на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Рынок труда Республики Беларусь: оценка современного состояния и перспективы развития


В Брестской области уровень безработицы составил 1,0 процента при прогнозе 1,6;

в Витебской - 1,1 при прогнозе 1,6;

в Гомельской – 1,0 при прогнозе 1,4;

в Гродненской – 1,0 при прогнозе 1,4;

в Минской – 0,8 при прогнозе 1,2;

в Могилевской – 1,0 при прогнозе 1,5;

в г. Минске – 0,4 процента при прогнозе 0,6 процента.

Из 118 районов и 12 городов областного подчинения в 77 регионах республики уровень безработицы 1 процент и ниже, в 46 регионах уровень безработицы составил от 1,1 до 1,5 процента, в 7 регионах - от 1,6 до 2,0 процентов.


Рисунок 3. Динамика уровня безработицы в 2009 – 2010 гг.

5. Меры поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках

Как показывает мировой опыт, в условиях финансово-экономического кризиса одним из направлений противодействия безработице является сокращение режимов рабочего времени, использование практики административных отпусков при усилении мер социальной поддержки вынужденно незанятых работников. Такая политика проводится и Правительством Республики Беларусь с целью сохранения трудового потенциала и предотвращения массовой безработицы в стране. Вынужденная неполная занятость выступает как инструмент поддержания занятости населения, позволяет нанимателям в условиях кризиса сохранить свои трудовые коллективы. В этих целях принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. № 333 "О дополнительных мерах социальной защиты населения".

Наиболее реальной и действенной формой материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, является предоставление им возможности участия в оплачиваемых общественных работах с соответствующей оплатой труда.

В каждом регионе республики создана база вакансий, которая ежедневно обновляется. Она размещается на информационных табло и стендах в управлениях (отделах) по труду, занятости и социальной защите. В ней также содержатся сведения о видах работ для работников, находящихся в вынужденных отпусках. Дополнительно здесь указаны способы доставки работников к месту работы. С помощью поисковой системы в автоматизированной информационной системе "Общереспубликанский банк вакансий" (раздел "Дополнительные критерии") на сайте Министерства труда и социальной защиты можно найти временную, оплачиваемую общественную или сезонную работу. Этой информацией могут воспользоваться как наниматели, отправляющие своих работников в такие отпуска, так и сами работники.

В связи с предстоящей ликвидацией (или реструктуризацией) производства, сокращением численности или штата работников, прекращением деятельности предпринимателя, органы по труду, занятости и социальной защите могут компенсировать затраты нанимателям на опережающее обучение высвобождаемых работников, а также на обучение лиц, принятых на работу из числа высвобожденных другим нанимателем или никогда не работавших ранее. Условия и порядок компенсации таких затрат нанимателям регулируются Инструкцией о порядке и условиях компенсации органами государственной службы занятости населения затрат нанимателей, учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь на профессиональное обучение работников и лиц, привлекаемых к труду, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2006г. № 155.


6. Государственная социальная поддержка семьи

Приоритетными направлениями государственной поддержки семьи в Республике Беларусь являются: установление и реализация государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей; обеспечение экономической самостоятельности и стабильного материального положения семей; создание работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; развитие инфраструктуры системы социального обслуживания семей; обеспечение материальной и социальной поддержки семей.

Семьи, воспитывающие детей, имеют право на следующие виды государственной помощи:

гарантированные денежные выплаты на детей в связи с их рождением и воспитанием (система государственных пособий семьям, воспитывающим детей);

обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет жизни в малообеспеченных семьях в соответствии с возрастными физиологическими нормами;

оказание адресной социальной помощи в случае малообеспеченности либо иной трудной жизненной ситуации;

трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям;

льготы в сфере пенсионного обеспечения;

социальное обслуживание семьи.

Система социальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим детей, в Республики Беларусь является одной из самых эффективных среди стран СНГ. Нормативно-правовая база постоянно совершенствуется в целях усиления социальной защиты семей с детьми.

С 1 января 2010 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличен до 100 процентов бюджета прожиточного минимума (далее – БПМ). В целях стимулирования рождения второго ребенка размер единовременного пособия в связи с рождением ребенка дифференцирован в зависимости от очередности рождения детей в семье: на первого ребенка - 5 БПМ в среднем на душу населения, на второго и последующих - 7 БПМ.

Всего системой пособий в 2009 году охвачено свыше 440,0 тыс. детей, что составляет 25 процентов от их общего количества, в том числе по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет - 99 процентов. При этом ежемесячные пособия на детей до 3 лет назначаются безотносительно совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет – с учетом совокупного дохода. Пособия на детей семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИД, в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи.

Существенной формой социальной поддержки семей с малолетними детьми является обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. Право на данный вид помощи имеют семьи, у которых среднедушевой доход в месяц не превышает 100 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Количество получателей данного вида социальной поддержки в 2009 году составило более 56,0 тыс. человек (26,7 % от общего количества детей данного возраста).

Семьям при рождении тройни и более детей бесплатное питание для детей первых двух лет жизни предоставляется независимо от совокупного дохода семьи. Такие семьи также имеют право на бесплатную услугу няни до исполнения детям 3-летнего возраста.

При рождении двоих и более детей оказывается государственная социальная поддержка в виде единовременной выплаты на приобретение детских вещей первой необходимости в размере 2 БПМ на каждого ребенка.


Таблица 3. Данные о размерах ежемесячных государственных пособий семьям, воспитывающим детей

Виды пособий

С 01.01.2010

по 31.01.2010

постановление Минтруда и соцзащиты

от 30 декабря 2009 г.

№ 157

С 01.02.2010

по 30.04.2010

постановление Минтруда и соцзащиты

от 2 февраля 2010 г.

№ 14

С 01.05.2010 по 31.07.2010

постановление Минтруда и соцзащиты

от 11 мая 2010

№ 64

С 01.08.2010 по 31.10.2010

Постановление Минтруда и соцзащиты

от 30 июля 2010 № 116

Пособие в связи с рождением ребенка (единовременное)

при рождении первого ребенка

при рождении второго и последующих детей

1250350

1750490

1276100

1786540

1331150

1863610

1372550

1921570

Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (единовременное) 250070 255220 266230 274510
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное) 250070 255220 266230 274510
с надбавкой 75% 437620 446640 465900 480390
с надбавкой 40% 350100 357310 372720 384310
Пособие на детей старше 3 лет (ежемесячное) 75020 76570 79870  82350
с надбавкой 40% 105030 107190 111820 115290
Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (ежемесячное) 162550 165890 173050  178430
Пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ежемесячное) 112530 114850 119800  123530

Достигнуты успехи в решении жилищных проблем многодетных, а также молодых семей путем предоставления финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.

В целях снижения налоговой нагрузки при воспитании детей многодетным родителям, имеющим троих и более детей в возрасте до восемнадцати лет или родителям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 150,0 тыс. рублей на каждого ребенка в месяц (Налоговый кодекс Республики Беларусь).

Трудовое законодательство совершенствуется с учетом безусловного сохранения общественной значимости репродуктивной функции женщины, а также необходимости выравнивания возможностей работающих по полу и семейному положению.

Трудовым кодексом Республики Беларусь регулируются следующие отношения, касающиеся трудовых прав женщин:

работы, на которых запрещается применение труда женщин;

запрещение и ограничение ночных, сверхурочных работ, работ в государственные праздники, праздничные и выходные дни и направления в командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;

привлечение к ночным сверхурочным работам, к работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни и направления в командировку женщин, имеющих детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов до восемнадцати лет), только с их согласия;

перевод на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;

предоставление отпуска по беременности и родам с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию;

предоставление отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с выплатой за этот период государственного пособия;

перерывы для кормления ребенка.

Трудовым кодексом также предусмотрены нормы, направленные на предоставление возможности участия в воспитании детей отцу наравне с матерью. В частности, право матери, воспитывающей троих и более детей в возрасте до 16 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка статьей 265 Трудового кодекса распространено на отца, опекуна, попечителя, а также предусмотрена возможность разделения данных дней между родителями.

Отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по желанию семьи вместо матери предоставляется отцу либо другому родственнику, осуществляющему уход за ребенком.

Работникам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, предоставляется право использовать свой трудовой отпуск в период отпуска по беременности и родам, предоставляемого жене.

В целях усиления социальной защищенности матерей, работающих по контрактной форме, установлено, что с матерью, приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с ее согласия наниматель обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.

Об эффективности социально-экономических мер в отношении белорусских семей свидетельствует тенденция увеличения рождаемости, которая наблюдается в республике с 2004 года. А в 2007 году - впервые после 1995 года - Беларусь перешагнула 100-тысячный рубеж (на свет появилось 103 тыс. 626 детей).

В 2009 году тенденция увеличения рождаемости сохраняется. Так, число родившихся в январе-декабре 2009 года по данным текущей статистики составило 109813 человека, что на 1903 человека или 1,8 процента больше, чем в аналогичном периоде 2008 года.

В январе-декабре 2009 года как в целом по республике, так и в областях наблюдался рост общего коэффициента рождаемости. Так, в целом по республике общий коэффициент рождаемости составил 11,6 (в аналогичном периоде 2008 года – 11,1). Самый высокий коэффициент рождаемости отмечен в Брестской области (12,3 на 1000 населения), самый низкий – в Витебской (10,3 на 1000 населения).

Общая задача социальной политики в отношении семьи – способствовать укреплению ее потенциала, создавать условия для его максимальной реализации в целях полноценного выполнения семьей ее основных функций. То, как решается эта задача, в значительной степени зависит от положения женщин в обществе, от степени их участия в процессах принятия решений, интеграции в процессы общественного развития, от того, как распределяются внутрисемейные роли, каковы возможности для сочетания профессиональных и семейных функций для лиц с семейными обязанностями.

7. Демографическая ситуация в Республике Беларусь

По состоянию на 1 июля 2010 года численность населения Республики Беларусь составила 9469,2 тыс. человек, что на 14,5 тыс. меньше, чем на 1 июля 2009 года. Естественная убыль населения за январь-июнь 2010 года составила 3,3 на 1000 населения, за аналогичный период 2009 года – 3,4 на 1000 населения.

Число родившихся в январе-июне 2010 года по данным текущей статистики составило 52901 человек, что на 678 человек или 1,3 процента меньше, чем в аналогичном периоде 2009 года. В целом по республике отмечено снижение числа родившихся как среди городского (99,9 процента), так и сельского (95,2 процента) населения. В первом полугодии 2010 года в целом по республике общий коэффициент рождаемости составил 11,3 на 1000 населения (в аналогичном периоде 2009 года – 11,3 на 1000 населения).

В январе-июне 2010 года число заключенных браков по сравнению с аналогичным периодом 2009 года уменьшилось на 6,4 процента, число разводов осталось на прежнем уровне. В целом по республике коэффициент брачности составил 6,1 на 1000 населения, коэффициент разводимости – 3,6 (в аналогичном периоде 2009 года соответственно 6,5 и 3,6).

В январе-июне 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года число умерших в Республике Беларусь уменьшилось на 0,8 процента и составило 68647 человек. Снижение смертности отмечено в сельской местности (98,1 процента), в городских поселениях число умерших сохранилось на уровне аналогичного периода прошлого года.

Общий коэффициент смертности в январе-июне 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года уменьшился с 14,7 до 14,6 на 1000 населения.

Рисунок 4. Общий коэффициент рождаемости и смертности в 2009 году

Основными причинами смертности населения Республики Беларусь в январе-июне 2010 года являлись болезни системы кровообращения, новообразования и внешние причины. Рост числа умерших по сравнению с аналогичным периодом 2009 года произошел от некоторых инфекционных заболеваний (103,5 процента) и от новообразований (103,4 процента).

Рисунок 5. Структура причин смертности населения Республики Беларусь

В первом полугодии 2010 года коэффициент младенческой смертности составил 4,2 (в январе-июне 2009 года – 4,6).

Рисунок 6. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении


Рисунок 7. Международная миграция населения

8. Положение женщин в Республике Беларусь

По состоянию на 1 января 2010 года (с учетом предварительных итогов переписи населения 2009 года) численность женщин составила 5063,3 тысячи человек, или 53,4% от общей численности населения, при этом в городах и городских поселениях проживает 74,7% женщин и 25,3% – в сельских населенных пунктах.

На 1000 мужчин в республике приходится 1146 женщин. Структура населения по полу в городской и сельской местности существенно отличается. Если в городской местности на 1000 мужчин приходится 1155 женщин, то в сельской – 1120.

В городском населении численность мужчин в основном превышает численность женщин в возрастных группах до 30 лет, в сельской местности преобладание численности мужчин наблюдается в возрастных группах до 57 лет. Прежде всего, это связано с отъездом молодых женщин из сельской местности в городскую для продолжения образования и трудоустройства, а также более высоким уровнем смертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте.

Наибольшая гендерная диспропорция наблюдается в пожилых возрастах. Число женщин в возрасте 60-69 лет на 1000 мужчин составляет в городских поселениях 1491 человек, в сельской местности – 1509 человек, а в возрасте 70 лет и старше число женщин превышает число мужчин в городской местности в 2,3 раза, в сельской – в 2,4 раза.

На половозрастную структуру населения большое влияние оказывает ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин. В республике сохраняется значительная разница в продолжительности жизни мужчин и женщин, составившая в 2008 году почти 12 лет (мужчины – 64,7, женщины – 76,5), в то время как по оценке ПРООН "естественной" разницей принято считать 5 лет.

Изменение уровня рождаемости является одним из основных факторов, влияющих на изменение численности населения. В последние годы в республике наметилась и сохраняется тенденция увеличения числа родившихся. В 2009 году родилось 109,8 тысячи детей, что на 1,9 тысячи больше, чем в 2008 году. Уровень рождаемости составил 11,6 на 1000 человек населения и незначительно превысил уровень рождаемости 1993 года (11,5 на 1000 человек населения), когда в стране впервые стала наблюдаться естественная убыль населения.

Для республики, как и для многих европейских государств, характерна тенденция увеличения среднего возраста женщин, как при вступлении в первый брак, так и при рождении первого ребенка. Если в 2000 году впервые вступали в брак женщины в возрасте 22,8 года, мужчины – 25 лет, то в 2009 году средний возраст вступивших в первый брак женщин составил 24,2 года, мужчин – 26,4 года. Средний возраст матери при рождении первого ребенка увеличился с 23,3 года в 2000 году до 24,6 года в 2009 году, в том числе у городских женщин – с 23,6 до 25 лет, у сельских – с 22,2 до 23,1 года.

Рождаемость, сложившаяся в республике в последние годы, формировалась, в основном, за счет рождения первенцев, которые составляют более половины всех новорожденных.

Начиная с 2005 года, отмечен рост числа повторных рождений, который продолжился и в 2009 году, когда на долю первых рождений приходилось 54,1%, вторых и третьих – 42,9% (в 2005 году соответственно 58,2% и 38,5%).

В последние годы в республике увеличивается доля детей, рождаемых женщинами, состоящими в зарегистрированном браке, что свидетельствует о повышении престижа семьи и укреплении брачно-семейных отношений. В 2009 году 80% детей родилось у женщин, состоящих в зарегистрированном браке, и 20% у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, в то время как в 2005 году доля детей, рожденных вне брака, составляла 24,2%.

Реализация комплекса мер Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг. будет способствовать дальнейшему улучшению демографической ситуации в республике.

Рисунок 6. Национальная программа демографической безопасности РБ


Формирование и развитие образовательной системы в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь "Об образовании" женщинам гарантируется предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, непрерывного образования и самообразования.

По-прежнему, численность обучающихся женщин преобладает над численностью обучающихся мужчин за счет среднего специального и высшего образования. Так, на начало 2009/10 учебного года численность обучающихся женщин в республике составила 879 тысяч (51,1% от общей численности обучающихся), численность обучающихся мужчин – 840 тысяч (48,9%).

В учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, на начало 2009/10 учебного года обучалось 1,7 миллиона девочек и мальчиков, среди них – 49,2% девочек.

В профессионально-технических учебных заведениях девушки составляли 32,9% учащихся. Доля девушек среди учащихся средних специальных учебных заведений была больше половины (53,8%). Стабильно высоким остается удельный вес девушек среди студентов высших учебных заведений – 59%.

Преимущественно "женскими" являются гуманитарно-социальные профили образования (девушки составляют 81,7% всех обучающихся в сфере гуманитарных наук; около 78,9% – педагогики, здравоохранения; 75,2% – экономики, коммуникаций, права и управления).

В 2009 году в аспирантуре обучалась 2671 женщина (58,4% от общей численности), в докторантуре – 46 (41,8%).

В республике образовательный уровень женщин в целом выше, чем у мужчин, и сохраняется таковым на протяжении длительного периода. Среди работающих женщин 54,6% имеют высшее и среднее специальное образование, среди мужчин – 37,1% (в 2000 году соответственно 48,7% и 32,8%).

В общей численности рабочих преобладают мужчины (56,3%), в общей численности служащих – женщины (68,1%).

В основном "женскими" являются коллективы организаций торговли и общественного питания, учреждений культуры, финансов, кредита и страхования, образования и здравоохранения. Удельный вес женщин в этих отраслях составляет от 73,9% до 85,7%.

Преподавателями школ традиционно работают преимущественно женщины. На начало 2009/10 учебного года их доля в общей численности учителей составила 85,3%, из числа директоров и их заместителей женщины составляют 82,6%.

Среди преподавателей учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, также преобладают женщины, общее число которых составляет 7,7 тысячи человек (72% от общего числа преподавателей). Из них имеют ученую степень кандидата наук 32 человека. В учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, на преподавательской работе трудятся свыше 13 тысяч женщин (55,4%), среди них 235 докторов наук, около 4 тысяч кандидатов наук, 223 профессора и 2,9 тысячи доцентов.

Среди государственных служащих всех уровней управления 67,4% составляют женщины, как правило, занимающие должности главных, ведущих и других специалистов. Среди руководителей (первых лиц) республиканских органов государственного управления и их заместителей женщин 19,6%.

Поскольку "мужские" профессии пользуются повышенным спросом, женщины испытывают более серьезные проблемы с трудоустройством, чем мужчины. В общей численности безработных, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, женщины составляют 57%.

9. Меры по стимулированию рынка труда Республики Беларусь

Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Петр Петрович Грушник провел 19 мая 2010 года пресс-конференцию: "Меры по стимулированию рынка труда Республики Беларусь" в Национальном пресс-центре Беларуси.

Основной темой прошедшей пресс-конференции стали вопросы реализации мероприятий Государственной и региональных программ содействия занятости населения (разрабатываемых ежегодно) по созданию рабочих мест, улучшению ситуации в сфере занятости населения малых городов, по обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда: молодежи до 21 года, инвалидов, женщин, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД и других социально уязвимых категорий.

Были освещены такие направления политики обеспечения занятости населения, как сохранение трудовых коллективов и создание новых рабочих мест, содействие развитию предпринимательства и самостоятельной занятости граждан, создание новых производств, снижение безработицы, профобучение безработных. Было отмечено, что молодежь выступает стратегическим ресурсом динамичного развития экономики. Государство уделяет особое внимание молодежи, прежде всего в школьной среде, в части совершенствования системы профессиональной ориентации направленной на повышение престижа рабочих профессий.

Было отмечено, что в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь готовятся предложения по либерализации предпринимательской деятельности, а также по поддержке граждан, обеспечивающих самозанятость в виде ведения личных подсобных хозяйств.

В завершении П.П. Грушник озвучил основные приоритеты в области реализации политики занятости в Республике Беларусь:

формирование эффективной структуры занятости населения;

стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики, в сфере услуг, повышение качества создаваемых рабочих мест;

содействие развитию малого бизнеса и предпринимательства, ремесленничества, агроэкотуризма;

достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение качества рабочей силы на основе создания системы непрерывного профессионального обучения, в том числе путем внедрения эффективных программ профориентации молодежи и системы стимулов для повышения квалификации персонала непосредственно на производстве;

создание благоприятных условий для повышения уровня занятости в регионах за счет стимулирования трудовой активности населения;

повышение территориальной мобильности рабочей силы на основе оптимизации процессов трудовой миграции и разработки комплекса мер по привлечению и закреплению кадров в сельской местности;

обеспечение занятости граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда; ресоциализация лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, инвалидов, длительно неработающих граждан;

повышение экономической активности незанятого населения.

"Все это позволит обеспечить равные возможности для реализации своего потенциала каждому гражданину Республики Беларусь, желающему трудиться", - выразил уверенность Петр Петрович в завершении пресс-конференции.


Заключение

Как известно, текущая безработица отражает процесс структурных изменений в экономике. Там где такие изменения происходят (а это почти все страны Европы), уровень безработицы может быть довольно высокий. Но это совершенно нормальное явление. Низкий уровень безработицы сигнализирует об отсутствии структурных изменений, а, значит, и динамического развития, совершенствования экономики, в которой малоэффективные производства не закрываются, а высокоэффективные не создаются. Есть мнение, что отсутствие безработицы фактически свидетельствует о застойных явлениях в белорусской экономике.

В настоящее Время регистрация в качестве безработного в Беларуси не приносит ничего, кроме неприятностей, а именно – минимальный размер пособия, обязанность являться в службу занятости, общественные работы. В результате в нашей стране большая скрытая безработица.

В тех странах, где созданы эффективные страховые механизмы от безработицы, размер пособия достигает 70% среднего заработка. В Беларуси средний размер пособия по безработице составляет 25% бюджета прожиточного минимума. Безработные лишены мотивации обращаться за поддержкой в службу занятости, отсюда и благостная, но очень далёкая от реальности картина состояния безработицы.

Увеличение пособия по безработице до бюджета прожиточного минимума может привести к тому, что большое количество работников может оказаться за воротами предприятий. Исходя из этого в нынешних условиях такой подход в отношении пособия по безработице оправдан.

Такова сегодня обстановка на рынке труда в Беларуси. И чтобы нормализовать ее, в стране должны предприниматься необходимые меры, включающие помощь предприятиям в создании новых рабочих мест, организацию переобучения безработных. Освобождение предприятий от излишних кадров должно предваряться созданием надежных социальных амортизаторов, поглощающих высвобождаемую рабочую силу, структурной перестройкой экономики, межотраслевым перераспределением рабочей силы, изменением системы подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей рынка труда.

Всем субъектам социальной политики надо, наконец, понять, что экономические реформы не только не принесут должного результата, но и вовсе не начнутся до тех пор, пока будут существовать скрытые внутрипроизводственные резервы рабочей силы.

Что же касается роста трудовых ресурсов, то ожидать его раньше, чем нормализуется демографическая ситуация, по крайней мере, неразумно. Все это придет само собой со стабилизацией и подъемом экономики. Другое дело, как ускорить этот процесс. Однозначного мнения на этот счет пока нет.


Список литературы

1. Закон РБ "О занятости населения Республики Беларусь" № 828-XII от 30.05.91г. с дополнениями и изменениями.

2. Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике. - Мн., Полымя, 1997.

3. Иохин В.Я. Экономическая теория. Введение в рынок и микроэкономический анализ. Учебник. - М.: 1997.

4. Камаев В.Д. и колл. авторов. Экономическая теория: учебник - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998.

5. Космаревский В. и др. Социальная сфера промышленных предприятий. - Экономист, 1996,№3.

6. Курс экономики: учебник. / Под редакцией Райзберга Б.А. - М., 1997.

7. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1992.

8. Общая экономическая теория (политэкономия). Учебник./Под общей редакцией Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. - М.: "Промо-Медиа", 1995.

9. Тропин А. Рынок труда: предложение превышает спрос. // Белорусская деловая газета. № 556, 01.03.99г.

10. Черкасова В. Безработица: подводная часть айсберга. // Белорусская деловая газета. № 422, 23.11.97г.

11. Сайт Министерства труда и социальной защиты РБ // http://mintrud.gov.by/


Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.