на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: История экономики


Реферат: История экономики

 «Если для понимания экономики необходимо было бы выбирать между владением экономической историей или владением математикой и статистикой, то следовало бы, бесспорно, выбрать первое. Но, естественно, для экономиста лучше всего владеть и тем и другим».

Морис Алле, французский экономист

(«Если бы ранние работы Алле были написаны по-английски, то развитие экономической теории пошло бы в ином направлении...»

П. Самуэльсон, нобелевский лауреат 1970 г.)

Введение

Экономическая история цивилизации занимает особое место в системе экономических и исторических наук. Она дает представление о всеобъемлющей, глобальной истории, истории человечества.

По справедливому мнению одного из крупнейших французских историков Фернана Броделя такой подход должен охватывать все стороны деятельности человека в пространстве и во времени.

В этом особая роль принадлежит связи истории с другими науками о человеке, в первую очередь с изучением истории материальной жизни. Причем надо учитывать, что невозможно объяснить историю человечества при помощи того или иного доминирующего фактора. Для того чтобы хотя бы приблизиться к истине, необходимо рассматривать максимально возможное количество взаимодействующих факторов. Данный авторский курс – попытка исторического синтеза в масштабе всего человечества.

Стержнем всего курса является прослеживание развития и эволюции основных факторов производства: земли, труда, капитала, менеджмента и складывания их в современный оптимально эффективный свободно-рыночный хозяйственный механизм, успешное долгосрочное функционирование которого обусловлено определенной социально-политической, государственно-правовой, духовно-ментальной, индивидуально-семейной и т.д. инфраструктурой, что в совокупности составляет систему, окрашенную национально-исторической спецификой.

Исключительно плодотворной представляется задача стимулировать мысль в направлении поиска ответа на кардинальный вопрос: почему в мире существует деление на так называемые «развитые» страны и народы (страны европейской культуры, определяющие ход мирового развития), и отстающие регионы? Кажется истинным лежащий на поверхности ответ – в этом заслуга, условно говоря, «капитализма». Но что такое «капитализм», «капиталистическая система» как система, т.е. взятые в совокупности экономическая, политическая, социальная сферы?

Если говорить с точки зрения экономической, то упрощенно – это капитал, лежащий в основе данной системы, т.е. самовозрастающая стоимость. Однако «самовозрастающая стоимость» присуща не только «капиталистической формации», если употреблять терминологию Марксовой концепции. В этом смысле капитал присутствует как в «докапиталистических», так и в «посткапиталистической» формациях.

Если же брать производственные связи, то, как верно отметил известный французский экономист Морис Фламан, «капитализм» – это экономическая система, основанная на свободе предприятия и рынке.

Существо же проблемы, безусловно, заключается в переходе от реального типа центрально-управляемого хозяйства к реальному типу свободно-рыночного (используя терминологию концепции основоположника немецкого либерализма Вальтера Ойкена). Определенно это связано с эволюцией таких факторов производства, как земля и капитал. Однако в этом переходе является исключительно важным и развитие такого фактора производства, как труд, трансформация системы внеэкономического принуждения и выкристаллизовывание в ее недрах системы экономического принуждения. Такое развитие данных факторов производства приводит к складыванию важнейшей хозяйственной структуры – предприятия, формированию предпринимательского мышления и генезису четвертого, системообразующего фактора – менеджмента, от которого зависит эффективность использования остальных производственных факторов.

Создание такого экономического механизма, доказавшего свою долгосрочность, оптимальность и эффективность, в силу внутренней естественной приспосабливаемости и саморегулируемости, невозможно без радикальных изменений в социальной и политической сфере, так как максимума данная система достигает только тогда, когда включает в себя каждую отдельно взятую личность. Таким образом, так называемый экономический кругооборот получает максимально возможное количество первичных хозяйственных единиц.

Главным субъектом экономической и, следовательно, социально-политической жизни становится индивид, личность, которая сама целиком несет за себя ответственность. С одной стороны, индивид стремится наиболее полно реализовать свои права и свободы, с другой – это ведет к увеличению его ответственности. Философское обоснование общественной ценности индивидуализма, сделанное голландцем Бенедиктом Спинозой, легло в основу его экономического обоснования, выраженного англичанином Джоном Локком в экономическом либерализме.

Поэтому политическая свобода и экономический либерализм, соответствующим образом гарантированные и защищенные государственно-законодательной сферой, служат основой деятельности субъектов экономического механизма свободно-рыночной системы.

Данная система представляет собой стержень экономической эффективности. Степень и полнота ее развития определяют уровень экономической культуры и лидерство различных стран.

Свободно-рыночная система – одна из основополагающих прогресса как экономической, так и социально-политической жизни. Успешное ее функционирование и достижение максимальной эффективности экономики обусловлено важнейшими социально-политическими факторами развития экономической культуры.

Основные категории свободно-рыночной системы в социально-политической и экономической сфере: личная политическая и социальная свобода, собственность и ее юридическая защита, развитие демократических политических институтов, формирование демократической партийно-политической системы, экономический либерализм и роль государства в экономической жизни, включение каждой отдельно взятой личности в хозяйственный механизм, развитие предпринимательства и предпринимательского менталитета, создание цивилизованной экономической культуры и саморегулируемой экономической системы.

Каков был путь формирования свободно-рыночной системы, ее становления и развития? Каковы национальные формы и особенности ее функционирования? В чем причина так называемого «особого исторического пути развития» России и, в частности, каковы его экономические предпосылки?

Помочь студентам поразмышлять по данным проблемам и попытаться найти ответы на эти и другие вопросы и призван настоящий план-конспект лекционного курса, который следует рассматривать как краткий путеводитель в массе проблем курса. Работа над планом-конспектом должна дополняться синтетической и глубокой проработкой всего комплекса рекомендованных литературы и источников.

Тема 1. История экономики как наука

Основные вопросы темы

1.   Предмет и метод экономической истории. Содержание экономики. Экономика, рынок, бизнес.

2.   Взаимосвязь и взаимозависимость экономики, политики, общества, культуры. Основная проблематика экономической истории цивилизации.

3.   Основные этапы и уровни развития современной экономики. Современные общечеловеческие ценности и завоевания человеческой цивилизации.

4.   Важнейшие составляющие и критерии свободно-рыночной системы. Проблема генезиса этих элементов.

1. История экономики занимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать два основных взаимосвязанных вопроса: производства и распределение. Еще более важным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь при взаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни: государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высоком уровне развития духовно-ментальной сферы. Экономическая история занимается изучением того, как шел поиск человечеством оптимальных путей своего развития.

Экономика рождена человеком и его деятельностью. Рынок же является порождением экономики. Он так же, как и экономика, развивается, но именно во многом под его воздействием эволюционирует экономика. Именно рыночные отношения привели к рождению еще одного экономического явления – бизнеса. Эффективность функционирования рынка и возможности бизнеса требуют вполне определенных условий. В том случае, когда такие важнейшие факторы, как земля, труд, капитал, имеют возможность вызреть, происходит динамичное хозяйственное развитие и экономика достаточно быстро проходит целый ряд этапов своего развития.

2. Огромное место и роль в развитии человеческой цивилизации играют такие понятия и явления, как экономика, политика, общество, культура. Они находятся в прямой и тесной взаимосвязи.

Экономика (греч. букв.) – искусство ведения домашнего хозяйства. Под экономикой понимается:

·     совокупность производственных отношений, экономический базис общества.

·     народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие виды производства и отрасли.

·     образует основу всех других общественных отношений и играет решающую роль в развитии общества;

·     отражает отличительные особенности отдельно взятой страны в связи с ее географическим положением, участием в международном разделении труда, историческими традициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры и другими конкретно-историческими условиями.

В то же время экономика характеризуется теснейшей связью с политикой и, наоборот, общественно-политический фактор воздействует на экономику.

Цивилизация (от латинского civilis) – гражданский, государственный;

1) Синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры.

2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация; современная цивилизация).

3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Понятие «цивилизация» появилось в XVII веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизацией общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим.

Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизацию, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.

В концепции О. Шпенглера, цивилизация – это определенная заключительная стадия развития любой культуры. Ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». Вслед за ним – А. Тойнби насчитывал более 26 цивилизаций, независимых друг от друга.

Культура (от латинского cultika – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) ‑ исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и нормах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных или духовных ценностях.

Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей, наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта).

История (от греческого historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) ‑ наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое назначается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем.

Для исторической науки главным является изучение конкретной истории общества. При этом она опирается на факты прошлого и настоящего. Собирание фактов, их систематизация и анализ связей друг с другом есть внутренняя основа исторической науки.

Истинная наука требует тщательного накопления и изучения фактов. При этом необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу факторов, без единого исключения.

Теоретическое обобщение, осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от друга фактов и выводов – есть вторая сторона истории как науки.

Единство этих двух сторон исторической науки неразрывно. Его нарушение в той или иной мере всегда ведет к искажению процесса познания истории общества.

Отрасли исторической науки: политическая история, экономическая история и т.д.

Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.

Экономическая история является важным предметом изучения, а экономическая культура – это один из важнейших критериев развития цивилизации. Основные принципы подхода в освещении экономической истории цивилизации: историзм, эволюционизм и сравнительный анализ.

3. Основные направления подходов к периодизации можно найти у Л. Моргана, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Маркса.

В современной науке существуют различные подходы к оценке истории человечества и его экономической истории. Многое зависит от общих философско-мировоззренческих основ, которых придерживается тот или иной автор, от того, к какой экономической школе он принадлежит. Большинство признает преемственность в развитии и существование всемирно-исторического процесса, а в этой связи и прогресс, другие это отрицают. Одни придерживаются мнения об эволюционистском пути развития, другие подчеркивают значение революционного пути.

Таким же образом обстоит дело и с периодизацией: все зависит от тех критериев, которые кладут в ее основу авторы. Можно брать за основу критерии общественно-экономического развития и отстаивать марксистский формационный подход, можно брать критерием технологическое развитие, можно брать духовно-религиозное и т.п. И всегда это будет корректировать периодизацию.

Голландский профессор Я. Тинберген в свое время сформулировал пять главных целей общества, которые были признаны и приняты на Западе. В 1969 г. Я. Тинберген получил Нобелевскую премию, надо думать, не за социальную утопию. Эти ценности и цели человеческой цивилизации следующие:

·     сохранение международного мира,

·     максимальный выпуск продукции на душу населения при полной занятости и равновесии денежной системы,

·     улучшение распределения общественного продукта между социальными группами и отдельными странами,

·     эмансипация групп, не пользующихся равноправием,

·     возможно большая индивидуальная свобода.

4. Достижение человечеством таких определенных ценностей стало возможным благодаря его постоянной борьбе за решение основных экономических, социальных и политических вопросов. Экономическая сфера – борьба за экономическую эффективность. Социальная – постоянная, длительная и успешная борьба за достижение социальной справедливости. Политическая – постоянная, длительная и успешная борьба за развитие демократии, ее институтов, гарантию прав человека и реализацию человеком своих свобод, возможностей и способностей.

& Подробнее смотри: 1, 2, 3, 7.

Тема 2. Становление центральноуправляемого типа хозяйства в странах Древнего Востока

Основные вопросы темы

1.   Ведущие экономические школы об экономической истории, ее периодизации и роли в государственном регулировании. Концепция В. Ойкена о реальных типах хозяйства.

2.   Основные этапы развития хозяйства, материальной культуры и возникновение древнейших цивилизаций.

3.   Экономическая основа древневосточных форм политического правления. Социум и индивид в условиях деспотии.

1. Во главе экономического, социального, политического и, в целом, исторического развития стоят страны европейской цивилизации. Почему? Ответ, видимо, лежит на поверхности: успешное «капиталистическое» развитие. «Капитализм», который в определенный момент стал сильнейшим катализатором. Начало этому было положено в Западной Европе в Новое время.

Но что такое капитализм? Капиталистическая система? Именно как система? Уже в этом вопросе различные экономические школы расходятся. Происхождение слова «капитализм» от слова «капитал», т.е. самовозрастающая стоимость. Французский экономист М.Фламан определяет «капитализм» как экономическую систему, основанную на свободе предприятий и рынке. Это, безусловно, правильно, но главное – переход от системы внеэкономического принуждения к экономическому, который произошел с наступлением «капитализма».

Однако такой переход, создание такого экономического механизма и достижение, таким образом, его долгосрочной, оптимальной эффективности невозможно без радикальнейших, в то время революционных применений в социально-политической сфере. Почему? Т. к. максимума данная система достигает тогда, когда она ориентирована на включение в себя каждой отдельно взятой личности. Главной чертой «капиталистической» системы является то, что основным субъектом экономической, социально-политической жизни становится индивид, личность, которая сама целиком несет за себя ответственность. Таким образом, с одной стороны, она стремится к наиболее полной либерализации и реализации своей свободы, с другой – это ведет к увеличению ее ответственности.

Экономический либерализм – основа деятельности субъектов экономического механизма капиталистической системы.

А какую роль в формировании и развитии этой тесно взаимосвязанной структуры «экономика – личность, общество» сыграла и играет свободно-рыночная система? Значительную помощь в усвоении данного вопроса имеет ознакомление с концепцией В. Ойкена о реальных типах хозяйства. Анализ данного вопроса помогает отчасти лучше понять две центральные для многих исследователей проблемы:

1) Почему «капитализм» как система зародился и получил развитие впервые именно в Европе?

2) Почему «капитализм», неизбежная гибель которого была научно доказана основоположниками марксизма, до сих пор существует?

Для понимания этих проблем необходимо кратко ознакомиться с вопросом возникновения цивилизаций.

2. Хозяйство и материальная культура составляют экономический базис общества, его основу, определяющую вместе с другими социально-экономическими явлениями характер и уровень развития общества, его организацию, семью и семейные отношения, все другие институты.

Можно выделить основные этапы ее развития (по Моргану – Энгельсу): эпоха дикости, эпоха варварства, эпоха цивилизации. Марков представляет очень рациональную рабочую гипотезу периодизации ранних этапов развития материальной культуры:

1. Древнейший этап (длился 1,5‑2 млн. лет).

Начальные фазы антропогенеза. Складываются зачатки хозяйства и материальной культуры, приспособление к окружающей среде мало отличалось от животного. Это – время предыстории хозяйства и материальной культуры.

2. Ранний палеолит (значительная часть каменного века – длился около 1 млн. лет).

Охота, собирательство. Примитивные орудия труда. Простейшие, чрезвычайно медленно развивающиеся хозяйственные навыки. Это – примитивно-присваивающий этап и средняя ступень

3. Поздний палеолит, мезолит, в некоторых областях весь неолит.

Появление человека современного вида, ранние этапы его истории. Принципиально новые пути развития хозяйства и материальной культуры. Главное – быстрое развитие новых отраслей хозяйства, хотя продолжались охота, собирательство, рыболовство. Это – развитое присваивающее хозяйство и высшая ступень дикости.

4. Поздний мезолит – ранний неолит.

Накопление опыта воспроизводства жизненных благ. Начало одомашнивания растений и животных при сохранении в целом присваивающего типа хозяйства. Это – низшая ступень варварства.

5. Развитый неолит, неолит (8‑5 тыс. до н. э.).

Начало эпохи производящего хозяйства. Средняя и высшая ступень варварства.

6. 4‑3 тыс. до н.э.: в аллювиальных долинах Азии, Африки, Нового Света появляется ирригационное земледельческое хозяйство. Появление первых цивилизаций. Окончательное разложение первобытного и становление классового общества.

7. Рубеж эпохи бронзы и раннего железа.

Появляется горно-степное и пустынное комплексное земледельческо-животновод­ческое хозяйство.

Развивается кочевничество – очередной крупный этап в разделении труда.

Хозяйственно-культурный тип – исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерный для народа, обитающего в определенных естественно-географических условиях их социально-экономического развития.

Историко-этнографическая область – территория, на которой в результате длительных связей, взаимного влияния и общности исторических судеб народов, населявших эту территорию, сложилась определенная культурная общность.

Становление цивилизации сопровождалось появлением городов, окруженных стенами, монументальных храмов и общественных построек, распространением металлургического производства, изобретением гончарного круга, ткацкого станка, письменности, развитием очередного этапа крупного разделения труда – выделение ремесла в самостоятельную отрасль занятий. Однако... не всегда удается проследить историю зарождения этих явлений, выяснить их наличие; часто приходится констатировать их наличие уже в довольно развитом виде.

Время появления первых цивилизаций:

Конец IV тыс. до н. э. – Шумер (Южная Месопотамия)

чуть позже (Герцейская эпоха) – Египет.

Основой их хозяйств было ирригационное земледелие.

Главные отличия:

Египет – значительно большая, по сравнению с Двуречьем, политическая централизация, они обогнали в некоторых отношениях шумеров (в частности, в деле совершенствования письменности).

Двуречье – различное по этническому составу население. Природные условия значительно беднее, чем в Египте, следовательно, значительно интенсивнее развиты производство и торговля.

Преемники шумеров – аккады (III тыс. до н. э.) и др. Семитские народы, создавшие в III – II тыс. до н. э. Вавилонское царство.

III тыс. до н. э. – Юго-Западный Иран, Элам (Сузы)

I тыс. до н. э. – Мидия, Ахеменидская держава

II тыс. до н. э. – Хеттское царство (Малая Азия)

сер. III тыс. до н. э. – Мохенджодаро (Южная Азия), где велико было влияние Месопотамской и Эламской цивилизаций.

Середина II тыс. до н. э. – цивилизация городского типа в долине Хуанхэ, хотя здесь уже с VI тыс. до н. э. было хорошо развито земледелие.

Рубеж нашей эры – Юго-Восточная Азия, Центральная и Южная Америка.

Проблема проявления типа хозяйства связана в первую очередь с вопросом о роли верховной власти, государства в экономике. Различные экономические школы по-разному трактуют эту роль. Вопрос о роли государства и государственном регулировании экономики является одним из основополагающих критериев их отличия.

Основоположник немецкой либеральной экономической школы В. Ойкен, на основе своей концепции реальных типов хозяйства, показал, что наиболее ранним и продолжительным было центрально-управляемое хозяйство. Основным критерием для него при отнесении хозяйства той или иной страны в тот или иной период к центрально-управляемому или свободно-рыночному было управление низовой хозяйственной единицей. Экономическая история различных стран выявляет и плюсы и минусы хозяйства центрально-управляемого и свободно-рыночного типа.

3. Изначально и в течение очень длительного времени в силу объективных причин экономической основой являлся центрально-управляемый тип хозяйства. Рынок (тем более свободный рынок), как производная экономической деятельности и низовая хозяйственная единица, зарождался долго и достаточно мучительно. Для его становления необходимо было очень много факторов, на первый взгляд не связанных с экономикой: развитие государственно-правовой сферы, духовно-ментальной среды, в целом рост цивилизованности личности и общества.

Развитие рынка, зарождение рыночного хозяйства и в целом системы свободных рынков исторически показали прямую взаимозависимость социально-политической и экономической сфер. Развитие демократии и демократической системы невозможно при отсутствии системы свободных рынков. Там же, где господствовал центрально-управляемый тип хозяйства, в основе которого лежит отсутствие системы частной собственности (в первую очередь на землю), всегда социально-политическая система проявлялась в форме деспотии.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.