на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Место и роль сервиса в жизнедеятельности человека


Научно-техническое развитие внесло большие изменения в систему потребностей. До сих пор идет преобладание в обществе простых потребностей, но характер их существенно изменился под влиянием новых технологий. Так, например, сейчас важно не только количество пищи, но и ее вкус, продукты питания, из которых она приготовлена. Появление новой техники и технологии сделало возможным производство по индивидуальным заказам.

Как часть социума человек нуждается в разнообразных условиях, их богатстве. По мере развития и роста потребностей человека усиливается его стремление к приобретению индивидуализированного стиля работы. Так, например, с ростом благосостояния населения растет потребность в комфорте. Особенно острой на современном этапе стала потребность в благоустроенном индивидуальном жилье [8, с 114]. Однако эти условия не существуют в готовом виде, они искусственно создаются. И это есть задача системы сервиса.

1.3Роль сервиса в жизни человека

услуга потребность возможность сервис

В предыдущих двух главах мы отдельно рассмотрели сервис и потребности. В этой главе попытаемся раскрыть, как они взаимодействуют в жизни человека.

Итак, главной задачей предприятий сервиса является удовлетворение потребностей клиента. Но помимо этого сервис способен также влиять на их формирование. Например, если у человека есть определенная потребность, но он не может до конца осознать ее, сервис направляется на осознание потребности человеком и возникновение желания воспользоваться предлагаемой услугой. Формирование потребности часто связано с созданием новых технических средств, например телефона, телевизора, автомобиля, компьютера и т.п. Также сфера сервиса способна помогать уточнять и конкретизировать возникшую потребность, когда человек неясно осознает какую-либо потребность и не может найти способы ее удовлетворения. Так, сфера сервиса предлагает новые формы организации отдыха, новые услуги связи, образования, здравоохранения, транспорта, бытового обслуживания, новые формы предоставления информации и т.п.

В тоже время и потребности играют немалую роль в формировании сервиса, так как желание воспользоваться той или иной услугой у человека зависит от того, какая потребность у него является актуализированной. Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал главной причиной человеческой деятельности – биологические инстинкты, заключенные в подсознании. Как главный из них он выделял сексуальный инстинкт. Он говорил о том, что общество, создав запреты, традиции, правила поведения, мешает удовлетворять человеку свои сексуальные потребности так, как ему хочется. Отсюда сексуальная энергия преобразовывается в другие формы психической энергии. Так, например, ее перевод в творческую энергию позволил человеку создать науку, культуру, религию, искусство, у него возникают высшие потребности. Причем биологические и социальные потребности у Фрейда находятся в непримиримом конфликте.

Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) смогли сделать шаг на пути к раскрытию взаимосвязи между социальными и биологическими потребностями. В каждую эпоху биологические потребности удовлетворяются по-разному. Именно обществом создаются традиции и правила их удовлетворения. Маркс писал о том, что голод, удовлетворяемый вареным мясом с помощью ножа и вилки, существенно отличается от того голода, при котором проглатывается сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов. Отсюда сервисные услуги, связанные с удовлетворением биологических потребностей, должны меняться в соответствии с изменениями социокультурной среды.

Социальные потребности, по определению Маркса и Энгельса, связаны с образованием, культурой, процессом труда, использованием технических средств и всеми видами творческой деятельности человека. Как биологические потребности терпят на себе влияние социума, так и социальные потребности содержать в себе биологический компонент. При организации сервиса в различных сферах необходимо учитывать этот компонент. Так, например, при организации какого-либо культурнодосугового мероприятия нужно следить за тем, чтобы не было психических и физических перегрузок человеческого организма. А это в основном зависит от биологического фактора и изменяется с возрастом. Ребенок, например, не может воспринимать такой же объем информации, как взрослый, - это чисто биологическая особенность человека, не зависящая от общества.

Все же наиболее четко влияние потребностей на сервис, по нашему мнению, прослеживается через призму упомянутой в главе 1.2 пирамиды потребностей Абрахама Маслоу, так как в сервисной деятельности, при детальном рассмотрении, просматриваются аналогичные закономерности изменения доминирующих потребностей. Подтверждение тому можно увидеть при сравнении потребностей людей, проживающих в странах с низким уровнем жизни, с людьми, живущими в развитых странах. В первых преобладает спрос на базовые, первичные потребности. По мере повышения уровня жизни возрастает уровень потребностей. Повышаются требования к качеству услуг. Кроме того, различные слои населения предъявляют спрос на услуги разного уровня. Чем больше разрыв в уровне жизни, тем больше диапазон спроса на услуги, различающиеся в цене и качестве.

Помимо вывода о том, что структура и закономерности потребностей довольно жестко обуславливают возможности развития сервиса [8, с 20], в то время как у специалистов сферы сервиса всегда есть возможность также влиять на систему потребностей, можно сделать вывод, что удовлетворение потребностей сферой сервиса всегда связано со спецификой образа жизни. И это не только социальный статус и уровень развития страны, в которой проживает человек, это также географический, поселенческий, демографический факторы, уровень культуры и т.д. Например, связь сервиса с геоландшафтными, почвенно-климатическими условиями жизнедеятельности определятся теми потребностями, которые порождают эти условия в обществе [1, с 99]. У человека есть удивительная способность приспосабливаться практически к любым природно-климатическим условиям. Будь то пустыни, тундра, леса – повсюду человек приспосабливает способы удовлетворения своих потребностей к тем условиям жизни, которые его окружают: климату, ландшафту. И сфера сервиса должна также быть ориентирована на конкретные условия проживания, чтобы быть востребованной и помогать людям делать свою жизнь все более комфортной. Так во всех странах с продолжительной, холодной зимой и с коротким прохладным летом предъявляются особые требования к жилищу: зимой они должны хорошо отапливаться, а летом в него должно проникать достаточное количество солнечных лучей. Эти же сезонно-климатические особенности учитываются при моделировании и производстве одежды, обуви, в пищевой промышленности и т.д. В регионах с жарким и влажным климатом вырабатываются иные требования к сервису. Тут предпочтительны дома из легких строительных материалов, которые позволяют часто проветривать помещения или даже оставлять их открытыми большую часть года. Здесь большой популярностью пользуются предприятия, связанные с производством и распространением кондиционеров и вентиляторов. В этих странах такое обслуживание, как уличная торговля, ремонт обуви и одежды, парикмахерские услуги, производится в открытых помещениях, под тентом или на открытом воздухе. Благоприятные же природно-климатические условия используются предприятиями сервиса как способ удовлетворение определенных потребностей человека. Речь идет о туристском, медицинском, оздоровительном сервисе [1, с 101].

Под демографическими факторами понимают численный состав, половое и возрастное соотношение, уровень рождаемости и смертности и т.п. При увеличении в структуре населения страны процентного соотношения детей и молодежи, сервисный бизнес начинает расширяться в сторону повышения качества детского, молодежного и семейного обслуживания, к развитию детских и образовательных учреждений. Напротив, при увеличении доли пожилого населения, востребованным в сфере услуг оказывается обслуживание нетрудоспособного населения.

Отношение услуг с культурой сложились с древности. По мере развития художественного творчества и превращения его из народного в индивидуализированное, возникла потребность в организации публики и демонстрации художественных произведений. И это касательно не только искусства, но и спортивных, массовых зрелищ. Современная сфера сервиса выступает посредником между создателями произведений искусства и публикой. И поэтому, при демонстрации какого-либо произведения искусства, проведении массового мероприятия, необходимо в первую очередь правильно определить целевую аудиторию, ее уровень культурного развития. Только в этом случае восприятие будет адекватным, будет доставлять удовольствие зрителям, а значит, приносило доход предприятию сервиса. Так организованный для детей 6 лет семинар о творчестве Рафаэля, не будет востребован, так как в этом возрасте у большинства детей нет представлений о том, кто такой Рафаэль, а значит, информация о его творчестве и жизни не будет им интересна.

Обобщив все выше изложенное, можно выделить факторы, влияющие на развитие сервиса. Это природные черты человека, которые, несомненно, в той или иной степени потерпели на себе общественную корректировку; уровень развития экономики и хозяйственная система; мораль и культурные традиции, сложившиеся в данном обществе; воздействие общественных структур (государства, церкви, политических партий), а также условия жизни, уровень культуры и многое другое. Отсюда следует вывод о безнадежности предприятий сервиса, ориентированных только на производство товаров (услуг) без учета этих факторов, и о необходимости исследования потребительского рынка, проведения социологических опросов и т.д.

Сфера сервиса способна отзываться на широкий спектр человеческих потребностей, начиная от базовых и заканчивая высшими потребностями. Развиваясь в рамках народного хозяйства, она выполняет важные социальные функции. Основное общественное назначение сервиса состоит в удовлетворении многообразных массовых потребностей, а также различных индивидуальных запросов. Участвуя в реализации общественных потребностей, сервис укрепляет социальную безопасность, вносит заметный вклад в обеспечение современного развития производственных коллективов, способствует повышению уровня и качества жизни населения. Удовлетворяя индивидуальные потребности, сервис позволяет организовать труд, быт и отдых каждого человека, укрепляет его общественные и семейно-дружеские отношения, помогает развивать и реализовывать заложенные в нем способности. Помимо этого сфера сервиса служит благоприятной почвой для развития различного рода предпринимательства, для обеспечения занятости населения. А также является реальной базой для развития малого бизнеса. Относительного крупного производства и научно-техническому прогрессу общества, сфера сервиса способствует их оживлению, что доказано опытом ведущих стран мира, где для изготовления техники и процесса оказания услуг, заняты крупнейшие промышленные фирмы с их высокоразвитым научно-техническим потенциалом, производственным и сбытовым аппаратом. Так что в современном обществе сфера сервиса играет огромную роль не только в жизни человека, но и в области экономики.


2. Изменение и развитие сервиса в истории России

Сфера сервиса – один из секторов экономики, и ее состояние во многом зависит от развития остальных секторов. Поэтому изменение сферы сервиса неразрывно связано с экономическим и политическим развитием страны. Немалое влияние на интенсивность развития сферы сервиса также оказывают природно-климатические условия, этнокультурное многообразие и многие другие факторы. По всем параметрам наша страна отлична от стран Запада и имеет свою, своеобразную модель эволюции сферы сервиса.

Экономическая история классового общества в России в дооктябрьский период делится на две эпохи, соответствующие феодальному и капиталистическому способам производства [8, с 32]. Общими чертами, объединяющими и ту и другую эпоху, являются узкий круг бытовых услуг и приспособление услуг к запросам господствующего класса.

Итак, период феодализма характеризуется господством натурального хозяйства в экономике, поэтому о ширине распространения сферы услуг здесь говорить не принято. Все слои населения старались удовлетворить свои потребности исключительно за счет домашнего хозяйства. В дворянском классе распространилась мода на все заграничное, поэтому комнаты обставлялись на европейский манер, для удовлетворения личных потребностей нередко прибегали к услугам заграничных специалистов. С одной стороны, они игнорировали отечественные традиции и бытовые обычаи, с другой, их образ жизни предлагал более современные образцы поведения. Удовлетворение потребностей в крестьянской среде носило характер самообслуживания на основе традиций. При заболевании они обращались к знахарю, гигиена поддерживалась путем постоянного посещения бани: во многих городах существовали общественные бани. Большинство сами шили себе одежду, строили себе жилье, изготавливали хозяйственный инвентарь. Развлечения также строились на самодеятельной основе, так как не существовало специальных общественных заведений и людей, занимавшихся организацией массового отдыха. Потребность в развлечениях и отдыхе население удовлетворяло по средствам проведения народных игр, кулачных боев, проходивших на открытом воздухе. Состоятельные граждане организовывали медвежью «потеху» - устраивали травлю медведей и волков собаками [1, с 52]. Представители всех сословий любили соколиную охоту и охоту с борзыми. По ярмаркам ходили группы скоморохов, которые были одновременно актерами, музыкантами, циркачами и танцорами. Дома люди играли в шашки, карты. Представители высших сословий играли в шахматы.

На основе традиционных хозяйственных занятий к XIX в. начали развиваться ремесла (изготовление изделий по заказу потребителя). Развитие ремесла приводит к его отделению от сельского хозяйства и образования нового класса – ремесленники, которые изготавливали из своего или чужого материала предметы по заказу потребителя за определенную плату. Рост ремесленного производства позволил расширить границы бытового обслуживания населения. Распространенными видами народных промыслов стали выступали: резьба по дереву, роспись посуды, вязание и вышивка.

Дальнейшее развитие бытового обслуживания связано с фотографией. Соответственно возрастает спрос на фотобумагу, аппараты, фотопринадлежности, закладываются основы фотопромышленности.

На рубеже XIX и XX веков в России начинается эпоха империализма. Это время господства монополий в области экономики и создания бюрократического управленческого аппарата, что ориентирует услуги на потребности монополистов и зажиточных крестьян. Растет спрос на бытовые услуги. Увеличивается число мастерских по ремонту и пошиву одежды, сапожных мастерских, прачечных. Массовые развлечения и общественный отдых к 1917 году приобрел практически современный вид. Люди стали ходить в театр, оперетту, кинотеатр, на выступления авиаторов и автогонщиков. Так же свое распространение в этот период получили сословные учреждения (Английский клуб, Купеческие клубы, Невское обществ) и учреждения «по интересам» (спортивное общество, клубы охотников и рыболовов), являющимися аналогами современных клубных домов.

Общий анализ состояния бытового обслуживания дореволюционного периода свидетельствует о том, что основной его функцией было удовлетворение потребностей господствующего класса. Удовлетворение потребностей народных масс производилось на низком уровне и было результатом экономической и социальной отсталости России. А также следствием жестокой эксплуатации трудящихся помещиками и капиталистами.

Послереволюционный период приобрел универсальный характер и осуществлялся под жестким контролем партийно-государственных органов. Преобразования этого периода были направлены на внедрение общественных форм собственности, однотипной организации труда, равных условий быта и отдыха людей. В стране проходила политика перераспределения ресурсов между регионами страны, социальными слоями, а также между общественным производством и обслуживание населения [1, с 55].

Условно это время можно разделить на четыре этапа. Первый этап начинается с 1917 с национализации крупных бытовых предприятий: бани, прачечные, парикмахерские, ателье и т.д. Это  послужило началом развития общественного сектора в коммунально-бытовом хозяйстве [8, с 36]. В 1918 году начинается гражданская война, и все народное хозяйство, в том числе и бытовое обслуживание, перестраивается на военный лад. Многие мастерские стали использовать для ремонта и пошива обмундирования.

После введения новой экономической политики, в 1921 году, стали создаваться кооперативы и расширяться сети государственных бытовых предприятий для удовлетворения нужд трудящихся. Коммунальные и бытовые услуги в это время стали платными. НЭП реально оценивала существующие в стране различные социально-экономические уклады и временно разрешала частнособственные элементы в народном хозяйстве, что способствовало росту частного сектора в сфере бытового обслуживания [8, с 37]. Развитие частного предпринимательства в области бытового обслуживания привело к ускорению темпов восстановления народного хозяйства и повышению уровня жизни населения после первой мировой и гражданской войн.

Второй этап – 30-е годы. Это период коллективизации и индустриализации. В это время возрастают требования к сфере бытового обслуживания, большую роль начинает играть промысловая кооперация, включающая основную часть бытовых кооперативных предприятий страны. Появление промкоопераций позволило значительно сократить количество безработных в стране и создать производство, которое специализировалось бы на индивидуальных заказах. В сельском хозяйстве удалось увеличить процент потребления важнейших продуктов питание на душу населения, что значительно повысило настроение народных масс после голода 1932 года. К 40-м годам в стране достигнуты успехи в области социальных гарантий, здравоохранения и просвещения. Отрицательным моментов на этом отрезке времени является фактическое вытеснение частного сектора из экономики, что отразилось на качестве производимой продукции. Также огорчает то, что все успехи в тяжелой промышленности, здравоохранении и бытового обслуживания осуществлялись за счет торможения развития уровня материального благосостояния народа [3, с 615].

Третий этап связан с периодом развитого социализма (1949 – 1956 гг.). Партийные органы стали больше внимания уделять сфере услуг и повышению качества продукции. Но потребности населения и их бытовые запросы все возрастали, что требовало от правительства решительных действий по увеличению качества и количества предприятий бытового обслуживания. Поэтому в 1950 году была проведена перестройка кооперативной системы. Были организованы Центральный союз потребительских обществ СССР и Центральный союз промысловый кооперации. Значительное место в бытовом обслуживании занимали предприятия и организации государственной местной промышленности и коммунального хозяйства [8, с 41]. В государственном бюджете все больше средств стало выделяться на социальное страхование, пособие одиноким и многодетным матерям, стипендии учащимся. Происходит определенное повышение материального благосостояния населения, как города, так и деревни. Объем товаров широкого потребления в целом соответствовал фонду заработной платы, и рынок был сбалансирован [3, с 710].

Четвертый этап начинается с 1960 года, когда промысловые кооперации были упразднены и предприятия бытового обслуживания переданы в руки государственной промышленности – управлениям местной промышленности Советов Министров автономных республик, исполкомов краевых и областных Советов депутатов трудящихся [8, с 42]. Местные советы лучше знали потребности населения в сфере бытового обслуживания и более целесообразно могли использовать местные возможности для улучшения работы предприятий. К середине 60-х годов окончательно закрепилась за службой быта функция удовлетворения потребностей населения в услугах, связанных с семейно-бытовыми отношениями. Это заставило правительство задуматься о реформировании и модернизации бытового обслуживания и принять решение о выделении службы быта в отдельную отрасль экономики. В ходе осуществления седьмого пятилетнего плана были созданы нужные кадры службы быта и опробованы новые формы и методы управления предприятиями бытового обслуживания. 10 августа 1962 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров об организации системы бытового обслуживания в союзных республиках, самостоятельность службы быта была узаконена [8, с 43]. Для обеспечения научно-технического прогресса на предприятиях сервиса и повышении эффективности их работы был образован Научно-исследовательский технохимический институт бытового обслуживания. Чтобы обеспечить подготовки квалифицированных кадров, стали открываться ВУЗы, готовящие специалистов в сфере сервиса. Распространение получили дома быта и специализированные предприятия по производству услуг, так как даже самые большие и лучшие многоотраслевые комбинаты бытового обслуживания уже не могли обеспечить должного уровня исполнения многих видов услуг для населения. Углубление специализации и постоянно растущий спрос трудящихся на бытовые услуги потребовали изменение механизмов приема и выдачи заказов. Было принято решение о разделении функций обслуживания и непосредственного производства. Теперь комбинаты бытового обслуживания стали заниматься организацией обслуживания населения, а специализированные предприятия использовали свою техническую мощь для выполнения заказов. Это создало предпосылки для создания кооперирования в отрасли бытового обслуживание, заключающегося в объединении предприятий, организующих бытовое обслуживание населения, с другими родственными предприятиями, что позволяло значительно расширить ассортимент бытовых услуг.

Советский период примечателен тем, что были достигнуты наиболее возможные для этого времени условия удовлетворения потребительских, образовательных, информационных, отчасти эстетических потребностей населения. Спектр услуг значительно расширился: распространение получили театры, кинотеатры, клубы и т.д. Вместе с тем уровень жизни населения оставлял желать лучшего. Существующая система обслуживания не могла удовлетворить все возрастающие потребности людей, поэтому многие зачастую прибегали к услугам, так называемого, «черного рынка», где осуществлялась перепродажа дефицитных товаров.

Либерально-рыночные преобразования, проводившиеся в начале 90-х годов в России, носили более глубокий характер, так как затронули ключевые моменты общественного производства, жизнедеятельности людей, ведения ими домашнего хозяйства. Но слабая продуманность проводимых реформ, перераспределение собственности и валютно-финансовое регулирование, сопровождалась устаревшей социальной и культурной политикой. Все это негативно отразилось на сфере услуг – низкий уровень благосостояния населения не могло сделать деятельность предприятий сервиса доходной [1, с 59].

В развитых странах сфера сервиса нередко играла роль своеобразного мотора экономики и повышения уровня жизни в стране. Однако в нашей стране эта отрасль начала зарождаться лишь на рубеже XIX – XX веков и имела своеобразный характер. В этот период происходила замена традиций ведения торговли и бытовых услуг на новые принципы и формы обслуживания. В этих условиях частное предпринимательство в сфере услуг могло сыграть значительную роль в развитии нашей страны, а в частности в устранении экономической отсталости по сравнению со странами Запада. Субъекты сервиса чутко реагировали на изменение запросов населения, появление новых видов обслуживания, возможность получения прибыли в том или ином районе. Огромную роль здесь играла инициативность частных предпринимателей, их умение просчитывать плюсы и минусы своих шагов, способность рискнуть своим капиталом. Этот процесс был нарушен в советское время, когда частная деятельность была сведена к минимуму, а сфера услуг в народном хозяйстве играла второстепенную роль в сравнении с промышленным и военным производством. Недооценка роли сервиса и бизнеса в последствии породило череду трудностей, связанных с возрождением сервисного предпринимательства в стране, которое смогло бы ускорить рыночные преобразования, стать стимулом для преодоления общехозяйственного кризиса [1, с 219].

В настоящее время, сравнивая сферу обслуживания в России и странах Европы и США, можно сказать о том, что наша страна значительно отстает не только по количественным, но и качественным показателям: в России в десятки раз меньше гостиниц, музеев, ресторанов и т.д. Неразвитость сферы сервиса отражается и на развитии человека как личности, гражданина, так как он лишается возможности реализовать свои потребности. Это влияние просматривается в возрастающих масштабах пьянства, наркомании, бандитизма. России необходим новый подход к развитию сервисного предпринимательства, который бы учитывал не только опыт развития сферы сервиса в нашей стране, но и опыт западных стран. Так, в первую очередь, необходимо ликвидировать отношение к сфере сервиса как к придатку материального производства, они должны развиваться в единстве, что поможет в значительной степени повысить не только уровень экономики, но и уровень жизни народа. А это позволит России перейти в разряд развитых стран.


Заключение

В ходе исследования нами были выявлены особенности сервиса и потребностей людей, установлена взаимосвязь между двумя этими понятиями. Все это позволило нам сделать вывод о том, что главной задачей сервиса является удовлетворение как массовых, так и индивидуальных потребностей людей. Он укрепляет социальную безопасность и способствует повышению уровня и качества жизни. Удовлетворяя индивидуальные запросы человека, сервис позволяет организовать труд, быт и отдых человека, помогает раскрыть заложенные в нем способности, предоставляет огромные возможности для самореализации и саморазвития.

При изучении исторического развития сферы сервиса в соответствии с потребностями населения мы выяснили, что наша страна на протяжении всей истории имела свою, отличную от стран Европы и США, модель развития сервиса. В советский период, из-за недооценки сферы сервиса в экономическом и социальном развитии страны, эта отрасль была превращена во второстепенный объект научно-теоретического анализа и финансировалась по остаточному принципу. Все это тормозило процессы ее развития и определило наличие в ней ограниченного числа направлений и форм обслуживания. В настоящее время неразвитость сферы сервиса негативно сказывается на развитии человека. Он лишен возможности всецело удовлетворять свои потребности. Это ограниченность в возможностях является одной из причин роста масштабов пьянства, наркомании и бандитизма. Именно поэтому России необходим новый подход в развития национальной экономики, в частности сферы услуг, который, по нашему мнению, должен базироваться на основе изучения опыта развития передовых стран мира и с учетом исторических особенностей развития нашей страны.


Список литературы

1.  Аванесова Г.А.; Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учеб. пособие для студентов ВУЗов/ Г.А. Аванесова – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 319 с.

2.  Виноградова М.В., Панина З.И.; Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учеб. пособие Изд. 2 – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 464 с.

3.  Зуев М.Н.; История России с древнейших времен до начала XXI века: для школьников и поступающих в вузы: учеб. пособие. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 928 с.

4.  Николайчук Н.Е.; Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. – СПб.: Питер, 2005. – 608 с.

5.  Песоцкая Е.В.; Маркетинг услуг – СПб.: издательство «Питер», 2000. – 160 с.

6.  Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.; Психология и педагогика. – СПб.: «Питер», 2001. – 432 с.

7.  Сафонова Л.В.; Социальные технологии в сфере сервиса и туризма: учеб. пособие для студентов ВУЗов. – М.: издательский центр «Академия», 2007. – 125 с.

8.  Сервисная деятельность: Учеб. пособие Изд 2-е/ С.Н. Коробков, В.И. Кравченко, С.В. Орлов и др.; Под общ. ред. И.П. Павловой и В.К. Романович; СПбГУАП. СПб., 2002. - 160 с.

9.  Солонкина О.В.; Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для студентов ВУЗов – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.

10.  Туризм, гостеприимство, сервис: словарь-справочник/ Г.А. Аванесова, Л.П. Воронкова, В.И. Маслов, А.И. Фролов; Под ред. Л.П. Воронковой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 367 с.

11.  Федцов В.Г.; Культура сервиса: Учебно-практическое пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 208 с.

12.  Федцов В.Г., Федцов В. В.; Предпринимательство: сфера сервиса: уч. пособие – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.- 210 с.

 


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.