на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Методы расчета и анализа цен на продукцию и услуги


Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие общественной отрицательной корреляции (относительный вес товара падает, если цена его возрастает).

Разновидностью розничных цен являются цены на продукты массового (общественного) питания. Они образуются на базе розничных или оптовых цен на продукты, покупаемые предприятиями массового питания с добавлением наценки, возмещающей издержки на переработку продуктов и дающей прибыль.

Непосредственная регистрация цен продукции массового питания практически невозможна из-за большого разнообразия ее состава и отсутствия стабильной единицы измерения. Поэтому для расчета индекса цен на продукцию массового питания исчисляют индекс цен на израсходованные продукты и товары, проданные на предприятиях массового питания, и индекс ценовых факторов наценки Индексы при систематическом расчете из года в год образуют индексные ряды. Различают базисные ряды (цены каждого года сравниваются с ценами года, принятого за базу) и цепные (характеризующие изменение цен по сравнению с предыдущим годом). Веса индексов ряда могут быть постоянными (на уровне одного года), и тогда произведение цепных индексов даст базисный индекс.

Применение системы переменных весов (по количеству товаров отчетного года) в индексном ряду цен порождает ошибку при переходе от цепных индексов к базисным и обратно, так как позитивна корреляция между текущим изменением цен и прошлым изменением количества проданных товаров. Эта ошибка мала, если корреляционная связь между изменением цен и количества проданного товара незначительна. На практике система цепных индексов (достоинство - сокращает период сравнения, ограничивает круг несопоставимых товаров) используется для коротких периодов, затем осуществляется поправка по формуле базисного периода, так как за длительный период ошибка накапливается.

Численные значения индексов, рассчитанных по различным формулам на основе одних и тех же данных, отличаются и порой значительно, особенно в годы резких изменений уровня цен и связанного с этим изменения структуры спроса. Отдать предпочтение одной формуле трудно: разные цели диктуют применение индексных форм, имеющих разный экономический смысл. Отказ от концепции единственного индекса цен в пользу концепции системы индексов позволит дать обобщающую характеристику и оценку основных причин изменения розничных цен. Но поскольку все же индексный метод не универсален, а отражает лишь тенденцию движения цен, то нельзя требовать большей определенности от рассчитанных индексов. Кроме того, на чистоту результатов огромное влияние оказывает достоверность исходных материалов, особенно ошибка выборки, степень представительности товаров, включенных в расчет.


3. Статистические методы

3.1 Ряды распределения

Ряд распределения – это простейшая группировка, представляющая собой распределение численности единиц совокупности по значению какого – либо признака.

Ряды распределения, в основе которых лежит качественный признак , называется атрибутивным. Если ряд построен по количественному признаку, его называют вариационным.

Различают дискретные (признак – целое число) и интервальные вариационные ряды (признак принимает разные значения в пределах интервала).

В качестве математической модели для описания рядов распределения лучше всего подходит логарифмически нормальный закон распределения.

3.2 Структурные средние

Наиболее распространенной формой статистических показателей, используемых в социально – экономических исследованиях, является средняя величина, представляющая собой обобщенную количественную характеристику признака в статистической совокупности в конкретных условиях места и времени.

Сущность средней заключается в том, что в ней взаимопогашаются отклонения значений признака отдельных единиц совокупности, обусловленные деятельностью случайных факторов, и учитываются изменения, вызванные действием факторов основных. Это позволяет средней отражать типичный уровень признака и абстрагировать от индивидуальных особенностей, присущих отдельным единицам.

Средняя величина только тогда будет отражать типичный уровень признака, когда она рассчитывается по качественно однородной совокупности.

Важнейшее свойство средней величины заключается в том, что она отражает то общее, что присуще всем единицам исследуемой совокупности.

В статистике применяются различные виды средних; арифметическая, гармоническая, квадратическая, геометрическая и структурные средние. Выбор формы средней зависит от исходных данных и содержания определяемого показателя.

Особым видом средних величин являются структурные средние. Они применяются для изучения внутреннего строения и структуры рядов распределения значений признака. К таким показателям относятся мода и медиана.

В интервальных рядах распределения с равными интервалами мода вычисляется по формуле:

цена услуга индивидуальный индекс ряд

где  - начальное значение интервала, содержащего моду;

 - величина модального интервала;

 - частота модального интервала;

 - частота интервала, предшествующего модальному;

 - частота интервала, следующего за модальным.

Мода широко используется в статистической практике при изучении покупательского спроса, регистрации цен и т.д.

Медиана - это варианта, расположенная в середине вариационного ряда. Если ряд распределения дискретный и имеет нечетное число членов, то медианой будет варианта, находящаяся в середине упорядоченного ряда (упорядоченный ряд - это расположение единиц совокупности в возрастающем или убывающем порядке).

Медиана интервального вариационного ряда распределения определяется по формуле

где  — начальное значение интервала, содержащего медиану;

— величина медианного интервала;

— сумма частот ряда;

 — сумма накопленных частот, предшествующих медианному интервалу;

 — частота медианного интервала.

Мода и медиана в отличие от степенных средних являются конкретными характеристиками, их значение имеет какой – либо конкретный вариант в вариационном ряду.

Мода и медиана, как правило, являются дополнительными к средней характеристиками совокупности и используются в математической статистике для анализа формы рядов распределения.

Аналогично медиане вычисляются значения признака, делящие совокупность на четыре равные части – квартели, на пять равных частей – квинтели, на десять частей – децели, на сто частей – перцентели.

3.3 Ряды динамики

Процесс развития, движения социально – экономических явлений во времени принято называть динамикой. Для отображения динамики строят ряды динамики. Они представляют собой ряды изменяющихся во времени значений статистического показателя, расположенных в хронологическом порядке. Процесс экономического развития изображается в них в виде совокупности показателей соответствующих периодов времени.

Составными элементами ряда динамики являются показатели уровней ряда y и показатели времени (годы, кварталы, месяцы, сутки) t.

Уровни ряда – это показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд. Время – это моменты или периоды, к которым относятся уровни.

Построение и анализ рядов динамики позволяет выявить и измерить закономерности развития общественных явлений во времени. Выявление основной тенденции в изменении уровней, именуемой трендом, является одной из главных задач анализа рядов динамики.

Виды рядов динамики можно классифицировать по следующим признакам:

§  В зависимости от способа выражения уровней ряды динамики подразделяются на ряды абсолютных, относительных и средних величин;

§  В зависимости от того, выражают ли уровни ряда величину явления на определенные моменты времени или его величину за определенные интервалы времени, различают моментные и интервальные ряды динамики.

Моментным рядом называется ряд, уровни которого характеризуют состояние явления на определенный момент времени.

Интервальным рядом динамики называется ряд, уровни которого характеризуют размер явления за конкретный период времени.

Ряды динамики могут быть изображены графически. Графическое изображение позволяет наглядно представить развитие явления во времени и способствует проведению анализа уровней. Наиболее распространенным видом является линейная диаграмма. Также широко используется столбиковая диаграмма, секторная и др.

Важнейшим условием правильного построения рядов динамики является сопоставимость всех входящих в него уровней.

Статистические данные должны быть сопоставимы по территории (одни и те же границы территории).

Сопоставимость по кругу охватываемых объектов означает сравнение совокупности с равным числом элементов. При этом нужно иметь в виду, что сопоставляемые показатели динамического ряда должны быть однородны по экономическому содержанию и границам объекта, который они характеризуют.

Сопоставимость по времени регистрации для интервальных рядов обеспечивается равенством периодов времени, за которые приводятся данные.

При определении уровней динамического ряда необходимо использовать единую методологию расчета сопоставимых цен.

Несопоставимость может возникнуть в следствии изменения единиц измерения или единиц расчета. Нельзя сравнивать цифры о производстве зерна, если за один год одни представлены в тоннах, а другие - в центнерах.

Для того, чтобы привести ряды динамики к сопоставимому виду, можно прибегнуть к приему, называемому смыкание рядов динамики. Под смыканием понимается объединение в один ряд двух или несколько рядов динамики, уровни которого исчислены по разной методологии или разным территориальным границам.


4. Изучение статистической связи

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг — важнейшая функция работников коммерческих служб: менеджеров, коммерсантов, экономистов. Особую актуальность это приобретает в условиях развивающейся рыночной экономики. Изучение механизма рыночных связей, взаимодействия спроса и предложения, влияние объема и состава предложения товаров на объем и структуру товарооборота, формирование товарных запасов, издержек обращения, прибыли и других качественных показателей имеет первостепенное значение для прогнозирования конъюнктуры рынка, рациональной организации торговых процессов и решения многих вопросов успешного ведения бизнеса.

Статистика призвана изучать коммерческую деятельность с количественной стороны. Это осуществляется с помощью соответствующих приемов и методов статистики.

Статистические показатели коммерческой деятельности могут состоять между собой в следующих основных видах связи: балансовой, компонентной, факторной и др.

Балансовая связь — характеризует зависимость между источниками формирования ресурсов (средств) и их использованием.

 — остаток товаров на начало отчетного периода;

 — поступление товаров за период;

 — выбытие товаров в изучаемом периоде;

 — остаток товаров на конец отчетного периода.

Левая часть формулы характеризует предложение товаров

, а правая часть — использование товарных ресурсов .

Компонентные связи показателей коммерческой деятельности характеризуются тем, что изменение статистического показателя определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель, как множители:

В статистике коммерческой деятельности компонентные связи используются в индексном методе. Например, индекс товарооборота в фактических ценах  представляет произведение двух компонентов — индекса товарооборота в сопоставимых ценах  и индекса цен , т.е.

.

Важное значение компонентной связи состоит в том, что она позволяет определять величину одного из неизвестных компонентов:

 или

Факторные связи характеризуются тем, что они проявляются в согласованной вариации изучаемых показателей. При этом одни показатели выступают как факторные, а другие — как результативные.

Факторные связи могут рассматриваться как функциональные и корреляционные.

При функциональной связи изменение результативного признака  всецело зависит от изменения факторного признака :


При корреляционной связи изменение результативного признака  не всецело зависит от факторного признака , а лишь частично, так как возможно влияние прочих факторов :

.

Примером корреляционной связи показателей коммерческой деятельности является зависимость сумм издержек обращения от объема товарооборота. В этой связи, помимо факторного признака — объема товарооборота , на результативный признак (сумму издержек обращения ) влияют и другие факторы, в том числе и не учтенные . Поэтому корреляционные связи не являются полными (тесными) зависимостями.

Характерной особенностью корреляционных связей является то, что они проявляются не в единичных случаях, а в массе.

При статистическом изучении корреляционной связи показателей коммерческой деятельности перед статистикой ставятся следующие основные задачи:

1) проверка положений экономической теории о возможности связи между изучаемыми показателями и придание выявленной связи аналитической формы зависимости;

2) установление количественных оценок тесноты связи, характеризующих силу влияния факторных признаков на результативные.

Для того, чтобы установить, есть ли зависимость между величинами, используются многообразные статистические методы, позволяющие определить, во-первых — какие связи; во-вторых — тесноту связи (в одном случае она сильная, устойчивая, в другом — слабая); в-третьих — форму связи (т.е. формулу, связывающую величину и).

В процессе изучения связи надо учитывать, что мы используем математический аппарат, но всегда надо иметь теоретические обоснования той связи, которую пытаются показать.


РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Имеются следующие данные о продаже товаров на одном из рынков:

Таблица 1

Вид товаров Единица измерения Продано товаров, тыс. ед. Цена, руб.
Апрель Май Апрель Май

А

Б

В

Кг

Л

кг

68

24

20

62

24

16

3,2

4,8

24,0

3,3

5,0

26,4

По данным обследования определить:

1)  индивидуальные индексы цен по каждому товару;

2)  общий индекс цен:

а) по формуле Ласпейреса;

б) по формуле Пааше;

3) перерасход денежных средств населением в результате среднего повышения цен на товары.

Объяснить причины расхождения между величинами данных индексов.

Решение

Построим расчетную таблицу 2.

Расчетная таблица

Таблица 2

Вид товаров Единица измерения Продано товаров, тыс. ед. Цена, руб.

q0

q1

p0

p1

А

Б

В

Кг

Л

кг

68

24

20

62

24

16

3,2

4,8

24,0

3,3

5,0

26,4

1)  Индивидуальные индексы цен рассчитываются по формуле:


1.  По товару "А": ip=p1/ p0 =3,3/3,2=1,03, или 103% (средний рост на товар составил 3%)

2.  По товару "Б": ip=p1/ p0 =5,0/4,8=1,04, или 104% (средний рост на товар составил 4%)

3.  По товару "В": ip=p1/ p0 =26,4/24,0=1,1, или 101% (средний рост на товар составил 1%)

2)  Общий индекс цен:

а) Агрегатный индекс цен Ласпейреса:

Ip=3,3*68+5,0*24+26,4*20 / 3,2*68+4,8*24+24,0*20=872,4 / 812,8 = 1,07, или 107%

Индекс показывает, что если бы население приобрело товаров в мае месяце столько же, сколько и в апреле, то цены в среднем увеличились бы на 7%.

б) Агрегатный индекс цен Пааше:

Ip=3,3*62+5,0*24+26,4*16 / 3,2*62+4,8*24+24,0*16\=747 / 697,6 = 1,07, или 107%

Индекс показывает, что в мае по сравнению с апрелем цены на данную группу продуктов на рынке выросли в среднем на 7%.

3)  Рассчитаем перерасход денежных средств в результате повышения цен на товары:

а) по методике Пааше:

Δppq=Σ p1q1 – Σ p0q1 = 747 – 697,6 = 49,4 тыс. руб.

За счет среднего роста цен перерасход денежных средств населением составил 49,4 тыс. руб.

б) по методике Ласпейреса:

Δppq=Σ p1q0 – Σ p0q0 = 872,4 – 812,8 = 59,6 тыс. руб.

Если население в мае купило бы столько же товаров, что и в апреле, то в результате среднего роста цен переплата составила бы 59,6 тыс. руб.

Причины расхождения между величинами данных индексов состоят в том, что значение индексов цен Пааше и Ласпейреса имеют различное экономическое содержание:

Индекс Пааше характеризует изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по товаром, реализованным в отчетном периоде, и фактическую экономию (перерасход) от изменения цен, т. е. индекс цен Пааше показывает, на сколько товары в отчетном периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном.

Экономическое содержание индекса Ласпейреса другое: он показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде, и экономию (перерасход), которую можно было бы получить от изменения цен, т. е. условную экономию (перерасход). Иначе говоря, индекс цен Ласпейреса показывает во сколько раз товары базисного периода подорожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетном преиоде.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Постановка задачи.

Целью данной работы является статистическое изучение динамики денежных доходов Тверской, Тульской, Липецкой и Калужской областей, и их сравнительной характеристики. Данные взяты из Российского статистического ежегодника. Исходные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 Динамика денежных доходов по областям за 2005 – 2009 год.

  Среднедушевые денежные доходы (в месяц) руб.
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Тверская обл. 1253,7 1689,6 2349,2 3020,6 3955,9
Липецкая обл. 1772,0 2261,2 2776,2 3563,2 4430,5
Тульская обл. 1486,0 2015,1 2619,8 3382,6 3988,9
Калужская обл. 1311,3 1782,1 2503,3 3339,8 4181,4

По данным таблицы 1, необходимо определить:

1.  цепные и базисные:

а) абсолютные приросты;

б) темпы роста и прироста.

2.  Абсолютное содержание 1% прироста.

3.  Средние показатели ряда динамики.

2. Методика решения задачи

В статистике для изучения доходов населения используется анализ рядов динамики, показывающий изменение денежных доходов в отчетном периоде по сравнению с базисным. Для характеристики интенсивности изменения денежных доходов населения во времени рассчитывается следующие макроэкономические показатели: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процентного прироста.

Для обобщающей характеристики динамики исследуемого явления определяют средние показатели. (см. формулы 1 – 9, теор. часть, ст. 14).

3. Технология выполнения компьютерных расчетов

Статистические расчеты динамики денежных доходов населения выполнены с применением прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

Расположение на рабочем листе Excel исходных данных (табл. 1) представлено в табл. 2.

Таблица 2

Шаблон таблицы 1

Расчетные формулы (1) – (5) в формате Excel представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты расчетов приведены в таблице 4.


Таблица 4

Используя данные таблицы 4 определим средние показатели ряда динамики.

Расположение расчетных формул (6) – (7) (в формате Excel) представлено в таблице 5.

Таблица 5

Найдем среднемесячный темп роста и прироста.


На рис. 1 представлено графическое изображение динамики денежных доходов Тверской, Липецкой, Тульской и Калужской областей за 2005 – 2009 год.

Рис. 1. Гистограмма динамики денежных доходов за 2005 – 2009 год.


4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов.

Проведенное самостоятельное статистическое изучение доходов населения по Тверской, Липецкой, Тульской и Калужской областей позволяет сделать следующие выводы:

1. За данный период денежные доходы в Тверской обл. возросли на 2702,2 руб., в Липецкой обл. на 2658,2 руб., В Тульской обл. на 2502,9 руб. и в Калужской обл. на 2870,1 руб.

2. Положительный темп прироста свидетельствует о ежегодном увеличении денежных доходов: в Тверской области на 26 %, в Липецкой области на 20 %, В Тульской области на 22 % и в Калужской области на 26 %.

3. Абсолютное значение 1% прироста среднедушевых денежных доходов за 2005 – 2009 год в исследуемых областях возросло.

При сравнении характеристик данных областей видно, что самые высокие доходы в Липецкой области.

Если сравнивать Калужскую область с другими областями, то ее денежные доходы занимают 3 место после Липецкой и Тульской области.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Статистика цен образует самостоятельный блок в статистике рынка. Ее показатели, методы и динамика помогают исследовать действие рыночного механизма и вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни, финансовой деятельности, служат в качестве дефляторов любых стоимостных показателей.

Анализ уровня, структуры и динамики цен - важное условие статистического обеспечения ценообразования в маркетинге.

Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику, а также раскрыть основные методы.

Современная методология анализа и регистрации цен соответствует международной статистической практике и базируется на использовании выборочного метода.

Регистрируются цены товаров-представителей, входящих в стандартизованный набор - потребительскую корзину.

Цены регистрируются в отобранных поселениях, а в их пределах - по выборочной сети предприятий.

Раскрыта методология изучения уровня структуры и динамики цен на продукцию и услуги

Центральным моментом в работе остается использование индексного метода. Проведено изучение различных концепций индексов цен, раскрывают современную методологию построения индексов цен, соответствующую международной практике, объясняют преимущества и недостатки индексов Пааше и Ласпейреса, показывают потенциальные возможности других индексных систем.

Анализ динамики и структуры уровня цен увязан с задачами оценки инфляционного процесса, показаны методы изучения инфляции.

В целях создания инструмента ценообразования и регулирования цен предпринято моделирование влияния комплекса факторов на уровень и динамику цен. На этой основе разрабатываются статистические методы изучения тенденций и прогнозирования цен. Проведенное самостоятельное статистическое исследование ( 3 глава) денежных доходов Липецкой, Тульской, Тверской и Калужской областей позволяет сделать следующие выводы:

1. За данный период денежные доходы в Тверской обл. возросли на 2702,2 руб., в Липецкой обл. на 2658,2 руб., В Тульской обл. на 2502,9 руб. и в Калужской обл. на 2870,1 руб.

2. Положительный темп прироста свидетельствует о ежегодном увеличении денежных доходов: в Тверской области на 26 %, в Липецкой области на 20 %, В Тульской области на 22 % и в Калужской области на 26%.

3. Абсолютное значение 1% прироста среднедушевых денежных доходов за 2005 – 2009 год в исследуемых областях возросло.

При сравнении характеристик данных областей видно, что самые высокие доходы в Липецкой области.

Если сравнивать Калужскую область с другими областями, то ее денежные доходы занимают 3 место после Липецкой и Тульской области.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. М. П. Назаров / "Курс социально – экономической статистики" / Москва, 2007;

2. Под ред. Б. И. Башкатова / "Социально – экономическая статистика" / Москва, 2007;

3. Экономическая теория: Учебник, под ред. Л.М. Куликова, Москва, ТК Велби, изд-во Проспект, 2009

4. Под ред. В. М. Симчеры / "Практикум по статистике", учебное пособие / Москва, - 2-е издание - 2009;

5. В. М. Гусаров / "Статистика" / Москва, 2006;

6. Под ред. Ю. Н. Иванова / "Экономическая статистика" / Москва, 1999;

7. В. Н. Салин, Е. П. Шпаковская / "Социально – экономическая статистика" / Москва, 2007;

8. М. П. Назаров / "Курс социально – экономической статистики" / изд. 2- дополн. - Москва, 2008;

9. В. С. Сироткина, А. М. Команина / "Основа теории статистики" / Москва, 1996;

10. Л. А. Голуб / "Социально – экономическая статистика" / Москва, 2006;

11. Под ред. А. П. Зинченко / "Практикум по статистике" / Москва, 2008;

12. Российский статистический ежегодник; 2005 г.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.