на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Технологический аспект социальной работы с семьей имеющей детей-инвалидов


В целях продолжения знакомства и движения к определению целей совместной деятельности участникам группы может быть предложен ряд упражнений, например: «Завершите, пожалуйста, следующее предложение: «Семья – это…»

Анализ полученных результатов позволяет изучить социальные ожидания, социальные идентификации семей, имеющих детей-инвалидов, роль этих идентификациях общественных объединений, а также определиться с фундаментом – теоретической базой деятельности группы.

Определение теоретической базы группы связано с вопросом о целях группы: «Чего она хочет достичь?», «К чему стремиться?». Обсуждение целей, как правило, обнаруживает наличие разных представителей у разных людей. Окончательная формулировка цели группы дается на начальном этапе, ибо формирование группы не завершено. На начальном этапе желательно поставить перед собой простые, легко достижимые задачи, с которыми согласны все.

Очень важно, чтобы каждый участник группы высказал свои мысли. Для этого возможно использование различных техник. Например, участникам группы предлагается несколько карточек, на которых выписаны цели уже существующих объединений само- и взаимопомощи.

Обсуждение целей уже существующих объединений и определение в этой связи своей цели возможно с использованием метода номинальных групп (приложение 3). Заметим, данный метод как один из видов групповой работы относится к базовым в технологии взаимопомощи. По достижении согласия группы относительно цели ее деятельности рекомендуется записать эту цель в протокол встречи.

Четко сформулированная цель группы – дополнительный фактор привлечения в нее новых участников, установления продуктивного взаимодействия со специалистами как социальных служб, так и медицинских учреждений, возможно, кинотеатров, аптек, СМИ. Группа не обязана приглашать на свои встречи гостей. Их присутствие может даже помешать. Но время от времени на открытие собрания группы это можно делать.

При определении цели группы, места и роли в ней специалиста социальной службы возможно использование метода метафоры, суть которого – в постижении одной области вещей с помощью понятий, описывающих другую. Метафора достаточно проста, эффективна, позволяет передать функцию лидера членам группы. Участникам группы в рассматриваемом случае предлагается изобразить современную группу взаимопомощи семей, имеющих детей-инвалидов на ватмане, используя разноцветные маркеры. Возможен и другой вариант: составление картины группы взаимопомощи из иллюстраций газет, журналов посредством наклеивания этих иллюстраций на ватман. В таком случае на контекстуальном уровне привлекается внимание родителей к текстам специализированных журналов, которые могли бы стать предметом для обсуждения на следующих собраниях объединения. При этом, если численный состав группы позволяет, она делится ведущим на подгруппы (с количеством участников 3-5 человек).каждая из них получает собственные задания. Затем полученные рисунки вывешиваются на одной из стен комнаты (оформление комнаты, в которой проходит собрание группы продолжается). Обсуждение рисунка идет по определенной в соответствии с целями собрания, схеме. Автор, работа которого получила самую высокую оценку, поощряется в контексте теории социального обмена.

Не менее важным является и вопрос о принципах и направлениях работы группы. Одновременно можно обсудить вопрос об отличии группы самовзаимопомощи от социальной службы, прочих социальных организаций.

Наконец, существует и проблема финансирования, которая также должна быть обсуждена на начальном этапе функционирования группы. Необходимо решить, для чего группе нужны деньги. Расходы большинства групп невелики, включают иногда покупку канцелярских принадлежностей, стоимость ксерокопирования печатных материалов (листовок, объявлений). Данный вопрос обсуждается в группе. Это может быть сделано посредством обращения к опыту других групп, например, прошедших через организационное оформление. Задача специалиста – рассказать о возможностях социальной службы на сей счет.

Резюмируя сказанное относительно начального этапа становления и развития объединения самовзаимопомощи семей, имеющих детей-инвалидов, подчеркнем, что задача специалиста – помочь группе в построении продуктивного взаимодействия. Значимую роль в этом призван сыграть Кодекс общения, который обсуждается, принимается группой и вывешивается на одной из стен комнаты, где проходят собрания группы.

Одно из основных условий взаимопомощи: ни одному участнику группы нельзя предлагать в одиночку брат на себя какую-либо зону ответственности. Группа должна решить, какие поручения необходимо на себя взять ее участникам.

Таким образом, начальный этап – это группообразование. Именно здесь закладываются основы само- и взаимопомощи семей, имеющих детей-инвалидов, намечаются формы и способы координации и интеграции усилий. Это процесс, в ходе которого определяется, смогут ли отдельные участники стать коллективным субъектом деятельности, возникает ли синергетический эффект. Задача специалиста – в том, чтобы завоевать доверие, помочь участникам ближе узнать друг друга, подбодрить тех, кто отмалчивается, сдержать слишком активных. Специалист выступает как человек, знающий первичные нормы общения и способы взаимодействия, восполняющий недостающие позиции. Его задача – сформировать первичный консенсус, отдавая себе отчет, что согласие носит во многом «ложный», предварительный, поверхностный характер [24].

Иногда в группе оказываются люди, превосходящие специалиста ив искусстве общения с семьями, имеющими детей-инвалидов. Специалисту рекомендуется вступить с ними в союз. Сложнее ситуация, когда в группе есть люди, владеющие специальными методами вмешательства в трудную жизненную ситуацию. С ними целесообразно согласовывать заранее свои действия.

Начальный этап – это первичный, поверхностный консенсус, и «полоса штормов», когда идет определение ролей участников группы, отвечающих их склонностям и способностям.

Обычно члены группы сначала показывают друг другу лишь свою «оболочку». Что спрятано за ней, проявляется не сразу, с опасениями. И в этой связи задача специалиста – постоянно подпитывать «особый» вклад каждого участника. Специалист призван помочь в преодолении конфликтов, самоидентификации родителей, ориентируясь на взаимоподдержку, обеспечиваемую целью, принципами деятельности, Кодексом общения, упомянутым выше.

Этап совершения действий – это период нормальной работы, когда потребность в специалисте ослабевает. Ему необходимо отойти в «тень», передоверив свои организаторские и методические функции другим участникам объединения. Иногда специалист сливается с группой, «растворяется» в ней, работая наравне с остальными. В случае претензии специалиста на прежнюю доминирующую роль возможен процесс отторжения или уход из объединения наиболее активных участников, распад этого объединения или его превращение в «приводной ремень» социальной службы, используемый для отчетов, проведения мероприятий.

Уход специалиста от активной позиции происходит тогда, когда содержательная работа налажена и группа выходит на первые эффективные решения. Критерием успешного выхода специалиста из объединения является приглашение его на праздничные и другие собрания этого объединения.

После «выхода» из группы задача специалиста – время от времени интересоваться у нее, как идут дела, что удалось сделать за последнее время группе б кто был рядом, помогал. Тем самым происходит позитивное подкрепление вхождения родителей в объединение, признается факт, что рядом всегда много людей, готовых помочь, а не только нуждающихся в помощи. Развитие объединения – это и есть накопление потенциала самостоятельного решения своих проблем, насколько это возможно [24].

Таким образом, способствуя созданию и развитию взаимопомощи, специалист осуществляет возложенную на него миссию, ибо, согласно этическим стандартам, провозглашенным Международной Федерацией социальных работников, последние «все свои знания и навыки обязаны направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии».

социальная инвалид взаимопомощь


Заключение

Появление психически или физически неполноценного ребенка в семье всегда связано с сильными эмоциональными переживаниями родителей. Это может приводить к дисгармонии семейных отношений, разводам.

Осознавая свою ответственность перед малышом, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка.

В соответствии с принятой классификацией существует огромное количество видов групп возникающих в результате взаимодействия людей друг с другом и представляющих определенную ценность для каждого конкретного человека. К ним можно отнести группы самопомощи и взаимопомощи.

Группа взаимопомощи – это коллектив людей, объединенных общей жизненной проблемой или ситуацией. В эти группы могут объединяться либо непосредственно люди, затронутые серьезной проблемой, либо их близкие, родные, друзья. Участники группы делятся своими чувствами и накопленным опытом, и это позволяет собрать воедино имеющуюся практическую информацию и способы преодоления трудностей. Такие группы управляются самими участниками и существуют для их блага.

Группы самопомощи – это поиск новых членов; отсутствие ограничений во временном плане; они появляются только с признанием наличия проблемы; ответственность лежит только на участниках группы; действуют по принципу давать и получать, коллективизм, взаимность, опора на собственный опыт; отсутствие иерархической структуры.

По сути дела любая группа самопомощи и взаимопомощи – это школа демократического движения, опирающаяся на его основные принципы: активное участие каждого в поиске эффективных решений своей проблемы, коллективное отстаивание своих интересов, организация и проведение акций и кампаний, взаимопомощь и обмен опытом на равноправной основе. Атмосфера доверия и поддержки складывающаяся в группе, помогает ощутить в себе силы и уверенность, необходимые для преодоления внутренних и внешних трудностей и для борьбы за свои права. Это особенно важно для людей, которые страдают от дискриминации и враждебного отношения, либо от нежелания государства и общества признать их проблему достойной внимания.

Разумеется, движение групп самопомощи и взаимопомощи способно решить лишь ограниченный круг задач. Во-первых, он не может служить заменой эффективной сети социальных, медико-психологических и других служб, как государственных, так и общественных. Во-вторых, люди с общим опытом (ситуацией, проблемой), могут не иметь возможностей или желания участвовать в деятельности взаимопомощи. Тем не менее они доказали, что могут эффективно дополнять существующие государственные и общественные системы поддержки и изменять к лучшему жизнь многих людей.

Способствуя созданию и развитию взаимопомощи, специалист осуществляет возложенную на него миссию, ибо, согласно этическим стандартам, провозглашенным Международной Федерацией социальных работников, последние «все свои знания и навыки обязаны направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии».

Подводя итог вышесказанному относительно технологии само- и взаимопомощи, подчеркнем, что она оперативное средство социальной политики, позволяющее одновременно с исследованием социальной действительности в целом оказывать содействие семьям, имеющим детей в их самореализации, самопомощи и саморазвитии, создании общественных объединений, в том числе на альтернативных социальным службам началах.


Список литературы

1.  Акатов Л.И. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.

2.  Бакулина Е. работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями. //Социальная работа. 2002. №3. С.37-39

3.  Гуслова М. Семейные клубы и реабилитация семьи. //Социальное обеспечение. 2000. №1. С.26-29

4.  Егорова Т.В., Родькина Е.В. Социально-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями. //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2005. №3. С.64-70

5.  Кривцова Л. Вырос, не значит выздоровел. //Социальная защита.2004. №4. С.27-32

6.  Куфтяк Е. Кризис родителей. //Социальная защита (социономия). 2005. №2. С.29-35

7.  Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.; Под ред. М.А.Глазуновой, Л.В.Малдахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, ст.128

8.  Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику

9.  Основы социальной работы: Учебник / от вред. Павленок П.Д. – М.: ИНФРА-М, 1998

10.  Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебн. пособие – 2-е изд. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004

11.  Рыбакова Н.А. О гуманистическом общении как условии реализации самопомощи в социальной работе. // Российский журнал социальной работы. 1997. 1/5. С.29-34

12.  Савельева И., Недзельский Н., Толмасова А. Группы взаимопомощи. –М.: Российский фонд «ИМЕНА», «Рубикон», 1998

13.  Социальная работа глазами студентов: Межвузовский студ. семинар «Школы профессионального мастерства» / Составитель-редактор С.В. Волков. – М.: Социально-технологический институт ГАБСУ, 1998.

14.  Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Малыхина. – М.: Социально-технологический институт МГУС, 2000

15.  теория и методика социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Жукова В.И., Зайнышев И.Г., Холостова Е.И. – М.: Издат-во «Союз», 1994

16.  Тетерский СВ. Общественная организация как психотерапевтическая группа //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. №2. С.23-27

17.  Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004

18.  Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

19.  Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. – М.: Издат-ко-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002

20.  Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей.- М.: Социально-технологический институт МГУС, 2000

21.  Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. – М.: .: Социально-технологический институт,1999

22.  Щукина Н.П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей. – М: .: Социально-технологический институт МГУС, 2000

23.  Щукина Н.П. Методологические аспекты изучения взаимопомощи пожилых людей. – М.: Социально-технологический институт МГУС, 1999

24.  Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей. Диссертация…доктора социологических наук, 2005

25.  Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. – СПб: Питер, 2004.


Приложения

Приложение 1
Четыре типа набора (привлечения) добровольцев
Типы Содержание
Набор «тепленьких»

Распространение брошюр или плакатов-листовок организации;

Использование газет, радио, ТВ, Интернета;

Контакты с общественными организациями, другими объединениями

Целенаправленный набор

Какова работа, которую надо выполнить;

Кого надо найти, чтобы выполнить эту работу;

Где их найти;

Как передать информацию о создаваемой группе;

Мотивационные потребности этих людей;

Что им сказать (потребность, выполняемая работа, возможные опасения, поощрения);

Кто осуществляет набор группы

Набор по принципу концентрических колец Привлечение добровольцев из уже существующих групп, которые связаны социальной службой, родителями активистами, задействованными в процессе формирования группы; постепенно расширять сферу привлечения
Привлечение из ближайшего окружения

Эффективен при «закрытых» системах общения;

Разработка философии привлечения;

Обучение ценностям группы взаимопомощи;

Использование философии привлечения


Приложение 2

План собеседования
Виды вопросов для собеседования Содержание вопросов
Установление контакта

Что бы вы хотели знать для начала разговора?

Что еще я мог(ла) бы рассказать Вам о создаваемой группе

Выяснение мотиваций

Что побудило Вас согласиться на нашу встречу?

Что Вас наиболее заинтересовало?

Чем бы Вы хотели заниматься в группе?

Что Вам дает возможность почувствовать, что вы работаете успешно?

Как Вы считаете, что наиболее важно для участников групп взаимопомощи?

Какую помощь Вы оказывали людям раньше? Что Вам нравилось в таком взаимодействии с другими людьми?

Определение навыков

Какими навыками оказания помощи Вы владеете?

Что Вам нравится делать?

Каких видов работ Вы избегаете?

Какой опыт взаимопомощи Вы имеете?

Расскажите, пожалуйста, о вашем первом опыте взаимопомощи с другими родителями.

Как Вы справляетесь с непредвиденными обстоятельствами?

Определение пригодности

Что Вам наиболее нравится и не нравится во взаимопомощи?

Опишите, пожалуйста, идеального участника группы взаимопомощи.

Какие типы участников группы Вам нравятся наиболее и наименее?

Какова, на Ваш взгляд, роль специалиста по социальной работе в группе взаимопомощи?

Получение дополнительной информации о потенциальном участнике группы

Приведите, пожалуйста, пример…

Расскажите, пожалуйста, еще о…

Что Вы думаете по этому поводу?


Приложение 3

МЕТОД НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП

Краткое описание метода

Метод номинальных групп (далее МНГ) – один из многих разработанных структурированных групповых процессов. Этот социальный метод полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, с тем, чтобы получить решения, к которым один человек прийти не может.

Результаты применения метода:

1.  приверженность.

2.  Удовлетворенность.

3.  Контроль.

4.  Желание участвовать.

5.  Подготовка работников.

План игры МНГ

Во вступительном слове необходимо ознакомить участников с процессом и предложить им чувствовать себя совершенно непринужденно.

Вводная часть (5-10 мин.):

1.  Вопросы освещения.

-  Цель заседания группы;

-  Этапы проведения МНГ;

-  Как будут использованы результаты и последующие шаги.

2.  Затем зачитывается тщательно сформулированная постановка задачи.

Если не понимается постановка задачи, то необходимо предложить нескольким участникам группы дат прямой ответ на поставленную задачу. Если ответы совпадают с целью и остальные участники, как представляется, поняли задачу, координатор переходит к первому этапу.

I.  Молчаливое генерирование идей (5-10 мин.). членам группы предлагают дать ответы на поставленную задачу. Необходимо поддерживать тишину!!!

II.  Этап неупорядоченного перечисления идей (40-45 мин.). координатор прерывает процесс, но подчеркивает, что прерывать процесс генерирования нет необходимости

Предлагается по очереди называть идеи:

1.  За одно обращение называется только одна идея.

2.  Участник может пропустить свою очередь и подключиться к перечислению на следующем туре.

3.  Разговор допускается только между участником, формулирующим ответ, и координатором. Обсуждение ограничивается только попыткой кратко изложить ответ для удобства его регистрации.

4.  Не допускается оценка ответов.

III.  этап уяснения идей (50-60 мин.):

1.  координатор зачитывает каждую идею из списка, чтобы убедиться, что все участники их поняли в том виде, как они записаны.

2.  Любой участник может предложить уяснение и толкование идеи, а также их комбинирования.

Идею можно:

А) отклонить;

Б) уточнить;

В) агрегировать.

Каждый участник имеет право «вето» на любую идею. Процесс должен быть направлен на уяснение идей, а не на их оценку.

IV.  голосование и ранжирование (5-7 мин.). Каждому участнику предлагается набрать 8 наиболее важных пунктов из перечня. Для этого используются карточки с записанными идеями, которые необходимо проранжировать и придать им вес.

Порядок ранжирования:

1.  из восьми карт выберите самый важный пункт, напишите цифру 8 в нижнем правом углу, обведите в кружок, а карточку отложите.

ИЛИ

Какой из 8 пунктов Вы бы использовали в качестве руководства для будущих действий в данной области, если можно было бы выбрать один пункт?

2.  Из оставшихся 7 карт выберите наименее важный пункт, запишите цифру 1 в правом углу, обведите в кружок, а карточку отложите.

ИЛИ

Если бы Вы могли использовать только 6 из 7 пунктов, то каким бы Вы пожертвовали?

Процесс ранжирования продолжается.

Подсчет голосов во время перерыва (10 мин.).

Заключительная часть (5-10 мин.)

1.  Обсуждаются итоги голосования, причем координатор подчеркивает те моменты, по которым существует высокая степень согласия.

2.  Можно предложить группе при желании исключить пункты, которые не получили голосов. Обычно существует резкая грань между идеями в районе 6-8 пунктов.

3.  Поинтересоваться мнением группы относительно будущих действий и поговорить о последующих шагах.

Оформление результатов.

Группа:

Количество участников:

Дата:

Координатор:

Помощник:

Число и день для ранжирования:

Постановка задачи (например):

1.  Определите те цели, к которым мы должны стремиться в ближайшие 2-5 лет.

2.  Определите конкретные цели и программы действий, для которых необходимо выделить ресурсы в ближайшие 6 месяцев, с тем, чтобы достичь Ваших долгосрочных целей

№ п/п Содержание идеи Полученные голоса Итого голосов Сумма рангов Интегрированный ранг Сумма Место

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.