на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Политическая социализация


Политическая социализация молодежи в России

Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация – процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.[15]

Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Политическая социализация граждан существует во всех современных обществах. Под политической социализацией понимается совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивают политическую культуру, становясь политическим субъектом.

Проще говоря, политическая социализация – это процесс вхождения человека в политическую жизнь общества, предполагающий овладение определенными политическими ценностями, нормами, образцами поведения и способами политической деятельности и поведения, а также творчески активное отношение к ним.

Политически социализироваться – это означает учиться политике, становиться активным участником политической жизни, формировать в себе политическое сознание и самосознание, овладевать политическим мышлением и соответствующими, выработанными человеческой цивилизацией навыками политической деятельности и поведения. В современном обществе процесс политической социализации – это, прежде всего овладение демократическими ценностями, нормами и культурными образцами.[16]

В процессе политической социализации формируется социально-политическая активность личности. Политически социализированный человек отражает объективно существующие в обществе политические и социальные процессы, интересуется политикой, участвует в ней. При этом его участие является активным, социально-значимым, т.е. социально-активная личность, участвуя в политике, руководствуется не только своими личными интересами, но и интересами общества, осознает свою ответственность перед обществом, государством.

Особенно актуален вопрос о политической социализации для молодежи, т.к. ее общественное сознание довольно аморфно, подвержено влиянию со стороны в большей мере, чем у более старших возрастных групп. Но в системе образования нередко встречается негативное отношение к политике, отстранение от нее. К примеру, есть вузовские преподаватели, школьные учителя, которые считают, что школа, вуз должны быть вне политики, т.к. в законе РФ "Об образовании" утверждается, что в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается. Но при этом почему-то упускается из виду, что этот же закон в числе основных принципов государственной политики в сфере образования определяет гуманистический характер образования, воспитание гражданственности и любви к Родине, приоритет общечеловеческих ценностей. Один из Указов Президента РФ предписывает обязательное изучение Конституции РФ в школах страны.[17] Это отнюдь не свидетельствует о запрещении социальной политизации в учебных заведениях, а, напротив, говорит о необходимости социально-политического образования и воспитания молодежи, формирования у нее политического сознания и политической активности.

В молодежном сознании существуют противоположные тенденции социализации. Первая (пока преобладающая) несет в себе все те позитивные жизненные ориентации, которые так важны для любого общества и которых оно ждет от молодой смены. Среди этих ориентаций стремление продуктивно и честно трудиться, интерес к знаниям, ценность бескорыстной дружбы. Но набирает силу другая тенденция, связанная с потребительством и развлечениями, где для достижения цели годятся любые методы. [18]

Отстранение молодого человека от политики, отсутствие у него необходимых политических знаний может привести к тому, что такой человек станет объектом манипуляций тех или иных политических сил.

Особенно ярко это проявляется в ходе политических акций, например, выборных кампаний. Анализ участия молодежи в выборных кампаниях показывает социально-политическую пассивность молодежи, возможность воздействия на политическое сознание молодежи, манипуляции им. Поэтому изучение общественного мнения молодежи, ее позиции в период предвыборных кампаний представляет несомненный интерес для социологов и политологов.

Между человеком как субъектом социальных отношений и обществом складываются противоречивые отношения, которые могут вылиться в конфликт человека с обществом. Это происходит тогда, когда личность, социально ориентированная на высокие ценности, идеалы, сталкивается с такой политикой, которая противоречит его нравственным ориентациям и убеждениям. Например, когда человек не имеет объективной информации о деятельности политических и властных структур, политических деятелей, или когда его намеренно дезинформируют об этом. В ходе выборных кампаний в целях дезинформации используются различного вида компроматы и другие политические технологии серого и черного пиара.

Для того, чтобы избежать подобного воздействия, и необходима политическая социализация. Молодой человек должен иметь свое собственное представление о политике, власти, политических и государственных деятелях. В том, чтобы это представление было ориентировано на высокие нравственные, гуманистические ценности, большая роль принадлежит тем, кто должен направлять процесс политической социализации молодежи - учителям школ, преподавателям вузов, руководителям образовательных структур.

Политическая социализация тесно связана с моралью общества, правами человека. «Правда, - пишет А. Ренд, - это моральная концепция, которая обеспечивает логический переход от принципов, управляющих его отношениями с другими; концепция, которая сохраняет и защищает индивидуальную мораль в социальном контексте, - это связь между моральным кодексом общества, между этикой и политикой. Индивидуальные права являются средством, подчиняющим общество законам морали».

Связь правовой концепции с социальными нравственными ценностями также с неизбежностью ставит вопрос о том, что политическая социализация должна ориентироваться на высокий культурный, интеллектуальный уровень человека, на индивидуальность личности.

Уже более десяти лет в России осуществляется трансформация политической системы. За это время сменились режим, институты власти, элиты, система официальных политических ценностей, среди которых центральное место заняли демократические идеалы.

Этот процесс идет весьма противоречиво, наблюдается разрыв между поколениями. Новое поколение молодых людей, у которых знакомство с политикой строится на идеалах, отличных от идеалов родителей, не приемлет старые политические ценности. Однако при всей тяжести социально-экономического положения юношества нельзя не видеть и общие позитивные результаты воздействия «перестройки» и Реформ» на молодое поколение. Главное достижение постсоветского периода – обретение молодежью свободы как необходимого условия плодотворной деятельности.

Для современного российского общества важно становление молодой личности в ее гражданском статусе.[19] Этот процесс происходит под влиянием политической среды, социальных институтов, факторов и агентов социализации (семья, группы сверстников, работа, церковь, искусство, культура, СМИ).

Становление гражданского статуса молодежи немыслимо без формирования связи «личность-государство». Эта связь предстает в двух срезах: а) ощущение себя гражданином России и б) признание новой России, ее состоявшейся государственности.

На вопрос: «Считаете ли вы себя гражданином России?» отвечают: да – 62%, нет – 14%, затрудняются ответить 22%. «Считаете ли вы российскую государственность состоявшейся?» отвечают: да – 10%, нет – 58%, не знаю – 32%.

Такие ответы – отражение реалий жизни молодежи и их критическая оценка, которую часто склонны недооценивать. В молодежном сознании (как и в общественном мнении в целом) все ниже оценивается авторитет всех органов власти. Разрыв между обществом и властью растет, бессилие политической власти как фактор, представляющий опасность для России, ставиться молодежью на одно из первых мест. Удручают молодежь всеобщие коррумпированность, воровство.

Государство является гарантом прав и свобод личности, его совершенствование зависит от гражданской активности. Но государство и общество ничего не делают для молодежи.

Оценивая роль и значение молодежи в новых условиях, следует отметить, что молодежь – не только фактор перемен, но и возможной социальной нестабильности. В этом плане интересно проанализировать ориентации молодежи на те или иные формы борьбы за свои политические и экономические права.

Политическая социализация современной молодежи проходит в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Неблагоприятная социально-экономическая и политическая среда снижает активность молодежи, формируют неуверенность в настоящем и будущем. Современная молодежь расколота и дезориентирована. Отсюда биполярная крайность. Во-первых, растерянность и пессимизм, которые приводят к апатии и недоверию со стороны молодого поколения к властям, что в свою очередь проявляется в очень низкой гражданской и политической активности. И, во-вторых, растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность, стремление решить возникающие конфликты силовыми методами. Этим недовольством беззастенчиво манипулируют, используя его в своих корыстных целях. Этим объясняется деятельность социально агрессивных, бросающих вызов всему обществу, ультранационалистических объединений и движений.

Отмечается склонность молодых людей к радикализму, который в российских условиях чреват опасностями, поскольку зачастую ведут к экстремизму. Одна часть молодежи пытается объединиться и решить свои проблемы путем активного протеста. Другая – идет в политику, пытается представить свои интересы в законодательных и исполнительных органах власти, баллотируясь на выборах, и т.д. Третья – сплачивается вокруг неофашистов, национал-патриотов. Экстремизм вообще довольно привлекателен для определенной части молодежи.

Молодые люди отнюдь не считают себя свободными и защищенными от бесправия, произвола коррумпированных чиновников, разгула преступности. Не ждет молодежь защиты и от общественных организаций, и от политических партий, и от хозяйственных руководителей. Бедственное материальное положение и кризис власти в стране не осмыслены в полной мере молодым поколением и не завершились пока формированием молодежной идеологии.

Молодежь не представляет собой единой политической силы. В отличие от отцов и дедов молодые лишь понаслышке могут судить о реальностях прошлого своей страны, однако зачастую уже имеют опыт рыночных отношений в современной жизни. Значительная часть из них сумела приспособиться к новым условиям, образовалась, хотя численно и небольшая, но быстро растущая экономически продвинутая группа, ставшая референтной для большинства молодых людей. Поэтому бесперспективны всякие попытки дискредитации «новых русских» в глазах молодежи.

Таким образом, ситуация с политической социализацией молодежи в России крайне сложна и противоречива. Основные тенденции ее еще, правда, не определились, и это дает шанс развитию здоровых элементов, гуманистических политико-культурных ценностей.

Политическая ориентация молодежи в России

В эмпирических[20] социальных исследованиях ориентация – формируется в процессе социализации, в отношении определенных объектов (люди, предметы, идеи). То есть ориентация – это готовность (предрасположенность) отвечать (реагировать) определенными чувствами, образами и поступками на определенные объекты.[21]

Политические ориентации усваиваются личностью в процессе социализации. Каждый человек в своей жизни вступает во взаимодействие с другими людьми. Его поведение может иметь как стихийный, так и организационный характер. В любом обществе поступки людей упорядочиваются и регулируются с помощью определенных правил. Такими правилами являются социальные нормы, ценности. Нормы формируют привычки, обычаи и традиции.

Ценности во многом определяют мировоззрение человека. Как элемент структуры личности ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В формировании политических ориентаций участвует весь прошлый жизненный опыт индивида. Психологической основой его ориентаций является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности.[22]

На переломном этапе развития российского общества важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди, их представления о настоящем и будущем.

В ценностном мире каждого человека существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести образованность, интеллигентность и ряд других. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества.

В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они и не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего. Безработица воспринимается многими не как угроза существования, а как резерв времени для поиска новых стратегий. Множество людей находят точку приложения своих сил в сфере «теневой экономики», так как есть возможности получать большие прибыли. «Большие прибыли» в сфере «теневой экономики» оборачиваются для многих не только утратой чести и достоинства, но и потерей жизни.

Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства. Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу, которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.

Молодое поколение высоко оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах, основать свой собственный бизнес и т.п.

Ценности молодежи следует рассматривать в ракурсе его умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психического состояния подрастающего поколения. Быстро увеличивается количество заболеваний и отклонений, растет число детей с умственными недостатками, дефицитом веса, что является, в частности, следствием многолетней алкоголизации народа, а также неполноценного питания и систематического недоедания многих детей.

В связи с усилением социального и имущественного неравенства возрастает и неравенство образовательное, вследствие чего сужается социальная база развития интеллектуального потенциала молодежи. Серьезной угрозой обществу стала «утечка умов» за границу. Тем самым продолжается процесс интеллектуального оскудения, умственного вырождения российской нации.

Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых людей.

Получившие свободу СМИ, различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи. Например, универсальный, почти магический характер имеет у многих молодых людей акт купли продажи хорошо разрекламированных товаров. Приобщение к миру престижных и красивых вещей становится самоцелью существования, смыслом бытия, а человек – объектом манипуляции со стороны индустрии и развлечений.

Об отношении населения, в том числе и молодежи, к власти, к тем или иным политическим и общественным деятелям часто судят по политическим рейтингам, число которых в период предвыборных кампаний значительно увеличивается.

Безусловно рейтинги дают определенную информацию но, однако она недостаточна для обоснования выбора избирателем того или иного претендента на власть без учета всего социального контекста.

Сегодня в сознании молодежи происходят сложные процессы, идет мучительный поиск дороги к новому обществу. Резкая смена оценок (с положительной на отрицательную и, наоборот), с одной стороны, свидетельствует о том, что сознание еще не освободилось от стереотипного мышления, а с другой – об идущей непростой переоценке ценностей, которые долгое время большинством молодежи воспринимались вполне однозначно в русле официальной идеологии. Таким образом, проблема индивидуального политического выбора многомерна и многоаспектна.

Анализ состояния политической социализации молодежи показывает, что поколение 18 – 26-летних, так же как и общество в целом, в достаточно высокой степени фрагментировано. Однако основания фрагментации в молодежной среде значительно отличаются от тех противоречий, которые все еще разрывают старшее поколение. Отдельные группы молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения современной России. Но все эти различия пока не носят характер острого антагонизма[23] и не приводят к сверх-политизированности.

Отношение к современной власти носит характер достаточно нейтральный – «она есть какая есть», и с ней, вне зависимости от того, какие личности и институты ее персонифицируют, не связывается никаких ожиданий на позитивные перемены. Иначе говоря, молодое поколение относится к политике и власти как к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких отрицательных эмоций.

Это, прежде всего, проявляется в отстраненности весьма значительной части молодежи от политической жизни России. Однако следует отметить, что по мере взросления, накопления социального и жизненного опыта, интерес к политике растет.

В связи с этим хотелось бы коснуться проблем политической культуры молодежи. Овладение политической культурой – это, прежде всего, процесс вхождения человека в политику. Вовлечение личности в политику представляет собой сложный, многоступенчатый процесс. У истоков этого стоит семья, которая является важнейшим источником политической информации для молодого поколения. Также это и СМИ, и армия, это может быть различные учебные заведения и группа сверстников.


Заключение

Социализация – это процесс усвоения человеком норм культуры и освоения социальных ролей.

Политика была, есть и будет важнейшей сферой социальной жизни общества, и степень включенности или невключенности молодежи в политические процессы во многом определяет и общую политическую ситуацию в стране.

И все-таки молодежь является политическим резервом, прежде всего для сил, заинтересованных в проведении реформаторского курса. Основная масса молодежи нацелена на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой.

Политическая социализация выступает как сложный процесс, внутренне противоречивый процесс обретения и утрачивания человеком тех или иных политических качеств. С одной стороны, она представляет собой формирование требований политической системы, т. е. усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролей, а с другой стороны, демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в формах политического поведения и влияния на власть, электорального выбора, взаимодействия с властями, участия в политических партиях и движениях.

Таким образом, политическая социализация включает познавательную, воспитательную и практическую деятельность в их единстве. Арсенал средств политической социализации простирается от школьного обучения до непосредственного участия людей в управлении государством.

Институтами социализации выступают все политические и общественные организации, составляющие политическую систему общества, все органы и механизмы власти.

Результатом политической социализации становится зрелый гражданин, не подверженный колебаниям политической конъюнктуры, способный без посторонней поддержки и подсказки принять решение по важнейшим вопросам. Такой человек сам определяет свои позиции и делает выбор, несет ответственность за свое поведение, в том числе и в сфере политики, руководствуясь собственными представлениями о том, что входит в его обязанности и права.

Таким образом, политическая социализация – это процесс формирования личности, умеющей отстаивать свои социально-политические интересы и права, обладающей развитым политическим сознанием и активно участвующей в политической жизни.

Важно также отметить, что ситуация с политической социализацией молодежи в России крайне сложна и противоречива. Основные ее тенденции еще не определились, и это дает шанс развитию здоровых элементов, гуманистических политико-культурных ценностей.

Решающее влияние на политические ориентации молодежи оказывают средства массовой информации, особенно телевидение. Однако учитывая политическую ангажированность СМИ, молодые люди часто становятся жертвами манипулирования их сознанием.

Сама молодежь как особая социальная и возрастная группа испытывает на себе, с одной стороны, жесткое давление новых социально-экономических реалий, не позволяющих ей раскрыть свой потенциал. С другой стороны, прессинг СМИ, демонстрирующих достаточно высокий и качественный уровень жизни молодежи за рубежом.

Для молодежи одним из главных аспектов жизни стали деньги. И теперь часть молодого поколения готово к обогащению любыми методами. Профессия и карьера в сознании молодых людей не имеют ничего общего с призванием, а высокооплачиваемая работа цениться выше работы интересной.

Особую значимость приобретает желание получить от жизни как можно больше удовольствий.

Тревожен и тот факт что, молодежь пытается уйти от попыток осмысления сложившейся ситуации и тем самым от преодоления ее через творчество, познание и социальную активность. Молодые люди демонстрируют неспособность нести свою долю социальной ответственности, без которой немыслима ни современная демократия, ни рыночная экономика, ни успешная интеграция в глобализуемое мировое сообщество.

Если сейчас молодое поколение не интересуется политикой, не стремиться ее усовершенствовать, в пользу себя, то в будущем, возможно, будет потеряна связь «личность-государство», хотя она и сейчас почти утеряна, и как следствие не станет и государства.


Список литературы

1.  Ачкасов, В. А. Политология [текст]: учебник / В.А. Ачкасов, В.А. Гуторов; под ред. В. А. Ачкасова. – М.: Высшее образование, 2007. – 692с.

2.  Бороноев, А. О. Основы социологии и политологии [текст]: уч. пособие/ А. О. Бороноева, М. А. Василика; под ред. А. О. Бороноева – М.: Гардарики, 2001. – 408с.

3.  Волков, Ю.Г. Социология молодежи [текст]: уч. пособие/ Ю. Г. Волкова Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А.; под ред. проф. Ю. Г. Волкова. – Ростов – н/Д.:Феникс, 2001. – 576с.

4.  Даниленко, В. И. Современный политологический словарь [текст]/ М.: NOTA BENE, 2000. – 1024с.

5.  Рахимова, Р. Молодежная политика и социальное развитие студентов [текст]/ Р. Рахимова//Высшее образование в России. – 2005. – №2. – С 60-66

6.  Тесленко, А. Социализация молодежи: теоретико-методологический аспект [текст]: А. Тесленко// Alma mater. – 2005. – №4. – С 26-28

7.  Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003 (электронная версия).


[1] Рахимова, Р. Молодежная политика и социальное развитие студентов [текст]/ Р. Рахимова//Высшее образование в России. – 2005. – №2. – С 60

[2] Гипертрофировать - чрезмерно увеличить, преувеличить.

[3] Рахимова, Р. Молодежная политика и социальное развитие студентов [текст]/ Р. Рахимова//Высшее образование в России. – 2005. – №2. – С 60

[4] Там же, с 60

[5] Там же, с 60

[6] Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003 (электронная версия)

[7] релевантный - < англ. relevant существенный < фр. relever повышать, поднимать < лат. relevāre поднимать. 1. спец. Важный, существенный. 2. лингв. Способный служить для различения языковых единиц.

[8] Бороноев, А. О. Основы социологии и политологии [текст]: учеб. пособие/ Под ред. А. О. Бороноева, М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2001. – 408с. С 117

[9] Когнитивный - нем. kognitiv, фр. cognitif < лат. cōgnōscere понимать, сознавать. психол. Связанный с сознанием, с мышлением.

[10] Гомогенный – однородный по своему составу или происхождению; противоп. гетерогенный.

[11] Ачкасов, В. А. Политология [текст]: учебник / В.А. Ачкасов, В.А. Гуторов; под ред. В. А. Ачкасова. – М.: Высшее образование, 2007. – 692с. С 387

[12] Индоктринация (англ. indokrination от лат. in — внутрь и doktrina — учение, теория, доктрина).1) введение, приобщение, ознакомление с какой-либо теорией, доктриной. 2) Целенаправленное распространение какой-либо политической идеи, доктрины, учения в обществе или общественном слое для формирования определенного общественного сознания.

[13] Легитимный – (спец.) признаваемый законом, соответствующий закону.

[14] Политология [текст]: учеб/под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М.:Высшее образование, 2007. – 692 с.  С 391.

[15] Волков, Ю.Г.  Социология молодежи [текст]: учеб. пособие/ под ред. проф. Ю. Г. Волкова/ Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. – Ростов – н/Д.:Фенникс, 2001. – 576с. С 97

[16] Волков, Ю.Г.  Социология молодежи [текст]: учеб. пособие/ под ред. проф. Ю. Г. Волкова/ Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. – Ростов – н/Д.:Фенникс, 2001. – 576с. С 117

[17] Волков, Ю.Г.  Социология молодежи [текст]: учеб. пособие/ под ред. проф. Ю. Г. Волкова/ Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. – Ростов – н/Д.:Фенникс, 2001. – 576с. С 112

[18] Там же с 113

[19] Волков, Ю.Г.  Социология молодежи [текст]: учеб. пособие/ под ред. проф. Ю. Г. Волкова/ Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. – Ростов – н/Д.:Фенникс, 2001. – 576с. С 121

[20] Эмпирический – основанный на опыте.

[21] Даниленко В. И. Современный политологический словарь [текст]: М.: NOTA BENE, 2000. – 1024с. С 593

[22]  Волков, Ю.Г.  Социология молодежи [текст]: учеб. пособие/ под ред. проф. Ю. Г. Волкова/ Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. – Ростов – н/Д.:Фенникс, 2001. – 576с. С 128

[23] Антагонизм (от греч. antagonisma — спор, борьба), противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.