Реферат: Образование и наука конца 19 начала 20 века
Реферат: Образование и наука конца 19 начала 20 века
Реформа в области
образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований,
последовавших вслед за манифестом 1861 году. В 1864 году было
опубликовано «положение о начальных народных училищах», согласно
которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые
делились на 3 вида: 1. Земские школы, создавшиеся силами местных
земских учреждений. 2.Церковные школы. 3.Народные училища Министерства
народного просвещения. Тогда же был введён новый устав средних учебных
заведений, которые отныне разделялись на 2 типа: Классические гимназии -
в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла
и, прежде всего «классических» языков (древнегреческого и латыни). В
гимназиях в основном учились дети дворян и чиновников. Программа
Реальных училищ отличалась от гимназической большим вниманием к
естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. В реальные
училища предпочитали отдавать своих детей представители буржуазии.
Выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты.
Реальные училища готовили к поступлению в технические высшие учебные
заведения. В конце столетия (1896 года) к названным типам учебных
заведений добавились Коммерческие училища, открытые по инициативе
представителей крупной буржуазии. Большие успехи были сделаны в сфере
женского образования. Во II половине XIX века во многих уездных городах появляются женские
прогимназии и гимназии.
К началу 60-х годов в
стране было уже 7 университетов: в Москве, Санкт-Петербурге, Дерпте
(Тарту), Вильно (Вильнюсе), Харькове, Киеве, Казани. Позже были открыты
университеты в Одессе, Варшаве, Томске. Перед самой революцией
университет был открыт в Перми. В 1863 году вступил в действие новый
университетский устав, расширивший права университетов по самоуправлению.
Помимо классических университетов увеличилось кол-во Высших технических
учебных заведений. Были основаны политехнические институты в Киеве,
Петербурге, Новочеркасске; технологический институт в Томске. Важным
новшеством было появление высшего женского образования (до этого в
высшие учебные заведения принимали только мужчин). Открываются высшие
женские курсы. Наибольшей известностью пользовались курсы профессора В.И.
Герье, основанные в 1872 году в Москве и знаменитые «Бестужевские
курсы» (названые так по имени их официального руководителя историка
профессора К.Н. Бестужева-Рюмина) в Петербурге (1878год).
Родоначальником научной
педагогике в России стал Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871).
Сторонники демократизации народного образования, он утвердил в качестве
основы своей педагогической системы идею воспитывающего обучения. Перу
Ушинского принадлежат труды по педагогике и учебники для школ,
выдержавшие десятки изданий. Много сил отдал педагогике Л.Н.Толстой.
Реформирование образования
принесло определенные плоды. Если в начале 60-х годов уровень
грамотности составлял всего 5%, то к концу века (1897 года) благодаря
усилиям земских учителей и просветителей из духовенства грамотные
составляли 21% всего населения России. Правительство не проявляло
должностного внимания к сфере образования. Жалование учителей продолжало
оставаться очень маленьким. Ассигнования на народное образование были
чрезвычайно скудны. В сравнении со странами запада, Россия продолжала
оставаться страной с очень низким уровнем грамотности.
Чертой своеобразия русской
культуры II половины XIX
века было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности
подавляющего большинства населения сочеталось в России с необыкновенно
высокими темпами развития отечественной науки, которая достигала в это
время больших успехов. Особенно широкую известность в мире получили
исследования в области естествознания. Основоположником отечественной
школы физиологии стал И.Н. Сеченов. Его труды, посвященные изучению
головного мозга и нервной системы, явились крупным вкладом в биологию.
Работы по теоретическому и экспериментальному изучению физиологии
нервной высшей деятельности были продолжены крупным отечественным ученым,
лауреатом Нобелевской премии, академиком Петербургским АН, Иваном
Петровичем Павловым (1849-1936), установившим при помощи разработанного
им метода условных рефлексов, что в основе психической деятельности
лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре
головного мозга.
|