на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Историческое формирование социокультурного процесса


Курсовая работа: Историческое формирование социокультурного процесса

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

во-первых, в современной социологии исследования проблем социокультурного процесса выходят на первый план, т.е. ими занимаются многие ведущие ученые и результатом активизации их исследовательской работы стало развитие методологии и теоретических исследований социокультурного процесса;

во-вторых, современная цивилизации находится в стадии духовно-интеллектуального кризиса, в основе которого лежит кризис культуры;

в-третьих, в современном обществе произошли большие изменения в области экономики, политики, в частности, в социокультурном становлении личности, устанавливаются тенденции на гуманизацию и демократизацию межличностных отношений;

в-четвертых, необходимо выработать единый подход в установлении гармонических, социокультурных и общественных отношений.

Степень разработанности проблемы.

Проблему анализа социокультурного процесса с точки зрения социосинергетики, в настоящее время разрабатывают такие ученые, как Е.Я. Режабек, В.Е. Давидович, В.П. Бранский, Андреева О.А., Ионин Л.Г. и др. Новые тенденции в синергетике исследуют Альгин А.П., Аршинов В.И., Лешкевич Т.Г. и др.

Ученые, которые занимаются общими проблемами социокультурного процесса Бахтин М.М., Бутенко А.Л., Зиновьев А.А., Лотман М.Ю., Цыпко А.С. и др. Над философско-культурологическим аспектом динамики социокультурных процессов работают Андреева О.А., Давидович В.Е., Драч Г.В., Жданов Ю.А., Золотухина-Аболина Е.В., Каган М.С., Маркорян Э.С., Матяш Т.П., и др.

Методологические основы решения проблем исследования социокультурного процесса были разработаны целыми поколениями ученых. Анализируя динамику социокультурных процессов, Конт, Спенсер, Фридман, Фукуяма, Ясперс выделяют линеарные модели, Сорокин, Тойнби, Шпенглер, – циклические, Вернадский, Гегель – спиралевидные.

Однако мы считаем, что проблема исследования закономерностей возникновения социальных факторов стабильности и нестабильности в социокультурном процессе исследована недостаточно.

В связи с этим мы определяем:

Объект исследования – социокультурный процесс;

Предмет исследования – закономерности возникновения социальных факторов стабильности и нестабильности в социокультурном процессе.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что теоретическое определение закономерностей возникновения социальных факторов стабильности и нестабильности современного социокультурного процесса, поможет определить новые подходы в проблеме гармонизации общественных отношений.

Цель исследования – исследовать закономерности возникновения социальных факторов стабильности и нестабильности социокультурного процесса с точки зрения синергетики.

На основании этого мы ставим перед собой такие задачи:

1.  Теоретически изучить философскую основу стабильных и нестабильных процессов социокультурного мира.

2.  Теоретически обосновать понятие нелинейности современного социокультурного процесса.

3.  Раскрыть теоретические принципы упорядочения и хаотичности социокультурного процесса с точки зрения синергетики.

4.  Определить тенденции социокультурного процесса на современном этапе.

Методы исследования: диалектический метод познания, дедукции, обобщения, идеализации.


1. Теоретические основы анализа современного социокультурного процесса

1.1 Анализ социокультурного процесса в различных философских теориях

На современном этапе общество находится в духовно-интеллектуальном кризисе, в основе которого лежит кризис культуры. Он заключается в том, что культура уже не может развиваться эффективно в той форме, в которой она существует сейчас, т. к. она испытывает на себе сейчас влияние других социальных процессов с которыми она непосредственно связана. Поэтому необходим единый теоретический подход в анализе социокультурного процесса.

Социокультурный процесс рассматривался во многих социологических теориях. Так, во взглядах эволюционистов каждая культура рассматривалась как целостность, безотносительно к тому месту, которое она занимает в эволюционной лестнице. Функционалисты показали, насколько сложным образованием является каждая культура как социальная система и чтобы понять культуру, недостаточным просто перечислить культурные образцы, т.е. описать различные объекты, традиции, ритуалы, мировоззрение. Главным стало понять, какие функции выполняет тот или иной культурный образец в целостности культуры.

Теория «модернизации» считала западную культуру идеальной, по сравнению с культурами других народов. Модернисты считали их культуру примитивной и что все равно на эволюционном пути эти народы пройдут общие стадии и придут к культурным образцам ценностям, моделям западной культуры.

Такая теория проповедовала уничтожение других культур, в первую очередь традиций, обычаев, верований, которые являлись коллективной формой адаптации этносов к окружающей среде. Это привело к попытке осуществить модернизацию, одновременно сохраняя и поддерживая традиционные культуры.

По мнению Ионина, для анализа социокультурного процесса следует объединить два подхода: эволюционистский – как единство культуры и преемственность ступеней культурного развития, и функционалистский – как множественность культур, их самодостаточность. По отдельности эти подходы не могут объяснить ни региональных, ни общемировых социокультурных процессов.

Как указывалось ранее, были предприняты способы превращения западной культуры в идеальную культуру, которая должна стать образцом для других мировых культур, это более рыночный подход, чем философский. Когда культура, по своей ценности, ничем не отличается от мяса на рынке или от автомобилей в автосалоне, мало того, ее еще используют производители как способ для продвижения своих товаров на потребительском рынке. Но она не идеальна и это говорит о том, что нельзя отбрасывать другие культуры, т. к. это приводит к краху сложившейся за многие годы системы социокультурных понятий и представлений, что порождает нестабильную ситуацию относительно мировой культуры.

Культуры взаимодополняют друг друга. Западная культура культуру Востока и наоборот, славянская культура дополняет западную или американская европейскую культуру. Нельзя забывать, как в искусстве эпохи Ренессанса довольно часто встречались восточные сюжеты: отрывки из библии, мифические истории и существа, и т.д.

Чтобы понять эту проблему нужно рассматривать культуру, как постоянные действия человека, которые направлены к стабильности, но стабильность всегда ведет к нестабильности, т. к. говорили философы античности «все течет, все изменяется», из этого можно сделать вывод, что, ни одна культура не существует вечно, а цивилизация, которая пытается сдерживать изменение культурного состояния, неминуемо придет к упадку, например римская империя не хотела упрощать рабовладельческий строй и пришла к упадку. Чтобы понять причины этого обратимся к истории, возьмем Советский Союз. В начале 80-х гг. в Советском Союзе начинает развиваться новая культура, которая предлагала предоставить человеку право выбора, но советское правительство постоянно сдерживало проявление своды человека, они хотели, чтобы все у них было под контролем, это привело к тому, что эти подпольные культуры приобретали популярность у молодого поколения и росла волна недовольства, которая в определенный момент выплеснулась наружу. Из этого можно сделать вывод, что Советский Союз, римская империя, как динозавры, не принимали культурных изменений и ушли в небытие.

Из вышесказанного следует, что стабильность порождает нестабильность и наоборот нестабильность всегда переходит в стабильность, т.е. каждая культура существует до определенного момента, пока не происходит ее кризис и на ее месте возникает новая культура, например, после падения рабовладельческой культуры на ее месте возникла новая культура обслуживающая феодализм.

На новое нестабильное развитие влияет не только научно-техический прогресс, как когда-то думали материалисты. Например, виртуальное творчество это скорее культурный прогресс, чем научный, т. к. раскрывает безграничные возможности для развития духовных сил и творчества, т. к. это новый вид культуры, в которой реальность заменяется виртуальным миром, который представляет собой, желание видеть свой мир идеальным. Мы не можем утверждать, хорошо это или плохо, прогресс это или регресс, но можно считать, что социокультурные процессы уже никогда не вернутся в прошлое.

Научно-техническая революция также может корректироваться, это подтверждается прошлым опытом. Но эта проблема, на данный момент, не решена, и из-за этого рождаются новые проблемы в обществе. Такая ситуация была и с другими научно-техническими открытиями.

Развитие человека включено в социокультурную деятельность, что помогает ему в решении более сложных проблем и задач. В то время как наука выходит за рамки вещественного и технологического отношения проникая и в социокультурные процессы.

1.2 Исторический аспект предпосылок возникновения социосинергетики

социокультурный творчество стабильность социосинергетика

В истории человечества проблема стабильности и нестабильности существовала еще в древности. Да и с точки зрения средневековой схоластики считалось, что хаос – это Дьявол, а порядок – Бог. Известную всем фразу Гегеля «Все действительное разумно, все разумное действительно», можно объяснить так в системе, которая развивается порядок, как стабильность обязательно сменяется беспорядком, т.е. нестабильной фазой, а потом из нее же снова рождается порядок.

Это и привело к тому, что была создана теория динамического хаоса, и было признано то, что хаос разрушает сложные системы, но рождает новое переходя в новые состояния. Таким образом, хаос это не целая часть, а только ее часть и очень динамичная часть, которая сменяет культурно-исторические циклы, упорядочивая их.

В будущем станет возможным эффективное регулирование социокультурных процессов с учетом стабильности и нестабильности, когда мудрый правитель будет использовать нестабильность и порядок для регулирования стихийных и упорядоченных социальных процессов.


2. Социокультурный процесс с точки зрения синергетики

2.1 Диалектика стабильности и нестабильности в социокультурном процессе

В работе Руссо, где он сознательно сделал уклон именно в нестабильную сторону общественного договора для того, чтобы он стал главным началом становления учения о правах человека, которое в наше время превратилось во всемирную декларацию о правах человека. Фактически Руссо стал основоположником демократического государства.

Теоретические открытия социодинамики и социосинергетики используются в изучении динамики социокультурного развития. На первом месте в оценке динамики социокультурных процессов находятся такие интересы как, психологические, религиозные, классовые и т.д., это неминуемо приводит к путанице в развитии истории и ее объектов.

На данный момент, в науке нет признанных норм развития культуры, которые объясняют ее движущие силы, цели, задачи, источники, и социальные функции, т. к. нет единого пути разрешения этих проблем, потому что, существует бесконечное разнообразие подходов к ним. Эта проблема, устойчивого развития берет начало с момента возникновения социальной науки.

Значение творчества в возникновении нового социума, что мы называем цивилизацией нового мышления, начало возрастать еще с эпохи капитализма, а именно возникли понятия риска, рисковой деятельности в условиях стабильно-нестабильного социокультурного развития. Творчество и прогресс представляют собой ту сторону социокультурного процесса, где стабильность это застой, нестабильность – это разрушение циклов социокультурного процесса.

В наше время информация это как товар, значит, работает по законам рынка товаров, и свобода слова тоже стала товаром. Сейчас все, ранее самостоятельные области человеческой деятельности, которые в прошлом затрагивали все области человеческой деятельности – науки, искусства, культуры, морали, право и т.д. – имеют второстепенное значение и даже находятся под угрозой уничтожения. История сделала свой круг и вернулась к старому обмену товаров на границах владений при первобытнообщинном строе, только на высшем уровне. Мы пришли к возврату старого капитализма, например, когда произведения искусства инков и ацтеков европейцами превращались в золото, не имея никакой культурной ценности для них. Универсальным способом обмена различных видов деятельности на другие по законам товарообмена – стал рынок.

Все виды культуры – это либо скрытая форма обмена товаров или способ сбережения капитала. Например, во всем украинском телевидении реклама занимает одно из первых мест, а фильмы, передачи и др., то, за что не добывается прибыль, отходят на второй план. Произошедший разрыв культуры, не значит полного ее уничтожения, а происходит изменение культурных связей и традиций прошлого, на пути стабильности и нестабильности возникают новые культурные ценности мирового масштаба.

Из этого вытекает, что культуру можно представить как производную динамик нестабильности и, следовательно, стабильности, в которые входит, культурное творчество, культурное наследие и культурная сфера, а значит, описывается механизмом стабильности и нестабильности, выступающим феноменом культуры, который через риск и рисковую деятельность добивается устойчивого развития. Так как любая социальная система развивается, это значит, что к ней можно применить, как основную характеристику социокультурной динамики, через меру и допустимый риск, границы беспорядка (хаоса) и порядка.

В наше время информационный подход используется более активно для пояснения причин строения и возникновения механизмов социокультурной динамики, который превращает весь механизм социокультурной динамики в средство накопления и обработки информации. Основная конструкция культуры ограничивается не только информационными, но и социальными, религиозными, нравственно-эстетическими и многими другими процессами развития настоящего прогресса общества, т. к. культурные процессы не испытывают прямопропорциональной зависимости от скорости информационных процессов. Благодаря информационной сфере человек познает и воздействует на процессы материального характера, потому что, она является максимально доступной для человеческого сознания, ибо сознание является чистой формой информации.

В данный момент эпохи самопостроения информации под понятием «человек» подразумевают не столько человека, как личность, а скорее созданный на протяжении исторического развития тип человека разумного, в целом, который на основе информационного моделирования поведения в динамичном мире, обладает волей к самосовершенствованию (творчеству) и стремлением к бесконечности, т.е. бессмертию. Полученное, от природы и предков, – является частью стабильности в человеке. Стабильным в человеке – есть организм, но в процессе творческой деятельности, он в результате взаимодействия с окружающей средой, в состоянии полностью или частично, создать благоприятные условия для существования в различных, ранее не пригодных для проживания стихиях (например, океан, космос, литосфера и т.д.). Исходя из этого, жизнь как творчество, есть непрерывный выбор между порядком и хаосом этого мира. Мы считаем, что отсутствие движения, стремления к самосовершенствованию, т.е. отсутствие творчества, леность души, духовная смерть – это стабильность, а самосовершенствование, рисковая деятельность, душевная радость, победы, муки творчества – это нестабильность. Но друг без друга эти два противоположных понятия, как основа жизни, прогресса – существовать не могут. Они находятся только во взаимодействии, как диалектическая пара, основа – сосуществования человека и природы. Так уж сложилось по воле рока, что человек не бессмертен, но он постоянно стремится к воле, к творчеству, а значит ему суждено постоянно выбирать используя чудо информации.

Если бы человечеству удалось проникнуть в тайны всех законов информации, т.е. познать тайну мироздания, посредством информации, то он стал бы бессмертным, например, компьютер сохраняет свою «душу» (информацию), довольно таки долгое время; генная инженерия доказала, что гены, как носители информации, тоже, своего рода, доказательство бессмертия человечества, да и культура, как генный носитель социальной информации, не может никогда состарится, а значит и умереть, потому что она не подчиняется законам физики.

Человек в какой-то степени рискует, если у него все по расписанию, т.е. все продуманно, сознательно, в мире порядка и хаоса, а затем возникновения чего-то нового, предопределенного судьбой. Она объективна, как сегмент жизни человека, и ее не выбирают, т. к. на нее влияют самые разные причины. Вот тогда и возникает рок, в жизни человека, как что-то неотвратимое, независящее от его воли, это только часть его жизни, в которой господствует еще и случай.

У человека всегда есть воля к выбору в альтернативных условиях, а значит он сознательно рискует в определенных жизненных обстоятельствах. Отсюда возникают как бы два полюса «да» и «нет», но иногда человек поступает таким образом, что ни «да» ни «нет», т.е. не выбирает не одного варианта и вот тогда-то появляются новые варианты, а это и есть творчество, как основа нестабильности.

Воспринимая мир по-новому, нынешняя культура и по-новому видит человека в нем. Часто то, что начинается с нестабильности, под влиянием обстоятельств, в процессе своего исторического развития становится стабильностью. Свойством культуры в наше время, есть то что она, пытается, не смотря ни на что, сохранить судьбоносные моральные и эстетические ценности.

Культура, по своей природе, очень консервативна и в какой-то степени все новое принимает «в штыки», и как бы, защищаясь, порождает новую деятельную псевдокультуру, которая потом неминуемо приводит к застою, консервации, т.е. возникнет состояние стабильности. Возьмем к примеру, культуру элиты. Она всегда ассоциируется с прошлым, тогда как новая культура спонтанно возникает как взрыв в ее недрах и обслуживает огромную массу людей, а значит, такая культура становится демократичной. А без этого культура просто событие в истории, которое не смогло оставить свой след в жизни человечества.

В процессе противоборства культур возникает нестабильность, но затем неотвратимо наступает стабильность мировой культуры. Культура занимает все жизненное пространство человека, только через призму культуры становится понятным мир. Творчество, как нестабильность и традиция – стабильность, как две стороны одной медали две стороны анализируемого социокультурного процесса. Традиция присутствует везде, в морали, науке, религии и т.д., но это и есть, ни что иное, как информация сохраненная временем, позволяющая обществу устойчиво развиваться.

В недрах культуры постоянно идет борьба между стабильными и нестабильными ее составляющими. Например, с одной стороны, стабильное – это знаковые системы, как основа решения всех проблем, социокультурная картина мира, категории культуры – своего рода психология сознания носителей культуры, а с другой стороны – нестабильное, культурные отношения, новые культурные обстоятельства приобщения людей к культуре, новые ситуации происходящие в культурном социуме, приводящие к новым проблемам и отсюда возникает новаторство, изобретение нового, творческого начала. В недрах старого зарождается новое, чтобы затем опять возродится в новейшем, итак цикл изменения культуры снова повторяется на более новом качественном уровне. Таким образом в культурном социуме традиция как бы обновляется, приводя постепенно к стабильности общества.

Новые культурные ценности создают первопричину ускоренного развития общества, которые и вызывают к жизни творчество. Культура становится открытой и быстро реагирующей на влияние обстоятельств. Таким образом, культура становится импульсом энергии в социальном и культурном пространстве человечества и простые, незаметные на первый взгляд, вещи становятся культурными ценностями. Итак, единственная ниточка, которая связывает общество богатых и бедных это культура результат их культурного взаимодействия.

Совместная культура, может выступать как историческая память, а следственно имеет способность объединять людей, тогда как потенциально разделительными выступают производство, религия, традиции, национальность и этнические разнообразные различия. Культура пытается стабилизировать эти потоки нестабильности, но не в достаточной степени, чтобы остановить развитие социокультурных отношений и производства.

Теория информационно-волнового импульса заключает в себе все физические исследования, которые проводились лишь для того, чтобы объяснить первоосновы строения мира материи. Эта теория является циклической и представляет собой импульс, который объединяет в себе стабильность и нестабильность, поскольку среда импульса никогда не повторяется, то логично предположить, что его результат всегда является новым. Это привело к тому, что появились две, пожалуй, самых актуальных в наше время, проблем человечества – сбережение окружающей среды и культурных ценностей. Проблема состоит в удержании факторов, которые приводят к нестабильности, в определенной степени риска, чтобы не было слишком поздно, и ничего нельзя было бы вернуть в прежнее русло.

В основе истории культуры располагается структура этих процессов, которая, в свою очередь, определяет ее основные функции, характеризующие данную историческую эпоху.

Придерживаясь теории информационно-волнового импульса, религиозной культуре также не чужды эти процессы. Волна (свет) как первооснова бытия выступает главным фактором во всех ведущих религиозных теориях. Христос говорит «Я свет миру», а приверженцы христианства именуют себя «дети света». Из этого вытекает, что первоначальную теорию циклического импульса, т.е. теорию строения материи и любой культуры, рассматривали за долго до ее возникновения, как теории вообще.

В едином информационном пространстве присутствуют все ценностные минимальные и максимальные значения, которые являются составляющей стабильно-нестабильного цикла, это способствует возможности пополнения культурных ценностей и способствует преемственности культур, из этого следует, что любой культурный акт, представляет собой материально-информационную волну, т.е. источник и импульс развития.

Итак, информация в самом начале, как волна, никогда не может быть равна нулю и если рассматривать ее маятниковые колебания, т.е. на полюсах будет, как раз, стабильность и нестабильность, а значит главная задача культуры, это балансировка между плюсом и минусом, т.е. между стабильностью и нестабильностью, другими словами плюсом и минусом. Вот так и меняются исторические культурные циклы, целые пласты культуры, сменяют друг-друга, происходит рассвет одних и упадок других.

Волновая информация, как материальный носитель, в компьютерных системах, которые, в основном, функционируют в сетях, способна не только к структурной, но и к функциональной самоорганизации, а если рассматривать с точки зрения культуры, то, можно сказать, что она не представляет собой культурного объекта, т.е. искусственный интеллект, как источник волны – информации, это преобразованная, а может быть и совсем другой вид энергии и подчиняется он именно физическому закону сохранения энергии. В то время как мышление, мозг человека, как носитель волновой информации, способен к творчеству и работает уже совершенно на другом преобразованном виде энергии, как энергии духовной, высшего порядка. Он способен к духовному новаторству, т.е. творческой обработке этой энергии и результат этого уже есть духовная модель реального мира во временных пластах культуры человечества, а значит в продуцировании его культурных ценностей.

После смерти носителя информации она не теряется, т. к. дальше идут процессы, когда информация накопленная до него, продолжая функционировать на уровне генетического кода и накопляться уже, как бы, без его участия, тогда нею может воспользоваться другой разум и стать новым носителем этой информации. Так, с помощью культурных и исторических памятников, достижений культуры как зафиксированной информации сохраненных в памяти вещей и людей, новые поколения узнают свою историю. Знание это небольшой шаг на пути познания мира. Мы только можем строить догадки о механизме управляющем миром, т. к. это выходит за границы нашего сознания.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.