![]() |
|
|
Реферат: Социальные институты и организации
Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи. НЕОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫИнститут семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие. Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др. Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др. Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др. Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др. Институционализация - это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, т.е. образования социального института. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯПроцесс образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов ЭТАПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИВозникновение потребности, формирование общих целей Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок) Практическое применение, принятие этих норм и правил Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института Дисфункция социального института - падение его престижа и авторитета в обществе в результате неэффективного его функционирования, плохого удовлетворения социальных потребностей. ДИСФУНКЦИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ · сокращение числа браков · 40% браков распадается · 20% семей являются неполными (чаще без отца) · число умерших на 10% превышает число родившихся Россия на 50-м месте в мире по средней продолжительности жизни (63 года - мужчины, 74 года - женщины) · высокая детская смертность (1.8% младенцев умирают) Признаки социальных институтовСимволы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления социального контроля. Признаки основных социальных институтов
Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится в упадке либо на начальных стадиях культурного развития. Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи. Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты. ИНСТИТУТ СЕМЬИВ большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие социальные институты. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются семейно или на советах нескольких семей. При переходе к более сложным культурам начинают выделяться остальные социальные институты. Следовательно, семья - основа всех социальных институтов. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СЕМЬИНа заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет (беспорядочные половые отношения). Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет - запрет кровосмешения (половых отношений между кровными родственниками). Так появился первый в истории вид социальных норм. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного поведения стали коллективной привычкой, обычаем, традицией. Злоумышленников (девиантов) ждало суровое наказание (санкции). Так возник институт семьи. ФУНКЦИИ СЕМЬИРепродуктивная - биологическое воспроизводство населения. Воспитательная - социализация молодого поколения. Экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. Эмоциональная - психологическая защита, эмоциональная поддержка. Статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи и другие функции. ТИПЫ СЕМЕЙПо структуре нуклеарная семья, или супружеская (лат. "нуклеа" - ядро) - муж, жена и их дети родственная семья, или расширенная, сложная - клан родственников вместе с их супругами и детьми. По форме брака (Брак - это социально одобренные образцы поведения, с помощью которых создается семья) моногамия (греч. monos - один) - брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время) полигамия (греч. poly - много) - более одного партнера в супружестве. Формы полигамии групповой брак - несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях (например, на Маркизских островах) полиандрия - многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии и Тибета) полигиния- многоженство (например, в мусульманских странах) По распределению ролей Традиционная (или патриархальная) · под одной крышей существуют как минимум три поколения · роль лидера отводится старшему мужчине · женщина экономически зависима от супруга · четко разделены мужские и женские обязанности (муж - кормилец, жена - хозяйка) Неотрадиционная (или эксплуататорская) · роль лидера отводится мужчине · женщина наравне с мужчиной принимает участие в общественном труде · за женщиной сохраняется "исключительное право" на домашний труд. Эгалитарная (фр. egalite - равенство). · справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем · совместное обсуждение проблем и принятие решений · эмоциональная насыщенность отношений ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯПризнаками института образования являются: · установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость · символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни · утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы · кодекс устный и письменный - правили учащихся · идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности. Основные виды образования Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве. В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях “охвата” детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство “присмотра” за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания. С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды. В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи “равного старта” при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества. Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего. Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем. Вместе с тем социологические исследования и в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов. Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения Социальные функции системы образованияРанее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования “производит” самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую. Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в “трудовой ресурс”. Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в “подготовке к жизни”, а под “жизнью” на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего “работник”. А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что “незаменимых людей нет”. В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда. Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением “перевернутой пирамиды”. Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель - ученик (от объектных к субъектно-объектным). Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство. Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества. По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются. Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей. Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации). Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье. институт Политики Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти. Неоклассики рассматривали рынок труда как равноценный, где опыт и предложение уравниваются при помощи колебаний уровня заработной платы, а безработица выступает смягчающее, то есть вызванное природным стремлением работников найти лучшее рабочее место. В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на “откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития и активизации деятельности буржуазного государства в сфере, которая рассматривается, были: 1) развитие НТР и повышение роли человека в общественном производстве; 2) обеспечение общих условий воспроизводства, в том числе воспроизводство рабочей силы; 3) обеспечение предпринимательства необходимыми кадрами; 4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов; 5) способствование развитию и совершенствованию интеллектуального потенциала общества; 6) влияние идей и конкретных социальных достижений (отсутствие явной безработицы - прежде всего) капитализма; Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными средствами. Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможно и неизбежно, прежде всего из-за экономического кризиса производства, смену форм собственности, курс на реализацию производства, технический прогресс и структурные сдвиги в экономике, конверсию ВПК. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |