на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Региональная молодежная политика (на примере Белгородской области)


Жилищная проблема была и остается одной из наиболее сложных и острых проблем сферы реализации молодежной политики области. Среди причин, по которым молодые семьи не желают заводить детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив в приобретении жилья. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие на различные аспекты состояния молодежной среды, в том числе здоровье, образование, рост преступности и др.

Целью региональной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах региона.

Молодежная политика разрабатывается и реализуется в Белгородской области с учетом социально-экономического развития региона на основе следующих принципов:

-  выделение приоритетных направлений;

-  учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

-  участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;

-  взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

-  информационная открытость.

Приоритетные направления можно рассматривать в качестве системообразующих региональной молодежной политики в Белгородской области. Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи региона, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам. Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию региона в целом.

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития региона, молодежную политику в Белгородской области предполагается реализовывать по следующим приоритетным направлениям:

-  вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

-  развитие созидательной активности молодежи;

-  интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:

-  системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей области, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в регионе, а также культуры применения созданных возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

-  выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание;

-  вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, - инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.

Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность региона и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи Белгородчины в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития, предусмотрены следующие проекты:

Белгородская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»;

«Молодой доброволец региона»;

«Карьера»;

«Молодая семья Белгородчины»[9].

Основными целями проекта Белгородская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» являются:

-  вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в обществе;

-  развитие механизмов и форм передачи информации, актуальной для жизни молодежи;

-  развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям нашего общества;

-  формирование и продвижение образа успешного молодого человека.

Основными целями проекта «Молодой доброволец региона» являются:

-  мотивация молодых людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;

-  формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых белгородцев;

-  развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи.

Основными целями проекта «Карьера» являются:

-  самоопределение молодежи на рынке труда;

-  развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

Для достижения этих целей будут реализованы разработанные мероприятия, направленные на:

-  вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;

-  внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;

-  внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;

-  развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;

-  создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов;

-  поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.

Основными целями проекта «Молодая семья Белгородчины» являются:

-  укрепление института молодой семьи;

-  увеличение количества благополучных семей в Белгородской области;

-  пропаганда ответственного родительства[10].

Таким образом благодаря социально – экономическому развитию региона на основе реализации приоритетных направлений, таких как, вовлечение молодежи в социальную практику, развитие активности молодежи и интеграция молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества происходит постепенная ликвидация проблем в области молодежной политики. Также большой вклад в реализацию приоритетных направлений молодежной политики внесли всевозможные проекты, образованные в регионе. В дальнейшем ходе своего развития проекты обеспечат улучшение положения молодых людей, приведут к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность региона и минимизируют последствия ошибок, свойственных молодым людям

РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В основе реализации современных программ региональной молодежной политики лежат социальные преобразования, связанные со стабилизацией или повышением уровня и качества жизни молодого поколения, с формированием, увеличением и расширением возможностей и условий для его социализации, а также с предупреждением развития девиантного поведения в молодежной среде. Данные преобразования протекают под воздействием целенаправленных мер государства и общества по созданию разнообразных форм взаимодействия с молодежью, формированию новых общественных структур, организаций и институтов по работе с ней с тем, чтобы, с одной стороны, «реанимировать» молодое поколение с помощью системы социальной защиты; с другой стороны, «реабилитировать» его, мобилизуя молодежную инициативу в общественных интересах путем создания благоприятных условий для формирования, развития и самореализации молодых людей.

Эффективным средством осуществления этих процессов являются социально-политические технологии, которые используются в рамках региональных молодежных программ. Региональный аспект при этом особенно значим, так как применение социальных технологий на региональном уровне позволяет зримо воплотить, реализовать поставленные цели, зафиксированные в конкретных программах и проектах социальной поддержки молодежи, призванных непосредственно взаимодействовать с молодежной группой. Степень реализации такого рода региональных программ проецирует тенденции в молодежной среде, что, в конечном счете, определяет пути развития России. Для управления процессами оптимизации функционирования молодежи в социуме и необходимы социально-политические технологии.

Понятие «социально-политические технологии» предполагает наличие двух составляющих, которые органично взаимосвязаны друг с другом[11].

Региональное измерение государственной молодежной политики является важнейшим инструментом дифференцированного подхода к проблемам российской молодежи. Этнокультурное, природно-климатическое, политическое, социально-экономическое многообразие субъектов Российской Федерации востребует акцентирование молодежной политики на конкретных проблемах и направлениях.

Особенностью региональной молодежной политики в Белгородской области является сосредоточение не только на решении проблем молодежи в сфере получения образования, трудоустройства, уровня жизни, но и огромное внимание к сфере духовного развития.

Для достижения целей реализации молодежной политики требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, проистекающими в молодежной среде. В этой связи приоритетными направлениями являются проекты, которые будут реализованы на региональном уровне. В рамках проектов будут созданы условия для решения задач.

Региональную молодежную политику в Белгородской области можно рассматривать под различными углами зрения, выделив в ней нормативно-правовой, кадровый, ценностно-мотивационный, институциональный срезы.

Рассматривая нормативно-правовой срез отрасли, необходимо отметить его положительную динамику как в качественном, так и в количественном аспектах. Нормативно-правовую основу молодежной политики в области составляют 41 постановление, 31 распоряжение губернатора области; 224 нормативных правовых акта постоянного действия, 784 - единовременного - на уровне глав местного самоуправления муниципальных образований. В области осуществляются 9 областных программ длительного периода действия: «Молодость Белгородчины» (2004-2008 гг.), «Молодой семье – доступное жилье» (2004-2010 гг.), «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области» (2006-2010 гг.), «Молодой рабочий» (2003-2008 гг.), «С верой в Отечество» (2006-2008 гг.), «Быть молодым – быть здоровым» (2004-2008 гг.), «Комплексные меры по организации деятельности студенческих трудовых отрядов области» (2004-2008 гг.), «Искоренение сквернословия среди населения Белгородской области» (2005-2008 гг.), «Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области» (2006-2010 гг.).

Нормативно-правовые акты регулируют отношения среди самых разноплановых субъектов молодежной политики. Они отражают интересы как «трудных» подростков, так и активистов, призваны помочь воинам-ветеранам локальных военных конфликтов и поисковикам, освещают вопросы подготовки к военной службе и проблемы духовно-нравственного воспитания, определяют направленность и содержание проводимых акций.

На основании разработанной нормативной правовой базы сложилась стройная система мероприятий молодежной политики Белгородской области. Во всех городах и районах области приняты городские и районные программы.

Кадровый срез направлен на обеспечение молодежной политики соответствующего направления компетентными специалистами.

Молодежная политика в контексте ценностно-мотивационного среза рассматривается как последовательная реализация ценностей и жизненных смыслов, целенаправленного формирования мотивов жизнедеятельности молодых людей. Ценностно-мотивационный аспект молодежной политики нашел свое отражение в областной комплексной программе «Молодость Белгородчины» на 2004-2008 гг[12].

Под углом институционального среза молодежная политика в регионе рассматривается как система органов молодежной политики и организаций. В настоящее время в области сложилась довольно четкая структура органов по делам молодежи, основу которой составляет управление по делам молодежи, входящее в состав Департамента образования, культуры и молодежной политики Правительства Белгородской области.

Таким образом, несмотря на то, что молодежная политика в Белгородской области оформлена в нормативном и организационном отношении, необходимо принятие дополнительных мер, направленных на придание ей действительно системного характера.

Главным результатом реализации молодежной политики должны стать улучшение положения молодежи в Белгородской области и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие региона. К ожидаемым результатам улучшения положения молодежи относятся повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг, доходов молодых людей и доходами взрослого населения. Результатом вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие региона являются:

-  повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);

-  сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;

-  сокращение уровня безработицы в молодежной среде;

-  снижение уровня правонарушений среди молодежи;

-  повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи; повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;

-  увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней.

В числе первоочередных мер по реализации региональной молодежной политике рассматривается разработка системы оценки эффективности молодежной политики и положения молодежи в Белгородской области, число критериев которой с учетом включенных в них индикаторов будет уточнено в результате ее формирования. В качестве основного критерия оценки эффективности молодежной политики будет рассматриваться влияние предпринимаемых мер на улучшение положения молодежи в регионе, на динамику и качество ее общественной и социально-экономической активности.

Пути совершенствования молодежной политики базируются, на следующих положениях[13]:

Во-первых, совершенствование молодежной политики в немалой степени зависит от организации законодательных и исполнительных органов в соответствии с конституционно - правовыми основами.

Во-вторых, совершенствование молодежной политики должно идти в рамках федерального и регионального законодательства, с учетом федеральной концепции молодежной политики.

В-третьих, развитие общественных отношений и динамичное их влияние на молодежно-правовые отношения требуют решения социально- экономических проблем молодежи, обеспечение занятости и трудоустройства молодежи, организация летнего отдыха и оздоровления молодежи, поддержки студенческой молодежи, оказание помощи молодежному предпринимательству, поддержки инициации сельской молодежи и одаренной молодежи, профилактики социально - негативных явлении в молодежной среде.

В-четвертых, основными направлениями взаимодействия федерации и ее субъектов могут быть: согласование молодежной политики обеих сторон, координация планов, программ, направлений по реализации молодежной политики, выработка пути формирования совместных программ молодежной политики, определения совместных механизмов по согласованию вопросов молодежной политики, проведение совместных исследований по вопросам эффективности принятых проектов и целевых программ молодежной политики.

В-пятых, совершенствование молодежной политики должно быть подчинено интересам общества, государства и самой молодежи.

Это позволяет сделать вывод, что в условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования региона. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на всю остроту проблем молодого поколения, в России в настоящее время осуществляется явно недостаточно для становления, развития и самореализации молодежи.

Региональная молодежная политика на современном этапе проходит период своего становления в условиях построения гражданского общества и правового государства. Ученые и практики ищут пути ее дальнейшего эффективного развития на новой основе.

В идеальной модели региональная молодежная политика представляет собой деятельность всех субъектов вертикальных и горизонтальных уровней по социальной поддержке, помощи и защите молодежи, основанную на взаимодействии всех государственных органов с социально-политическими и общественными структурами, работающими с молодежью, а также на сотрудничестве с самой молодежью как социальной группой и молодым человеком как гражданином своей страны с целью его становления, развития и самореализации.

На практике региональная молодежная политика реализуется преимущественно через субъектный аспект, хотя молодое поколение при этом не является пассивным, бездействующим объектом. Постепенно молодежь обретает роль активного субъекта, однако это поле должно быть расширено.

Функции региональной молодежной политики многоаспектны. Помимо системообразующих (целеориентирующей, разграничительной, иитегративной, организационно - технологической, сохранно - воспроизводственной, развивающее - адаптивной и имидж - функции) функций региональная молодежная политика обладает стратегическими (идеологической, инновационной и человекотворческой) функциями. Однако, своего практического воплощения не находят идеологическая, разграничительная, инновационная функции.

Главным механизмом реализации молодежной политики на региональном уровне должен стать механизм формирования жизнеспособного молодого поколения. Концептуально в основе данного механизма лежат механизмы социального регулирования и саморегулирования. В настоящее время для решения стратегических и тактических задач в этом направлении предпринимаются отдельные шаги, связанные с выработкой и реализацией механизмов сохранения и развития инфраструктуры региональной молодежной политики, с разработкой системы ее проектирования и стимулированием инициативы и инновации, созданием благоприятных условий для самореализации личности, с самозащитой прав и свобод молодого человека, с координацией и социальной солидарностью усилий по достижению положительного результата, с приоритетом общественных инициатив. Однако по-прежнему не работают механизмы скоординированности в формировании нормативно-законодательной базы, подготовки кадров в данной области, поддержки оптимального уровня обеспечения социальных гарантий молодежи, давления на структуры власти. Отсутствует механизм финансового инвестирования в молодежь, формирование и реализация которого особенно актуальна именно на региональном уровне.

Соотношение приоритетов и проблем региональной молодежной политики изменяется по мере перехода последних в стадию первоочередной территориально-временной значимости. При этом наиболее актуальные приоритеты, носящие ярко выраженный локальный характер, приобретают тактическое направление решения, которое не отличается высокой степенью эффективности из-за недостаточного внимания к стратегическим приоритетам.

Успехи в реализации отдельных региональных программ в отношении к молодежи обусловлены применением таких социально-политических технологий, как административно-управленческие, валеологически-демографические образовательные технологии и технологии занятости. Низкая результативность этих программ определяется несколькими факторами: недостаточной разработкой технологий реабилитации и коммуникативно - информационных технологий, слабым развитием информационных технологий, отсутствием межрегионального сотрудничества и нескоординированностью решений, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в области реализации региональной молодежной политики.

Данные обобщения позволяют предложить ряд рекомендаций теоретического и практического характера. В плане теоретическом необходима дальнейшая разработка молодежных проблем. Для полноценного развития региональной молодежной политики следует постоянно повышать субъектность молодежи. Пристальное внимание должно быть уделено вопросам формирования многосубъектности, проблемам функционирования и технологизации региональной политики в отношении к молодому поколению с привлечением и активным участием ее объекта.

В практическом плане рекомендации сводятся к следующему.

Во-первых, должна быть разработана, создана и принята скоординированная региональная (с учетом местных особенностей) нормативно-законодательная база, регулирующая субьектно-объектные отношения всех уровней в области молодежной политики.

Во-вторых, в соответствии с нею следует повышать легитимацию молодежной политики. Основные цели, задачи, механизмы и технологии ее реализации должны максимально разумно соответствовать ожиданиям и потребностям молодого поколения.

В-третьих, необходимо развивать систему регионального проектирования в сфере молодежной политики на основе диагностически-системного анализа региона с учетом статусно-возрастных особенностей молодежи данной территории.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Агапова, Т.А. Макроэкономика [текст] / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М. : МГУ им. Ломоносова, изд-во ДИС, 2004. – 416 с.

2.  Бабинцев, В.П. Методическое пособие по подготовке дипломных работ [текст] / В.П. Бабинцев, А.П. Кривец. – Белгород. : 2006. - 35 с.

3.  Гайдин, А.Ю. Региональная молодежная политика: Социокультурные аспекты [текст] / А.Ю. Гайдин. – изд. - М. : 2002. – 29 с.

4.  Зубок, Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества [текст] / Ю.А. Зубок. – изд. - М. : 2000. – 142с.

5.  Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория [текст] / И.М.Ильинский. – изд. М. : Голос, 2007. – 696с.

6.  Капитонов, Э.А. Социология XX века: История и технологии [текст] / Э.А. Капитонов. – Ростов н/Д. 2006. – 508 с.

7.  Кузнецова, О.В. Конституционно - правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства в России [текст] : Автореф. дис. канд. юрид. наук О.В. Кузнецова. – М. : 2004. – 26 с.

8.  Лисовский, В.Т. Социология молодежи [текст] / В.Т. Лисовский. – изд.- СПб. : 2006. - 564 с.

9.  Лучин, В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации [текст] / В.О.Лучин. – изд. - М. : 2002. – 254 с.

10.  Методическое пособие по подготовке дипломных работ [текст] / В.П. Бабинцев, А.П. Кривец. – Белгород. : 2006. 35 с.

11.  Нехаев, В.В. Формирование и реализации молодежной политики в России, 80-90-е годы [текст] / В.В.Нехаев. – изд. - М. : 2001. – 446 с

12.  Печенкина, В.А. Молодежная политика и ее реализация [текст] / В.А. Печенкина. - изд. – Владивосгок. : 2004. – 206 с.

13.  Социальное развитие молодежи : Методологические проблемы и региональные особенности [текст] / Е.П. Васильев, Ю.Л. Качапов. - изд. – М. : 2001. – 248 с.

14.  Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации [текст] / А.П. Сергеев. - изд. 2-е перераб. и доп. – М. : ООО, 2005. – 752 с.

15.  Семка, В.А. Социальная политика России в отношении молодежи [текст] / В.А. Семка. – М. : 2002. – 159 с.

16.  Чернышего, С.А. Авторский договор в гражданском праве России [текст] / С.А. Чернышего. – М. : Гардарика, 2006. – 344 с.

17.  Интеллектуальной собственности достаточно новая для Российского законодательства в Российской федерации [текст] : Интеллектуальной собственности от 24 декабря 2007г.

18.  Стратегия государственной молодежной политики в Белгородской области [текст] : утв. распоряжением Правительства Белгородской области от 7 февраля 2007 г. № 15.


[1] право интеллектуальной собственности в Российской Федерации : 2-е изд. / под ред. А.П. Сергеев. М. : 2005. С. 752.

[2] Методическое пособие по подготовке дипломных работ : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. / сост. : В.П. Бабинцев, А.П. Кривец. Белгород, 2006. С. 35.

[3] Социология молодежи : учебник в 2 т. / Под ред. В.Т. Лисовский. М. 2006. С. 564.

[4] Региональная молодежная политика. Социокультурные аспекты / А.Ю. Гайдин канд. социол. наук. М. : 2008. С. 21.

[5] Молодежная политика и социальная защита молодежи / Под ред. В.Т. Лисовский. М. : 2002. № 1. С. 10.

[6] Социология молодежи / Под ред. В.Т Лисовский. : 2008. С. 413.

[7] Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества / Под. ред. Ю.А. Зубок. М. : 2006. С. 65.

[8] Социальное развитие молодежи : Методологические проблемы и региональные особенности / под. ред. Е.П. Васильев. М. : 2009. С. 33.

[9] Стратегия государственной молодежной политики в Белгородской области [текст]

: утв. распоряжением Правительства Белгородской области от 7 февраля 2007 г. № 15.

[10] Стратегия государственной молодежной политики в Белгородской области[текст] :

 утв. распоряжением Правительства Белгородской области от 7 февраля 2007 г. № 15.

[11] Социология XX века : История и технологии / под. ред. Э.А. Капитонов. Ростов. : 2008. С. 301.

[12] Областная Программа "Молодость Белгородчины" на 2006-2008 годы[текст] : утв. постановлением губернатора Белгородской области от 2 февраля 2006 г. № 35.

[13] Молодежь и становление новой России / под. ред. Б.А.Ручкин. : М 2007. С. 14.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.