![]() |
|
|
Дипломная работа: Содержание и последовательность обучения базовой технике дзюдоПроведенный анализ литературных источников показал, что методика начального обучения в дзюдо, как и в других видах борьбы, специалистами уделено мало внимания. Большинство исследований проведено с высококвалифицированными спортсменами, методика начального обучения недостаточно учитывает возрастные особенности юных борцов, во многом повторяет методику обучения, используемую взрослыми. II.1. Цель и задачи исследования. Целью нашей работы явилось исследование и выявление базовой техники дзюдо. В основу рабочей гипотезы положено предположение о том, что овладение базовой техникой позволит эффективно и правильно построить процесс технико-тактической подготовки дзюдоистов. В работе мы поставили перед собой следующие задачи: Провести анализ программ начального обучения для ДЮСШ и литературных источников, освещающих состояние проблемы исследования. Определить содержание технико-тактической подготовленности дзюдоистов высокого класса. Выявить содержание и объем базовой техники на начальном этапе подготовки дзюдоистов. II.2. Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: Анализ литературных источников и обобщение передового практического опыта ведущих тренеров. Педагогическое наблюдение. Анкетирование и интервьюирование ведущих тренеров и специалистов. Анализ видеоматериалов. II.2.1. Анализ литературных источников и обобщение передового практического опыта. В ходе анализа научно-методической литературы, нормативных документов и передового практического опыта ведущих тренеров и специалистов по дзюдо было проанализировано 54 литературных источника. Анализ литературных источников проводился на всех этапах исследования. Его основной целью являлось выявление состояния проблемы исследования и определение основных путей в решении проблемы совершенствования системы начальной подготовки в дзюдо, содержания базовой техники и последовательности ее формирования на начальном этапе подготовки дзюдоистов. II.2.2. Педагогическое наблюдение. Педагогические наблюдения проводились в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований различного масштаба по дзюдо. Это позволило собрать первичную информацию, уточнить особенности формирования техники спортивной борьбы на этапе базовой подготовки и содержание технико-тактической подготовленности высоко-квалифицированных дзюдоистов. II.2.3. Анкетирование и интервьюирование ведущих тренеров и специалистов по дзюдо. Анкетирование и интервьюирование ведущих тренеров и специалистов по дзюдо проводилось на соревнованиях, проводимых в г. Майкопе в 1999 году. II.2.4. Анализ видеоматериалов. Анализ видеоматериалов с крупнейший соревнований (чемпионатов России, Европы и Мира), имеющихся в лаборатории кафедры спортивной борьбы института, проводился в течение 1999 года. С целью определения содержания технико-тактической подготовленности высококвалифици-рованных дзюдоистов было проанализировано около 200 соревновательных схваток – 128 поединков в мужских турнирах и 72 – в женских. II.2.5. Организация исследования Для решения поставленных задач было организовано исследование, которое проходило в четыре этапа. На первом этапе (сентябрь-декабрь 1998 г) изучались литературные источники, освещающие состояние проблемы исследования, определялось общее направление работы, формировались и уточнялись цель, задачи и гипотеза исследования. На втором этапе (январь-август 1999 г) определялось содержание технико-тактической подготовленности дзюдоистов высокого класса с помощью анкетирования, интервьюирования специалистов и ведущих тренеров, а также анализа видеоматериалов соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов. Третий этап (сентябрь-декабрь 1999 г) был посвящен аналитическому обобщению полученных данных, уточнению теоретико- методологических аспектов базовой подготовки борцов, определение содержания базовой техники и последовательности ее формирования на начальном этапе подготовки дзюдоистов. На четвертом этапе (январь-апрель 2000 г) были обработаны полученные данные и оформлялась квалификационная работа. Глава III. Результаты исследования и их анализ. Определение содержания и объема базовой техники дзюдо. Методика подготовки юных борцов должна соответствовать закономерностям развития и формирования растущего организма. Эмпирическое решение вопросов тренировки, оторванное от медико-биологических и педагогических данных, приводит к слепому экспериментированию на детях, что в условиях современного спорта с его огромными нагрузками недопустимо и опасно для здоровья. Рассматриваемый нами возраст (10-12 лет) относится к предпубертатному и имеет свои характерные морфофункциональные и психические особенности. Так, процессы возбуждения вновь начинают превалировать над процессами торможения. В этом возрасте необходимо очень тактично подходить к вопросам поощрения и наказания, определения победителей в единоборствах и играх. Изучение возрастных особенностей развития борцов показывает, что на этапе начального обучения происходит бурный рост тела в длину, связочный аппарат более эластичный, чем у взрослых. Мышечная ткань также растет более интенсивно в длину, чем в поперечнике. Учитывая, что в данный период организм подростков находится в состоянии формирования и развития – это самый благодатный период для развития силы мышц, скоростных качеств, гибкости и, в известной мере, выносливости (52). Если учитывать, что это своеобразный субстрат ловкости – без которой немыслимо овладение сложными техническими движениями борьбы, то становится понятным необходимость тренировочного процесса с акцентом на формирование специфических навыков. При этом нужно учитывать и то, что в этом возрасте быстрее наступает утомление, менее устойчиво внимание, юноши в большей мере реагируют на различные раздражители и тем не менее они способны выполнять объем работы по совершенствованию вышеперечисленных качеств. Созревание двигательного анализатора (по данным многих авторов он достигает зрелости к 13 годам) способствует развитию интеллектуальных способностей, усиливает функции памяти. Еще И.М. Сеченов указывал на то, что мышечные движения имеют огромное значение для развития деятельности мозга. Двигательный анализатор является связующим звеном и рассматривается современной наукой как механизм сенсомоторной интеграции. Двигательная деятельность прямо сказывается на развитие речи, мышления детей. Недаром, многие авторы предлагают игры и элементы единоборств как средство умственного развития детей и подростков. Для нормальной умственной работоспособности организма необходимо оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это не стимулирует возбуждение ЦНС. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижается самочувствие, ухудшается работоспособность. Поэтому, необходимость активных физических действий очевидна. Весь вопрос состоит в том, чтобы их действие на организм было оптимальным, то есть достаточным, но не чрезмерным. Каждый тренер должен действовать в соответствии с биологическими возможностями юного спортсмена, руководствуясь известными принципами обучения и тренировки. Знание принципов и путей их практической реализации делает процесс тренировки более эффективным и результативным. В процессе овладения техникой из-за целого ряда причин в структуре движений возникают и закрепляются ошибки, не позволяющие в последствии в полной мере использовать имеющийся двигательный потенциал. Все ошибки имеют свои глубокие корни в самом начальном обучении. Обращает на себя внимание факт, что основные из этих ошибок прослеживаются абсолютно на всех уровнях спортивного мастерства, то есть, приобретаются еще в начальном обучении, а затем все более закрепляются в двигательном навыке. Мельчайшие технические ошибки, закрепленные в навыки, влияют на структуру приема в усложненных условиях. Это связано с тем, что образовавшиеся нервные связи не разрушаются, а участвуют вследствие тормозных процессов и могут появляться вновь. Несовершенная техника тормозит прогресс спортивных результатов, поэтому с самого начала необходимо обучать юных борцов рациональной базовой технике, соответствующей индивидуальным особенностям занимающихся. С целью определения содержания технико-тактической подготовленности высококвалифицированных дзюдоистов был проведен анализ видеоматериалов с крупнейших соревнований (чемпионатов России, Европы и Мира), имеющихся в лаборатории кафедры спортивной борьбы. Было проанализировано около 200 соревновательных схваток (128 поединков в мужских соревнованиях и 74 в женских). Анализ соревновательной деятельности позволил нам выявить технико-тактический арсенал и ранг атакующих действий дзюдоистов высокого класса (рис.2).
Определение содержания и последовательности обучения базовой технике дзюдо проходило путем сопоставления полученных результатов исследования с применением способа, предложенного в своей диссертационной работе З.Ольшевским (ПНР), основанным на применяемости и эффективности приемов. Анкетирование и интервьюирование проводилось с целью определения мнения ведущих тренеров Майкопской СДЮШОР и ШВСМ по вопросу содержания и объема базовой техники дзюдо. Были проведены беседы с Заслуженным тренером СССР, доктором педагогических наук, профессором Я.К. Коблевым и другими преподавателями – тренерами кафедры спортивной борьбы ИФК и дзюдо, тренерами Майкопской СДЮШОР по дзюдо и ШВСМ. Беседы с тренерами и специалистами по дзюдо, а также интервьюирование нами проводилось на соревнованиях, проводимых в 1999 – 2000 году в г. Майкопе. Всего нами было опрошено 80 специалистов по дзюдо. Среди опрошенных: Заслуженные тренеры СССР Коблев Я.К., Гатагу А.М., Шхалахов В.И., Хапай А.Ю.; Заслуженные тренеры России Невзоров В.М., Коблев Р.М., Дахужев С.М., Багадиров К.Д., Шутов С.И., Махош А.И., Выростков А.Н., Хапай Х.Ю., Хот Ю.И.; Заслуженные тренеры Адыгеи Непсо Б.А., Акушев М.Х., Чич А.Н., Джаримок Н.Ш., Джамирзе А.М. и другие известные специалисты дзюдо. Разработанная нами анкета включала следующие вопросы: Сколько времени следует обучать базовой технике, учитывая , что весь период (последующий) будет посвящен обучению расширенной технике и тактике борьбы, их совершенствованию? Как Вы представляете себе состав индивидуальной техники зрелого мастера спорта по дзюдо? Какое количество коронных и вспомогательных приемов? Какое, по Вашему мнению, соотношение базовой и вспомогательной техники и какое соотношение между коронной и вспомогательной техникой (в %)? Каким из восьми направлений выведения из равновесия надо обучать юных борцов? Какими способами передвижения и в каких направлениях следует обучать на начальном этапе? Какие виды захватов, по Вашему мнению, надо считать базовыми? Какие виды упоров, по Вашему мнению, надо считать базовыми? Надо ли в начальном периоде обучать способам освобождения от захватов и упоров? Какие, по Вашему мнению, профилирующие швунги надо считать базовыми? Какие взаиморасположения борцов Вы считаете базовыми? Какие приемы в стойке, по Вашему мнению, надо считать базовыми и в какой последовательности следует им обучать? Какие приемы в партере, по Вашему мнению, надо считать базовыми и в какой последовательности следует им обучать? Считаете ли Вы правильным то, что при обучении базовой технике (и в частности базовым приемам) следует комплектовать ее с таким расчетом, чтобы разные броски выполнялись во всех направлениях? Обязательно ли надо на этапе обучения базовой технике обучать элементам защиты? Считаете ли Вы необходимым использование игровых заданий и подвижных игр на этапе обучения базовой технике? Считаете ли Вы возможным в качестве базовых схваток использовать учебные и матчевые схватки, в основе которых используются игровые задания? В каких видах соревнований должны принимать участие юные борцы? В каких видах схваток должны участвовать юные борцы? На основе анализа данных, полученных при анкетировании, мы смогли ответить на некоторые важные вопросы базового этапа технико-тактической подготовки дзюдоистов. Прежде всего мы определили на основании мнения тренеров и специалистов срок обучения базовой техники. По их мнению он составляет 2 года (такая величина получена как средняя арифметическая всех ответов).Далее, при помощи того же метода нахождения среднего арифметического, было определено количество коронных приемов – 4 и количество вспомогательных – 6. Кроме того, было определено процентное соотношение базовой техники ко всей технике – соответственно 60% и 40% - и соотношение коронной техники и вспомогательной техники – соответственно 60% и 40%. Из 80 тренеров 71 считают, что выведения из равновесия следует изучать в разных направлениях. Как основные способы передвижения были указаны (рис.3): шаги – вперед – 78 (количество тренеров); - назад – 80; - вправо – 76; - влево – 76; повороты – вперед – 76; - назад – 76; - вправо – 78; - влево – 80. В виде захватов были выведены следующие (рис.4): хват одной рукой – 58; хват с хватом двумя руками – 64. В виде упоров использовались следующие (рис.4): кистью – 62; предплечьем – 64. Кроме того были определены базовые швунги (рис.5): на себя – 74; от себя – 60; влево – 68; - вправо – 70;
По мнению 62 тренеров, юных борцов нужно обучать способам освобождения от захватов и упоров. Как базовое взаиморасположение тренеры определяют следующее положение борцов (рис.6): грудью к груди – 78. Тренеры считают (рис.7), что в первые два года обучения дзюдоисты не должны принимать участие в соревнованиях, а только в учебных (74) и тренировочных (76) схватках. Кроме того, тренеры считают необходимым обучать бросать в разные стороны (76) и обучать элементам защиты (58). Очень полезны, по мнению тренеров, является использование в обучении игровых заданий и подвижных игр (74, 70). Пользуясь методом ранжирования ответов тренеров и специалистов на вопросы анкеты, мы смогла определить состав и последовательность обучения базовым приемам дзюдо в стойке (рис.8) и в партере (рис.9).
Выводы и практические рекомендации. Анализ литературных источников показал, что в истории спортивной борьбы недостаточно внимания уделено вопросам методики обучения технике на начальных этапах. Состояние этой проблемы было выявлено и в ходе анкетного опроса ведущих тренеров. В частности неизвестно, каким приемам, защитам и контрприемам необходимо обучать в течении года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторить изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнить его до усвоения, чтобы можно было применить в учебных схватках и главное, в условиях соревнований. Анализ видеоматериалов соревновательной деятельности ведущих дзюдоистов мира на крупнейших международных соревнованиях позволил выявить следующие закономерности изменения и содержания техники и тактики в связи с совершенствованием правил соревнований: переход борцов от выполнения сложных высоко-амплитудных технико-тактических действий к простым атакам; снижение количества набранных борцами технических оценок за одну минуту; снижение количества «чистых» побед (особенно бросков иппон); снижение показателей эффективности атакующих действий; повышение надежности защитных действий; снижение готовности дзюдоистов к риску; снижение готовности дзюдоистов преследовать противника в партере; сужение количества «коронных» технических действий, которыми пользуются ведущие дзюдоисты. Анализ литературы и программ начального обучения, результатов соревновательной деятельности ведущих тренеров и высококвалифицированных специалистов позволил обнаружить значительное расхождение объема и форм технико-тактических действий, которым обучают юных борцов. Анализ соревновательной техники в дзюдо, существующих программ для ДЮСШ а также результаты опроса ведущих тренеров и специалистов (80 чел.) позволил нам выявить 12 базовых приемов начального обучения в стойке и 8 основных приемов борьбы в партере. Это минимальное количество приемов, достаточное для того, чтобы на базовом этапе борцы, овладев ими, смогли остальные приемы дзюдо (на базе их) использовать в различных комбинациях. Следует также выделить ряд моментов, которыми необходимо руководствоваться в организации учебно-тренировочного процесса дзюдоистов в группах начальной подготовки: рационально строить тренировочное занятие в зависимости от его задач и условий тренировки; планировать нагрузку юным спортсменам в соответствии с уровнем физической и двигательной подготовленности; учитывать уровень мобилизации чувств, мышления и воли юных спортсменов в становлении сознательного отношения к учебно-тренировочному процессу; активизировать деятельность спортсменов по ходу решения задач тренировки, повышать эмоциональность занятия, вводя подвижные и спортивные игры, эстафеты; в подготовке юных дзюдоистов основное внимание уделять расширению арсенала технических действий, совершенствованию связок и комбинаций; строить отношения со спортсменами на принципе взаимоуважения и взаимопонимания; педагогически оправдано использовать комплекс дисциплинарных воздействий, пресекать нарушение дисциплины; корректировать деятельность в зависимости от успешности учебно-тренировочного процесса. Список литературы Адам М. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов и пути ее совершенствования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.пед.наук. М., 1982. Алиханов И.И. Дидактические основы обучения броском в спортивной борьбе/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1985. Алиханов И.И. О становлении технико-тактического мастерства/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1982. Алиханов И.И. Частные методики обучения сложным приемам/Спортивна борьба. – М.: ФиС, 1979. Алексеенко Ю.Г. «Коронный прием»/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1975. Астахов А.М. Новое в методике обучения технике борьбы/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1976. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: ФиС, 1983. Грузных Г.М. Учет и планирование учебно-тренировочного процесса в спортивной борьбе. – Омск, 1978. Дементьев В.Л. Роль стандартных положений в формировании комбинационной борьбы лежа в дзюдо и самбо/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1986. Дементьев В.Л., Малков О.Б. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах/Теория и практика физической культуры. – 1986. - № 10. Калмыков С.В. Вопросы подготовки юных борцов 8 – 10 лет / Спортивная борьба. М.: ФиС, 1975. Каплин В.Н. Итоги подготовки и выступления дзюдоистов Росси в Чемпионате Европы 1997 года. – М.: РГАФК, 1997. Коблев Я.К., Письменский И.А., Черминт К.Д. Подготовка дзюдоистов. – Майкоп, 1990. Коблев Я.К., Рубанов М.Н., Черминт К.Д. Практико-техническая подготовленность дзюдоистов/Спортивная борьба. – М.: 1979. Коблев Я.К., Черминт К.Д., Рубанов М.Н.,Невзоров В.М., Дутов В.С. Методика преодоления ассиметрии технической подготовленности дзюдоистов/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1983. Коблев Я.К., Черминт К.Д., Рубанов М.Н. Борьба дзюдо. Майкоп, 1985. Коблев Я.К., Черминт К.Д., Письменский И.А., Волков Е.В. Базовая техника дзюдо в стойке. – Майкоп, 1995. Коджаспиров Ю.Г. Новое в методике начального обучения юных борцов/Спортивная борьба. М.: ФиС, 1982. Колупов Ю.И., Рудницкий В.И. Особенности подготовки молодых борцов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1980. Маркиянов О.А. Система соревнований и техническое мастерство борцов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1978. Малков О.Б., Дементьев В.М. Обучение тренеров по самбо технологии моделирования конфликтного взаимодействия/ Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М.: РГАФК, 1998. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ИФК. – М.: ФиС, 1977. Матвеев Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки. – М.:, ГЦОЛИФК, 1972. Моргунов Ю.Д., Харламов В.И., Юсупов Х.М. Совершенствование технического мастерства в борьбе дзюдо с учетом пропорций тела спортсменов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1975. Набатникова М.Я., Граевская Н.Д. Перспективное планирование спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1961. Новиков А.А., Смоляр С.Н. Пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в классической борьбе/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1983. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1970. Ольшевский З. Содержание и последовательность преподавания базовой техники на тренерском факультете института физической культуры в Польской Народной Республике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.пед.наук. – М.: ГЦОЛИФК, 1986. Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общей редакцией Набатниковой М.Л. – М.: ФиС, 1982. Петров Р. Дидактические проблемы подготовки тренеров по борьбе/ Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М.: РГАФК, 1998. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: ФиС, 1986. Письменский И.А., Коблев Я.К., Сытник В.И. Многолетняя подготовка дзюдоистов. – М.: ФиС, 1982. Преображенский С.А. Когда прекращать совершенствование приема?/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1984. Пыжов В.В., Портах В.С. Использование приемов непосредственного воздействия при обучении технике приемов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1981. Рублевский В.Е., Кузьменко Ю.Д., Ахмедов А.И. Методика обучения подростков технике спортивной борьбы/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1979. Свищев И.Д. Дзюдо/ Учебное пособие для спортивных школ. – М.: РГАФК, 1999. Свищев И.Д. Результативность атакующих действий дзюдоистов и дзюдоисток на Кубке Мира 1998 года. – М.: РГАФК, 1999. Свищев И.Д. Анализ тактико-технических действий дзюдоистов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1975. Сердюк В.П., Юшков О.П. О методике начального обучения технике вольной борьбы/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1976. Тишин Н.П., Бекентов В.А. Управление процессом спортивного совершенствования юных борцов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1979. Торопин Г.И. Чтобы остаться сильнейшими (Проблемы подготовки резервов)/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1984. Туманян Г.С., Свищев И.Д. Программа по дзюдо для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. – М.: ФиС, 1977. Туманян Г.С. Научные основы планирования подготовки борцов. – М.: ГЦОЛИФК, 1982. Туманян Г.С. Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1985. Туманян Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование. – М.: ФиС, 1984. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта/ Учебное пособие для ИФК. – М.: ФиС, 1987. Чермит К.Д. Симметрия-ассиметрия в спорте. – М.: ФиС, 1992. Чумаков Е.М., Ионов С.Ф. О систематизации понятий и последовательности изучения техники борьбы самбо/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1978. Шахмурадов Ю.А. Научно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки борцов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед.наук. – М.: РГАФК, 1999. Шахмурадов Ю.А. Методика обучения спортивной борьбе/ Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М.: 1998. Шахмурадов Ю.А., Бардамов Г.Б., Дементьев В.Л. Начальная технико-тактическая подготовка в вольной борьбе. Методические разработки. – М.: ГЦОЛИФК, 1992. Юшков О.П. Система подготовки резерва по спортивной борьбе/ Международная конференция «Борьба среди детей и молодежи». – М.: 1998. Юшков О.П. Начальное обучение в вольной борьбе/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1982. Юшков О.П., Сердюк В.П. Оценка эффективности обучения техническим действием в вольной борьбе/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1983. |
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |