на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Контрольная работа: Концепции развития общества в истории философии


Задание №4

1. Раскройте понятия «общество» и «социальная структура». Что такое социальная стратификация? Охарактеризуйте критерии социальной стратификации: доход, образование, власть, престиж.

2. Раскройте понятие и виды социальной мобильности. Приведите примеры.

3. Охарактеризуйте стратификацию современной России.

Ответ №4

1. Общество – это сложная, развивающаяся, самоорганизующаяся система. Это совокупность не только личностей, но также социальных общностей и групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Они тоже выступают субъектами социальной жизни общества. Можно сказать, что общество – это сами люди, живущие вместе и взаимодействующие друг с другом. Элементами этой системы (общества) выступают люди и социальные отношения, социальные действия и взаимодействия людей, социальные общности и группы, социальные институты основой служит:

Социальная структура — совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов. Семья, производство, религия, образование, армия, собственность, государство — фундаментальные институты общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору.

Социальная Стратификация – вертикальное расположение людей в обществе, их неравное положение. Этот термин пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения — среднюю, а богатые — верхнюю. К зажиточным слоям, составляющим средний класс, в современном обществе относят врачей, юристов, преподавателей, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию. Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.

Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год).

Богатство — накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (дом, земельные владения) имуществом.

Власть — в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, т. е. охраняется законами и традицией, окружена привилегиями. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти — политической, экономической или религиозной,— составляют институционализированную элиту.

Образование – дает возможность подняться выше по социальной лестнице в зависимости от того, каким престижем пользуется данная (приобретенная) профессия и от уровня образования (высшее, средне-специальное, начальное).

Престиж — уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. В некоторых странах, прежде всего в США, социологи измеряют его при помощи специальных методов. Они изучают общественное мнение, сравнивают различные профессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа. Первое такое исследование американские социологи провели в 1947 году. С тех пор они регулярно измеряют данное явление и следят за тем, как со временем изменяется престиж основных профессий в обществе, строят динамическую картину.

2. Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса. Человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых "белых воротничков" - инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Таким образом, люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Люди переезжают из города в деревню, из страны в страну. Они перемещаются вверх и вниз по социальной иерархии, иногда - группами, реже - целыми стратами и классами. Подобные перемещения в рамках стратификации общества и именуются социальной мобильностью.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например: мама В.В. Путина работала санитаркой, сторожем и т.д., а ее сын стал президентом РФ.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Например: в 1861 году в России произошла отмена крепостного права, которая коренным образом изменила социальную стратификацию страны. Крепостные стали свободными и получили право продавать свой труд, единственную свою ценность. Бывшие крепостные крестьяне были образовать рабочий класс, т.е. средний класс общества.

3. Стратификация современной России

Современные исследования факторов, критериев и закономерностей стратификации современного российского общества позволяют выделить слои, различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе реформирования российского общества. Согласно гипотезе, выдвинутой академиком РАН Т.И. Заславской, российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна». Верхний слой включает, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования.

Средний слой является зародышем среднего слоя в западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладает ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. Кроме того, пока этот слой слишком малочислен и не может служить гарантом социальной стабильности. В будущем полноценный средний слой в России сформируется на основе социальных групп: мелкие предприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.

Базовый социальный слой охватывает более 2/ 3 российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.

К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна - это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранит достигнутый статус.

Нижний слой замыкает основную социализированную часть общества, его структура и функции представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, их тех, кто не имеет профессии, а не редко и постоянного занятия, места жительства, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Признаками представителей данного слоя являются очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятия неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.

Социальное дно характеризуется главным образом изолированностью от социальных институтов большого общества, компенсируемой включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда следует замкнутость социальных связей, преимущественно в рамках самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями социального дна являются преступники и преступные элементы - воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди - алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т.д.

Другие исследователи представляют картину социальных слоев в современной России следующим образом: экономическая и политическая элита (не более 0,5); верхний слой (6,5 %); средний слой (21 %); остальные слои (72 %).

Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Углубление социального неравенства в мировой литературе получила название «бразилификации». Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, «поколения икс») наблюдается и в российском обществе.


Задание №5

1. Раскройте понятие государства, признаки и функции государства. Охарактеризуйте основные формы государства: форма правления (монархия и республика), государственное устройство (унитарное государство, федеративное государство).

2. Что такое политический режим? Раскройте типы политических режимов: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Каковы форма правления, политический режим и государственное устройство современной России?

философия история стратификация режим

Ответ №5

1. Государство – это организация публичной власти общества, охватывающая определенную территорию и население, на ней проживающее, способное обеспечить интересы всего общества через особые механизмы управления и подавления. А так же политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории.

Признаками государства являются: наличие публичной власти, суверенитет, территория и административно-территориальное деление, правовая система, гражданство, налоги и сборы, монополия на легальное применение силы или физического принуждения, опирающаяся на армию, полицию, службу безопасности, суд, прокуратуру.

Функции государства: издает законы, содержит средства массовой информации, армию, суды, полицию, выдает паспорта и визы, выплачивает зарплату учителям и врачам, которых называют государственными служащими, охраняет рубежи нашей родины и борется с контрабандой, начисляет пенсии и пособия, поддерживает сферу культуры и выполняет множество других функций, о которых мы не всегда подозреваем. Функции государства делятся на внутренние (экономическая, правовая, социальная, культурная, образовательная – все эти функции направлены на обеспечение достойного уровня жизни в данном государстве) и внешние (оборона и защита суверенитета, территориальной целостности и собственных интересов на международной арене).

Основные формы государства: По способу организации высшей власти или по форме правления выделяются монархия и республика.

Монархия – формальным источником власти является одно лицо - король, царь, фараон и т.д.

Республика – по закону источником власти является большинство.

По методу Аристотеля можно выделить три основных формы: монархию, аристократию, демократию, и три извращенные формы – тиранию, олигархию и охлократию.

Государственное устройство: По национально-территориальному устройству государство может быть унитарным или федеративным.

В унитарном государстве административно-территориальные единицы не обладают собственной государственностью. Для всех одна конституция и гражданство. Решения, принятые центральным правительством и общим парламентом, обладают силой для всей территории государства. Унитарная форма государства лучше подходит для однонациональных стран, именно там она и сформировалась.

В федеративном государстве роль центрального правительства серьезно ограничена. Источником власти выступают крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны). Федерация — это устойчивый союз почти самостоятельных государств, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство лучше подходит для многонациональных стран, где несколько народов имеют давно сложившиеся культурные традиции и образ жизни, говорят на разных языках, подчиняются разным нормам, исповедуют разные религии.

2 Политический режим – это система методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью. По типу политического режима государство может быть тоталитарным, авторитарным, демократическим.

Демократический режим: к таким режимам следует отнести такие формы правления, главную роль в которых играет парламент - коллективный законодательный орган. Демократия происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» и «кратос» - власть, правление. Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что при демократии народ суверенен, т.е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает именно народ. Демократия основана на признании народа в качестве источника власти. Главные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

Авторитарный режим: источником власти при диктатуре и тирании выступает не воля народа, а воля одиночки, прорвавшегося к власти. Ведь настоящий авторитет правителя предполагает уважение подчиненных, но диктатор, ни в каком уважении снизу не нуждается. Он утверждает свою власть силой. Всем единоличным, или авторитарным режимам присущи некоторые общие черты. Прежде всего, это отсутствие политической оппозиции и свободы, разветвленный полицейский аппарат и сильная армия, используемые для решения внутригосударственных проблем. Конституция, парламент и правительство подчинены первому лицу в государстве и выражают его волю.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) - одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционньгх прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

3. РФ по форме правления представляет Президентскую республику. В главе Конституции РФ предусмотрен значительный перечень полномочий Президента РФ как главы государства. Элементы парламентской республики нашли свое выражение в праве Государственной Думы выразить свое недоверие Правительству РФ. Вместе с тем вопрос об отставке Правительства решает Президент РФ. Россия - федерация договорно-конституционная, построенная по национальному (республики) и территориальному (края и области) признакам. Политический режим РФ - демократический, т.к. в Конституции РФ закреплен широкий круг прав и свобод граждан, предусмотрены представительная и непосредственная демократия, система органов муниципального управления, демократическое правосудие. Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации. Единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.


Задание №6

Ниже приведены суждения. Одни из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если Вы считаете, что данное суждение правильное, то в графе "да" поставьте галочку. Если Вы считаете, что суждение неправильное, то поставьте галочку в графе "нет".

Суждение Да Нет
Санкции – это наказания, которые обеспечивают соблюдение социальных норм. +
Предметом социологии является государство. +
Любой человек занимает только одну позицию, имеет только один социальный статус. +
Получение диплома о среднем специальном или высшем образовании – пример вертикальной мобильности. +
Цель социологического исследования – получить типичную картину социального явления. +
Социальная стратификация – это деление общества на классы. +
Уровень дохода – это социальный показатель объединения людей в профессиональные социальные группы. +
Самый распространенный метод социологии – это опрос. +
Положение в обществе, которое индивид занимает независимо от своей воли, желаний и усилий, называется достигаемым социальным статусом. +
Индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами) называется конкуренцией. +

Задание №7

Опишите, пожалуйста, процесс Вашего обучения в учебном заведении (с момента поступления и до получения диплома о среднем специальном образовании) с точки зрения права, ответив на следующие вопросы:

1. Какие нормативные правовые акты, из каких отраслей права регулируют Ваши отношения с учебным заведением?

2. Какие юридические факты (действия, события) имеют место в процессе Вашего поступления в учебное заведение и обучения в нем? Приведите, пожалуйста, конкретные примеры и охарактеризуйте кратко эти факты.

3. Назовите субъекты и объекты Ваших правоотношений с учебным заведением.

4. Изменится ли что-то в Ваших правах и обязанностях после получения диплома о среднем профессиональном образовании? Если да, то, что именно? Обоснуйте свой ответ.

Ответ №7

Процесс обучения в НТТЭК – Нижнетагильском торгово-экономическом колледже:

1). I. Нормативно-правовой акт: Конституция РФ; отрасль права: конституционное право: Статья 43 Конституции РФ п. 1. Каждый имеет право на образование. П. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

II. Нормативно-правовой акт: Гражданский кодекс РФ; отрасль права: гражданское право: (договор) Статья 421,422,423, 424,425.

III. Нормативно-правовой акт: Налоговый кодекс РФ; отрасль права: налоговое право: статья 19, 38, 40.

2). Юридический факт - это конкретное социальное обстоятельство, вызывающее в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий - возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. По правовым последствиям юридические факты делятся на: правообразующие, правоизменяющие и правовпрекращающие. По волевому признаку юридические факты можно разделить на две группы: события и действия. Изъявив желание обучаться в НТТЭК первым делом, я подала документы на поступление (действие), затем написала заявление о зачислении (действие) и сдала вступительные экзамены (действие); после этого подписала договор (действие); затем вышел приказ о моем зачислении (событие); через год я подписала дополнительное соглашение (действие).

3). Первую группу субъектов гражданских правоотношений представляют граждане (физические лица).

Вторую группу субъектов гражданских правоотношений составляют юридические лица, которые являются основными участниками гражданского оборота.

Третью группу лиц, участвующих в гражданских правоотношениях, составляют государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования.

Объектами гражданских правоотношений выступают материальные и нематериальные блага, по поводу которых они возникают, изменяются и прекращаются.

К материальным благам, как уже отмечалось, относятся вещи, результаты выполненных работ и оказанных услуг, имеют овеществленную форму либо полезное свойство, позволяющее сохранить, или улучшить овеществленный объект.

Нематериальные блага являются результатом творческой деятельности и могут быть представлены объектами исключительных прав (произведения науки, литературы и искусства, фирменные наименования, товарные знаки, промышленные образцы и др.), а также личными неимущественными благами (жизнь, здоровье, имя, честь, достоинство, деловая репутация и др.). Объекты гражданских правоотношений - материальные и нематериальные блага - делятся на следующие группы:

1. имущество и имущественные права;

2.овеществленные результаты выполненных работ, включая представляющие интерес для гражданского оборота результаты творческой деятельности;

3. овеществленные результаты выполненных работ и оказанных услуг; личные неимущественные права.

Так, мы студенты (субъект), получаем знания (объект, не материальные блага) от преподавателей (субъект); вносим денежную плату (объект, материальные блага) за обучение.

4. После получения диплома о среднем профессиональном образовании, у меня появиться право требовать повышения в должности и заработной плате на работе; появится возможность карьерного роста. Вместе с тем, после повышения ответственность и нагрузка увеличится, появится больше обязанностей. Например, если сейчас я занимаю должность продавца-консультанта в фирме ООО «Декор +» с окладом 4000 т. руб.; в мои обязанности входит работа с клиентами и кассовым аппаратом, то после получения диплома о средне профессиональном образовании и последующем повышении в должности (реализации моего права) до офис-менеджера и увеличении заработной платы до 9000т. руб., в мои обязанности будет входить управление персоналом и ведение отчетности, работа с поставщиками и т.д., то есть обязанностей, добавится. Приобретение новых дополнительных прав, влечет за собой появление новых дополнительных обязанностей.

Задание №8

Используя статьи Трудового Кодекса РФ, дайте правовую оценку предложенной ситуации.

Инженер-механик ООО «Рондо» Борцов подал заявление об увольнение по собственному желанию в связи с переходом на другую работу. Директор ООО «Рондо» заявил Борцову, что он уволит его по собственному желанию при условии, если Борцов найдет себе замену. С таким решением Борцов не согласился.

Через месяц после подачи заявления администрация ООО «Рондо» уволила Борцова по собственному желанию. Считая свое увольнение неправильным, Борцов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе в ООО «Рондо» и об оплате вынужденного прогула, объясняя это тем, что в связи с задержкой увольнения он утратил возможность устроиться на другую работу на другом предприятии и решил остаться в ООО «Рондо».

Каков порядок увольнение работников по их инициативе? Как решить спор?

Ответ №8

Борцов обратился с заявлением о расторжении трудового договора в соответствии со статей 80 ТК РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)», п. 1 «работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели». П. 5 «по истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним расчет», но директор ООО «Рондо» этого не сделал, тогда руководствуясь п.6 ст. 80 ТК РФ «Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был, расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается».

Из этого следует, что Борцова уволили не правомерно и, следовательно, он имеет право на оплату вынужденного прогула ст. 165 ТК РФ п.1 «Работникам представляют гарантии и компенсации в следующих случаях»: п.6 при вынужденном прекращении работы не по вине работника»; п.8 «в некоторых случаях прекращения трудового договора»; п. 9 «в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника». А так же ст. 234 п. 1 «Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, частично наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу». П.4 «задержки работодателем выдачи трудовой книжки, внесения в трудовую книжку не правильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения».


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.