на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы


1.4.3 Рыночно-конъюнктурные исследования в коммерческой работе авиакомпаний

Особенностью работы на МВЛ является постоянное изменение политических и экономических условий, в которых приходится работать авиакомпании, большое количество разноемких рынков воздушных перевозок и перевозчиков, предлагающих свои услуги на этих рынках. Сложность международных условий и задачи по повышению экономиче­ской эффективности коммерческой эксплуатации МВЛ, требуют совершенствования стиля и методов органи­зации коммерческой работы, в том числе научного подхода к изучению рынка воздушных перевозок и его конъюнктуры. Изучение этого рынка и прогнозирование его конъюнктуры является неотъемлемой составной частью коммерческой деятельности любой авиакомпании и обязатель­ным условием ее эффективного функционирования. Без знания состо­яния рынка авиационных перевозок в любой данный момент и без уме­ния определить его перспективу невозможно прибыльно работать в усло­виях присущей ему жесточайшей конкуренции.             Под конъюнктурой понимается совокупность факторов и условий, взятая в их взаимной связи и дающая представление о состоянии рынка в определенный момент времени. Следует различать общехозяйственную и рыночную конъюнктуру (характеризующую состояние дел на рынке конкретного товара или услуг). Конъюнктура рынка воздушных перево­зок относится к категории рыночной конъюнктуры, так как она характе­ризует состояние дел на рынке воздушных перевозок. Под рынком в об­щеэкономическом смысле понимается сфера обмена товарами, имеющими потребительскую и меновую стоимость, обязательным условием су­ществования которого является наличие платежеспособного спроса на товары или услуги и предложения, способного в определенной мере удов­летворить этот спрос. Отсюда рынок международных воздушных перево­зок — это платежеспособный спрос на перевозки воздушным транспор­том, при которых затрагиваются два или более государства, и предложе­ние провозных мощностей перевозчиков, способных в той или иной сте­пени удовлетворить этот спрос.

По отношению к конкретной авиалинии рынок делится на внутрен­ний и внешний. Под внутренним рынком понимается местный рынок, на котором спрос на международные перевозки непосредственно тяготеет к авиалинии между двумя странами и удовлетворяется перевозчиками, предлагающими свои услуги на этой линии. Например, внутренним рын­ком для линии Монреаль-Москва является рынок Канады.

Под внешним рынком следует понимать рынок за пределами внутреннего, на котором имеется спрос, тяготеющий к удовлетворению совокупностью авиалиний, эксплуатируемых между данными регионами. Например, внешним рынком для той же авиалинии Монреаль-Москва является регион Северной Америки, откуда имеются потенциальные и фактические пассажиро- и грузопотоки на линиях, стыкующихся с авиалинией Монреаль-Москва.

Под мировым рынком воздушных перевозок понимается платеже­способный спрос на перевозки воздушным транспортом в мировом мас­штабе, удовлетворяемый всей совокупностью мировых авиалиний.

Мировой рынок воздушных перевозок представляет собой многофакторную динамическую систему, представляющую собой регулярно взаимодействующую и взаимозависящую группу отдельных составных частей, образующих единое целое. Составными частями рыночной систе­мы являются: 1) система мирового воздушного транспорта, предлагаю­щая совокупную транспортную продукцию; 2) система формирования спроса, включающая в себя систему цен, систему продажи и привлечения покупателей и т. д. и 3) система удовлетворения спроса, охватывающая инфраструктуру мирового воздушного транспорта, собственную инфраструктуру авиакомпаний и всю систему транспортных услуг.

В рыночную систему входят и все потребители авиатранспортной продукции, в совокупности удовлетворяемые системой мирового воздуш­ного транспорта. Последняя взаимодействует с внешним окружением. Внешним окружением по отношению к этой системе является политиче­ская система мира, макроэкономика, социально-экономическая система, географическая среда и др. Взаимодействие между рыночной системой и внешним окружением осуществляется посредством их внешних связей, которые характеризуют как влияние окружения на систему, так и воз­действие системы на ее внешнее окружение. Все эти факторы и условия взаимодействия рынка и его внешнего окружения оказывают влияние на формирование конъюнктуры мирового рынка воздушных перевозок.

Таким образом, конъюнктура мирового рынка воздушных перево­зок формируется под воздействием множества факторов, которые определяют условия развития и существования рыночной системы. Эти фак­торы могут носить постоянный или временный характер, быть цикличе­скими и нециклическими.

На основе анализа составляющих рыночной системы и внешнего окружения можно определить основные конъюнктурообразующие факто­ры. Такими факторами являются: государственно-политические, макроэкономические, технологические, демографические, природно-географические, социально-экономические и пр.

К государственно-политическим факторам относятся: общее состоя­ние внешнеполитической обстановки в мире, уровень стабильности поли­тической обстановки в отдельных странах и группах стран, характер взаимоотношений между государствами, осуществляющими воздушные сообщения, а также отношение к ним третьих стран, через территорию которых производятся международные полеты, государственные интере­сы стран, участвующих в международных воздушных сообщениях, поли­тика государств в области международного воздушного транспорта, на­циональная политика отдельных государств в области развития внешних связей: внешней торговли, культурного, научного и спортивного обмена, международного туризма и т.д., международная и государственная си­стема регулирования воздушного транспорта и др. Все эти государствен­но-политические факторы должны учитываться при изучении конъюнк­туры рынка международных воздушных перевозок, так как они имеют непосредственную связь с состоянием мировой экономики в целом.

Макроэкономические факторы - это: общее состояние мировой экономики, объем внешней торговли и ее динамика, состояние валютного рынка, платежного и торгового баланса, энергетические проблемы и уро­вень цен на авиационное топливо, уровень банковских ставок и условия кредитования, валовый национальный продукт и темпы роста производительности труда, состояние общехозяйственной конъюнктуры, уровень экономического развития стран и регионов, финансовое положение авиакомпаний, характер конкурентной борьбы и степень монополизации рынков. Важную роль в состоянии макроэкономики играют циклические кризисы капиталистической экономики, а также носящие регулярный характер отраслевые или так называемые частичные кризисы, которые оказывают глубокое воздействие на экономику не только воздушного транспорта, но и смежных с ним отраслей капиталистического хозяйства и таким образом – на динамику конъюнктуры мирового рынка воздуш­ных перевозок. Так, например, частичные кризисы середины и конца 70-х годов одновременно охватили целый ряд отраслей капиталистиче­ской экономики: судостроение, черную и цветную металлургию, самоле­тостроение и др. Разразившийся топливно-энергетический кризис больше всего ударил по воздушному транспорту: цены на авиационное топливо подскочили вдвое и стали составлять свыше 30% всех эксплуатационных расходов. Поэтому при планировании и организации рыночной коммер­ческой деятельности авиакомпания должна учитывать как современное состояние макроэкономики, так и тенденции развития отдельных ее сфер.

Технологическими факторами считаются не только технические факторы, воздействующие на рынок воздушных перевозок, но и состояние общего научно-технического прогресса во всех отраслях. К ним относят­ся: достижения НТР, в том числе уровень ее достижений в области граж­данской авиатехники, технологический уровень авиатранспортного про­изводства, уровень технического совершенства воздушных судов, средств наземного обслуживания воздушных перевозок и управления воздуш­ным движением, состояние инфраструктуры воздушного транспорта и др.

К демографическим факторам следует, прежде всего, причислить численность и темпы прироста народонаселения мира, отдельных регионов, стран, половозрастную структуру населения и демографические тенден­ции в индустриально развитых и развивающихся странах, уровень рож­даемости и продолжительность жизни, жизненный цикл семьи, занятость и авиаподвижность населения и др.

К природно-географическим факторам относятся: географические и климатические особенности стран и регионов, уровень природной и историко-архитектурной привлекательности отдельных стран и населенных пунктов, степень развитости других видов транспорта, наличие аэропор­тов и их удаленность от населенных пунктов, господствующая метеоро­логическая обстановка в пунктах отправления, назначения и по трассам полетов и др.

Среди социально-экономических факторов, прежде всего, нужно упомянуть уровень экономического развития отдельных стран, уровень реальных доходов населения и его дискреционную покупательную способность, уровень безработицы, налоговую политику государств, степень развития туризма, социальную структуру общества, социально-психологический климат общества и бытовые традиции населения, привлекатель­ность воздушного транспорта для населения, уровень тарифов на авиапе­ревозки, предоставляемые скидки и льготы, уровень безопасности и ре­гулярности полетов, удобство расписания, популярность и репутацию авиакомпаний, эксплуатирующих данные авиалинии и др.

К прочим конъюнктурообразующим факторам относятся такие, как военные и социальные конфликты, стихийные бедствия, а также "разо­вые" события: кинофестивали, олимпиады, международные спортивные состязания, различные форумы и т. п.

Таковы лишь основные конъюнктурообразующие факторы, кото­рых можно насчитать не менее 100. И хотя их влияние на состояние рын­ка воздушных перевозок не равнозначно, все они должны приниматься во внимание при анализе и прогнозировании конъюнктуры рынка международных воздушных перевозок.

Следует заметить, что изучение конъюнктуры рынка авиационных перевозок, как правило, ведут отдельные авиакомпании, имея узкую практическую увязку с интересами конкретной авиакомпании. При этом специалисты авиакомпаний в большинстве случаев часто эмпирически подходят к анализу и прогнозу конъюнктуры, подменяя качественные явления в исследовании внутренних закономерностей конъюнктуры выявлением внешних количественных соотношений для практического использования. Тем не менее, в процессе анализа и прогнозирования конъюнктуры рынка авиакомпании учитывают все основные факты, влияющие на формирование спроса на воздушные перевозки. Особое внимание при этом уделяется изучению и прогнозированию конъюнктуры мирово­го рынка воздушных перевозок, так как риск, связанный с падением спроса на воздушные перевозки в мире, весьма велик, он сопряжен с крупными финансовыми затратами и в отдельных случаях может даже привести и уже нередко приводит к финансовому краху отдельных авиакомпаний.

Как пример, можно привести ошибки в прогнозировании мирового рынка воздушного транспорта, допущенные в начале 70-х годов крупнейшими капиталистическими авиакомпаниями, и связанные с ними избыточные закупки широкофюзеляжных самолетов, которые привели к избыточному предложению располагаемых самолето-кресел на многих авиалиниях. Самолеты этих авиакомпаний на большинстве трансатлантических и транстихоокеанских линий совершали полеты с большой недо­грузкой. Многие авиакомпании оказались на грани разорения, ряд авиа­компаний обанкротился.

Следует отметить, что прогнозирование конъюнктуры мирового рынка воздушных перевозок экономистами капиталистических авиа­компаний имеет одну общую принципиальную ошибку – не учитывается циклический характер колебаний конъюнктуры капиталистического хо­зяйства. Они всячески стараются подчеркнуть случайный характер конъ­юнктурных колебаний, отсутствие в них внутренней закономерности. Так, не был учтен кризисный цикл середины 70-х годов и совпавший с ним топливно-энергетический кризис.

Еще одним ярким примером печальных последствий неправильного прогнозирования мировой конъюнктуры авиационных перевозок явля­ется критическое положение самолетостроительных компаний Англии и Франции, перенацеливших свое производство на выпуск сверхзвукового пассажирского самолета "Конкорд", а также авиакомпаний "Эр Франс" и "Бритиш эруэйз", закупивших эти самолеты. Эти авиакомпании несут крупные убытки от эксплуатации энергоемких сверхзвуковых самоле­тов, и считавшиеся престижными авиалинии "Конкордов" держатся толь­ко за счет дотации государств, которые покрывают свыше 80 % расходов по эксплуатации этих авиалиний. В настоящее время эти авиакомпании уже отказались от полетов "Конкордов" на большинстве международ­ных авиалиний и, по-видимому, скоро вообще прекратят эксплуатацию этих убыточных самолетов.

Основными задачами изучения рынка международных воздушных перевозок, как и целями всех конъюнктурных исследований авиакомпа­ний, являются выявление и освоение рынка.

Выявление рынка заключается в определении спроса и предложения, т.е. ответа на два главных вопроса: 1) где имеется спрос на перевозки, каков этот спрос в данный момент и каков прогнозируемый потенциаль­ный спрос; 2) какова степень удовлетворения спроса на перевозки регу­лярными и нерегулярными авиакомпаниями, а также другими видами транспорта.

Освоение рынка состоит в разработке и осуществлении мероприя­тий по формированию спроса на перевозки данной авиакомпанией и его удовлетворению на конкретном рынке. Сложность решения задачи по освоению рынка заключается в том, что в настоящее время практически все региональные рынки поделены между ведущими авиакомпаниями, главенствующими на том или ином рынке, и авиакомпания, вступаю­щая на рынок, должна реально представлять, на какую долю перевозок на данном рынке она может претендовать в данный момент, и каковы шансы на ее успех в конкурентной борьбе с другими авиакомпаниями и другими видами транспорта в перспективе.

Изучение рынка международных воздушных перевозок и прогнози­рование его конъюнктуры позволяет установить, между какими парами пунктов целесообразно начать воздушные перевозки и какие располагае­мые провозные мощности (емкость и частота движения) будут оптималь­ными на данном этапе и в перспективе. Ответ на эти вопросы может дать системный анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка международ­ных воздушных перевозок.

Анализ конъюктуры рынка проводится как по отдельным местным рынкам, так и по региональным рынкам, с тем чтобы выявить состояние конъюктуры во всех интерисующих авиакомпанию географических  районах, а также в мировом масштабе в целом. Оценка состояния конъюнктуры рынка воздушных перевозок производится в виде анализа состояния рынка на определенное время, а также в виде краткосрочных и долгосрочных прогнозов с учетом перевозок всеми видами транспор­та.

Изучение потенциальных возможностей компаний-конкурентов на данных рынках проводится с целью выявления условий конкуренции, определяемых стихийным характером взаимодействия между авиаком­паниями, а также другими видами транспорта, действующими на данном рынке. Изучение деятельности и перспективная оценка возможностей компаний-конкурентов на данном рынке проводится различными спосо­бами, такими как анализ коммерческой статистики перевозок различны­ми транспортными компаниями и фирмами, выявление финансовых и технических возможностей компаний, их кредитоспособности, анализ расширения транспортного производства в исследуемом регионе и т. д. Эти данные могут быть получены различными способами, в том числе официальным путем из различных опубликованных источников или куплены у специальных фирм, которые за определенную плату могут предоставить данные по любой компании. Полученные такими способами данные заносят в специальные досье, которые ведутся на каждую транспортную компанию - конкурен­та на данном рынке.

В соответствии с полученными данными о потенциальных возможностях, состоянии конъюнктуры рынка и ее прогнозах, а также данными о компаниях-конкурентах авиакомпания может сделать выводы о емкости рынка и степени его освоения. Далее фирма производит планирование объемов собственных перевозок. На основе анализа величины неудовлет­воренного спроса по объему и видам перевозок, а также собственных технических и финансовых возможностей авиакомпания разрабатывает план мероприятий по освоению исследуемого рынка. В соответствии с прогнозируемой емкостью рынка авиакомпания планирует необходимую для удовлетворения спроса частоту рейсов и располагаемые емкости самолетов.

Изучение альтернативных видов транспорта на данном рынке производится с точки зрения изыскания возможностей переключения перевозок с других видов транспорта на воздушные перевозки рейсами данной авиакомпании. Для этой цели используются различные методы убежде­ния в преимуществах перевозки воздушным транспортом. Одним из ме­тодов убеждения являются стоимостной анализ издержек при перевоз­ках различными видами транспорта. При этом в расчет должны прини­маться не только издержки, включающие цену непосредственно за транс­портные услуги, но и так называемые дисбурсментские расходы, связан­ные с перевозкой другими видами транспорта. Это — расходы и потери, вытекающие из увеличения времени доставки груза, затраты на более дорогую упаковку, дополнительные складские и другие расходы по хранению, возможные потери рынков сбыта в связи с увеличением времени доставки и др.

  

Размер и оборот фирмы

 

Место отправления и назначения

 
        Грузовая отправка                                                       Фирма

Владение инфраструктурой

 

Наличие собственных и арендованных транспортных средств

 

Регулярность

 

Срок доставки

 

Контейнеризация

 

Дополнительные и скрытые затраты

 

Дополнительные услуги

 


                                                                                              

Выбор вида транспорта

 

Система оценки

 

Наличие информации о видах транспорта

 
                                                                                     Факторы человеческих решений

         Системный анализ факторов, влияющих на выбор вида транспорта при грузовых  

                                                                перевозках 

При выборе вида транспорта для перевозки грузов, например, рассматриваются четыре решающих фактора: условия договора купли-продажи, характеристики товара (скоропортящийся, крупногабаритный и т. д.), общее время доставки с учетом качества транспортных и сопутст­вующих услуг и общий размер отправок. Последовательность действия факторов, влияющих на выбор вида транспорта, приведена на рисунке.

Основными конкурентами воздушному транспорту при решении вопроса о выборе перевозчика являются морской, железнодорожный и автомобильный транспорт.

Морской транспорт характеризуется относительно высокими затратами по содержанию портов, что ограничивает его конкурентоспособность на коротких маршрутах. Однако при перевозках на дальние рас­стояния морской транспорт отличают наиболее низкие удельные затраты на 1 ткм по сравнению с другими видами транспорта. По сравнению с морским транспортом на воздушном транспорте как наиболее скорост­ном и дорогостоящем преимущество в скорости возрастает с увеличени­ем расстояния, однако увеличиваются и издержки перевозки, так как эксплуатационные затраты на морском транспорте снижаются по мере удлинения маршрута в значительно большей, степени, чем на воздушном транспорте.

Железнодорожный транспорт характеризуется наиболее высокой долей, приходящейся в общей величине эксплуатационных расходов на затраты по содержанию путей сообщения и постоянных устройств. Кроме того, маршруты перевозок этим видом транспорта ограничены и предопределены существующими магистралями. Несмотря на сравнительно невысокий уровень издержек перевозки больших партий грузов полны­ми отправками по магистральным линиям, этому виду транспорта в большей мере свойственны проблемы эксплуатационного порядка, что нередко приводит к задержкам в доставке грузов.

Автомобильный транспорт имеет наиболее высокие эксплуатационные расходы, не считая воздушного транспорта, однако затраты на содер­жание постоянных устройств сравнительно невелики, что обеспечивает этому виду транспорта достаточно высокую конкурентоспособность при перевозках на короткие расстояния. Наибольшая гибкость этого вида транспорта в отношении возможности выбора маршрута перевозки обес­печивает ему главенствующую роль в качестве средства доставки грузов непосредственно получателю.

По сравнению с этими видами транспорта удельные издержки перевозки на воздушном транспорте резко снижаются по мере увеличения расстояния, и на протяженных маршрутах воздушный транспорт стано­вится вполне конкурентоспособным по отношению к автомобильному и железнодорожному транспорту, а учитывая скорость доставки, — и к морскому транспорту.

Издержки перевозок различными видами транспорта наряду с расстоянием отправок зависят также от объема отправок. Однако в приня­тии решения о выборе транспорта во внимание принимаются не только затраты на перевозку, но и срок доставки, от которого зависят также возможные потери от нереализованных сделок. А эти факторы как раз и имеют решающее значение при выборе воздушного транспорта.

На рисунке приведен в качестве примера метод "чартов" при выбо­ре средства транспорта. Транспорт А обеспечивает самые короткие сроки доставки, но характеризуется наиболее высокими издержками для отправителя, тогда как вид транспорта В дает меньшие затраты, однако увеличивается продолжительность доставки. Вид транспорта С дает минимальные затраты на перевозку, но наибольшую продолжительность доставки, чем увеличиваются потери от упущенной выгоды от нереализованных сделок. С учетом этих факторов наиболее подходящий вид транспорта определяется точкой х на "чарте", в которой общая величина издержек перевозки и потерь от нереализованных сделок является минимальной.


Сроки поставки


«Чарт» зависимости между издержками перевозок и сроками доставки груза при различных видах транспорта: А – транспорт А; В – транспорт В; С – транспорт С; 1 – суммарные издержки от перевозок и упрощенной выгоды; 2 – потери от упущенной выгоды; 3 – издержки от перевозки.

Основой для принятия решений, касающихся выбора вида транспор­та, служит анализ альтернатив, который производится с помощью ЭВМ.

Таким образом, анализ всех составляющих затрат на транспортиров­ку с учетом потерь от упущенной выгоды при перевозках альтернатив­ными видами транспорта может дать преферентное решение в пользу воздушного транспорта.

В качестве примера приведем расчет народнохозяйственной эффективности от передачи некоторых видов внешнеторговых грузов на воздушный транспорт.

Народнохозяйственный эффект от сокращения суммарных издержек в процессе транспортировки вследствие ускорения доставки может быть определен по формуле:

где Е — эффект от ускорения доставки; К – коэффициент эффективности капита­ловложений = 0,15); П – годовой объем перевозок данного товара (т); Ц – средняя цена данного товара (руб./т); - разница в сроках доставки разны­ми видами транспорта.

Расчет эффекта от передачи грузов с железнодорожного на воздуш­ный транспорт приведем на примере перевозок товаров между ФРГ и Россией (табл.6):

                       

                       

                        

                        руб.

                Суммарный эффект Е = 719 000 руб. Общий эффект от сокращения срока доставки при передаче грузов на воздушный транспорт с учетом экономии валютных расходов в пограничных пунктах при транспорти­ровке по железной дороге может быть определен по формуле

                                

где - общий эффект от перевозки грузов воздушным транспортом;  - экономия валюты при передаче груза с железнодорожного транспорта на воздушный;

Таблица 6.

Эффект от передачи грузов с железнодорожного на воздушный транспорт


Подпись: Е1=447500
Е2=33180
Е3=90140
Е4=147940

Е=719000
Подпись: 11
17
11
15
Подпись: 33000
1500
10000
8000
Подпись: 3000
1900
2000
3000
Подпись: Одежда 
Запчасти
Телевизоры 
Кинескопы 
 

                                  

- валютные расходы, приходящиеся на перевозку 1 т i-го товара; - накладные расходы на пограничных станциях (таможенные и пр.); - расходы на оплату грузовых перевозок воздушным транспортом , где  - тариф на воздушную перевозку данной категории груза.

Учитывая то, что перевозка указанных грузов может осуществлять­ся по тарифам "корейт", затраты на перевозку воздушным транспортом будут сравнительно небольшими и величина эффекта от передачи грузов на воздушный транспорт только на данной линии будет составлять внушительную сумму.

Подобные расчеты должны приниматься во внимание как при работе с внешнеторговыми организациями по перенацеливанию пе­ревозок с других видов транспорта на воздушный, так и в работе с аген­тами и клиентурой по привлечению загрузки на рейсы.

Изучение возможностей авиакомпаний-конкурентов, а также альтернативных видов транспорта на данном рынке поможет более успешно вести конкурентную борьбу за освоение рынка.

1.4.4. Анализ применимости методов исследования операций при планировании и управлении логистическим обеспечением

Аналитический стохастический метод

Аналитический метод заключается в составлении и аналитическом решении уравнений, описывающих рассматриваемый процесс наземного обеспечения, как стохастический. В данном случае осуществляется построение математических моделей, описывающих зависимость одних переменных (зависимых) от других (независимых). В качестве независимых переменных обычно выбирают те величины, которыми можно управлять (выбирать по своему усмотрению). Конечной целью построения математической модели является определение значений независимых переменных, позволяющих обеспечить оптимальное значение зависимой переменной, выбранной в качестве основного показателя эффективности. Решение транспортных задач аналитическим методом может осуществляться использованием математического аппарата: теории вероятностей, линейном программировании, динамическим программировании, целочисленном программировании и т. д.

Положительным моментом данного метода является то, что он позволяет учитывать не только нормативную деятельность обслуживания, но и случайные отклонения от фактических продолжительностей выполнения различных операций от нормативных, т.е. позволяет решать задачи как в детерминированной, так и в стохастической постановке.

В основу метода положено следующее правило: в тот момент, когда возникает потребность в обслуживающем средстве механизации (или бригаде), это требование должно быть удовлетворено с большой степенью вероятности.

Недостатки метода:

·   Аналитические модели массового обслуживания имеют ограниченное применение, т.к. основываются, как правило, на предположении о пуассоновском входящем потоке требований и о простейшем механизме обслуживания (идентичность аппаратов, отсутствие перерывов в работе и т.д.);

·  Анализ показал, что хотя аналитические модели исследования операций позволяют отыскать наиболее лучший (оптимальный) вариант решения поставленной задачи, соответствующие математические построения часто оказываются настолько сложными, что точное решение сформулированной задачи найти просто невозможно. Даже если такая возможность есть, то необходимые для этого вычисления могут оказаться громоздкими, а требуемые затраты времени – большими.

·     Требует от исследователя достаточно высокого уровня математических знаний.

Вывод: Аналитический метод исследования операций при оперативном планировании и управления логистическими потоками без соответствующей доработки не может быть применен, т.к. он не в полной мере адекватно отражает процессы, связанные с транспортно-логистическим обеспечением и дает приближенные результаты.

Аналитический метод детерминированный

Детерминированное моделирование заключается в непосредственном моделировании процесса обслуживания потока требований. В данной модели системы наземного обеспечения предполагается, что моменты поступления требований и продолжительности обслуживания неслучайны и известны заранее, т.е. заранее должны быть известны продолжительности обслуживания ВС, т.к. это позволяет точно определить моменты окончания обслуживания самолетов. Следовательно, изложенный метод позволяет для любого детерминированного процесса обслуживания определить число аппаратов, при котором требованиям не придется ожидать начала обслуживания.

Решение таких задач может быть получено с помощью диаграмм, на которых отражаются моменты поступления заявок и длительность обслуживания.

Положительным моментом данного метода является его простота в использовании и наглядность, т.к. решение представляется в виде графиков (диаграмм) или в табличной форме.

Однако он имеет ряд недостатков для практического применения при оперативном планировании наземного логистического обеспечения:

·     Не учитывает стохастический характер функционирования системы. В реальных условиях значительная доля процессов наземного обеспечения имеют отклонения от планового, а также они зависят от объекта обслуживания, объема работ и производственных характеристик обслуживающего органа. В детерминированном моделировании процессов обслуживания входные потоки (BQ) рассматриваются как начальные рейсы, либо транзитные, либо конечные, что непосредственно определяет характер работ, т.е. в данном случае модель не адекватно отражает реальные условия. Также не учитывается вероятностный характер входного потока, что непосредственно влияет на точность результатов и управляющих решений при оперативном планировании логистического обеспечения.

·   Приведенный способ расчета является, как правило, графическим. Это создает известные неудобства, когда необходимо проследить за процессом обслуживания большого числа требований. Правда, в этом случае вместо графического можно применить эквивалентный ему табличный способ. Однако в данном случае теряется его наглядность, что было отмечено как положительный момент.

Вывод: Несмотря на перечисленные выше недостатки, детерминированное моделирование нашло применение. Однако для оперативного обеспечения данный метод не может быть применен без доработки, т.к. он не позволяет достичь приемлемого уровня адекватности формализованного описания системы логистического обеспечения транспортной деятельности.

Статистическое моделирование

Статистическое, как и детерминированное моделирование заключается в непосредственном моделировании процесса обслуживания потока требований. Статистический анализ процессов обслуживания включает две задачи: анализ времени, необходимого для обслуживания одного требования, и анализ потока требований.

Существуют две группы методов анализа продолжительности обслуживания одного требования: технологические и статистические. Суть технологического метода состоит в детальном исследовании технологического процесса обслуживания: процесс разбивается на отдельные операции, изучается взаимосвязь этих работ, длительность их выполнения и влияния на общую продолжительность обслуживания и т.д. (к данному методу можно отнести метод сетевого планирования и управления). [ ] Статистические методы заключаются в анализе данных об общей продолжительности обслуживания.

Основными задачами, решаемыми статистическим методом, являются: определение распределения соответствующих случайных величин, которые принимаются в процессе моделирования за случайные величины; определение среднего значения и дисперсии длительности обслуживания; оценка вероятности выполнения обслуживания в заданный срок; установление с помощью регрессионного анализа влияния на среднюю длительность обслуживания различных факторов и т.п. [ ].

Исходными данными для статистического моделирования являются фактические данные о продолжительности обслуживания за прошедший период времени или датчики случайных чисел.

После имитации продолжительности обслуживания, приступают к моделированию потока требований. Для приближения модели к реальным условиям, поток требований рассматривают как стохастический и определяют отклонения фактического времени от планового. Процесс имитации потока требований аналогичен подходу, применяемому к имитации продолжительности обслуживания.

Положительным моментом данного метода является то, что он позволяет учитывать стохастический характер функционирования системы логистического обеспечения.

Однако он, как и ранее рассмотренные методы, имеет ряд недостатков, препятствующих широкому применению при оперативном планировании логистического обеспечения:

·     Для моделирования процесса обеспечения необходимо иметь мощную базу данных, т.е. необходимо иметь источник случайных чисел;

·     Статистические методы не могут применяться для целей предварительного анализа новой организации обслуживания или исследования длительности обслуживания;

·     Данный метод является более формальным, по сравнению с методом имитационного моделирования, т.к. не вскрывает структуры (механизма) процесса обслуживания и фиксирует только конечный результат, т.е. позволяет сделать только параметры, подлежащие прямому наблюдению, измерению;

·     Конечный результат может оказаться не точным, т.к. он будет зависеть от того, насколько удачно подобран закон распределения, а также от качества статистических данных;

·     Для практического применения на производстве требует достаточно серьезной математической подготовки специалистов, занимающихся планированием и управлением авиатранспортным производством;

·             Не обладает достаточной наглядностью;

·     Применение данного метода требует проведения достаточно большого объема работ.

Вывод: Метод статистического моделирования процессов дает низкую адекватность результатов применения, т.к. не в полной мере отражает процессы логистического обеспечения. Без дополнительной доработки данный метод не может быть применен для оперативного планирования логистического обеспечения.

Имитационное моделирование

Имитационное моделирование представляет собой процедуру проведения имитационных экспериментов с моделью исследуемой системы, которая описывает закономерности функционирования моделируемого объекта (системы), которую по каким-либо причинам невозможно или нецелесообразно решать аналитически или нет возможности прямого измерения параметров. Имитационные модели не способны формировать собственное решение в том виде, в каком это имеет место в аналитических моделях, т.к. могут лишь служить в качестве средства для анализа поведения системы в условиях, которые определяются экспериментатором. Результаты исследования имитационной модели, как правило, представляют собой оценки значений операционных (функциональных) характеристик той системы, поведение которой имитируется. Имитационное моделирование имеет ряд положительных моментов:

·     Для построения имитационных моделей не требуется использования математических функций, которые бы явным образом связывали те или иные параметры (переменные). Эти модели позволяют имитировать поведения очень сложных систем, для которых построение математических моделей и получение решений невозможно;

·     Данный метод позволяет учитывать стохастический характер функционирования системы логистического обеспечения;

·     Имитационное моделирование как эксперимент можно полностью осуществить на ЭВМ. Описывая взаимодействия составных частей системы наземного обеспечения с помощью математических соотношений, можно получить необходимую информацию об исследуемой системе, не обращаясь к натурным элементам;

·     По сравнению с вышеизложенными методами имитационное моделирование обладает большей гибкостью;

·        Имитационное моделирование позволяет наиболее адекватно отразить процессы функционирования системы логистического обеспечения. Так как он не только учитывает вероятностный характер функционирования системы логистического обеспечения, но позволяет детально исследовать технологические процессы логистического обеспечения транспортного процесса (процесс можно разбить на отдельные операции, можно изучить взаимосвязь данных работ и их продолжительность и т.д.);

·        Данный метод не накладывает ограничения на входной поток, т.е. можно исследовать все типы работ, не разбивая их на отдельные потоки: начальные, конечные, транзитные или оборотные. Также учитывается стохастический характер входного потока;

·        Для практического применения на производстве данный метод обладает достаточной простотой и наглядностью (результаты можно представлять графически);

·        Метод имитационного моделирования позволяет учитывать ряд практических вопросов, которые возникают при логистическом обеспечении;

·        Данный метод можно использовать при прогнозировании (анализе) новой организации работ или исследования длительности обслуживания новых типов ВС, по которым нет статистических данных по обслуживанию.

Однако данный метод имеет некоторые недостатки:

·        В отличие от описанных выше математических методов, результаты которых отражали устойчивое во времени поведение системы, результаты, получаемые в имитационной модели, представляют собой наблюдения, которые могут быть подвержены экспериментальным ошибкам [ ]. Поэтому, любое утверждение, касающееся характеристик моделируемой системы, должно основываться на результатах соответствующих статистических проверок. А также исполнитель, занимающийся моделированием и анализом функционирования системы логистического обеспечения, должен быть специалистом в данной области, иметь практический опыт работы в данной области;

·        Имитационное моделирование является весьма гибким инструментом, однако создание подобных моделей сопряжено с большими затратами средств и времени, особенно если пытаться оптимизировать поведение моделируемой системы. Однако применение ЭВМ позволяет решить эту проблему.

Вывод: Метод имитационного моделирования является наиболее перспективным для оперативного планирования логистического обеспечения, т.к. этот аппарат обеспечивает наибольшую адекватность экономико-математических моделей процесса обеспечения. Данный метод позволяет не только прогнозировать протекание процесса при изменении определенных факторов, но и находить такое сочетание управляемых факторов, которое обеспечивает наиболее эффективное протекание процесса.


[1] «Латекс» - млечный сок растений, из которого получают натуральный каучук


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.