на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Социальная защита в Республике Башкортостан


2.3 Образование – как показатель социальной защиты населения

В нашей республике растет сеть новых общеобразовательных учреждений. Большое внимание уделяется вариативности образования - все больше создается инновационных школ, где идет обучение по особым программам. На 1.09.2008 г. работали 68 гимназий, 47 лицеев, 200 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 31 колледж. Сокращение числа общеобразовательных школ связано с закрытием малокомплектных начальных школ. Однако ощущается нехватка общеобразовательных школ, особенно в г. Уфе, в связи с чем учащиеся вынуждены заниматься во вторую и третью смены. По данному показателю наша республики занимает одно из первых мест по Уральскому региону.

Растет доля республиканского компонента в учебных программах, учитывающего местные особенности. Обучение детей в дневных общеобразовательных школах ведется на языках многочисленных народов, населяющих нашу республику. Кроме того, функционируют воскресные национальные школы. Все это способствует сохранению и приумножению культурного наследия народов.

Продолжается реформирование системы высшего и среднего специального образования. Пять вузов республики имеют статус университета, почти треть средних учебных заведений имеет статус колледжа, которые ориентированы на подготовку специалистов с повышенным уровнем квалификации./36/

Появляются негосударственные учебные заведения, которые готовят специалистов высокой квалификации в новых областях деятельности, имеющих место в условиях формирования рыночных отношений. Реформа системы образования во многом сдерживается финансовыми трудностями. Поэтому довольно часто в последнее время для учреждений образования характерен элемент платности за отдельные услуги: плата за внеаудиторные занятия, факультативные курсы и консультации, за обучение иностранным языкам. Расходы на учебники, питание, транспорт и жилье, которые ранее субсидировались государством, в основном ложатся на плечи студентов.

Таким образом, в условиях резко снижающегося душевого дохода, семьи вынуждены нести дополнительные расходы на обучение детей. В результате дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения желаемого образования, что также способствует усилению социального неравенства./53/


Таблица 4. Система образования Республики Башкортостан

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Число дошкольных

учреждений, ед.

2522 2405 2335 2218 2118 2020 1986
Численность детей, чел. 256680 182200 170300 156800 148500 141100 141400
Число общеобразовательных школ, ед 3206 3334 3346 3322 3279 3265 3268
Число средних специальных уч. заведений, ед. 72 76 76 75 75 77 76
Численность учащихся средних специальных уч. заведений, чел. 63664 63543 66400 68900 71900 77300 81900
Число высших учеб. заведений, ед. 9 11 11 11 11 11 11
Численность студентов, чел. 53247 51600 55100 60300 66500 76200 88900

В первые годы социально-экономических преобразований наблюдался некоторый спад популярности образования, что явилось следствием роста заработков в негосударственном и частном секторах по сравнению с теми доходами, которые приносит работа, требующая высшего образования.


3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

3.1 Социальное планирование и его назначение

Под социальным планированием понимают один из видов государственного вмешательства в решение крупных социально-экономических проблем и их регулирование со стороны общественных институтов [67.С.89].

Социальное планирование широко применяется в странах с социальной рыночной экономикой, в социальном обеспечении, социальной помощи, в сфере занятости и рынка труда. Кроме того, социальное планирование тесно связано с бюджетным и программным планированием. Оно включает различные способы распределения ресурсов для эффективного или оптимального решения конкретных социальных проблем, поэтапное решение приоритетных задач достижения общественного блага.

Методология социального планирования учитывает ограниченность сферы его применения, непрерывность социальных изменений, обязательность учета интересов различных групп населения, включая этнонациональные, конфессиональные и тому подобные группы. Она находится под постоянным воздействием принятых в данном обществе или декларируемых государством социальных ценностей./21/

Стратегическое планирование экономического и социального развития таких основных структурных составляющих социальной сферы, как здравоохранение, образование, научно-инновационный, спортивно-оздоровительный, жилищно-коммунальный, телекоммуникационный комплексы, в отличие от текущего и перспективного планирования, в основу которых положен перенос ретроспективных тенденций деятельности на средне-, долгосрочный периоды времени, основано на формировании и реализации обобщающей и функциональных стратегий. Данные стратегии направлены на достижение необходимой результативности путем соблюдения установленных правил, выполнения набора процедур и последовательности осуществления комплекса мер структурно-организационной, научно-инновационной, маркетинговой, экономической, финансовой, социальной направленности.

Решение задач, направленных на достижение базовых принципов социально ориентированного государства, определение рациональных направлений стратегического развития социальной сферы, связано с перераспределением государством имеющихся материальных и духовных благ через установление эффективно функционирующей системы налогов, формирование государственного бюджета, рост финансирования социальных программ. Основной стратегической направленностью развития народного хозяйства, социальной сферы выступает устойчивый рост инвестиций в социально и экономически значимые проекты на базе усиления защиты прав собственности, обеспечения равных условий конкуренции, снижения избыточных административных барьеров для предпринимательской деятельности, повышения финансовой транспарентности предприятий и организаций.

При разработке и реализации комплекса социальных мер стратегического планирования необходимо учитывать региональную специфику экономического развития. В первую очередь, это связано с особенностью изменений социальных потребностей граждан отдельного региона. Кроме того, необходимо учитывать национальные традиции, климатические условия, демографическое развитие каждого региона, так как размеры бюджетов регионов зависят от условий жизни граждан, а также от факторов, оказывающих существенное влияние на формирование потребностей, их объемов и структуры, от демографической структуры населения региона, особенностей жизни городских и сельских граждан, природных факторов, национальных и этнографических характеристик групп и слоев граждан отдельных регионов. /45/

Основным стратегическим ориентиром развития и достижения необходимого ресурсного обеспечения структурных составляющих социальной сферы региона (субъекта Российской Федерации) должна выступать система социальной защиты всех слоев и групп граждан, в случае возникновения различных ситуаций, например, таких как несчастные случаи в быту, болезни, инвалидность, старость и безработица. Разработка стратегических ориентиров обеспечения необходимых социальных гарантий граждан региона должна осуществляться на основе результатов анализа основных изменений в системе социального обеспечения на разных этапах формирования и развития рыночных отношений в России, корректировки и уточнения содержания состава социальных гарантий и целевых социальных нормативов.

В большинстве регионов, входящих в состав Российской Федерации, местные бюджеты являются дотационными. В этих условиях разработка региональных балансов и бюджетов не может быть осуществлена без установления приоритетов в развитии целевой и стратегической ориентации социальной сферы. Поэтому показатели степени удовлетворения потребностей граждан в социальных благах по каждой отрасли непроизводственной сферы следует планировать отдельно по таким структурным составляющим социальной сферы, как жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, просвещение, культура. Смена стратегических ориентиров достижения необходимых результатов и развития ресурсного обеспечения социальной сферы, модели социально-экономического развития Российской Федерации отражается на особенностях управления, функционирования и финансирования всех отраслей народного хозяйства, реализации социально значимых программ. Цели формируемых программ в системе стратегического планирования развития социальной сферы наиболее полно могут быть выражены через показатели обеспеченности граждан различными видами услуг в натуральной и стоимостной формах, через измерители, характеризующие состояние материально-технической базы отраслей и объектов социального назначения, уровни материальной обеспеченности и потребления социальных благ различными группами граждан./42/

В условиях перехода к рыночной экономике и проявляющихся депрессивных явлений в производственной сфере уровень потребления и качество социальных услуг, равно как и оценка состояния структурных составляющих социальной сферы, не могут рассматриваться в отрыве от происходящих перемен как в области экономики, так и в области материального положения граждан. И та и другая сторона социальной сферы оказывается весьма чувствительной к ухудшению общих условий производства и потребления, нарушению сбалансированности рыночного спроса и предложения.

Эффективность государственной поддержки структурных составляющих социальной сферы в системе стратегического планирования может существенно возрасти, если реализовать предложения о:

·  фиксированной доле валового внутреннего продукта на финансирование деятельности объектов социальной сферы;

·  целевой фиксированной доле налогов на их развитие;

·  введении отдельной строкой в бюджет затрат на социальные отрасли; совмещении процессов перемещения социальных функций в регионы и их финансового обеспечения;

·  обозначении системы финансовой поддержки регионов исходя из их типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры;

·  контроле целевого расходования средств из внебюджетного фонда медицинского страхования; предоставлении максимальных налоговых и кредитных льгот для социальных инвестиций;

·  повышении заинтересованности в мобилизации внебюджетных средств.

Стратегической целью проводимых реформ и реальным ориентиром достижения оптимального ресурсного обеспечения должна стать забота о благосостоянии населения региона. Однако, реалистическая оценка современной ситуации не позволяет рассчитывать в ближайшие годы на заметный рост уровня и качества жизни в каком-либо субъекте Российской Федерации. Поэтому решающее значение приобретают поддержание экономики в функционирующем состоянии на базе стимулирования экономической активности граждан и создание рационального механизма его социальной адаптации. Особое значение при этом имеет формирование и реализация комплекса мер социальной безопасности, в основу которой должны быть положены социальные нормативы.

Интегральным социальным нормативом в системе стратегического планирования развития социальной сферы может выступать потребительский бюджет, суммирующий объемы потребления населением всей совокупности социальных благ, дифференцированные по региональным и половозрастным признакам. В условиях ограниченных ресурсов для социального и экономического развития региона минимальный потребительский бюджет необходим в целях обоснования предельно допустимого уровня потребления социальных благ различными социально-демографическими слоями, группами граждан. Кризисные явления в экономике субъекта Российской Федерации и недостаток финансовых средств могут оказывать негативное воздействие на стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности предприятий, прежде всего в машиностроении, строительстве, сельском хозяйстве, что может поставить многие из них на грань банкротства. Это, в свою очередь, может обострить ситуацию на рынке труда. /52/

Ресурсное социальное обеспечение слоев и групп безработных граждан в системе стратегического планирования целесообразно осуществлять посредством: дальнейшего развития гибкой, социально ориентированной системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватной потребностям рыночной экономики; совершенствования планирования профессионального обучения безработных граждан на основе программно-целевого подхода к организации обучения различных социальных групп населения; продолжения отбора и формирования учреждений начального, среднего и дополнительного образования, наиболее эффективных образовательных профессиональных программ и технологий обучения безработных граждан; повышения роли подразделений служб занятости в развитии маркетинга образовательных услуг; формирования методического обеспечения профессионального обучения безработных граждан, переподготовки персонала служб занятости .

В сфере трудовых отношений важное значение в стратегической ориентации на достижение необходимой результативности в социальной сфере и развитии ее ресурсного обеспечения приобретают совершенствование нормативно-правового регламентирования взаимоотношений предпринимателей и наемных рабочих, трехсторонние соглашения между работодателем, профессиональными объединениями работников и наемными работниками, формирование и укрепление механизма государственной инспекции труда, создание систем аттестации, переподготовки и повышения квалификации кадров, социального партнерства./29/

В этой связи можно выделить два подхода к проблемам стратегического развития социального партнерства, которые существуют в настоящее время в регионах. Первый из них можно отнести только к трудовым отношениям, а второй — к пересечению интересов различных взаимодействующих групп в одной сфере. При этом предметом социального партнерства могут выступать социально-экономические консультации по широкому кругу проблем между различными субъектами, включая государство, а также соглашения между потребителями и производителями об уровне цен и условиях обслуживания взаимоотношений между государственными органами социального обеспечения и социальной поддержки, бюджетными и внебюджетными фондами, организациями обслуживаемых ими слоев и групп граждан, по решению экологических и межнациональных проблем. Достижению намечаемых реальных стратегических ориентиров социального партнерства в субъектах Российской Федерации может способствовать: установление процедур распределения доходов; участие работников в собственности хозяйственных обществ, товариществ, вплоть до владения ими контрольным пакетом акций, долей, участия в управлении организационно-правовой структурой.

С точки зрения рациональной организации трудовой деятельности в системе социального партнерства могут учитываться, например, такие преимущества, как оптимизация рабочего места, направленная на приспособление работы к человеку, с социальной, психологической и физиологической точек зрения. Кроме того, все большую роль в социальном партнерстве играет рационализация труда, выражающаяся в упрощении и уплотнении рабочих процессов и эффективном использовании техники и технологий.

Сложившаяся в настоящее время социально-экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социального ресурсопотребления. С этой целью во всех городах и районах субъекта Российской Федерации следует создавать фонды социальной поддержки граждан, которые содействовали бы оказанию помощи малоимущим. В перспективном и стратегическом периодах времени необходимо продолжить работу по развитию сети подразделений при территориальных центрах социального обслуживания в муниципальных образованиях региона для оказания различных видов услуг малообеспеченным гражданам через отделения дневного пребывания, дома ветеранов, социальные магазины, парикмахерские, социальные столовые, швейные, обувные и ремонтные мастерские. /57/

Перед стационарными учреждениями социальной защиты должна быть поставлена задача достижения стратегического ориентира по наибольшей экономии финансовых и материальных ресурсов, рациональному расходованию бюджетных средств, изысканию нетрадиционных источников пополнения бюджета за счет развития подсобных сельских, производственных мастерских, привлечения гуманитарной помощи.

В целях стабилизации и уменьшения социального расслоения граждан необходимо реализовать стратегию сближения различий в доходах посредством достижения приемлемого уровня жизни для всех. Поэтому в систему стратегического планирования необходимо включить поэтапную программу приближения минимального размера оплаты труда, пенсий, пособий к величине прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета.

В свою очередь, уменьшения социального расслоения граждан можно достичь посредством бесплатного качественного образования для всех: использования средств медицинского страхования на приобретение лекарств и протезов; регулирования цен и поступления товаров на общественный рынок; стимулирования личных сбережений массового вкладчика./33/

3.2 Стратегическое планирование развития социальной сферы: разработки и внедрения социальных программ на среднесрочный и долгосрочный периоды

В целях достижения поставленных стратегических ориентиров эффективности развития образования и в целом социальной сферы в 2005-2010 гг. в регионах необходимо предусмотреть разработку и внедрение целевых программ по таким приоритетным социальным направлениям, как «Национальная школа», «Подготовка кадров для системы образования», «Маркетинг образовательных услуг», «Подготовка инженерно-экономических кадров», «Подготовка финансово-экономических кадров высшей квалификации», «Внешкольное воспитание подрастающего поколения».

Создание на среднесрочный и стратегический периоды времени новых социально-экономических механизмов развития образования должно обеспечить подлинную автономию образовательным учреждениям, их ориентацию на соответствие потребностям и стратегическим перспективам становления в регионах обновленного общества.

В области культуры стратегическими направлениями развития республик в составе России являются: предоставление государственных гарантий для сохранения и развития культуры народов и национальностей; сохранение историко-культурного наследия; обеспечение равного доступа к ценностям отечественной и мировой культуры; развитие родного языка, возрождение традиций и художественных промыслов; совершенствование и обеспечение функционирования системы высшего и среднего специального образования в сфере культуры и искусства; удовлетворение национально-культурных потребностей и интересов граждан, проживающих за пределами республики; формирование нравственных критериев обновляющегося общества; развитие информационного обеспечения культуры и искусства./54/

Вместе с тем органам стратегического, перспективного и текущего управления социально-экономическим развитием необходимо решить такие задачи, как:

- расширение сети спортивных школ как основного фактора укрепления здоровья, физического развития всех граждан субъекта Федерации;

- оказание помощи в становлении и развитии сети общественных организаций, клубов, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом, объединение усилий, укрепление и дальнейшее развитие традиционных видов спорта.

Основной задачей стратегического развития физической культуры и спорта является приостановление снижения уровня массовой физической культуры граждан и создание необходимых условий для использования возможностей физической культуры, спорта и организованного отдыха в целях оздоровления граждан и формирования здорового образа жизни. Для этого необходимо создать новый механизм ресурсного обеспечения культуры и искусства через предоставление налоговых льгот, развитие благотворительности, меценатства, формирование общественных фондов, попечительских советов, хотя основная доля финансирования этой структурной составляющей социальной сферы должна лечь на государство.

Одним из важнейших ориентиров достижения приемлемой социальной результативности в системе стратегического планирования в настоящее время является решение жилищной проблемы, что обусловлено тем, что жилье является первичной жизненной потребностью, наряду с продуктами питания, одеждой, обувью. Кроме того, рынок жилья — это основа потребительского рынка и необходимое условие рынка труда, а инвестиции в жилье выступают доминирующим фактором стимулирования сбережений граждан.

Стратегические ориентиры развития образовательной составляющей социальной сферы должны иметь направленность: на осуществление права всех граждан на образование, свободу выбора образовательного учреждения, форм и языка обучения, а также на организационно-правовую независимость образовательных учреждений; соблюдение интересов личности, признание каждого человека высшей общественной ценностью; определение приоритетных, универсальных культурных ценностей, обеспечение свободного развития личности, воспитание гражданственности и патриотизма; многогранное развитие духовного потенциала, формирование культурных качеств личности; перевод школы от реализующей идею информационно-репродуктивного обучения к школе, воспитывающей личность, которой присущи новаторство и творчество, самостоятельность мышления и восприимчивость к новому./20/

Стратегическим ориентиром развития образования, его ресурсного обеспечения остается рациональное использование внебюджетных средств в связи с финансированием дополнительной подготовки специалистов по государственным стандартам высшего образования. Поэтому в системе стратегического планирования проблемы внебюджетного и бюджетного финансирования должны решаться во взаимосвязи.

Отметим при этом, что пересмотр концептуальных положений финансирования и стратегической направленности развития высших учебных заведений с целью стабилизации, роста и эффективного использования сложившегося интеллектуального потенциала должен быть направлен на:

- изыскание и использование новых источников финансирования в непрерывно меняющихся условиях создания рыночной экономики;

- законодательное формирование и использование налоговых льгот;

- решение проблем собственности вузов, включая собственность на землю;

- подготовку и выпуск новых, адаптированных к реалиям российской рыночной экономики переходного периода, специалистов с высшим образованием;

- прогноз образовательных услуг высшей школы и обоснование объемов и структуры финансирования государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием;

- выработку принципов и подходов к рационализации системы финансирования высшего образования с учетом появляющихся и развивающихся в высших учебных заведениях новых структур и институтов рыночной ориентации;

- создание конкретных организационных, экономических, нормативно-правовых и информационных механизмов реализации новой концепции финансирования;

- коррекцию законодательных и нормативных актов по высшей школе в целях совершенствования механизма финансирования высшего образования./17/

В то же время формирующаяся сеть негосударственных вузов создает предпосылки для частичного решения проблем доступности системы высшего образования России. Привлечение дополнительных средств из других источников на цели высшего образования ведет к расширению возможностей удовлетворения потребности населения в высшем образовании. Важно, что в условиях низкой мобильности населения такая возможность предоставляется в местах проживания больших групп молодежи. Возможность получения дополнительного заработка на работе по совместительству в негосударственных вузах способствует сокращению оттока из государственных вузов профессорско-преподавательского состава в другие отрасли народного хозяйства.

Стратегическая ориентация негосударственного сектора высшей школы на экономико-управленческое и гуманитарное образование позволяет направить ограниченные средства бюджетного финансирования государственных вузов преимущественно на поддержку образовательно-профессиональных программ естественнонаучного, технического и технологического профиля, определяющих уровень инновационного развития народного хозяйства.

Стратегические ориентиры результативности развития социальной сферы, ее ресурсного обеспечения, в соответствии с нашими представлениями, должны включать помощь малоимущим слоям граждан в виде: денежных социальных выплат (пенсий, пособий гражданам, имеющим детей, лицам, попавшим в экстремальную жизненную ситуацию); предоставления льготных услуг (на местных авиалиниях, городском транспорте, при пользовании телефоном, оплате жилья и коммунальных услуг, медицинском обслуживании); натуральной поддержки (организация питания одиноких престарелых граждан, выдача одежды и обуви, бывших в употреблении, содержание в домах-интернатах, жилье в центральных районах страны).

Вместе с тем на основе достижения намеченных стратегических ориентиров социального потребления следует расширять и развивать такие учреждения, оказывающие социальные услуги, как дома-интернаты для престарелых, инвалидов, приюты для детей и лиц без определенного места жительства, центры социальной помощи и их филиалы./14/

Региональные стратегические идентификаторы в области жилищно-коммунального комплекса, например, на 2005—2010 гг. должны быть достигнуты на основе решения таких задач развития и деятельности жилищно-коммунальной сферы, как:

- поэтапный переход на систему оплаты жилья и коммунальных услуг с одновременной реализацией мер социальной защиты граждан по оплате жилья и коммунальных услуг;

- завершение реформирования жилищно-коммунального комплекса по разграничению функций управления, содержания и эксплуатации жилищного фонда (разделение функций управления и обслуживания жилищного фонда, переход на договорные взаимоотношения заказчиков и подрядчиков, создание конкурсной основы отбора подрядчиков в целях удешевления работ по содержанию и ремонту жилищного фонда);

- внедрение муниципального заказа для организационно-правовых структур жилищно-коммунального комплекса;

- продолжение работы по внедрению энергосберегающих технологий при производстве коммунальных услуг;

- создание системы централизованного снабжения предприятий жилищно-коммунального комплекса материально-техническими ресурсами, топливом и горюче-смазочными материалами, определение порядка формирования аварийно-технического запаса;

- обеспечение постоянного контроля за наличием и соблюдением условий договоров между производителями коммунальных услуг и потребителями, подготовкой жилищного фонда и жилищно-коммунальных объектов к зимней эксплуатации, содержанием объектов жилищного фонда.

Стратегическое планирование развития здравоохранения на федеральном и региональном уровнях, в соответствии с представлениями автора, должно предусматривать решение таких задач, как:

- создание на основе повышения эффективности функционирования систем обязательного и добровольного медицинского страхования рынка медицинских услуг, исходя из обеспечения реальной возможности выбора гражданами медицинского учреждения и лечащего врача;

- повышение качества медицинского обслуживания на основе расширения объемов и улучшения качества профилактических мер, реорганизации сети медицинских учреждений, в том числе их разгосударствления;

- обеспечение стабильности финансирования системы здравоохранения, фармацевтической и медицинской промышленности за счет бюджетных ассигнований, привлеченных средств, в частности кредитов международных кредитно-финансовых организаций;

- разработка и внедрение расширенного набора медицинских услуг, предоставление которых гарантируется каждому владельцу счета обязательного медицинского страхования;

- активизация работы по организации деятельности санитарной полиции, в функции которой будут входить оперативный контроль за качеством продовольственных товаров, ликвидация условий возникновения эпидемий.

Прежде всего, необходимо реформирование законодательства, а также инвестирование средств социального страхования в экономику страны должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств. Конечно, это требует более квалифицированного подхода в сравнении с тем, который мы имеем сегодня. Нужны подготовленные люди, нужны соответствующие структуры в Фонде, но эти затраты правомерны и окупятся с лихвой./43/


Рисунок 2. Баланс Фонда социальной защиты населения на перспективу

Процесс совершенствования системы социального страхования - процесс перманентный, и самоуспокоенности достигнуто быть не должно.

Длительный выход экономики из депрессии, сопровождающийся медленным ростом материального положения граждан, их неудовлетворительным физическим состоянием, вызвал рост числа больных и усиление тяжести заболеваний. Потребность граждан страны в получении медицинской помощи постоянно растет. Серьезной проблемой при этом становится повышение уровня преждевременной смертности, особенно среди мужчин в трудоспособном возрасте.

Увеличение потребностей граждан в медицинской помощи происходит одновременно с ростом стоимости медицинского обслуживания. Однако при наличии дефицита средств, выделяемых на социальные нужды, стратегические ориентиры развития социальной сферы должны достигаться исходя из экономного расходования финансовых ресурсов. Поэтому перед органами и учреждениями здравоохранения в стратегическом периоде времени должны быть поставлены такие первоочередные задачи, как сохранение существующей сети учреждений, кадрового потенциала, достигнутого уровня бесплатной медицинской помощи гражданам. Приоритеты при этом должны отдаваться основным стратегиям развития жизнеобеспечивающих структурных составляющих социальной сферы. В первую очередь, это функциональные стратегии по улучшению качества оказываемой медицинской помощи. При полном и исчерпывающем уровне финансирования медико-профилактических учреждений, на наш взгляд, удастся кардинально улучшить качество медицинской помощи гражданам страны по всем направлениям. /13/

Острота осуществления проблемы стратегического планирования развития социальной сферы на современном этапе экономических преобразований, на среднесрочный и стратегический периоды времени, социально-экономическая значимость бесплатных услуг, предоставляемых государственными учреждениями и организациями сферы социально-культурного обслуживания населения, противоречивость процесса адаптации социальных структур к условиям рынка, неоднозначность качественных оценок различными слоями и группами граждан форм предоставления платных социальных услуг и недостаточная разработанность этих проблем должны выступать побудительным мотивом для глубоких научных исследований в социальной сфере. Предложенный механизм стратегического планирования развития социальной сферы предоставляет возможность ее разноуровневым органам управления объективно оценивать ресурсные и иные потенциальные возможности структурной составляющей социальной сферы, достигать необходимых социальных и экономических результатов в стратегическом периоде времени./10/


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенностью социальной защиты населения в период рыночных преобразований является, расширение категорий и увеличение численности населения, нуждающегося в целенаправленной государственной социальной поддержке. Это объясняется действием ряда факторов и особенностями демографического, социально-экономического, политического развития страны.

Сущность социальной защиты населения состоит в принятии мер по защите населения, так как социальная защита – это забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная защита осуществляется посредством выплаты пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Конституция Российской Федерации (ст. 39) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; аналогичные положения закреплены в ст. 50 Конституции Республики Башкортостан.

Отсюда следует, что система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания уровня жизни в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.).

Для получения положительных результатов в сфере социальной защиты населения необходима постановка целей, которые позволят разработать стратегию по выполнению тех или иных планов. Во-первых, это избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже уровня прожиточного минимума); во-вторых, это оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях; в-третьих, это содействие адаптации социально уязвимых групп населения к рыночной экономики.

В республике проводится большая работа по улучшению социальной защиты материнства, детства, социальной защиты пожилых людей и инвалидов (детей-инвалидов и инвалидов взрослых). Приняты и действуют Семейный кодекс, законы «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», «О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан», «О ветеранах войны, труда и вооруженных сил», Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 октября 2007 «Концепция развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007-2011 годы и на период до 2015 года» № 296, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 15 января 2007 года № 5 «О государственных стандартах социального обслуживания населения в Республике Башкортостан» и ряд других нормативных правовых актов, защищающих права и интересы семьи и инвалидов.

В ближайшее время в Башкортостане планируется дальнейшее совершенствование системы социальной защиты населения по следующим направлениям:

1)соблюдение жесткой приоритетности в решении вопросов системы соц. защиты;

2)изменение механизма финансирования социальных программ;

3)усиление адресности соц.помощи;

4)развитие благотворительной деятельности;

5) привлечение средств предприятий, организаций, спонсоров и населения для поддержки малообеспеченных категорий граждан.


Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.