незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю;

сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транс­портировки; отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз и вывоз то­варов и пр.

Сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка

Объем товарного ресурса на рынке

Общий объем реализации (поставки) товара всеми продавцами в географических границах рынка выделенной группе покупателей.

Доля хозсубъекта на рынке

Отношение реализованной хозяйствующим субъектом товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара

На II этапе производится анализ и оценка различных количественных показателей товарного рынка, а так­же расчеты, определяющие степень концентрации на товарном рынке.

К количественным показателям относятся:

-     численность поставщиков, действующих на данном товарном рынке;

-     доли, занимаемые поставщи­ками на данном товарном рынке;

-     коэффициент рыночной кон­центрации (CR) - процентное отношение продаж определенного числа крупнейших поставщиков к общему объему продаж на данном товарном рынке;

-     индекс рыночной концентра­ции Герфиндаля-Гиршмана, показывающий сбалансированность фирм на рынке, — сумма квадра­тов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем по­ставщиками.

В зависимости от занимаемых продавцами на данном товарном рынке долей можно составить ран­жированный перечень, в котором проводится анализ разброса долей участия продавцов и равномерно­сти их присутствия на товарном рынке.

В ходе анализа показателей ры­ночной концентрации (коэффициен­тов и индексов), могут быть полу­чены следующие результаты:

а) выделены три типа рынка:

высококонцентрированные, умерен­но концентрированные и низкоконцентрированные;

б) дана предварительная оценка степени монополизации рынка, рав­номерности или неравномерности присутствия на нем различных субъектов рынка.

На III этапе осуществляется ана­лиз качественных показателей, по которым производится оценка кон­куренции на товарном рынке. К ним относятся:

— барьеры входа на рынок для потенциальных конкурентов, сте­пень их преодолимости;

—  открытость рынка для межре­гиональной и международной тор­говли.

Под барьерами входа на рынок обычно понимаются любые факторы технологического, административного, экономического характера, которые препятствуют новым фирмам войти на рынок в достаточно короткий период времени. Причем концентрация может и не представлять серьезной опаснос­ти для конкуренции в случае отсут­ствия барьеров входа на соответству­ющие товарные рынки.

Могут рассматриваться следую­щие препятствия выхода на рынок (барьеры) потенциальных конку­рентов:

экономические: государственная инвестиционная политика, кредитная, налоговая, ценовая политика, тариф­ное и нетарифное регулирование внеш­неэкономической деятельности; дос­тупность кредитных и бюджетных ресурсов; неплатежи и пр.;

административные: устанавлива­емые органами исполнительной вла­сти всех уровней процедуры регистрации предприятий, выдачи лицензий на право деятельности, квотирование, ограни­чения на ввоз и вывоз товаров, предоставле­ние помещений и зе­мельных участков;

инфраструктурные: связанные с неразвито­стью рыночной инфра­структуры - средства коммуникаций и транс­порта, службы по ока­занию информацион­ных, консалтинговых, лизинговых и др. услуг;

емкость рынка: свя­занные с ограниченной емкостью рынка — ограничения но спросу, низкая пла­тежеспособность населения;

Схема №1

«Основные этапы анализа структуры товарных рынков»


инвестиционные: высокая сто­имость начального капитала, острая нехватка производственных площа­дей, оборудования, рабочей силы;

корпоративные: влияние верти­кального (горизонтального) объеди­нения действующих на рынке орга­низаций;

экологические: невозможность соблюдения экологических нормати­вов; нарушение экологической ем­кости региона; запрещения приро­доохранных органов;

криминальные: вмешательство неправового характера в процесс свободного перемещения товаров.

Степень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле, существенно снижающей рыночную концентрацию, допустимо оценивать долей импортной (ввезенной) продукции в общем объеме реализации (поставки) на конкретном товарном рынке. Данный показатель можно считать ключевым, на его основании могут быть разработаны защитные меры для отечественных товаропроизводителей.

ГЛАВА II: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

В процессе анализа факторов, препятствующих выходу хозяйствующих субъектов на товарный ры­нок, должны быть, вероятно, учте­ны различные сочетания и комби­нации так называемых барьеров и степень их преодолимости, xapaктерные для отдельных отраслей и территорий. Но можно отметить общую почти для всех отраслей многих рынков страны черту — наличие таких барьеров, как огра­ничения по спросу, финансовые зат­руднения предприятий (отсутствие оборотных средств, взаимные непла­тежи), налоговая политика государ­ства и пр.

Для предприятий топливно-энергетического комплекса существенны­ми барьерами являются инвестици­онные и корпоративные (жесткое поведение уже существующих на рынке вертикально интегрированных структур). По сравнению с ТЭК, барьеры входа на рынки предприя­тий но оказанию транспортных ус­луг легче преодолимы, что привело к возникновению на этих рынках многочисленных новых структур, особенно в сфере автотранспортных услуг, а также в водном и воздуш­ном транспорте, и постепенно к фор­мированию конкурентной среды.

Географические границы рынков продукции пищевой промышленно­сти, как правило, находятся в пре­делах административных границ субъектов Федерации или более мелких территориальных образова­ний, поэтому для них характерны неразвитость рыночной инфраструк­туры, прежде всего транспортной, а также административные барьеры, устанавливаемые органами местной власти.

При разработке мер конкурент­ной политики характеристика от­крытости рынка обычно тесно увя­зана с конкурентоспособностью оте­чественных товаропроизводителей на внешнем и внутреннем рынках. Ведь возможность входа на товар­ный рынок продавцов из других регионов или других стран суще­ственно снижает рыночную концен­трацию и угрозу монопольного по­ведения.

Следовало бы, по моему мне­нию, различать возможности входа на международные рынки в связи с конкурентоспособностью отечествен­ных производителей, с одной сто­роны, и рыночные проблемы, воз­никающие в создавшихся условиях на внутреннем рынке, - с другой. Так, вполне конкурентоспособна на внешнем рынке продукция добы­вающих отраслей (нефть, газ, цинк, никель, железная руда, кокс) и от­дельных отраслей переработки сы­рья, в основном черной и цветной металлургии (первичный алюми­ний, рафинированная медь, чугун, прокат черных металлов, сталь). В то же время на внутреннем рын­ке преимущества экспортоориентированных предприятий не могут быть реализованы в полной мере из-за кризисного состояния отечествен­ного производства и сокращения спроса на российском рынке.

В то же время российской алю­миниевой отрасли удалось сохра­нить свой производственный потен­циал и конкурентоспособность, правда за счет устойчивой олигопо­лии, представленной такими гиган­тами, как КрАЗ, БрАЗ, СаАЗ, ИркАЗ. Российские алюминиевые фирмы приближаются сегодня к вертикально-интегрированным ком­паниям западного типа, в составе ко­торых имеются сырьевая (бокситная) база, глиноземный комбинат, перерабатывающий завод, инвести­ционная компания. В своей марке­тинговой стратегии эти компании отдают предпочтение гарантирован­ному экспорту первичного алюми­ния, достигающему 80%-92% объе­мов производства[8, c.19]. А причины ко­ренятся в спросовых ограничениях, отмечаемых пока на внутреннем рынке потребителей алюминиевой продукции. Если ранее авиационная промышленность считалась основ­ным производственным потребите­лем алюминия, то сегодня эта от­расль находится в упадке (но срав­нению с тем, что было 15-20 лет на­зад). Есть основания полагать, что определенное оживление внутренне­го рынка переработанного алюми­ния будет связано с развитием спро­са на упаковочные материалы для продуктов питания (производство банок для напитков, алюминиевой фольги), а также с расширением применения алюминиевых конструк­ций в жилищном строительстве.

Здесь во многих сегментах рын­ка, несмотря на посткризисные яв­ления, прослеживается явная тенден­ция к массированным поступлениям импортной продукции, причем, в ос­новном эта ситуация характерна для товаров конечного потребления.

Конкурентное давление на терри­тории России со стороны зарубеж­ных фирм ощущается товаропроиз­водителями преимущественно в лег­кой, текстильной, отдельных подо­траслях пищевой промышленности (бакалейная, консервная, кондитер­ская), мебельном производстве. В то же время для рынков работ и услуг характерны проявления конкурен­ции со стороны отечественных пред­приятий. Хотя и в этом секторе эко­номики явственно обозначена кон­куренция со стороны иностранных компаний — рынки рекламных, гостиничных, платных образова­тельных услуг, некоторые виды платного медицинского обслужива­ния, элитного строительства и др.

Необходимо особо подчеркнуть такое обстоятельство: международ­ная торговля и открытость рынка, безусловно, являются важными фак­торами развития конкуренции, если доля импорта не становится угро­жающей для экономики страны в целом. У нас же в последние годы в результате процесса либерализации внешнеэкономического режима на­блюдаемый рост импорта имеет на­ряду с позитивными моментами так­же и негативные последствия, свя­занные с ухудшением условий про­изводства и сбыта у российских предприятий. Отсюда — вполне соответствует общемировой практи­ке и оправдано применение государ­ственных мер защиты внутреннего рынка, разработка которых в свою очередь требует аналитической ра­боты по изучению степени открыто­сти рынка.

Приведу ряд характерных при­меров.

На рынках товаров текстильной и легкой промышленности России доля импортных поставок но различным товарам в 1997 г. ко­лебалась от 60% до 70%[8, c.20]. Оте­чественные изделия легкой промышленности не выдерживают конкуренции по цене с дешевыми, но не очень качественными товара­ми из Турции, Китая, Индии, Польши и ряда других стран. Для защиты отечественных производите­лей были введены квоты на импорт текстильных товаров и увеличены ввозные таможенные пошлины. Од­новременно в разработанной концеп­ции структурной перестройки тек­стильной и легкой промышленнос­ти целевой установкой являлась ре­структуризация предприятий (от крупных к более мелким и сред­ним), способных быстро реагиро­вать на рыночную конъюнктуру, гибко менять ассортимент. В каче­стве основных факторов роста про­изводства выделялись: использова­ние отечественного сырья, в том числе льноволокна с химволокнами, а также применение современных технологий; квалифицированная маркетинговая политика, базирую­щаяся на обоснованных оценках емкости отдельных сегментов рын­ка; создание ФПГ.

Заслуживает особого внимания ситуация, сложившаяся на продо­вольственном рынке нашей страны, испытывавшем до недавнего времени сильную конкуренцию с импортны­ми продуктами питания, причем по разным параметрам — как по цене и номенклатуре, так и по качеству упа­ковки и массированным рекламным кампаниям. Хотелось бы обратить внимание на резкие изменения конъ­юнктуры внешней торговли продо­вольственными товарами, произошед­шими после августовского (1998 г.) кризиса. Если в июле-августе 1998 года доля импорта из дальнего зарубежья в обеспечении российского рынка мясными и масломолочными изделиями достигала 35%-40%, то в апреле 1999 г. этот показатель сни­зился до 25%-30%.[6]

Казалось бы, сам финансовый кризис косвенным образом способ­ствовал возрождению отечественных производителей продовольствия. Ведь в конкурентной борьбе с про­изводителями и оптовыми импорте­рами имеются свои положительные результаты — она стимулирует хо­зяйственную деятельность предпри­ятий пищевой промышленности в двух направлениях: во-первых, на восстановление или сохранение из­вестного и пользующегося спросом у потребителей ассортимента выпус­каемой продукции, во-вторых, на производство новых видов товаров с применением современных пище­вых и упаковочных технологий. Помимо снижения издержек произ­водства, как способа повышения конкурентоспособности продукции, значительные средства привлекают­ся на создание функциональной упаковки товаров, разработку гра­мотной маркетинговой политики и результативной рекламы, формиро­вание собственной дилерской сети, оптовых звеньев и торговых точек.

В то же время наметившаяся кон­куренция на внутреннем продоволь­ственном рынке России может быть вновь подорвана новыми решения­ми федеральных властей. В свое время оправданной была мера но стабилизации потребительского рынка, когда в конце октября 1998 г. были введены пониженные на 5%-10% пошлины на импорт го­вядины, баранины, козлятины, а также масломолочных товаров, дет­ского питания и отходов экстраги­рования растительных масел. Но продление срока действия этих таможенных пошлин под воздействием консультантов ЕС до 1 ноября 1999 г. (постановление Правительства РФ от 21 апреля 1999 г.) вновь создало конкурент­ные преимущества для импортных продуктов питания[7, c. 15].

На российском рынке кондитер­ских товаров в настоящее время зна­чительную долю занимает импортная продукция, а к примеру, по шоко­ладу и шоколадным изделиям — свыше 50%[8, c.14]. В январе 1998 г. круп­нейший в мире производитель про­дуктов питания компания Nestle приобрела контрольные пакеты ак­ций двух кондитерских фабрик — АО «Алтай» в Барнауле и АО «Камская» в Перми, выпускающих шоколадные конфеты и десерты. Nestle уже владеет контрольными пакетами трех российских предпри­ятий: двух кондитерских фабрик в Самаре («Россия» и «Кондитер») и фабрики но производству моро­женого в Жуковском (Московская область); она вложила в эти фаб­рики несколько десятков миллионов долларов. Nestle собирается расши­рять инвестиционные программы в России и стать одним из лидеров российского кондитерского рынка, хотя осуществить эти проекты бу­дет непросто.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.