на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Контрольная работа: Экологические основы природопользования


Контрольная работа: Экологические основы природопользования

ФГОУ СПО

Новгородский агротехнический техникум

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

ВАРИАНТ №2

Экологические основы природопользования

Студента 3 курса

заочного отделения

Тимофеевой Ю.А.

Шифр Б-10-322


Контрольные вопросы

1. Природа как объект воздействия и среда обитания человека

Человечество, является биологическим видом, в то же время представляет собой сложную социально-политико-экономическую систему, которая называется человеческим обществом.

Человек как организм живет и развивается благодаря не прерывному обмену веществами, энергией и информацией с природой (средой обитания).

Основную массу веществ и энергии для своей жизни и деятельности человек получает из природы: животные, растения, полезные ископаемые, ресурсы воды, энергия солнца и др.

Потребляя вещества и энергию из природной среды, человек одновременно выделяет в нее другие вещества и энергии. Непрерывный процесс обмена между человеком природой приводит к изменению и развитию, как самого человека, так и сферы его обитания. Этот процесс значительно усложняется, когда человечество выступает в природе не просто как биологический вид, а как общество.

На первых этапах развития человечества обмен веществом и энергией имел характер непосредственного потребления человеком созданных природными процессами веществ (вода, воздух, растительная и животная пищи).

В процессе развития отношений человека с природой возник новый компонент-инструмент (орудие добычи пищи и одежды).

Дальнейшее историческое развитие человека привело к появлению производства (производства пищи и производства других предметов, необходимых для более усложняющейся жизни человека). Производство же привело к общественной организации существования человека, к появлению человеческого общества.

Таким образом, человек стал активнее вмешиваться в природу, преобразовывать природные объекты.

Человек стал совершенствовать сельское хозяйство, тем самым создал угрозы разрушения почвы.

При производстве и строительстве не рационально использовались леса, что привело к так называемому «облысению планеты» и т.д.

Таким образом, с развитием производственных сил общества более разнообразным становится взаимное действие общества и природы.

Человек проделал длинный путь от охотничье-собирательного хозяйства до научно-технической революции.

Сначала человек приспосабливался к природе, затем активно вмешиваться в естественные процессы бороться с природой.

В настоящее время человеческое общество все больше сил и средств вкладывает в охрану природы. Разрабатываются неразрушающие природу производства, внедряются малоотходные и безотходные технологии, которые позволяют оказывать минимальное воздействие на окружающую природу без ущерба для производственного процесса.

Среда обитания человека состоит из природных и общественных компонентов , т.е. имеет две взаимосвязанные части.

Природная среда обитания – это природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. В природную среду водят такие элементы как атмосфера, гидросфера, литосфера, растения и животные. Атмосфера, гидросфера, литосфера составляют не живую природную среду. Растения, животные и микроорганизмы образуют живую природную среду.

Но среда обитания человека состоит не только, из общей для всех животных, природной среды, но так же включает в себя еще и созданную самим человеком материальную и социальную среды.

Материальная среда включает в себя:

1) Элементы природной среды, измененные человеком. Например лес - в парк, реку – в водохранилище.

2) Искусственные элементы: здание, сооружения, разные средства производства и потребления.

Социальная среда – это организованная совокупность связи людей – от семьи до государства. В социальной среде формируются психологические, культурные, социальные и экономические потребности человека. Без социальной среды человек не станет человеком, т.к. лишается культурного наследия.

Все эти среды образуют единую сложную систему – среда жизни современного человека.

среда обитание биосфера плодородие почва

2. Основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере

В понятие «биосфера» вошло в систему знаний сравнительно недавно, в начале XX века. Ввел это понятие академик В.И. Вернадский. До этого было упоминание о «биосфере» в работах австрийского биолога Э. Зюсса, но, тем не менее, термин «биосфера» не прижился. И только после выхода книги 1926 года «Биосфера» В.И. Вернадского понятие «биосфера» прочно вошло и укрепилось в науке.

Биосфера – это совокупность частей земных оболочек, которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности.

Вернадский определил грани биосферы, указав, что в нее входят вся гидросфера земли, верхняя часть литосферы до глубины 2 – 3 километра, где еще есть живые бактерии, и нижняя часть атмосферы с воздуха до высоты, на которой возможно еще проявление жизни.

Биосфера – это глобальная экосистема. Как любая из экосистем, биосфера состоит из абиотической и биотической частей. Абиотическая часть состоит из литосферы, атмосферы, гидросферы. Биотическая часть состоит из живых организмов (животные, растения и микроорганизмы).

В структуре биосферы Вернадский выделял основные четыре вида вещества:

1)  Живое вещество (современные живые организмы).

2)  Биогенное вещество (возникшее из живого и подвергшее переработки), например: торф, уголь, нефть, газ.

3)  Косное вещество (абиотическое, образованное вне жизни), например: горные породы, минералы не затронутые прямым биогеохимическим воздействием организмов.

4)  Биокосное вещество (возникшее на стыке живого и не живого), например: почва ил и другое.

На планете живое вещество предстает не как случайное явление, а как важная часть целостной системы. Все компоненты биосферы взаимосвязаны. Где каждый компонент играет свою определенную и незаменимую роль в поддержании целостности биосферы как системы.

3. Основные приемы сохранения плодородия почв. Рекультивация земель

Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы земли. Почвенный покров выполняет функцию биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Если это звено биосферы будет нарушено, то слаженное функционирование биосферы необратимо нарушится.

Загрязнение почвенного покрова становится в мире экологической проблемой.

Загрязнение почвы называется попадание в нее различных химических веществ, токсикантов, отходов в количествах больших, чем может быть переработано в почвенном круговороте веществ.

Почвенные загрязнения можно разделить по источникам поступления их в почву:

1)  С атмосферными осадками (кислотные дожди)

2)  В виде пыли и аэрозолей (автомобильные выхлопы, сажа и др.)

3)  Непосредственное поглощение почвой газообразных соединений.

4)  С растительным опадом.

Основные антропогенные загрязнения:

1)  Твердые и жидкие отходы от перерабатывающей и химической промышленности, теплоэнергетики и транспорта.

2)  Отходы потребления (твердые бытовые отходы человека).

3)  Сельскохозяйственные отходы и ядохимикаты.

4)  Радиоактивные отходы.

В связи со всеми видами загрязнений, а так же при нерациональном использовании почв человеком, происходит ее разрушение, т.е. эрозия, засоление, заболачивание почв, осушение болот и прямое уничтожение почв.

И поэтому в настоящее время производятся работы по защите почв от загрязнений:

1)  Утилизация (защита земель от промышленных отходов).

2)  Рекупирация (уваливание и переработка отходов).

3)  Перевод неиспользованных отходов в используемые.

4)  От тяжелых металлов:

А) известкование

Б) фитомелиорация

В) глубокая плантажная вспашка.

5) От загрязнений остаточными количествами пестицидов:

А) фитомелиорация.

Б) применение быстро разлагающихся пестицидов.

В) использование растений – индикаторов.

6) От эрозии:

А) почвозащитные севообороты.

Б) агротехнические противоэрозионные мероприятия.

В) лесомелиоративные мероприятия.

Г) использование гидротехнических сооружений.

7) От засоления:

А) дренаж территории.

Б) полив дождеванием.

В) внутрипочвенное капельное мелкодисперсионное орошение.

Г) промывка пресными водами.

8) От уплотнения:

А) внесение высоких доз органических удобрений.

Б) минимализация обработки почв.

В) использование на тракторах пневмогусениц, увеличение количества опорных катков в ходовых системах и др.

9)рекультивация земель.

Рекультивация земель – это восстановление нарушенных земель. Искусственное воссоздание плодородия почвы и растительного покрова, нарушенного вследствие горных разработок, строительства дорог и каналов.

Рекультивация включает в себя:

1)  Восстановление рельефа (засыпка оврагов, карьеров, и тд.).

2)  Восстановление почв и растительности.

3)  Лесовосстановление

4)  Создание новых ландшафтов.

Задача №3

Определите, во сколько раз меньше червей живет на 5 сотках на глинистых и кислых почвах по сравнению с супесчаными и суглинистыми почвами, если в суглинистых и супесчаных почвах численность червей обычно составляет 450 особей на 1 кв. м, в глинистых почвах – 225 особей, а в кислых почвах – 25 особей на 1 кв. м.

Решение:

5 соток = 500 кв.м.

Суглинистых и супесчаных почвах – 450 особей на 1 кв. м.

Глинистых почвах - 225 особей на 1 кв.м.

Кислых почвах – 25 особей на 1 кв.м.

1)  Количество червей в суглинистых и супесчаных почвах на 5-ти сотках.

500 кв.м. х 450(особей) = 225000 (особей)

2)  Количество червей в глинистых почвах на 5 сотках.

500 кв.м. х 225 (особей) = 112500 (особей)

3)  Количество червей в кислых почвах на 5 сотках.

500 кв.м. х 25 (особей) = 12500 (особей)

4)  Во сколько раз меньше червей на 5 сотках глинистых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах?

225000(особей):112500(особей)=2 (раза)

Ответ: в 2 раза меньше червей на 5 сотках глинистых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах.

5)  Во сколько раз меньше червей на 5 сотках кислых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах?

225000(особей):12500(особей)=18 (раз)

Ответ: в 18 раз меньше червей на 5 сотках кислых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах.

Задание №3.

Пищевая цепь – это ряд организмов (растения, животные, микроорганизмы), в котором каждое предыдущее звено служит пищей для последующего, связанные друг с другом отношениями: пища – потребитель. Каждое последующее звено крупнее предыдущего. Так же пищевая цепь описывает взаимоотношения растений и животных, которые гарантируют выживание всем. Каждая пищевая цепь начинается с Солнца –оно дает энергию, благодаря которой возможна жизнь начальных звеньев (растения, фитопланктон и др. )

1.  Приведите примеры цепей питания, начинающихся с мертвых растительных остатков, одноклеточных водорослей, наземных растений и заканчивающихся человеком.

А) мертвые растительные остатки – бактерии – простейшие – мелкие рачки – рыбы – хищные рыбы – человек.

Б) одноклеточные водоросли – мелкие рачки – рыбы – человек.

В) наземные растения – травоядное животное – человек.

2.  На Крайнем Севере, где выпадает наибольшее количество радиоактивных осадков, лишайники поглощают почти 100 процентов радиоактивных частиц, попадающих на Землю. Постройте пищевую цепь, приводящую радиоактивные частицы (например, стронций – 90) в организм человека.

лишайники – животное (олень) – человек

3.  Составьте схему трофической структуры водоема (на примере пруда).

Солнечный свет – водные растения – рыбы – хищные рыбы


Литература

1.  В.М. Константинов «Экологические основы природопользования» Издательство Асадема. Москва. 2001 г.

2.  В.М. Лиходет «Экология». Издательство Феникс. Ростов –на – Дону. 2006 г.



на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.