на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Инфляция. Сущность, причины, последствия, пути преодоления


            Еще одно последствие несбалансированной инфляции – население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабопродуманный,  поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Пример тому – паническая материализация денежных средств на всей территории СНГ. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.

            Очередное последствие инфляции – нестабильность и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес-планов. Цены – главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация – главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса. В силу отсутствия качественной информации о ценах, усиливается дезориентация субъектов рыночного хозяйства, снижается эффективность размещения экономических ресурсов. У предприятий возрастают издержки, связанные с потребностью адаптироваться к постоянным изменениям.

            Следующее последствие инфляции – реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

            Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы (кривая Филлипса). Эта зависимость снижения инфляции ценою роста безработицы лежит в основе многих государственных антиинфляционных программ.

            Может ли инфляция быть выгодной? Наиболее уязвимыми оказываются получатели низких доходов, поскольку галопирующий рост цен охватывает прежде всего товары первой необходимости. У малоимущих слоев населения они поглощают практически 100% реального дохода, остающегося после оплаты коммунальных услуг. А цены на эти продукты растут ускоренным темпом. Социальные меры по поддержке необеспеченных слоев, несомненно, нужны, хотя в условиях форсированной инфляции они не решают проблемы.

            От инфляции страдают предприниматели и работники, занятые в отраслях с медленной оборачиваемостью капитала, сезонным характером производства, специализированной продукцией со слабой эластичностью предложения.

            От инфляции страдают государственные служащие, зарплата которых фиксирована (учителя, медики, работники связи и т.д.). Убытки терпят также кредиторы, предоставившие долго- и среднесрочные ссуды под фиксированные или слабовозрастающие проценты. Терпящей бедствия стороной становятся получатели пенсий, страховок, арендных или коммунальных платежей.

            Кому же может «повезти» в условиях инфляции? Это:

Ø  Посредникам, занятым перепродажей товаров, ценных бумаг, валюты

Ø  Экономическим агентам и физическим лицам, сумевшим получить кредиты

Ø  Лица, вложившим деньги в недвижимость, картины и прочие ценности

            В целом, однако, инфляция не создает благоприятной атмосферы для проявления предпринимательских талантов. Здесь скорее работают случайные обстоятельства, далекие от профессионального мастерства и трудолюбия.

            Обычными следствиями  быстрого роста цен становятся своеобразные инфляционные психозы, потеря доверия к сберегательным учреждениям и банкам, социально-политические кризисы.

4.АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

            Борьба с инфляцией – задача макроэкономическая. Антиинфляционные меры могут носить радикальный или адаптационный характер.

Адаптационная политика.

            На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и многовариантно  оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции.

            В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (служащие, студенты, пенсионеры, военные) имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой адаптационной «расторопности» правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно.

            В Скандинавских странах в качестве антиинфляционной применялась политика соотношения цен и окладов. Она эффективна в краткосрочном плане, но в долгосрочном она не приживается.

            Следующий вариант – государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Пример – правление Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не хватает надолго.

            Существует множество видов политики доходов, но экономисты с мировым именем признают, что до сих пор еще не найден оптимальный, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу. Поиск новых вариантов продолжается. В основе большинства из них лежит так называемая «компромиссная теория инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции, надо увеличить количество безработных. В связи с этим применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы.

            Естественный уровень безработицы -  тот, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически.

            Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется все больше и больше увольнять, т.е. повышать естественный уровень безработицы. Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена это означает снижение реального валового национального продукта на 4% ниже потенциального. Для СНГ проблема необходимости платить безработицей и недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом случае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного продукта.

            К радикальным антиинфляционным мерам относятся денежные реформы, которые делятся на три вида.

1.    Нуллификация. Предполагает прямое аннулирование, т.е. признание недействительными, запрещенными к приему обесценивающиеся знаки. Этот метод применяется при катастрофических размерах инфляции. Примером нуллификации является советская денежная реформа 1922-1924 гг. До этого в стране обращались триллионы совзнаков. В несколько этапов они были «обменены» на казначейские билеты в пропорции 50 млрд. совзнаков на один казначейский билет рублевого достоинства, т.е. практически аннулированы.

2.    Ревалоризация. Означает возврат к предыдущей покупательной способности денежной единицы. Этого можно достичь путем дефляции, т.е. изъятием лишних денег из обращения. Такой метод применяется при сравнительно невысоких масштабах инфляции. Дефляционную политику проводили правительства Англии и Франции после первой мировой войны.

3.    Деноминация, при которой старые денежные знаки обмениваются в определенной пропорции на новые, происходит как бы утяжеление денежной единицы. Деньги, не предъявленные к обмену, теряют силу. Соответственно пересчитываются цены, доходы и пр. В чистом виде деноминация проводится для упорядочения денежного обращения и облегчения расчетов. Достаточно часто, однако, потяжелевшая денежная единица снова начинает инфляционный бег и обесценивается.

 На современном этапе экономического развития избежать инфляции невозможно, она стала неотъемлемой чертой рыночной экономики. Задача стоит таким образом, чтобы не допустить высоких темпов инфляции, перерастания ее в гиперинфляцию, способствовать постепенному снижению интенсивности инфляционных процессов.

ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УКРАИНЕ.

            В первой половине 90-х годов Украина испытала настоящий инфляционный шок. Начало гиперинфляции в нашей стране – 1992 г. В январе этого года Россия, Украина и ряд других стран бывшего СССР провели так называемую «либерализацию  цен». Инициатором этого мероприятия можно считать правительство России. В СССР, в условиях существования централизованно-плановой системы, цены на абсолютное большинство товаров и услуг определялись государством. Трансформация экономики в смешанную систему требовала формирования полноценного рынка. Как известно, большинство цен в смешанной экономике определяются рынком. «Либерализация цен» означала передачу функций ценообразования непосредственно производителю продукции. К проведению такого мероприятия в значительной мере подталкивал и повальный дефицит потребительских товаров: прилавки магазинов в буквальном смысле были почти пусты. Товар не задерживался в магазинах. Дефицит товаров давно был известен потребителям в СССР, но здесь его острота, масштабы достигли невиданного ранее уровня. Опустошение магазинов было проявлением инфляции спроса. Рост денежных поступлений в предшествующие годы явно вошел в противоречие с изменениями в производительности труда, в объемах национального производства. Экономика «накачивалась» деньгами, что вызывало такую своеобразную форму проявления инфляции, как дефицит товаров. Открыто цены расти не могли, так как сдерживались государством.

            Денежная и финансовая политика государства не были заблаговременно направлены на подготовку необходимых условий для проведения мероприятий по освобождению цен. Вторая причина была связана с проблемой монополизма и доминированием государственного сектора в экономике. Отсутствие должного уровня конкуренции, соответствующих мер ее государственного регулирования во многих случаях приводили к «полурыночным отношениям»: цена устанавливалась производителем продукции, роль в ценообразовании другой стороны – потребителя  - была минимальной. Даже сталкиваясь с проблемой сбыта, многие руководители государственных предприятий совершенно не настроены были решать ее путем снижения цен, ведь та система, в которой они привыкли работать, сформировала у них другие стереотипы экономического мышления и хозяйственного поведения. Кроме того, они не рисковали своим капиталом, ведь управляли  государственным имуществом.

            После распада СССР на территории Украины осталось около 30% военно-промышленного комплекса бывшего Союза. Чрезмерные расходы на военные цели приводят к дефициту государственного бюджета, который, в свою очередь, обуславливает увеличение внутреннего долга и выпуск в обращение лишней массы денег.

            Еще одной причиной инфляции является дотация государством нерентабельных предприятий, колхозов и совхозов, неэффективного капитального строительства.

            Специфической для Украины причиной распространения инфляционных процессов в 1992-1993 гг. стали популистские и экономически недостаточно обоснованные постановления Верховной Рады, которые увеличивали дефицит государственного бюджета. В 1992 г. он был 697 млрд. крб., а ничем не обеспеченная эмиссия денег достигла 1 трлн.325 млрд.крб., что составляло приблизительно 35% валового национального продукта (здоровой финансово-кредитная  система считается тогда, когда этот показатель не превышает 5%).

            Еще одной причиной быстрого поднятия цен в странах СНГ является наличие массы посредников между производителями и потребителями. В Украине их нередко бывает до пяти, в результате чего цена товара увеличивается в 4-5 раз.

Все это вместе взятое привело к тому, что «либерализация цен» вылилась в их взвинчивание. В 1992 г. в Украине цены возросли более чем в 20 раз!

Рост цен в 1993 г. оказался еще более значительным (более чем в 100 раз).

Государственные структуры не могли нормализовать денежное обращение и

финансы. Государство несколько раз прибегало к  инфляционной денежной эмиссии – под закупку сельскохозяйственной продукции, социальную защиту и т.д. В 1994-1997 гг. произошло снижение темпов роста цен, однако в целом они оставались высокими.

            Активизировались профсоюзы, особенно профсоюзы горняков, которые несколько раз проводили массовые акции протеста, требуя, в числе прочего, повышения заработной платы. Государственным структурам было трудно противостоять этим требованиям – ставки заработной платы повышались при сокращении объемов производства.

            Свою роль сыграли и внешние факторы. Серьезные проблемы возникли с обеспечением экономики энергоносителями – прежде всего нефтью и природным газом. Внутренние потребности Украины на год в нефти составляли 40-45 млн. т, в природном газе – 90-100 млрд. м3 . Добыча этих ресурсов внутри страны обеспечивала около 5 млн. т нефти и 20 млрд. м3 газа. Все остальное необходимо было импортировать, преимущественно из России. Российские поставщики приняли решение поэтапно переходить на продажу ресурсов по мировым ценам. В результате цены в Украине резко возросли: например, в 1992 г. цены в топливной промышленности  возросли в 237 раз, что, естественно, дало мощный толчок росту цен во всей экономике.

            Проведя в 1997 году денежную реформу, правительство Украины смогло замедлить темпы инфляции и стабилизировать экономическую ситуацию. Но в 1999 г финансовый кризис, начавшийся в Азии, а затем перекинувшийся на Россию, имел достаточно негативные последствия для Украины. Экономическое состояние в стране на сегодняшний день оценивается как широкомасштабная кризисная ситуация. Значительная девальвация гривны, рост цен – отличительные черты инфляции – на фоне сильнейшего налогового прессинга загнали в тупик как покупательную способность населения, так и возможность осуществлять процесс производства предприятиями.

            Сегодня в Украине имеются все признаки серьезного кризиса, находящегося во взаимозависимости:

Ø  Катастрофический спад производства и его низкая эффективность

Ø  Кризис платежей, охвативший практически все отрасли народного хозяйства, включая банковскую систему

Ø  Кризис фондового рынка

Ø  Кризис государственных платежей и государственных финансов в целом

Ø  Кризис банковской системы

Ø  «галопирующая»  инфляция:

фактическая девальвация гривны

рост реальных цен на импортные товары

снижение покупательной способности населения вследствие роста цен без соответственного роста заработной платы

рост безработицы

Для выхода из кризисной ситуации, недопущения перехода кризиса в коллапс, необходимо осуществить ряд мер.

1.    Разработать стратегию и тактику реформирования экономики на государственном уровне с привлечением ведущих специалистов страны, которые включают:

Ø  Разработку нового стабильного налогового кодекса, предусматривающего общее изъятие в бюджет не более 30-35% прибыли:

              Снижение общей численности и размеров налогов

               Снижение размера подоходного налога с граждан

              Сокращение размеров НДС и налога на прибыль

Ø  Внедрение международных учетных стандартов

Ø  Завершение процесса приватизации и на этой основе развитие фондового рынка

Ø  Привлечение иностранных инвестиций

2.    Сокращение штата государственных чиновников, включая работников различных фондов, содержащихся за счет обязательных отчислений предприятий

3.    Осуществление легализации теневого капитала.

4.    Введение на всех предприятиях, независимо от форм собственности, понедельной оплаты труда.

            Согласно прогнозам Европейского банка реконструкции и развития, среднегодовой уровень инфляции, прогнозируемый в этом году в Украине, составит 18% (допустимым годовым уровнем инфляции можно считать ее значение в пределах 5%). Очевидно, что ситуация достаточно сложная. Однако, претворяя эти меры в жизнь, Украина, имея значительный экономический потенциал, может встать на путь сдерживания инфляционных процессов, роста объемов производства.

ВЫВОДЫ

            Инфляция – сложное, многофакторное, социально-экономическое явление. Среди причин его развития – внутренние и внешние, экономические и неэкономические.

            Проведя анализ доступной отечественной и зарубежной литературы и, исходя из изложенных цели и задач работы, можно сделать следующие выводы:

1.    Стабильность цен является одной из важнейших макроэкономических проблем. Инфляция – это повышение среднего (общего) уровня цен. Существует несколько типов инфляции, которые нелегко на практике отличить друг от друга, т.к. они тесно связаны и постоянно взаимодействуют.

2.    К основным причинам инфляционных процессов можно отнести монополистические тенденции в экономике, рост государственного дефицита и государственного долга, диспропорции в народном хозяйстве, кризисные явления в валютно-финансовой системе. Существует также связь между инфляцией и безработицей.

3.    В результате инфляции у большинства домашних хозяйств снижаются реальные доходы, их жизненный уровень падает, происходит обесценивание сбережений, в обществе растет нервозность, социальное напряжение. Инфляция дезорганизует производство, отрицательно сказывается на объемах производства, нарушает инвестиционный процесс. От инфляции могут выиграть те экономические субъекты, которым удается в условиях инфляции увеличивать свои доходы более быстрыми темпами, чем возрастают цены, а также заемщики, в том числе правительство, в случае неожиданного ускорения инфляции.

4.     Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть адаптационные (меры по приспособлению и сдерживанию инфляции) и радикальные (проведение денежных реформ).

5.     Основной причиной инфляции в нашей стране была командно-административная система, распад которой привел к разрушению хозяйственных связей и замене государственного монополизма на корпоративно бюрократический и криминальный монополизм. Для недопущения экономического коллапса необходимо осуществить ряд мер, направленных на разработку нового налогового кодекса, сокращения штата государственных чиновников, осуществления легализации теневого капитала.

Двигаясь к рынку, наша экономика, к сожалению, в первую очередь усваивает его отрицательные стороны. Понятно, что трудности освобождения от хозяйственного тоталитаризма и отсутствие опыта государственного регулирования в условиях рынка часто вызывают неудачи. Вряд ли удастся быстро стряхнуть с себя тяжесть инфляции, тем более при помощи административных мер. Задача стоит, скорее, в сдерживании процесса и приспособлении к нему.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Више О.Т., М.П.Афанасьев. Инфляция издержек и финансовая стабилизация http://www.stack.ru

2.    Грейт Я. Финансовый кризис и инфляция: причины возникновения, сущность и особенности проявления в Украине // Предпринимательство, хозяйство и право, 1999, №1, с. 3-7.

3.    Инфляция и политика. Объединение «ЯБЛОКО»

           http://www.bp.ru/yabloko/ep-12.shtml

 4. Инфляция по итогам 1999 года составит 18%. Финансовая Украина.           htpp://www.finukr.com.ua/news/economy/

5.    Ковальчук Т., Коваль Н. Основные факторы инфляции в Украине // Экономика Украины, 1996, №4, с.22-32.

6.    Макроэкономическая политика. Объединение «ЯБЛОКО» http://www.bp.ru/yabloko/ep-24.shtml

7.    Медведева А. Прогнозы Европейского банка реконструкции и развития. http://www.visti.local.dinau

8.    Мельник А.  Возобновление экономического роста и необходимость изменения антиинфляционной политики в Украине // Экономика Украины , 1999, №9, с.12-21

1.    Банківська справа: Короткий словник-довідник/ Уклад. А.В.Калина, В.М.Кочетков.- К.: Мауп, 198. – 132с.

2.    Бункина М.К., Семенов В.А. “Макроэкономика (основы экономической политики)”.-М.: АО “ДИС”, 1996г.-320с.

3.     Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономики: Учебн.пособие.-К.: Вища шк.- Знання, 1998. – 478с.

4.    Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика.- К., Хагар-Демос, 1993.-785с.

5.    Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб: Питер Ком, 1999. – 784 с., ил.

6.    Основи економічної теорії/ за ред. Мочерного.-К.; 1998.

7.    Основи економічної теорії: політекономічний аспект: Підручник / Г.Н.Климко, В.П.Нестеренко, Л.О.Каніщенко та ін.; За ред. Г.Н.Климка, В.П.Нестеренка.- 2-ге вид., перероб. І допов.- К.: Вища шк.- Знання, 1997.-743с.

8.    Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. Пер. с англ./ Научн. Ред.: В.Г.Борисович, В.М.Полтерович, В.И.Данилов и др. – М.: «Экономика», «Дело», 1992. – 510с.

9.    Політична економія / за ред. С.В.Мочерного. – Львів: Світ, 1990.- 680с.

10.  Савченко А.Г. Пухтаєвич Г.О., Тітьонко О.М. Макроекономіка: Підручник. – К: Либідь 1999.-288с.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.