![]() |
|
|
Курсовая работа: Разработка программы трудоустройства инвалидовБезусловно, нельзя возлагать всю ответственность и все обязательства по привлечению инвалидов к работе, оборудованию рабочих мест и т.д. на работодателя. Государство должно реализовывать программы поддержки работодателей. Отмечу, что в Москве в данном направлении работа ведется, однако некоторые корректировки просто необходимы. Сегодня именно подобные программы способны изменить ситуацию к лучшему. Еще одной важной проблемой является недостаток социальной и трудовой реабилитации инвалидов. Многие из них в основном сидят дома и просто боятся даже пытаться найти работу, многие совершенно не представляют себе свои права и имеющиеся возможности, многие просто не получили должного образования и не имеют востребованных рынком навыков. Суммируя все вышесказанное можно сказать, что сегодня существует достаточно сложная ситуация с трудоустройством инвалидов в Москве, требующая воздействия как со стороны работодателей и самих инвалидов, так и со стороны органов власти. Стоит отметить, что в Москве намечаются некоторые положительные тенденции, путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N 1515-р г. г. Москва утверждена федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" Объем финансирования Программы на 2006 - 2010 годы за счет средств федерального бюджета составляет 2146,7 млн. рублей[15]. В ходе ее реализации осуществлены мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащено современной реабилитационной техникой, оборудованием и автотранспортом несколько федеральных и региональных реабилитационных учреждений, внедрены в производство новые технические средства реабилитации. Общероссийским общественным организациям инвалидов направлено 221,24 млн. рублей на реконструкцию санаторно-курортных учреждений и предприятий, находящихся в их собственности. Средства, предусмотренные на государственные инвестиции, израсходованы на строительство 9 протезно-ортопедических предприятий (федеральные государственные унитарные предприятия) и Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов (г. Санкт-Петербург). В результате реализации указанной федеральной целевой программы более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности[16]. Анализ эффективности реализованных мероприятий показывает, что сформированы основы современных систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии. Однако пока это не позволяет в полной мере решить проблемы реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями. В настоящее время в Москве также реализуется Комплексная целевая программа "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы. Основными задачами Программы являются: – реорганизация деятельности органов исполнительной власти города Москвы и переход от «заявительного» принципа работы с инвалидами к активному адресному выявлению их потребностей в реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности; – обеспечение безусловного предоставления инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством государственных гарантий по медико-социальной реабилитации; – создание системы постоянного мониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг; – оптимизация сети реабилитационных учреждений для инвалидов, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы; – повышение эффективности и качества выполняемых работ по адаптации объектов городской инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, прежде всего жилых домов, пешеходных и транспортных коммуникаций, рекреационных территорий города; – ускорение темпов приспособления для инвалидов объектов городской инфраструктуры; – усиление кадрового и информационно-методического сопровождения проблемы; – развитие партнерских отношений с негосударственными организациями в сфере социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Но, несмотря на положительные результаты программы, только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в трудовую деятельность. Не все инвалиды обеспечиваются современными техническими средствами реабилитации. Существующая сеть реабилитационных учреждений (221 реабилитационный центр для инвалидов, 305 центров реабилитации для детей-инвалидов, 296 отделений реабилитации детей-инвалидов в центрах социального обслуживания семьи и детей и в детских домах-интернатах) не удовлетворяет потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. При этом эффективность реабилитационных мероприятий невысока (восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности удается пока только 3-5 процентам инвалидов). Объекты социальной инфраструктуры в большинстве случаев не приспособлены для доступа инвалидов[17]. В результате анализа данных программ, можно сделать вывод, что они в большей степени нацелены на адаптацию объектов городской инфраструктуры для инвалидов, вопрос о трудоустройстве данной категории граждан остаётся второстепенным. В Москве при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры, Общественной Палаты РФ, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также ряда зарубежных организаций трудоустройством инвалидов занимается Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». В настоящее время с ее помощью реализуются следующие программы: 1. Проект «Апробация и тиражирование новых технологий подготовки людей с инвалидностью к трудоустройству». Реализуется при финансовой поддержке Общественной палаты Российской Федерации. Срок реализации проекта: с 1 января 2009 года по 31 октября 2009 года. Проект направлен на апробацию и тиражирование новых технологий по подготовке людей с инвалидностью к процессу трудоустройства. Одной из основных таких технологий станет организация и проведение « Клуба для инвалидов, ищущих работу». Подготовка людей с инвалидностью к трудоустройству на основе Клубов ищущих работу, будут усилена повышением их профессиональных навыков через организацию на базе РООИ «Перспектива» постоянно действующих курсов компьютерной грамотности, а также их участием в курсах профессиональной подготовки. Опыт организации и проведения « Клубов для инвалидов, ищущих работу», как формы подготовки людей с инвалидностью к процессу трудоустройства, будет распространяться среди других заинтересованных организаций, как государственных, так и НКО. 2. Проект «Билет на работу» - инновационная программа трудоустройства людей с инвалидностью. Реализуется при финансовой поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Срок реализации проекта: с 1 января 2009 года по 30 ноября 2009 года. В ходе проекта должна быть улучшена материально-техническая и информационная база работы созданного пункта по трудоустройству инвалидов (Лялин переулок, 1416, стр.3), что улучшит качество и увеличит количество оказываемых им услуг. На базе Пункта будут отработанны новые технологии по трудоустройству людей с инвалидностью, которые будут тиражироваться для применения в других административных округах г. Москвы. Полученный в ходе проекта опыта в развитии новой технологии по трудоустройству людей с инвалидностью будет распространен по всем заинтересованным государственным и общественным организациям. 3. Проект «Представление и апробация ведущего зарубежного опыта в области трудоустройства людей с инвалидностью» Реализуется при финансовой поддержке программы малых проектов Посольства Королевства Нидерландов (Matra/KAP). Срок реализации проекта: с 1 октября 2008 года по 30 июня 2009 года. Основными задачами проекта являются: - Представить перед специалистами НКО и государственных структур города Москвы, а также других регионов Российской Федерации ведущий зарубежный опыт в области трудоустройства людей с инвалидностью. - Опробовать на базе РООИ «Перспектива» ряд современных технологий по трудоустройству людей с инвалидностью, созданных на базе ведущего зарубежного опыта и при участии зарубежных организаций имеющих в данной области успешный опыт. - Распространить опыт, полученный от ведущих зарубежных организаций, и в ходе практической апробации ряда технологий по трудоустройству людей с инвалидностью на базе РООИ «Перспектива» среди специалистов НКО и государственных структур, работающих в данной сфере. В ходе реализации данных программ были изданы 4 брошюры по поиску работы для молодых инвалидов, пособие для работодателей по созданию специальных условий для туда инвалидов, а также сборник материалов итоговой конференции проекта, более 5,000 молодых инвалидов приняли участие в тренингах и ярмарках вакансий, более 2,000 получили индивидуальные консультации по телефону или лично, трудоустроено около 150 молодых инвалидов[18]. Вместе с достижениями проектов, также очевидны и существующие многочисленные проблемы и недостатки, связанные как с деятельностью государственных структур, так и с работой данных организаций. Несмотря на все предпринятые меры, занятость инвалидов в Москве составляет менее 50%. Сегодня по-прежнему существует множество барьеров при трудоустройстве инвалидов: физическая недоступность многих предприятий и отсутствие информации по созданию специальных условий на рабочем месте; люди с инвалидностью по-прежнему получают минимальную заработную плату и реально не работают; практически отсутствует доступный транспорт; стереотипное отношение работодателей к возможностям инвалидов; люди с инвалидностью обладают низкой самооценкой и мотивацией - часто они не готовы начать работать, а если они все-таки трудоустраиваются, то часто теряют работу из-за отсутствия помощи и поддержки. Существующие государственные программы зачастую слишком сконцентрированы на масштабе и не предлагают решений, как найти работу для конкретного инвалида с его индивидуальными особенностями, а также как сделать его работу успешной и эффективной. Также подобные государственные программы оказывают влияние на отношение работодателей к проблеме и методы их работы. Государственные службы по-прежнему придерживаются массового подхода при решении проблем трудоустройства инвалидов, работодатели по-прежнему настороженно относятся к инвалидам и опасаются брать их к себе на работу, они не ожидают от инвалидов успешной работы и не обладают информацией о решении специфических проблем инвалидов на рабочем месте. 2.2 Разработка программы по трудоустройству инвалидов «Ты нам нужен» Для того чтобы успешно противостоять и устранять существующие барьеры в процессе трудоустройства, предоставить молодым инвалидам больше возможностей трудоустройства и продвигать модель трудоустройства инвалидов необходимо поставить перед собой следующие цели и задачи: - Разработать модель трудоустройства инвалидов, которая может быть легко внедрена в других регионах страны и будет успешно решать проблемы трудоустройства инвалидов с разными формами инвалидности, разным уровнем образования и из разных социальных групп. - Заменить массовый подход к трудоустройству инвалидов, применяемый сегодня государственными структурами. - Сформировать и поддерживать тесные отношения с работодателями, создавая новые возможности для трудоустройства молодых инвалидов - Предоставить поддержку молодым инвалидам в поиске работы, трудоустройстве и рабочем процессе. - Привлечь внимание общественности к реальным возможностям инвалидов на рабочем месте, распространяя информацию об успешном опыте трудоустройства. - Распространять успешный опыт и практику работы среди работодателей, государственных структур, университетов и других организаций инвалидов через организацию конференций, издание бюллетеней, веб-сайты, электронные рассылки и издание итогового пособия по проекту. Применение программно-целевого метода в виде программы «« Ты нам нужен» на 2010 - 2015 годы даст возможность в течение ближайших 5 лет увеличить показатель занятости и интеграции инвалидов в общество. Программа будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы и внебюджетных средств. Контроль за реализацией программы необходимо поручить Департаменту социальной защиты населения г. Москвы. Целью Программы является создание условий для занятости и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни. Для достижения поставленной цели необходимо осуществить комплекс мероприятий по следующим взаимосвязанным направлениям: 1. Дополнительное обучение или переподготовка инвалидов. 2. Создание системы информирования как для инвалидов о существующих возможностях трудоустройства и государственных программах, так и для работодателей об ищущих работу инвалидах. 3. Организация и развитие индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельности инвалидов. 4. Создание ресурсного центра для молодых инвалидов «Помощник», обеспечивающий молодых инвалидов психолого-физиологическим сопровождением. 5. Повышение качества работы государственных структур. 6. Модернизация предприятий с целью интеграции молодых инвалидов на обычных рабочих местах. 7. Строительство и реконструкция объектов реабилитации инвалидов. Решение этих задач позволит сократить количество безработных инвалидов и обеспечить их возвращение к профессиональной, общественной и бытовой деятельности. Далеко не каждый нуждающийся в трудоустройстве инвалид владеет специальностью, пользующейся спросом на рынке труда. В этом случае требуется дополнительное обучение или переподготовка, поэтому в рамках первого направления необходимо проведение следующих мероприятий: - Организация « Клуба для инвалидов, ищущих работу». Подготовка людей с инвалидностью к трудоустройству на основе Клубов ищущих работу, будет усилена повышением их профессиональных навыков через организации, например, постоянно действующих курсов компьютерной грамотности на базе РООИ «Перспектива», а также их участием в курсах профессиональной подготовки. - Создание клубов молодых инвалидов, например, «Клуб компьютерных технологий». - Развитие дистанционных образовательных программ (в т. ч. обучение по специальностям: программисты, юристы, производственные технологи, авиадиспетчеры и т.д.) В рамках второго направления предусматривается создание и внедрение единой информационной интегрированной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие инвалидов, ищущих работу и работодателей. Намечается реализовать комплекс программных мероприятий, включающих в себя: - Создание базы данных для инвалидов, ищущих работу. - Проведение ярмарок вакансий для инвалидов, в т. ч. виртуальных. - Создание специальной биржи труда для людей с ограниченными возможностями. Также служба будет осуществлять их переподготовку по другим профессиям. Для организации и развития индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельности инвалидов необходимо проведение следующих мероприятий: - Проведение конкурса среди молодых людей, имеющих инвалидность, для выявления талантливых представителей, для того чтобы презентовать их способности в кругу бизнес структур г. Москвы. - Обучение инвалидов основам предпринимательства в сферах, наиболее подходящих для различных категорий инвалидов; - Предоставление таким инвалидам льготной финансовой поддержки за счет средств ГФЗ (Государственный фонд занятости населения РФ) и других фондов; - Создание «инвабизнес-инкубаторов» по оказанию поддержки инвалидам, начинающим предпринимательскую деятельность. Четвертое направление подразумевает, что человеку, имеющему инвалидность, необходимо сопровождение. Например, транспортное сопровождение и помощь обученного водителя или персонального ассистента. Когда он находит работу, ему было бы полезно кураторское сопровождение, которое поможет интегрироваться в трудовой коллектив. Повышение качества работы государственных структур (пятое направление) будет организовано при помощи: - организации тренингов по вопросам инвалидности - предоставления информации об инвалидах, ищущих работу и т.д. Очевидно, что сделать доступными все учреждения по всей стране за пять лет невозможно. Поэтому в рамках шестого направления, для первостепенного решения проблемы трудоустройства инвалидов необходимо, во-первых, создание новых компьютеризированных рабочих мест, например, для диспетчеров, которые оказывают информационные услуги и принимают заказы населения по доставке продуктов питания и предметов первой необходимости, во-вторых, модернизация предприятий Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих и Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане. Но человек с ограниченными возможностями должен иметь право на все то, на что имеют право люди без инвалидности. В противном случае это будет резервация, место для работы только инвалидов, где не будет возможности для роста, для развития. Поэтому в течение всего периода реализации Программы будет осуществляться строительство и реконструкция объектов реабилитации инвалидов, а также модернизация предприятий города с целью интеграции и занятости инвалидов. Также в шестое направление предусматривает строительство общественно-делового центра для инвалидов. Для методического сопровождения Программы предполагается привлечь ведущие научные и практические учреждения, занимающиеся проблемами инвалидов, а также общероссийские общественные организации инвалидов. Реализацию предлагаемой Программы планируется проводить в 3 этапа: 1. Первый этап (2010 год) - научная проработка основных направлений Программы, разработка нормативных документов реализация ряда других мероприятий, предусмотренных Программой, в том числе инвестиционных проектов; 2. Второй этап (2011 - 2012 годы) - проведение пилотных внедрений и опытных разработок, предварительная их оценка наряду с осуществлением запланированных мероприятий, а также оценка хода их выполнения, эффективности и результативности; 3. Третий этап (2013-2014 годы) - анализ, обобщение и распространение выработанных инновационных технологий реабилитации инвалидов, разработка следующих этапов совершенствования системы трудоустройства инвалидов в городе Москве. Основным объективным показателем поэтапного решения указанных проблем является увеличение количества инвалидов, которым в результате осуществления комплекса специально организованных реабилитационных и интеграционных мероприятий удалось преодолеть имевшиеся ограничения жизнедеятельности и заняться трудовой и общественной деятельностью. социальное трудоустройство инвалид Заключение Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам. Трудоустройство инвалидов - сложная проблема, требующая комплексного подхода к решению всех возникающих задач. Этот процесс требует обширной работы как с инвалидами, которые должны быть конкурентоспособны, образованы, так и с работодателями, которые не имеют опыта общения с людьми с инвалидностью и не воспринимают их, как потенциальных сотрудников. В силу сложившейся в российском обществе ситуации значительная часть инвалидов, желая трудоустроиться на "обычных предприятиях" наравне с другими гражданами, не могут это сделать не только в силу объективных, но и в силу субъективных причин. А желание трудиться у людей с ограничениями по здоровью, особенно в молодом, трудоспособном возрасте, есть. Не все инвалиды ищут работу только ради заработка, - большинство из них стремятся влиться в социальную среду, проводить время не только дома, но и в коллективе, участвовать в общественно полезном труде. На сегодняшний день инвалиды не рассматриваются как резерв для экономики. Но, по оценкам экспертов, к 2025 году в развитых странах будет 20% людей старше 60 лет. В условиях уменьшения рождаемости и старения нации, нехватки рабочей силы, особенно в негосударственном секторе, те люди, которые хотят работать и создавать национальное богатство страны, а не просто его забирать в виде пособий, должны поощряться. В ходе написания курсового проекта было проанализировано законодательство в сфере трудоустройства инвалидов, а также рассмотрены основные программы города Москвы в данной сфере. Таким образом, можно сделать вывод, что в России заложена основа правовой базы социальной защиты инвалидов, созданы необходимые предпосылки обеспечения инвалидам дополнительных гарантий трудоустройства однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей. Нормативная база социальной защиты инвалидов и механизм обеспечения занятости инвалидов нуждаются в дальнейшем совершенствовании. В результате анализа данных программ, можно сделать вывод, что они в большей степени нацелены на адаптацию объектов городской инфраструктуры для инвалидов, вопрос о трудоустройстве данной категории граждан остаётся второстепенным. При разработке проекта по трудоустройству инвалидов «Ты нам нужен» были учтены недостатки предыдущих программ, а также охвачены все стороны данной проблемы: образование, переподготовка, адаптация, информированность и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что реализация проекта «Ты нам нужен» будет способствовать более скорому достижению общей цели – равного доступа к работе абсолютно для всех граждан. Список использованной литературы 1. Конституция РФ 2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181-ФЗ 3. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 4. Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25 марта 1993 г. 5. Закон города Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве»6. Аршинов В.И Лепский В.Е. Проблемы субъектов социального проектирования и управления, М.: «Когито-Центр», 2006 – 196 с. 7. Давлетбаева З.К., Нуртдинова З.Н. Технологии социальной реабилитации: методические рекомендации, Уфа - 2002 – 215 с. 8. Кузнецова В.А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам /Социальная работа, 1992 - 126. 9. Кукушин В.С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы, Ростов-на-Дону - МарТ , 2004 - 398 с. 10. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 192 с. 11. Курбатов В.И. Социальное проектирование. - М., 2001 – 290 с. 12. Холостова Е.И., Осадчих А.И Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста, М., 1996 – 240 стр. 13. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1995 – 242 с. 14. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Изд-е 2-е, доп., Санкт-Петербург: Питер, 2004 - 320 с. 15. http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» 16. www.mos.ru – официальный сайт Правительства города Москвы 17. По материалам интервью Л. Швецовой от 03/09/2009 http://rabota.perspektiva-inva.ru/ 18. "Российская газета" - Федеральный выпуск №4482 от 3 октября 2007 г. Приложение 1
Приложение 2 Этапы реализации программы 1. Первый этап (2010 год) - научная проработка основных направлений Программы, разработка нормативных документов реализация ряда других мероприятий, предусмотренных Программой, в том числе инвестиционных проектов; 2. Второй этап (2011 - 2012 годы) - проведение пилотных внедрений и опытных разработок, предварительная их оценка наряду с осуществлением запланированных мероприятий, а также оценка хода их выполнения, эффективности и результативности; 3. Третий этап (2013-2014 годы) - анализ, обобщение и распространение выработанных инновационных технологий реабилитации инвалидов, разработка следующих этапов совершенствования системы трудоустройства инвалидов в городе Москве. [1] Конституция РФ [2] Эта концепция основывается на так называемой социальной модели инвалидности, о которой стало известно в 1970-е гг. по публикациям британских ученых — активистов организаций инвалидов. В тот период авторы выступали против содержания инвалидов в интернатах и доказывали несостоятельность традиционных патерналистских установок. Кукушин В.С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы, Ростов-на-Дону - МарТ, 2004 - 21 с. [3] http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» [4] Курбатов В.И. Социальное проектирование. - М., 2001 – 11 с. [5] Тот же [6] Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1995 – 9 с. [7] Курбатов В.И. Социальное проектирование. - М., 2001 – 13 с. [8] Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181-ФЗ ст. 1 [9] Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181-ФЗ ст. 2 [10] Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181-ФЗ ст. 20 [11] Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181-ФЗ ст. 20 [12] Закон г. Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" Статья 10. Обеспечение занятости инвалидов.[13] http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» [14] тот же [15] www.mos.ru – официальный сайт Правительства города Москвы [16] www.mos.ru – официальный сайт Правительства города Москвы [17] http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» [18] http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |