на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Конкуренция и конкурентная среда


Способность экономической системы, состоящей из отдельных элементов (предприятий, хозяйствующих субъектов), адаптироваться к сигналам спроса называется реактивностью рыночной системы на изменение спроса.

Маркетинговый учет изменений спроса связан для хозяйствующих субъектов с перестройкой производства, массой других проблем. Предприятие само по себе консервативно. Адаптироваться его заставляет рынок, спрос и конкуренция в лице службы маркетинга. Без этих сил для каждого взятого предприятия в отдельности можно допустить вероятность реакции достаточно низкую. Возможно ли при низкой вероятности реакции отдельного предприятия иметь высокую вероятность реакции на изменение спроса хозяйственной системы в целом, что в принципе и является показателем ее эффективности? Реакция экономической системы не может ставиться в зависимость от поведения одного или немногих предприятий. Система должна работать безотказно, достаточно надежно.

Оценка реактивности экономической системы на изменение спроса при различных типах рынка.

Тип рынка Количество предприятий Вероятность реакции на изменение спроса
Монополия 1 0,1
Олигополия

2

3

5

7

0,19

0,27

0,41

0,52

Монополистическая конкуренция

10

20

25

30

0,65

0,88

0,93

0,96

Свободная конкуренция 40 0,98

Из данных таблицы следует, что только при наличии на рынке 10 предприятий уровень вероятности реактивности системы достигает 0,65, то есть приближается к уровню, соответствующему практической уверенности.

Практика стран с развитыми рыночными отношениями выработала свои критерии в регулировании конкуренции и ограничении монополизации с целью создания гибкой рыночной структуры. В качестве критерия демонополизации рынка и создания условий для конкуренции в США используется индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ).

Рынок считается нормальным для конкуренции, если ИХХ<1000. В пределах значений индекса разрешается слияние фирм. Рынок для поддержания нормальной рыночной конкуренции считается безопасным, когда на рынке рассматриваемого товара и/или услуги имеется:

o        10 и более фирм;

o        1 фирма не занимает более 31% рынка;

o        2 фирмы не занимают более 44% рынка;

o        3 фирмы не занимают более 54% рынка;

o        4 фирмы не занимают более 63% рынка.

Рынок считается неконкурентным, если значение индекса превышает 1800 единиц.

В обеспечении достаточно надежной, безотказной реакции экономической системы на изменение спроса, условий рынка состоит главная задача государственного регулирования конкуренции и ограничения монополизма на рынке.

Государственное регулирование конкурентных отношений основывается на антимонопольной политике государства, включающей разработку антимонопольного законодательства и контроль за его осуществлением.

Антимонопольное законодательство представляет собой комплексное образование в системе норм коммерческого и хозяйственного права и направлено на сохранение и поддержание конкуренции.

Существующие в разных странах антимонопольные законодательства чрезвычайно разнообразны. Однако каждое из них в большей или меньшей степени принадлежит к одной из двух основных систем: запретительной или регулятивной.

Запретительная система антимонопольного законодательства предполагает полный запрет монополий. Наиболее типичным представителем этой системы являются США, антитрестовское законодательство которых исходит из принципа несовместимости монополии и конкуренции. К запретительной системе можно также отнести и антимонопольное законодательство Японии, при разработке которого широко использован опыт США.

Вторая известная в мировой практике система - регулятивная. К ней тяготеет антимонопольное законодательство большинства европейских стран, в том числе стран Восточной Европы. Эта система направлена не против монополии как таковой, а против злоупотребления ею.

В целом, основной принцип антимонопольного законодательства, которому следуют зарубежные законодательства, - признак монополии небольшая величина контролируемого ею рынка (разумеется, все же учитываемая), а наличие у компании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для их осуществления.

Основным законодательным актом, регулирующим конкурентные отношения в РФ является закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынка”, целью которого является определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и тем самым обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В законе определены задачи, функции и полномочия Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) как органа , на который возлагается осуществление государственного антимонопольного регулирования, предусмотрены меры ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства.

Одним из центральных понятий, рассматриваемых в законе, является определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке. Под доминирующим положением понимается их исключительное положение на рынке определенного товара или услуги, дающее им возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Обладание доминирующим положением - решающий признак, по которому устанавливается противоправность действий или соглашений на рынке. Определение доминирующего положения на рынке предполагает три возможные ситуации:

1.      доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара не превышает 35%. При такой доле положение хозяйствующих субъектов не может быть признано доминирующим;

2.      доля хозяйствующих субъектов превышает 65%. В таком случае положение хозяйствующих субъектов признается доминирующим.

3.      доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, но меньше 65%. Положение такого хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим на основании других критериев, таких как: возможность субъекта оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок других хозяйствующих субъектов либо иным способом ограничивать их деятельность.

Вместе с тем, само по себе признание положения хозяйствующих субъектов доминирующим не является достаточным для определения его действий противоправными с точки зрения антимонопольного законодательства. Таковыми они могут быть признаны лишь в случае злоупотребления доминирующим положением на рынке, что может привести к существенному ограничению конкуренции.

В законе определен примерный перечень действий, в которых может выражаться злоупотребление доминирующим положением на рынке. Приведенные в нем действия могут быть сведены к трем видам:

1.      действия, связанные с изъятием товара из обращения, образованием дефицита или искусственным повышением цены, а также с созданием препятствий: доступу на рынок других хозяйствующих субъектов;

2.      включения в договора так называемых ограничительных условий, не относящихся к предмету договора, невыгодных контрагенту, дискриминирующих его;

3.      нарушение установленного порядка ценообразования.

Признавая злоупотребление доминирующим положением противоправным, Закон одновременно указывает, что в исключительных случаях действия хозяйствующих субъектов, в которых имеются признаки злоупотребления доминирующим положением, могут быть признаны правомерными. Для этого хозяйствующий субъект должен доказать, что его действия способствовали или будут способствовать насыщению товарных рынков, улучшению потребительских свойств товаров и повышению их конкурентоспособности, в частности на внешнем рынке. Наличие такого положения придает определенную гибкость антимонопольному законодательству России, который, как показывает опыт других стран, совершенно необходима в столь сложной области правового регулирования.

Законом запрещаются также антиконкурентные соглашения

o        конкурирующих (в т. ч. потенциальных конкурентов) хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение на рынке (горизонтальные или картельные соглашения);

o        не конкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем, заказчиком (вертикальные соглашения).

Подобные антиконкурентные соглашения могут быть связаны с установлением (поддержанием) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, уменьшением или поддержанием цен на аукционах и торгах; разделом рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); отказом от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

В антимонопольном законодательстве РФ предусматривается недопустимость недобросовестной конкуренции, приведены основные формы недобросовестной конкуренции, к которым относятся:

·         распространение ложных, неточных и искаженных сведений , способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

·         введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров;

·         некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов

·         самовольное использование товарного знака фирменного имени и маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующих субъектов;

·         получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации. В т. ч. коммерческой тайны без согласия ее владельца.

В целях предупреждения образования новых монополистических структур вводится предварительный контроль со стороны ГКАП за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов.

ГКАП вправе также принять решение о принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Для принятия такого решения необходимо наличие одного или нескольких условий:

·         возможности организационного и или территориального обособления предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

·         отсутствие тесной технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц (в частности, если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции хозяйствующих субъектов составляет менее 30%)

·         разграничение сфер деятельности предприятий, структурных подразделений и структурных единиц в рамках узкой предметной специализации на определенном товаре.

Все вышеназванные условия должны учитываться при коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием их в ОАО.

В регулировании конкурентных отношений в РФ необходимо принимать во внимание характер отраслевой структуры экономики России, отличающийся высоким уровнем концентрации производства. В ряде отраслей, таких как авиа космическая, судостроительная, электротехническая и других отраслях высокотехнологического машиностроения, большинство предприятий представляет собой крупные целостные образования, в рамках которых обеспечивается воспроизводство и кооперация составляющих их производственных единиц, поэтому необходимо отнесение этих предприятий к сфере разрешенной монополии с соответствующей системой регулирования и контроля за деятельностью этих предприятий.

Таким образом, положения российского законодательства могут повлиять на маркетинговую среду рынка, а следовательно должны учитываться при разработке маркетинговых стратегий как самим лидером на рынке, так и всеми фирмами-конкурентами.

2.6.Циклы развития конкуренции в экономически развитых странах

Экономический цикл представляет собой процесс перехода экономики с одной стадии развития или функционирования к другой, в ходе которого имеет место частичная обратимость, проявляющаяся в прохождении системой сходных фаз с более или менее постоянным интервалом. Экономические циклы делятся на функциональные циклы (в процессе которых экономика меняет свои параметры, не выходя на иную траекторию развития) и циклы развития (в процессе движения которых происходит глубокое качественное изменение структуры и функционирования экономики, переход на новую траекторию развития). Циклы Н.Д. Кондратьева рассматриваются через призму движения макроэкономических показателей. Статистический подход к циклам Н.Д. Кондратьева привел к большому разбросу мнений относительно его поворотных точек. Это, а также мысль Н.Д. Кондратьева о том, что существует цикличность в реальных процессах, позволили провести анализ реальных изменений в структуре и функционировании экономики и выделить за последние два века четыре стадии (четыре цикла) развития экономически развитых стран (ЭРС).

1. Цикл свободной конкуренции (начало товарного производства - конец ХIХ в.) характеризовался атомистической структурой спроса и предложения; отсутствием разделения капитала собственности и капитала - функции, более или менее значимой дифференциации продукта, влияния производителя на потребителя, искусственных препятствий конкуренции; преобладанием мелких фирм; низкой концентрацией производства; невозможностью производителя влиять на цены; зависимостью прибыли издержек и объема производства; высокой степенью эксплуатации; редкостью монополии (которая носила естественный характер или была следствием привилегий или огосударствления производства); основанной на золотом стандарте денежной системой; малой ролью государства в экономике.

2. При переходе к чистой монополии (середина 1890-х гг. - 1929 г.) произошло резкое усиление концентрации производства, которая привела к изменению доминирующей формы собственности и доминирующей формы организации бизнеса: мелкая индивидуальная частная собственность сменилась групповыми формами собственности. Стала лидировать акционерная форма собственности, выразившаяся в доминировании одноотраслевых семейных корпораций (картели и тресты), управляемых линейно. Концентрация производства явилась условием возникновения монополий, занимавших ведущие позиции. Другим условием возникновения монополий стала протекционистская политика государства. Малый бизнес, наоборот, вытеснялся из экономики. Переход от одного цикла Н.Д. Кондратьева к другому сопровождается сдвигами в структуре производства. В этот период произошел переход от преимущественного развития сельского хозяйства к преимущественному развитию промышленности. Переход на новую стадию сопровождается революционными сдвигами в поведении фирм и функционировании экономики в целом. Установление монопольного положения происходило посредством сговора, слияния или поглощения, а также образования новой индивидуальной или ассоциированной фирмы. Источники монопольной прибыли носили преимущественно внешний характер (искусственно созданный дефицит, эксплуатация потребителя и поставщика продукции за счет монопольно высоких/низких цен, неэквивалентного обмена с колониями и т.д.). К внутренним источникам относились: экономия на масштаб производства, интенсивная эксплуатация, изредка - инновации. Возникновение монополий с неизбежностью привело к глубоким изменениям в механизме межотраслевой конкуренции, переливе капитала. Наличие барьеров входа и выхода из отрасли делает невозможной свободу перелива капитала, необходимого для выравнивания нормы прибыли; затрудняет также наличие большого временного лага между намерением и осуществлением перелива капитала; процесс перелива осуществляется на уровне фирм и объединений фирм (раньше - на уровне отдельных предприятий). Функции государства на стадии чистой монополии ограничивались обеспечением благоприятных условий для развития некоторых отраслей, регулированием отношений между бизнесом и работниками и, главное, протекционистской политикой. Денежная система этого цикла была основана на золотом стандарте, постепенно подрывавшемся отрывом ценообразования от золотой основы и изъятием золотых монет из обращения.

3. После кризиса 1929 - 1933 гг. большинство ЭРС вступило в новый цикл своего развития - монополистическую конкуренцию. Изменение отношений собственности выразилось в отчуждении акционеров от управления и собственности на реальные активы, появилась тенденция к замещению индивидуальной акционерной собственности собственностью юридических лиц, что усилило роль менеджеров. Основной формой организации бизнеса стали крупные корпорации, придерживающиеся “массивной" производственной системы, для которой характерен высокий уровень запасов, резервов производственных мощностей. Управление корпорацией было организовано по функциональному или холдинговому типу. В течение первой половины цикла продукция отличалась стандартностью, производство носило поточно-конвейерный и массовый характер, в результате произошло насыщение рынка стандартными товарами и возникновение тенденции к дифференциации и индивидуализации спроса - во второй половине цикла. Рост уровня абсолютной концентрации производства, выражающийся в абсолютном росте объемов производства, активов и продаж, замедлился к концу цикла; тогда как уровень относительной концентрации (одним из показателей которой служит рыночная доля фирмы) уменьшился. Изменение размерной структуры выразилось в продолжении вытеснения мелкого бизнеса и увеличении оптимального и среднего размера фирм. Этот процесс исчерпал себя только к 1970-м гг. Изменение отраслевой структуры экономики выразилось в продолжении увеличения доли промышленности, уменьшении доли сельского хозяйства и транспорта. Переход к третьему циклу перевел в разряд базовых отраслей автомобилестроение, химическую, резинотехническую промышленность, способствовал стабилизации доли обрабатывающей промышленности и росту доли отраслей нематериального производства, включая сферу услуг. Изменение доминирующего типа рыночной структуры. В условиях монополистической конкуренции сложилась полиструктура, характеризующаяся разнообразием форм отраслевой организации и тесным взаимодействием между ними. Наиболее часто встречаются такие типы рыночной структуры, как олигополия (включая асимметрическую и в сочетании с большим количеством мелких производителей), полиполия, а наиболее редко - монополия. Последняя в условиях третьего цикла могла возникнуть лишь при определенных условиях (небольшой рынок, возможность получения значительной экономии на масштабах, высокая степень дифференциации производства и сегментации рынка). Сама монополия претерпела значительные изменения: ушел в прошлое протекционизм, законы о патентах и лицензии перестали служить источником длительного сохранения монопольного положения, большинство монополий стали носить частичный характер. Появились новые источники и средства реализации монопольного положения: дифференциация продукции, сегментация рынка; монополия на технику, технологию, организацию производства, на уникальное сырье и на продукт, обладающий особыми качествами. Открытость рынка заставляет даже полную монополию осуществлять активную инновационную стратегию. Произошло усиление и трансформация конкурентной борьбы.

При переходе к рассматриваемому циклу произошло также изменение функционирования экономики на макро- и микроуровнях.

Модификация прибыли выразилась в переносе акцента с внешних источников и средств ее реализации (включая монопольную) на внутренние (экономия на масштабе и разнообразии, снижение издержек производства за свет внедрения новой техники, технологии, организации производства). Среди внешних источников прибыли особое место принадлежит эксплуатации слаборазвитых стран и кооперации с мелким бизнесом, ценовой дискриминации. Новый цикл привел к изменению характера перелива капитала: тенденция, при которой он осуществлялся переводом средств в другую отрасль, заменилась слияниями и поглощениями (преимущественно вертикальными), которые стали основной формой перелива капитала, носили полный характер, а их объектом все чаще стали выступать подразделения фирм. Произошло резкое усиление вмешательства государства в экономическую жизнь, что дало основание говорить о “смешанной экономике”. Претерпели серьезные изменения формы и цели государственного регулирования экономики: протекционистская политика в крайнем варианте осталась в прошлом; защита интересов части отраслей сменилась целью обеспечения “общественных интересов”; возникло государственное регулирование в области охраны окружающей среды; получили импульс к развитию государственная собственность и государственный бизнес; возникло антициклическое регулирование, социальное обеспечение и т.д. В денежной сфере наблюдалась дальнейшая демонетизация золота, оформленная сначала Бреттон-Вудским соглашением, а в 1971 г. - отказом США обменивать доллары на золото.

4. Кооперативная конкуренция (с 1974 - 1975 гг. по 2010 - 2015 гг.). Изменение отношений собственности выразилось в продолжении замены собственности на реальные блага собственностью на титулы, в разнообразии форм собственности (свидетельствующем о зрелости экономики), в распространении кооперативной собственности, интенсивной смене частной собственности собственностью юридических лиц, в распылении собственности. Основной формой организации бизнеса осталась корпорация, однако ее поведение сильно изменилось: произошло разукрупнение производств за счет выделения стратегических единиц бизнеса, изменения организации управления. Уровень концентрации производства продолжает снижаться. Стабилизация или уменьшение уровня абсолютной концентрации производства привели к изменению размерной структуры экономики: вследствие уменьшения оптимального размера фирм доля крупных фирм упала, а мелких - возросла, усилился процесс дифференциации размерной структуры. В ходе четвертого цикла выделилось три направления развития отношений мелкого и крупного бизнеса: усиление их симбиоза (субподряд, франчайзинг, аренда); конкуренция между мелкими и крупными фирмами; нишевая специализация мелкого бизнеса. Изменение отраслевой структуры экономики выразилось в уменьшении доли сельского, лесного хозяйства, рыболовства, обрабатывающей промышленности, в росте доли сферы услуг, финансов, страхования, информационного бизнеса; оказались структурно больными отрасли, которые в третьем цикле были основой индустрии. Преимущественными сферами приложения капитала стали энерго-, материало-, трудосберегающие, наукоемкие отрасли. Рыночная структура экономики постепенно мигрирует в сторону усиления полиполии, хотя основой экономики в данном цикле являются все же олигополии.

Особенностью функционирования экономики ЭРС в современных условиях является широчайшее распространение межфирменной кооперации, вышедшей за национальные границы и выразившейся в развитии предпринимательских сетей. Резко изменились способы реализации прибыли, стратегии ценообразования. Изменение роли государства выразилось в смене кейнсианских методов регулирования монетаристскими и неоклассическими. Произошли глубокие изменения в денежном обращении и валютной системе: отмена фиксации масштаба цен; введение системы плавающих валютных курсов; распространение электронных денег. Четвертый цикл связан с резким усилением интернационализации хозяйственной жизни, вызванной появлением транснациональных корпораций.

Таким образом, удалось обнаружить цикличность структурных сдвигов и механизма функционирования экономикиэкономически развитых стран и четко обозначить поворотные точки цикла Н.Д. Кондратьева - первые полтора цикла за рассматриваемый период были выявлены самим Н.Д. Кондратьевым и исследование реальных процессов только подтвердило его правоту в периодизации:

1 цикл - с 1844-1851 до 1890-1896 гг. (повышательная волна - до 1870-1875 гг.; понижательная - с 1870-1875 до 1891-1896 гг.).

2 цикл - с 1891-1896 до 1929-1933 гг. (повышательная волна - до 1914 г, понижательная - до 1929 г.).

3 цикл - с 1929-1933 г. (возможно, до конца 1930-х гг.) до 1973-1975 гг. (возможно, до 1981 г.); высшая поворотная точка приходится на начало 1950-х гг.

4 цикл - с 1973-1975 до (прогноз) 2010-2015 гг.; высшая поворотная точка приходится на начало 1990-х гг.

Сначала происходит слом структуры экономики, имеющий место на понижательной волне цикла Н.Д. Кондратьева и в сам момент перехода к новому циклу, и лишь затем – в нижней поворотной точке – начинает меняться механизм функционирования экономики. Механизм структурных сдвигов характеризуется тремя эффектами: “затишье перед бурей” (относительный спад сдвигов в соотношении удельных весов отраслей за несколько лет до точки бифуркации),“эффект середины” (всплеск интенсивности структурных сдвигов за 20 лет до точки бифуркации, т.е. в начале понижательной фазы цикла Н.Д. Кондратьева) и “эффект эхо” (через 7 - 10 лет после прохождения точки бифуркации начинается новый экономический кризис, как это было в 1900-1903 гг., 1937-1938 гг. и в 1980-1982 гг., и именно на эти периоды приходится второй, после точки бифуркации, пик структурных преобразований). Одним из средств обеспечения структурной перестройки экономики в точке бифуркации и, одновременно, одним из индикаторов последней являются слияния и поглощения, подтверждением чему служит и то, что крупнейшие волны слияний и поглощений приходятся именно на периоды перехода от одного цикла Н.Д. Кондратьева к другому. Каждая волна слияний характеризуется преобладанием одного из направлений, которое изменяется в следующую волну. Структурный кризис является следствием несоответствия структуры экономики ее функциям. Таким образом, движение многих реальных экономических процессов (сдвиги в размерной, рыночной структуре экономики, концентрация производства, смена форм собственности, доминирование той или иной формы организации бизнеса, источники и средства реализации прибыли, масштаб и методы государственного вмешательства в экономику, денежная и валютная системы и многие другие) имеет циклический характер.

3.Заключение

Конкуренция - неотъемлемая черта предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность осуществляется с целью извлечения прибыли и предприниматель всегда стремится находить оптимальные экономические решения и быть новатором с тем, чтобы производимые им товары и услуги пользовались спросом у потребителей. С другой стороны, поскольку в условиях рынка к подобной ситуации стремится каждый предприниматель, большую прибыль получит тот из них, который сделает свой товар конкурентоспособным. В этом смысле конкуренция всегда выступает необходимым условием предпринимательской деятельности в обществе, основанном на товарном производстве и обмене.

Конкуренция представляет собой стержень современного рыночного механизма не только потому, что масштабы ее проявления неизмеримо возросли за последние десятилетия. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Конкуренция требует оптимального сочетания экономических, технологических и правовых предпосылок. Недооценка этого условия мешает существованию конкуренции или даже сводит его на нет. Итог - застой в экономике, относительное или абсолютное снижение ее эффективности, возможное снижение жизненного уровня населения страны.

Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция - это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция - соперничество, соревнование между выступающими на рыке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция - это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.

Конкуренция содержит в себе самой противоречие, которое в результате проявления воспроизводит явление, отрицающие саму конкуренцию. Свободная конкуренция ведет к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном разорении тех, кто отстает от требований рынка. На определенном этапе этот процесс обусловливает появление монополий. Диалектика развития конкуренции такова, что она в принципе не в состоянии сохранить себя самое в чистом виде и переходит в свою противоположность - монополию. Монополия сдерживается в определенных границах во многих странах с рыночной экономикой благодаря антимонопольному законодательству.

И, тем не менее, конкурентные тенденции на развитом рынке, существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой даже и слабые фирмы. Ключ к вопросу, почему монополия не вытесняет конкуренцию, лежит в понимании того, насколько разными являются борющиеся между собой фирмы. Нельзя свести конкуренцию к борьбе сильного против слабого: в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.

В реальности конкуренция строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных единиц, и каждый из них имеет свои особенности: у ведущих монополий - это сила, у мелких фирм - гибкость, у специализированных компаний - приспособленность к особым сегментам (“нишам”) рынка, у фирм-новаторов - преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях решающее преимущество получает то одно, то другое качество.

Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону их снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.

Деятельность любой хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю. С одной стороны - это внутренний, непосредственный контроль в рамках фирмы, а с другой - внешний, опосредованный контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жесткой, но беспристрастной. Беспристрастность и объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяются тем, что, в конечном счете, оценку выполняет покупатель, который, руководствуясь своими собственными интересами, отдает предпочтение товарам того или иного конкурента.

Конкуренция - это самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объема сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.

Сложность, многогранность конкуренции как экономического явления находят отражение в многообразии форм и методов ее проявления. Классификация конкуренции как объекта исследования находится в прямой зависимости от методологических принципов, положенных в ее основу. В данном случае остановимся лишь на некоторых принципиальных аспектах этой проблемы.

Главные формы проявления конкуренции - ценовая и неценовая. Эти две формы не только существуют и проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют. Однако как долговременная тенденция существует смещение центра тяжести от ценовой к неценовой форме конкуренции. Научно-технический прогресс создает широкие возможности для неценовой конкуренции: неизмеримо расширив технико-технологический потенциал производства, он обеспечивает масштабную модификацию и дифференциацию существующих продуктов, создание новых. Под его воздействием появились предпосылки для быстрого повышения качества сервиса, ведения рекламы и совершенствования в целом системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

В структурном плане можно выделить внутри - и межотраслевую конкуренцию (специализация и дифференциация производства; рост числа отраслей, подотраслей, производств - усиление их взаимозависимости; распределение капитала между отраслями их внутри них).

В соответствии с территориальным охватом обычно выделяют конкуренцию в пределах района страны, всей страны, региона, мира в целом.

В соответствии с поведением участников рыночных отношений конкуренция проявляется по следующим основным направлениям: товаропроизводитель - товаропроизводитель, покупатель - покупатель, покупатель - товаропроизводитель. Имея в виду проявление конкуренции по указанным направлениям, следует со всей определенностью отметить, что именно конкуренция между производителями за покупателя имеет наиболее содержательный характер. Именно эта составляющая является главной движущей силой конкуренции, вызывающей весомые положительные результаты - постоянное совершенствование существующих и появление новых, все более эффективных товаров, высокую степень удовлетворения рыночного спроса, сдерживание роста или снижение цен, вымывание неэффективных товаропроизводителей и производств, а, в конечном счете, динамичное совершенствование структуры национальной экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности.

Напротив, борьба между покупателями за товар, если она носит долговременный характер, не дает положительных экономических результатов и свидетельствует о подавляющем господстве монополий и сверхмонополий в производстве и на рынке. Такого рода конкуренция существует в условиях дефицитного рынка, который лишен возможности оказывать реальное воздействие на производственную, сбытовую и ценовую политику монополий, осуществляющих ее в такой ситуации исходя исключительно из своих эгоистических интересов.

Однако состязательность в среде предпринимателей за потребительский спрос на рынке может осуществляться как на добросовестных началах, добрых обычаях делового оборота, так и вестись такими методами соперничества, которые наносят вред предпринимателям, потребителям и всему обществу в целом. В последнем случае речь идет о недобросовестной конкуренции.

Нормальное и эффективное развитие рыночных отношений и свободы предпринимательства предполагает наличие добросовестных и цивилизованных отношений между конкурирующими производителями, соблюдение ими определенных рамок, границ поведения. Чтобы свобода конкуренции не превращалась в анархию, нужны определенные гарантии и механизмы, направленные на поддержание справедливых и равных для всех участников рынка условий предпринимательства и конкуренции. Предприниматели, включаясь в сферу рыночных взаимоотношений, должны знать их требования и допустимые отклонения от них. Причем правила конкуренции устанавливаются двояко: инициативными действиями самих предпринимателей, составляя обычаи делового оборота; государством - путем издания законов и иных нормативных актов, в которых вводится деловая этика предпринимателей-конкурентов.

Можно сказать, что действующее законодательство понимает под конкуренцией состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Отсутствие экономической культуры, наличие большого количества предприятий-монополистов, ненадежность договоренностей, использование мошенничества и обмана в предпринимательской деятельности, а также группового эгоизма привели к достаточно широкому распространению в нашей стране недобросовестной конкуренции. Определяющая роль в установлении рамок дозволенной и добросовестной конкуренции отводится деятельности государства. Осуществление государственной политики, направленной на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, может быть эффективным лишь при комплексном, всеобъемлющем подходе.

В основу критериев разграничения добросовестной и недобросовестной конкуренции может быть положен такой критерий, как отличие правомерного осуществления своих прав от злоупотребления правом. По этому признаку недобросовестная конкуренция предпринимательской деятельности может быть определена как злоупотребление правом свободной конкуренции для извлечения прибыли. Это означает, что степень интенсивности в соперничестве предпринимателей на рынке товаров и услуг достигает такого уровня, при котором его действия осуществляются на основе принципа цель выше средств.

В Законе Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” недобросовестная конкуренция определяется как любые направленные на приобретение преимущес


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.