![]() |
|
|
Курсовая работа: Оценка качества общего образования глазами школьниковОсновные этапы развития региональной системы оценки качества образования. Становление системы оценки качества образования в Красноярском крае было реализовано в несколько этапов: Первый этап. В ходе первого этапа край участвовал в эксперименте по введению ЕГЭ, принимал участие в Международных исследованиях PISA и TIMSS, осваивал механизм мониторинга учебных достижений выпускников начальной школы, объективизировал процедуры аттестации педагогических кадров, осуществлял подготовку и переподготовку педагогических кадров в области педагогических измерений. Становилась практика получения и обработки статистической информации, приобретался опыт разработки и применения унифицированного программного обеспечения, проведения мониторинговых исследований и др. Второй этап. В ходе второго этапа создается Центр оценки качества образования, координирующий в дальнейшем работу по согласованию действий всех структур, занимающихся оценкой качества образования или изучением отдельных его составляющих. В штатный режим переводится ежегодный мониторинг учебных достижений выпускников начальной школы. На втором этапе начинается становление функционирования интегрированной системы оценки качества образования в регионе. Третий этап. На третьем этапе завершается интеграция всех структур, занимающихся вопросами оценки качества образования в рамках региональной системы оценки качества образования. Создается единая информационная система оценки качества образования. Региональный центр оценки качества образования Для развития существующей краевой системы оценки качества образования планируется в составе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Краевой Красноярский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» создать Центр оценки качества образования).Включить в его структуру существующие Центр организационно-методического сопровождения единого государственного экзамена в Красноярском крае, Центр мониторинга качества образования и информационно-методический центр по вопросам лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации. Организовать оперативное взаимодействие Центра оценки качества образования с региональным центром обработки информации единого государственного экзамена и статотделом (КИАСУО). 2.1.2 Чувашская Республика Современное положение дел в управлении образованием характеризуется, прежде всего, тем, что наметился переход от управления на основе предписаний к управлению на основе оценки и анализа процессов, происходящих в системе образования. При значительном количестве и кардинальной значимости проводимых преобразований, в условиях динамично меняющейся, социально-экономической ситуации, принятие эффективных управленческих решений невозможно без соответствующего информационного обеспечения. В системе образования Чувашской Республики активно внедряются методы программно-целевого управления, и программы развития образования. В Чувашской Республике в течение последних лет происходит активный процесс модернизации существующей системы информационного обеспечения принятия управленческих решений, в системе образования. Преобразования связаны сразу с несколькими векторами, определяющими развитие ситуации - это модернизация системы мониторинга и статистики образования в рамках проекта «Реформа системы образования», структурирование системы индикаторов для оценки состояния и развития образовательных систем для принятия управленческих решений на разных уровнях и разными потребителями такой информации, формирование системы надзора и контроля в сфере образования. Результатом преобразований станет система оценки качества образования. Результаты, достигнутые в ходе проектных преобразований и реализации целевой программы развития системы образования Чувашской Республики, в 2006-2009гг. можно определить так: - проведен анализ состояния действующей системы мониторинга и статистики образования региона; - разработана модель, представленная в виде технологической схемы региональной системы мониторинга и статистики образования, определены цели и задачи, схема функционирования «Разработка технологической схемы функционирования системы мониторинга и статистики образования Чувашской Республики»; - сформирован оптимальный перечень баз данных информации о состоянии и развитии образовательных учреждений на уровне муниципалитетов; - определён порядок информационного обмена и взаимодействия между региональным центром мониторинга и муниципальными мониторинговыми службами; - согласован перечень показателей для экспериментального рейтинга муниципальных образовательных систем и ОУ по приоритетным направлениям развития системы; - апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования; - начато формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования республиканской и муниципальных служб образовательной статистики и мониторинга качества образования; - подготовлена нормативно-правовая база системы мониторинга и статистики - проекты решений, распоряжений, приказов, предложений для внесения в уставы учреждений и организаций, положение об обмене данными и т.д.; - подготовлен и утвержден комплекс индикаторов «Разработка индикаторов мониторинга системы образования Чувашской Республики»; - ведется выбор программного продукта для СОКО. Имеется несколько разработок, но не решены проблемы их взаимосвязи и адаптации друг к другу; - апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования. Таким образом: 1. Выработана единая система требований к качеству образования, обеспечивающая максимальное соответствие между образовательными потребностями и возможностями самой системы. 2. Создана модель республиканской службы образовательной статистики и мониторинга качества образования, опыт формирования и функционирования которой может быть внедрен в другие регионы. 3. Сформированы отдельные готовые блоки для единой региональной системы оценки качества образования. Вместе с тем работа в республике по этому направлению, безусловно, должна быть продолжена. Реализация мер, заложенных в рамках целевой программы развития системы образования, скорректированная под задачи комплексного проекта, предполагает следующие основные шаги в данном направлении: - формирование модели региональной службы оценки качества образования (как структурного элемента единой федеральной системы), увязывающей в комплекс мониторинг и оценку состояния развития образовательных систем, аттестацию учащихся, лицензирование, аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических и руководящих кадров, мониторинг индивидуальных достижений учащихся, а также реализацию функций контроля, надзора и инспектирования в образовании; - подготовка кадров для системы оценки качества образования; - выбор и апробация программной среды для сбора, актуализации и первичной обработки информации и обеспечения доступа к ней различных групп пользователей; - определение параллелей между форматом собираемой информации и возможностями ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений; - формирование модели организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся для системы общего и профессионального образования; - определение заказа региональной системы управления образованием на информационно-аналитическое обеспечение. Таким образом, система оценки качества образования строится на основе распределения бюджетного задания в данной области между рядом специализированных учреждений. Заказчик финансирует согласованную программу заказа, исполнители (государственные и негосударственные учреждения) предоставляет отчеты по результатам исполнения заказа, удовлетворяя информационные потребности исполнительной власти. Система оценки качества образования Чувашской Республики представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающая основанную на единой концептуально-методологической базе оценку деятельности системы образования, образовательных организаций и образовательных достижений обучающихся, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты. 2.1.3 Новосибирская область Система оценки качества образования в Новосибирской области (далее - СОКО) включает в себя совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных результатов и факторов, влияющих на их получение. СОКО создается с целью обеспечения контроля за качеством образования, совершенствования управления им, а также предоставления всем участникам образовательного процесса, обществу и его гражданским институтам достоверной информации о качестве образования в Новосибирской области. Основными задачами СОКО являются: 1) повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования в Новосибирской области; 2) обеспечение единого образовательного пространства; 3)проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями; 4) повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия решений по продолжению образования; 5)обеспечение сопоставимости образовательных достижений обучающихся, различных образовательных программ и технологий обучения; 6)определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов; 7) прогнозирование развития образования в Новосибирской области; 8) обеспечение условий для самооценки и самоконтроля; 9) содействие принятию обоснованных управленческих решений по совершенствованию образования в Новосибирской области; 10)привлечение общественности к внешней оценке качества образования на всех уровнях и ступенях. Организационно-функциональная структура СОКО включает: 1) департамент образования Новосибирской области; 2) подведомственные специализированные организации: государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»; областное государственное учреждение «Областной центр мониторинга образования»; государственное учреждение образования «Областной центр информационных технологий»; 3) представителей родительской общественности, работодателей, органов самоуправления образовательных учреждений, общественных объединений и организаций. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»: 1) разрабатывает методики оценки качества образования; 2) проводит подготовку специалистов органов управления образованием и работников образовательных учреждений по использованию результатов контрольно-оценочных процедур; 3) разрабатывает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Новосибирской области; 4) разрабатывает методические рекомендации по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся и студентов. Областное государственное учреждение «Областной центр мониторинга образования»: 1) проводит подготовку специалистов для проведения контрольно-оценочных процедур; 2) организует разработку контрольно-измерительных материалов для процедур оценки качества образования; 3) проводит социологические и статистические исследования по вопросам качества образования; 4) обеспечивает организационно-технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам; 5) участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Новосибирской области; 6) осуществляет сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития системы образования в Новосибирской области, анализирует результаты оценки качества образования. Мониторинг и оценка качества образования в Новосибирской области проводится по следующим уровням и ступеням образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее (полное) общее образование; 5) начальное профессиональное образование; 6) среднее профессиональное образование. Оценка качества образования предполагает: 1) оценку индивидуальных достижений обучающихся; 2) оценку качества деятельности образовательного учреждения; 3) оценку качества муниципальной образовательной системы; 4) оценку качества системы образования Новосибирской области. Результаты оценки качества образования доводятся до сведения пользователей данной информации в соответствии с организационной схемой, определяемой департаментом образования Новосибирской области. Департамент образования Новосибирской области ежегодно публикует доклад о состоянии качества образования в Новосибирской области в средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сети Интернет. Таким образом, существует практика оценки качества образования в регионах, которая включает в себя: 1) оценку индивидуальных достижений обучающихся; 2) оценку качества деятельности образовательного учреждения; 3) оценку качества муниципальной образовательной системы; 4) оценку качества системы образования региона. Это позволяет выделить различные механизмы и подходы к оценке качества образования в целом. В основном, представленные выше регионы используют схожую методику оценки качества образования. Это и информационный подход, и системный анализ качества образования. Очень важным также является подготовка квалифицированных специалистов в данной области. 2.2 Анализ социологического исследования В рамках данной курсовой работы нами было проведено социологическое исследование на тему «Оценка качества образования глазами молодежи» (Приложение А). В опросе принимали участие молодые люди от 14 до 25 лет. Среди них -50% школьников и 50% студентов. География данного исследования - Курганский государственный университет и Шумихинская общеобразовательная школа № 3. Опрос проводился с целью оценки отношения молодежи к качеству образования в школе. Также с целью сравнения мнений студентов и школьников, касающихся данной проблемы. Данный опрос показал, что и студенты, и школьники оценивают уровень качества образования в современной школе примерно одинаково - 3,4 и 3,6, соответственно, что говорит о неполной удовлетворенности образованием. На вопрос «Является ли образование, на ваш взгляд, важной составляющей жизни человека?» 60% школьников и 92% студентов ответили положительно; 32% школьников отметили, что «существуют более важные вещи». На наш взгляд, данные показатели говорят о том, что школьники еще недостаточно опытны и не могут в полной мере оценить роль образования. Студенты же, имея достаточный жизненный опыт, в том числе и опыт в трудовой деятельности, считают образование одним из главных составляющих жизни человека. На вопрос «Удовлетворены ли вы знаниями, получаемыми (полученными) в школе?» только 24% школьников ответили положительно и 44% студентов, соответственно. Это может говорить о неуверенности школьников перед вступительными экзаменами; 4% школьников и студентов не удовлетворены знаниями, полученными в школе. Важно отметить, что 56% школьников и 52% студентов считают, что школьное образование в нашей стране соответствует не всем критериям качества (качество информации, качество преподавания, качество усвоения). 16% школьников и 12% студентов считают, что образование в школе не соответствует критериям качества. На вопрос «Влияют ли, на ваш взгляд, моральные и культурно-нравственные характеристики современного молодого человека на качество образования?» 40% школьников и 64% студентов ответили положительно 52% и 28%, соответственно - отрицательно. Здесь, на наш взгляд, важным показателем является социальная и психологическая зрелость студенческой молодежи. На вопрос «Считаете ли вы, что развитие России зависит от качества нашего образования?» 76% школьников и 92% студентов ответили положительно. И, наконец, перед молодыми людьми стояла задача предложить ряд мер, которые повысили бы качество образования в школе. Следует отметить, что студенты подошли к этому вопросу более ответственно. Что же касается школьников, то они писали о насущных проблемах в школе. Например: включить отопление и сделать питание бесплатным. Конечно, такие проблемы волнуют детей в первую очередь, и в этом отношении необходимо принимать соответствующие меры. Также школьники отметили, что для улучшения качества образования необходимо углубленное изучение отдельных дисциплин, улучшение техническо-бытовой составляющей, изменение отношения к ученикам и отмена ЕГЭ. Что же касается студенческой молодежи, то они предлагали следующее: повышение заработной платы учителям, проведение уроков с максимальной заинтересованностью для учеников, привлечение в школы молодых специалистов, повышение квалификации педагогического состава, ужесточение отбора в педагогические ВУЗы, борьба с коррупцией в системе образования, обновление методов преподавания, усиление контроля со стороны государства. Заключение Таким образом, образование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры. Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что молодежь считает общее образование недостаточно качественным, подтвердилась. Мы видим, что проблемы в школах действительно существуют, и о них надо говорить. Важно само понимание необходимости улучшения школьного образования. Инициатива должна исходить в первую очередь от государства, но изменения нужно начинать, непосредственно, изнутри системы. Образование – вот основа успешного будущего нашей страны. И это будущее в руках молодежи, нужно только создать условия для его развития. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Александрова О.А. Образование: доступность или качество – последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. – 2005. - №2 – С. 83-93. 2. Субетто А.Н., Проблема качества образования в России. Контекст «отношения адекватности» // «Академия Тринитаризма», М., Эл №77 – 6567, публ. 13361, 29.05.2006. 3. Образование – путь к устойчивому развитию или о реформах в данной сфере. М.Мамедов. http://www.zerkalo.az/2010-11-06/society/14382-obrazovanie-reformi 4.Российский энциклопедический словарь. М.,2000 5. Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу.http://termin.bposd.ru/publ/16-1-0-11921 6. http://www. nios.ru/ index.php ?newsid =3303 7. http:// spasem – shkolu.p_rossii/8/249_1.shtml 8. http: // news/mail/ru/ society/ 322201 9. http:// spasem – shkolu.p_rossii/8/249_1.shtml Приложение А Уважаемые респонденты! Просим вас принять участие в социологическом исследовании на тему «Оценка качества образования глазами молодежи». Опрос имеет большую социальную значимость, поэтому просим вас честно ответить на вопросы анкеты, не пропуская их. В каждом вопросе выберите вариант ответа, соответствующий вашему мнению и отметьте его кружком. Анкета анонимна, результаты опроса будут использованы в обобщенном виде. Заранее благодарим Вас! 1. Ваш пол 1.1. М. 1.2. Ж. 2. Ваш возраст ________ 3. Является ли образование, на ваш взгляд, важной составляющей жизни человека? 3.1. Да, безусловно; 3.2. Нет, существуют более важные вещи; 3.3. Не знаю. 4. Удовлетворены ли вы знаниями, получаемыми (полученными) в школе? 4.1. Да, конечно; 4.2. Частично удовлетворен; 4.3. Не удовлетворен. 5. Можете ли вы (могли ли в процессе обучения в школе) в любое время рассчитывать на помощь учителя? 5.1. Да, это так; 5.2. Могу, но не на всех преподавателей; 5.3. Я не обращаюсь (лся) за помощью – она мне не нужна; 5.4. Я не могу рассчитывать на помощь учителя. 6. Считаете ли вы, что школьное образование в нашей стране соответствует всем критериям качества (качество информации, качество преподавания, качество усвоения). 6.1. Да, безусловно; 6.2. Наше образование в школе соответствует не всем критериям качества; 6.3. Нет, образование в школе не соответствует критериям качества; 6.4. Не знаю. 7. Зависит ли, на ваш взгляд, качество образования от финансирования данной области? 7.1. Да, конечно; 7.2. Не совсем так; 7.3. Нет, качество образования не зависит от финансовых вложений; 7.4. Не знаю. 8. Есть вероятность, что в ближайшее время образование, в том числе и школьное, станет полностью платным. Считаете ли вы, что подобные изменения повысят качество образования? 8.1. Да, я так считаю; 8.2. Нет, это ничего не изменит; 8.3. Нет, это только ухудшит ситуацию; 8.4. Свой вариант _______________________________________________________. 9. Считаете ли вы, что качество общего образования за последние 10-15 лет в нашей стране значительно снизилось. 9.1. Да, потому что _____________________________________ 9.2. Нет, существенно ничего не изменилось; 9.3. Не знаю 10. Считаете ли вы, что введение ЕГЭ снижает качество образования? 10.1. Да, безусловно (оно нацеливает только на решение тестов); 10.2. Нет, это нужное нововведение; 10.3. Не считаю, что данная система каким-либо образом влияет на качество образования. 10.4. Не знаю. 11. Оцените по пятибалльной шкале уровень качества образования в современной школе._________________________ 12. Влияют ли, на ваш взгляд, моральные и культурно-нравственные характеристики современного молодого человека на качество образования? 12.1. Да, безусловно; 12.2. Возможно, это так; 12.3. Нет, это не влияет на качество образования; 12.4. Затрудняюсь в ответе. 13. Считаете ли вы, что развитие России зависит от качества нашего образования? 13.1. Да, я так считаю; 13.2. Нет; 13.3. Не задумывался об этом; 13.4. Не знаю. 14. Предложите ряд мер, которые, на ваш взгляд, могут повысить качество образования в школе. 1._________________________________________________________ 2._________________________________________________________ 3._________________________________________________________ |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |