на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Здоровьесберегающие принципы в организации учебно-воспитательного процесса


На этом этапе идёт осмысление пути достижения поставленных целей, которое конкретизируется в системе задач и основополагающих принципов деятельности.

Задачи программы "Школа содействия здоровью" таковы:

- чёткое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

- нормирование учебной нагрузки, объёма домашних заданий и режима дня;

- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учётом особенностей состояния их здоровья;

- развитие психолого-логопедо-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

- а также участие в обобщении опыта путём ознакомления с работой других школ, посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме.

В основе успешной реализации программы лежат следующие основополагающие принципы:

1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.

2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.

3. Единство физического и психического развития.

4. Наглядность.

5. Принцип целостности человека, его психосоматического, социально-культурного единства. При этом приоритетными компонентами деятельности выступают самореализация, саморазвитие, и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.

6. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.

7. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.

8. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения.

На данном этапе происходит внедрение в деятельность общеобразовательного учреждения всех тех проектов, которые приняты к исполнению.

При этом каждый специалист в своей профессиональной деятельности реализует установки, выраженные в соответствующих нормативно-программных документах федерального, регионального, местного уровня, в распоряжениях руководства.

Выполняя данные установки на практике, он неизбежно сталкивается с необходимостью самостоятельно определять конкретные действия, направленные на достижение поставленных перед ним целей.

Его деятельность становится осмысленной и поисково-творческой.

Однако при этом работникам общеобразовательного учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого необходимо создать прогнозируемую модель личности ученика.

Это физически, нравственно, духовно здоровый человек, образованный и адаптированный к условиям нестабильного социума.

Для него необходимы осознание здорового образа жизни, стойкий интерес к познавательной и двигательной активности, устойчивое стремление к регулярным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, самоконтроль и личностное саморазвитие.

Каковы же ожидаемые конечные результаты реализации данной программы?

Это повышение функциональных возможностей учащихся, рост уровня физического развития школьников и осознание ими приоритета здорового образа жизни, повышение самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

А также рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников и поддержку родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

На этапе реализации программы сотрудники школы имеют возможность корректирования деятельности по здоровьесбережению с целью повышения меры её соответствия основным установкам, назначенным функциям и нормативам, которые определены на предыдущих этапах: целеполагания и проектирования.

Заключительный этап управленческой деятельности связан с анализом и оцениванием результатов достижения целей.

Речь идёт об анализе деятельности школы по осуществлению на практике мероприятий, направленных на создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения.

Оценка результатов достижения целей состоит в сравнительном соотнесении замыслов, сформулированных на этапе целеполагания с появившимися после осуществления деятельности по здоровьесбережению изменениями в соответствии с прогнозируемой личностью ученика и ожидаемыми конечными результатами программы "Школа содействия здоровью".

Реализация данной программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

- культуру физическую (способность управлять физическими движениями);

- культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

-культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

Базовыми компонентами на всех ступенях реализации программы являются: - формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления и оказания доврачебной помощи себе и другому человеку;

- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями и различными видами спорта.

В рамках программы "Школа содействия здоровью" реально решаются серьезнейшие проблемы: такие, как

- грамотная организация учебного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты группы продлённого дня);

- внедрение методик преподавания учебных дисциплин, основанных на здоровьесберегающих технологиях;

-внеурочная занятость детей, организация их досуга, дополнительного образования;

- создание в коллективе благоприятного психологического микроклимата и формирования сознательного и грамотного отношения к своему здоровью у педагогов;

- просветительская работа с педагогами, учащимися и их родителями, так как многие вопросы сохранения и улучшения здоровья школьников можно решить лишь объединёнными усилиями школы и родителей.

Для этого в школе должна быть хорошая материальная база для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы. Спортивный зал, оборудованная площадка, игровая площадка для детей, тренажерный зал, зал психологической разгрузки, кабинет ЛФК, медицинский кабинет.

В каждом учебном кабинете должны быть установлены ионизаторы "люстры Чижевского", фонтаны для поддержания оптимальной влажности воздуха, собственные фильтры для очистки воды и соблюдения питьевого режима. В учебных кабинетах много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат.

Коридоры школы предназначены для отдыха детей.

Их должны украшать картины, аквариумы, фонтаны, искусственные цветы, что создаёт положительный психоэмоциональный фон учащихся и сотрудников школы.

Для удобства каждая рекреация и школьные коридоры оснащать комплексом мягкой мебели и мягким ковровым покрытием.

Работа школьного радио способствует проведению подвижных перемен в начальных классах.

Музыкальные звонки оказывают позитивное воздействие на нервную систему каждого ребёнка.

Учебно-воспитательный процесс школы необходимо представлять двумя блоками: учебно-педагогическим и оздоровительно-воспитательным.

Учебно-педагогический блок ставит перед собой цели:

- создание условий для комфортного ощущения ребёнка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья (I-IV классы);

- создание условий для познания своих психических, физиологических, психологических и умственных способностей, понимания сущности здоровья, здорового образа жизни и использования этих знаний для решения проблем своего здоровья и развития (V-IX классы);

- оказание помощи в выработке способов здорового образа жизни и обучение управлению состоянием своего психического, физического и нравственного здоровья (X-XI классы).

Оздоровительно-воспитательный блок должен стремиться

- привлекать учащихся к занятиям физической культурой и спортом,

-пропагандировать здоровый образ жизни,

-создавать условия для нормального физического развития учащихся,

- развивать органы ученического самоуправления.

Реализуя программу "Школа содействия здоровью", необходимо организовать деятельность по двум направлениям.

Первое направление предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями, способствующими всестороннему развитию ребёнка, получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья.

На уроках и во внеурочной работе применяются здоровьесберегающие технологии, в основе которых общеклассное взаимодействие и микрогрупповая работа.

Второе направление включает в себя комплекс оздоровительно-воспитательной работы со всеми учащимися.

С целью повышения их двигательной активности:

- прогулки на свежем воздухе после окончания уроков,

- спортивные часы, занятия хореографией,

- посещение детьми спортивных секций,

- динамические паузы, физкультминутки на уроках во всех класс

1.3 Валеологическое сопровождение как условие соблюдения здоровьесберегающих принципов в обучении

Социальная важность и необходимость решения проблемы укрепления здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания вытекает из стратегии устойчивого развития государственной образовательной политики. Современная педагогика призвана найти такие пути построения образовательного процесса, которые имеют в своей основе главное – сбережение природы Ребенка, который приходит в школу не только готовиться к жизни: он уже живет и имеет право быть здоровым. Становление Человека проходит через главную ось его восхождения к своей индивидуальности – здоровье. Таким образом, создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся становится одним из главных направлений совершенствования образовательного процесса в современной школе

Думается, что национальные проекты "Образование", "Здоровье" при их реальном воплощении в жизнь могут обеспечить благоприятную возможность для устранения ухудшающейся тенденции в состоянии здоровья школьников. В этом контексте, по мнению многих авторов [2, 3, 5, 6 и др.], роль валеологического сопровождения образовательного процесса может оказаться определяющей [3].

За последние годы отечественными учеными были разработаны валеологические рекомендации, способствующие регуляции физического и психического состояния школьников. Особенно следует отметить следующие.

– повышение общей культуры учащихся и обучение их различным приемам саморазвития;

– соблюдение общих гигиенических норм учебной деятельности;

– проведение оценки утомляемости школьников и распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой их работоспособности;

– проведение систематической коррекции психических функций учащихся;

– совершенствование форм проверки знаний учащихся;

– оказание эмоционально-интеллектуальной поддержки.

Ряд авторов рассматривают валеологическое сопровождение как "систему взаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников, учителей".

Кроме того, валеологическое сопровождение включает в себя индивидуальное и общее сопровождение образовательного процесса, сопровождение отдельных направлений работы в школе

Индивидуальное сопровождение – диагностическая работа: определение адаптационных возможностей учащихся, оценка их здоровья и развития, постоянное наблюдение за состоянием самочувствия детей, помощь ребенку в выборе оптимального образовательного маршрута с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, помощь валеолога, психолога при проблемах адаптации к учебной нагрузке [11].

Общее сопровождение включает внедрение валеологических рекомендаций в учебный процесс, разработку новых рекомендаций, разнообразные исследования и анализ полученных данных, практическое использование результатов исследования для оптимизации образовательного процесса, участие валеологической службы в работе по основным направлениям функционирования школы

Сопровождение отдельных направлений работы – это организация валеологической службы образовательного учреждения, прослеживание общих закономерностей течения образовательного процесса

В формировании системы валеологического сопровождения образовательного процесса можно условно выделить три группы принципов:

- методические и дидактические принципы: системность, интеграция, систематичность, вариативность. Они определяют само содержание системы валеологического сопровождения;

- организационные и педагогические принципы: технологичность, мотивация, индивидуализация, дифференциация. Они определяют организацию деятельности учителя и учащихся как субъектов познавательной деятельности;

- методологические и философские принципы: демократичность, прогностичность, гуманизм, нравственность, экологический принцип. Они определяют основу и стратегию в построении системы валеологического образования [20].

Школьному учителю надо обращаться к тем педагогическим средствам, которые не будут вести к ухудшению здоровья учащихся. Его задача заключается в том, чтобы проанализировать валеологические возможности своего учебного предмета, технологии обучения, разработать свои средства, реализующие валеологическую функцию, определить свое видение проблемы валеологического сопровождения образовательного процесса.

Эффективность валеологизации образовательного процесса будет выражаться в формировании валеологического мышления детей, учителей, родителей; структурировании учебного процесса на основе валеологической доминанты; интеграции учебных курсов в едином поле знаний на основе учебно-тематических блоков-модулей; введении в учебный процесс валеологических технологий; осуществлении опытно-экспериментальной работы на валеологической основе; частичном изменении управленческих функций за счет введения валеологического анализа уроков и валеологической экспертизы учебного процесса.

Комплексность, междисциплинарность и обязательный выход в сферу практических действий накладывают на процесс валеологического сопровождения образовательного процесса ряд требований, наиболее важным из которых является смена натуралистического подхода на системно-аксиологический. Несомненно, натуралистический подход имеет большие преимущества в исследовательской работе с материалом "неживой природы" и узаконил за четыре века своего существования принцип "простоты" исследования и как следствие – "простоты" законов природы. Но валеология в качестве предмета исследования имеет индивидуальное здоровье, которое рассматривается на соматическом, социальном и личностном уровнях, поэтому работа в натуралистическом подходе чрезмерно переупрощает реальность. Мы не можем в натуралистическом подходе определить, например, сущность влияния творческой активности человека на состояние его здоровья.[4]

Валеологическое сопровождение всей системы образования предусматривает, что каждый урок и воспитательное мероприятие должны содержать оздоровительный эффект, именно это обеспечит каждому ребенку индивидуальную траекторию развития на основе его возможностей, склонностей, состояния здоровья, поможет учителям обучать без перегрузок и школьных стрессов, формировать индивидуальный стиль в работе как один из ведущих способов адаптации ребенка к учебной деятельности.

здоровьесберегающий педагогика валеологический образовательный


2. РЕАЛИЗАЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1 Мониторинг результатов здоровьесберегающей работы школы

В данной практической части курсовой работы проводилось исследование о роли здоровьесберегающих принципов в организации учебно-воспитательного процесса. Исследование проводилось на базе сш №193 г. Минска, в которой обучается 1350 учащихся.

Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися. Профилактика вредных привычек

1. При опросе учащихся об их отношении к ЗОЖ было установлено:

Положительно относятся:

9-е классы -92%, 10-е классы - 87%, 11-е классы - 93%.

Неопределенное отношение:

9-е классы - 8%, 10-е классы - 13%, 11-е классы -7%.

Отрицательно относятся:

0% - во всех классах.

2. О важности питания для ЗОЖ учащиеся ответили:

Должно быть разнообразное:

9-е классы - 92%, 10-е классы - 96%, 11-е классы - 89%.

Остальные - неопределенное, однообразное или не ответили на вопрос.

3. Рациональный режим дня для учащихся составляет: 9-е классы - 33%, 10-е классы - 36%, 11-е классы - 40%.

Неопределенный режим:

9-е классы - 42%, 10-е классы - 25%, 11-е классы - 49%.

Хаотичный режим:

9-е классы -25%, 10-е классы - 49%, 11-е классы - 11%.

4. Психологический климат изучался в быту и по месту учебы. Положительный психологический микроклимат:

в быту:

9-е классы - 75%, 10-е классы - 8%, 11-е классы – 57%.  

в школе:

9-е классы – 50%, 10-е классы – 16%, 11-е классы – 44%.

Затруднились ответить.

в быту:

9-е классы -25%, 10-е классы - 92%, 11-е классы – 33%.

в школе:

9-е классы –42%, 10-е классы – 58%, 11-е классы – 40%.

Отрицательный микроклимат:

в быту:

9-е классы - 0%, 10-е классы - 0%, 11-е классы –0%.       

в школе:

9-е классы – 0%, 10-е классы – 26%, 11-е классы – 16%.

5. На вопросы о вредных привычках, к которым относятся употребление спиртных напитков, табакокурение, жевание резинки и употребление наркотиков были различные:

100% учащихся 9-11 классов ответили, что не употребляют наркотики.


По употреблению спиртных напитков и табачных изделий наблюдается тенденция роста к 11-му классу.

6. По мнению учащихся, факторы, влияющие на ЗОЖ, следующие:

Таким образом, можно сказать, что приоритетными факторами, влияющими на ЗОЖ, являются:

Отсутствие вредных привычек.

Высокая двигательная активность в течение дня.

Занятия физической культурой.

Рациональное питание

В условиях современного столичного образования для сохранения и укрепления здоровья учащихся недостаточно проведения лишь уроков физкультуры, необходимо осуществлять на практике оздоровительную работу через систему спортивных кружков и секций. В настоящее время в школе функционирует 10 спортивных секций:

Вид спорта Кол-во секций Кол-во учащихся %
Волейбол 1 60 6
Теннис настольный 1 34 3,3
Теннис большой 1 73 7
Футбол 1 30 3
Спортивные танцы 1 15 1,4
Гандбол 1 33 3,2
Каратэ 1 29 3
Шашки 1 18 2
Шахматы 1 21 2
Баскетбол 1 34 3,3
Итого 10 347 39,3

С 2008 учебного года открыт тренажерный зал для учащихся и родителей во внеурочное время, создан семейный физкультурно-оздоровительный клуб выходного дня.

Интенсивное применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеклассной работе сделало занятия спортом неотъемлемой частью жизни многих учащихся школы. Анкетирование учащихся по вопросу "Мое отношение к участию в районных и городских соревнованиях" определило следующие результаты:

Благодаря активной пропаганде здорового образа жизни среди учащихся, хорошо оснащенной материальной базы спортивных залов школы появилась возможность объединить школьников по их увлечениям и интересам. Об этом свидетельствуют и результаты участия команд в районных и городских соревнованиях.

Годы Легкоатле-тический кросс Мини-футбол Баскетбол (юноши) Волейбол (юноши) Лыжные гонки Итоговое место
2007/2008 2 13 15 16 16 12
2008/2009 5 9 8 15 14 8

2.2    Способы оценки использования здоровьесберегающих принципов в учебном процессе

 

Методика самооценки влияния школьных ситуаций на состояние тревожности (по Кондашу) (используется для учащихся 7-го и более старших классов.)

Инструкция: необходимо оценить каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу: 0-ситуация не волнует; 1 — ситуация слабо волнует; 2 — ситуация достаточно волнует; 3 — ситуация очень волнует.

1. Ответ у доски.

2. Разговор с директором школы.

3. Учитель решает, кого спросить.

4. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.

5. Выполнение контрольной работы.

6. Учитель называет оценки за контрольную работу.

I. Ожидание родителей с родительского собрания.

8. Сдача экзамена.

9. Участие в соревнованиях, конкурсах.

10. Ответ у доски.

11. Непонимание объяснений учителя.

12. Неожиданный вопрос учителя.

13. Не получается домашнее задание.

14. Принятие важного, ответственного решения.

Оценка результата: до 20 баллов — низкий уровень тревожности; 20-30 баллов — средний уровень тревожности; более 30 баллов — высокий уровень тревожности. (При сумме менее 6 баллов достоверность результата сомнительна.)

Важна не только оценка, полученная школьником, но и динамика показателей (за год, два и т.д.).

Полученные результаты: Эта методика использовалась для учащихся 11-ых классов в начале учебного года и в конце. В начале учебного года: большинство школьников имели низкий уровень тревожности (60%), 30% школьников – средний уровень тревожности и 10% школьников высокий уровень тревожности. В конце учебного года: большинство школьников имели средний уровень тревожности 55%; 25% школьников - низкий уровень тревожности, 10% школьников - высокий уровень тревожности.

Вывод: Методика самооценки влияния школьных ситуаций на состояние тревожности используемая для учащихся 11-ых классов показала, что уровень тревожности меняется в течении года (увеличивается).

Методика анализа урока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся.

Инструкция: дать оценку урока по следующим позициям:

1. Учет степени трудности предмета при составлении расписания.        

Да – 1        Нет - 0

2. Режим проветривания соблюден      

Да- 1 Нет- 0

3. Температурный режим соблюден

Да – 1        Нет- 0

4. Продолжительность урока соответствует возрасту.        

Да-1  Нет-0         

5. Физкультпаузы

Есть-1        Нет- 0

6. Стиль общения

Авторитарный - 0

Либеральный -0

Демократичный - 1

7. Психотравмирующие ситуации на уроке   

Есть – 0     Нет - 1

8. Позиция учителя

Взрослый- 1

Родитель - 0

Ребенок - 0

9. Работоспособность учащихся 

Отсутствие усталости  -1

Отмечена усталость     -0

10. Положительный эмоциональный настрой

Да     -1      Нет   -0

Оценка результатов: 7-10 баллов - урок способствует сохранению здоровья; 5-6 баллов - средний уровень направленности урока на здоровьесбережение; 0-4 балла - урок негативно влияет на здоровье учащихся.

На основе разработанной схемы были проведены анализы уроков в 5-ых и 7-ых классах. В результате уроки в 5-ых классах способствуют сохранению здоровья, а в 7-ых классах средний уровень направленности урока на здоровьесбережение.

Анализ расписания уроков школы на 2008/2009 учебный год

Классы Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

1-а

1-б

2-а

2-б

3-а

3-б

5-а

5-б

5-в

6-а

6-б

7-а

7-б

7-в

8-а

8-б

9-а

9-б

9-в

10-а

10-б

10-в

11-а

11-б

36

30

30

30

40

40

35

41

34

29(39)

45

44

46

42

43

33

40

36(46)

43

60

60

51

41

37

31

32

27

25

33

29

53

44

47

48

48

44

42(52)

48

53

49

51

46

54

51

42

46

43

43

26

27

29

27

39

33

48

37

43

42

54

48(58)

46

45

50

37

48

43

56

49

41

50

26

34

30

33

30

30

30

33

30

41

55

49

35

54

38

41

49

56

46

56

41

58

49

47

57

47(57)

28

29

18

22

36

29

51

40

30

49

22

24(34)

33(43)

32

45

50

57

51(41)

37

40

44

60

38

41(51)

18

30

25

21(31)

34

40

37

45

39

41

37

43

49

34

32

38

55

48

Анализ расписания 2008/2009 г. показал, что нагрузка превышает норму один раз в неделю в классах начальной школы, но, правда, в эти дни есть уроки физической культуры. В средней школе нагрузка превышает норму с 5 по 9 класс в одной из параллелей. В старшей школе нагрузка также превышает норму (все параллели 10 классов). Основная причина перекрузки расписания — нехватка учителей. Работающие учителя имеют большую нагрузку, поэтому есть трудности с составлением расписания. Этим же объясняется и наличие сдвоенных уроков.

На сегодняшний день школе очень трудно уложиться в нормы ранговой шкалы трудности И. Г. Сивкова. С каждым годом необходимых знаний растет, а вместе с ним увеличивается нагрузка


Показатели самочувствия учащегося 7 класса

Ф.И. _______________________

Примечание: Отметить галочкой правильный ответ

Показатели самочувствия учащихся 7 классов до занятий

Отдохнули

Настроение


Желание заниматься

Болевые ощущения

Показатели самочувствия учащихся 7 классов после занятий

Усталость

Настроение


Желание заниматься

Ответ на вопрос: "Создает наша школа условия для положительного эмоционального самочувствиия учащихся?" получено при обследовании учеников 7 классов. Детям предлагалось заполнить до и после занятий анкету, в которой отразилось бы их самочувствие.

В данном исследовании настораживает то, что многие дети отмечают уже до занятий, что они мало отдохнули (надо заменить, что обследования проводились после выходного дня). Почти все дети, которые пришли в школу с хорошим настроением сохраняют его и после занятий. К сожалению, детей, пришедших в школу с большим желанием учиться, стало меньше (64% 2008 г. и 57 % в 2009 г.). А к концу дня этот показатель и снижается. Имеются дети, которые приходят в школу, испытывая недомогание. Хорошую переносимость занятий отмечают 50%детей, а остальные - удовлетворительную. А в 2009 г. 2 % детей отметили плохую переносимость занятий.

Эти данные получены при обследовании, проведенном в обычный день, когда уроки были по 45 минут.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная курсовая работа предусматривала рассмотрение нескольких основных блоков:

- описать организацию здоровьесберегающей деятельности в школе;

- охарактеризовать здоровьесберегающие принципы;

-показать значение валеологического сопровождения в образовательном процессе;

- показать степень и способы реализации здоровьесберегающих принципов в учебно-воспитательном процессе.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сформулировать следующие выводы.

Современное образование столкнулось с двумя глобальными проблемами: продолжается снижение уровня здоровья школьников — в школу приходит все меньше здоровых детей, но при этом система общего образования базируется не на валеологических, а на информационных принципах.

Цели современной организации учебно-воспитательного процесса должны определять принципы обучения, которые бы отражали насущные общественные потребности.

В данной работе показаны разнообразные принципы здоровьесберегающей педагоги. С опорой на систему валеологических принципов, организация современного учебно-воспитательного процесса как в общеобразовательной, так и в коррекционной школе стала бы на качественно новый уровень развития.

Здоровьесберегающая деятельность в школе описана на основе программы "Школа содействию здоровья".

Учитывая современное состояние проблем валеологии, актуальным направлением является валеологическое сопровождение образовательного процесса. Под валеологическим сопровождением образовательного процесса понимается система взаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников, педагогов (Е.О.Школа). Данная система предусматривает, что каждый урок и воспитательное мероприятие должны содержать оздоровительный эффект, именно это обеспечит каждому ребенку индивидуальную траекторию развития на основе его возможностей, склонностей, состояния здоровья, поможет учителям обучать без перегрузок и школьных стрессов, формировать индивидуальный стиль в работе как один из ведущих способов адаптации ребенка к учебной деятельности.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.  Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М.: Университетское, 1990

2.  Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982

3.  Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. -М.: Физкультура и спорт, 1990.

4.  Гаврилова М.А. Использование интерактивных методик в валеологическом воспитании школьников // Гуманитарные технологии в биологическом и экологическом образовании. Сборник материалов У11 международного методологического семинара. Выпуск 6. – СПб.: Теса, 2007.

5.  Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу — с радостью. - Мн.: Амалфея, 1998

6.  Гигиена детей и подростков. / Под ред. Г.И.Сердюковской и А.Г.Сухарева. - М., Медицина, 1986.

7.  Гигиенические проблемы охраны здоровья населения// Материалы научно-практической конференции. - Самара, 2000.

8.  Гликман И.З. Теория и методика воспитания. — М., 2002.

9.  Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии. — М., 1992.

10.  Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. М.: МарТ, 2005.

11.  Запорожец А.В. Подготовка детей к школе.— В кн.: Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой - М., 1980.

12.  Ильющенков В.В., Берсенева ТА. Здоровье и образование. — СПб., 1993.

13.  Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова НА. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. — М., 2000.

14.  Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). – М.: Медицина, 1990.

15.  Киколов А.И. Обучение и здоровье: Методическое пособие. - М., 1988.

16.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 класс. – М., 2004.

17.  Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.

18.  Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.

19.  Лебедева Н.Т. Совершенствование школьного образования и здоровье учащихся. // Фiзiчная культура i здароўе. - 2000. - № 2

20.  Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Народная асвета, 1996.

21.  Лищук В. А., Мосткова Е. В. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации. Обзор. - М.: РАМН, 1994.

22.  Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002.

23.  Назаренко ЛД. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

24.  Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К. Смирнова. — М.: АП-КиПРО, 2003.

25.  Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справоч-ник. - М.: Новая школа, 1995.

26.  Попов С.В. Валеология в школе и доме. ( О физическом благополучии школьников) – СПб.: Союз, 1997

27.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

28.  Смирнов Н.К. Задачи валеологии в контексте проблем общества и системы образования//Актуальные проблемы валеологии в образовании. - М., 1997.

29.  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.

30.  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.

31.  Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор/ автор-составитель Г.Н.Петровский. - Мн.: НИО, 2000. - 92с.

32.  Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. -- М.: Педагогическое общество России, 2000

33.  Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1993


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.