на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Зарубужный опыт регулирования рыночной экономики на примере Франции.


Реферат: Зарубужный опыт регулирования рыночной экономики на примере Франции.

Зарубежный опыт регулирования рыночной экономики на примере Франции.

Экономика Франции, как и других промышленно развитых ка­питалистических стран, основана на принципе свободного предп­ринимательства и торговли. В наше время Франция живет в усло­виях рыночного хозяйственного механизма, однако степень свобо­ды ценообразования задается объективными экономическими зако­нами,а также государственным регулированием.

Несмотря на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осу­ществлять контроль за ценами в условиях конкуренции.

Государственный сектор в экономике Франции занимает отно­сительно небольшой удельный вес в ВНП и включает в себя отрас­ли-монополисты(газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт) и отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (национальный и коммерческие банки, страховые компании и т.д.). В первом случае государство устанавливает все экономи­ческие параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продук­цию. Во втором случае государство оказывает минимальное воз­действие на экономические параметры деятельности этих отрас­лей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Эта специ­фика экономики Франции предопределила соотношение между регу­лируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в ре­жиме свободного рыночного ценообразования.

Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых капиталистических стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, ко­торый частично сохранился до настоящего времени.

Во Франции  на  протяжении почти 30 лет (1947-1986) госу-

дарственное регулирование цен являлось составной частью поли­тики "дирижизма" (государственного регулирования экономики). Начало французской системы регулирования цен было положено за­конами от 39 июня 1945 года, которые провозгласили принцип блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года. Сложная эко­номическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое снижение покупательной способности французского франка обусло­вили необходимость принятия решительных мер по контролю за це­нами. В январе-феврале государство снизило цены на 10% на до­вольно широкую группу товаров.

В конце 1947 года , с учетом некоторого повышения темпов восстановления экономики, была заимствована политика "контро­лируемого роста цен", в соответствии с которой предприниматели получили право повышать цены, предупредив об этом государс­твенные органы, которые могли отменить эти изменения. Однако уже в начале 1948 года цены на товары были переведены в режим полной или частичной свободы их установления.

В течение восьми последующих лет правительством Франции были приняты 6 законов о блокировке цен, которые привели к постоянному ужесточению ценового контроля. В 1960-1962годах была проведена почти полная либерализация цен а промышленные товары. Однако уже с середины 1963 года правительство Франции приняло решение о новой блокировке цен на уровне 31 августа 1963 года в связи с новой экономической политикой("развитие без инфляции"). Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.

В период с 1965 по 1972 государственное регулирование цен осуществлялось через "контракты стабильности" (1965г.), "прог­раммные контракты" (1966г.) и "контракты против повышения цен" (1971г.).

В соответствии с "контрактами стабильности" государство заключило с предприятиями соглашения, по которым эти предприя­тия имели право повышать цены на одни товары, одновременно

снижая цены на другие. Основная цель заключалась в поддержании

стабильности общего уровня цен.

В соответствии с " программными контрактами" государство способствовало такой эволюции цен, которая отвечала бы услови­ям международной конкуренции. Этот механизм распространялся на все товары и услуги, которые в соответствии с "контрактами стабильности" ранее подвергались контролю. В соответствии с " программными контрактами" предприятия предоставляли государс­тву информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода на внешние рынки, а также информацию, связанную с формированием цен, технико-эко­номическую характеристику товаров, показатели производитель­ности труда, методы финансового управления и т.д.

"Контракты против повышения цен" имели целью обеспечить высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлить темпы роста инфляционного развития экономики. При принятии предприятиями этих контрактов правительство принимало на себя обязанность не принимать меры, ведущие к росту издержек произ­водства.

В 70-х годах правительство Франции стало применять систе­му мер по блокировке и регулированию цен. Со второй половины 1975 года были временно заблокированы цены на все товары и ус­луги государственного и частного секторов, а с апреля по де­кабрь 1976г. цены в госсекторе могли повышаться на определен­ное количество процентов. При этом между государством и предп­риятиями были заключены контракты, по которым последние обязы­вались ограничивать рост цен на свою продукцию.

В первой половине 70-х годов правительство проводило жесткую политику ограничения доходов во всех секторах экономи­ки. В соответствии с этой политикой в государственном секторе не возобновлялись контракты, предусматривающие увеличение зарплаты, а в частном секторе зарплата служащих не должна пре­вышать зарплату государственных служащих.

С середины 70-х годов экономическое положение Франции резко ухудшилось в связи с 4-кратным повышением мировых цен на нефть, в результате чего темпы роста значительно сократились, а темпы роста цен возросли. Резкое повышение внутренних цен привело к росту забастовочного движения. В свою очередь, предприниматели для сохранения прибыли и обеспечения возмож­ности самофинансирования неоднократно повышали цены, раскручи­вая этим спираль "заработная плата - цены".

В этот период стало ясно, что система жесткого контроля за ценами с использованием принципа их блокировки исчерпала себя. Подобный контроль за ценами делает рынок негибким, сдер­живает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капитала, мобильность рынка труда, товаров и услуг.

Предприятия, которые в связи с блокировкой цен не могли их повысить на контролируемых рынках, терпели убытки и не име­ли достаточно средств на возобновление производства и увеличе­ние инвестиций. Как считают французские экономисты, основным недостатком блокировки цен является затруднение инвестирования и рост бюрократизации. Следует также обратить внимание на низ­кую эффективность контроля за ценами в борьбе против инфляции, так как ее темпы в середине 70-х (9-10% в год) были значитель­но выше, чем в странах, где регулирование проводилось не адми­нистративными, а косвенными экономическими методами.

Контроль за ценами в тот период привел к переливу капита­лов в США, Швейцарию и другие страны, где существовала возмож­ность получения большей прибыли на единицу вложенного капитала.

Контроль за ценами привел также к таким негативным пос­ледствиям, как рост импорта, так как стало выгоднее покупать некоторые товары за границей, чем производить их во Франции. Другой чертой стало ослабление позиций французских предприятий в конкурентной борьбе с филиалами ТНК, которые часто продавали свои товары дешевле для завоевания рынка.

В 1973г. правительство Франции либерализовало цены на промышленную продукции. Однако программа либерализации осу­ществлялась достаточно осторожно. На первом этапе были отобра­ны отрасли, где имелась сильная международная конкуренция (ча­совая и шарикоподшипниковая промышленности); отрасли, где в силу специфики не наблюдались резкие скачки цен (пищевая про­мышленность); отрасли, которые из-за социального обеспечения имели стабильный рынок (фармацевтическая промышленность).

Безусловно, жесткий контроль за ценами в течение почти 30 лет способствовал стабилизации экономики. Однако любое адми­нистративное вмешательство в ценообразование в рыночной эконо­мике приводит к нарушению законов ценообразования. Блокировка цен, устраняя на некоторое время противоречия в сфере обраще­ния, вызывает противоречия в сфере производства. В этих усло­виях государство вынуждено на определенном этапе "дирижистко­го" регулирования цен прибегнуть к защите конкуренции с целью достижения оптимального сочетания монопольных и конкурентных сил на тех или иных товарных рынках.

В течение первой половины 80-х гг., особенно после пора­жения социалистов, процесс либерализации цен продолжался и, к 1986г. было освобождено около 90% цен.

Постановление Совета Министров Франции от 1 декабря 1986г., отменившее постановление от 30 июня 1945 г., ввело практически полную свободу цен на товары и услуги. Оно отмени­ло право правительства в любой момент вмешиваться в процесс ценообразования. Это означало свободное формирование цен в процессе конкуренции.

Исключение из свободного ценообразования составляют от­расли, где регламентация необходима (здравоохранение, общест­венный транспорт). Вмешательство администрации в процесс фор­мирование цен допускается при кризисной ситуации, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии, а также при внезапных и резкий нарушениях ценообразования, требующих срочных мер для

исправления положения.  Срок,  в течение которого общественные

власти в лице Государственного совета Франции правомочны вме­шиваться, ограничен шестью месяцами. При этом временная регла­ментация цен вводится лишь после консультации с Советом по конкуренции и Национальным советом по потреблению.

В стране законодательно определены общие принципы свобод­ного ценообразования и основные условия, при которых они могут реально осуществляться. Первым и важнейшим условием является наличие свободы выбора товара или услуги и продавца. Должна быть обеспечена и достоверная информация о продаваемых товарах.

Либерализация цен не означает полного невмешательства го­сударства в процесс ценообразования. Переход от политики пря­мого вмешательства на микроуровне к системе глобального регу­лирования для экономики Франции означает лишь изменение формы вмешательства (переход от жесткого "дирижизма" к методам кос­венного воздействия на рынок и цены). Поэтому не случайно, что одновременно было принято постановление о ценовой конкуренции в промышленности, в соответствии с которым запрещалось созда­ние любых союзов производителей, импортеров, оптовых и рознич­ных торговцев. Запрещались также заключения любых соглашений о "минимальных ценах", либо о "рекомендуемых ценах" на товары.

Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных регулирующих органов. До 1986 г. в составе Министерства планирования и финансов органы ценообра­зования были представлены самостоятельным департаментом, а после 1986 г. он был преобразован в Совет по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по государственному регулирова­нию цен и ценовой конкуренции. На Совет возложена обязанность оценивать правильность экономических поступков предприятий, определять их соответствие нормам законодательства, следить за соблюдением правил конкуренции и ценооброзования.

Совет по  конкуренции  может применять следующие санкции:

1) предписать предприятию или лицу прекратить  инкриминируемую

деятельность в течение определенного срока;

2) наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максималь­ная величина которого составляет 5% торгового оборота предпри­ятия-нарушителя;

3) потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.

Все эти меры могут применяться в комплексе, они не явля­ются взаимоисключающими.

Меры, применяемые Советом по конкуренции, можно назвать общественными мерами. Если предприятие, ставшее жертвой анти­конкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд.

В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. госу­дарственных контролеров по ценам. Их основная задача - конт­роль за государственной дисциплиной цен.

Существует разветвленная система общественного контроля за качеством товаров и ценами. Под эгидой общества потребите­лей работают несколько частных институтов по экспертизе раз­личных товаров.

Надо отметить, что если раньше блокировку цен осуществля­ло правительство Франции, то с 1986 г. эти решения принимаются парламентом республики.

По оценкам французских экономистов, либерализация цен да­ла хорошие результаты. Общий индекс потребительских цен за 1985-1989 вырос на 11,9%, что равняется в среднем на 2,8% в год, т.е. за период либерализации цен инфляция в экономике Франции находилась на нормальном уровне. Это доказывает то, что на данном этапе французская экономика в состоянии сама се­бя регулировать, то есть государственное вмешательство не не­сет на себе основную нагрузку по поддержанию темпов экономи­ческого роста. По сути в этом находит свое отражение неоклас­сическая модель, которая провозглашает невмешательство госу­дарства в экономику. Я считаю, что государство должно для наи-

лучшего экономического развития время  от  времени  чередовать

применяемые модели.  В принципе так и происходит. Консерваторы

сменяют социалистов,  и наоборот.  Это дает стимул к  развитию

обоих моделей  (имеется в виду вмешательство и невмешательство

государства). Экономическое развитие идет по спирали, и, может

быть, через одно-два десятилетия во Франции опять будут пре­доставлены государству большие права.



на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.