на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Врачебный контроль, его цели и задачи


Реферат: Врачебный контроль, его цели и задачи

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)


Кафедра промышленной электроники (ПрЭ)


О.Г. Черноусов

Дисциплина: «Физическая культура»


Реферат.

Тема: «Врачебный контроль, его цели и задачи».


Выполнил студент Дмитриченков Владимир Геннадиевич


Проверил преподаватель___________________________________


г.Сургут

2001г

План:

  1. Задачи, содержание, организация, формы и методы врачебного контроля.

  2. Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста.

  3. Врачебный контроль за женщинами занимающимися физкультурой и спортом.

  4. Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности. Отрицательные явления в процессе тренировки.

  5. Антидопинговый контроль.


Задачи, содержание, формы, методы и организация врачебного контроля.

В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обяза­тельным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом называ­ется врачебным контролем в физическом воспитании.

Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состоя­ние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль является важным звеном в научном обосно­вании теории и практики Российской (Советской) системы физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиоло­гией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной трав­матологией - врачебный контроль составляет спортивную медицину.

Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании -содействие эффективному использованию средств и методов физическо­го воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития и физической подготовленности трудящихся нашей страны.

В соответствии с этим задачами врачебного контроля являются:

наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и работо­способностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и спор­том; наблюдение за правильным использованием средств и методов фи­зического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и фи­зической подготовленности занимающихся, предупреждение и устране­ние отрицательных явлений в процессе тренировки (пере тренированности, переутомления и др.); надзор за санитарно-гигиеническими усло­виями мест занятий, предупреждение спортивных травм, также их лече­ние.

В настоящее время вся работа по организации, планированию и ру­ководству врачебным контролем осуществляется органами здравоохра­нения. Ими также проводится подготовка врачей- специалистов по физи­ческой культуре в системе институтов усовершенствования врачей и ка­федр по врачебной физкультуре медицинских университетов (институ­тов). Общий контроль за постановкой медицинского обслуживания за­нимающихся физической культурой и спортом возложен на Комитет по физической культуре и спорту при СМ России (раньше при СМ СССР), который в этой работе опирается на Научно-методический Совет и Феде­рацию спортивной медицины. В областных центрах и крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые непосредст­венно осуществляют врачебный контроль за ведущими спортсменами, обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований, контролируют санитарное состояние спортивных сооружений, контро­лируют ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных за­ведениях, спортивных организациях. Врачебный контроль возложен на врачей городских и сельских лечебно-профилактических учреждений. В высших учебных заведениях, школах высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных сооружениях и тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля.

Основная форма в.к. - врачебное обследование. Проводятся первич­ные, повторные и дополнительные обследования. Другими формами в.к. являются: врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физиче­скими упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами и ус­ловиями проведения занятий по физической культуре и спорту, предупре­ждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское об­служивание массовых оздоровительных, физкультурных и спортив­ных мероприятий: медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская работа и пропаганда фи­зической культуры и спорта.

Врачебные обследования могут проводиться в лабораторных услови­ях и в условиях спортивной деятельности. Комплексное врачебное обсле­дование в лабораторных условиях включает в себя следующие методы:

общепринятый комплекс методов - анализ общий и спортивный, опреде­ление физического развития, физикальное обследование систем и органов, комбинированная функциональная проба, клинические анализы крови и мочи, электрокардиофафия, рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография сердца; дополнительный комплекс инструментальных методов.

В условиях спортивной деятельности применяются методы: опреде­ление воздействия тренировочного занятия используя показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спиромет­рии. веса тела и дополнительные инструментальные методы; испытания с повторными нагрузками используя показатели пульса и частоты дыхания, определение кровяного давления, регистрация внешних признаков утом­ления, учет показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы.

Медицинское обследование охватывает всех студентов вузов и про­водится в соответствии с инструкцией об организации врачебного контро­ля за физическим воспитанием студентов вузов страны, введенной в дей­ствие в 1972 году.

В начале учебного года студенты в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование, антропометрические измерения. Пе­риодические медицинские осмотры занимающихся физической культурой и спортом проводятся не менее одного раза в год. Отдельные студенты по назначению врача или преподавателя проходят медицинские осмотры по­вторно.


Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста.

Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрос­лого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специа­лизация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.

У детей младшего школьного возраста (7—11 лет) еще недо­статочно твердая костная система, поэтому возможность нару­шения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюда­ются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения.

Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них не­достаточно развита координация. Процессы возбуждения преоб­ладают над процессами торможения. Отсюда — недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.

В начальных классах особенно важна профилактика утомле­ния. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую погоду), игры, утренняя гим­настика, в школе — гимнастика до занятий, уроки физкульту­ры, физкультурные минутки между уроками и т.п.

В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость перено­сятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопус­тимы. Сохраняется опасность возникновения сколиозов, замед­ления роста, особенно если школьник занимается штангой, прыж­ками, спортивной гимнастикой и др.

Мышечная система в этом возрасте характеризуется усилен­ным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особен­но у мальчиков. Совершенствуется координация движений.

Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам вос­становления. Поэтому при проведении занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к занимающимся.

В старшем школьном возрасте (17—18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается уси­ленный рост тела в длину, особенно при занятии играми (волей­бол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мус­кулатура, совершенствуется точность и координация движений.

На рост и развитие школьников существенное влияние ока­зывает двигательная активность, питание, а также закаливаю­щие процедуры.

Исследования показывают, что только 15% выпускников сред­них школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого неблаго­получия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьни­ков 11-15 лет является наличие (20-24)% динамической рабо­ты в дневном распорядке, то есть 4—5 уроков физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.

Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компен­сируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Для нормального развития девочек необходимо 5—12 ч в неделю, а мальчиков — 7—15 ч занятий физическими упраж­нениями разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, ут­ренняя гимнастика и т.п.). Интенсивность ежедневных заня­тий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС при этом — 140-160 уд/мин).

Большая роль в наблюдении за ростом, развитием и состоя­нием здоровья школьников наряду с учителем физкультуры (тре­нером) отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Зада­чей медицинского контроля является определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в последующем — постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием школьни­ков, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.

Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными исследо­ваниями, оно значительно шире и включает в себя широкий ком­плекс мероприятий,а именно:

контроль за состоянием здоровья и общим развитием зани­мающихся физической культурой и спортом;

врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкульту­ры в процессе тренировочных занятий, соревнований;

диспансерное обследование занимающихся в школьных сек­циях;

медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;

профилактика спортивного травматизма на уроках физкуль­туры и на соревнованиях;

профилактика и текущий санитарный контроль мест и усло­вий проведения занятий и соревнований;

врачебные консультации по вопросам физической культуры

и спорта.

Важным участком работы школьных медицинских работни­ков является врачебно-педагогический контроль за занимающи­мися, который должен охватывать все формы физического вос­питания в школе — уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И главное — определение влияния занятий физкультурой на орга­низм школьника.

Школьный врач (или медицинская сестра) определяют ин­тенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, со­блюдены ли принципы распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в состо­янии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми).

Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений в заня­тиях того или иного школьника, имеющего отклонения в физи­ческом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и др.).

Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических пра­вил в отношении условий и мест проведения занятий физкуль­турой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).

Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кри­вой урока по пульсу и внешним признакам утомления.

Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.

Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, пере­несших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой мо­жет быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в тече­ние 30 с с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям физкуль­турой после перенесенных заболеваний.

Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры: ан­гина — 14-28 дней, следует опасаться резких переохлаждений;

бронхит — 7-21 день; отит — 14-28 дней; пневмония — 30-60 дней; плеврит — 30-60 дней; грипп — 14-28 дней; острый не­врит, пояснично-крестцовый радикулит — 60 и более дней; пе­реломы костей — 30-90 дней; сотрясение головного мозга — 60 и более дней; острые инфекционные заболевания — 30-60 дней.

Важная форма работы врача и учителя физкультуры — про­филактика спортивных травм при занятиях физкультурой. Ос­новными причинами травматизма у школьников являются: пло­хая разминка, неполадки в оснащении и подготовке мест заня­тий, отсутствие страховки при упражнениях на снарядах, ран­нее возобновление занятий школьником, перенесшим заболева­ние, плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие другие причины.

Двигательная активность школьников. Между двигатель­ной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. Движение — залог здоровья — это аксиома. Понятие «двига­тельная активность» включает в себя сумму движений, выпол­няемых человеком в процессе жизнедеятельности.

В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обу­чения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спон­танную физическую активность в свободное время. Все эти час­ти тесно связаны между собой.

Для контроля за двигательной активностью используют хро­нометраж (определение ее продолжительности и вида, одновре­менно учитывая длительность перерыва, отдыха и пр.), шаго-метрию (подсчитывают движения с помощью специальных при­боров — шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют к поясу и по показанию счетчика определяют количество километров, прой­денных за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, ко­торые вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании зем­ли в специальном устройстве возникают электрические сигна­лы, по которым миниатюрный счетчик подсчитывает число ша­гов и энергию, затраченную при ходьбе (беге). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная величина двигательной активности представлена та­ким образом: занятия в школе (4-6 ч), легкая активность (4-7 ч), умеренная (2,5-6,5 ч), высокая (0,5 ч). К этому показателю при­бавляют величину энергозатрат на суточный рост (ее максимум приходится на возраст 14,5 лет).

У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть значительно выше, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.

Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.

Летом, для обеспечения школьникам условий для достаточ­ной двигательной активности, следует шире использовать по­движные игры, плавание, корригирующие упражнения для нор­мализации осанки и свода стоп.

Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, за­держке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыж­ках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на поло­вую функцию. У них, как правило, позднее начинается менстру­ация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

диспансерное обследование — 2—4 раза в год;

дополнительные медицинские осмотры с включением тести­рования физической работоспособности перед участием в сорев­нованиях и после перенесенной болезни или травмы;

врачебно-педагогические наблюдения с применением и до­полнительных повторных нагрузок после тренировок;

санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

контроль за средствами восстановления (по возможности — исключать фармакологические препараты, баню и другие силь­но действующие средства);

строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объе­му, интенсивности, режиму и методике тренировок, срокам до­пуска к тренировкам (особенно к соревнованиям) после перене­сенных травм и инфекционных заболеваний.

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физичес­кого совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма школьника.

Спортивная специализация — это планомерная разносторон­няя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.

Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим трени­ровочным нагрузкам, зависит от вида спорта.

Институт возрастной физиологии РФ рекомендует начинать занятия тем или иным видом спорта в следующем возрасте:

акробатика — с 8—10 лет;

баскетбол, волейбол — 10—13;

бокс — 12-15;

борьба — 10-13;

водное поло — 10—13;

гребля академическая — 10—12;

легкая атлетика — 11-13;

лыжный спорт — 9—12;

плавание — 7-10;

тяжелая атлетика — 13—14;

фигурное катание — 7-9;

футбол, хоккей — 10-12;

гимнастика спортивная — 8-10 лет (мальчики), 7-9 лет (де­вочки).

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко яв­ляется причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалид изации.

К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их перево­дят в подготовительную или специальную медицинскую группу.

Особенности питания школьников. Правильно организован­ное (в количественном и качественном отношении) питание де­тей является обязательным условием их нормального физичес­кого развития и играет важную роль в повышении работоспособ­ности и сопротивляемости организма инфекционным заболева­ниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к различным заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, ка-риозности зубов и др.).

Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма и условиями деятельности учащихся. Повышенная калорийность питания у детей по срав­нению со взрослыми объясняется интенсивным обменом веществ, большей подвижностью, соотношением между поверхностью тела и его массой (у детей на 1 кг веса приходится большая наружная поверхность, чем у взрослых, а потому они быстрее охлаждают­ся и, соответственно, теряют больше тепла).

Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следу­ющие размеры поверхности кожи: у ребенка 1 года — 528 см2, 6 лет — 456 см2, 15 лет — 378 см2, у взрослых — 221 см2.

Усиленные теплопотери требуют большей калорийности пи­тания. С учетом относительной поверхности тела на 1 кг веса взрослому необходимо получить в сутки 42 ккал, детям 16 лет — 50 ккал, 10 лет — 69 ккал, 5 лет — 82 ккал.

Потребность в жирах у школьников также увеличивается, так как они содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.

Наиболее благоприятным условием для роста и развития яв­ляется соотношение, когда на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление углеводов в младшем возрасте меньше, чем в стар­шем, в то время как потребление белков с возрастом увеличива­ется. Избыток углеводов в питании так же вреден, как и недо­статок (излишки идут на отложение жира; снижается иммуни­тет; дети-сластены больше подвержены простудным заболевани­ям, а в дальнейшем не исключено заболевание диабетом).

У детей потребность во всех витаминах повышена, они более чувствительны к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает приостановку роста, снижение веса и пр., а при недостатке витамина Д возникает рахит (витамин Д регу­лирует фосфорно-кальциевый обмен). Недостаток ультрафиоле­та и витамина Д ведет к рахиту, кариесу зубов и пр.

Питание в школе разных возрастных групп должно строить­ся дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Порции не должны быть слиш­ком объемными. Большое значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют потребность в еде и оказы­вают положительное влияние на самочувствие и успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах должна составлять примерно 25% общей калорийности суточного рацио­на, а в сельской местности при отдаленности жилья — 30-35%.

Длительные перерывы в приеме пищи и еда всухомятку на­носят существенный вред здоровью школьника.

Закаливание школьников проводится по системе гигиеничес­ких мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метео­рологических факторов (холод, тепло, радиация, перепады ат­мосферного давления и т.п.). Это своего рода тренировка орга­низма с использованием целого ряда процедур.

При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд ус­ловий: систематичность и постепенность, учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья, возраста, пола и физического развития; использование комплекса закаливающих процедур, то есть применение разнообразных форм и средств (воздух, вода, солнце и др.); сочетание общих и локальных воздействий.

В процессе закаливания школьники осуществляют самоконт­роль, а родители следят за реакциями ребенка на закаливающие процедуры, оценивают их переносимость и эффективность.

Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и сол­нечные ванны), вода (души, ванны, полоскания горла и др.).

Последовательность выполнения закаливающих водных про­цедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание в бассейне, растирание снегом и т.д.

Приступая к закаливанию детей и подростков, необходимо помнить, что у детей высокая чувствительность (реакция) к рез­кой смене температур. Несовершенная терморегуляционная сис­тема делает их беззащитными перед переохлаждением и пере­греванием.

Приступать к закаливанию можно практически в любом воз­расте. Лучше начинать летом или осенью. Эффективность процедур увеличивается, если их проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими упражне­ниями, играми и т.п.

При острых заболеваниях и обострении хронических заболе­ваний проводить закаливающие процедуры нельзя!

Согласно государственной программе, обязательные занятия физкультурой в вузе проводятся первые два года обучения, в последующие годы — факультативно. Занятия проводятся два раза в неделю, медицинское обследование — 1 раз в год.

Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов включает:

исследование физического развития и состояния здоровья;

определение влияния физических нагрузок (занятий физкуль­турой) на организм с помощью тестов;

оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;

врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

профилактику травматизма на уроках физкультуры, завися­щего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;

пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закали­вания и занятий спортом на состояние здоровья студента с ис­пользованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включе­нием тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.).

Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и био­химические особенности организма в период старения оказыва­ют влияние на его важнейшее свойство — способность реагиро­вать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной си­стемы, висцеральных органов и др.

Возрастные изменения начинаются с периферических сосу­дов. Происходит утончение мышечного слоя артерий. Склероз раньше всего возникает в аорте и крупных сосудах нижних ко­нечностей. Кратко изменения в организме при старении можно сформулировать следующим образом:

нарушается координация движений, изменяется структура мышечной ткани с потерей жидкости, сухостью кожи и т.д.;

уменьшается выделение гормонов (например, адренокортикотропного гормона АКТГ), по этой причине снижается эффектив­ность синтеза и секреции гормонов надпочечников, ответствен­ных за обменные и приспособительные процессы организма, в частности, при мышечной работе;

снижается функция щитовидной железы (гормон тироксин), регулирующей обменные процессы (биосинтез белков);

нарушается обмен жиров, в частности, их окисление, а это ведет к накоплению в организме холестерина, который способ­ствует развитию склероза сосудов;

возникает инсулиновая недостаточность (функциональные нарушения поджелудочной железы), затрудняется переход глю­козы в клетки и ее усвоение, ослабляется синтез гликогена: ин­сулиновая недостаточность затрудняет биосинтез белка;

ослабляется деятельность половых желез, что в свою очередь вызывает ослабление мышечной силы.

С возрастом мышцы уменьшаются в объеме, снижается их эластичность, сила и сократимость.

Исследования показывают, что наиболее выраженным возра­стным изменением протоплазмы клеток (мышц) является сни­жение гидрофильности и водоудерживающей способности бел­ковых коллоидов.

С возрастом интенсивность обменных процессов понижается и величина минутного объема сердца уменьшается. Скорость возра­стного снижения сердечного индекса составляет 26,2 мл/мин/м2 в год.

Отмечается также уменьшение частоты сердечных сокраще­ний и ударного объема. Так, в течение 60 лет (с 20 лет до 80 лет) ударный индекс снижается на 26%, а частота сокращения серд­ца — на 19% . Уменьшение максимального минутного объема кровообраще­ния и МПК по мере старения связано с возрастным снижением частоты сердечных сокращений. У пожилых людей, из-за нарушения эластичности артерий, систолическое давление имеет тенденцию к повышению. Во вре­мя физической нагрузки оно также возрастает в большей степе­ни, чем у молодых.

При возникновении гипертрофии миокарда, коронарокардиосклероза нарушается метаболизм мышц, повышается артериаль­ное давление, возникает тахикардия и другие изменения, кото­рые существенно лимитируют физическую деятельность.

Кроме того, происходит частичная замена мышечных воло­кон соединительной тканью, возникает атрофия мышц. Из-за потери эластичности легочной ткани снижается вентиляция лег­ких, а следовательно, и снабжение тканей кислородом.

Практика свидетельствует, что умеренные физические тре­нировки задерживают развитие многих симптомов старения, за­медляют прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что для лиц среднего, и осо­бенно пожилого возраста характерна гиподинамия и избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных занятий физкультурой.

Наиболее эффективны в этом отношении циклические виды двигательной активности — ходьба по пересеченной местности, лыжные прогулки, плавание, езда на велосипеде, тренировки на велотренажере, тредбане (тредмилле) и др., а также ежедневная утренняя гимнастика (или длительная прогулка в лесу, парке, сквере), контрастный душ, раз в неделю — посещение сауны (бани), умеренное питание (без ограничения в животных бел­ках, овощах, фруктах) и т.д.

Не следует включать в тренировки бег, прыжки, упражне­ния с тяжестями, которые приводят к травматизму и заболева­ниям опорно-двигательного аппарата. В свое время популярным был «бег трусцой», который приводил к заболеваниям нижних конечностей (периоститы и другие структурные изменения над­костницы, мышц, сухожилий и пр.), возникновению (или обо­стрению) остеохондроза позвоночника. Его пришлось заменить более физиологичным видом — ходьбой.

Врачебный контроль за женщинами, занимающимися физкультурой и спортом.

При занятиях физической культурой и спортом, а также при отборе в секции необходимо учитывать морфофункциональные особенности женского организма.

Физическое развитие и телосложение женщин во многом от­личаются от мужского. Во-первых, это касается роста и массы тела. Мышечная масса у женщин составляет примерно 35% массы тела, а у мужчин — 40—45% . Соответственно, и сила у женщин меньше. Так, у студенток института физкультуры кистевая ди­намометрия 36,5 кг, у мужчин — 60,1 кг; становая, соответ­ственно, — 91,4 кг и 167,7 кг. Жировая ткань у женщин состав­ляет в среднем 28% массы тела, а у мужчин — 18%. И топогра­фия отложения жиров у женщин отличается от мужской.

Занятия спортом существенно изменяют морфологические показатели, особенно в таких видах спорта, как метание диска, толкание ядра, тяжелая атлетика, борьба и др.

У здоровых женщин плечи уже, таз — шире, ноги и руки короче. Структура и функции внутренних органов также раз­личны. Сердце у женщин меньше, чем у мужчин, на 10-15%, объем сердца у нетренированных женщин составляет 583 см3, у мужчин — 760 см3. То же различие отмечено и у спортсменов.

Ударный объем сердца у мужчин в покое на 10—15 см3 боль­ше, чем у женщин. Минутный объем крови (МОК) больше на 0,3—0,5 л/мин. Следовательно, в условиях выполнения макси­мальной физической нагрузки сердечный выброс у женщин суще­ственно ниже, чем у мужчин. У женщин также меньше объем крови, но ЧСС в покое у женщин выше, чем у мужчин, на 10-15 уд/мин. Частота дыхания (ЧД) у женщин выше, а глубина дыхания мень­ше, меньше также МОД. ЖЕЛ на 1000-1500 мл меньше. Тип дыхания у женщин грудной, а у мужчин — брюшной. МПК у женщин меньше, чем у мужчин, на 500-1500 мл/мин. PWC170 у женщин — 640 кгм/мин, а у мужчин — 1027 кгм/мин. Поэтому и спортивные результаты у женщин ниже, чем у мужчин, во всех видах спорта.

Все это указывает на более низкие функциональные возмож­ности сердечно-сосудистой системы женщин по сравнению с муж­чинами.

Под влиянием систематических занятий спортом функцио­нальные показатели различных систем организма у мужчин и женщин еще более различаются. Так, по данным PWC170, физи­ческая работоспособность у спортсменок в циклических видах спорта (лыжные гонки, коньки, академическая гребля) состав­ляет 70,1% (1144 кгм/мин), у мужчин — 1630 кгм/мин. Связа­но это с возможностями кардиореспираторной системы.

В связи с более низким основным обменом у женщин на 7— 10% меньше, чем у мужчин, сердечный индекс, более низкий ударный объем (соответственно 99 мл и 120 мл) во время нагруз­ки в положении лежа на спине.

Помимо сказанного выше, при построении учебно-трениро­вочного процесса необходимо учитывать функциональное состоя­ние спортсменки в различные фазы овариально-менструального цикла, психоэмоциональное состояние. В этот период ослабева­ет внимание, ухудшается самочувствие, появляются боли в по­ясничной области и внизу живота и др. Физическая работо­способность (по тестированию) в середине менструального цикла (в период овуляции) заметно снижается. В этом периоде трени­ровки противопоказаны.

В период менструации не следует посещать сауну (баню), плавательный бассейн, проводить занятия в тренажерном зале. Запрещается принимать фармакологические средства, способствую­щие задержке или ускорению (преждевременному наступлению) менструации. Такая искусственная регуляция приводит к нару­шению детородной функции, раннему наступлению климакса и ряду других осложнений.

Рождение ребенка положительно сказывается на спортивных ре­зультатах. Практика спорта знает немало случаев, когда женщина, имея одного, двух и даже трех детей, показывала выдающиеся ре­зультаты на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.

С наступлением беременности следует прекратить интенсив­ные тренировки, а заняться ЛФК, дозированной ходьбой, плава­нием, лыжными прогулками и т.д. Исключаются упражнения на напряжение брюшного пресса и промежности (особенно в ран­ние сроки беременности), задержку дыхания, прыжки, подско­ки и др.

В послеродовом периоде полезны лечебная гимнастика, мас­саж спины и ног, прогулки в лесу (сквере, парке). Умеренные нагрузки способствуют увеличению лактации, а интенсивные — снижению или даже прекращению. Через 6-8 мес. после родов, прекращения кормления ребенка грудью можно возобновить тре­нировки, но они должны быть умеренными (желательно в цик­лических видах спорта), с постепенным включением общеразвивающих упражнений и занятий на тренажерах.

У гимнасток, фигуристок и прыгуний в воду после многолет­них тренировок в детском возрасте отмечается более позднее на­чало месячных (у 46—64% они начинались в 15—17 лет). Задер­жка менструального цикла объясняется перегрузками в ходе тре­нировочного цикла, а также воздействием холода у фигуристок, микротравмами гениталий у гимнасток и некорректным (нетех­ничным) вхождением в воду прыгуний.

Анаболитические стероиды женщинам противопоказаны, осо­бенно опасны они для девушек. От их применения изменяется структура мышц, изменяется голос, появляется агрессивность, повышается травматизм, нарушается менструальный цикл вплоть до аменореи, а также детородная функция (характерны выки­дыши), отмечается повышение артериального давления, заболе­вание печени, возникают раковые заболевания, даже со смер­тельным исходом. От применения анаболиков у юных спортсме­нок возникает также опасность остановки роста.


Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности. Отрицательные явления в процессе тренировки.

На основе медицинского обследования, врачебно-педагогических на­блюдений и других данных о состоянии здоровья, физического развития,и подготовленности делается медицинское заключение, по которому студен­ты распределяются для практических занятий по программе физического воспитания на три медицинские группы, характеристики которых приве­дены в таблице 1.


Таблица 1

Название группы


Медицинская характери­стика группы


Допускаемая физическая нагрузка


1. Основная


Лица без отклонения в со­стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи­тельные отклонения в со­стоянии здоровья при дос­таточном физическом раз­витии и физической подго­товленности


Занятия по учебной про­грамме физического воспи­тания в полном объёме, за­нятия в одной из спортив­ных секций, участие в со­ревнованиях


2. Подготовитель­ная


Лица без отклонения в со­стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи­тельные отклонения в со­стоянии здоровья с недос­таточным физическим раз­витием и недостаточной физической подготовлен­ности


Занятия по учебным про­граммам физического вос­питания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений с предъ­явлением организму по­вышенных требований. До­полнительные занятия для повышения уровня физиче­ской подготовленности и физического развития


3. Специальная


Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья, по­стоянного или временного характера, требующих ог­раничения физических на­грузок, допущенных к вы­полнению учебной произ­водственной работы


Занятия по специальным учебным программам



В отдельных случаях при выраженных нарушениях функции опорно-двигательного (паралич, порезы и др.) аппарата и значительных нарушени­ях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, студенты направляются для обязательных занятий лечебной физкультуры в лечебно-профилактические учреждения.

Перевод студентов из одной медицинской группы в другую произво­дится после дополнительного обследования.

Врачебное обследование студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка диспансерного наблюдения (форма 227 а) за указанным спортсменом.

Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углуб­ленное обследование состояния тренированности спортсмена. И на осно­вании этого обследования делается медицинское заключение, даются ре­комендации тренеру по планированию и проведению тренировочного процесса.

Под термином тренированности имеется в виду комплексное поня­тие, включающее в себя здоровье, функциональное состояние, уровень фи­зической, технической, и тактической, и волевой подготовленности спортсменов. Тренированность определяет уровень работоспособности спортсмена, его готовность к достижению максимального результата в конкретном виде спорта.

При повторных медицинских обследованиях в медицинском заклю­чении указывается какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии трени­рованности со времени предыдущего обследования, какие изменения нуж­но сделать в режиме и методике занятий, какие лечебно-профилактические мероприятия провести.

Преподаватели физического воспитания и тренеры должны строить свою работу с учетом медицинского заключения, оно является обязатель­ным также и для судей спортивных соревнований.

Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушение в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на фи­зическом развитии, физической подготовленности и здоровьи занимающихся. Вследствие длительной и напряжённой мышечной активности воз­никает состояние организма, называемое утомлением. Оно проявляется в снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, ухудшении точности и координации движения и т.д. Утомление является своеобраз­ной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, не­совместимые с жизнью. Сущность этой реакции заключается в изменении координации функций, которая приводит к ограничению работоспособно­сти и затруднению дальнейшего продолжения работы. Скорость наступле­ния утомления зависит от интенсивности работы: чем выше интенсив­ность, тем быстрее появляется утомление. Степень утомления зависит как. от интенсивности, так и от длительности работы.

Восстановление работоспособности после утомления, как правило происходит тем медленнее, чем больше была степень утомления.

При прочих равных условиях быстро развивающееся утомление лик­видируется быстрее, чем развивающееся медленно, но достигающее высо­ких степеней.

Выполнение физической работы на фоне большой степени утомле­ния, без достаточного восстановления, может привести к переутомлению, которое потребует значительно большего времени для приведения орга­низма в работоспособное состояние, а иногда является причиной отрица­тельных физиологических сдвигов органов и систем человека.

Эффективное средство снижения утомляемости работы - правильное чередование работы и отдыха нервных клеток, сменность работы функ­циональных единиц.

При занятиях спортом наступление усталости отдаляется разнообра­зием средств, методов и форм занятий, а также изменением обстановки в которой они проводятся. Но ликвидация утомления наступает в период от­дыха, длительность которого между занятиями должна индивидуализиро­ваться в зависимости от характера и величины нагрузки и степени трени­рованности спортсмена.

В борьбе с утомлением и ускорению восстановления работоспособ­ности помогают некоторые пищевые факторы, в частности витамины. Од­нако следует помнить, что утомление является защитной реакцией орга­низма, поэтому бороться с ним при помощи фармакологических стимуля­торов не всегда полезно для организма.

При резком несоответствии между физической нагрузкой и подго­товленностью к ней спортсмена, т.е. когда выполняемая на тренировке или соревнованиях работа превышает функциональные возможности организ­ма спортсмена наступает перенапряжение. Перенапряжение бывает чаще результатом однократного воздействия чрезмерно напряжённой трениров­ки или соревнования. Оно может также возникнуть в результате форсиро­ванной тренировки. Появлению перенапряжения нередко способствует тренировка с большой нагрузкой или участие в соревнованиях, вскоре по­сле перенесённого инфекционного заболевания (гриппа, ангины и др.). При перенапряжении появляются ряд расстройств в организме спортсмена, стоящих на грани с болезненными, иногда состояние здоровья резко ухуд­шается. Характерные признаки перенапряжения; сильная слабость, блед­ность кожных покровов, резкое снижение артериального давления, иногда головокружение, рвота, появление белка и форменных элементов в крови, в моче и т.д. При более тяжёлом перенапряжении развивается недостаточ­ность правого желудочка сердца, появляется синющность лица, одышка, боль в правом подреберье, сердцебиение, увеличиваются размеры сердца и печени.

Частым последствием перенапряжения является повышение артери­ального давления (гипертония). При признаках перенапряжения нужно своевременно принять меры к установлению правильного режима трени­ровки и отдыха, а при необходимости - провести необходимое лечение.

В результате недочётов в режиме и методике тренировки может ухудшиться состояние спортивной работоспособности, нервно-психического и физического состояния спортсмена. Это состояние называ­ется перетренированностью. Оно, как правило, развивается уже при дос­тижении спортсменом достаточной тренированности или даже спортивной формы. Это отличает перетренированность от перенапряжения, возни­кающего чаще у людей мало тренированных. Состояние перетренирован­ности прежде всего выражается в изменениях со стороны нервной систе­мы, одновременно или несколько позже появляются изменения или нару­шения в состоянии и др. систем организма. Часто при перетренировке на­блюдаются отклонения со стороны сердечно сосудистой системы, обмен­ных процессов.

В развитии состояния перетренированности можно отметить три стадии. Для первой характерны: некоторые снижения спортивных резуль­татов или прекращение их роста; непостоянные или же всегда отчётливые жалобы спортсмена на ухудшение физического состояния; объективно вы­являемое при врачебном обследовании ухудшение приспособляемости ор­ганизма к скоростным нагрузкам.

В этой стадии перетренированность удается ликвидировать с помо­щью режима тренировки в течение 15-30 дней.

Во второй стадии перетренированности отмечаются: выражение снижения спортивных результатов, жалобы на ухудшение самочувствия, понижение работоспособности, ухудшение приспособляемости организма к физическим нагрузкам на скорость и выносливость. При второй стадии перетренированности требуются использование специального восстанови­тельного режима и некоторых средств лечения, возможно полное восста­новление здоровья и работоспособности спортсмена в течении 1-2 меся­цев.

В третьей стадии перетренированности наравне с изменениями в со­стоянии организма уже наблюдается стойкое ухудшение спортивных пока­зателей, несмотря на упорно продолжительную тренировку. В этой стадии не всегда удаётся добиться существенного улучшения спортивной работо­способности даже за значительно большие сроки. Поэтому своевременная диагностика перетренировки является весьма важным условием для ус­пешного восстановления здоровья и спортивной работоспособности спорт­смена.

В начальном периоде интенсивной физической работы появляется так называемая «мёртвая точка» - состояние острого утомления организма спортсмена. Она наблюдается во время бега на средние и длинные дистан­ции: в плавании, гребле, лыжных гонках, велогонках, беге на коньках. При

«мёртвой точке» отмечаются снижение работоспособности, повышение заг траты энергии на единицу работы, нарушение координации движений, ухудшение внимания, памяти и др., отрицательные проявления высшей нервной деятельности, пульс учащается до 180 - 200 ударов в минуту, рез­ко повышается артериальное давление. У спортсмена возникает тягостное ощущение в «груди», недостатка воздуха и желание прекратить работу. Однако если усилием воли он преодолевает это желание и продолжает движение, то «мёртвая точка» сменяется состоянием облегчения, извест­ным под названием «второго дыхания».

Основная причина возникновения «мёртвой точки» заключается в том, что напряженная мышечная работа начинается, как правило, сразу по­сле старта, а деятельность органов дыхания и кровообращения развивается постепенно, достигая высокого уровня через 3-5 минут. С самого начала работы значительной интенсивности в организме возникает дискоордина-ция между соматическими и вегетативными процессами, которая приводит к состоянию «мёртвой точки». Эта дискоординация функций организма в процессе выполнения работы преодолевается, о чём и свидетельствует по­явление «второго дыхания». Следовательно, «мёртвая точка» и «второе дыхание» связаны с явлением врабатываемости организма, которая имеет значение не только в спорте, а наблюдается при любой мышечной дея­тельности человека. Предупреждению наступления «мёртвой точки» или смягчению её проявления помогает интенсивная разминка до старта (до заметного потоотделения), а также постепенное увеличение интенсивности физической работы во время соревнований. Во время выполнения физиче­ских упражнений (преимущественно на выносливость) у спортсменов ино­гда появляются боли в правом подреберье (область печени). Это явление носит названия «печёночно-болевой синдром». После прекращения уп­ражнений эти боли обычно исчезают. Основная причина «печёночного синдрома» - несоответствие физической нагрузки функциональным воз­можностям организма спортсмена, в частности его сердечно-сосудистой системы. В результате наступающего снижения деятельности сердца в пе­чени задерживается большое количество крови; увеличение печени и рас­тяжение при этом покрывающей её глиссоновой капсулы, обильно снаб­жённой первичными волокнами вызывает боль. Иногда отмечаются боли одновременно в правом и левом подреберье (или только в левом), что ука­зывает на переполнение кровью селезенки, способной также как и печень депонировать значительное количество крови.

При резком прекращении физического напряжения после бега, когда спортсмен на финише сразу же останавливается или садится, может воз­никнуть функциональное нарушение состояния организма, так называемый гравитационный шок.

Признаки гравитационного шока: резкое побледнение лица, сильное потоотделение, тошнота и позывы к рвоте, частый, слабого наполнения пульс, значительное падение кровяного давления, в тяжёлых случаях об­морочное состояние. Гравитационный шок вызывается мгновенно возникающей сосудистой недостаточностью, главным образом в резуль­тате резкого, внезапного оттока крови из верхней половины тела в ниж­нюю. Перемещение крови ведёт к понижению кровяного давления, осо­бенно в сосудах, расположенных выше уровня сердца, количество цирку-лируемой крови в них резко уменьшается. В связи с недостаточным прито­ком венозной крови к сердцу уменьшается ударный объём крови. Наруше­ние кровообращения в первую очередь сказывается на состоянии головно­го мозга (анемия), что приводит к развитию признаков ортостатического коллапса. Гравитационный шок чаще наблюдается у недостаточно трени­рованных спортсменов или находящихся в состоянии перетренированно­сти, а также у лиц с повышенной лабильностью сосудистого тонуса.

Во избежание гравитационного шока нельзя сразу останавливаться или садиться после пересечения линии финиша, необходимо некоторое время продолжать бег в медленном темпе или походить.

Во время похода, длительного пробега, тренировочного занятия или соревнований на длинной дистанции по лыжам, велосипеду и т.п. в резуль­тате большого расходования в организме углеводов может возникнуть по­ниженное, по сравнению с нормальным содержание сахара в крови (менее 80 мг %), так называемая гипогликемия. Гипогликемия сопровождается чаще внезапным появлением общего утомления, мышечной слабости, ощущения голода. Возникаемое в спорте тяжёлое гипогликемическое со­стояние: затемнение сознания, холодный пот, падение кровяного давления, слабый пульс.

Для предупреждения гапогликемии, отправляясь в дальние походы и на тренировки, целесообразно брать с собой сахар, печенье, конфеты. На длинных соревнованиях, пробегах, проплывах необходима организация питания участников в пути.

При появлении в пути первых признаков гипогликемии нужно съесть немного сахара, а при возможности выпить стакан 50 % раствора глюкозы или сахара с ягодным сиропом. При тяжелом состоянии необходима сроч­ная врачебная помощь.


Антидопинговый контроль.

Допингом - назы­вается вещество, временно усиливающее физическую и психи­ческую деятельность организма. Такие вещества запрещены к применению спортсменами во время соревнований.

Действие стимулирующих препаратов на организм индиви­дуально и в значительной степени зависит от вида спорта, пола, состояния здоровья, функционального состояния, то есть трени­рованности, а также климатических условий.

Преподаватели, тренеры и спортсмены должны знать, какие фармакологические вещества классифицируются как допинг, и принципы антидопингового контроля, технику его проведения и соответствующие юридические нормативы.

Фармакокинетика лекарственных веществ в организме боль­ного и здорового человека различны.

Различают терапевтические (лечебные), токсические (ядови­тые) и летальные (смертельные) дозы. Разница между терапев­тическими и токсическими дозами у ряда препаратов очень не­значительна, поэтому прием лекарств нужно строго дозировать. Даже такие, на первый взгляд безобидные, препараты, как ви­тамины, при передозировке могут вызвать серьезные расстрой­ства в организме. Так, злоупотребление витамином Д может при­вести к нарушению функции почек и кальциевого обмена; дли­тельное употребление больших доз витамина С способствует об­разованию тромбов и т.д.

Не менее опасны в этом отношении и допинги, действующие возбуждающе на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, активизирующие физическую и психическую деятель­ность организма. Среди этих лекарств много отличных, просто спасительных для больного организма средств, но нередко до­пинг наносит огромный, иногда непоправимый вред здоровью спортсмена и может даже стать причиной внезапной смерти.

Нельзя принимать их без консультации с врачом, лишь по совету тренера или знакомых. Самолечение в спорте опасно. Са­мостоятельное применение лечебных средств и методов без реко­мендации и контроля врача приводит к осложнению заболева­ния, а иногда — к инвалидности и гибели человека, поскольку в таких случаях их используют без учета возраста, пола, функ­ционального состояния почек, печени, желез внутренней секре­ции, желудочно-кишечного тракта, перенесенных ранее болез­ней и многих других факторов. Один и тот же препарат в опре­деленной дозе в одних случаях дает положительный результат, в других — малоэффективен или даже вреден.

Наблюдения показывают, что самостоятельный прием стиму­ляторов, которые в обычных дозах помогают больным, у спортс­менов нередко вызывает судороги и более серьезные осложне­ния, ведущие даже к летальному исходу, так как у спортсмена повышена активность психоэмоциональной сферы, многих же­лез внутренней секреции и т.д.

Крайне опасно самостоятельное применение лекарственных препаратов юными спортсменами, у которых особенно чувстви­тельны нервная и эндокринная системы.

На Олимпийских играх в Мексике в 1968 г. был впервые проведен выборочный допинг-контроль, а уже с 1972 г. (Мюн­хен, ФРГ) он стал обязательным на всех Олимпийских играх и крупных международных соревнованиях.

При Международном Олимпийском Комитете (МОК) создана специальная комиссия, которая 13 января 1994 г. приняла Ме­дицинский кодекс, предусматривающий запрещение допингов в спорте. Требования этого кодекса должны выполняться спортс­менами, тренерами, врачами и официальными лицами, которые принимают участие в подготовке спортсменов к ответственным соревнованиям (чемпионаты Европы, мира, Олимпийские игры).

В настоящее время список запрещенных фармакологических препаратов, содержащийся в положении Комиссии МОК, состо­ит из более чем 10 тыс. различных лекарственных препаратов и их аналогов. Многие международные спортивные федерации имеют собственные списки допинговых средств, которые, поми­мо списка МОК, включают в себя и ряд других лекарств с уче­том специфических видов спорта.

Тренерам, спортсменам и спортивным врачам следует по­мнить, что каждый допинговый препарат может встречаться как в виде различных лекарственных форм, как одно вещество (на­пример, как аналептик), так и в комплексе поливитаминных, белковых, углеводистых препаратов и т.п. Они нередко выпус­каются различными фирмами под разными названиями, иногда — с включением аналептиков, гормональных препаратов и т.п.

В борьбе с допингами принимают участие также медицинс­кие комиссии при ООН, Юнеско, Европарламенте и других меж­дународных организациях.

Медицинская комиссия МОК относит к допингу следующие группы фармакологических веществ:

стимуляторы центральной нервной системы (ЦНС): амфетамин, аминептин, сиднофен, мезокарб, кофеин, эфедрин, салбутамол, кокаин, пемолин, стрихнин и другие родственные соеди­нения — этамиван, микорен и др.;

наркотические вещества: героин, петидин, кодеин, дипипанон, этилморфин и др.;

анаболические вещества: болденон, метенолон, тестостерон, метилтестостерон, даназол, тренболон, миболен, стенозолол, надролон, метандриол и др.;

диуретики: фурасемид, мерсалил, индапамид, амилорид, канкренон и др.;

пептидные и гликопротеиновые гормоны и их аналоги: соматотропин (СТГ), кортикотропин (АКТГ), эритропоэтин (ЕРО), хорионический гонадотропин человека.

Запрещенные методы:

аутогемотрансфузия — переливание собственной крови спортс­мена за несколько дней до соревнований с целью повышения физической работоспособности;

фармакологические, химические и физические манипуляции — использование веществ и методов, которые могут изменить со­став мочи для проведения анализов; ректальное введение возду­ха пловцам и т.п.

Классы, веществ, имеющих определенные ограничения:

алкоголь в концентрации 0,5%о и выше, используемый стрел­ками и в других видах спорта для снятия тремора;

местные анастетики, применяемые в виде мази или инъек­ций, если у спортсмена имеется травма или заболевание ОДА (при наличии письменного разрешения медицинской комиссии);

кортикостероиды могут применяться в дерматологии, офталь­мологии, травматологии в виде ингаляций, внутрисуставных инъекций (триамсиналон, дексаметазон, преднизолон, гидрокортизон и др.) только с официального разрешения медицинской комиссии (с представлением документов о заболевании спортс­мена, диагноза и выписки из амбулаторной карты);

бета-блокаторы (ацебуталол, атенолол, соталол, надолол и др.), применяемые в некоторых видах спорта (стрельба, современное пятиборье и др.), в соответствии с правилами международных спортивных федераций, подлежат тестированию.

Антидопинговый контроль — это определение в жидких био­логических средах (крови, моче, слюне и др.) наличия допин­гов. Обычно все детали антидопингового контроля оговаривают­ся в инструкции, рассылаемой Федерациями или Национальны­ми Олимпийскими Комитетами. Антидопинговый контроль про­водит страна-организатор соревнований. В комиссию должны вхо­дить фармакологи, биохимики, генетики, эндокринологи, врачи-клиницисты, судебные эксперты и юристы.

До соревнований всем странам-участникам рассылается спи­сок запрещенных лекарственных средств, считающихся допин­гами. Указывается состав антидопинговой комиссии, аппарату­ра, на которой будут определять наличие допинга, методы забо­ра проб и т.п. Так, на Олимпийских играх пробы мочи берутся у всех финалистов, у игровиков — по жребию (выборочно по одно­му спортсмену из команды) и т.д. Если спортсмен не явился для сдачи проб на анализ, то это расценивается как признание спорт­смена в приеме допинга.

На Олимпийских играх, чемпионатах мира спортсменов и официальных лиц команды (тренеров, врачей, массажистов и функционеров) знакомят с процедурой допингового контроля.

Исследования на наличие в организме спортсмена фармако­логических препаратов, классифицируемых как допинг, вклю­чает в себя: отбор биологических жидкостей (кровь, моча, слюна и др.), последующий физико-химический анализ на месте про­ведения соревнований или в одной из лабораторий, признанных международной Медицинской комиссией МОК, а также другие медицинские тесты, необходимые для полноценного заключе­ния. Наиболее часто исследуют мочу. После ее забора руководи­тель антидопинговой службы проверяет рН мочи, о чем делается запись в протоколе.

Анализ осуществляется с помощью газовой хроматографии и радиоиммунологического метода. В последние годы появилась более точная аппаратура. В настоящее время аппаратура настоль­ко чувствительна, что удается определить даже малейшие следы того или иного допинга и сроки его применения.

Если проба положительная, то председатель Медицинской комиссии МОК в письменном виде информирует представителей соответствующей страны (Федерации). В случае подачи протеста проводится повторное исследование в нейтральной стране (лабо­ратории), имеющей полномочия (признание) МОК, в присутствии представителей Медицинской комиссии МОК и представителя страны, у спортсмена которой обнаружен допинг.

Решение о соответствующих санкциях — дисквалификации спортсмена — принимает судейская комиссия. Сроки дисквали­фикации зависят от характера примененного препарата. Самым строгим наказаниям подвергаются спортсмены, уличенные в применении анаболиков.

С введением допинг-контроля случаи их употребления, к со­жалению, не уменьшились, а, наоборот, увеличились, особенно в таких видах спорта, как легкая атлетика, плавание, тяжелая атлетика и др.


Литература:

1. О.Г.Черноусов, Физическая культура. Учебное пособие – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 1999г.

  1. В.И.Дуюровский, Спортивная медицина. Учебник для студентов ВУЗ-ов. М.:Гуманит. изд.центр. ВЛАДОС, 1998г.

  2. Под ред. Л.Б.Кофмана. Настольная книга учителя физической культуры.- М.:Физкультура и спорт, 1998г.

  3. Н.М.Амосов.Раздумья о здоровье.-Свердловск,1987г.



на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.