на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината


Дипломная работа: Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината

Федеральное агентство РФ по образованию ГОУ ВПО Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П.Астафьева. Кафедра социальной педагогики и социальной работы

Диплом

По теме: "Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината"

Выполнила: студентка 53 гр.

Бацуля М.Ю.

Проверила: дпн, профессор

Фуряева Т.В.

Красноярск 2009 г.


Содержание

Введение

Глава 1. Содержание и организация трудового обучения и профессиональной ориентации школьников

1.1 Трудовое обучение и профессиональная ориентация школьников в период до 1992 - 93 г

1.2 Межшкольные учебно-производственные комбинаты – ведущая форма организации трудового обучения и профессиональной ориентации школьников

1.3 Выводы по 1 главе

Глава 2. Особенности трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся

2.1 Особенности профессионально-трудовой ориентации

2.2 Цели и задачи профессионально – трудовой ориентации. Значение правильного выбора профессии

2.3 Проблемы организации трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся

2.4 Межшкольный Учебный Комбинат №4 – центр трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся старших классов Советского района города. Красноярска

2.5 Выводы по 2 главе

Глава 3. Предпрофильная подготовка как условие для повышения готовности подростка к профессиональному самоопределению

Заключение

Библиографический список

Приложение


Введение

трудовой обучение профессиональный школьник

Нынешняя молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы.

Это актуально потому, что именно подростки, окончившие общеобразовательную школу, оказываются, не подготовлены к новым требованиям политической, социально-экономической и кадровой ситуации, следовательно, остаются, не востребованы на современном рынке труда. Решение данной проблемы во многом определяется успешностью организации трудового обучения и профессиональной ориентации школьников.

Объектом исследования является: учащиеся 9 классов, посещающие МУК №4.

Предмет исследования: особенности организации профессиональной ориентации школьников.

Цель исследования: выявить особенности организации профессиональной ориентации школьников.

Задачи исследования:

1.      Изучить нормативно-правовую и учебно-методическую литературу по теме исследования;

2.      Выявить особенности профессиональной организации школьников в период модернизации образования;

3.      Проанализировать результаты исследования.

Методы, использованные в данном исследовании: опрос, анкетирование, анализ нормативно-правовой и учебно-методической литературы, метод статистической обработки материалов.

Степень разработанности проблемы: Выделенная проблема наиболее полно нашла свое отражение в фундаментальных трудах в области.

Степень разработанности. В ходе работы над темой дипломного исследования проанализирована существующая литература и эмпирический материал, в которых в той или иной степени освещаются поднимаемые в работе проблемы. В частности, особый научный интерес представляют такие издания, как нормативно-правовые акты, федеральные региональные и местные законы – в которых данные излагаются, структурировано и хорошо классифицировано.


Глава 1. Содержание и организация трудового обучения и профессиональной ориентации школьников

1.1 Трудовое обучение и профессиональная ориентация школьников в период до 1992-93 г

Организация трудовой и профессиональной ориентации учащихся напрямую связана со стратегией правительства.

На XXIV съезде (1971 год), обобщая достижения социалистического строительства, было подчеркнуто, что по сравнению со второй половиной 30-х годов, когда социалистическое общество в нашей стране было построено в основном, к 1971 году был достигнут неизмеримо более высокий уровень народного хозяйства.

Намеченные Директивы на 1971-75 гг. по развитию народного хозяйства на этапе развитого социализма делали акцент на следующие факторы: высокие темпы развития социалистического производства, подъем его эффективности, ускорение научно-технического прогресса, рост производительности труда.

В соответствии с этим перед народным образованием ставились очень конкретные задачи:

·  "Увеличить подготовку квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях, с тем, чтобы молодежь, как правило, получала специальность до поступления на работу. Подготовить за пятилетие в профессионально-технических учебных заведениях не менее 9 млн. квалифицированных рабочих для всех отраслей народного хозяйства.

·  Более высокими темпами осуществлять подготовку кадров для сельского хозяйства, строительства, легкой и пищевой промышленности, предприятий бытового обслуживания населения.

·  Довести в 1975 году прием учащихся в профессионально технические училища, подготавливающие квалифицированных рабочих по наиболее сложным профессиям и дающие одновременно среднее образование, до 300-400 тыс. человек" [6,9,10].

Директивы определяли и пути решения этих сложных задач:

·  "Осуществить переход к всеобщему среднему образованию. Усилить работу по профессиональной ориентации учащихся с учетом склонностей молодежи и потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах" " [6,9,10].

Конкретизация деятельности по реализации директив съезда находит отражение в последующих документах ЦК КПСС и Совета Министров:

-  Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" от 20 июня 1972 года. В нем говорится "… важно в современных условиях привести работу школ в соответствии с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями технического прогресса" [6].

В соответствии с этим ЦК КПСС и Совет Министров СССР определил ряд мер по "осуществлению поставленной съездом задачи, а также по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса, укреплению связи школы с производством:

1.  принять меры к более полному охвату молодежи средним образованием;

2.  развивать и совершенствовать общеобразовательную школу как трудовую и политехническую;

3.  в целях дальнейшего укрепления связи школы с практикой коммунистического строительства …. Развивать политехническое обучение на базе тесного сочетания изучения школьных предметов и основ современного производства. Систематически проводить экскурсии учащихся на заводы, фабрики, в колхозы и совхозы, знакомить их с технологическими процессами и организацией труда на предприятиях;

4.  добиваться улучшения трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников на протяжении всего периода обучения, совместно с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями создавать и оснащать учебные цеха, школьные и межшкольные учебно-производственные мастерские. Развивать и совершенствовать работу ученических производственных бригад, ученических лесничеств и другие педагогически обоснованные формы организации труда школьников;

5.  считать целесообразным привлечение школьников, особенно старшеклассников, в период каникул к организованному трудовому участию в народном хозяйстве, благоустройстве и озеленению городов и сел, в охране природы…. разработать и утвердить положение о летних практических работах учащихся;

6.  всемерно расширять проверенное жизнью шефство трудовых коллективов над общеобразовательными школами " [6,9,10].

Академии педагогических наук СССР дается задание активизировать работу по поиску наиболее эффективных путей осуществления политехнического обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации.

Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по профтехобразованию от 14 августа 1972 года № 53-М/116 "Об усилении профессионально-технической ориентации учащихся" предлагает органам народного образования "…проводить систематическую работу по изучению склонностей учащихся 8-х классов, оказывая помощь в выборе специальности для дальнейшего обучения, с учетом пожеланий и возможностей учащихся и их родителей".

А педагогическим коллективам школ "следует вести широкую разъяснительную работу по популяризации профессионально-технических учебных заведений, знакомить учащихся с профессиями, по которым ведется подготовка в училищах, способствовать направлению в профтехучилища лучшей части учащихся, окончивших восьмые классы, обратив особое внимание на оказание всемерной помощи желающим завершить среднее образование в средних профессионально-технических учебных заведениях".

Согласно Приказу Министерства просвещения СССР от 6 июля 1973 года № 37 об утверждении "Положения о летних практических работах учащихся образовательной школы" такие работы "…организуются в целях дальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с практикой коммунистического строительства, улучшения подготовки школьников к сознательному выбору профессии и труду в народном хозяйстве". Главной задачей летних практических работ учащихся должно было стать "обеспечение в период каникул организованного трудового участия школьников в народном хозяйстве, благоустройстве и озеленении городов и сел, охране природы".

К общественно полезному труду, как по-другому называются летние практические работы учащихся, привлекались школьники 4-10 классов.

Важным направлением такого труда считался производительный труд в колхозах и совхозах, на предприятиях промышленности, сферы обслуживания и лесного хозяйства, в школьных мастерских, цехах, а также работы по благоустройству и озеленению городов и сел.

XXV съезд КПСС (1976 год) вновь поставил задачу "…уделять больше внимания трудовому воспитанию школьников, их профессиональной ориентации. Советская школа была призвана воспитывать у учащихся глубокое понимание необходимости труда, потребности трудится, формировать у них трудовые умения и навыки, готовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни, сознательному выбору профессии" [9].

Особая роль в подготовке учащихся к труду, выбору профессии отводилась системе трудового обучения и воспитания, которая имела следующую структуру:

·  Трудовое обучение, как учебный предмет;

·  Внеклассная и внешкольная работа по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству;

·  Специальная профориентационная работа.

Задача уточнялась в конкретных цифрах:

"Увеличить прием учащихся в средние профессионально-технические и технические училища более чем в два раза. Подготовить в системе профессионально-технического образования примерно 11 млн. квалифицированных рабочих, увеличить подготовку рабочих со средним образованием в профессионально-технических училищах не менее чем в 2,5 раза" [9].

XXVI съезд КПСС в основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года (1981 год) ставит перед народным образованием новые задачи:

"Обеспечить дальнейшее развитие системы народного образования, более полное удовлетворение потребностей страны в специалистах и квалифицированных рабочих. Повышать эффективность работы всех звеньев и форм образования и подготовки кадров. Развивать и улучшать вечернее и заочное обучение.

Совершенствовать формы и методы трудового воспитания в школе. Усилить работу по профессиональной ориентации юношества.

Предусмотреть дальнейшее развитие сети профессионально-технических заведений как важнейшего источника пополнения народного хозяйства кадрами рабочих. Довести выпуск квалифицированных рабочих из этих учебных заведений на 1981-1985 года до 13 млн. человек, увеличить выпуск квалифицированных рабочих со средним образованием в 1,6 раза" [10].

В соответствии с установками XXVI съезда, проведенными позже Пленумами ЦК КПСС (1983 г., 1984 г.) принимается решение о проведении реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

В предложенных основных направлениях реформы была разработана научно обоснованная концепция обучения и воспитания молодежи, ее подготовки к жизни и труду в современных условиях.

Пленум ЦК КПСС (10 апреля 1984 г.) и Верховный Совет СССР (12 апреля 1984 г.) одобрили "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы":

"….наше время отмечено глубокими преобразованиями во всех сферах жизни людей – материальном производстве, общественных отношениях и др. Все шире развертывается научно-техническая революция. Осуществляется переход к интенсивному развитию экономики. Реализуются крупномасштабные комплексные социально-экономические программы. Решаются важные проблемы развития социалистической демократии, укрепления советского образа жизни, формирование нового человека.

Грандиозные задачи конца нынешнего и грядущего столетий будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту" [10].

Осуществить реформу общеобразовательной и профессиональной школы – значит решить следующие основные задачи:

"… коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход к всеобщему профессиональному образованию молодежи" [10].

Планировалось в течение одной – двух пятилеток всеобщее среднее образование молодежи дополнить всеобщим профессиональным образованием, т. е. всем молодым людям до начала трудовой деятельности предоставлялась возможность овладения профессией.

Причем уже на данном этапе подчеркивалась важность сочетания трудового обучения с экономическим воспитанием. Это значит, что учащиеся еще до начала самостоятельной трудовой деятельности вводятся в настоящие производственные отношения, получая возможность зарабатывать деньги.

Реформа предполагала некоторые изменения в структуре общего среднего и профессионального образования:

·  начальная школа – 1-4 классы;

·  неполная средняя школа – 5-9 классы;

·  средняя общеобразовательная и профессиональная школа - 10-11 классы общеобразовательной школы;

·  средние профессионально-технические училища;

·  средние специальные учебные заведения.

Реформа должна способствовать переходу к всеобщему профессиональному образованию молодежи, поэтому в новой структуре средняя школа уже называется общеобразовательной и профессиональной.

С 1986 –87 учебного года в 8-11 классах общеобразовательной школы вводится обязательная профессиональная подготовка.

В связи с тем, что по окончании неполной средней школы учащиеся могут продолжить обучение в средней общеобразовательной школе, средних профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях, профессиональное обучение школьников будет осуществляться в два этапа:

·  Первый этап – в 8-9 классах, предусмотрено профильное профессиональное обучение – изучение вопросов, общих для группы родственных профессий одной отрасли или производства. Практическая часть обучения при этом включает выполнение простых работ по профессиям данной группы.

·  Второй этап – в 10-11 классах. Учащиеся завершают обучение по одной из конкретных профессий в соответствии с Перечнем профессий.

В целом за 4 года профессионального обучения (8-11 классы) предусматривается подготовка учащихся на первоначальный квалификационный разряд по определенной профессии.

"Основным показателем эффективности профессиональной подготовки учащихся следует считать:

-  Получение учащимися профессиональной квалификации;

-  Трудоустройство и закрепление выпускников на производстве;

-  Продолжение обучения в соответствии с полученной профессией;

-  Качество изготовляемой учащимися продукции и их работы в целом;

-  Отношение к труду, как в процессе обучения, так и по окончанию школы" [4].

Профессиональное обучение учащихся осуществляется, в том числе и в цехах межшкольных учебных комбинатов.

1.2 Межшкольные учебно-производственные комбинаты – ведущая форма организации трудового обучения и профессиональной ориентации школьников

Если проанализировать следующие документы:

1.  Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" от 20.06.1972 года.

2.  Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по профтехобразованию от 14.08.72 года № 53-М/116 "Об усилении профессионально-технической ориентации учащихся".

3.  Приказ Министерства просвещения СССР от 6.07.1973 года № 37 об утверждении "Положения о летних практических работах учащихся образовательной школы", то можно сделать вывод, что общеобразовательной школе вменяются дополнительные функции:

-  среднее образование должно стать основой для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров (именно в рабочих руках в большей степени нуждалось социалистическое строительство в тот период);

-  создание специально организованной профориентационной работы;

-  значимость производительного труда (организовать который без тесного взаимодействия с производственными предприятиями, невозможно).

Исполнение данных документов предполагает тесное взаимодействие общеобразовательной школы с предприятиями, профтехучилищами. Сочетать эти новые функции с основными для школы стало непросто. Поэтому должна была появиться дополнительная структура в системе народного образования, которая помогала бы школам решать поставленную партией задачу – профессионально ориентировать выпускников школ на производственную сферу деятельности. И такая структура появилась.

23 августа 1974 года выходит Постановление совета министров СССР № 662 "Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся":

"В целях улучшения подготовки учащихся 9-10 (11) классов средних общеобразовательных школ к труду и выбору профессии Совет министров СССР постановляет:

1.  Разрешить исполкомам городских и районных Советов депутатов трудящихся по согласованию с министерствами просвещения (народного образования) союзных республик создавать, при наличии необходимых условий, с участием промышленных и кооперативных организаций межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся…

2.  Разрешить руководителям предприятий и организаций создавать и оборудовать в межшкольных учебно-производственных комбинатах учебные цеха, кабинеты, лаборатории в качестве структурных подразделений этих предприятий и организаций и выделять квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников для обучения и организации производительного труда учащихся".

Следующие документы еще более существенно укрепили статус межшкольных учебно-производственных комбинатов и способствовали выстраиванию связи Общеобразовательная школа – УПК – Профтехучилище – Предприятие:

·  Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 29.08.1978 "Рекомендации об организации учебно-методического кабинета по профессиональной ориентации учащихся средней общеобразовательной школы".

·  "Положение о базовом предприятии (организации) средней общеобразовательной школы", утверждено Министерством просвещения СССР 29.12.1978 года и согласовано с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС.

·  Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.04.84 года "Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации общественно-полезного, производительного труда".

·  Приказ Министерства просвещения СССР от 11.05.85 года № 80 "Положение о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся".

Основными задачами комбината являются:

-  Трудовое, профессиональное, на политехнической основе, обучение учащихся;

-  Организация общественно полезного труда школьников, воспитание у них сознательного отношения к труду и общественной собственности;

-  Проведение профориентационной работы с учащимися школ района (города)

Наиболее важные позиции Положения, характеризующие содержание и организацию работы межшкольных УПК:

~ Комбинат с участием предприятий, школ, профтехучилищ, бюро по трудоустройству населения ведет в районе (городе) работу по ориентации школьников на рабочие профессии. Помогает учащимся 7 классов выбрать направление предстоящей трудовой, профессиональной подготовки, ориентирует школьников, обучающихся на комбинате, в первую очередь на поступление после 9 класса в средние профтехучилища, а после 11 класса на работу в соответствии с полученной профессией или в средние профтехучилища в группы с дифференцированным сроком обучения до 1 года для получения более высокой квалификации или сложной профессии. Комбинат оказывает содействие отделу народного образования в повышении квалификации работников школ по профессиональной ориентации.

~ Трудовая, профессиональная подготовка учащихся 8-11 классов на комбинате осуществляется в процессе обучения и производительного труда.

~ На трудовое, профессиональное обучение отводится: в 8-9 классах – 3 часа, в 10-11 классах – 4 часа в неделю.

~ Содержание трудовой практики в 10 классе – 20 дней по 6 часов, должно соответствовать профессии, которой хочет овладеть учащийся.

~ Время, выделяемое на общественно полезный труд в 8-9 классах – 3 часа в неделю и в 10-11 классах – до 4 часов в неделю, а также на трудовую практику в 8-9 классах – 16 дней по 4 часа (рекомендуется использовать в основном на труд по изучаемому профилю или профессии).

~ Составной частью обучения в 8-9 классах является курс "Основы производства. Выбор профессии".

~ Производительный труд на Комбинате должен быть тесно связан с обучением. Цехи и участки комбината, которые являются структурными подразделениями предприятий, выполняют их производственные заказы и задания. Труд школьников на Комбинате организуется также и в период каникул, главным образом в составе ученических бригад, других трудовых объединений.

~ Профессиональное обучение школьников на комбинате завершается сдачей им квалификационных экзаменов. Предприятия аттестуют учащихся 11 (12) классов на присвоение начального квалификационного разряда (класса, категории) по полученной профессии и выдают им в установленном порядке соответствующее свидетельство (удостоверение)".

Вскоре под реформу вышло ряд документов, свидетельствующих о том, что у советского правительства были серьезные намерения ввести учащихся еще до начала самостоятельной трудовой деятельности в настоящие производственные отношения:

-  Положение об ученической бригаде в колхозе и совхозе;

-  Временное положение о порядке оплаты труда школьников в народном хозяйстве;

-  Типовое положение о порядке привлечения на временную работу к посильному труду в народном хозяйстве учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в период каникул;

-  О ценах на продукцию, вырабатываемую учащимися общеобразовательной школы и профтехучилищ.

-  Об организации работы по созданию рабочих мест для школьников.

Эти документы помогли и межшкольным УПК на практике организовать производственные отношения учащихся и получить ими ПЕРВУЮ в своей жизни заработную плату за свой труд.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.