на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Профессиональная ориентация молодежи: понятие, сущность, механизмы формирования


2.2 Проблемы профориентации молодежи в современной государственной политике

Для правильного выбора профессии необходима государственная система профессиональной ориентации молодежи. В данном контексте, профориентацию можно рассматривать как комплекс мероприятий различных государственных и общественных организаций, направленных на формирование устойчивых потребностей к тем или иным профессиям или их группе и желания трудиться по ним[38].

Абсолютное большинство авторов, занимающихся профориентацией молодежи, сходятся во мнении, что в современной России нет единой государственной системы профориентации молодежи. Н.Н. Лукин связывает это с переходом к рыночной экономике и политикой невмешательства в сферу экономической деятельности. Службы занятости занимаются профориентацией безработных, а школьники, как правило, предоставлены в выборе профессии сами себе. Профориентацией молодого человека, заканчивающего школу, как правило, занимаются отдельные энтузиасты (например, учителя психологии в школе, социальные педагоги и т.д.).

Для подготовки высококвалифицированных специалистов профессиональная ориентация необходима. В этом процессе должно участвовать не только государство, но и рыночные структуры, что поможет вывести профессиональную ориентацию на соответствующий уровень для развития экономики страны.

Чтобы профессиональная ориентация существовала как единый механизм, необходима достаточно хорошо подготовленная нормативно-правовая база. В России такая база отсутствует. Кроме того, государство играет слишком малую роль в управлении и планировании трудовых ресурсов. Вопросу профессиональной ориентации молодежи незаслуженно уделяется слишком мало внимания, так, только в 1980-х годах ошибки граждан в выборе профессии ежегодно «стоили» государству более 11 млрд. рублей[39].

Основными регуляторами правовых отношений в области профессиональной ориентации являются такие нормативны акты:

-  Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005–2007 годы от 29.01.2005 года, в котором для развития рынка труда и содействия занятости населения предлагается создать систему профессиональной ориентации обучающихся в образовательных учреждениях общего образования с целью повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда[40];

-  ФЗ «О занятости населения в РФ» закрепляет право на бесплатную профориентацию через службу занятости как одно из основных прав граждан в области содействия трудовой занятости;

-  Постановление Министерства труда РФ от 29.08.1995 года «Об утверждении основных направлений развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения»;

-  Постановление Министерства труда РФ от 27.09.1996 года «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ», в котором дано понятие профориентации, названы ее цели, задачи, направления и методы, названы органы, занимающиеся профориентацией, определена их компетенция, приведен минимум бесплатных профориентационных услуг и т.д.;

-  Конвенция МОТ «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» 1975 года, согласно которой государства обязаны сделать более широкую профориентацию доступной детям, молодежи и взрослым, включая лиц с физическими и умственными недостатками;

-  Рекомендации МОТ «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» 1975 года.

В принципе, нормативно-правовая база профессиональной ориентации по объему не так и мала, дело стоит только за ее выполнением. В законе о занятости право на профессиональную ориентацию дается всем гражданам на бесплатной основе в органах службы занятости, но такую услугу предоставляют и другие органы и организации, в том числе государственные и муниципальные, но в законе это не отражено. Кроме того, список предоставляемых профориентационных услуг в Положении 1996 года значительно заужен, потому что распространен только на определенные категории граждан, кроме профинформирования. Такие несоответствия не приносят пользы функционированию профриентационной системе. Вряд ли целесообразно, не столько в плане соблюдения всех прав и свобод граждан, сколько для настоящего и будущего России, лишать права на бесплатную профориентацию в полном объеме все категории населения во всех государственных органах и организациях, оказывающих профориентационные услуги.[41] Так же, наблюдается недоработанность нормативных актов в этой области. Например, согласно Положению, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительный перечень профориентационных услуг.

Еще одной проблемной стороной в этом вопросе является то, что система профориентации в нашей стране возникает из разрозненных профориентационных мероприятий и искусственно возрастающего числа служб, предоставляющих профориентационные услуги, что приводит к снижению качества их работы.

В связи с этим, всего лишь 32% выпускников 11 классов обращаются за профориентационной помощью. При этом основными мотивами выбора профессии являются: интересная работа – 84,4%, хороший заработок – 78,7% и престижность профессии – 53,9%.[42] Это свидетельствует о том, что при выборе совсем не учитываются личностные особенности учащихся, что в свою очередь, не может не повлиять на дельнейшую судьбу учащегося как профессионала негативно. Для того, что бы профориентация была эффективной, необходимо совместная работа как школ, так и службы занятости и других организаций предоставляющих услуги в области профориентации молодежи.

В настоящее время в РФ идет модернизация образования. Одним из нововведений является профильное обучение в старших классах во всех общеобразовательных школах. Профильное обучение – это форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными профессиональными намерениями.[43] Учащиеся самостоятельно определяют профиль своего дальнейшего образования и это весьма важный момент в жизни учащегося. От того сделает ли он правильный выбор или нет будет зависеть его дальнейшая успешность в учебе, поступление в вуз, обучение в нем, а так же успешность его как профессионала. Обучение на одном из 11 профилей предполагает готовность к продолжению профессионального образования по очень многим и различным профессиям. На этом этапе достаточно правильно определить направленность личности, соответствующую профилю, и уже в процессе обучения конкретизировать свой выбор, определив Вуз и факультет. В абсолютном большинстве случаев для правильного выбора необходимо вмешательство квалифицированных специалистов в области профессиональной ориентации. По этому профориентационная работа, на данном этапе развития российского образования, необходима, в первую очередь, для успешного проведения реформ образования, а значит и для самого государства. Следовательно, можно сделать вывод о том, что профориентация обязательно должна присутствовать в школах, а не только в службе занятости, как это определено в нормативно-правовых актах.

Большое значение необходимо уделять профориентации молодым людям с ограниченными возможностями. Для более успешной реабилитации профессия инвалида должна соответствовать не только их физическим возможностям, но и их психологическим особенностям. Таким молодым людям свойственны неадекватные способы профессионального самоопределения: отсутствие собственных профессиональных намерений в связи с низкой самооценкой здоровья, общая пассивность и другие личностные особенности. Но для многих характерна и недооценка тяжести своего заболевания. В коррекционной школе для лиц с отклонениями в умственном развитии города Архангельска была внедрена система профессиональной ориентации, целью которой является актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания[44]. Она предназначена для учащихся 7-9 классов. В программу входит профессиональное просвещение, психологическое изучение и классификация профессий, пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников, изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей, индивидуальные консультации с целью оказания помощи в выборе профессии и профессиональные пробы. В Красноярске в 2005 году проходил проект «Шаг в самостоятельную жизнь», организованный Краевым государственным учреждением социального обслуживания «Центр комплексной реабилитации инвалидов». Основной целью проекта являлась практическая помощь молодым инвалидам в профессиональном самоопределении. Организаторы планировали выявить профессиональные склонности молодежи, учитывая медицинские показания. Проводилось знакомство ребят с учебными заведениями, осуществляющими профподготовку инвалидов, психологические тренинги, консультации психолога, профпробы и тестирование.

В связи с такой низкой организованностью профессиональной ориентации молодежи, только 69% девятиклассников и 71% одиннадцатикласников определяются со своим профессиональным выбором к окончанию школы. При этом из них 76% девушек и только 59% юношей. Слабоуспевающих выбрало профессию выбирают профессию только 50%.[45]

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что правовая база, регулирующая профориентационную систему не совершенна, она нуждается в развитии и доработке. Необходимо взаимодействие всех органов и организаций, оказывающих услуги по профессиональной ориентации молодежи, для более эффективной их работы. В связи с введением во всех общеобразовательных школах профильного обучения необходимо в школах вводить должность специалиста по профессиональной ориентации. В противном случае профильное обучение старшеклассников не будет столь эффективным как это предполагается. Профориентация молодых инвалидов должна занять соответствующее, не последнее место, в реабилитационных мероприятиях для них. Это позволит сделать профессиональную реабилитацию молодых инвалидов более адекватной и полной. Профессиональная ориентация распространяется на большие слои молодежи и по этому необходим достаточно высокий уровень ее организации. Но в нашей стране это не учитывается и по этому профориентации молодежи, незаслуженно, уделяется слишком мало внимания со стороны государственной власти.


3. Организация системы профессиональной ориентации в г. Красноярске

3.1 Деятельность межшкольного учебного комбината №4 в профессиональной ориентации молодежи

Межшкольный учебный комбинат (МУК) №4, расположенный в Советском районе города Красноярска, осуществляет свою деятельность уже около 15 лет. В настоящее время комбинат занимается: обучением учащихся 9–11 классов школ района по программам начального профессионального образования, профориентационной работой для школьников, дополнительным образованием по разным направлениям подростков, старшеклассников и взрослых, а также повышением квалификации работников образовательных учреждений района по компьютерным технологиям. Около года на базе МУКа работает центр профессиональной ориентации. Хотя и раньше в данном учреждении оказывались подобные услуги, но только как сопутствующие профессиональному обучению подростков. Сейчас же профориентация выделилась в отдельное направление в услугах МУКа.

Центр оказывает следующие услуги по профессиональной ориентации школьников:

1.  Консультация для учащихся школ:

Консультации по выбору будущей профессии для школьников, активизирующие планы личностного и профессионального самоопределения.

Консультации для будущих абитуриентов и их родителей, ориентирующие в выборе факультета и специальности в высших и средних учебных заведениях Красноярска (проектирование резервных вариантов места учебы или работы).

Консультации для будущих выпускников и студентов по вопросам самопрезентации при собеседовании.

Организация встреч с представителями высших и средних учебных заведений для знакомства с условиями поступления и обучения.

Предоставление возможности учащимся получить дистанционную консультацию через сайт «Карьера»: по выбору профессии, интересов и личностных возможностей.

Знакомство с регулярно обновляющимися сведениями Городского Центра Занятости о спросе и предложениях на рынке труда.

2.  Профориентационные развивающие игры, конкурсы и курсы для учащихся школ:

Проведение конкурсов, дистанционных викторин, организация проектной деятельности учащихся, в которых они могут испытать свои знания о том, какие существуют профессии, как правильно выбирать профессию, как реализовать свои возможности и др.

Проведение профориентационных игр, активизирующих осознанный подход к будущему, на основе видения причинно – следственных связей между выбором решений и последствиями.

Проведение профориентационных игр, способствующих осознанию роли тех или иных профессий в жизни общества, а так же анализу собственной готовности учащихся к различным профессиям. Возраст участников: 15–17 лет.

Профориентационный учебный курс «Девушка в условиях профессиональной карьеры». Данный курс направлен на оказание психологической помощи девушкам, решившим связать свой профессиональный путь с бизнесом, предпринимательством или управлением с учетом полоролевых стереотипов общества.

Профориентационный учебный курс «Профессия – руководитель». Данный курс направлен на оказание помощи участникам в анализе собственных психологических ресурсов сопоставленных при этом с требованиями управленческих профессий. Возраст участников: 15–16 лет.

Профориентационный учебный курс «Введение в технологию выбора профессии». Данный курс направлен на осознание учащихся необходимости в раннем профессиональном самоопределении с целью сокращения этого периода в будущем, более зрелом возрасте. Возраст участников: 14–16 лет.

3.  Тренинги для старшеклассников:

Тренинг коммуникативных умений и навыков.

Тренинг активного слушания.

4.  Услуги для взрослых:

Консультации для взрослых по вопросам выбора новой профессии, переподготовки или профпригодности.

Проведение психодиагностических исследований работающего персонала или кандидатов на предмет профпригодности по запросу работодателей.

Консультации для родителей по вопросам профессионального самоопределения детей.

Оказание методической помощи, проведение занятий и консультаций для учителей Советского района, занимающихся профориентационной работой в школах.

Проведение конкурсов, дистанционных викторин, организация проектной деятельностью.[46]

Раз в месяц МУК проводит совещание для профориентаторов школ, где специалисты МУК делятся своими новыми наработками и технологиями в профориентации молодежи. Кроме того, проводятся знакомства школьников с учебными заведениям города Красноярска в виде презентаций и экскурсий. Центр сотрудничает со следующими учебными заведениями: политехнический, индустриально-металлургический, строительный техникумы, техникумы пищевой промышленности; училища №86, 2, 20, 85, 19 и 21; технологический колледж; лицеи №41, 25, 31 и 18, а также лицей сервисных услуг; Красноярский институт социально-экономических наук; Красноярский филиал Санкт-Перербургского гуманитарного университета профсоюзов и Красноярский филиал Российской академии образования. Так же, идет сотрудничество с центрами занятости, что позволяет предоставлять молодежи свежую информацию о наиболее востребованных специальностях и профессиях в городе, а так же предоставлять информацию о вакансиях для заинтересованной в трудоустройстве молодежи.

Проводятся разнообразные конкурсы и викторины в рамках профориентационной деятельности МУК:

-  Конкурс «Проф-эрудит»: целью данного конкурса является дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании имеющихся у них знаний; участниками конкурса могли стать молодые люди до 18 лет; участникам предлагалась описать по определенным критериям 20 разных профессий, отличающихся между собой содержанием труда, требованиями, предъявляемыми каждой профессией, необходимым уровнем образования (конкурс проводился совместно с Красноярским краевым центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в рамках проекта «Миры профессиональных возможностей»).

-  Конкурс проектов «Профессиональный калейдоскоп»: конкурс направленный на поддержку общественных инициатив школьников в вопросе профессионального самоопределения; организаторы ставили перед собой такие задачи: выявление заинтересованных профориентационной работой групп школьников, поддержка и развитие полезной общественно значимой деятельности старшеклассников, создание условий для личностного роста учащихся и ориентация учащихся в мире профессий; к участию в конкурсе приглашаются учащиеся 9–10-х классов средних общеобразовательных школ Советского района г. Красноярска; участникам конкурса предлагается создать и реализовать проект, который окажет содействие профессиональному самоопределению учащихся, это может быть комплекс мероприятий (викторины, игры, социологические опросы, создание консультационного пункта, создание и демонстрация компьютерных презентаций, фотовыставки и др.) для различных целевых аудиторий.

-  Викторина «Найди свою профессию»: задачами викторины были: включить учащихся в различные виды профориентационной работы Создать условия для взаимодействия учащихся между собой через Интернет Развить познавательный интерес учащихся к профессиям; для участия в викторине приглашаются команды учащихся 9–11-х классов средних общеобразовательных школ Советского района; викторина проводится по темам: «История одной профессии», «Профессия-учебное заведение – место работы», «Поиск друзей по профессиональным интересам», «Фоторепортаж о профессиях» и «Слоган о профессиях», по каждой из этих тем на сайте с периодичностью один раз в неделю выставляются задания с описанием критериев оценивания в баллах и сроков выполнения.

Ежегодно, совместно с Администрацией Советского района, Управлением образования Советского района, образовательными учреждениями Советского района и Городским центром занятости, организуется Фестиваль профессий на базе Межшкольного учебного комбината №4. В 2006 году такой фестиваль проводился с 27 по 31 марта и участвовало в нем около 2 тысяч молодых людей в возрасте до 17 лет. Организаторы фестиваля ставили перед собой целью создание условий самоопределения, самоактуализации и самореализации учащихся в профессиональной деятельности. В программу фестиваля были включены мастер-классы, проводимые учащимися по программам начального профессионального и дополнительного образования МУК, по таким профессиям, как менеджер, бухгалтер, повар, кондитер, психолог, журналист и т.п., участники в он-лайн режиме задавали интересующие их вопросы представителям различных профессий, проводилась деловая игра «Мой бизнес», где учащиеся 8 классов моделировали реальные ситуации и создавали проекты виртуального бизнеса. Кроме того, предусматривались консультации с психологом, консультации по вопросам поступления в учебные заведения города, а так же профконсультации и профдиагностика. Также в рамках фестиваля проводился фотоконкурс «Мой взгляд на мир профессий» и многое другое.

Специалисты МУК по профессиональной ориентации проводят, как уже говорилось, разнообразные семинары и совещания для школьных профориентаторов. На них даются рекомендации по планированию их работы, знакомят с разнообразными методиками, применяемыми для профдиагностики. Разрабатывают методические пособия по профессиональной ориентации для школьных профориентаторов.

Подводя итоги можно сказать, что работа Межшкольного учебного комбината №4, как центра профессиональной ориентации молодежи, организована достаточно хорошо. Центр оказывает достаточно широкий круг профориентационных услуг, но не только школьникам обслуживаемого района, но и всем желающим на договорных основах. Кроме того, проводятся разнообразные конкурсы и викторины совместно с различными учреждениями на районном уровне, но и также на городском – совместно с учреждениями городского масштаба. У центра есть свой сайт в Интернете, посвященный профориентации, на котором присутствуют разделы как для профориентаторов, так и для школьников. МУК сотрудничает со многими учреждениями города, например, со службой занятости, Красноярским краевым центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения и т.д. Кроме того, организовано сотрудничество со многими учебными заведениями Красноярска, как начально-профессиональными, так и со средне специальными, и высшими учебными заведениями. Также идет сотрудничество с предприятиями города, куда организовываются экскурсии для школьников, как и в учебные заведения, в целях профориентациии молодежи. Деятельность центра основано не только на групповой работе со школьниками, но и проводятся индивидуальные профкрнсультации, как диагностического, так и информационного характера.


3.2 Профессиональная ориентация школьников 9 – 11 классов в средне образовательных школах

В мае 2007 года было проведено анкетирование учеников 9 – 11 классов общеобразовательных школ города Красноярска. Целью данного исследования является выявление проблем профессиональной ориентации данной категории. В качестве выборки использовалась вероятностная выборка.

В анкетировании приняло участие 100 респондентов, из них 77% девушек и 23% молодых людей, в возрасте от 14 до 18 лет. Доля учеников 9 классов составила 28%, 10 – 32%, а 11 – 40%.

Вопрос «Как Вы учитесь?»

Варианты ответов % к итогу
Отлично 3%
Хорошо 52%
Удовлетворительно 45%

Причем, доля определившихся с выбором профессии выше среди обучающихся хорошо и отлично выше, чем среди тех, кто учится удовлетворительно (70% к 31%). Это может быть связано с тем, что молодые люди, обучающиеся на хорошо и отлично определяются с профессией еще в 9 классе, целенаправленно идут в 10 класс, с дальнейшей целью поступления в ВУЗ. Тогда как, обучающиеся удовлетворительно очень часто заканчивают обучение в школе после 9 класса и поступаю не туда, куда хотели, а туда, куда смогли поступить. Кроме того, обучающиеся удовлетворительно относятся к выбору профессии не так серьезно как хотелось бы.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.