на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Депозитарная деятельность в коммерческом банке


Для включения в депозитарную систему кастодиальный депозитарий должен быть аккредитован у базового, который становится для него ведущим. Ведущий депозитарий должен способствовать сохранности ценных бумаг депонентов клиентского депозитария, при возникновении нестандартных ситуаций полностью или частично принимая на себя обязанности клиентского депозитария. Кастодиальный депозитарий может входить в несколько субдепозитарных систем базовых депозитариев.

Базовые депозитарии связаны с кредитными организациями и обеспечивают переводы ценных бумаг на условиях «поставки против платежа» как внутри своей субдепозитарной системы, так и между базовыми депозитариями, и между счетами номинальных держателей у регистратора.

Кастодиальные депозитарии предназначены для ведения счетов владельцев ценных бумаг. Кастодиальными депозитариями могут быть банковский депозитарий, депозитарий брокера, в некоторых случаях специализированный субрегиональный депозитарий. Кастодиальные депозитарии не могут открывать междепозитарные счета другим депозитариям.

Кастодиальные депозитарии открывают междепозитарные счета у базовых депозитариев. Кастодиальные депозитарии не могут открывать междепозитарные счета в ЦРД. Кастодиальные депозитарии не могут открывать счета иностранным учетным институтам и в иностранных учетных институтах.

Кастодиальные депозитарии могут хранить сертификаты документарных ценных бумаг, однако не могут хранить глобальные сертификаты и не могут быть головными учетными институтами по выпускам ценных бумаг.

Кастодиальные депозитарии не могут выполнять расчетные функции по обслуживанию торговых и клиринговых систем.

Кастодиальные депозитарии могут иметь счета номинальных держателей у регистраторов. Операции по своим счетам номинальных держателей Кастодиальные депозитарии выполняют самостоятельно без участия ЦРД. Впоследствии Кастодиальные депозитарии предпочтут перевести ценные бумаги со своих счетов номинальных держателей у регистраторов на междепозитарные счета у базовых регистраторов, поскольку это должно стать более выгодно экономически.

Кастодиальный депозитарий может быть включен в несколько субдепозитарных систем, организуемых базовым депозитарием. Для каждого кастодиального депозитария есть одни ведущий базовый депозитарий, в чьей субдепозитарной системе он состоит и через Который происходит включение кастодиального депозитария в Учетную систему.

Для обслуживания клиентов, находящихся на удаленных территориях, Кастодиальный депозитарий может открывать трансфер-агентские офисы, принимающие поручения клиентов и передающие им отчеты о выполненных операциях.

Центральный расчетный депозитарий (ЦРД) является ядром Учетной системы. Он обеспечивает ее целостность путем осуществления расчетов между участниками депозитарной системы и организации единой системы телекоммуникаций. ЦРД также выполняет функции, необходимые всем участникам: присвоение стандартных кодов, адресов, ключей, а также по разработке и внедрению в рамках своей компетенции единых стандартов и правил функционирования депозитарной системы.

ЦРД открывает междепозитарные счета базовым депозитариям и осуществляет переводы ценных бумаг по этим счетам.

ЦРД обеспечивает базовым депозитариям электронный доступ к их счетам, открытым у регистраторов, что позволяет базовым депозитариям эффективно осуществлять переводы по счетам номинальных держателей.

ЦРД является центром телекоммуникационной инфраструктуры депозитарной системы. Он связан с участниками депозитарной системы современными каналами связи и отванавт за организацию их функционирования. ЦРД обеспечивает участникам Учетной системы эффективный доступ к их счетам, открытым у других участников.

Было бы целесообразно построение телекоммуникационной сети связи депозитарной системы рынка ценных бумаг в тесной связи с расчетной сетью Банка России. Такой вариант развития особенно перспективен с учетом того, что, во-первых, поставки ценных бумаг, в значительной мере связаны со встречными денежными переводами и необходимостью организации ППП (поставки против платежа) и, во-вторых, многие участники Учетной системы являются кредитными организациями.

ЦРД обеспечивает выдачу участникам депозитарной системы телекоммуникационных адресов и иных необходимых кодов. В рамках депозитарной системы ЦРД осуществляет выдачу ключей шифрования и организует систему подтверждения подлинности электронных документов.

ЦРД ведет Центральную базу данных рынка ценных бумаг, которая содержит сведения об эмитентах, выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка и иные данные, необходимые для эффективного функционирования рынка ценных бумаг.

ЦРД может быть номинальным держателем у регистраторов. Базовые депозитарии должны получить возможность выбора: держать ли ценные бумаги на своих счетах номинальных держателей у регистраторов или действовать через ЦРД.

ЦРД может становиться головным учетным институтам по выпускам ценных бумаг, не требующих ведения реестра владельцев. При принятии соответствующих поправок к действующим нормативным документам ЦРД может также становиться головным учетным институтам по выпускам именных ценных бумаг.

ЦРД организует и обеспечивает связь депозитарной системы с Банком России и банковской системой с целью организации ППП (поставки против платежа) при выполнении переводов ценных бумаг.

ЦРД организует проведение процессов обездвиживания и дематериализации ценных бумаг, выпущенных в документарной форме. Для ценных бумаг, остающихся (полностью или частично) в наличном обороте, ЦРД способствует организации системы проверки сертификатов ценных бумаг на подлинность и платежность, а также распространяет сведения о признаках подлинности и платежности обращающихся сертификатов ценных бумаг и о сертификатах ценных бумаг, на обращение которых решениями соответствующих органов наложены ограничения.

 В рамках своей компетенции ЦРД определяет порядок и стандарты функционирования депозитарной системы. Через ЦРД и его политику государство оказывает влияние на инфраструктуру фондового рынка. ЦРД готовит и выпускает соответствующие документы при согласии комитета, состоящего из представителей участников депозитарной системы, ЦРД и государства.

ЦРД является Национальным нумерующим агентством, присваивающим номер государственной регистрации российским выпускам ценных бумаг. ЦРД организует приведение принципов нумерации российских ценных бумаг к международному стандарту ISIN и присвоение новых номеров государственной регистрации тем выпускам, номера которых этому стандарту не соответствует. ЦРД вступает в международную Ассоциацию нумерующих агентств (ANNA) и обеспечивает международное признание российских номеров государственной регистрации.

ЦРД предоставляет на добровольной основе регистраторам и депозитариям услуги по дублированию информации о состоянии счетов их клиентов и сохранению сведений о совершенных операциях. Дублирование информации в ЦРД повышает надежность регистратора и депозитария и снимает с них обязанности по организации резервного копирования.

В дальнейшем ЦРД может взять на себя функции по организации страховых фондов или страховых обязательств, гарантирующих исполнение поставок по ценным бумагам.

ЦРД взаимодействует с иностранными учетными системами. Он открывает счета депо иностранным центральным депозитариями и международным расчетно-клиринговым системам, а также открывает счета депо у них. ЦРД организует проведение международных расчетов по ценным бумагам.

ЦРД принимает на себя обязанности по совершению по поручениям соответствующих государственных органов операций по счетам в депозитариях и у регистраторах, на которых находятся ценные бумаги, принадлежащие государству. ЦРД поэтапно осуществляет инвентаризацию этих счетов и подключение их к системе инвентарного учета государственного пакета ценных бумаг, которую ЦРД осуществляет в пользу МГИ, РФФИ и иных государственных органов.

Поскольку ЦРД не должен располагать региональной сетью филиалов, то к выполнению функций операционного агента по ценным бумагам государственного пакета целесообразно привлекать субагентов из числа учетных институтов, имеющих большую региональную сеть. Такими субагентами могут быть, например, Банк России, а также базовые депозитарии, имеющие разветвленную филиальную структуру или наладившие эффективную систему взаимодействия с регистраторами.

ЦРД в рамках своей компетенции контролирует выполнение базовыми депозитариями и регистраторами стандартов и правил Учетной системы и проводит их технический и технологический аудит.

ЦРД является закрытым акционерным обществом, не ставящим своей целью извлечение прибыли. Владельцами ЦРД, осуществляющими контроль за его деятельностью, являются базовые депозитарии и государство в лице уполномоченных правительственных органов (ФКЦБ и, по решению государства, иные) и Банка России.

На первом этапе доля и влияние государства должны быть достаточно большими, а по мере развития ЦРД - уменьшаться. Государству следует воздержаться от траты бюджетных денег на поддержку ЦРД. Государству следует поддерживать ЦРД путем подготовки и выпуска, а также корректировки необходимых нормативных документов и предоставлением помещения и оказанием технической и технологической помощи. Государство должно финансировать осуществление лишь тех функций ЦРД, которые выполняются по его заказу, не принося конкретной выгоды остальным участникам.

В основном ЦРД должен строиться на деньги участников, оказывая необходимые для них услуги. Возможно, хотя и не обязательно, привлечение международной помощи. Привлечение международных займов возможно только с согласия участников и на условиях последующего возврата этих займов не государством, а самим ЦРД из полученных доходов.

Членство в системе ЦРД не является платным. Базовые депозитарии платят ЦРД только за хранение ценных бумаг в ЦРД и за выполненные операции по ежегодно согласуемым с участниками тарифам. Доля собственности и степень влияния базовых депозитариев в ЦРД должна определяться уровнем их активности при проведении через ЦРД расчетных и иных операций.

ЦРД не должен становиться фактической собственностью или функционировать в пользу только государства, а также одного или нескольких наиболее активных участников депозитарной системы. В рамках ЦРД должно происходить согласование интересов государства и участников рынка ценных бумаг в вопросах построения учетной инфраструктуры.

ЦРД может быть организован «с нуля», вобрав в себя организуемый в течение последних двух с половиной лет «Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации», или на базе одного из реально действующих в настоящее время депозитариев. Это решение должны принять учредители ЦРД.

 ЦРД не начинает выполнять все свои операции сразу. Приоритетом является исполнение функции, которые наиболее необходимы государству и рынку в его теперешнем состоянии. По мере «взросления», совершенствования рынка и изменения его потребностей ЦРД начинает выполнять новые функции, необходимые для удовлетворения изменившихся потребностей.

 ЦРД не должен ограничивать операции участников рынка, проводимые ими сейчас. Он должен предоставлять участникам дополнительные возможности, которые позволят организовать новые, более эффективные и дешевые способы выполнения своих функций.

 Создание ЦРД, являющегося ядром депозитарной системы, ориентированного в своем развитие на согласование интересов государства и участников депозитарной системы необходимо для построения эффективной инфраструктуры рынка ценных бумаг. ЦРД должен быть центральным депозитариев в том смысле, в котором это понимается международными рынками и в то же время в своем развитии исходить из специфики российского рынка ценных бумаг и его текущего состояния.

 Регистраторы являются существенным звеном депозитарной системы. Являясь головными учетными институтами по выпускам именных ценных бумаг, они оказывают услуги эмитенту по сбору и предоставления ему реестров владельцев именных ценных бумаг, а также ведут лицевые счета зарегистрированных лиц: владельцев, номинальных держателей и других.

 В будущем целесообразно внести изменения в законодательные акты, которые разрешат регистраторам совмещение деятельности по ведению реестров владельцев ценных бумаг и депозитарной деятельности, поскольку функции ведения счетов клиентов у регистраторов и депозитариев, различаясь во многих существенных деталях, совпадают в своей основе.

В этом случае возможно образование региональных базовых депозитариев путем слияния ведущих региональных регистрационных и депозитарных центров, которые зачастую были образованы разделением одного юридического лица в соответствии с требованиями нормативных актов.

В дальнейшем крупные регистраторы должны сосредоточить у себя ведения абсолютного большинства реестров национального и регионального уровня. В будущем возможно осуществление крупными регистраторами функций базовых депозитариев с получением ими соответствующего статуса.

Небольшие регистраторы впоследствии могут полностью отказаться от ведения лицевых счетов зарегистрированных лиц и стать подразделениями эмитента или остаться самостоятельными и продолжить выполнение функций агента эмитента на фондовом рынке, в частности, по организации сбора и передаче эмитенту реестра владельцев именных ценных бумаг. Такие регистраторы перестают быть институтами депозитарной системы.

Выбор специализации регистраторов осуществляется ими самостоятельно на основе потребностей эмитентов, инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг.

Допускается совмещение брокерской деятельности и депозитарной деятельности одним юридическим лицом. Если брокер является номинальным держателем у регистратора и/или ведет счета, которые фиксируют права его клиентов на ценные бумаги, то такой брокер признается осуществляющим депозитарную деятельность и совмещающим ее с брокерской. В соответствии с законом ведение депозитарной деятельности происходит на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на право осуществления депозитарной деятельности в соответствии с общими требованиями к депозитариям.

Брокер может отказаться от осуществления депозитарной деятельности и вести операции по счетам своих клиентов, открытым в других депозитариях, будучи уполномочен своим клиентам отдавать поручения по соответствующим счетам депо (разделам счетов депо)

Брокеры самостоятельно определяют, будут ли они вести депозитарную деятельность.

Как правило, брокерские организации, осуществляющие депозитарную деятельность являются кастодиальными депозитариями. В отдельных случаях возможно осуществления крупнейшими брокерскими конторами функций базового депозитария с получением соответствующего статуса.

Депозитарии организаций, совмещающих брокерскую и депозитарную деятельность, выполняют операции по счетам депо клиентов не только на основании поручений клиентов, но и на основании поручений брокерских подразделений, имеющих полномочия, переданные им клиентами. Организации-совместители обязаны принимать необходимые меры по снижению для клиентов рисков несанкционированных операций. Контролирующие органы могут вводить дополнительные требования к организациям-совместителям с целью снижения соответствующих рисков.

Резервный депозитарий осуществляет свою деятельность в интересах государства и ведет счета депо лиц, ставших владельцами ценных бумаг в результате процессов, происходивших в государстве (например, приватизация) и не могущих или не считающих нужным пользоваться платными услугами институтов депозитарной системы.

После восстановления рынка государственных ценных бумаг резервный депозитарий может быть также использован государством для фиксации прав покупателей государственных ценных бумаг с целью предоставления им дешевого сервиса и стимулирования вложения средств в государственные ценные бумаги. Наличие подобного обслуживания владельцев государственных ценных бумаг характерно для развитых стран.

Главными критериями работы резервного депозитария является надежность и низкая стоимость предоставляемых услуг. Качество и перечень предоставляемых услуг определяется решениями государственных органов.

Обслуживание клиентов в резервном депозитарии должно быть бесплатным или осуществляться по минимальным тарифам, с учетом льгот для части клиентов, предоставляемых исходя из их социального или материального положения. Необходимые дотации, обеспечивающие функционирование резервного депозитария, должно осуществлять государство, возможности которого определят сроки начала функционирования резервного депозитария.

В дальнейшем резервный депозитарий сможет взять на себя обслуживание значительной части клиентов, для которых оплата услуг регистраторов является обременительной.

Резервный депозитарий в ряде случаев берет на себя обслуживание клиентов депозитариев, прекративших работу. В частности, резервный депозитарий принимает списки депонентов, не востребовавших свои ценные бумаги в ликвидируемом депозитарии. Резервный депозитарий является архивом невостребованных счетов депо.

Резервный депозитарий открывает счета депо для хранения арестованных ценных бумаг и для хранения ценных бумаг, переданных в депозит нотариусу.

Резервный депозитарий должен быть организован в качестве подразделения ЦРД. В дальнейшем возможно его отделение от ЦРД в качестве дочерней организации. Возможно частичное исполнение функций резервного депозитария базовыми депозитариями на основании договоров с ЦРД.

Каждый участник рынка ценных бумаг, которому удалось создать реально и достаточно хорошо работающий депозитарий или эффективного регистратора имеет право на сохранение своего бизнеса (возможно постепенно приспосабливаясь к изменяющимся условиям) и на понимание его позиции при организации и создании единой Учетной системы.

Каждый участник рынка ценных бумаг, реализовавший успешно работающий инфраструктурный проект, имеет право на учет его позиции и на предоставление возможности приспособить свой проект к новым обстоятельствам. Он также имеет право на то, что при построении Учетной системы будет учтен его вклад в осуществление этого проекта и предоставлена возможность получить адекватную компенсацию в новой системе в случае использования разработанных им технологий.

Построение новой депозитарной системы происходит постепенно. Эволюционный путь развития дает время и возможность каждому приспособиться к меняющейся среде и сохранить свой бизнес.

При построении новой депозитарной системы не должно быть проигравших. В выигрыше должны оказаться все участники рынка за исключением работающих неэффективно и извлекающих доход из своего монопольного положения.

Построение единой депозитарной системы возможно только при поддержке правительства Российской Федерации и, в первую очередь, ФКЦБ, которая в соответствии с законом несет ответственность за развитие российского рынка ценных бумаг. Необходимо согласие и участие в проекте Банка России, без которого построение реальной депозитарной системы невозможно.

Начинать реализовывать проект построения единой депозитарной системы можно только при согласии основных участников рынка. Против их воли и без их участия такая система построена быть не может.

Начинать строительство депозитарной системы следовало гораздо раньше. Ничто не мешало этому, кроме непонимания важности задачи и нежелания прилагать усилия к общему делу, которое не приносило немедленной прибыли. Отсутствие в период 1992-1999 годов осмысленного плана построения депозитарной системы российского рынка ценных бумаг, который бы последовательно реализовывался на практике, значительно замедлило развитие российского фондового рынка и явилось свидетельством некомпетентности его руководителей. Хочется надеяться, что наступает пора исправлять сделанные ошибки.


Глава 2 .Современное состояние депозитарной деятельности в России.

По мнению автора, сейчас в нашей стране есть много разных направлений для развития депозитарной деятельности в России, перечислим некоторые из них:

расширение клиентской базы, начало обслуживания новых классов депонентов;

удешевление и оптимизация операций, автоматизация, электронный документооборот, сквозное исполнение (S7P);

увеличение списка обслуживаемых бумаг и их типов;           

улучшение взаимодействия с регистраторами;

открытие междепозитарных счетов в новых местах хранения;

освоение новых процессов и операций;

расширение множества оказываемых услуг;

совершенствование системы денежных расчетов по операциям с ценными бумагами.

Каждое из этих направлений интересно само по себе и заслуживает отдельного рассмотрения как минимум на паре десятков страниц. Но сейчас рассмотрим только один из новых процессов, которые сейчас находятся «на выходе «в НДЦ[2], а именно: «Поставка против платежа на кредитном рынке » .

Можно обозначить несколько источников доводов среднего депозитария. Некоторые депозитарии не берут такую плату, но все-таки ею не пренебрегает. Смысл понятен. У депозитариев есть фиксированные расходы, связанные с его жизнеобеспечением, а также с содержанием ценных бумаг в своих хранилищах, в реестрах и в других депозитариях. Депозитарий отвечает за сохранность вверенного ему имущества. Автор считает, что если говорить о источниках доходов депозитария, то следует рассмотреть и такой вопрос, как плата за исполнение депозитарных и междепозитарных переводов. В российских в эту категорию нужно также включать плату за перерегистрацию в реестрах, если депозитарий такую услугу оказывает. Сюда же стоит отнести плату за операции с сертификатами наличных ценных бумаг при их депонировании и выдаче. К этой же области следует причислить доходы от ППП.

 Много говорят и о доходах, которые может получать депозитарий за исполнение выплат по ценным бумагам, сбор реестров и обслуживание других корпоративных действий. Иными словами - за выполнение операций, связанных с осуществлением прав по ценным бумагам. Более чем законные доходы депозитария, особенно если он эту деятельность выполняет эффективно, но ощущение такие , что эти доходы составляют небольшую часть зарабатываемых денег. Сюда же относится плата за так называемые сопутствующие услуги: организацию заочного голосования, голосование по доверенности, пересылка владельцам документов и информации. Представляется, что такие действия ощутимых выгод депозитариям пока не приносят.

Если говорить о «расчетных депозитариях», то им можно было бы надеяться на оплату биржами депозитарного обслуживания торгов, но в реальности рассчитывать на это особо не приходится.

Можно также затронуть такую область, которая при умелом и грамотном использовании могла бы давать депозитариям хорошую прибыль, а участникам рынка - возможность использовать принадлежащие им ценные бумаги. Это учет залогов и других обременении ценных, бумаг обязательствами и обеспечения на базе этой технологии различных процессов, начиная от обычного кредитования и заканчивая организацией заимствования ценных бумаг.

Нельзя сказать, что российские депозитарии совсем этого не делают. Пытаются. Однако эти попытки пока не вышли за рамки локальных проектов и не приобрели промышленного масштаба. Рассматривая западный опыт в сфере системы депозитария то можно заметить ,что запад хорошо зарабатывают на таких операциях. Достаточно посмотреть на документацию двух крупнейших международных депозитарно-клиринговых систем (Euroclear и Cedel - теперь Clearstream), чтобы понять, какое значение у них придается этим процессам.

Никакая развитая система заимствования не существует без хранения и учета обеспечения этих займов. Общая оценка ежедневного оборота рынка рублевого МБК составляет примерно 12-15 млрд. руб. Среди кредитов большую часть составляют краткосрочные и очень краткосрочные (овернайт). Единого общероссийского рынка МБК нет. Рынок основан на доверии, на лимитах, и в значительной степени разделен на слабо связанные между собой сегменты, концентрирующиеся вокруг нетто-кредиторов. В период расцвета ГКО/ОФЗ был также развит рынок ломбардного кредитования под залог государственных облигаций. Этот рынок был организован кредитором - Банком России и находился под его контролем. Однако после событий 1998 г. в связи со сменой приоритетов в руководстве Банка России ломбардные кредиты постепенно утратили свое значение.

Автор считает, что говоря об услугах на рынке межбанковского кредитования для услуг НДЦ можно рассматривать с холдинга. В холдинг ММВБ вместе с НДЦ входит также Расчетная палата ММВБ (далее - РП) - небанковская кредитная организация, один из расчетных центров организованного рынка ценных бумаг. Большая часть московских банков, будучи членами одной из секций ММВБ, имеет счета в РП. Абсолютное большинство государственных ценных бумаг и немалая доля корпоративных обращается на ММВБ и, следовательно, хранится в НДЦ и может служить предметом залога. При хранении залога НДЦ может быть третьей стороной, независимой от кредитора (залогодержателя) и заемщика (залогодателя) и выступать в роли «арбитра» при возникновении спорных ситуаций. Наличие «по соседству» с НДЦ торговой площадки может помочь решить проблему оперативной реализации залога. И, наконец, развиваемая НДЦ система электронного документооборота должна обеспечить недорогое, быстрое и надежное исполнение .

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.