на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Различия государственного регулирования страховой деятельности за рубежом и в Российской Федерации


   По данным за 1997 г., общий объем страховых премий, собранных страховыми компаниями России, составил более 30 млрд.руб., т.е. 1,3% от ВВП.

   Динамика отношения объема страховых взносов к ВВП – обобщающего показателя развитости страхования в стране показывает медленный рост в последние годы (табл. 5). В странах с развитой рыночной экономикой этот показатель составляет 8-10% от ВВП.

Таблица 5

Отношение объема страховых взносов к стоимости ВВП (в %)

год показатель
1991 1,05
1992 0,6
1993 0,7
1994 1,2
1995 1,3
1996 1,3
1997 1,3

   Общая структура страховой деятельности российских компаний по видам страхования характеризуется в динамике данными, представленными в таблице 6.  В структуре страховых взносов по необязательным видам страхования доминирует личное страхование, доля которого несколько снизилась, но по-прежнему составляет очень значительную величину (35%).

Таблица 6

Структура страховых взносов в РФ (в %)

Вид страхования 1993 г. 1995 г. 1997 г.
Личное 44 53 35
Имущественное 28 17 24
Ответственности 18 2 3
Обязательное 10 28 38

   Доля имущественного страхования- 24%, а на страхование ответственности приходится всего лишь 3%. В 1992-1993 гг. широкое распространение получило страхование банковского кредита в форме страхования ответственности заемщика за невозврат кредита. Этот вид страхования практически не известен в других странах и является чисто отечественным явлением. Ввиду своей очевидной рискованности этот вид просуществовал очень недолго, оставив после себя многие разорившиеся страховые компании и банки.

   Заметно преобладание в структуре страховых взносов обязательного страхования, доля которого достигла в 1997 г. 38%  и продолжает расти Основная часть обязательного страхования приходится на обязательное медицинское страхование. Особенность обязательного медицинского страхования в России- высокая степень монополизации и стремление придать ему ведомственный характер. В настоящее время более 50% взносов по обязательному медицинскому страхованию приходится на 10 страховых компаний, из которых 8 специализируются на обязательном медицинском страховании.

   Число страховых компаний сокращается в связи с введением новых требований к размерам уставного капитала. Законом РФ «Об организации страхового дела  в Российской Федерации» он установлен в сумме не менее 25 тыс. минимальных оплат труда в отраслях страхования жизни и не менее 35 тыс.- в страховании жизни. Если в 1996 г. число страховых компаний составляло 2700, то в конце 1997 г. их было уже около 2000, а по итогам первого квартала 1998 г.- 1500. Начался уход из бизнеса мелких страховых компаний, составлявших еще совсем недавно значительную долю действующих страховщиков.

   В числе лидеров страхового рынка «Промышленно- страховая компания», страховые компании «Росно» и «РЕСО- Гарантия», специализирующиеся  на личном страховании; «Энергогарант» и «СОГАЗ», учрежденные предприятиями топливно- энергетического комплекса и занимающиеся внутрикорпоративным страхованием; страховая компания «Макс», которая занимается медицинским страхованием; «Ингосстрах», лидирующий по имущественному страхованию; «Военно- страховая компания», осуществляющая обязательное страхование почти 75% российских военнослужащих по прямым договорам с 17 министерствами и ведомствами. Все эти компании сосредоточены в Москве.

   Существующее законодательство требует от иностранного страховщика для осуществления страховых операций в России учреждения акционерного общества с долей иностранного участника не более 49%. Посредническая деятельность в пользу или от имени иностранной страховой компании запрещена. Эти меры со стороны государства направлены на защиту достаточно слабого российского  страхового капитала в период его становления.

   В 1995 г. в России было зарегистрировано 70 страховых организаций с иностранным участием, в большинстве из которых иностранный участник на родине не связан со страховым бизнесом. Исключение составляют некоторые, например, страховая компания «RUS- AJG», учрежденная крупной американской фирмой с тем же именем, «Ost-West-Альянс»- дочернее предприятие германского Альянса, «Русь» в Санкт- Петербурге, доля в котором куплена германской компанией «Alte Leipziger».

   В настоящее время по объему страховых премий на душу населения Россия занимает 70-е место из 78 учтенных стран (табл.7)

Таблица 7

Объем страховых премий на душу населения в России и других странах          в 1993 г. (в долл. США)

Страна Страхование жизни Другие виды страхования
Япония 3457,1 937,9
Швейцария 1846,8 1249,7
США 914,7 1276,8
Великобритания 1230,4 683,2
Германия 565,3 864,4
Франция 992,9 653,9
Россия 2,9 6,1

   На последнем месте стоит Пакистан с объемом страховых премий на душу населения в 3,5 долл. Однако не стоит забывать, что история становления свободного страхового рынка в России насчитывает всего лишь 5-6 лет и он находится в начальной стадии своего развития.

3. Международный страховой рынок.

   Страхование принадлежит к наиболее интегрированным формам финансовой деятельности. Все крупнейшие страховые компании мира объединены связями совместного страхования и перестрахования. Во многих странах разрешен свободный доступ иностранных страховых компаний на национальные рынки. Например, в соответствии с Маахстрихтским договором 1992 г. сняты всякого рода ограничения для иностранного капитала в странах Европейского Союза и взят курс на формирование единого страхового рынка в Европе.

   В азиатских странах очень высок удельный вес страхования жизни, здесь он составляет 77% в общей сумме собираемых страховых премий. В Европе этот показатель равен- 47%, а в Северной Америке- 42%, т.е. здесь преобладает имущественное страхование.  Причина данных различий состоит в том, что страхование жизни развивается наиболее интенсивно в странах с низким уровнем государственной социальной защиты, где люди сами должны решать вопрос собственного пенсионного обеспечения.

   По данным директора французской страховой программы «САРА» Жана- Пьера Даниэля, страховой рынок Западной Европы выглядит следующим образом.

Таблица 8

Число страховых компаний в странах Западной Европы и их оборот в 1994 г.

Страна

Число компаний Численность работников в них Оборот, млн.ЭКЮ Население, тыс.чел. Страховая премия на душу (ЭКЮ)

Бельгия

Дания

Германия

Греция

Испания

Франция

Ирландия

Италия

Люксембург

Нидерланды

Австрия

Португалия

Финляндия

Швеция

Великобритания

283

274

558

183

895

630

107

274

257

783

69

44

171

137

828

29 444

14 637

254 484

20 000

44 570

122 000

10 085

48 829

1 208

71 100

32 104

12 766

9 595

40 100

267 800

9 920

6 103

102 863

1 328

18 939

87 836

3 969

28 015

1 107

22 751

8 760

2 562

2 392

11 635

118 355

10 068,3

5 180,6

80 974,6

10 350,3

390 048,0

57 529,7

3 560,0

59 960,3

395,2

15 239,2

7 962,0

9 864,6

5 055,0

8 692,0

58 098,9

985

1 178

1 270

128

485

1 527

1 115

492

2 800

1 493

1 100

260

473

1 339

2 037

Итого 5 493 978 722 426 536 371 978,7 1 157

   В США 9133 страховых компаний и при населении в 258 млн.чел. они имеют 2334 ЭКЮ страховых премий на душу. Самый высокий уровень премий на душу населения в Люксембурге- 2800 ЭКЮ при населении в 395 тыс.чел.

   Самая либеральная система страхования создана в Великобритании. Здесь нет специальных органов надзора за страховыми компаниями. Надзор осуществляется промышленным департаментом.  Исторически сложилось так, что страховой рынок Британии разделился на две самостоятельные части: Лондонский и все остальное. Лондонский рынок в основном страхует зарубежных клиентов- морские суда, нефтяные компании, транснациональные корпорации.

   В Германии страховой рынок находится под жестким контролем государства. Его характерная особенность состоит в тесной связи страхового бизнеса с крупным промышленным капиталом. Широко распространено взаимное участие в капитале и управлении. Конкуренция существует в основном на уровне сбытовых сетей.  В Германии однозначно доминирует одна страховая компания- «Альянс». Она забирает 42% страхования жизни и 38% всех других отраслей страхования. До недавнего слияния двух французских страховых компаний «АХА» и «ИАР» «Альянс» был самой крупной страховой компанией в Европе. На втором месте в Германии стоит страховая компания под названием «R +V». Несмотря на отсутствие законодательных ограничений для иностранного капитала, немецкий страховой рынок относительно закрыт.  Это связано с психологией населения: немцы предпочитают своих страховщиков.

   Страховые услуги традиционные, германские страховые компании не склонны к рискованным экспериментам. Например, Германия- единственная страна в Европе, кроме России, где до сих пор продают смешанные договоры страхования жизни, гарантирующие 100%-ное получение страховой суммы на случай смерти клиента и на случай его доживания до установленного срока.

   В Германии чрезвычайно сильно развито перестрахование. Это мировой цент перестрахования, услугами которого пользуются и российские страховые компании. Важная особенность немецкого рынка- банкострахование, когда страховая компания в своих торговых точках занимается не только страхованием, но и предоставлением банковских услуг.

   Французский страховой рынок ориентирован на страхование жизни и автомобильное страхование. Здесь исключительно сильно развито страхование автомобилей и гражданской ответственности владельцев автотранспорта. Французский рынок практически не имеет убытков по автомобильному страхованию.

   Во Франции очень велика роль социального страхования. Государство предприняло ряд мер по стимулированию страхования жизни, и за 10-15 лет Франция догнала и обогнала в этом отношении своих соседей.

     Основная причина- введение серьезных налоговых льгот по страхованию жизни. На сегодня их две. Первая: проценты, начисляемые по договору страхования на сумму выплаченных премий, не облагаются налогом. Это значит, что договор страхования выгоднее, чем банковский вклад. Эта льгота действует при сроке действия договора в 8 лет. Второе: с капитала, полученного по договору страхования, в случае смерти страхователя не надо платить налог на наследство ( он может составлять от 5 до 60%). Кроме того, страховка не входит в состав наследуемого имущества, т.е. не подлежит разделу между прочими наследниками. Таким образом, страхование жизни- это самый лучший законный способ передачи денег своим наследникам без обложения налогом на наследство.

Во Франции также развито банкострахование.

   Таким образом, страхование в разных странах демонстрирует значительное разнообразие форм и приспосабливается к социальным и экономическим условиям жизни населения.

4.Необходимость государственного надзора за страховой деятельностью

4.1. Формы осуществления государственного надзора за страховой деятельностью в России

   Страховая деятельность во всех странах находится под надзором государства. Это объясняется значением страхования в экономической и социальной жизни общества. Интересы общества в широком развитии страхования предполагают прямое участие государства в наблюдении за функционированием этой сферы.  Эта необходимость определяется двумя обстоятельствами. Первое: государство заинтересовано в развитии страхования, так как оно решает важные народохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы. Второе: страхователи нуждаются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги.

   Поэтому в каждой стране существует законодательство о надзоре за страховыми организациями, в соответствии с которым строится система надзора. В дореволюционной России деятельность страховых обществ подлежала надзору со стороны Министерства внутренних дел, что предписывалось законами 1894 и 1898 гг. Задачи страхового надзора были достаточно широки, однако в полной мере они никогда не выполнялись.

   Одновременно на страховые компании были возложены обязательства в отношении государственного бюджета- уплата страховой пошлины и гербового сбора. Эти налоги уплачивались страхователями вместе с премией.

   Российское законодательство строго регламентировало инвестирование капиталов страховщиков. Оно разрешалось: в государственные процентные бумаги и гарантированные правительством облигации, в закладные листы учреждений поземельного кредита, в облигации городских кредитных обществ и городских займов, в ссуды под заклад ценных бумаг, в городскую недвижимость и др.

   Крупные банки имели важное значение для страховщиков в роли клиентов. Банки являлись непосредственными страхователями по принадлежащему или заложенному у них имуществу. От их влияния в большей мере зависело страхование большинства крупных фабрик и заводов. Но помещать средства в частные банки страховщики имели право лишь с разрешения МВД и Министерства финансов.

   В социалистической экономике роль государственного регулирования в области страхования ограничивалась управлением и контролем за деятельностью двух страховых организаций, являвшихся государственными учреждениями: одной (ИНГОССТРАХ)- обслуживающей экспортно- импортные операции, другой (ГОССТРАХ)- обеспечивающей потребности страховой защиты интересов населения.

   При переходе к рынку механизмом, обеспечивающим защиту интересов страхователей, служит система  лицензирования страховых организаций до начала их деятельности и последующий контроль за исполнением действующего законодательства в области страхования.

   Для реализации страховой деятельности системы государственного регулирования страховой деятельности в России Указом Президента Российской Федерации в феврале 1992 г. был образован Государственный страховой надзор (Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью_ Росстрахнадзор), который был создан в форме федерального органа исполнительной власти. На него возложены функции контроля за соблюдением требований законодательства в сфере страхования и регулирования этой деятельности посредством лицензирования, ведения единого реестра страховых и перестраховочных организаций, регистрация страховых брокеров. В 1996 г. Росстрахнадзор ликвидирован, а его функции переданы Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ.

   Формирование российской системы надзора за страховой деятельностью опирается на мировой опыт. В развитии государственного страхового надзора сложились два альтернативных направления, реализованные в мировой практике. Различают две формы веления надзора: английскую и немецкую.

   Английская система либеральна. Она делает упор на последующем контроле за деятельностью страховщиков на основе изучения балансов страховых компаний. Поэтому она не может оказать непосредственное воздействие на страховые операции. Немецкая система надзора характеризуется четкой регламентацией всех операций и жестким контролем за соблюдением всех законов и положений по защите интересов и прав страхователей и страховщиков. Она включает в себя системы обязательных публикаций данных о работе страховых компаний, нормативных предписаний, лицензирования и текущего надзора. Есть основания полагать, что развитие государственного страхового надзора в Российской Федерации идет по германскому образцу.

   Система государственного надзора в России опирается на действующую систему законодательства, которая включает общие правовые акты, специальное страховое законодательство и комплект подзаконных актов и ведомственных нормативных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти.

   Общее законодательство охватывает правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права, независимо от вида предпринимательской деятельности, рода занятий. К ним можно отнести Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О налогообложении прибыли предприятий» и др. Этими правовыми актами устанавливаются организационно- правовые формы и определяется единый порядок создания предприятий, в т.ч. и страховых. Законодательством регулируются договорные правоотношения, взаимоотношения предприятий между собой и государством, что особенно важно в области налогообложения, и т.д. Правовые нормы общего законодательства создают условия для формирования специального законодательства и принятия  на их основе нормативных документов различных органов исполнительной власти, рекомендаций и методик по вопросам страхования.

   Специальное страховое законодательство, регулирующее специфические страховые отношения, включает в себя законы, указы Президента, постановления Правительства РФ по вопросам страхования. Важнейшим в их числе является Закон РФ «О страховании» от 27.11.92 г., введенный в действие постановлением ВС РФ от 27.11.92 г. В декабре 1997 г. в этот закон внесены изменения и поправки и он получил новое название «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

   Закон «О страховании» явился основой для формирования правовой базы страхования и развития рыночных структур в страховой сфере, установил механизм государственного регулирования страховой деятельности, определил права, обязанности и функции страхового надзора.

    После вступления в силу нового Гражданского кодекса РФ (части 1 и 2 – с 01.01.95 г. и с 01.03.96 г. соответственно) Закон РФ «О страховании» действует в части, не противоречащей ему. С 1998 г. Закон действует в своей новой редакции.

   В системе законодательства, регулирующего деятельность страховщиков, особое место занимает система подзаконных актов и ведомственных нормативных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации по различным вопросам страхования, принятые Росстрахнадзором. В их числе условия лицензирования страховой деятельности, план счетов бухгалтерского учета и инструкции по его введению, положение о порядке регистрации объединений страховых организаций, требования к размеру нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков и соблюдения платежеспособности страховщиками, правила формирования технических резервов, правила размещения активов страховщиков, связанных со страховыми резервами.

   План счетов, применяемый страховщиками, отличается от плана счетов, применяемого нестраховыми предприятиями и организациями, в нем отражена специфика учета страховых операций и операций по перестрахованию.

   Финансовая отчетность также предоставляется страховщиками в соответствии со специальными требованиями.

   Одним из важнейших нормативных актов является инструкция о порядке применения методики расчета нормативного соотношения между активами и обязательствами страховщика.

   Правила формирования технических резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, устанавливают единый для всех страховщиков состав технических резервов и порядок их образований. Переход на формирование технических резервов по единым принципам, сходным с используемыми в мировой практике, позволяет сделать сопоставимыми балансы и финансовые результаты деятельности российских и зарубежных страховщиков.

   Основой регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний являются правила размещения страховых резервов. Для обеспечения устойчивости страховых компаний и гарантии страховых выплат размещение страховых резервов должно осуществляться на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. Для соблюдения этих принципов в правилах регламентируется структура инвестиций, вводится перечень запрещенных направлений.

4.2. Основные функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью

  

   В целях обеспечения проведения единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и координации деятельности в этой сфере федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента №1177 от 14.08.96 г. была ликвидирована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) как самостоятельный орган и ее функции переданы Департаменту страхового надзора, созданному при Минфине РФ.

   Однако функции надзорных органов остались прежними, и они заключаются в следующем:

Ø Выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

Ø Лицензирование аудита страховщиков;

Ø Организация проведения аттестации на право аудита страховщиков;

Ø Введение единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.