на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Конкуренция и монополия: объективность сочетания и противоречия


Другим естественным барьером, запрещающим или ограничивающим проникновение в отрасль, являются патенты и лицензии. Изобретатели, имеющие патент, в течение некоторого времени являются монопольными производителями. Государство с помощью лицензий ограничивает доступ в отрасль или занятие какой-либо деятельностью. Следовательно, на основе патентов и лицензий возникает естественная научно-техническая монополия. Она носит временный характер, исчезая по мере распространения и коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок.

Государство может предоставить статус единственного продавца в отрасли (транспорт, связь, газоснабжение), где долгосрочные издержки минимальные только, если одно предприятие обслуживает весь рынок. Взамен государства сохраняет за собой   право  регулировать  действия  этих  монополий,   чтобы   исключить злоупотребления монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения.

Несовершенство рынка обусловлено тем, что покупатели не склонны "переходить" от одного продавца к другому, если же при этом тот или иной продавец в состоянии поделить свой рынок на отдельные части, то становится ощутимой ценовая дискриминация. Дискриминация возникает тогда, когда монополист в течение одного периода предлагает покупателям один и тот же товар, но по разным ценам. Ценовая дискриминация наиболее сильна, если продавец данной продукции не участвует в конкуренции, или когда конкурирующие продавцы заключили между собой соглашение, или когда рынки, на которых монополист ведет торговлю, отделены один от другого географически или посредством таможенных барьеров (16). Очевидно, что дискриминация может осуществляться лишь тогда, когда продавец полностью контролирует рынок и исключена возможность перепродажи товаров одним потребителем другому.

Практика применения различных цен со стороны монополий обусловлена разной реакцией спроса на изменение цены. Можно выделить три основных типа дискриминации (17):

> Личная. Некоторые покупатели с готовностью приобретают товар по стоимости выше рыночной, что связано с разницей в уровне доходов, другим предоставляются различные условия покупки или оплаты услуг в зависимости от количества приобретаемого блага;

> Материальная. Цена зависит от использования продаваемых товаров или услуг;

> Географическая. Продавец использует разницу в расстоянии и назначает цены, играя на разнице в таможенных тарифах, защищающих национальные рынки.

Высокая цена устанавливается там, где эластичность спроса меньше всего, а ценовая дискриминация наоборот обеспечивает наибольшую отдачу на рынке с высокой эластичностью. В целом ценовая дискриминация стимулирует спрос среди различных  категорий  потребителей  и  способствует  расширению  выпуска продукции (18).

2. Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике.

Мировой опыт показывает, что производство в сложных высокотехнологичных отраслях, нацеленное даже на самый крупный национальный рынок, уже не эффективно - лишь продажи на мировом рынке могут обеспечить необходимые масштабы производства. Только крупномасштабное производство, обязательно подразумевающее соответствие международным масштабам, непрерывно расширяет те отрасли экономики, в которых оно является доминирующим.

Наиболее привычной на сегодняшний день тенденцией является специализация производства, превратившая крупные отрасли в набор все уменьшающихся в размерах рынков-ниш, а также быстрые перемены в технологии управления, что позволяет лучшему представителю каждой ниши распространить плоды своего успеха на всю страну и весь мир (19). Если раньше конкурентная борьба происходила между компаниями, у которых были приблизительно одинаковые технологии и производственные процессы, то теперь это конкуренция всех против всех.

Концентрация рыночных сил, также не новое явление в экономике. Например, в свое время компании "Юнайтед Фрут" и "Истмэн Кодак" контролировали буквально каждый банан и каждый кусочек фотопленки, продававшиеся в США. Сегодня экономисты утверждают, что по мере того, как экономика движется от индустриальной эпохи к информационной, тенденция, при которой "победитель получает все" в конкурентной борьбе, будет усиливаться. Говоря иначе, функционирование даже самых повседневных сфер производства наиболее эффективно только в крупных масштабах (20) .

На фоне этих тенденций можно сделать вывод, что большинство рынков не укладывается в рамки конкретной рыночной ситуации и занимает промежуточное положение. Конкуренция отнюдь не устраняется, а принимает новые формы, о чем было сказано в первой главе. Рассматривая  цену и объем производства как основные факторы конкуренции, мы отмечаем возросшее значение межотраслевой конкуренции, стратегии поведения фирм и ряда неценовых способов конкуренции.

Развитие экономических отношений дает нам право рассматривать несовершенную конкуренцию как особый случай монополии, а не наоборот. Новый уровень развития конкуренции характеризуется тем, что отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Следовательно открытость национальной экономики, ее интеграция в мировой рынок важное условие для стимулирующего воздействия конкуренции на экономику страны. Сама логика конкурентной борьбы подталкивает монополии к тому, чтобы осваивать международные рынки.

Конкуренция толкает предприятия к тому, чтобы расширять и увеличивать объемы своего производства, захватывая все большую долю на рынке. Монополия предполагает крупные масштабы деятельности, порождая при этом проблемы координации,   управления   ее   отдельными   составляющими.   Одновременно конкуренция проявляется на различных уровнях и не дает предприятию заполучить абсолютно монопольную власть. Экономические отношения характеризуются борьбой    противоположных    тенденций,    монополизация    обеспечивает высокотехнологичное производство, а конкуренция, безусловно принимающая еще более острый характер, обеспечивает столкновение разнонаправленных интересов, а через это и поступательное развитие производительных сил. Монополисту приходится решать целый клубок проблем, учитывая при этом, что каждая фирма имеет к тому же определенный срок жизни можно сделать вывод, что в целом ограничить конкуренцию удается лишь в краткосрочной перспективе.

2.1. Противоречия порожденные монополизацией рынков

Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий.

Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов, снижает жизненный уровень населения. Далеко не все фирмы используют в полной мере достижения научно-технического прогресса. И дело здесь в том, что вследствие существующих ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно-технического прогресса, так как отсутствует конкуренция.

Суммируя все выше сказанное, можно сказать, что распространение монополий снижает эффективность по трем следующим причинам (21) :

> Объем производства, максимизирующий прибыль монополиста ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками;

> Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания.

>  Огромные силы, которые монополисты тратят с целью защиты своего положения на   рынке,   оказывают  сдерживающее   воздействие   на   экономическую эффективность. Мелким по размеру фирмам проникнуть сквозь эти барьеры практически невозможно.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило завоевать им господствующее положение на рынке. Монополизация приводит к повышению эффективности  производства. Крупные масштабы  производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы .

Шумпетер утверждал, что крупные фирмы, обладающие значительной монопольной властью - желательное явление в экономике поскольку ускоряют прогресс. Монополист может тратить свои прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, он обеспечивает выгоды как себе, так и обществу. И наоборот, конкурентные фирмы не имеют сверхприбылей для инвестирования (22).

Только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и осуществления научных разработок. Так, нефтяной кризис в середине 70-х заставил корпорации скорректировать свою политику в области НИОКР и в короткие сроки перейти к использованию новых топливо сберегающих технологий. Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР. Практика свидетельствует, что многие значительные открытия в технике осуществлялись в среде небольших венчурных компаний, на основе которых впоследствии возникли многие крупные фирмы. Временные монополии, закрепленные патентами, своеобразная плата общества, система вознаграждения изобретателя, стимулирующая прогресс.

Крупные монополии играют роль своеобразного буфера, сдерживающего падение производства и увеличение безработицы во время кризиса. Таким образом, можно сказать, что монополии играют роль опорных узлов всей конструкции национального хозяйства, привносят элемент стабильности в сложную и динамичную экономическую жизнь, реализуя на практике идеи планирования (23).

Монополия и конкуренция находятся в диалектическом единстве. С образованием монополий конкуренция не перестала существовать, а приобрела новые формы, вышла за рамки национальных хозяйств и определяет условия производства на мировом рынке. Монопольные объединения несравненно более глубоко втянуты в международное разделение труда. Современные крупные компании занимаются учетом и исследованием рынков сбыта, источников сырья, капитала и рабочей силы, технических  возможностей,  используя  при  это  обширную  статистическую информацию. На базе такого учета вырабатываются соответствующие прогнозы, определяется долгосрочная стратегия в области производства, капиталовложений, научных исследований.

2.2. Рыночное равновесие при монополии и совершенной конкуренции

Экономическое равновесие - это состояние экономики, при котором произведенная продукция реализуется, а спрос удовлетворен (24). Совершенная конкуренция автоматически через рыночные цены, в силу действия внутренних экономических законов обеспечивает общее равновесие или состояние оптимальности, создавая условия для получения максимальной полезности. По Вальрасу конкуренция является одним из необходимых условий достижения общего равновесия.

Отличие равновесия монопольного рынка от равновесия совершенного рынка состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. В условиях монополии, когда цена устанавливается выше средних и предельных издержек, действуют административные регуляторы, способствующие поддержанию равновесия. Государственное регулирование экономики осуществляется в двух направлениях, что определяется степенью развитости рыночной инфраструктуры: через монетарные инструменты, деньги и кредит, объем денежной массы в обращении; и путем проведения    соответствующей    бюджетной    политики,    государственных капиталовложений, налоговой политики и прямого государственного вмешательства в экономику. В целом административными и другими методами трудно уничтожить условия для образования монополий, поэтому нужно стремиться к созданию условий для перераспределения монопольного дохода в интересах всего общества.

Противоречия  присущие  экономическим  отношениям,   в  частности  между конкуренцией и монополией, воздействуют на производство, и в свою очередь порождают нарушения равновесия между спросом и предложением. Так, если для рынка совершенной конкуренции были характерны кризисы перепроизводства, то в последнее время характер кризисов и диспропорций в экономике изменился. Сегодня фирма в условиях монополистической конкуренции гораздо лучше знает конъюнктуру рынка. Образование монопольных объединений и нередкие случаи соглашений между ними привносят элемент стабильности. Рынок утрачивает хаотичность и подпадает под регулирующее воздействие устойчивых хозяйственных связей. Правда, развитие этих же тенденций может вылиться в застой.

И все же монополистическая корпорация не может заранее спрогнозировать и рассчитать последствия своей производственной и коммерческой деятельности. Экономическая жизнь порой настолько динамична, что да же те "слабые сигналы", которые удается уловить, недостаточны для принятия своевременного и взвешенного решения. Укрепление монополий в экономике заметно ограничивает гибкость конкурентно-рыночного механизма преодоления диспропорций, порождая при этом новое явление в экономике - структурные кризисы (25) .

Планомерность организации производства при монополии и диверсификация позволяют при наличие продуманной государственной политики, опирающейся на рыночные отношения, избегать особых нарушений рыночного равновесия. Для экономических процессов, если мы рассматриваем их в динамике, нарушение равновесия на рынке - обычная ситуация, но введение элемента планомерности позволяет прогнозировать колебания и не допускать их до критических отклонений.

2.3. Антимонопольная политика

Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Рынок является единственной реальной силой, которая препятствует монополизации экономики. Там, где существовал эффективный рыночный механизм, распространение монополий не зашло слишком далеко. Установилось равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы конкурентной борьбы (26) .

Но в конечном итоге в большинстве стран с развитыми рыночными системами баланс рынка и монополий оказался неустойчивым и вызвал необходимость проведения антимонопольной политики, направленной на защиту конкуренции. Благодаря этому крупные фирмы, способные подавить любые ростки конкуренции, часто предпочитают воздерживаться от проведения монопольной политики.

Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго (27) . Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:

> охрана и поощрение конкуренции; > контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;

> контроль над ценами;

> защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса (28) .

Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Можно выделить два ее направления. К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение  инвестиционного  климата,  поддержка  малого  бизнеса.  Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия на монополию. В частности, это финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части (29). Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

Противоречивость такого явления, как монополизм отражается и на специальном законодательстве. С одной стороны антимонопольное законодательство направлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это обусловлено развитием научно-технического прогресса и условиями конкуренции на мировых рынках.

2.4. Некоторые тенденции развития мировой экономики и роль монополии в условиях России

Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя конкуренцию, они подавляют стимулы к технологическим инновациям, делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствии конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно навязать потребителям монопольные цены. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству.

При изучении того или иного рынка принимается во внимание способность, действующих на нем фирм обеспечить своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем фирмы подлежат демонополизации (30). Контроль за степенью монополизации наиболее чувствителен в отраслях, генерирующих технологические нововведения и оказывающие влияние на состояние всей экономики. Монопольная политика вызывает в ответ формирование государственной политики, главной задачей которой становится поддержание высокой конкурентоспособности рынков.

В России с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия получили реальную   экономическую   самостоятельность,   остро   встала   проблема демонополизации экономики. Предприятия, освободившись от зависимости перед вышестоящими органами, министерствами и ведомствами, поучив полное право определять объемы производства и цены реализуемой продукции, начали действовать как классические рыночные монополии (31) .

Основной из всех проблем советской экономики был маленький рынок сбыта ее продукции и поэтому слишком небольшие объемы производства. Причина кроется в том, что основным целевым рынком был лишь СССР или, в лучшем случае, Советский Союз плюс Восточная Европа. По ценам 1990 года эти рынки составляли лишь примерно 3.000 млрд.долл. - сравним с 20.000 млрд.долл. мировой экономики в целом.   Продажи   на   таком   небольшом   рынке   не   позволяли   иметь конкурентоспособные масштабы производства. В то же время на внутреннем уровне советско-российская экономика оказалась высоко монополизированной. Но даже несмотря на это российские предприятия из-за своей малозначительности оказались неспособными добиться настоящей эффективности в условиях либерализации цен и начавшейся вслед за ней разрушительной инфляции (32) .

Экономика России претерпевает существенные изменения. В ходе приватизации очевидно уже разрушены старые технологические комплексы, этому способствовали процессы разрушения общего экономического пространства сначала между Союзом и странами Восточной Европы, потом между республиками бывшего СССР. Но если в начале приватизации многие экономисты считали, что предприятия сами, под влиянием рыночных механизмов, начнут искать пути к новым формам объединений, создавать новые хозяйственные комплексы, то они ошибались. Необходимо участие государства, которое должно координировать деятельность предприятий, указывать им общие ориентиры.

Государственный монополизм в России, складывался под влиянием следующих факторов:

> наличие   административно  командной  системы  управления:  директивное управление и централизованные доходы;

> устойчивый и массовый дефицит, монополия возникая из дефицита может сама его воспроизводить, так как не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса;

> концентрация и специализация производства. Здесь можно выделить и распространившуюся в свое время систему натурального распределения,которая разрушает рынок и обеспечивает всевластие монополий.

Российские монополии не являются естественными. Централизация в настоящее время, выражается в создании концернов и ассоциаций, только для того, чтобы обеспечить "спокойное" существование. Стратегия отечественных монополий направлена на расширение группы товаров неэластичного спроса. Если спрос на товар сохраняет прямую и перекрестную эластичность по цене и доходу, то возможность манипулирования ценами существенно ограничена и наоборот. Монопольные структуры не готовы к открытой и честной конкуренции. Они продолжают по-прежнему надеются на поддержку государства, хотя и возобладала преимущественно иная тенденция, неслучайно Россия старается обеспечит максимально возможную открытость национального рынка.

Монопольные структуры необходимы для решения определенных социально-экономических  задач.  Следовательно  при  осуществлении  демонополизации экономики следует учитывать факт объективной необходимости монополизации. Можно выделить два варианта трансформации:

1. Демонополизации предшествует переход к рынку, и создаются предпосылки для конкуренции.

2. Борьба с монополизмом в процессе перехода к рынку. Центральное место здесь занимает механизм рыночного саморегулирования и косвенного воздействия на экономику.

Законом о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, принятым в России в 1991 году определены организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Законом предусмотрено, что если фирма имеет долю рынка в размере 35%, то считается, что она обладает монопольной властью. Для таких фирм предусмотрена декларация цен и их регулирование со стороны государства, обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показатели качества.

Заключение

Любое крупное предприятие или группировка склонна воспользоваться выгодами от своего положения на рынке и тяготеет к установлению диктата цен, рассматривая это как один из эффективных способов экономической политики. Источниками монополии могут быть как крупное, так и среднее предприятие или государство. Не всякий процесс концентрации или централизации ведет к образованию монополий, по сути в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде, но в то же время находит отражение практика монопольного поведения предприятий. Характерными признаками подобного поведения является ограничение действия рыночных механизмов, торможение научно-технического прогресса, удержание необоснованно завышенных цен.

Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию следует оценивать не столько как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция может быть ограниченной вследствие немногочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть прежде всего действенной и эффективной.

Первоначально наибольшую важность имели процессы физического производства товаров и услуг, но из-за большой синхронизации экономических процессов и "условий игры" на рынке, крупные компании, монопольные объединения не заинтересованы в повышении своей нормы прибыли за счет политики в области цен и объемов производства. Основным фактором способным защитить господствующую позицию компании на рынке становится умение обеспечить координацию работы всех ее подразделений. Компании, которые обладают передовой технологией в области управления и торговли, могут сегодня иметь большую монопольную власть, чем те, которые пока до сих пор контролировали цены и производство.

Нарушение  рыночной  ситуации  провоцирует  предприятия  на  проведение монопольной политики, наносит вред обществу. Следовательно необходимо участие государства, направленное на создание здоровой рыночной среды. Рынок с его конкуренцией, диверсификация производства и продаж, глубокая интеграция отдельных стран в мировое хозяйство и конечно соответствующая политика государства сдерживают монопольные тенденции в экономике. Сталкивание различных рыночных ситуаций ведет к тесному переплетению конкуренции и монополии и синтезу, формированию новых правил игры на рынке.

Проблемы, связанные с развитием различных форм конкуренции неоднозначны, так как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ - какая рыночная ситуация "лучше" позволяет обеспечить оптимальные  пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро- но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода.

Список литературы

Барр P., Политическая экономия, том 1, М., МО, 1994

Дворцин  М.Д.,  Создание  современной  технологичной  структуры  крупной промышленности - непременное условие возрождения российской экономики, Общество и Экономика №1-2/1992

Лившиц А.Я./Никулина И.Н., Введение в рыночную экономику, М., Высшая школа, 1994

Лямкин И.И., Автореферат диссертации. Формы разрешения противоречий отношений демонополизации экономики, Красноярск, 1995

Политическая экономия, М„ Политиздат, 1990

Робинсон Дж., Экономическая теория несовершенной конкуренции, М„ Прогресс, 1986

Россия в мировой экономике. Анализ основных тенденций мировой экономики и место России в ней, часть 1, 15 февраля 1996

Учебник по основам экономической теории, М„ МГТУ им. Баумана изд-во "Владос", 1994

Фишер С./Дорнбуш Р./Шмалензи Р., Экономика, М„ Дело, 1993 Хейне П., Экономический образ мышления, М„ Новости, 1991 Экономика, под ред. Булатова А.С., изд-во БЭК, 1995


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.