на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Экология Москвы


Реферат: Экология Москвы

                                              МТИиВТ

        РЕФЕРАТ

                                                 ПО ЭКОЛОГИИ НА ТЕМУ :

                           ЭКОЛОГИЯ МОСКВЫ

                                      

                                                             СТУДЕНТА 1-ГО КУРСА

                                                                ГРУППЫ  1Р1

                                                               Черняк Димы

                            МОСКВА 1997

                            Ïëàí

I Âñòóïëåíèå

II Îñíîâíàÿ ÷àñòü

1 Âîçäóõ â ãîðîäå :

à . ñòàòèñòè÷åñêèå äàííûå ,

á . êîíòðîëü çà ñîñòîÿíèåì âîçäóõà .

2 Òðàíñïîðò è ýêîëîãèÿ .

3 «Çåëåíûå ëåãêèå» ñòîëèöû .

4 Îçîíîâûé ñëîé .

5 Êëèìàòè÷åñêèå èçìåíåíèÿ .

6 Ñîñòîÿíèå âîäíîãî áàññåéíà :

à . âîäîñíàáæåíèå ãîðîäà ,

á . «óëîâ» Ìîñêâû-ðåêè ,

â . èñòî÷íèêè çàãðÿçíåíèÿ âîäû .

7 Ïî÷âà è åå ïðîáëåìû .

8 Áûòîâûå è ïðîìûøëåííûå îòõîäû .

9 Ïðîìçîíû ãîðîäà .

10 Ðàäèàöèÿ â îêðóæàþùåé ñðåäå .

11 Øóìîâîå çàãðÿçíåíèå .

12 Ýêîëîãèÿ æèëèùà .

13 Ïðîáëåìû ìîñêîâñêîãî ìåòðî .

14 Ðîñò çàáîëåâàåìîñòè è ýêîëîãèè .

15 Ýêîëîãèÿ è ïðåñòóïíîñòü .

III Çàêëþ÷åíèå .

Èñïîëüçóåìàÿ ëèòåðàòóðà .

Ïðèëîæåíèÿ .

Смотрю на глобус - шар земной .

И вдруг вздохнул он , как живой .

И шепчут мне материки :

«Ты береги нас , береги» .

В тревоге рощи и леса .

Роса на травах , как слеза .

И тихо просят родники :

«Ты береги нас , береги» .

Грустит глубокая река ,

Свои теряя берега .

И слышу голос я реки :

«Ты береги нас , береги» .

Остановил олень свой бег :

«Будь Человеком , человек .

В тебя мы верим - не солги ,

Ты береги нас , береги» .

Смотрю на глобус - шар земной ,

Такой прекрасный и родной .

И шепчут губы : «Не солгу ,

Я сберегу вас , сберегу» .

Экология , как сфера познания , переживает сейчас бурное развитие , отражая прежде всего интересы человека в окружающем его мире . Особое внимание при этом уделяется главному кошмару современности- грозящим экологическим катастрофам глобального плана . Активность человеческого общества в этом отношении вызывает аналогию с действиями плохой медицины , которая борется с осложнениями , не занимаясь устранением истоков самой болезни . Экология , как наука обладает мощным потенциалом для развития совершенно новых способов взаимоотношения общества и природы , при котором возможно полное снятие угрозы экологических катастроф.

Наука опережает развитие общества . Человечество - часть живой природы , не существует вне ее и подчиняется всем фундаментальным биологическим законам . Живая природа - главное достояние нашей Земли , в ее недрах развивалась и за ее счет существует человеческое общество . Она удовлетворяет наши пищевые потребности и обеспечивает главное условие жизни людей на планете - состав воздушной среды , защиту от космических излучений , чистоту вод , плодородие почв , смягчение климата .

Термин «экология» (от греческого «ойкос» - дом , жилище) предложил в 1866 году известный немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель для обозначения «общей науки об отношениях организмов с окружающей средой» , куда мы относим в широком смысле все «условия существования» . Хотя термин «экология» распространялся не очень быстро , к концу девятнадцатого века он уже завоевал определенную популярность и использовался многими известными биологами. Как более или менее оформленная наука , экология стала складываться только в начале двадцатого века , но основы той экологии , с которой мы сталкиваемся сейчас , заложены уже позднее - в 20-40-х гг.

Охрана природы - прикладная экологическая область знания о сохранении систем жизнеобеспечения Земли . С целью радикального повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей природной среды , обеспечению экологической безопасности человека в Российской Федерации 24 ноября 1993 года было принято постановление Совета Министров - Правительство Российской Федерации «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга» ( ЕГСЭМ ) . Решение задач поставленных перед ЕГСЭМ , позволит осуществить сбор , обработку систематизацию и сопоставление данных наблюдений как в отдельных регионах , так и по всей территории России , а на их основании делать оценки и прогнозы состояния окружающей природной среды и влияние ее на здоровье населения .

Новое экологическое мышление , без которого само существование человека на Земле становится проблематичным , для некоторых категорий горожан уже реальность . Не случайно статья 42 Конституции РФ декларирует право граждан России на достоверную информацию об окружающей среде . Эти знания необходимы нам для того , чтобы быть действительными хозяевами своей жизни .

За период 150 лет можно проследить эволюцию социальных последствий урбанизации . В настоящее время Москва вступила в стадию агломерационного развития и формирует экономическую ситуацию на площади , в 20 раз превышающей первоначальную . Древний центр Москвы , где природные условия адаптированы , занимает лишь десятую часть города . На остальной территории , там , где совсем недавно были загородные усадьбы , дачные поселки , парки , сельскохозяйственные угодья , активно развиваются процессы урбанизации природных условий .

К сожалению любой горд разрушает естественную экосистему , на территории города она не может справиться с техногенной нагрузкой . При плотности населения 300 человек на 1 кв. км количество биологических видов , первоначально обитающих на этой территории , сокращается в 2 раза , а при плотности населения 2000 человек на 1 кв. км их остается только 15% . А в Москве плотность населения - около 8500 человек на кв. км ! Конечно здесь нельзя и мечтать о сохранении естественной экосистемы .  

Москва расположена на русской равнине в центре Московской котловины представляющей собой глубокий прогиб древних кристаллических пород . Современный  рельеф Москвы  в основном образован  отложениями  ледниковой   эпохи . Значительное влияние  на рельеф  города оказала  Москва-река , разработавшая широкую  долину  с тремя  надпойменными  террасами . Москва  лежит  на  стыке трех природных  областей  с  различными по своему происхождению типами рельефа : Теплостанской «останцовой» ледниковой  возвышенности , Мещерской песчаной низины и Клинско-Дмитровской мореной гряды . Юго-западная часть Москвы расположена на северной оконечности древней  Теплостанской возвышенности , превышающей уровень Москвы-реки на 130 метров . Самыми низкими и плоскими являются восточная и юго-восточная части города , расположенные на примыкающей к Москве Мещерской низменности . Северная часть города находится на южном крае пологого склона Клинско-Дмитровской гряды. За последние столетия рельеф территории Москвы сильно выровнялся - сгладились крутые подъемы, засыпаны овраги , болота , русла рек и ручьев, подняты низкие речные берега и пониженные участки . Отличительной чертой планировки Москвы является ее радиально-кольцевая структура центральной части города с узкими улицами и переулками и сдвинутость застройки к северу от Москвы-реки .

Экологическая проблема в Москве стала очень серьезной в последние годы . За последнее столетие экология Москвы ухудшилась так сильно , как не ухудшалась за все время своего существования . Особенно сильно на это повлияло развитие техники . Среди наиболее  важных проблем охраны здоровья населения названы меры по охране окружающей среды .

Москва является важнейшим в стране политическим , промышленным , научным и культурным центром , а также важнейшим транспортным узлом страны . Особенности экологической обстановки Москвы являются значительной концентрацией промышленного производства при высокой плотности населения . На ее территории проживает около 6% населения России , функционируют более 2500 промышленных предприятий и иных объектов , оказывающих существенное негативное влияние на состояние окружающей природной среды города .

По результатам наблюдений Росгидромета в 1994 году уровень загрязнения воздуха в городах России , несмотря на значительный спад производства, остается весьма высоким : концентрация загрязняющих веществ превышает предельно допустимые уровни в 5 раз в 151 городе , в 10 раз в 87 городах. Число россиян , постоянно живущих в такой окружающей среде более 40 млн. человек . В перечне 87 городов России Москва занимает 42-е место .

Главной экологической проблемой столицы остается состояние атмосферного воздуха . Основными и постоянными источниками загрязнения воздушной среды являются предприятия теплоэнергетики , нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, транспорт и объекты коммунального хозяйства .

Эксперты считают Москву зоной экологического бедствия и 84% москвичей - не экспертов согласны с ними . Особенно заметно это после выездов за город или в другие регионы . Воздух в Москве действительно тяжелый . В нем , помимо отдельных химических элементов перемешаны еще 1200 самых различных химических соединений . Уже в атмосфере они вступают в реакцию , образуются новые соединения . То , чем засорен воздух - на ладони не ощутить , не увидеть на глаз . Но за год в воздух столицы выбрасывается от 1 до 1,2 млн. тонн вредных химических веществ . Очень малая их часть уносится ветрами за город . Основная же доля остается в Москве . И ежегодно на голову каждого москвича из воздуха сваливается 100-150кг загрязняющих воздух веществ. Конечно , не всю эту гору грязи , но значительную ее часть каждый москвич вдыхает , пропускает через свой организм .

За состоянием воздуха в Москве наблюдают десятка полтора организаций . Московский городской комитет по охране природы ( Москомприрода ) выступает координатором действий всех этих наблюдателей . Наиболее объективную картину состояния воздуха столицы - по мнению экспертов Москомприроды - создает Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - МосЦГМС . Он имеет 36 стационарных постов , на которых воздух оценивается по 30 стандартным показателям . Если надо , могут отследить и отдельные , экзотические . Дважды в год в Москве проводится операция «Чистый воздух» . Тогда наблюдения ведут и мобильные посты . Увеличивается число фиксируемых вредных веществ .

На основании наблюдений выявлены некоторые постоянные тенденции . Каждый день самый чистый воздух в Москве на высоте 4 метров от земли - с 3 до 7 часов утра . Но уже в следующие 2 часа ( минимум в 3 и максимум в 15 раз ) увеличивается содержание в атмосфере оксида углерода и оксидов азота . В это время прогревают двигатели автомобилисты . С 10 до 17 часов количество загрязняющих веществ в воздухе плавно понижается почти до значений 7 часов утра . Потом до 20 часов снова воздух немного портится. А позже плавно очищается до 3 часов утра . И так день за днем .

Наиболее загрязненными в Москве остаются Варшавское , Каширское , Дмитровское шоссе , Кутузовский проспект , Шоссе Энтузиастов , Садовое кольцо . Из года в год значительные уровни загрязнения воздуха по оксиду углерода, оксидам азота , формальдегиду , суммарным углеводородам и другим химическим соединениям отмечаются на Таганской , Комсомольской , Добрынинской , Сухаревской площадях , у Рижского , Курского вокзалов и Центрального автовокзала . По мнению специалистов Москомприроды , традиционно считается загрязненным воздух в центре города , в Восточном и Юго-Восточном округах . Сказывается то , что в Москве ветры дуют преимущественно в юго-восточном направлении . К тому же в той части города сформировался промышленный район .

Выделенные зоны экологической ситуации занимают относительно всей территории города следующие части :

- Зона крайне неблагоприятного состояния среды - 17%

- Зона неблагоприятного состояния среды - 30%

- Зона умеренно неблагоприятного состояния среды - 47%

- Зона условно благоприятного состояния среды - 6%

Эти данные крайне необходимы для природоохранных мероприятий и комплексного экологического мониторинга Москвы .

Природоохранные органы во многом определяют успех экологически ориентированного будущего . Они смогут справится со своей задачей только при решении нескольких проблем . Первое , абсолютно необходимое условие - сохранение единой системы органов охраны окружающей среды . Второе - взятие органами охраны окружающей среды на себя не только надзорно-экспертных , но и созидательных функций , так как множественность структур снижает эффективность управления и приводит к распылению средств, а самое главное - это полное рассредоточение ответственности . 

Новая беда пришла оттуда , откуда ее и не ждали . За два последних года Москва получила столько автотранспорта , сколько не имела во все предыдущие 850 лет . И если в 1990 году на долю столичных автомобилей приходилось 70% всех выбросов , то сейчас - 90% . При этом на 90% воздействия на атмосферу связано с работой автотранспортных средств на линии, остальной вклад вносят стационарные источники (цеха , участки , станции технического обслуживания , стоянки и т.д.) . Отработавшие газы автомобильных двигателей содержат около 200 веществ , большинство из которых токсичны . В выбросах карбюраторных двигателей основная доля вредных продуктов приходится на оксид углерода , углеводороды и оксиды азота , а в дизельных - на оксиды азота и сажу .

Главной причиной неблагоприятного воздействия автотранспорта на окружающую природную среду остается низкий технический уровень эксплуатируемого подвижного состава и отсутствие систем нейтрализации отработавших газов .

Проводимые операции «Чистый воздух» и другие мероприятия дают эффект . В городе ежегодно вводятся от 200 до 300 газоочистных установок . Однако 80% автомобилей в Москве - частные , и все их ни за какую операцию не проверить . Такие мероприятия , как внедрение экологического сертификата на автомобиль , запрет использования этилированного бензина , введение инструментального контроля перед техосмотром , должны значительно уменьшить вред атмосфере , который наносят более 2 млн. автомобилей , ежедневно колесящих по московским улицам . Устранение вредных автомобильных выбросов идет по нескольким направлениям . Одно из них - применение новых видов автомобильного топлива , например- газа . Более экологичен метанол , метиловый спирт или смесь его с бензином - газохол . На метаноле работает несколько лет , например , весь общественный транспорт Стокгольма . Несколько российских предприятий уже предложили московским специалистам свои нейтрализаторы выхлопов . Практически на всех современных иномарках каталитические нейтрализаторы выхлопных газов входят в серийную комплектацию . На разработку программы оснащения  нейтрализаторами всех столичных автомобилей городскому Департаменту науки и промышленной политики дано 3 месяца . На муниципальном транспорте  оснащение нейтрализаторами будет проходить за счет города , а владельцы личных машин будут устанавливать их за свой счет.

Транспортный комплекс является крупнейшим источником загрязнения воздуха . Оценка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу транспортного комплекса (автомобильный , водный , воздушный и железнодорожный транспорт , дорожное хозяйство) , по данным Минтранса России , проводилось для передвижных (транспортные средства) и стационарных источников (доки , ремонтные заводы , терминалы и др.) . Оценивались выбросы семи наиболее массовых вредных веществ: оксид углерода , углеводороды , диоксид азота , сажа , диоксид серы , соединения свинца , и твердые вещества . Общее количество загрязняющих веществ поступивших в атмосферу от передвижных источников распределяется следующим образом :

автотранспорт - 94,7%

воздушный транспорт - 2,5%

речной транспорт и дорожные машины - 2,8%

Большинство отходов , образующихся на предприятиях транспортного комплекса , представляют собой вторичное сырье, а также отработанные нефтепродукты , отходы красок и шлаки .

Воздействие на окружающую среду водного транспорта , прежде всего на водные ресурсы , связана с потерей нефтепродуктов при погрузке и выгрузке , сбросами загрязненных вод , а также сносами сыпучих грузов с причалов и т.п.

Для современной авиации характерны два определяющих фактора воздействия воздушных судов - авиационный шум и выбросы авиадвигателями загрязняющих веществ . Хотя в России в последнее время появились самолеты шум которых существенно ниже по сравнению с ныне эксплуатируемыми , наибольшее воздействие на окружающую среду оказывают самолеты , удовлетворяющие лишь минимальным требованиям международного стандарта по шуму .

Основными видами воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду являются : преобразование территорий , потребление тепловых ресурсов и электроэнергии , потребление воды предприятиями и подвижным составом , а также разнообразные выбросы твердых , жидких и газообразных веществ во все компоненты окружающей среды .

 С давних пор мы привыкли слышать о том , что Москва - город зеленый . И это действительно так . Сегодня зелени общего пользования ( т.е. той , которая доступна всем , - парков , скверов , а не частных садов за высокими заборами ) в столице 48 тыс. гектаров .

По словам Юрия Пономаренко , заместителя начальника объединения «Мослесопарк» , на каждого жителя столицы приходится в среднем по 18 кв.м насаждений . Это много больше , чем в соизмеримых с Москвой по масштабам мировых мегаполисах , в которых одному горожанину «причитается» всего 6-7 кв.м . А в испытывающем острый дефицит площади Токио , к примеру , вообще 2-3 кв.м , и сейчас там активно озеленяются вторые этажи зданий . Но благополучие Москвы распределено не очень равномерно . В Центре этот показатель снижается до 4-5 кв.м , а в Восточном округе (здесь «погоду делает» Измайлово) - более 26 кв.м на человека .

Вдобавок к этому существует созданный много лет назад защитный лесопарковый пояс . Его суммарная площадь - 72 тыс. гектаров , из которых только 11 тысяч находятся в черте города , а остальные окружают Москву в среднем на 30 километров , а на севере , где к столице подходят водохранилища , пояс растягивается на 50 километров . И хотя большинство лесов находятся за МКАД , они заметно улучшают экологическую обстановку .

Что растет в московских лесах и парках ? Так как Москва находится на стыке двух зон , то на юге произрастают смешанные лиственные леса, а на севере - в основном хвойные . На востоке , в окрестностях Люберец и Жуковского, - сосновые боры . Эксплуатирующие службы пытаются немного «подправить» природу . Например , подсаживают в южных районах хвойные породы . А вообще забота «Мослесопарка» , кроме посадок ( в 1996 году высажено 43600 деревьев в лесах и еще 10544 дерева и 27000 кустарников в рамках благоустройства территории ) , выражается в санитарных рубках и рубках ухода ; установке «парковой мебели» ; оборудовании площадок для отдыха .

Общее состояние зеленых насаждений города - и это очевидно всем - в последние годы заметно ухудшилось . Главный виновник - ядовитый московский воздух , отравляемый автотранспортом . Хуже всего экология конечно в центре Москвы . Высаженные на Тверской улице еще при Сталине липы находятся в ужасном состоянии . Сейчас Москва переходит на контейнерное озеленение . Это дороже , зато единственно возможное на сегодня . Так , кстати , поступают во всем мире .

Другой враг леса это те «любители природы», которые в запретной зоне разводят костры , моют машины в зоне отдыха, а мусор ... Вываливают его в леса и парки сегодня все, кому не лень . Причем сбрасывают не только бытовые отходы , а например , кузова от автомобилей . Сегодня службы «Мослесопарка» тратят на уборку едва ли не большую часть своего бюджета , и конца - края этой работе не видно .

И все таки замеры воздуха на соседних участках одного шоссе показывают , что загрязняющих веществ меньше там , где есть островок зелени , хоть несколько деревьев или кустарников . Разумно построенная система озеленения могла бы улучшить состояние экологии в столице на 40-50% . Что деревья выделяют кислород и специальные вещества , убивающие бактерии , что они служат фильтрами против газа и пыли - это каждый с детства знает . Есть даже расчеты относительно полезных свойств разных пород деревьев . К примеру , каштан поглощает свинца больше , чем тополь или липа . Сегодня , когда состав примесей в столичном воздухе изменился , жизненно необходимы новые исследования . Вневедомственным советом по сохранению , восстановлению и развитию озеленения Москвы при городской думе внесено предложение создать научный центр , который будет разрабатывать «рецепты выживания» зеленых насаждений в условиях города . Например , выяснить причины массового мора деревьев .

К настоящему времени погибло 250 тыс. деревьев . Все валят на противоледные реагенты , хотя не исключено , что это лишь одна из причин их гибели . Но если виной всему эти самые соли , а дорожные службы обещают , что и дальше будут их применять - иначе встанет транспорт , то пора проверить разные породы деревьев на солеустойчивость . И самые стойкие выращивать ближе к магистралям . Засыхают деревья , как правило , на обочине . Чем дерево дальше от дороги . тем менее подвержено губительному влиянию соли . Ученые пришли к выводу : опасна не столько соль сама по себе , сколько ее концентрация . К обочине , краю тротуара обычно и сгребают снег - тот самый , который до того был обильно «удобрен» нитратами . Когда их количество достигает критической величины , тогда и начинают сгорать корни . 

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.