| Реферат: Образование и наука конца 19 начала 20 века
 Реферат: Образование и наука конца 19 начала 20 векаРеформа  в  области 
образования  явилась  одной  из  важнейших  среди  комплекса  преобразований,
последовавших  вслед  за  манифестом  1861  году. В  1864  году  было 
опубликовано  «положение  о  начальных  народных  училищах», согласно 
которому  в  России  расширялась  сеть  начальных  учебных  заведений, которые 
делились  на  3  вида: 1. Земские  школы, создавшиеся  силами  местных 
земских  учреждений. 2.Церковные  школы. 3.Народные  училища  Министерства 
народного  просвещения. Тогда  же  был  введён  новый  устав  средних  учебных 
заведений, которые  отныне  разделялись  на  2  типа: Классические  гимназии -
в  них  основной  упор  делался  на  изучение  предметов  гуманитарного  цикла 
и,  прежде  всего  «классических»  языков  (древнегреческого  и  латыни). В 
гимназиях  в   основном  учились  дети  дворян  и  чиновников. Программа 
Реальных  училищ  отличалась  от  гимназической  большим  вниманием  к 
естественнонаучным   предметам: математике, физике, химии. В  реальные 
училища  предпочитали  отдавать  своих  детей  представители  буржуазии.
Выпускники  гимназий  могли  без  экзаменов  поступать  в  университеты.
Реальные  училища  готовили  к  поступлению в  технические  высшие  учебные 
заведения. В  конце  столетия  (1896 года) к  названным  типам  учебных 
заведений  добавились  Коммерческие  училища, открытые  по  инициативе 
представителей  крупной  буржуазии. Большие  успехи  были  сделаны  в  сфере 
женского  образования. Во  II  половине  XIX  века  во  многих  уездных  городах  появляются  женские 
прогимназии  и  гимназии. К  началу  60-х  годов  в 
стране  было  уже  7  университетов: в  Москве, Санкт-Петербурге, Дерпте
(Тарту), Вильно (Вильнюсе), Харькове, Киеве, Казани. Позже  были  открыты 
университеты  в  Одессе, Варшаве, Томске. Перед  самой  революцией 
университет  был  открыт  в  Перми. В  1863  году  вступил  в  действие  новый 
университетский  устав, расширивший  права  университетов  по  самоуправлению.
Помимо  классических  университетов  увеличилось  кол-во  Высших  технических 
учебных  заведений. Были  основаны  политехнические  институты  в  Киеве,
Петербурге, Новочеркасске; технологический   институт  в  Томске. Важным 
новшеством  было  появление  высшего  женского  образования (до  этого  в 
высшие  учебные  заведения  принимали  только  мужчин). Открываются  высшие 
женские  курсы. Наибольшей  известностью  пользовались  курсы  профессора В.И.
Герье, основанные  в  1872  году  в  Москве  и  знаменитые  «Бестужевские  
курсы» (названые  так  по  имени  их  официального  руководителя  историка 
профессора  К.Н. Бестужева-Рюмина) в  Петербурге (1878год). Родоначальником  научной 
педагогике  в  России  стал  Константин  Дмитриевич  Ушинский (1824-1871).
Сторонники  демократизации  народного  образования, он  утвердил  в  качестве 
основы  своей  педагогической  системы  идею  воспитывающего  обучения. Перу 
Ушинского  принадлежат  труды  по  педагогике  и  учебники  для  школ,
выдержавшие  десятки  изданий. Много  сил  отдал  педагогике  Л.Н.Толстой. Реформирование  образования 
принесло  определенные  плоды. Если  в  начале  60-х  годов  уровень 
грамотности  составлял  всего  5%, то  к  концу  века  (1897 года) благодаря 
усилиям  земских  учителей  и  просветителей  из  духовенства  грамотные 
составляли  21%  всего  населения  России. Правительство  не  проявляло 
должностного  внимания  к  сфере  образования. Жалование  учителей  продолжало 
оставаться  очень  маленьким. Ассигнования  на  народное  образование  были 
чрезвычайно  скудны. В  сравнении  со  странами   запада, Россия  продолжала 
оставаться  страной  с  очень  низким  уровнем  грамотности.  Чертой  своеобразия  русской 
культуры  II  половины  XIX 
века  было  то, что  относительно  низкий  уровень  элементарной  грамотности 
подавляющего  большинства  населения  сочеталось  в  России  с  необыкновенно 
высокими  темпами  развития  отечественной  науки, которая  достигала  в  это 
время  больших  успехов. Особенно  широкую  известность  в  мире  получили 
исследования  в  области  естествознания. Основоположником  отечественной 
школы  физиологии  стал  И.Н. Сеченов. Его  труды, посвященные  изучению 
головного  мозга  и  нервной  системы, явились   крупным  вкладом в  биологию.
Работы  по  теоретическому  и   экспериментальному  изучению  физиологии 
нервной высшей  деятельности были  продолжены  крупным  отечественным  ученым,
лауреатом  Нобелевской  премии, академиком  Петербургским  АН, Иваном 
Петровичем  Павловым (1849-1936), установившим  при  помощи  разработанного 
им  метода  условных  рефлексов, что  в  основе  психической  деятельности 
лежат  материальные  физиологические  процессы, происходящие  в  коре 
головного  мозга.        |