на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Экспертиза социально-культурных проектов


Социальный форум-2004 организован как движение социальных проектов и инициатив, направленных на развитие гражданских институтов социальной политики, механизма взаимодействия предпринимательского сообщества с экспертными центрами. Анализируя деятельность форума, можно отметить важные решения: была разработана общая стратегия развития социальной инфраструктуры на ближайшие годы; эксперты, которыми являлись члены форума, давали оценку перспектив развития общественных инициатив и становления гражданского общества. Проведение такого масштабного форума послужило толчком для внедрения социальных программ [23].

Интересен также опыт работы Нижегородского профессионального экспертного исследовательского центра «Мера». «Мера» – некоммерческое партнерство политического консультирования и гуманитарных исследований, негосударственное научно-исследовательское учреждение. Основано в 1992 году (первоначальное название – Нижегородский исследовательский фонд. За годы работы с разнообразными партнерами, экспертная команда «Меры» сформировала базовый комплекс предложений, который расширяется по мере развития переговоров с учетом конкретной ситуации. Для реализации контрактных обязательств «Мера» формирует мобильные коллективы из высококлассных специалистов, имеющих богатый опыт и хорошую репутацию. Центр осуществляет работу по различным направлениям, включая диагностику социально-культурной ситуации с использованием стандартных и оригинальных исследовательских методик, коррекция и разработка стратегий повышения эффективности представленных на экспертизу проектов. А также организация теоретических и деловых форумов, тренингов и деловых игр, проектирование и запуск клубных структур, дискуссионных площадок.

В России сегодня предпринимаются попытки создания гражданского общества, в том числе посредством создания НКО и общественных экспертных советов. Однако на практике провести общественную экспертизу в соответствии с законом достаточно сложно и дорого. Во-первых, закон оставляет множество лакун, не учитывая, например, места юридической регистрации общественной экспертизы. Не учтены в нем и следующие моменты: Как получить объект экспертизы? Как узнать сроки госэкспертизы? Как зарегистрировать свое заключение в уполномоченном органе, и как это заключение может быть утверждено? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникают у практиков.

Кроме того, процедура экспертизы проекта всегда затратна. Финансовые средства необходимы для публикации информационного сообщения о начале экспертизы и ее результатах в СМИ (на коммерческой основе, если не удастся договориться); для размножения объекта экспертизы для экспертов (может оказаться, что в комиссии большое количество членов, а проект – около 1000 листов); на оплату работы экспертов, председателя и секретаря; на командировки – выезд комиссии на место. Довольно часто приходится сталкиваться с мнением, что общественная экспертиза должна быть бесплатной. Исходя из списка расходов, данного выше, это невозможно. Даже если некоторые эксперты согласятся работать бесплатно, то время председателя и секретаря должно быть оплачено – на них ложится огромный объем работы.

Все эти сложности возникают, как уже было сказано, из-за высокого статуса экспертизы, определяемого действующим законодательством.

Говоря о тенденциях развития экспертной деятельности, отметим, что сегодня оценивание рассматривается в контексте демократизации общества как инструмент обеспечения открытости и отчётности процессов принятия управленческих решений. Здесь также важно взаимодействие в процессе разработки программ, проектов и регулирующих документов между государственными органами, субъектами бизнеса и гражданским обществом.

В настоящее время на стадии разработки любого коммерческого или социального проекта до 10% бюджета проекта отводится на оценку его выполнения. Это, в свою очередь, подтверждает важность части экспертной оценки в создании проекта, ведь методические характеристики экспертизы позволяют учитывать особенности социальных процессов как предпосылок и результатов управленческой деятельности.


2.3 Состояние проблемы экспертизы в регионе

В последнее время Прикамье стало экспериментальной площадкой в области создания и реализации различных социально-культурных проектов. Для нашего региона, именуемого центром гражданского общества, характерно проектное мышление и искусство опережать время. Наши специалисты уже не столько перенимают, сколько делятся передовым опытом. Однако в идеале опыт должен быть подвергнут экспертной оценке и вылиться в перечень конкретных и эффективных действий.

Упомянутый выше Всероссийский Социальный форум 2004 – это некая открытая площадка для привлечения столичных аналитиков и международных экспертов, опытных проектантов и потенциальных зарубежных партнеров в краевой центр. Это отличная возможность представить на суд экспертов и коллег из других регионов все пермские экспериментальные наработки в сфере управления развитием региона и перспективные проекты, касающиеся социальной сферы. К примеру, на форуме была представлена стратегия социально-экономического развития нашего региона, которая будет интересна и другим субъектам РФ.

Еще одна составляющая нашего интереса к подобному мероприятию – обсуждение вопроса политики распределенной ответственности. Некоторые региональные проекты успешно идут в локальном варианте, но требуют некоторой доработки и завершенности на федеральном уровне [23].

Названные признаки благоприятных перемен обнаружили и новые проблемы, связанные, прежде всего, с нормативным и законодательным обеспечением разнообразия форм гражданского участия в организации и реализации региональных социальных проектов. Наиболее проблемной областью является гражданское участие в экспертизе государственных и коммерческих региональных проектов. Законодательная база такого участия слаба, противоречива и нуждается в совершенствовании, в том числе за счёт развития практик «социального партнёрства», «общественных договоров» и «культуры мира». В то же время, ряд федеральных законов открывает новые возможности для такого рода участия. В частности, новый закон «Об основах местного самоуправления» заметно расширяет формы непосредственного участия центров гражданской активности в выработке и принятии решений на уровне муниципалитетов.

Участники презентационной площадки выражают уверенность в необратимости названных позитивных изменений, а также готовы и в дальнейшем инициировать и поддерживать процессы формирования региональных центров гражданской активности, включающей в себя и общественное участие, и экспертизу, и мониторинг, и консультирование. Кроме того, необходимо поддерживать процессы сетевой организации таких центров, процессы формирования региональных «интерфейсов» социальных проектов, которые бы предлагали повестку дня социальной политики, как региональным властям, так и региональному бизнесу [21].

Ни одна инициатива сейчас не может пройти без такой формы как социально-культурный проект. Установление такой экспериментальной площадки особенно характерно для нашего города. Пермь, по мнению, многих представителей СМИ – «территория активного гражданского общества, ей свойственно проектное мышление и искусство опережать время» [6]. Наши специалисты уже не столько перенимают, сколько делятся передовым опытом.

По словам вице-губернатора Пермского края Татьяны Марголиной, в нашем регионе проведение мероприятий социально-культурной направленности уже стало своего рода традицией. Основа для проведения конкурсов и ярмарок социальных проектов закладывалась именно в нашем городе, а уже потом и в других регионах Приволжского федерального округа, результатом чего стало появление окружной ярмарки социальных и культурных проектов. Оформились новые направления в ярмарочно-выставочной деятельности такого рода, как написание грантов, социальная ответственность бизнеса, экспертиза. Безусловно, важно и открытие в этом году второго павильона Пермской ярмарки, ставшее дополнительной предпосылкой для принятия решения в пользу Перми [28].

За время работы системы социального партнерства в Прикамье удалось создать приемлемую нормативно-правовую базу. Региональная концепция социальной политики предусматривает понятие «социальная ответственность», в стратегии социально-экономического развития Пермского края прописана включенность граждан, общественных организаций и бизнеса в решение социальных вопросов. В области разработан и действует закон о благотворительности. В 2004 году был принят закон о взаимодействии органов государственной власти и НКО в сфере социальной политики, вышел в свет закон о социальном заказе.

Результатом такой активной общественной политики явилось создание в 2007 году Пермской гражданской палатой, Обществом развития предпринимательских инициатив и несколькими гражданскими экспертами из Перми и Москвы Центра гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ». [ПРИЛОЖЕНИЕ №6] Организация создавалась для экспертной, консультационной и информационной поддержки деятельности граждан и их объединений по реализации общественных интересов, в т.ч. во взаимодействии с органами власти. Активная деятельность фонда с первых месяцев существования стала возможной благодаря тому, что объединили усилия эксперты гражданских организаций, которые имеют более чем десятилетний опыт проведения независимых исследований и разработки экспертных решений для успешных гражданских действий в Пермском крае и других регионах РФ, а также на федеральном уровне.

Целью организации является повышение эффективности деятельности объединений граждан и общественных организаций, усиление их роли во взаимодействии с органами власти для решения общественных проблем, для продвижения в России ценностей и практики гражданской политики, развития гражданской экспертизы. Особой сферой ответственности Центра является формирование гражданской «повестки дня» в обновлении социальной и гуманитарной жизни в России, участие специализированных и низовых институтов гражданского общества в модернизации. Миссия реализуется через предоставление экспертной, информационной и консультационной поддержки общественным организациям и инициативным группам граждан, а так же реализацию собственных гражданских инициатив.

Фонд в тесном партнерстве с другими общественными организациями Пермского края и других регионов осуществляет несколько проектов, направленных на продвижение технологий гражданского влияния, гражданского консалтинга, гражданской экспертизы. В частности, при поддержке Фонда Мотта действует «Служба поддержки гражданских инициатив в общественных интересах», в рамках которой инициативные группы, которые ведут деятельность по защите гражданских интересов и обращаются в приемную Пермской гражданской палаты, получают от экспертов Центра «ГРАНИ» консультационную, методическую помощь. Ведётся работа по формированию и пополнению библиотеки консультационных методических материалов с привлечением экспертов из различных гражданских сфер деятельности: правозащитников, специалистов по защите прав малого и среднего бизнеса, экологов. В мае-июне 2008 года в деятельности по проведению гражданского контроля школьных учреждений по разработанной Центром методике приняло участие не менее 250 человек (родителей, студентов, гражданских активистов и т.п.). Успешно реализуется программа Пермских публичных лекций и дебатов – независимой площадки для общественных диалогов по наиболее острым проблемам общественной жизни. Публичные дискуссионные мероприятия, публичные лекции, которые читают «ключевые игроки» и известные интеллектуалы региона, включая руководителя Пермской гражданской палаты, губернатора Пермского края, краевого Уполномоченного по правам человека, руководителя общественной организации Анархо-экологического сопротивления и т.п. В июле 2008 года стартовал проект «Гражданский консалтинг – гражданским инициативам», реализуемый при поддержке фонда Форда. Он направлен на создание специализированного консалтингового «гражданского сервиса»: консультирование общественных организаций по вопросам развития технологичности и увеличению устойчивости гражданской деятельности, по современному управлению гражданскими организациями, решению конфликтов с органами власти и надзорными инстанциями.

Таким образом, рассмотрев мировой, российский и региональный опыт экспертной деятельности, можно отметить тенденцию использования специальных экспертиз для оценки той или иной инициативы. Важно при этом обратить внимание на аналитическую работу фондов и НКО в нашей стране. Фонды, в свою очередь, как занимаются собственной диагностикой ситуации, так и прибегают к специализированным органам, занимающимся обеспечением мониторинга социальных и культурных новаций.

Организация и проведение Социального форума в Перми в 2004 году подтверждает заинтересованность государственных структур в диалоге бизнеса и организаций социально-культурной сферы, в комплексном развитии всей инфраструктуры. Наблюдается заметное увеличение количества конкурсов социально-культурных проектов, организованных под патронажем мировых и общероссийских фондов. Это свидетельствует о взаимодействии экспертов высшего уровня и проектантов различных проблемных уровней общественной жизни. Финансовые средства выделяются в зависимости от ценности проекта для фонда или учреждения, которая определяется средствами экспертной оценки: диагностика ситуации с использованием стандартных и оригинальных исследовательских методик, разработка программ адаптации и дополнение социально-культурных проектов, практическое сопровождение реализации предложений и рекомендаций на начальном этапе создания проекта.



3. Проект по созданию студенческой экспертной группы «Практик»

Паспорт проекта

Наименование проекта: Студенческая экспертная группа «Практик» при кафедре социально-культурной деятельности Пермского государственного института искусства и культуры (ПГИИК)
Дата принятия решения о разработке проекта:

Решение Ученого Совета ПГИИК

от «___» ___________г. № ____

Государственный заказчик, директор проекта: Комитет по культуре администрации города Перми, Председатель комитета по культуре Торчинский В.М.
Основные исполнители:

1.  студенты ПГИИК специальности «Социально-культурная деятельность»

2.  преподаватели кафедры социально-культурной деятельности ПГИИК

Основные разработчики программы Уржумцева М.А., студентка группы МК-41
Срок реализации программы:

01 сентября 2011 – 31 мая 2012 г.

в случае успешной работы – постоянная практика сотрудничества

Основные мероприятия программы

1.  Юридическое оформление студенческой экспертной группы «Практик» при Комитете по культуре города Перми (01.09.2011–05.09.2011).

2.  Согласование учебного плана и сроков проведения конкурсов социально-культурных проектов (05.09.2011–10.09.2011).

3.  Анализ проектов; вынесение заключений (13.09.2011–30.03.2012).

4.  Составление отчета о проделанной работе (30.03.2012–05.04.2012).

Важнейшие целевые показатели Организация взаимовыгодного сотрудничества между студентами специальности социально-культурная деятельность и Комитетом по культуре г. Перми. Помощь в экспертной оценке и обеспечение практической деятельности в рамках специальности – приемлемые обеим сторонам условия.
Ожидаемый конечный результат Утверждение студенческой группы «Практик» при Комитете, постоянная практика экспертной деятельности студентов под контролем специалистов
Объем и источники финансирования Бюджет проекта – 107 260 рублей. 30% из стипендиального фонда ПГИИК и 70% – средства гранта Комитета по культуре г. Перми
Система контроля за исполнением программы Контроль за ходом реализации проекта осуществляет Комитет по культуре города Перми совместно с Ученым Советом ПГИИК

Введение в проблему

Cоциально-культурные проекты, реализуемые во всем мире, сегодня являются неотъемлемой частью гражданского участия в политической жизни страны. Культурная политика развитых стран строится на государственных заказах. Общество отвечает на них проектом оптимизации культурного ландшафта. Для отбора наиболее качественных и эффективных идей существует экспертиза, дающая объективную оценку рентабельности и реалистичности предложенных на конкурс программ.

Социальные инициативы в мире также поддерживаются крупными фондами – «Евразия», Фонд Форда, Фонд Сороса и др., – имеющими свои представительства во многих странах. Фонды имеют свой состав специалистов по оценке предложенных на финансирование проектов. Однако зачастую эксперты с экономическим образованием не способны качественно оценить социокультурную ситуацию, предложенную в проекте.

В России в наши дни остро стоит вопрос о принятии эффективных мер по обеспечению экономической, социальной, военной, экологической, технологической и информационной безопасности, снижению риска при реализации социально и экономически значимых федеральных и региональных программ, выполнении крупных инвестиционных, инновационных, научно-технических, экологических и социально-культурных проектов. Принятие государственных решений по таким проектам должно основываться на профессиональной и всесторонней, комплексной общественной экспертизе.

Сегодня, говоря об экспертной деятельности, мы осознаем ее как естественную составную часть российской политики. Во времена советской власти экспертиза использовалась ограниченно, а нередко и формально, подтверждая те решения, которые, по существу, уже были приняты руководством страны.

Работа представительств крупных международных фондов в нашей стране, таких как «Новая Евразия», Институт «Открытое общество», позволяет говорить о глобализационных процессах, которые позволяют сегодня перенять опыт западных коллег по развитию и поддержке общественного участия в жизни страны средствами проектной деятельности.

Интерес представляет опыт создания программы развития фондов местных сообществ (ФМС) в различных регионах России. Программа, частью которой стало направление «Экспертные гранты», предполагала развитие и повышение экспертного потенциала ФМС по оценке собственной деятельности. Все это доказывает, что большинство фондов и других общественных организаций в нашей стране не имеет практического опыта применения механизмов в области оценки собственной деятельности.

Состояние проблемы

В Пермском крае сегодня проходит довольно большое количество конкурсов социально-культурных проектов. Как правило, их оценивают учредители – представители властных структур, или их доверенные лица. С увеличением числа таких конкурсов, и стремлением к увеличению гражданских инициатив, в недалеком будущем, учредители не смогут самостоятельно проводить экспертизу проектов. Важным становится создание дополнительных объектов оценочной деятельности, экспертами которых становятся люди, относящихся к области социально-культурной сферы.

Можно отметить, что большая часть экспертиз в Пермском крае проводится заочно, так как этот способ наиболее дешевый, но не эффективный и часто вводит в заблуждение.

Рассматривая проблему объективности управленческих решений по отношению к социально-культурным проектам, нельзя не обратить внимание на отсутствие аппарата квалифицированной экспертизы.

Таким образом, создание специализированной группы студентов, учебная деятельность которых будет дополнена практикой в области экспертной оценки, позволит качественно и с наименьшими затратами реализовать функцию экспертирования социально-культурных проектов. В такой экспертной группе совмещаются признаки государственной и общественной экспертизы, так как будущая профессия (специальность) студентов имеет прямое отношение к заявленным социально-культурным проектам, и, при этом, участники экспертного совета являются частью социально-культурного пространства региона – фокус-группой. Данный вид деятельности позволит студентам закрепить полученные теоретические знания на практике, познакомится с направлениями культурной политики города, глубоко проникнуть в природу проектной деятельности – наиболее перспективной сегодня в социально-культурной сфере.

Цель проекта

Основной целью проекта «Практик» является организация взаимовыгодного сотрудничества Комитета по культуре города и группы студентов специальности социально-культурная деятельность ПГИИК. Студенты, с целью практического освоения учебного материала, осуществляют экспертную оценку проектов, предложенных Комитету на рассмотрение. Заключение экспертизы готовится студентами под контролем преподавателей, осуществляется на основании различных методик социологического исследования и знаний, полученных в рамках предмета «Проектирование социально-культурных процессов».

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.