на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы


Понимание школьниками здоровья как эстетической и нравственной ценности, а не просто как «внутреннего ресурса человека» повышает привлекательность здорового образа жизни, активизирует позицию учащихся в преодолении трудностей, в сопротивлении давлению анти социальных группировок. Таким образом, в данной работе понятия «установка» и «ценностная ориентация» на ЗОЖ синонимичны.

Как же можно создать заинтересованность и готовность (установку) вести здоровый образ жизни? В общем плане для установки любой формы поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можно выделить несколько факторов, существенных для установки здорового образа жизни:

1) Знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему;

2) Желание быть хозяином своей жизни – вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты;

3) Положительное отношение к жизни – взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться;

4) Развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить тебе жизнь.

5)  Проговоренные правила в семье.

6)  Способность конструктивно справляться со своими негативными чувствами.

7)  Адекватная самооценка.

8)  Личный пример родителей.

И не следует забывать о том, что стремление современного подростка сохранить и укрепить своё здоровье должно быть ориентировано на понимание важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально полезной, и, главное, будущей профессиональной деятельности, ведь часто и выбор специальности определяется кругом требований, которые предъявляются и к состоянию здоровья человека.

2. Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у подростков

Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во вне учебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. (28)

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки. Разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм, что ведет к неправильному представлению о здоровом образе жизни или незнании о таковом вообще. В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.

Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей. (28)

Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.

Как же можно использовать информацию о функциях внеклассной работы при подготовке конкретной деятельности? Для того чтобы получить положительные результаты, необходимо сформулировать цель. Нужно сформулировать цель вашей беседы с детьми так, чтобы она отражала приоритетные функции в соответствии с задачами внеклассной работы.

Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Современная школа должна управлять воспитательным процессом, а не плестись в хвосте. «Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам.» (28) При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на:

1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

2. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени.

3. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех учащихся.

Важнейшее направление воспитательной работы в школе - формирование у школьников здорового образа жизни. Как привить подросткам тягу к физкультуре и спорту, активному отдыху, рациональному питанию, соблюдению правил гигиены? Как уберечь их от пагубного влияния курения, алкоголя, наркотиков? Как выстроить воспитательную работу в классе так, чтобы здоровый образ жизни стал основной нравственной ценностью подростка?

Здоровье созидающая деятельность - целенаправленная форма активности, посредством которой удовлетворяются потребности в сохранении, развитии здоровья учащихся. (14)

Общая цель воспитания ценностных основ здорового образа жизни: воспитание стремления к становлению себя (к само актуализации) как здорового человека, как здоровой личности, т.е. к развитию у самого себя и устойчивому воспроизводству качеств, позволяющих осуществлять свою открытость миру через гармоничное и полное удовлетворение своих базовых потребностей и достижение телесного, душевного и духовного благополучия.

При формировании установки на здоровый образ жизни педагог должен учитывать основные цели воспитания ценностных основ здорового образа жизни, включающие в себя личностный, гносеологический, культурологический, деятельностный компоненты.

1. Личностный компонент целей воспитания.

Общая цель: воспитание стремления к проявлению личностных качеств, характеризующих здорового человека (стремление быть здоровым).

2. Гносеологический компонент целей воспитания.

Общая цель: воспитание стремления к самопознанию и самоопределению, т.е. стремления познать и понять самого себя, опираясь на знания о человеке как таковом: знания о природе человека, о его сущностных качествах, о его базовых потребностях и т.п. для того, чтобы строить свою жизнь исходя из этого.

3. Культурологический компонент целей воспитания.

Общая цель: воспитание стремления к построению тех основных социокультурных форм организации жизни человека, которые обеспечивают актуализацию его потенциальных собственно человеческих возможностей, а также полное и гармоничное удовлетворение его базовых потребностей.

4. Деятельностный компонент целей воспитания.

Общая цель: воспитание стремления к самостоятельному построению таких оптимальных форм отношений с действительностью, которые обеспечивают телесное, душевное и духовное благополучие человека в результате полного и взаимосогласованного удовлетворения базовых потребностей, актуализации его открытости миру и собственно человеческих возможностей.

Технология воспитания ценностных основ здорового образа жизни, ориентированного на развитие ценностного мира человека, должна складываться из методов воспитания, обеспечивающих организацию следующих видов деятельности воспитанников:

1)  выявление и формулировка проблем связанных с переживанием воспитанниками как состояния благополучия (здоровья), так и болезни. построением таких отношений;

2)  поиск способов разрешения выявленных проблем;

3)  обоснование предлагаемых способов разрешения выявленных проблем с опорой на систему научных, философских знаний, на аксиоматические высказывания, на примеры из обыденной жизни;

4)  участие в дискуссии по поводу определения оптимальных способов решения выявленных проблем;

5)  создание проектов самостоятельной деятельности по изучению условий возникновения проблемы, по поиску способов их решения, по решению проблем, связанных с недостатком или утратой человеком здоровья;

6)  деятельность по решению конкретных проблем, связанных с укреплением и сохранением своего здоровья;

7)  деятельность по анализу собственной деятельности по решению проблем, связанных с укреплением и сохранением своего здоровья;

8)  ценностная рефлексия воспитанников.

В качестве основных форм воспитания ценностных основ здорового образа жизни могут выступать: классные часы, «метод проектов», индивидуальное воспитательное взаимодействие, учебные занятия по физической культуре и предметов гуманитарного цикла.

Для вовлечения учащихся в процесс здоровьетворчества (внимание к собственному здоровью, выработка индивидуального стиля жизни) важно, чтобы среда мотивировала их на эту деятельность. Идеи самообразования, самосовершенствования, самораскрытия, самоопределения могут овладеть детьми и подростками, если среда ежедневно предоставляет им возможности для реализации этих процессов. Всеобщее внимание привлекают «говорящие стены» (цитаты, поговорки, пословицы о здоровье, записанные изречения самих учащихся, учителей), регулярно обновляемые фотовыставки, информационные стенды о здоровом образе жизни, спорте, экологических аспектах здоровья, выставки детских агитплакатов и коллажей. Все это заставляет школьников задуматься над самим понятием здоровье, связать его с поведением человека, а также состоянием природы. (13)

Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать школа через ЗОТ (здоровье сберегающие образовательные технологии) – тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условий жизни – это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.

Задача здоровье сберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. (Н.К. Смирнов. «Здоровье сберегающие образовательные технологии).

Таким образом, чтобы формирование установки на здоровый образ жизни во внеклассной работе проходило эффективно, следует:

Во-первых, при организации и проведении внеклассной работы обязательно ставить цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

Во-вторых, перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

В-третьих, воспитатель должен обладать высокими личностными качествами, во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога, прежде всего как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям. То есть, педагогу, чтобы научить детей здоровому образу жизни, требуется в первую очередь самому его соблюдать.

И, наконец, только тогда формирование установки на здоровый образ жизни у подростков станет возможным, если воспитанник с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.

3. Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы

Нами выделены следующие педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы в условиях школы: во-первых, информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни; в-третьих, обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность). Реализация выделенных педагогических условий ориентирования подростка на здоровый образ жизни способствует получению им знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.

Анализ научной литературы показал, что формирование здорового образа жизни чаще связывают с физкультурным образованием. В широком смысле физкультурное образование понимается учеными-педагогами, культурологами как способ приобщения человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье созидающей деятельности (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт, Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, И.И. Сулейманов и др.).

Поэтому реализация первого педагогического условия ориентирования ученика на здоровый образ жизни осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина физическая культура может способствовать информационному ориентированию подростка на здоровый образ жизни за счет: сочетания двух содержательных компонентов - обязательного (базового) и вариативного (для решения частных задач) и активного использования ее вариативного компонента в теоретическом разделе программы; усиления образовательной направленности физической культуры с целью информирования школьника о здоровом образе жизни; использования разнообразных форм и методов, способствующих его приобщению к здоровому образу жизни; совершенствования организационно-педагогической деятельности преподавателя. Оптимальное сочетание содержания базового и вариативного компонентов Программы дисциплины "физическая культура" мы связываем с реализацией педагогического условия по информированию студента о здоровом образе жизни. Осмысление, осознание и обретение личностных смыслов в любой сфере жизнедеятельности, по мнению педагогов и психологов, существенно изменяется благодаря целенаправленной работе с информацией. Это и составляет содержательное наполнение данного условия, которое в практической педагогической деятельности соотносится с этапом ознакомления.

Информирование воспитанников о здоровом образе жизни осуществляется посредством методов кооперативного (совместного) обучения, направленных на переход от пассивной формы восприятия информации к активной и обеспечивающих субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ученика: лекций, лекций-бесед, диспутов, встреч, валеологических конференций. Использование этих методов позволяет задействовать такие базовые характеристики личности подростка, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют переоценке школьниками смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению образа жизни.

Параллельно осуществляется подготовка учащихся к реализации практико-ориентированной части внеклассной работы, поскольку актуальным в ориентировании учащегося на здоровый образ жизни является его эмоционально-ценностное принятие на личностном уровне как необходимое основание для самоорганизации здоровой жизнедеятельности. Актуализацию эмоционально-ценностного отношения школьника к здоровому образу жизни мы рассматриваем как следующее условие реализации педагогической стратегии ориентирования воспитанника на него. Актуализация эмоционально-ценностного отношения учащегося к здоровому образу жизни представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по переводу его ценностных валеологических ориентиров (мыслей, взглядов, представлений, убеждений, установок, чувствований, способностей) из потенциального состояния в реальное и осознанию их значимости в жизнедеятельности человека. Это условие соотносится со вторым этапом реализации данной стратегии - этапом актуализации.

В практическом решении задач данного этапа мы исходим из теоретических положений педагогической аксиологии о сущности ценностного отношения. Ценность получает свое актуальное существование в деятельности, когда субъект, вступая во взаимодействие с объектом, формирует отношение. Ценностным оно становится, когда свойства объекта удовлетворяют потребности субъекта, задействуют эмоциональную сферу и порождают личностный смысл, формируя внутреннюю позицию личности. Под влиянием реальной жизненной практики, при наличии внутренней активности человека возникает ценностное отношение.

В соответствии с этим был осуществлен выбор таких педагогических методов, приемов и средств, которые способствовали бы формированию у подростков внутренней картины здорового образа жизни. Основными компонентами такой картины являются: когнитивный (совокупность знаний, представлений, умозаключений о здоровом образе жизни) и эмоциональный (чувственная сторона), способствующие осознанию, эмоционально-ценностному принятию и моделированию здорового образа жизни как деятельностного ориентира. Методическое обеспечение реализации второго педагогического условия осуществляется нами посредством использования дискуссионных методов организации познавательной деятельности учащегося (диалоги, дискуссии), способствующих активизации эмоциональной сферы личности, а также моделирования интерактивных методик, самостоятельных, индивидуальных и совместных форм работы, обеспечивающих деятельностный аспект.

Особое внимание на этапе актуализации уделяется методу моделирования, который берет свое начало со времен Пифагора, Платона, Архимеда, Аристотеля и предполагает построение некоторого образца, аналога, модели явления или процесса, отражающего существенные характеристики изучаемого объекта. Модель выполняет функции воссоздания и умножения знаний об оригинале, конструирования его новых свойств, управления им и развития его. Создание модели представляет собой промежуточный этап, на котором осуществляется подготовка к реализации в деятельности. Моделирующая деятельность позволяет использовать интегрированные знания учащегося о здоровом образе жизни, задействовать их ценностные приоритеты, получить первичный опыт конструирования такой деятельности. С этой целью организуется мастер-класс, программа работы которого построена на основе общения, совместной деятельности, проектировании, личного примера. Как результат активного взаимодействия педагога и воспитанника, учеников друг с другом предусматривается создание модели здорового образа жизни как деятельностного ориентира. Работа в мастер-классе позволяет подросткам сориентироваться в проблеме, получить опыт моделирования в процессе совместной деятельности и общения. Создание индивидуальной модели здорового образа жизни школьника с учетом его личностных особенностей - следующий важный шаг в самоорганизации здорового образа жизни. Такую модель учащиеся разрабатывают самостоятельно и представляют преподавателю в качестве самоотчета.

Третье педагогическое условие формирования у подростка установки на здоровый образ жизни - логическое продолжение первых двух и предусматривает обогащение опыта здоровье созидающей деятельности, выбор соответствующих педагогических действий, способов организации деятельности школьника. Обогащение опыта здорового образа жизни понимается нами как совокупность педагогических действий по овладению им разнообразными способами формирования и ведения здорового образа жизни и включения их в свой образ жизни.

Разрабатывая содержание данного педагогического условия, мы ориентировались на активизацию ресурсов образовательного пространства школы. Были выделены следующие ресурсы по формированию у подростка установки на здоровый образ жизни:

1. Административный ресурс (разработка соответствующих программ, планирование здоровье созидающих мероприятий, пропаганда здорового образа жизни, контроль и др.).

2. Ресурсы учебно-воспитательного процесса (введение спецкурса о здоровом образе жизни, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, культурно-массовые и досуговые формы работы); использование возможностей нерегламентированного образовательного пространства (различные формы вне учебных занятий) совместной деятельности субъектов образовательного процесса школы.

3. Медицинское обеспечение (медицинский осмотр ученика, диагностика состояния его здоровья, профилактика, медицинское сопровождение и др.).

Педагог информирует учащихся о возможностях школы в данном направлении, участвует с ними в различных мероприятиях, поддерживает их в реализации здорового образа жизни. Выбор форм и методов организации деятельности подростков на этапе обогащения соответствующими знаниями включает консультации педагога, участие учащихся в физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях, досуговых формах работы, что способствует их приобщению к здоровье созидающей деятельности, обогащению креативно-деятельностного опыта, проявлению активности и самостоятельности в организации собственного здорового образа жизни.

Для успеха формирования у подростка установки на здоровый образ жизни должны быть выполнены эти условия.

Таким образом, формирование у подростка установки на здоровый образ жизни через реализацию совокупности педагогических условий, методов, приемов и средств информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и креативно-деятельностного характера может осуществляться в образовательном процессе школы во вне учебное время и способствовать решению проблемы формирования здорового образа жизни школьника.

В 1 главе решены поставленные перед нами задачи:

1.  На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыты сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков.

Мы выяснили, что существует несколько подходов к определению понятия здоровье. Проанализировав их, в общем можно трактовать здоровье как состояние полного телесного, душевного и духовного благополучия человека. Здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды.

В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия (см. рисунок).

педагогический здоровый подросток классный

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.