на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Стареющая личность и образ жизни


Канадские психологи пытались систематически имитировать крайне однообразные условия. Участниками исследования были здоровые студенты высших учебных заведений. Их поместили в небольшие звуконепроницаемые комнаты на удобные койки, на глаза надели полупрозрачные очки, пропускающие лишь рассеянный свет. Руки были покрыты от локтей до кончиков пальцев картонными муфтами, уши закрыты резиновой подушечкой при постоянном легком звуке работающего вентилятора. Они лежали так целыми днями, без движения и лишь при необходимости ходили есть или в уборную. Добровольцы могли говорить в микрофон, висящий у них перед ртом и прослушивать инструкции из небольших наушников. Через несколько часов пребывания в полной изоляции, целенаправленное мышление начинало их все больше затруднять, внимание не удавалось сосредоточить, внушаемость становилась явно повышенной. Настроение колебалось от крайне раздраженного до легкого веселья. Скука была такой, что человек мечтал о любом стимуле или движении, а, получив их, чувствовал себя неспособным их выполнить или не желал предпринимать усилий. Способность решать простые умственные задачи заметно снижалась, причем это имело место еще 12-24 часа после окончания изоляции. Хотя каждый час эксперимента оплачивался, большинство студентов не выдерживали в изоляции более 72 часов.

Этот эксперимент доказывает важность активного взаимодействия с внешним миром. Не надо замыкаться на самом себе. Нужно общаться, находить новые знакомства, участвовать в организации и проведении культурно-массовых мероприятий.

Смерть близких. Смерть близкого человека, родственника или супруга, с которым были связаны многие годы совестной жизни, особенно остро переживается в старом возрасте. Такая смерть глубоко ранит, горе видится безутешным. Тяжесть случившегося неимоверно возрастает, если человек, понесший утрату, остается в одиночестве. Нередки случаи, когда старики, не справившись с безутешным горем, умирают вскоре после смерти дорогих им людей. Отмечены индивидуальные различия в том, как отражается утрата супруга на продолжительности жизни того, кому выпала участь овдоветь.

Исследование, проведенное в Бостонском университете (было изучено 1774 историй болезней пациентов, перенесших инфаркт), показало, что смерть любимого человека в 14 раз повышает опасность развития такого недуга. В другом исследовании, выполненном в 1967 г. в Уэльсе, было установлено, что смертность среди овдовевших на первом году после утраты супруга в 10 раз выше, чем в среднем по региону в той же возрастной группе населения.

Одиночество. Процесс социальной адаптации протекает особенно трудно у одиноких людей. Как правило, они страдают неустойчивостью настроения, у них низкая удовлетворенность жизнью, они не ждут ничего хорошего для себя от будущего. Одиночество усугубляется определенным личностным складом человека. Люди с повышенными требованиями к окружающим, постоянным чувством неудовлетворенности, необщительные, замкнутые на своем внутреннем мире испытывают дополнительные трудности в социальной адаптации, когда остаются в одиночестве.

По данным зарубежных исследований можно сделать вывод, что одинокие мужчины в старости переносят свое положение тяжелее женщин, которые легче приспосабливаются к одинокой жизни во многом за счет более эффективной социальной адаптации. Они устанавливают новые знакомства, находят приемлемые для себя формы общественной занятости, наполняют интересным содержанием свой досуг. Женщины быстрее приспосабливаются к раздельному проживанию с детьми. В отличие от мужчин они более открыто признаются в своем одиночестве и не стесняются на него жаловаться, обсуждать связанные с ним проблемы со знакомыми или близкими.


1.3 Образ жизни и его значение для процессов старения

При изучении повседневной жизни человека концепция образа жизни очень полезна: она отражает внешнее повседневное поведение и интересы отдельных людей и целых общественных групп. Концепция образа жизни может пониматься и как совокупность конкретных подходов каждого человека к использованию ресурсов и возможностей, предоставляемых ему социальными условиями, традициями, образованием, рыночными отношениями. Важными оказываются и мотивации потребностей, принятые в обществе ценности, которые составляют основу поведения.

 По мнению Н.Н. Сачук (15), концепция образа жизни, с точки зрения ее применения в социально-медицинских исследованиях, - это установившаяся система форм и видов деятельности, повседневного поведения и взаимоотношений людей при определенных условиях внешней среды, связанных со здоровьем. Выявлена тесная связь между образом жизни и состоянием здоровья пожилых и старых людей. Образ жизни, как и состояние здоровья, является одной из важных предпосылок долгожительства.

Данная концепция основана на понимании всего процесса развития человека с раннего детства и до глубокой старости, ее неотвратимости, а также знании того, каким образом можно оптимально использовать силы организма как в период молодости и зрелости, когда человек достигает вершины индивидуальных возможностей, так и тогда, когда силы с годами неизбежно уменьшаются. При этом следует привлечь внимание к двум моментам. Первый – это влияние образа жизни в детстве и молодости на сохранение дееспособности в пожилом и старческом возрасте. Биологический «облик» старого человека в значительной степени определяются периодами его детства, молодости и зрелости. Второй момент связан с необходимостью уяснить, насколько утрата адаптационных возможностей является неизменной характеристикой процесса старения организма и в какой степени их сохранение зависит от образа жизни человека.

Функции и особенности старения организма человека свидетельствуют о том, что филогенетически он приспособлен к деятельности, а не к покою. Это подтверждается всей судьбой человеческого вида, его прошлым, когда способность совершать физические усилия была условием выживания. От физической силы, активности, подвижности, быстроты реакции зависели добыча пищи и возможность спастись от более сильного противника, избежать и устранить отрицательное воздействие окружающей среды. Выживали те индивиды, которые обладали большей физической силой, более совершенными механизмами физиологической адаптации к физическим нагрузкам, чем другие, которые становились добычей зверей, погибали от холода и голода и т.п.

Общеизвестно, что одни люди сохраняют до глубокой старости физическую активность, бодрость духа, внешнюю моложавость, веселый нрав и оптимизм. Другие же мрачны, бездеятельны, недовольны собой и окружающими; они полнеют и очень скоро становятся обездвиженными, прикованными к ограниченному пространству, которое в конце концов ограничивается постелью.

Закономерно и естественно, что в пожилом и, особенно в старческом возрасте у человека возникает склонность к ограничению двигательной активности, пренебрежению диетой, пассивностью в отношении многих психогенных стрессов вместо активного им сопротивления. Конечно, такая склонность зависит от личностных особенностей человека: одни способны преодолеть эту пассивность, видоизменить или даже полностью заменить жизненные ценности, находя положительные стороны в своем новом статусе. Другие же проявляют все меньше желание использовать те силы, которыми они еще располагают. Это ведет к тому, что со временем выносливость, четкость функционирования неиспользуемых физиологических механизмов снижаются. Появляется «заколдованный круг»: двигательная и нервно-психическая пассивность ускоряет процесс постепенной утраты адаптационных возможностей, приближает старость, а с ней и все старческие недуги. Возникает сакраментальный вопрос: в какой степени темп снижения эффективности приспособительных механизмов организма является результатом генетически обусловленных процессов старения, и в какой мере на этот процесс влияет образ жизни?

Парадоксально, но факт, что на темп старения, то есть на скорость снижения адаптационных возможностей организма, активный образ жизни не оказывает непосредственного влияния, но физические возможности людей, ведущих пассивный, малоподвижный образ жизни, намного меньше, чем у их ровесников, активных и деятельных. Этот парадокс объясняется, прежде всего тем, что при значительной двигательной активности процесс старения начинается после 25-30 лет с более высокого уровня показателей, и поэтому такой человек в возрасте, например, 60 лет с точки зрения своих физических возможностей, выносливости сохраняется даже лучше, чем человек на 10-20 лет более молодой, но ведущий сидячий образ жизни.

Механизм влияния двигательной активности на организм является многоплановым и весьма сложным. Повышенная двигательная активность в целом увеличивает максимальные физические возможности человека и уменьшает физиологические нагрузки на организм при любой работе, которая не превышает таких возможностей. Таким образом, двигательная активность вызывает в организме изменения, противоположные тем, которые наступают в результате старения.

И теперь мы можем сделать вывод, что старость приближается к человеку двумя путями: через физиологическое ослабление организма и сужение круга интересов, вызываемое изменениями психики. Мы выявили взаимозависимость этих процессов, проявляющуюся в психофизическом уменьшении активности человека. По мнению некоторых геронтопсихологов, психическое умирание ускоряет физиологическое, поэтому люди, которым удается долго сохранить психическую активность, продлевают свои зрелые годы и годы ранней старости и отодвигают немощную, глубокую старость. Каждый человек сам выбирает и вырабатывает свой собственный способ старения.

старость образ жизни


2. Практическая часть

2.1 Анализ вопроса влияния образа жизни на процесс старения

Для проведения нашего исследования было решено разработать анкету с несколькими вопросами, которые отражали бы все интересующие нас аспекты образа жизни и распространить их среди лиц пожилого возраста. С вопросом о правильном составлении анкеты мы обратились в Отделение психологической помощи Комсомольского района г. Тольятти, находящееся по адресу ул. Коммунистическая д. 87а. С помощью работников этого Отделения мы сумели составить грамотную анкету для опроса (Приложения №1).

Для большей наглядности нашего исследования было принято решение о разделение всех опрашиваемых по возрастному признаку:

·  60-65 лет,

·  65-70 лет,

·  70-75 лет.

По результатам опроса у нас сформировались 3 группы, каждая из которых состояла из 10 человек. В первую группу вошли люди в возрасте от 60 до 65 лет (Приложение №2):

1.  Воробьева Любовь

2.  Попов Николай

3.  Комов Юрий

4.  Зубкова Валентина

5.  Франчук Аркадий

6.  Тарасов Михаил

7.  Жигалко Валерий

8.  Хайрулин Шамиль

9.  Хайрулина Надия

10.  Шрина Елена

Во вторую группу вошли люди в возрасте от 65 до 70 лет (Приложение№3):

1.  Мухина Зинаида

2.  Новикова Прасковья

3.  Комова Татьяна

4.  Кивотова Светлана

5.  Кудинов Константин

6.  Смирнова Раиса

7.  Фурсова Нина

8.  Ширин Борис

9.  Львова Валентина

10.  Трещалина Александра

А третью группу составили люди в возрасте от 70 до 75 лет (Приложение №4):

1.  Чванов Алексей

2.  Чванова Мария

3.  Сысолетин Геннадий

4.  Орловская Валентина

5.  Щеблетов Петр

6.  Щеблетова Валентина

7.  Самойлова Евдокия

8.  Самойлов Константин

9.  Колесникова Мария

10.  Небольсина Александра

Каждый из них заполнил составленную нами анкету, и вот какие результаты у нас получились.

Аспект 60-65 65-70 70-75
Рацион питания:
·  Не изменился 4 6 5
·  Увеличился 1 0 0
·  Уменьшился 5 4 5
Сон:
·  Нормальный 5 5 5
·  Хороший 2 0 2
·  Беспокойный 3 5 3
Общение:
·  Узкий круг общения 5 6 4
·  Люблю общаться 4 4 6
·  Многим интересуюсь, завожу новые знакомства 1 0 0
Семья:
·  Тесные отношения 7 8 7
·  Самостоятельный 2 2 3
·  Одинокий 1 0 0
Интересы:
·  Умственные занятия 3 3 3
·  Физическая работа 2 3 3
·  И то и другое 5 4 4
Работоспособность:
·  Понизилась 6 7 8
·  Повысилась 0 0 0
·  Не изменилась 4 3 2

Изучив данную таблицу, мы можем сделать некоторые выводы. К примеру, рацион питания. В процессе старения он должен постепенно уменьшаться, так как размеры затраты энергии сокращаются. В первой группе мы видим, что у 5 человек он действительно уменьшился, у 4 остался прежним, а у 1 человека даже повысился, что приведет к каким-либо физиологическим нарушениям в дальнейшем. Во второй группе у 4 человек рацион уменьшился, а у 6 остался прежним. В третьей же группе у 5 человек остался прежним и у 5 уменьшился. В итоге получается, что из 30 опрошенных 14 человек снизили свои потребности в пище, 1 человек повысил, и 15 оставили свой ежедневный рацион прежним. В процентном соотношении этот вопрос выглядит так:

 

Сон. Из таблицы мы можем увидеть, что хорошим крепким сном обладают лишь 4 человека из опрошенных, у 15 человек нормальный, а 11 человек страдают от беспокойного сна, что может быть связано с различными причинами (депрессия, тревога, одиночество, переутомление, плохое пищеварение и т.д.).

Как уже говорилось раннее, степень взаимодействия с внешним миром имеет большое значение для стареющего человека. Дефицит общения в поздние годы приводит к сильным стрессовым переживаниям. В нашем случае мы можем сказать, что лишь 1 человек проявляет сильную тягу к общению. Он многим интересуется, любит общаться и постоянно ищет новые знакомства. Любопытен тот факт, что этот человек находится в первой группе (60-65 лет), а во второй и третей группах таких активистов и вовсе нет. Большинство (15 человек) ограничиваются общением с соседями или старыми знакомыми, родственниками. Так 73,3% опрошенных имеют хорошие отношения с родными. Видимо, им вполне достаточно общения с близкими. Остальные же любят общаться, но больших усилий к этому не прилагают (14 человек).

Еще одним аспектом исследования данной работы является работоспособность лиц пожилого возраста. Ее падение – одно из наиболее очевидных проявлений старости. По результатам анкетирования мы выяснили, что пожилой человек в большинстве своем любит поработать как физически, так и умственно, но все же небольшое преимущество имеет интеллектуальный труд, нежели физический.

Наименьшая популярность физического труда объясняется явным снижением уровня работоспособности. Если в первой группе у 4 человек уровень работоспособности не изменился, а у 6 понизился, то во второй группе это же соотношение выглядит так: 3 человека к 7 соответственно. В третей же группе понижение работоспособности наблюдается уже у 8 человек, и лишь 2 человека продолжают трудиться с неизменной активностью.

Результаты анализа полученных данных позволяют сделать вывод, что активный образ жизни действительно играет немаловажную роль в процессе старения. Было опрошено 30 пожилых людей, у 14 из них заметно уменьшился рацион питания, 19 из них имеют нормальный сон, 15 – любят и хотят общаться, 22 – имеют хорошие взаимоотношения с семьей, и у 21 – понизился уровень работоспособности. Все это признаки внимания к свому здоровью. Но мы подсчитали каждый элемент в отдельности, и у нас получилась довольно оптимистичная картина. А теперь посмотрим каждую группу в отдельности. Так в первой группе из 10 человек лишь 3 обращают внимание на все элементы здорового образа жизни, во второй 4 человека организуют свое свободное время с пользой для себя, в третьей группе число сознательных возрастает до 6.

По мнению автора, полученные цифры можно объяснить так: первая группа самая молодая из исследуемых. Большинство в возрасте 60-65 лет продолжают работать и не считают нужным что-то менять в своей жизни. Зачастую люди думают, что стариками нас можно назвать, когда мы прекращаем профессиональную деятельность. Поэтому в группе из 10 человек лишь трое следят за образом своей жизни.

Вторая группа в большей мере осознает себя пожилыми. С работы они уволились и на первое место выходят заботы о детях, внуках, даче, огороде. Для такой деятельности, конечно же, требуется довольно много сил. И если пожилой человек не будет обращать внимания на правильное питание, своевременный отдых, размеренную деятельность, то довольно скоро он серьезно заболеет от переутомления. Поэтому здесь мы видим 4 человек, следящих за образом жизни.

В третьей группе мы отметили 6 человек активно проживающих свой век. Что говорит о высоком уровне жизненного оптимизма и нежелании становится «дряхлыми стариками», несмотря на преклонные годы. Пассивность других можно объяснить либо тяжелыми физическими страданиями, связанные с болезнями, либо они сдались психологически, решили просто дожить отпущенный им срок.

В целом у нас получилась такая картина. Из 30 человек лишь 13 лиц пожилого возраста(43%) сумели заполнить свое время и душу тем делом, на которое у них хватит сил в данный момент. Так же, несмотря на свой возраст, они сохранили тягу к наполненной радостными событиями жизни, в них осталось желание быть для кого-то или для чего-то. Следовательно, процесс старения не будет им великой тягостью, это лишь очередной жизненный этап развития человека.


Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что старение как широко распространенное явление – характерная черта современного развитого общества. Не существует единого способа измерения старения – большинство геронтологов эмпирически выбирают возраст 60-65 лет как указание на начало старости. Примерно в этом возрасте разрушения во многих соматических и психологических процессах впервые становятся легкоразличимыми. Тело постепенно изнашивается, стареют клетки, все больше внешних признаков старости (морщины, сутулость и т.д.). Наравне с внешним старением развиваются и внутренние изменения. Пожилые люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают об успехах и неудачах. Только в старости может прийти настоящая зрелость и мудрость, "осознание безусловного значения жизни перед лицом смерти". Все мелочное неважное отпадает, на передний план выходит главное, "вечное". Человек начинает порой смотреть на мир и на жизнь как бы "с птичьего полета", с некоторым равнодушием и снисходительностью, наблюдая за хлопотами, стремительностью и неистовством людей молодого возраста. Сенека говорил: "И старость полна наслаждений, если только уметь ею пользоваться". Каждый, достигший почтенного возраста, может и должен сказать самому себе: это ложь, будто старость - жизнь после жизни! Мы можем и должны жить активно, с чувством достоинства, с ощущением удовлетворения от всего, что нам дарует природа. И старость может быть в радость.

Особый интерес в нашем исследовании был отдан образу жизни пожилого человека. Это понятие, включает индивидуальные формы поведения, активность и реализацию всех возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу. Под образом жизни понимаются также количество и качество потребностей людей, их взаимоотношения, эмоции и их субъективное выражение.

Из теоретической части мы выделяем тот факт, что на темп старения активный образ жизни не оказывает непосредственного влияния, но физические возможности людей, ведущих пассивный образ жизни, намного меньше, чем у их активных ровесников. Также было выявлено, что люди, которым удается долго сохранить еще и психическую активность, продлевают свои зрелые годы и отодвигают немощную, глубокую старость. Каждый человек сам выбирает свой собственный способ старения. Практическое исследование показало нам, что примерно 43% лиц пожилого возраста стараются соблюдать основные постулаты здорового образа жизни, что обеспечивает им более интересную, наполненную событиями старость, так как у них присутствует бодрость духа и желание жить. Оставшимся 57% пожилых людей следует обратить внимание на свой образ жизни и, возможно, что-то изменить в своей повседневной деятельности. А задача государства и окружающего общества помочь им в этом.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что важную роль в долголетии человека играет образ жизни. Люди, проживут долгую и активную жизнь, питаясь умеренно, ведя физически активный образ жизни, трудясь до самых поздних лет. При этом здоровье как физическое, так и психологическое – существенный фактор, определяющий образ жизни стареющего человека, его способность адаптироваться к новым условиям жизни. Достаточно соблюдать несколько правил:

1.  Необходимо сохранять все органы в полной их силе, своевременно распознавать болезненные проявления и бороться с ними.

2.  Следует быть умеренным в потреблении пищи и питья.

3.  Нужны ежедневные физические упражнения, прогулки пешком.

4.  Следует вставать и ложиться рано. При этом сон не должен продолжаться более 6-7 часов.

5.  Ежедневно нужно принимать ванну или обтираться.

6.  Надо воспитывать в себе жизнерадостность для спокойствия души и оптимистического воззрения на жизнь.


Литература

1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга.

2.  Александрова Н.Д. Проблема социальной и психологической геронтологии. – Л., 1974.

3.  Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 томах. – М., 1980. –т.1.

4.  Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр.соч.: в 6 т. М., 1984. Т.4 - с.244-268.

5.  Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.

6.  Грмек Н.Д. Геронтология – учение о старости и долголетии. – М., 1964.

7.  Гуфеланд Х. Искусство продлевать человеческую жизнь /Время жить. – СПб., 1996.

8.  Дыскин А.А., Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. – М: 1988.

9.  Клац Р. Остановите болезнь старения/ Р.Клац, К.Кан. - Минск: Попурри, 2000.

10.  Котельников Г.П. Геронтология и гериатрия: Учебник/ Г.П.Котельников, О.Г.Яковлев, Н.О.Захарова. - Самара: Самарский Дом печати, 1997.

11.  Краснова О.В. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Изд. центр "Академия", 2002.

12.   Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

13.   Мечников И.И. Этюды оптимизма. – М., 1987.

14.   Психология здоровья: Учебник для вузов /Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер,2003.

15.  Сачук Н.Н. К вопросу изучения взаимосвязи между состоянием здоровья пожилых людей и их семейным положением// Здравоохранение РФ.-1984.-№5.

16.  Сосин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. – М: 1984.

17.   Стюарт-Гамильтон, Ян. Психология старения/ Я. Стюарт-Гамильтон. - 3-е международное изд.. - СПб.: Питер, 2002.

18.   Ужегов Г.Н. Энциклопедия старости: Народный лечебник/ Г.Н.Ужегов. - М.: АСТ, 1999.

19.   Франкл В. Психотерапия на практике. СПб.: Речь, 2000.

20.   Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л., 1988.

21.   Хейфлик Л. Как и почему мы стареем?: Советы специалиста/ Л.Хейфлик. - М.: Вече, 1999.

22.   Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии: Учебник (Антропологические аспекты)/ Е.Н.Хрисанфова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 1999.

23.   Шахматов Н.Ф. Психическое старение. – М., 1996.

24.   Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.


Приложение №1

АНКЕТА

ФАМИЛИЯ______________________________

ИМЯ___________________________________

Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

1. Ваш возраст?

А) 60-65 лет

Б) 65-70 лет

В) 70-75 лет

2. Каков ваш рацион питания?

А) остался прежним

Б) увеличился

В) уменьшился

3. Особенности сна:

А) нормальный, обычный сон

Б) хороший, крепкий, освежающий сон

В) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями

4. Общение с окружающими:

А) ограничиваюсь общением с соседями и старыми знакомыми

Б) люблю общаться, легко вступаю в контакт с новыми людьми

В) стараюсь не останавливаться на достигнутом, ищу новые знакомства, посещаю библиотеки, кружки (отделение дневного пребывания), состою в общественной организации

5. Взаимоотношения с родными:

А) близкие относятся ко мне со вниманием, мы довольно часто встречаемся

Б) справляюсь со своими проблемами самостоятельно

В) чувствую себя одиноким

6. Какой вид занятий вы больше предпочитаете?

А) умственный (чтение, просмотр интеллектуальных передач и т.д.)

Б) физический (люблю мастерить, работать в огороде, вышивать, вязать и т.д.)

В) привлекает и тот, и другой вид работ

7. Изменился ли с возрастом ваш уровень работоспособности?

А) понизился

Б) повысился

В) остался прежним


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.