на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей


В ходе прокурорской проверки были выявлены также факты неправомерного снятия денежных средств с лицевых счетов воспитанников. Например, деньги снимались со счетов десяти воспитанников Петровск-Забайкальского дома-интерната и тратились на проведение праздников и подарки. В поселке Чернышевск с личного счета воспитанницы детского дома «Гнездышко» были сняты 10 тысяч рублей для приобретения лекарственных средств в нарушение ее права на бесплатное медицинское обслуживание. Причем, на лекарство израсходовали всего около 3,5 тысяч рублей. Деньги были восстановлены на счете только после вмешательства прокурора района. Со счета одного из воспитанников Дульдургинского детского дома были сняты 10 тысяч рублей и переданы сотруднице в счет возмещения ущерба, причиненного ей кражей кошелька. Однако она в милицию по данному поводу не обращалась, проверка не проводилась и виновность воспитанника не была установлена.

По перечисленным и другим нарушениям прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в сфере образования, медицинского и санитарно-гигиенического обеспечения, организации питания и вещевого довольствия, пожарной безопасности органами прокуратуры принимались меры прокурорского реагирования. В 2007-2008 годах прокурорами направлено в суды 192 исковых заявления, внесены 112 протестов на незаконные правовые акты, 364 представления об устранении нарушений законодательства и возбуждено 23 административных производства, на основании которых более тридцати должностных лиц привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.

В Забайкальском крае наряду с традиционными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются и инновационные проекты. Например, такие, как SOS-деревня.

В октябре 2008 г. в г. Шилке Забайкальского края началось строительство детской деревни (SOS-деревни).

6 октября 2008 г. было подписано соглашение между общественной организацией «Забайкальское общество помощи детям» и региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» по реализации проекта «Детская деревня».

Главная цель создания «Детской деревни» — сделать счастливыми детей, оказавшихся в беде. В поселении смогут проживать многодетные семьи, желающие посвятить свою жизнь воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Конечная цель проекта – сведение к минимуму количества детей, воспитывающихся в государственных детских домах.

5 октября 2008 г. в г. Шилке был заложен камень и установлен крест на территории будущей «Детской деревни».

Первая SOS-Киндердорф возникла в Австрии в Имсте в 1949 году. Идея создания детского дома нового типа, по образу семьи, принципиально отличающегося от обычных детских домов, принадлежит австрийцу Герману
Гмайнеру. Сегодня их количество достигло 132 по всему миру.

В России первая детская деревня появилась 20 мая 1996 года в Томилине. Деревня была отстроена на средства Международной организации Киндердорф Интернациональ. В деревне одиннадцать домов. Сейчас в них живут одиннадцать мам и 78 детей. В 1994 году детские деревни появились в Подмосковье, под Санкт-Петербургом в г. Пушкине, в селе Лаврово под Орлом, под Мурманском в городе Кандалакша.

Гмайнер предложил простую идею: возвратить ребенку все, чего его лишила жизнь. Это четыре составляющих: мать, братья и сестры, дом, детская деревня. Мать - это обязательно одинокая незамужняя женщина, которая
«работает» мамой, совмещая профессию с образом жизни. Ей предоставляется административная и финансовая свобода. Помимо зарплаты, она получает деньги на содержание каждого ребенка и тратит их, покупая еду, одежду, книги, игрушки и т. д.

Детская деревня-SOS – новый для России вид учреждений по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, - место, в котором такой ребенок обретает мать, братьев и сестер, настоящий дом и надежду будущее.

В SOS-семье живет до восьми мальчиков и девочек разного возраста.
Каждая семья живет в отдельном доме, во главе ее стоит мать- воспитательница, которая ведет все хозяйство и воспитывает детей. В штат семьи также входит «тетя», которая заменяет «маму» на время отпуска и выходных.

Как правило, детская деревня-SOS состоит из 11-12 семейных домов. Руководит таким детским учреждением директор деревни. Он со своей семьей живет в деревне, помогая каждой SOS-семье.

В детских деревнях-SOS дети воспитываются вне рамок определенной религии в соответствии с культурными традициями каждой конкретной страны.

Во всем мире в основе деятельности SOS-деревень лежат 4 принципа, сформулированных основателем детских деревень Германом Гмайнером:

- Мать детской деревни - это призвание и профессия. Прошедшие необходимое обучение женщины отдают свою материнскую любовь обездоленным детям.

- Братья и сестры. В SOS-семье детской деревни дети разного возраста воспитываются как братья и сестры. Родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют.

- Дом. По настоящему счастлив тот ребенок, который постоянно живет в уютном доме, где все продумано для создания подлинно семейной атмосферы с ее радостями и повседневными хлопотами.

- Деревня. Мостик в окружающий мир. Сообщество взрослых и детей. Симбиоз воспитательного учреждения и социального сообщества единомышленников [14, с.112].

«Мамой» в детской деревне SOS стать не просто: от первого знакомства до принятия решения проходит полгода. Сначала кандидатка проходит собеседование, заполняет анкеты, проходит специальные тесты, которые обрабатывает профессиональный психолог. Если результат положительный, будущей «маме» предстоит показать себя на практике, но не в качестве мамы, а в качестве ее помощницы, «тети».

В первую детскую деревню в Томилино пришло более 200 потенциальных «мам», из которых нужно было оставить всего 11 человек. «Мать» - это обязательно незамужняя одинокая женщина, которая «работает» мамой круглосуточно, совмещая профессию с образом жизни.

Максимальный штат детской деревни — 30 человек. В него входят: «мамы», «тети», один или два педагога, директор и его заместитель, бухгалтер, шофер. Детской деревне не требуется медицинский персонал, специальной школы для детей, т.к. все они ходят в обычную районную поликлинику и в обычную же школу.

В «деревенском» доме – три спальни, для мальчиков и для девочек, кухня, гостиная, комната «мамы», комната «тети», подсобное помещение, погреб.

«Мамам» не запрещается принимать у себя в «семье» свих личных родственников и друзей. Это, наоборот, приветствуется, т.к. у детей складываются общепринятые понятия приема гостей и этикета.

Так как детские деревни – это, безусловно, новшество для нашей страны, не удивительно большое количество посетителей: журналистов, представителей общественных и благотворительных организаций и т.д. Чтобы не перегружать «семью» постоянными приемами гостей, в деревнях существует система «дежурного дома», который всю неделю принимает гостей у себя. Таким образом, каждый дом ждет гостей у себя всего 1 неделю из 11. Детская SOS-деревня – это не только помощь детям, оставшимся по каким- либо причинам без родителей, это еще и самореализация «мам», которые не нашли себя в обычной семейной жизни, не реализовали себя в собственной роли материнства.

Финансирование Гмайнеровской системы, в основном, частное. Главная идея этого финансирования: «надо со многих брать понемногу» (имеются в виду пожертвования людей и организаций). Однако государство, по законодательству, выплачивает пособия детям. Землю под детскую деревню в
Томилино выделило правительство Московской области. Во всем мире есть так называемые «друзья деревень» - это люди, добровольно взявшие на себя обязанность помогать детским деревням, они платят определенную, небольшую сумму 1 раз в квартал. Взамен этому они получают информацию о данной деревне, которой помогают и благодарность.

В системе детских SOS-деревень по всему миру приветствуется система личного шефства над ребенком, всего лишь при одном условии, шефы и подшефные должны жить в разных странах. А узнать о детях, живущих в деревнях по всему миру, помогает единый банк данных.

Главная идея создания системы детских деревень Гмайнером заключается в следующем: возвратить ребенку все, чего он лишился по каким-либо причинам в жизни.

Данную систему воспитания детей переняли уже 132 страны, что говорит лишь о том, что педагогическая и организационная идея детских деревень – универсальна, и может подвергаться лишь незначительным изменениям в зависимости от данной конкретной страны: менталитета, вероисповедания и т.п.

И теперь поселение появится и в Забайкальском крае. Оно будет принципиально отличаться от других «детских деревень» тем, что приемные дети в таких поселениях будут воспитываться вместе с родными, в родительской любви и заботе. Общая площадь Шилкинской «Детской деревни» составит 1,5 гектара. Там будут построены четыре жилых дома для семей, взявших под опеку по 8 – 10 детей-сирот. Воспитание сирот в таких семьях будет обходиться государству в 5 раз дешевле, чем в государственных детских домах.

По последним данным известно также, что Забайкальский край готов строить соцгостиницы для детей, оставшихся без попечения родителей.

10 февраля 2009 г. члены правительства Забайкальского края рассмотрели проект поправок в Федеральный закон, предполагающий создание социальных гостиниц для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальные гостиницы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно, появятся по всей стране. По крайней мере, уже разработаны поправки, вводящие это понятие в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Законопроект предусматривает, в случае отсутствия в регионе возможности обеспечить совершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем, органы исполнительной власти обязаны предоставить им отдельную комнату в социальной гостинице до момента предоставления ему собственных квадратных метров. Министр социальной защиты населения Георгий Рева, подчеркнул, что создание социальных гостиниц — один из актуальных вопросов социальной сферы Забайкальского края: «Я думаю, это десятки и сотни детей, у которых нет пристанища, нет нормального жилья. Это действительно очень актуальная тема для выпускников детских домов. Если человек не имеет средств к существованию, то социальная гостиница предоставляется ему на бесплатной основе».

В Забайкальском крае законодательно закреплены организационные основы форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновления, опеки (попечительства), приемной семьи. Один из основных организационно-правовых принципов - перманентность (возможность перехода ребенка из приемной семьи в другие формы, включая усыновления). По своему существу, приемная семья - временная форма устройства ребенка и, фактически, при эффективно существующей системе социальной реабилитации и социальной адаптации является организационной альтернативой государственным детским сиротским учреждениям.

Результаты изучения адаптации детей в приемных семьях показали, что эффективность и интенсивность одних и тех же коррекционных и реабилитационных мероприятий более чем в два раза выше в условиях семьи, чем в условиях государственного учреждения.

В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Что главной целью политики государства является выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их в Семейном кодексе.

2.2 Опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края

Государственное учреждение социального обеспечения Ясногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» был организован в 2004 году по инициативе администрации Читинской области.

В настоящее время работа центра состоит из профильной работы нескольких отделений: дневное отделение, стационарное отделение, отделение приема и перевозки детей и отделение семейно-воспитательной группы (СВГ).

Жить и воспитываться в семье – право каждого ребенка, так как семья есть естественная среда для его индивидуального развития. Семья должна стать примером для ребенка, чтобы он в дальнейшем по ее подобию мог построить свою собственную.

Центр «Родник» много сил прилагает к тому, чтобы для ребенка, оставшегося без попечения родителей, семья стала единственной формой жизнеустройства. И успехи в этом плане имеются. Дети передаются под опеку, в приемные семьи, возвращаются в свои биологические семьи.

Наработан богатый опыт по созданию и медико-психолого-педагогическому сопровождению семейно-воспитательных групп. Рассмотрим работу с семейно-воспитательными группами подробнее.

В настоящее время в ГУСО ЯСРЦ «Родник» функционирует 15 семейно- воспитательных групп, в которых 30 детей обрели, пусть временный, но свой теплый дом.

·  п.Золотореченск – 9 семей (18 детей)

·  п.Ясногорск – 5 семей (9 детей)

·  с.Улан – Цацык – 1 семья (3 ребенка).

Социальный статус воспитанников СВГ:

·  дети – сироты (5 чел.)

·  дети, оставшиеся без попечения родителей (25 чел.)

Длительность проживания детей в семейно-воспитательной группе на конец 2008 года:

·  от 3 до 6 месяцев (6 детей)

·  от 6 мес. до 1 года (7 детей)

·  более 1 года (17 детей)

Проживающие в СВГ несовершеннолетние по половозрастным категориям распределились следующим образом:

·  дошкольников – 10

·  мл. школьников – 11

·  подростков – 9

·  девочек – 21

·  мальчиков – 9

Диаграммы представлены в приложении 2 к данной работе (Приложение 2).

Специалисты отделения и Центра оказывают действенную социальную помощь, в том числе медицинскую, психологическую, педагогическую, правовую, как в экстренных случаях, так и систематически. Возникает немало вопросов и проблем, и в связи с этим воспитатели семейно-воспитательных групп обращаются в Центр:

·  за консультационной помощью;

·  для проведения мед.обследования и лечения детей в стационарных мед.учреждениях;

·  для передачи детей в Центр на время очередного отпуска воспитателя;

·  для получения заработной платы;

·  для участия в акциях и мероприятиях, организованных специалистами Центра;

·  для участия в заседаниях клубов общения, где проходит обмен опытом по воспитанию детей, обсуждение путей и способов разрешения проблем;

Однако, даже при появлении проблем в работе, можно смело утверждать, что даже минимальный опыт проживания в семье дает ребенку разносторонний социальный эффект.

Для проживания воспитанников в каждой семье созданы прекрасные условия. У детей имеются отдельные комнаты, оснащенные необходимой мебелью, дети могут пользоваться музыкальной, бытовой и видеотехникой, компьютером.

Хорошее впечатление остается после посещения семей СВГ Русаковой З.А., Дорофеевой В.В., Золтуевой Л.В., Бородиной Л.П., п.Золотореченск. Особое настроение создается уже от ворот с благоустроенной, приусадебной территории, зеленых насаждений в летнее время, чистоты дорожек.

Но самое главное, конечно, отношение к детям, воспитатели любят их такими, какие они есть. И учат их всему, что сами умеют, и помогают им избавиться от плохих привычек. Например, несколько бродячими, беспечными, бесшабашными были сестры Надя и Ира Лазаревы в своей семье. И какими они стали домовитыми, послушными после одного года проживания в семье Дорофеевой В.В.

В большинстве своем дети, являющиеся воспитанниками семейно-воспитательных групп, испытывают трудности в обучении. Но систематические занятия воспитателей с детьми дают свои положительные результаты.

Закончили вторую четверть этого учебного года (декабрь 2008 г.):

·  с одной «4», остальные «5» - 2 человека (Степанова М., Серебрякова К.)

·  на «4» и «5» - 4 человека (Раимбекова Ж., Пискарева К., Васильева Т., Достовалов С.)

·  больше «4», чем «3» - (Локтионова Н., Бочарова Л., Кириллова Г., Васильева О., Никитина Ю., Лазарева Н., Лазарева И., Николаев И.)

·  стабильно на «3» обучаются – (Кожомкулова Р., Шубина К.)

В первом классе обучаются 4 человека; хорошую подготовку к школе отмечают у Каскова Алеши, Мартыновой Наташи.

Досуг служит одним из параметров качества жизни. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное и физическое здоровье детей. Если взрослый человек скучает наедине с собой, зависит от вредных привычек и легко поддается вредному влиянию, то причины этого нужно искать в бесцельном времяпрепровождении в детстве. Учитывая негативный опыт проведения досуга детьми Центра, мы нацеливаем воспитателей СВГ на то, чтобы они поощряли и одобряли посещение секций, кружков, студий.

За 2008 год в организованный досуг вовлечено 18 детей из 30.

Организованный досуг способствует повышению статуса среди сверстников. Об этом свидетельствуют отзывы воспитателей СВГ и специалистов Центра.

Например, Достоваловы Руслан и Всеслав были активными участниками всех спортивных соревнований военно – патриотического лагеря «Патриот» и получили заслуженные грамоты.

Кирилова Галя в составе хореографического ансамбля «Гармония» приняла участие в 15 концертах.

Работы Локтионовой Насти украшают выставки, оформленные в ДШИ.

У сестер Лазаревых проявился интерес к чтению. Девочки со знанием дела показывают книги, которые прочитали, говорят о их содержании, их речь стала более развитой, расширились представления об окружающем мире.

Классный руководитель Васильевых Тани и Оксаны отмечает их активное участие во всех мероприятиях. Обе девочки стали увереннее чувствовать себя в коллективе детей.

В летний период был организован качественный, разносторонне развивающий отдых.

17 детей из СВГ отдыхали и были оздоровлены в лагерях Читинской области:

·  «Спасатель» п.Новокручининский – 4 чел.

·  «Красная саранка» г.Балей – 2 человека

·  «Топаз» п.Шерловая Гора – 3 чел.

·  «Березка» п.Калангуй – 4 чел.

·  «Родник» ГУСО ЯСРЦ - 4 чел.

Все воспитанники СВГ в 2 этапа прошли в 2008 году диспансеризацию. Дети осмотрены узкими специалистами: окулист, эндокринолог, стоматолог, травматолог, гинеколог, хирург, невролог, психиатр, педиатр. Даны рекомендации и уже начато лечение.

Пилявец Галя прошла обследование и курс коррекции в ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в г.Чита.

По результатам обследования в Центре психолого-медико – социального сопровождения «Дар». Плетнева Лида и Плетнева Ира перешли на индивидуальное обучение.

В практике работы специалистов отделения применяются следующие формы контроля над условиями проживания, воспитания и образования детей:

·  социально-педагогический, психологический, медицинский патронажи. За 2008 год проведено 228 патронажей.

·  письменные отчеты, которые сдаются воспитателями СВГ до 25 числа каждого месяца.

·  сбор и анализ информации о результатах успеваемости детей школьного возраста.

·  ведение воспитателями тетради учета товарно–материальных ценностей.

В отделении СВГ было проведено 25 медико – психолого- педагогических консилиумов, из них:

·  первичный (при открытии группы) – 9

·  по отслеживанию адаптации – 3

·  по отслеживанию реабилитационного процесса – 9

·  заключительный (при закрытии группы) – 3

·  экстренный – 1

В ГУСО ЯСРЦ осуществляется проведение семинаров по обмену опытом, педсоветов, гостиных, заседаний круглого стола с воспитателями групп.

Иногда такие формы работы имеют выездной характер (п.Золотореченск).

Воспитатели семейно-воспитательных групп и их воспитанники являются активными участниками таких праздников, как «Международный День семьи», «День Матери», «День защиты детей», «День знаний» и др.

Специалистами СВГ оформлены информационные уголки «Семейно- воспитательная группа – это почти семья» в администрациях п.Золотореченск, с.Улан –Цацык, с.Аренда, с. Улятуй, с.Булум, в Центре занятости населения Оловяннинского района.

Психолог отделения построил свою работу на основе личностно – ориентированного подхода к каждому ребенку. Она учитывает возрастные особенности детей, выбирает интересные и понятные формы работы с ними. Свою работу психолог строит по следующим направлениям:

·  исследовательская деятельность

·  коррекционно–развивающая и психопрофилактическая работа

·  консультационная работа

·  экспертная работа

·  просветительская деятельность

·  социально – психологический патронаж.

Эффект от такой работы есть. Между взрослыми и детьми существует взаимопонимание, доверие.

Психологом отделения адаптирована программа психолого-педагогической поддержки семейно – воспитательных групп «Моя семья – моя крепость», которая рассчитана именно на такую форму устройства детей, как СВГ. В нее включены все этапы работы с кандидатом в воспитатели, а затем и воспитателем СВГ, в случае, если он допущен к данной работе. В данное время психологом отделения ведется разработка программы для индивидуальных коррекционных занятий для детей, воспитывающихся в СВГ.

Проведена работа по отработке написания ежемесячных отчетов воспитателей СВГ и ответных рекомендаций психолога на них, в случае необходимости.

Успешно проходят групповые тренинги и школа специалистов СВГ, где воспитатели обмениваются опытом, делятся удачами и неудачами в воспитании детей, дают по возможности друг другу советы.

Коррекционная работа с детьми ведется согласно индивидуальной программы реабилитации. Групповые формы работы проходят как в поселке, так и во время выездного патронажа.

Совместно с социально – правовым отделением ведется работа по защите законных прав и интересов детей.

Создание и содержание СВГ - дело, безусловно, очень ответственное и трудоемкое, но, несмотря на это, очевидно, что воспитание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье, гораздо лучше, чем в учреждении общественного воспитания.

Современный уровень жизни требует высокого профессионализма специалистов, поэтому повышение уровня самообразования мы считаем одним из важных частей нашей работы.

Зав. отделением Березовская Л.А. и педагог – психолог Гарма – Доржиева Н.В, прошли обучение на курсах для специалистов СВГ «Основы психокоррекционной работы с семьей» на базе ГУСО ЦПППН «Доверие» в мае 2008 года.

Н.В. Гарма – Доржиева в ноябре 2008 года прошла вторую ступень обучения психологов по теме «Основы психокоррекционной работы с детьми».

Кроме того, специалисты отделения активно принимают участие в различных методических семинарах, педагогических советах, школах специалистов.

Итак, можно сделать следующий вывод по содержанию второй главы нашего дипломного исследования.

По статистическим данным на 29.11.2008 г., в Забайкальском крае функционирует 51 учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В них воспитываются 2918 несовершеннолетних. Помимо этого имеются два специализированных дома ребенка и 20 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Из года в год увеличивается число детей, устроенных в семьи граждан под опеку, на патронат, в семейно-воспитательные группы, а также в приемные семьи.

Нами рассмотрен опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края. Центр проводит работу по передаче детей под опеку, в приемные семьи, либо возвращению ребенка в кровную семью.

Центром «Родник» наработан богатый опыт по созданию и медико-психолого-педагогическому сопровождению семейно-воспитательных групп. На сегодняшний день Центром созданы 15 семейно-воспитательных групп, в которых проживают 30 детей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается необходимость новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.

Семейный кодекс РФ расширил сферу деятельности органов опеки и попечительства, возложив на них решение всех вопросов организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы защиты семейных прав.

К сожалению, в большинстве случаев право ребенка жить и воспитываться в семье не рассматривается в пространстве кровной семьи. Основное внимание уделяется не осмыслению способов сохранения семьи, не подходом к разрешению проблемы профилактике сиротства и реабилитации неблагополучных семей, не созданию необходимой для этого инфраструктуры, а формам и методам изъятия ребенка из неблагополучной семьи и устройства его под опеку или в детский дом. Поэтому главной задачей органов опеки остается работа по изоляции ребенка от родителей, социальная работа с родителями ведущие асоциальный образ жизни и не занимающихся его воспитанием, и устройство его в государственное учреждение или замещающую семью. При этом меньше всего принимается во внимание интерес самого ребенка. Теряя право иметь свою семью, ребенок автоматически лишается возможности реализовать и другие свои права в объеме, необходимом для наилучшего развития. Необходимо изменить коренным образом государственную социальную политику в интересах детей на принципиально новых основаниях.

Ребенок, оставшийся без надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше.

Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семейном благополучии.

В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).

Значительное место в деятельности детского дома занимает социальная и педагогическая работа с ними, а также деятельность по подготовке и социальной адаптации к жизни вне его стенах. Повышение эффективности социальной адаптации обеспечивается за счет снижения уровня изолированности деятельности таких учреждений. Положительным опытом, в семейных детских домах, является то, что воспитанники обучаются в обычных городских школах с детьми, которые проживают с родителями, имеют собственную семью. Также общаются друг с другом, не взирая на то, что они воспитанники детского дома. Принимают участие во всех мероприятиях проводимых в школе. Участвуют в спортивных мероприятиях школы и города, состоят в спортивных секциях. Посещают концертные залы, театры, музеи, выставки, экскурсии. Посещают трудовые кружки вне детского дома, что способствует повышению уровня общения воспитанников с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми, которые помогают воспитанникам быть более адаптированными к общественной жизни. Вся осуществляемая деятельность детского дома благотворно влияет на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, всей этой деятельности не достаточно для того, чтобы в полном объеме реализовалась социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. Детям не хватает обыденного общения вне детского дома, в том числе общения в семье.

Эксперты считают, что приоритетным направлением устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является помещение их в семью. В 2006 г. в стране в семьи было передано 75879 детей, лишенных родительского попечения, что составляет 54,1% общего количества выявленных детей. Под опеку передано в 2006 г. 67907 детей, усыновлено 6931 человек, отдано в приемные семьи 1041 человек.

Самыми распространенными формами устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство. Опека наиболее популярна среди россиян.

Нами был рассмотрен также опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края. Центр проводит работу по передаче детей под опеку, в приемные семьи, либо возвращению ребенка в кровную семью.

Центром «Родник» наработан богатый опыт по созданию и медико-психолого-педагогическому сопровождению семейно-воспитательных групп. На сегодняшний день Центром созданы 15 семейно-воспитательных групп, в которых проживают 30 детей.

Итак, по мнению специалистов, наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление, под опеку родственникам или в замещающую семью. Жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное – получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получив приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003.

2.  Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М., 2000.

3.  Алексеева Л.С. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие. - М, 2001.

4.  Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М., 1999.

5.  Брускова Е. Если вместе…: Детские деревни –SOS (история и современность, благотворительность) //Смена.-2000.- №2.-с.54-62.

6.  Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. - М.: Проспект, 2002. - 240 с.

7.  Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192с.

8.  Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. –с.69-72.

9.  Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

10.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - Академия, 2003. - 224 с.

11.Иванова Н.П. и др. Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум). - М., 1999.

12.Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Адаптация детей в замещающей семье: Пособие. - М., 2002.

13.Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.-192 с.

14.Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003. - 761 с.

15.Ключников С.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.

16.Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети / Социальная педагогика 1/05.

17.Конвенция ООН о правах ребенка // Права ребенка. Основные международные документы. -М., 1992.

18.Королев Ю.А. Семейное право России: Учебное пособие. - М.: Юридическая литература, 1999.

19.Костюнина М. Из опыта работы педагога-психолога школы-интерната с социальными сиротами // Воспитание школьников.- 2003. - №6. –с. 44-46.

20.Красницкая Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика //ОБЖ.- 2002.- №11. – с. 57-58.

21.Лекции по технологии социальной работы: в 3 ч. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: СТИ, 1998.

22.Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб, 1994.

23.Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 334с.

24.Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям / Е.В. Бурмистрова, В.Ю. Меновщиков, Н.Г. Осухова и др.; Под общ. ред. Н.Г. Осуховой; М - во труда и социального развития Российской Федерации и др. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.

25.Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно- практическое пособие/ Под ред проф., докт. юрид. наук Р.П. Мананковой. - М.: Издательство «Палеотип»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 248 с.

26.Нечаева A.M. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). - М., 2000.

27.Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сб. нормат. Актов РФ / М-во труда и соц. развития РФ и др. - М.: Просвещение, 2003. -320.

28.Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.

29.Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие. 2-е издание / Под ред. А.Н. Савинава, Т.Ф. Зарембо.- М.: Академия, 2004. - 192 с.

30.Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. Сборник научных трудов. - М.: Прометей, 1989. - 228 с.

31.Общественный контроль / Детский дом 4 (13) 2004.

32.Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка: Сборник-справочник / Сост. Н.П. Иванова, Е.И. Рыбинский. - М., 1998.

33.Основы социальной работы: Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с.

34.Проблемы социального сиротства / Под ред. Л.И. Смагиной. - Минск: ГДП «Спектр - Диалог», 1999. - 104 с.

35.Программы психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних: в помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации / Отв. Ред. Г.М. Иващенко. - М., 2002.

36.Психологическое обеспечение развития личности в учреждениях интернатного типа (сост. Шелина Т.Т., Нелидов А.Л., Беганцов И.С. Щенников С.В.) - Арзамас, 2003.

37.Работа впустую: Сирот не становится меньше / Социальная педагогика 4/04.

38.Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. – М., 1995.

39.Социальные науки и социальное образование (научная школа члена-корреспондента РАН В.И. Жукова). – М., 2004.187 с. (Сер.: Научные школы МГСУ).

40.Сборник нормативно правовых актов РФ и г. Москвы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Благотворительный центр «Соучастие в Судьбе», 2000.

41.Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. - М.: Дом, 1995.

42.Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Добро без границ: Сб. - Сыктывкар, 2002.

43.Социальная реабилитация детей и подростков в специализированном учреждении. - М., 1996.

44.Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Г.М. Иващенко. - М., 1999.

45.Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: Научно-методическое пособие для работников социальных приютов / Под общ. Ред. Г.М. Иващенко; М-во труда и соц. развития РФ - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.

46.Федорова А.И. и протоирей Дмитрий Смирнов. Крошка сын к отцу
пришел, и спросила кроха/ Детский дом 1 (10)/2004.

47.Шульга Т.И., Олифриенко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. - М., 1997.

48.www.pedsovet.ru.

49.www.ug.ru.

50.www.subscribe.ru.

51.www.det-dom.narod.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.