на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Центральный Банк Российской Федераци как орган государственного контроля и регулирования


Реферат: Центральный Банк Российской Федераци как орган государственного контроля и регулирования

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет «Экономика и менеджмент»

Специальность «Финансы и кредит»

Кафедра «Менеджмент финансов и кредита»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Центральный Банк  РФ как орган банковского регулирования и надзора.

Выполнила - студентка 4 курса очного отделения Попова О.Е.

Научный руководитель – Самсонова Е.К.

Орел 2002 г.


План:

Введение

1. Организация банковского регулирования, надзора и контроля

1.1. Инспектирование кредитных организаций

1.2. Меры воздействия на кредитные организации

2. Анализ осуществления ЦБ РФ регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций

2.1. Лицензирование и регистрация кредитных организаций

2.2. Установление и соблюдение экономических нормативов

3. Проблемы организации банковского регулирования и надзора в РФ и пути их совершенствования

Заключение

Список литературы

Приложение 1 «Организация банковского регулирования, надзора и контроля»

Приложение 2 «Виды инспекционных проверок»

Приложение 3 «Этапы проведения инспекционной проверки»

Приложение 4 «Информация об отзыве лицензии и ликвидации юридических лиц в 2001 г.»

Приложение 5 «Информация об отзыве лицензии и ликвидации юридических лиц в 2002 г.»

Приложение 6 «Информация о регистрации кредитных организаций в 2001 г.»

Приложение 7 «Информация о регистрации кредитных организаций в 2002 г.»

Приложение 8 «Информация о действующих кредитных организациях в 2001 г.»

Приложение 9 «Информация о действующих кредитных организациях в 2002 г.»

Приложение 10 «Справка о количестве действующих кредитных организациях и их филиалов в Центральном Федеральном округе на 01.01.2001».

Приложение 11 «Справка о количестве действующих кредитных организациях и их филиалов в Центральном Федеральном округе на 01.01.2002».

Приложение 12 «классификация банковских активов по группам риска»

Приложение 13 «Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала в 2001 г.»

Приложение 14 «Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала в 2002 г.»


Введение

Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Тема данной курсовой роботы является достаточно актуальной в силу того, что деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами. Поэтому государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.

Целью написания курсовой роботы является изучение взаимоотношений Центрального Банка РФ и кредитных организаций с точки зрения банковского регулирования и надзора.

В рамках данной целевой установки решаются следующие задачи:

1.   организация банковского регулирования, надзора и контроля;

2.   инспектирование кредитных организаций – цели, этапы, виды проверок;

3.   меры воздействия на кредитные организации;

4.   порядок регистрации кредитных организаций;

5.   лицензирование банковской деятельности;

6.   порядок установления и соблюдения экономических нормативов Банка России;

7.   проблемы в области банковского регулирования и надзора и пути их устранения.

В работе проведен анализ показателей, характеризующих деятельность кредитных организаций в целом по России и в частности – по  Орловской области, за 2001 и 2002 годы.


Организация банковского регулирования, надзора и контроля

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель  банковского  регулирования  и  надзора  -  поддержание стабильности  банковской   системы,   защита   интересов   вкладчиков   и кредиторов. Банк России не управляет кредитными организациями, а только наблю­дает за соответствием их деятельности установленным финансовым норма­тивам. Он не имеет административных полномочий по управлению ком­мерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредит­ных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил Банку России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с  перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую  информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

ЦБ РФ осуществляет так называемое пруденциальное регулирование. Его смысл состоит в том, чтобы умень­шить риск банковских операций и предотвратить крах и системный кризис банков. Пруденциальное регули­рование - это издание законов, а также нормативных актов и предписаний Банка России, направленных на создание таких условий банковской дея­тельности, которые снижают риск неликвидности, неплатежеспособности и финансовой надежности кредитной организации. Оно необходимо для предотвращения нестабильности в банковской системе: кризисов, угроз клиентам и вкладчикам кредитных организаций. Поэтому регулирование является средством надзора в широком смысле слова, т. е. за банковской системой в целом. В то же время над­зор - средство обеспечения пруденциального регулирования. Это банков­ский надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Бан­ке России)» предусматривает ряд норм пруденциального регулирования, применение которых должно способствовать укреплению финансовой ус­тойчивости и надежности кредитных организаций. В частности Банк Рос­сии устанавливает обязательные для кредитных организаций правила про­ведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

При этом Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходова­нием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц- клиентов.

Федеральный закон предусматривает определенный порядок регистра­ции кредитных организаций, выдачи им соответствующих лицензий, их отзыва, предъявления в соответствии с федеральными законами квалифи­кационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. В этих же целях установлены антимонопольные требования.

Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия ре­шений и действий кредитной организации законам, регулирующим банков­скую деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

В практике зарубежных государств банковский надзор имеет две фор­мы: дистанционный и контактный. В рос­сийском законодательстве эти формы банковского надзора не выделены. Инспектирование кредитных организаций, начиная с 1996 г., регулируется нормативными актами Банка России.

Дистанционный надзор - наблюдение за деятельностью кредитных ор­ганизаций на основе представленных банковских и, в частности, бухгалтер­ских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные доку­менты и т. п.). Для этого в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора - Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях - управления (отделы) регулирования банковской деятельности.

Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организа­ций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кре­дитной организации. Для таких целей в структуре Банка России созданы Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях (управления, отделы).

Общая цель банковского над­зора - приведение банковской системы и банковской деятельности каждой в отдельности кредитной организации в соответствие с требованиями зако­нодательства и нормативных актов Банка России. Конкретные цели надзора зависят от особенностей его объектов.

Объекты банковского надзора — это та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном ими порядке должна контролироваться Банком России. Правильное определение объектов надзора имеет значение для уяснения компетенции Банка России по проведению проверок деятельности кредит­ных организаций. Кроме того, оно позволяет оптимизировать расходы Бан­ка России на указанный надзор.

Основные функции банковского надзора:

1.   изучение юридических вопро­сов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;

2.   проверка со­блюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;

3.   анализ баланса и отчетности банка;

4.   изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;

5.   проверка решений органов управления;

6.    проверка работы ревизионной комиссии;

7.   анализ дого­ворных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, де­биторами; 

8.   анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);

9.   проверка управления рисками;

10.       проверка формирования резервов;

11.       проверка гарантий;

12.       проверка обоснованности и законности формирования доходов;

13.       изучение договоров и причин потерь по отдельным видам дея­тельности;

14.       выявление фактов искажения доходов и расходов, обнаружение возможных непроизводительных потерь, в том числе связанных с результа­тами применения санкций за нарушение и несоблюдение договорных обя­зательств;

15.       выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским нарушениям;

16.       выяснение целей нарушения нормативных актов ЦБ РФ, причин искажения отчетных показателей, экономических нормати­вов;

17.       выяснение причин и целей проведения банком убыточных, неэффек­тивных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышен­ный риск и повлекших нарушение экономических нормативов;

18.       проверка соблюдения кредитной организацией предписаний Банка России.

Основные различия между банковским надзором, банковским пруденциальным регулированием и пруденциальным надзором показаны в приложении 1.

Инспектирование кредитных организаций

Вопросы инспекти­рования кредитных организаций предусмотрены ст. 55 Федерального зако­на «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», а также Инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка Рос­сии)».

Вопрос об основаниях проведения проверок достаточно формализован. Отчасти это связано с предположением о возможных злоупотреблениях (проведение проверок без достаточных оснований). Как показывает практи­ка, такие предположения не лишены оснований. Здесь может быть два вида злоупотреблений, одинаково опасных не только для банков, но и для обще­ства. Во-первых, некоторые банки годами не проверялись и есть все осно­вания предполагать о заинтересованности должностных лиц. Во-вторых, некоторые банки слишком часто проверяются, что, по мнению их руково­дителей, не имеет законных оснований. Такая проверка резко снижает рей­тинг кредитной организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся на основа­нии планов проверок, которые составляются на каждый квартал указанны­ми в инструкции структурными подразделениями Банка России и его тер­риториальными учреждениями и утвержденными руководителями этих подразделений и учреждений. Внеплановые проверки осуществляются по указанию председателя Банка России или его заместителей, курирующих подразделения, перечисленные в Инструкции, руководителя территориаль­ного учреждения Банка России. Заметим, что как внеплановые, так и плано­вые проверки всегда могут быть инициированы многими руководителями структурных подразделений, которые в свою очередь от подчиненных им подразделений и специалистов получают соответствующую информацию о финансовом и правовом состоянии банка. Поэтому на практике круг ини­циаторов банковских проверок весьма широк. Это могут быть, например, жалоба клиента иди запрос контролирующего органа.

Согласно инструкции, «в планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неус­тойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушени­ях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территори­альными учреждениями более двух лет». Инструкция не объясняет, что по­нимается под терминами «имеются данные», и из каких источников они могут быть почерпнуты тем, кто решает вопрос о наличии оснований для назначения проверки кредитной организации.

Решение о назначении проверки кредитной организации и ее филиалов оформляется письменным распоряжением, подготавливаемым структурным подразделением, уполномоченным проводить проверки. В распоряжении указываются: полное наименование, место нахождения и регистрационный номер проверяемой кредитной организации и ее филиалов, вид проверки, состав рабочей группы, даты начала и окончания проверки; задание для рабочей группы, участки деятельности кредитной организации (ее филиа­лов), подлежащие обязательной проверке. При необходимости в задании указываются: номера балансовых и внебалансовых счетов; операции, кото­рые должны быть проверены; перечень документов, подлежащих выбороч­ной проверке, период, за который эти документы и операции будут прове­ряться. В подготовке задания для рабочей группы по отдельным конкрет­ным направлениям могут участвовать другие подразделения Банка России и его территориальных учреждений. Распоряжением может быть установлено право руководителя рабочей группы в период проверки самостоятельно или по согласованию с руководителем, назначившим проверку, дополнять иди уточнять задание.

Виды проверок, осуществляемых Банком России, представлены на схеме в приложении 2. Проверки кредит­ных организаций и их филиалов проводятся комплексно или по отдельным направлениям их деятельности с использованием форм и методов, обес­печивающих достижение установленных инструкцией БР № 34 целей и выполнение поставленных задач. Указан­ные проверки кредитных организаций могут проводиться путем изучения их документов, информации, содержащейся в базах данных, собеседований с сотрудниками, проведения контрольных расчетов, а также тестирования аппаратно-программных средств, используемых кредитной организацией (филиалом) для выполнения банковских операций, их учета и составления документов.

Комплексные проверки кредитных организаций и их филиалов долж­ны предусматривать проверку: достоверности отчетов, представленных Банку России; соответствия выполняемых операций банковскому законода­тельству и нормативным актам Банка России; соблюдения данной кредит­ной организацией обязательных экономических нормативов, установлен­ных Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)». Комплексные проверки кредитной организации, имеющей филиальную сеть, осуществляются на консолидированной основе, т. е. проводятся одновременно в кредитной организации и ее филиалах (всех, если их число не превышает пяти, или некоторых из них, имеющих наихудшие показатели).

Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся с перио­дичностью, необходимой для целей банковского надзора и регулирования. При этом комплексные проверки осуществляются в каждой кредитной ор­ганизаций, как правило, не реже одного раза в два года. Комплексные про­верки проводятся в срок до 60 дней. Допускается продление этого срока руководителем, назначившим проверку, но не более чем на 10 дней.

Тематические проверки - это проверки по отдельным направлениям деятельности кредитной организации или ее филиалов. Согласно инструк­ции, такие проверки проводятся в срок до 30 дней. Этот срок может быть продлен руководителем, назначившим проверку, но не более чем на 10 дней. В инструкции нет специальной регламентации тематических проверок. Между тем в целях оперативности и законности банковского надзора, на наш взгляд, необходимо предусмотреть основания и порядок инициирова­ния проведения таких проверок.

Порядок проведения инспектирования кредитных организаций в законодательстве не определен. Он регламентируется инструкцией Банка России № 34, которая установила основные правила организации и проведения проверок кредитных организаций и их филиалов, а также обязанности кредитных организаций и их филиалов по оказанию содействия в проведении проверок. Этапы проведения инспекционной проверки схематично представлены в приложении 3.

Для проверки кредитной орга­низации и ее филиалов уполномоченные подразделения формируют рабо­чие группы из своих сотрудников. Члены рабочей группы должны иметь специальное (экономическое, юридическое, техническое) образование, необходимое для выполнения по­рученной работы. В состав рабочей группы не могут входить лица, которые имеют в своей собственности долю (акции) проверяемой кредитной органи­зации либо получили в ней кредит, или разместили свои вклады, или имеют близких родственников, зани­мающих руководящие должности в органах управления кредитной органи­зации и ее филиалов. Численность рабочей группы зависит от объема пред­стоящей работы.

Рабочая группа, осуществляющая проверку кредитной организации и ее филиалов, имеет право:

а) входить в помещения проверяемой кредитной организации и ее фи­лиалов, в том числе в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютер­ной обработки данных (компьютерный зал) и хранения данных на машин­ных носителях, с привлечением для сопровождения сотрудников проверяе­мой кредитной организации, выходить из этих помещений;

б) пользоваться необходимыми для проведения проверки собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, дискетами к ним, множительными аппаратами, калькуляторами, радиоте­лефоном; вносить и выносить эти технические средства из здания прове­ряемой кредитной организации (ее филиалов);

в) получать от руководителей и  уполномоченных сотрудников прове­ряемой кредитной организации и ее филиалов необходимые для проверки документы, имеющиеся в этой кредитной организации и ее филиалах, в том числе: учредительные документы; протоколы заседаний органов управле­ния проверяемой кредитной организации и ее филиалов; приказы и другие распорядительные документы, изданные руководителями данной кредитной организации, ее филиалов, подразделений, решения их кредитных комите­тов; акты внутреннего контроля; акты аудиторских проверок надзорных и контролирующих органов; первичные и иные бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы, сведения об операциях, счетах и вкладах; документы, связанные с компьютерным обеспечением деятельности проверяемой кредитной организации и ее филиалов;

г) получать от руководителей и сотрудников проверяемой кредитной ор­ганизации, ее филиалов и подразделений справки и разъяснения, а также письменные объяснения в случае невыполнения или ненадлежащего вы­полнения ими требований банковского законодательства или нормативных актов Банка России; требовать демонстрации и ознакомления с работой аппаратно-программных средств, используемых данной кредитной органи­зацией и ее филиалами;

д) при необходимости самостоятельно или с помощью проверяемой кредитной организации и ее филиалов снимать копии с полученных доку­ментов, в том числе (на собственные магнитные носители) копии файлов, требовать и получать копии любых записей, хранящихся в локальных вы­числительных сетях и автономных компьютерных системах, а также рас­шифровки этих записей;

е) предъявлять к руководителям и сотрудникам проверяемой кредитной организации другие требования, основанные на их обязанностях, преду­смотренных инструкцией.

Рабочая группа обязана не разглашать сведения, отнесенные законом к банковской, коммерческой и иной тайне, а также обеспечивать сохранность и возврат полученных от кредитной организации и ее филиалов докумен­тов, файлов, знакомить руководителей проверяемой организации и ее филиалов с результатами проверки, оформлять результаты проверки соот­ветствующим актом.

Кредитные организации (их филиалы) в период проверки должны со­действовать ее проведению, в частности, они обязаны:

а) обеспечить на этот период каждому члену рабочей группы беспрепят­ственный (по первому требованию) вход и выход из здания и других слу­жебных помещений проверяемой организации и ее филиалов в течение все­го рабочего дня, а при необходимости - во внеурочное время;

б) организовать в день начала проверки встречу членов рабочей группы с руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации (ее фи­лиала) или лицами, их замещающими, а также с руководителями основных подразделений, в том числе ревизионной службы (службы внутреннего контроля), службы безопасности и компьютерной обработки данных (информатизации);

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.