на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Пещеры Башкирии


В начале нашего века эти изображения были осмыслены как относящиеся к палеолитической эпохе. В связи с этим в историю искусства навсегда вошло имя Марселино де Саутуолы, первооткрывателя настенных рисунков в пещере Альтамира (провинция Сантанер в Испании), называемой «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Саутуола исследовал пещеры, находящиеся в окрестностях того места, где он жил. Альтамиру он впервые посетил в 1875 г. В 1879 г. его девятилетняя дочь обнаружила на низком потолке бокового грота пещеры удивительные рисунки. Год спустя, в 1880 г., преодолев свои сомнения, Саутуола выступил с публичным заявлением о том, что рисунки являются художественным созданием палеолитического человека. Однако, дерзкое утверждение Саутуолы вызвало возмущение всех крупнейших учёных того времени. Они не могли поверить, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой культуре и талантливости первобытных людей. Но Альтамира доказала, что человеческий гений был свойственен уже охотникам на мамонтов и что он не зависит прямо пропорционально от уровня технической цивилизации. Это утверждение прозвучало как гром среди ясного неба, оно было столь неожиданным, что учёный мир даже обвинил Саутуолу в подделке. Было высказано подозрение, что автором рисунков мог быть один французский художник, друг Саутуолы, гостивший у него в момент открытия. В связи с этим в 1881 г. в Альтамиру был послан французский палеонтолог Арле, который должен был на месте произвести экспертизу изображений. Его заключение было беспощадным: рисунки, якобы, имеют новейшее происхождение и могли быть исполнены в период между открытием пещеры и первым сообщением Саутуолы. Результаты «экспертизы» укрепили скептическое отношение к Альтамире со стороны виднейших палеоисториков.

Но открытие настенных изображений в пещерах Европы множились. В 1878 г. Широн сообщил о находке гравюр в пещере Шабо (Франция) и представил их фотографии, однако и это сообщение осталось незамеченным. В 1895 г. Ривьер открыл изображения на стенах пещеры Ла Мут во Франции, предварительно оценив их палеолитический возраст, но и его заявление не вызвало ничего, кроме насмешек. В 1887 г. была открыта ранее никому не известная пещера Марсула, в которой также были обнаружены разнообразные рисунки. Одновременно всё больше множилось рисунков, гравюр, различных скульптур и орнаментированных предметов, залегавших прямо в культурном слое. Это заставило многих скептиков пересмотреть свою точку зрения. Палеонтолог Арле, который первый раз проводил экспертизу в Альтамире, вновь посетил эту пещеру и, отрёкшись от своих предыдущих версий, установил, что находящиеся там изображения являются подлинными. К сожалению, Саутуола не дожил до дня своего торжества.

В последующие годы в научной печати публикуются новые сообщения об обнаружении пещерных рисунков в Испании, Франции и, наконец, России - на Урале. В числе таких крупных открытий за последние шестьдесят лет следует привести пещеры: Ласко (1940), Руффиньяк (1956), Дель Ромито (1961), Капову на Южном Урале (1959) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) в западной Монголии.

1.1.4. Настенная живопись пещеры Шульган-Таш

К настоящему времени в пещере выявлено более 50 разнотипных красочных изображений. Среди них рисунки зверей, особенно часто мамонта, различные условные знаки и расплывшиеся красные пятна.

Рисунки размещаются как на среднем, так и на верхнем ярусах пещеры на расстоянии от 170 до 300 м от входа. На среднем ярусе (это ярус с современным входом в пещеру) изображения располагаются в трех залах, идущих анфиладой один за другим (залы: Купольный, Знаков и Хаоса). На верхнем ярусе они зафиксированы пока лишь в самом ближнем из них - зале Рисунков.

Западная группа настенных красочных изображений в зале "Рисунков".

Слева направо: "бизон", первый мамонт, второй мамонт (мамонтенок) и третий мамонт. Зарисовка (по Щелинскому, 1996)

Рисунки обоих ярусов пещеры в целом различаются по составу и компоновке. Тем не менее, они имеют и ряд общих черт. Так, большинство из них располагается довольно низко над полом. Изображения приурочены как к относительно вертикальным, так и к сильно наклонным, нависающим стенам. Наиболее крупное изображение в пещере имеет длину 1,6 м, а самое маленькое - всего 6 см.

Все изображения в пещере выполнены на очень плотных известняках. Может быть, по этой причине в ней нет гравированных рисунков, нередких в западноевропейских пещерах. Для основной массы изображений использована красная охра. Несколько рисунков сделано другой более темной фиолетово-коричневой охрой. Имеются рисунки, выполненные двумя красками - красной охрой и черной краской (углем или окисью марганца).

Линии, образующие рисунки, наносились древними художниками очень тщательно и, надо думать, на сухие стены. Тогда краска сильно не растекалась, легче проникала в поры известняка и быстрее высыхала.

Красочные изображения зверей пещеры Шульган-Таш в целом отличаются реалистическим характером, хотя и не лишены примитивизма и схематизма. Животные показаны достаточно живо, в движении, видимо, такими, какими их видел первобытный художник. Хорошо узнаются, в частности, мамонты - наиболее популярные звери среди анималистических рисунков этой пещеры. С большой выразительностью переданы лошади. Можно распознать в изображениях носорога и, по-видимому, бизона. Однако есть рисунки и непонятных зверей.

Важнейшим и численно преобладающим компонентом живописи пещеры Шульган-Таш являются условные знаки чисто геометрического облика. Раньше их связывали со схематическими изображениями разного рода изделий или жилых сооружений палеолитических людей. Сейчас геометрические фигуры многими исследователями воспринимаются как знаки пола. Надо отметить, что условные знаки пещеры Шульган-Таш своеобразны и не имеют прямых аналогий среди геометрических форм изображений в палеолитической настенной живописи Западной Европы.

Верхнепалеолитический возраст настенной живописи пещеры Шульган-Таш сейчас уже можно считать достоверно установленным. По расположению и содержанию рисунков можно также утверждать, что пещера Шульган-Таш в древности была святилищем, с которым связаны мифы и мифологические представления палеолитических людей. Каждый зал с рисунками в пещере был частью этого святилища и выполнял свои функции, но какие именно - это еще предстоит выяснить.

1.1.5. Пещера Шульган-Таш - место обитания древних людей

Несмотря на достаточно длительные поиски, лишь в последние годы в пещере Шульган-Таш В.Е. Щелинским найдена стоянка палеолитических людей. С ее открытием в 1982 году появилась возможность уточнить и конкретизировать возраст живописи по геологическим и археологическим данным и ответить на вопрос о культурной принадлежности настенных рисунков пещеры.

Найденная стоянка палеолитических людей располагается в глубине, на первом ярусе пещеры в 150 м от входа в нее, в обширном и просторном зале Знаков. Через зал протекает ручей, превращающийся в весенне-осеннее время в небольшую речку. Культурный слой стоянки сохранился в северо-западной части зала и залегает он в толще рыхлых отложений на глубине около полуметра. Максимальная мощность культурного слоя 10-12 см, но в ряде мест толщина его не превышает 2-3 см. Верхняя часть слоя почти повсеместно размыта и как бы срезана водной эрозией. Литологические особенности слоев позволяют констатировать неоднократные в прошлом изменения условий осадконакопления в пещере. В разрезе пещерных отложений преобладают озерно-аллювиальные образования, то есть большую часть времени в пещере было очень влажно и сыро. Однако эти отложения перемежаются с образованьями, сформировавшимися в условиях, когда пол пещеры освобождался от стоячей и проточной воды. Исследованиями установлено, что палеолитическое святилище функционировало в пещере как раз в один из таких периодов ее значительного осушения, а климат местности в то время был достаточно суровым - близким к климату современных тундр. В культурном слое найдены: обломок бивня мамонта, кости пещерного медведя, зайца беляка, лисицы, песца, сурка, пищухи, тушканчика, копытного леминга и других мелких грызунов.

Для культурного слоя, по анализу древесного угля в разных лабораториях, получены две довольно близкие радиоуглеродные даты: 14680 +/- 150 и 13930 +/-300 лет. Если учитывать, что возраст культурного слоя, как это сейчас уже доказано, такой же как и возраст настенной живописи, то рисунки в пещере Шульган-Таш написаны древними художниками не менее 13-14 тыс. лет тому назад.

Учитывая местоположение стоянки в отдаленном зале пещеры, не может удивлять факт обилия кострищ, равно как и древесного угля в культурном слое. Все говорит о том, что в древности в пещере пылали костры. Однако в настоящее время это совершенно невозможно, так как в потолке пещеры нет каких-либо выходов на поверхность и пещера сегодня слабо проветривается. Очевидно, в древности зал Знаков, где располагалась стоянка, имел какую-то естественную вентиляцию, достаточную для выхода дыма многочисленных костров.

Всего в культурном слое обнаружено 193 предмета, из которых преобладают орудия из местного пещерного известняка и кальцита. Рабочий инструментарий и элементы вооружения составляют небольшую часть коллекции и изготовлены они из высококачественного каменного сырья, явно неместного происхождения, а именно из кремня и зелено-коричневой яшмы, коренные выходы которой находятся далеко от пещеры - в Зауралье. Наряду с каменными, найдены два костных орудия: нож из обломка трубчатой кости с длинным ретушированным лезвием и грубое шило.

Совершенно уникальны обнаруженные в слое украшения. Это четыре просверленные с двух сторон бочонковидные бусинки их зеленного серпентинита - сравнительно мягкого и легкого в обработке. Есть также подвески из тонких пластиночек кости (может быть, бивня мамонта) и сланца. Столь же уникальна находка в культурном слое фрагмента глиняной лампы, поскольку глиняные изделия в культурных палеолитических слоях вообще являются очень редкими находками.

1.1.6. Пещера Шульган-Таш - уникальный культурно-исторический объект

С пещерой Шульган-Таш связано очень много легенд, интересных преданий, поверий и сказок. Самым поразительным является то, что основные действия во многих древних сказаниях и других фольклорных произведениях привязаны именно к пещере Шульган-Таш или озеру Шульган, располагающегося перед входом в пещеру. И неслучайно, что и пещера, и озеро в них носит имя хозяина подземного мира (подводного падишаха) Шульгена. Шульген - один из главных отрицательных персонажей многих древнейших эпосов Южного Урала (эпосы: "Урал-Батыр", "Акбузат", "Кара-Юрга", "Акхак Кола" и др.), которому противостоит национальный герой - батыр: Урал-батыр в одноименном эпосе; Хаубан в эпосе "Акбузат"; Кушлак-батыр в эпосе "Кара-Юрга"; батыр Минэй в эпосе "Кунгыр буга" и др.

Озеро Шульган (Шульген) возникло по преданиям из остатков моря-потопа, устроенного дивами и Шульгеном после удара посохом о землю. Поражает сходство описания этого озера в некоторых эпосах с действительной природной обстановкой пещеры Шульган-Таш. Об озере Шульген, например, в эпосе "Акбузат" сказано так: "Когда водяной падишах начал проигрывать битву, он отыскал бездонный омут и нырнул в то озеро. Дна у того озера нет, оно сливается с большой подземной рекой. ... Того падишаха звали Шульгеном. Поэтому и озеро стали называть Шульгеном".

В эпосе "Акбузат" и эпосе "Урал-батыр" описываются человеческие жертвоприношения озеру Шульган. В жертву подводного (подземного) мира приносились девушки-красавицы. Может быть найденная П.И. Рычковым "сухая человеческая голова" и есть след этого жертвоприношения?

Во многих легендах и преданиях озеро Шульган часто занимает центральное место. Так, все события в эпосе "Акбузат" разворачиваются именно вокруг этого озера. На поверхности озера в полнолуние появляется лучезарная девушка Наркас в облике золотой утки. Юноша Хаубан получает в дар от нее крылатого коня Акбузата (тулпара) и многочисленные стада. Единственным условием для Хаубана при этом является запрет оборачивания в сторону озера после получения даров. Однако, испугавшись бури, вызванной появлением из озера тулпара, Хаубан оглядывается, и все животные опять исчезают в пучине таинственного озера. Такой мотив обитания коней и скота на дне озера и их частичного исчезновения в этом же озере распространен в многочисленных легендах, преданиях и эпосах Южного Урала очень широко.

Например, в эпосе "Кара-Юрга" Кушлак-батыр во время охоты засыпает на берегу озера. Появляется странник, который просит батыра отдать ему охотничью птицу - кречета в обмен на что-нибудь. Кушлак долго не соглашается, и наконец, за табун лошадей он расстается с чудесной птицей, которая напоследок пророчит ему скорую смерть. Путник выводит из озера косяк лошадей, ведомый Кара-Юргой. Выход животных опять же прерывается нарушением запрета оглядываться. Оставшийся скот Кушлак сгоняет в одно место и сразу же умирает.

С аналогичным сюжетом в Бурзянском районе широко бытует легенда об озере Елкысыккан-Куль, из которого вышли кони. В этой легенде (по М.В. Лоссиевскому) рассказывается о батыре Бышлаке, который во время охоты в окрестностях Шульгана повстречал удивительного странника. Странник попросил у батыра собаку. Бышлак долго отпирался пока незнакомец не предложил ему за нее табун лошадей. Странник взял собаку и нырнул в озеро, а затем вывел кобылу, наказав сесть на нее верхом и ехать не оглядываясь. Из любопытства Бышлак оглянулся, и тут же половина табуна нырнула обратно в воды озера. Охотник стал богатым человеком, а его потомство с тех пор называется байулинцами. От этого табуна, пошла порода лошадей пегой масти с серой спиной. А озеро получило название Елкысыккан - озеро, откуда вышли кони. По тексту описания это озеро соответствует озеру карстового происхождения вблизи пещеры Шульган-Таш, и которое также называют озером Шульганом.

В народных преданиях озеро Шульган очень часто является местом рождения чудесного коня. Так, в варианте сказания "Акхак кола" появления вожака стада Акхак кола описывается следующим образом: "К озеру Шульган в одно и то же время приходила жеребится кобылица из того табуна, что вышел из шульгановой породы - с мышиным хребтом. Люди подстерегли ее здесь, но им удалось поймать только жеребенка - кобыла обратно нырнула в озеро, но при этом жеребенок стал хромым (отсюда и его имя: "Акхак Кола" - "хромой буланый конь"). Этот то жеребенок и положил начало новому табуну".

С озером Шульган связано действие и другого широко распространенного сказания "Кунгыр буга". В этом озере батыр Минэй находит пропавшую дочь старика и старухи, которую похитил Водяной - хозяин озера. Батыр спускается в подводное царство, срубает все семь голов чудовищу и выводит на землю девушек, людей и скот.

Нетрудно заметить общий для всех приведенных отрывков произведений один и тот же мотив выхода коней или скота из озера Шульган, которое выступает как место локализации потустороннего мира. Отсюда - выход из него должен восприниматься как метафора рождения. То есть озеро воспринималась предками современных башкир не только как место обитания почитаемых животных, но и как место их рождения (Котов, 1997).

Немало легенд и сказаний связано и с самой пещерой Шульган-Таш. Одна из них гласит, что в былые времена в пещере жили какие-то особые люди, не похожие на современных людей. Они были очень богаты, сеяли хлеб и имели множество разного скота. Но чаще всего легенды, связанные с пещерой, олицетворяют потусторонние силы и это понятно, поскольку, как отмечалось выше, пещерная среда более сурова и непонятна, чем обычно окружающая нас природа. В.И. Даль, разъезжая по Оренбургской губернии по служебным делам, собирал произведения устного народного творчества, в частности и башкирского фольклора. В своих заметках он характеризует Капову пещеру по сказаниям и преданиям башкир так: "...В подземелье этом обитало когда-то особое племя людей, о котором рассказывают много дивного. Там же укрывались разные джины, дивы ... Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся, собаке: это див, окаменевший в принятом образе. Замечательно, что собака эта боится плети, что дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов плетью; она издает глухой вой, и обильный дождь окропляет окрестность".

По словам П.И. Рыжкова, башкиры во время своих войн и восстаний против царских помещиков стягивали сюда свои семьи и скот. При малейшей опасности скот загонялся в нижний этаж пещеры, а женщины, дети и старики уходили на верхний этаж. Временами в пещере одновременно скрывалось до трех и более тысяч человек. Это и не удивительно. Пещера Шульган-Таш как будто бы специально устроена для убежища многих тысяч людей. В ней достаточно много места, воды и воздуха.

1.2. Пещера Сумган

Пещера Сумган расположена в Мелеузовском районе Республики Башкортостан, в 23 км восточнее п. Нугуш, в пределах Западного склона Южного Урала между хребтами Ямантау и Кибиз, на Нугуш-Бельском междуречье, в так называемом урочище Кутук-Сумган. Пещера заложена в серых массивных известняках карбона визейского яруса (С1v) Кутукской синклинали. Это самая протяженная пещера Урала, общая длина ходов которой - 9860 м. Глубина пещеры 134 м, объем – 350000 куб. м.

1.2.1. Об истории исследований

Первое упоминание об этой, начинающейся "пропастью", пещере принадлежит геологам А.И. Олли и Р.Э. Алксне, которым показали ее в 1960 году местные жители. На основании времени падения камня, ее глубину они оценили в 120-150 м.

Впервые спустились в пропасть и обнаружили отходящие от нее галереи участники карстово-спелеологической экспедиции Башкирского университета под руководством Е. Д. Богдановича и И. К. Кудряшова в 1965 году. Последующие их исследования, а также исследования совместно с Башкирской областной спелеологической секцией под руководством Михаила Чванова (ныне широко известного писателя), в 1966-1967 гг. определили протяженность пещеры в 5000 м.

Весной 1967 года спелеологи Московского университета провели повторную съемку пещеры, но в результате интенсивного обледенения стен входной пропасти и навешенного на них снаряжения случилась трагедия - руководители экспедиции Алексеева Е.В. и Алексинский В.Я. погибли. Материалы топосъемки были утрачены.

В 1968-1972 гг. исследование пещеры продолжили спелеологи Свердловской городской спелеосекции под руководством А. Рыжкова и Ю. Лобанова. В результате общая длина ходов пещеры была доведена до 8 км.

В 1976 г. уфимские спелеологи под руководством Евгения Шарова, с помощью альпинистской техники прохождения стенных маршрутов, обследовали коридоры верхнего яруса пещеры, начинающиеся в стволе пропасти на глубине 20-30 м.

В 1980 г. спелеологи г. Усть-Каменогорска, вскрывая закальматированные ходы, довели общую протяженность пещеры до 9860 м. Этот рубеж, несмотря на длительные и упорные исследования многих спелеологов, не преодолен и сегодня.

1.2.2. Морфология и морфометрия пещеры

Вход в пещеру находится в месте слияния суходолов Сумган и Улуклан, представляющего собой котловину диаметром 200 м. Пещера начинается шахтой, глубиной 116 м. Ее устье имеет размеры 9,0х4,5 м. Нависающие стены шахты, в основном, ровные, местами с выступами в виде козырьков. С осени до середины лета они покрыты ледяными наростами и обвалоопасны.

На глубине 60,5 м от покрытой фирном площадки в восьми направлениях отходят коридоры лабиринта среднего яруса, которые гипсометрически приурочены к уровню древней (верхнеплиоценовой) надпойменной террасы долины р. Белой.

Восновании северной стены находится грот "Ожидание" (удобный для подгонки снаряжения и переговоров с поверхностью). Отсюда, по обрамляющим ствол шахты коридорам, можно пройти в восточную часть пещеры – Библиотеку. Это три каньоновидных коридора, соединенных поперечным ходом. На стенах видны эрозионные желоба, делающие их похожими на книжные стеллажи. Пол среднего коридора покрыт покровами кальцита, гурами; на стенах и потолке - конические и флагообразные сталактиты. В конце восточного коридора есть геликтиты.

Для движения по среднему ярусу самым удобным является "Коровий ход", названный так потому, что первопроходцами здесь был обнаружен скелет упавшей в шахту коровы. Этот ход находится напротив грота "Ожидание" и уходит в южном направлении. Если двигаться в западном направлении, то можно попасть в два зала: "Слона" и "Кубиков", получивших свои названия по формам, находящихся в них, гигантских глыб. Размеры их примерно одинаковы – диаметр 30 м, высота – 10-20 м.

Трехступенчатый 12-метровый подъем по южной стене зала "Кубиков" приводит в "Поворотную галерею" с мощными покровами кальцита, уплощенным сталагмитом диаметром 3 м и множеством неглубоких гуров (частично сухих).

На запад от зала "Кубиков" отходит широкая изогнутая сводчатая галерея "Метрополитен", которая приводит в Актовый зал. Длина зала 65, ширина 13, высота 16 м. Горизонтальный пол его покрыт автохтонными обломками известняка и аллохтонными кварцевыми валунами и галечниками. Из недоступного хода в потолке зала низвергается "водяной душ". В восточной его части расположено озеро, а в северной – "Спиральный ход", который обрывается колодцем "Туманным", через который можно попасть на нижний ярус пещеры.

К северо-западу от Актового зала начинается широкий крутой подъем на глиняный аллохтонный холм "Эверест". Здесь много конических и флагообразных сталактитов, сталагмитов и сталагнатов. От верхней точки холма "Эверест" до поверхности всего 26 м. На западном его склоне образовался глубокий овраг. На протвоположной стороне, в русле аналогичного оврага, - кальцитовая "речка". Продолжающаяся на запад выполаживающаяся галерея, названа первоисследователями "Проспектом геофака". Ширина ее 12-16 м. Поверхность потолка галереи неровная - с четко выраженным эрозионным желобом и эрозинно-коррозионными куполами. Стены отвесные. Пол по центру галереии, по всей ее длине, осложнен эрозионно-аккумулятивным глиняным увалом высотой 1,5-2 м. В устьевой его части - "конус выноса", поверхность которого осложнена 4-6 и 8-граннными такырами с поперечником до 1 м. В конце Проспекта, по раскопанному в потолочном желобу усть-каменогорцами лазу, можно попасть в зал "Фигур". Здесь устроен своеобразный музей глиняных фигур. На стенах вылеплены фамилии спелеотуристов и годы посещения ими пещеры, а также эмблемы, символические барельефы, на полу - фигуры. Местами по трещинам на стыках стен и потолка, а также краям эрозионно-коррозионных куполов развиты кальцитовые покровы и сталактиты. На полу в начале проспекта имеются пагоды, некоторые из которых сдвинуты и даже наклонены в результате подмыва глиняного основания.

В средней части от Проспекта геофака отходит длинный извилистый коридор "Змеевик". На полу, осложненном глинянным валом, как и в вышеописанных галереях и залах пещеры, встречаются автохтонные скопления глыб и щебня, а также аллохтонные валуны из кварцита.

От грота "Кукольный театр" начинается обводненная часть коридора. Вода сочится из ниши, похожей на сцену кукольного театра. Под нишей образовалось озеро, на дне которого развит кораллит высотой до 7 см. Из озера вытекает ручей, который через 30 м падает с 6-ти метрового уступа в грот "Колодец". Пол здесь и дальше по коридору глинистый и топкий. Низкий проход ведет в грот "Борода" с красивым сталактито-сталагмитом высотой 6 м и диаметром до 2,5 м.

Грот "Борода" через камин высотой 20 м соединяется с галереей "Метрополитен". Другой коридор с разветвлениями постепенно спускается до уровня подземной реки. Здесь найдены черепа куницы (около 100 шт.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.