на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Капитал и государственное регулирование


Реферат: Капитал и государственное регулирование

Сущность и формы капитала

Капитал - это определенная сумма благ в виде материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса в дальнейшем производстве. Поэтому капитал есть сумма так называемых капитальных благ, т.е. благ по производству дру­гих благ. Капитальным благом можно считать кирпичи (из них сложат дом), станки (на них изготовят детали будущих легковых машин), телевизор (он воспроизведет телепередачу) и т.д.

Реальный капитал делится на основной и оборотный капитал. К основному капиталу обычно относят имущество, служащее больше одного года. В России основной капитал назы­вают основными фондами.

К реальному оборотному капиталу следует относить только ма­териальные оборотные средства, т.е. производственные запасы, незавершенное производство, запасы готовой продукции и товары для перепродажи. Это экономическое определение оборотного ка­питала.

Нередко капитал делят по сферам его применения: производственный (промышленный), торговый, финансовый (ссудный) и т.д.

Владельцы капитала получают доход от его использования. В случае со ссудным капиталом доход приобретает форму процента. В остальных случаях (это другие виды денежного капитала или не весь реальный капитал) доход приобретает форму прибыли. Она может быть в разных вариантах: прибыль фирмы, дивиденды владельца акций, роялти владельца интеллектуального капитала Например, собственника патента) и др.

Основной капитал

Основной капитал (основные фонды) является главной состав­ной частью капитала фирм в большинстве отраслей, прежде всего в реальном секторе. Например, в России в 1999 г. соотношение между основным и оборотным капиталом в целом по промышлен­ности составляло 9:1.

Структура и анализ основного капитала

Основные фонды представлены прежде всего зданиями и сооружениями, передаточными устройствами, машинами, обору­дованием и приборами, транспортными средствами, инструмен­том, скотом, товарами длительного пользования домашних хо­зяйств (домашним имуществом), а также нематериальными акти­вами (патентами, товарными Знаками, авторскими и другими пра­вами).

Основные фонды во многом определяют производственный потенциал фирмы (отрасли, всей страны), т.е. способность произ­вести (выпустить) за какой-то временной период определенное количество продукции нужного ассортимента и качества. По от­ношению к предприятиям (фирмам) сферы материального произ­водства часто говорят об их производственной мощнос­ти (производственных мощностях). Например, в России произ­водственные мощности по выпуску легковых автомобилей состав­ляют около 1,2 млн. автомобилей в год. Производственные мощности часто используются не полностью; часть из них мо­дернизируется, часть ремонтируется, часть простаивает из-за забастовок или отсутствия спроса на выпускаемую на этих мощ­ностях продукцию. Так, загрузка производственных мощностей по производству легковых автомобилей в России в 1999 г. соста­вила около 80%, по производству стали - 68, тракторов - 8, обуви - 17.

Основные фонды учитываются в статистике с помощью балан­са основного капитала. Он представляет собой статистическую таблицу, данные которой характеризуют объем, структуру, вос­производство и использование основных фондов. Анализ основ­ного капитала осуществляется по многим направлениям, в том числе:

1. Анализ основных фондов по технологической и возрастной структуре. Технологическая структура показывает соот­ношение между так называемой активной частью фондов (рабо­чие машины и оборудование, непосредственно участвующие в вы­пуске продукции) и пассивной их частью (здания, сооружения и т.д.). Возрастная структура фондов характеризует их по сроку службы.

2. Анализ стоимости основных фондов с использованием различ­ных подходов. При оценке основных фондов по балансовой стоимос­ти за базу берется стоимость основных фондов при постановке их на учет, точнее, в момент первоначальной записи в баланс основных фондов или ее последующего исправления. В результате балансовая стоимость представляет собой смешанную оценку основных фон­дов, так как одна часть их еще числится по первоначальной стоимости (т.е. стоимости приобретения), а другая - уже прошла переоценку и числится по так называемой восстановительной стоимости.

Причем и первоначальная, и восстановительная стоимость может быть как полной, т.е. на момент покупки или очередной переоценки, так и остаточной, т.е. за вычетом износа или с добав­лением от модернизации и реконструкции.


Причем при анализе важны не только величины каждого из этих коэффициентов, но и разница между ними. Например, при высоком коэффициенте обновления и низком коэффициенте вы­бытия на фирме возрастает доля старых фондов (как это и проис­ходило в нашей стране в 70—80-х гг.). При противоположном со­четании объемы основных фондов сокращаются (что и происхо­дит в России в 90-е гг.).

Коэффициент износа - это доля в основных фондах тех фондов, возраст которых превышает нормативные сроки. Так, на конец 1998 г. износ основных фондов в России составил 41%, в том числе в промышленности 52% (в 1970 г. — 26%; в 1980 г. - 36; в 1990 г. - 46).

4. Анализ эффективности использования основных фондов, который характеризуется целым рядом коэффициентов, в том числе такими, как:

• фондоотдача, рассчитываемая по формуле;

• капиталоемкость основного капитала.

Амортизация основного капитала

Вышеупомянутый износ основного капитала может быть фи­зическими моральным. Физический износ состоит в том, что эле­менты основного капитала изнашиваются и поэтому их стоимость снижается. Моральный износ заключается в том, что стоимость ос­новных фондов снижается из-за появления более совершенных фондов, а также из-за более низких издержек на их производство. Процесс физического и морального износа основного капитала называется его амортизацией.

Другое значение термина «амортизация» - это стоимостная оценка износа основного капитала за определенный период вре­мени. На основе этой оценки происходит ежегодное списание части стоимости основных фондов, так называемые амортизаци­онные отчисления. Они поступают в амортизационный фонд, кото­рый служит для возмещения износа основного капитала. Владель­цы основах фондов осуществляют амортизационные отчисления согласно утверждаемым для всей страны нормам амортизационных отчислений по балансовой стоимости основных фондов.

Расчет размеров амортизационных отчислений, или списаний, производится по формуле:


Ежегодные амортизационные отчисления включаются в из­держки производства. Поэтому предприниматели в принципе заинтересованы в увеличении списаний в амортизационный фонд, так как эти средства более выгодно, чем прибыль, использо­вать для финансирования инвестиций: с них не надо платить на­логов.

В современных условиях амортизационные отчисления - главный источник финансирования капитальных вложений в раз­витых странах. Поэтому государство часто разрешает фирмам ус­коренную амортизацию, позволяющую на основе высоких норм амортизационных отчислений списывать стоимость основных фондов быстро, за несколько лет. Обычно ускоренная амортиза­ция разрешается для активной части основных фондов. Однако это может иметь следствием не только быстрое обновление основ­ного капитала, но и увеличение той части издержек производства, которая приходится на амортизационные отчисления.

Оборотный капитал

К оборотному капиталу, если иметь в виду его экономическое определение, относят сырье, топливо, энергию, материалы, полу­фабрикаты, незавершенное производство, запасы готовой продук­ции, товары для перепродажи. Если брать бухгалтерское определе­ние оборотного капитала, то к перечисленному следует добавить средства в расчетах с поставщиками и покупателями, денежные средства в кассе предприятия и расходы на заработную плату. Далее речь будет идти о бухгалтерском определении.

Оборотный капитал.

Если сравнивать по величине оборотный капитал с основным, то в большинстве фирм и отраслей первый намного меньше второ­го. Тем не менее оборотный капитал в соответствии со своим на­званием оборачивается в хозяйственной жизни намного быстрее основного. В результате его вклад в себестоимость продукции обычно намного выше, чем вклад основного капитала. Ведь основ­ной капитал переносит свою стоимость на изготавливаемую про­дукцию в течение нескольких лет частями (через амортизацию), а   оборотный капитал - не более года. В российской промышлен­ности в 1999 г. структура затрат (себестоимости) выглядела так, %: амортизация - 8, материальные затраты - 61, заработная плата и отчисления на социальные нужды - 17, прочие расходы - 14.

Отсюда понятно, почему на фирмах так велико стремление к снижению материалоемкости, в том числе энергоемкости, метал­лоемкости и т.д.

Анализ оборотного капитала

Под материалоемкостью понимают отношение затрат сырья, топлива, энергии, материалов и других предметов труда к стоимости произведенной продукции.

При финансовом анализе эффективности использования обо­ротного капитала применяют и другие показатели (коэффициен­ты), в том числе:

• оборачиваемости оборотного капитала (оборотных средств)

• текущей ликвидности (коэффициент покрытия)

Оценка капитала

На практике перед каждым предпринимателем часто встает во­прос: какова реальная рыночная стоимость его капитала (фондов, активов)? Оценка предприятия (фирмы) представляет собой мне­ние или расчет стоимости конкретно определенного объекта соб­ственности на заданный момент времени. На профессиональном языке оценщиков этот процесс часто называется «оценка бизне­са». При определении стоимости нередко используется понятие так называемой обоснованной рыночной стоимости, т.е. цены, по которой собственность переходит из рук продавца, желающего ее продать, в руки покупателя, желающего ее купить.

Существует три основных подхода к Оценке предприятия: до­ходный, рыночный и затратный. Доходный подход основы­вается на оценке будущих доходов от оцениваемого предприятия. В соответствии с рыночным подходом стоимость оценивае­мого предприятия определяется методом анализа продаж анало­гичных или сопоставимых объектов, т.е. методом сравнения. Затратный подход предусматривает, что стоимость оцени­ваемого предприятия может быть определена на основе анализа затрат, необходимых для воспроизводства или замены собствен­ности за вычетом морального и физического износа. Важно под­черкнуть, что все три подхода не только не исключают друг друга, но и взаимосвязаны.


Доходный подход

В доходном подходе, который является наиболее распростра­ненным, используются два основных метода: капитализации до­хода и дисконтирования будущих доходов (дисконтирования де­нежного потока). Суть метода капитализации дохода состоит в том, что рыночная стоимость объекта прямо пропорциональна де­нежному доходу и обратно пропорциональна ожидаемой ставке капитализации, или, иначе, ожидаемой ставке дохода:

Под ставкой капитализации (ставкой дохода) понимается уровень доходности данного объекта, выраженный в процентах, т.е. показатель, по смыслу близкий к ставке дисконта, хотя и не совпадающий с ней. Этот метод имеет смысл применять при стабильном и неизменном доходе на протяжении ряда лет. Наиболее часто он используется при оценке недвижимости.

Метод дисконтирования денежного потока основан на прогнозе будущего денежного дохода (денежного потока), кото­рый будет получен инвестором (покупателем) данного предпри­ятия. Этот будущий денежный поток затем дисконтируется (при­водится) к текущей стоимости с использованием ставки дисконта, которая соответствует требуемой ставке дохода.

Преимущество данного метода состоит в том, что он учитывает через ставку дисконта будущую рыночную конъюнктуру. Недоста­ток метода связан с трудностями подготовки прогноза, некоторой неопределенностью оценки.

Рыночный подход

Рыночный подход (или подход аналога) включает три основ­ных метода оценки: метод рынка капиталов, метод сделок и метод отраслевой оценки.


Метод рынка капиталов основан на ценах продажи акций сход­ных фирм на мировых фондовых рынках. Для применения этого метода требуется детальная финансовая и ценовая информация по представительной группе сопоставимых фирм. Сердцевина мето­да - финансовый анализ, выбор и вычисление оценочных коэф­фициентов (факторов). К последним относятся коэффициенты: цена/прибыль; цена/денежный поток; инвестированный капи­тал/прибыль и ряд других, которые затем применяются для обра­ботки финансовых показателей деятельности фирмы.

Метод сделок основан на анализе цен приобретения контроль­ных пакетов акций. В этом методе используется тот же инструмен­тарий, что и в предыдущем, с той лишь разницей, что здесь, как правило, используется ограниченный набор оценочных коэффи­циентов (обычно цена/прибыль и цена/балансовая стоимость) из-за недостаточности данных.

Метод отраслевых оценок основывается на наличии устояв­шихся показателей оценки в отдельных отраслях. Например, стои­мость рекламного агентства оценивается в 75% годовой прибыли; стоимость агентства по аренде автомобилей исчисляется как про­изведение числа автомобилей на 1000 долл., хлебопекарни - как сумма 15% годового объема продаж и стоимости оборудования и товарных запасов и т.д.

Преимущества рыночного подхода состоят в том, что он бази­руется только на рыночных данных, отражает реальную практику покупателей и продавцов. Недостатки этого подхода связаны с трудностями получения данных по сопоставимым фирмам, так как он основан на прошлых событиях и не учитывает меняющую­ся рыночную конъюнктуру.

Затратный подход

Затратный подход представлен прежде всего методом оценки накопленных активов. Он включает оценку финансовых, матери­альных (земля, здания, сооружения, машины и оборудование) и нематериальных (квалификация, торговая марка и др.) активов на основе балансового отчета с учетом различного рода поправок (износ, старение и проч.).

Преимущество данного подхода заключается в том, что он ос­новывается на существующих активах, менее умозрителен, чем другие. Его недостаток — трудность учета нематериальных акти­вов, перспектив фирмы (предприятия).


Государственное регулирование экономики

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хо­зяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совер­шенным образом такая деятельность организована в странах с раз­витой рыночной экономикой, проблемы государственного регу­лирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств.

Необходимость и сущность госрегулирования

Теория экономической политики как составная часть макроэ­кономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовер­шенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодейст­вует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благо­состоянию общества.

2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образо­вания, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример кото­рых - загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба об­ществу, физическим и юридическим лицам.


4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых яв­ляется рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пен­сионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях пред­ставляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, осо­бенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессии) и депрессий.

7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенса­ции» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Наличие обязательных товаров (например, начальное обра­зование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вы­текает не только сама по себе необходимость государственного ре­гулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь обще­ства и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реа­лизуется экономическая и социальная политика государства, ос­нованная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

Место госрегулирования в хозяйственном механизме

В системе современного капитализма хозяйственная жизнь об­щества регулируется не столько государством, сколько рынком. Для всех стран с развитой рыночной экономикой характерен трех­уровневый («трехслойный») хозяйственный механизм как совокупность форм и методов регулирования хозяйственной жизни. Исторически эти три уровня сфор­мировались не одновременно.

В современном мире бурно протекают процессы интернацио­нализации хозяйственной жизни и ее глобализации, в которые в наибольшей мере вовлечены страны с развитой рыночной эконо­микой. Внутриэкономическая жизнь и внешнеэкономические аспекты госрегулирования здесь должны рассматриваться в нераз­рывном единстве и с учетом того, что в Европейском союзе (ЕС) уже сложились формы наднационального госрегулирования. Таким образом, в ЕС складывается четырехуровневый механизм регулирования.

При сравнении трех «центров силы» современного капитализ­ма (США, Западная Европа, Япония) по организации хозяйствен­ного механизма можно констатировать, что на первом и втором уровнях «слоев» различия между ними просматриваются в на­именьшей мере. Это вполне закономерно, ибо именно на этих уровнях наиболее полно находит выражение сущность капитализ­ма как социально-экономической системы, движимой мотивом частной прибыли и рыночной конкуренцией. В то же время тре­тий уровень наиболее активно проявляется в Западной Европе по сравнению с США и Японией. Особенно это относится к тем ас­пектам госрегулирования, где реализуется социальная политика западноевропейских государств.

В каждом из «центров силы» сложилась своя модель госрегули­рования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах госсобственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50—80-х гг.) значительного госсектоpa, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.

Цели госрегулирования

Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования, которые находятся между собой в определенной субординации, изменяющейся в результате эволюции конкретных условий в той или иной стране в данный исторический момент. Высшими, «центральными» целями неизменно являются формиро­вание наиболее благоприятных условий для поддержания эконо­мического развития (включая его социальные сферы) и общест­венной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, на­ходясь в отношениях взаимозависимости.

Во многих научных и учебных публикациях на Западе выделя­ются четыре главные цели госрегулирования (цели первого поряд­ка), объединяемые понятием «магический четырехугольник»: обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному по­тенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицит­ном или умеренно-дефицитном платежном балансе. О «магичес­ком четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подсте­гивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфля­ции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.

Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели второго порядка. К ним можно отнести, например, создание благоприятных институциональных условий для увели­чения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного (в соответствии с имеющимися ресурсами) экономи­ческого роста, непрерывную модернизацию производственного аппарата в соответствии с требованиями научно-технической ре­волюции, сглаживание экономического цикла, обеспечение соци­ально приемлемого уровня занятости самодеятельного населения, предотвращение и нивелирование чрезмерных различий в дохо­дах, поддержание высокой конкурентоспособности националь­ных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэко­номического равновесия (т.е. обеспечение бездефицитности пла­тежного баланса или по меньшей мере терпимого дефицита), удовлетворительное состояние окружающей среды.

Из целей первого и второго порядка вытекают цели третье­го порядка и т.д. Число таких целей неопределенно. Причем в каждой стране одни из них появляются, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие обнаруживающейся их не­достижимости. Некоторые из них отходят на задний план, а затем вновь становятся актуальными.

Средства государственного регулирования экономики

В условиях развитой рыночной экономики государство для ре­ализации отмеченных выше и других целей использует целый набор средств как экономического, так и неэкономического ха­рактера. К ним относятся следующие инструменты (термины «средство» и «инструмент» в экономической теории и практике равнозначны и далее используются как синонимы).

Административно-правовые средства

Эти средства нацелены на формирование основ экономичес­кого строя. Так, все страны с развитой рыночной экономикой об­ладают весьма многогранным и совершенным хозяйствен­ным правом, которое последовательно претворяется в жизнь. Попытки обойти его, например, в сфере имущественных отноше­ний или налогов, строго преследуются по закону. Правда, и в раз­витых странах экономические преступления широко распростра­нены, но с ними государство ведет бескомпромиссную борьбу. Продукт теневой экономики в этих странах составляет от 4 до 13% ВВП. Это, конечно, немало, но существенно меньше, чем в других частях мира.

Ведущую роль в хозяйственном праве стран с развитой рыноч­ной экономикой играют принимаемые парламентами законы, в деталях регулирующие даже мелкие вопросы хозяйственной жизни. В целом в законодательстве развитых стран особенно четко прописаны вопросы имущественных (владение, пользова­ние, распоряжение, наследование, аренда, залог, банкротство и др.), рыночных (права и обязанности продавцов и покупателей, условия конкуренции, противодействие олигополиям и монопо­лиям) и налоговых отношений.

Административные средства чрезвычайно многочислен­ны и разнообразны. Они применяются на уровне не столько цент­ральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов.

Наряду с административно-правовыми в госрегулировании на Западе используются экономические средства: финансо­вые и денежно-кредитные, а также государственная собствен­ность и внешнеэкономический инструментарий. Последние в от­личие от первых воздействуют не на рамочные условия хозяйство­вания (экономический строй), а на протекание процесса воспро­изводства в народном хозяйстве, на темпы и пропорции (отраслевые, региональные и др.) этого процесса.

Денежно-кредитный инструментарий

Вторым по значению средством госрегулирования является де­нежно-кредитный инструментарий. Денеж­но-кредитная политика включает в себя следующие основные эле­менты:

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.