Реферат: Страхование в туризме
Реферат: Страхование в туризме
Содержание:
Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
3
Глава I. Экономика сферы туризма _ _ _ _ _
5
1.1. Сущность и специфика
туристического рынка _ _ _ _ 5
1.2. Туризм как динамическая
экономическая система _ _ _ 8
Глава II. Страхование как необходимый элемент в туристической деятельности _ _ _ _ _ _ _
12
2.1. Необходимость страхования
туристов_ _ _ _ _ _ 12
2.2. Виды страхования в туризме _ _ _ _ _ _ _
14
2.3. Личное страхование туристов _ _ _ _ _ _ _
19
2.4. Имущественное страхование
туристов _ _ _ _ _ 22
Глава III. Страхование в туристической компании «Фокус» 24
3.1. Краткая характеристика
организации _ _ _ _ _ _ 24
3.2. Финансово-экономический аспект
страхования _ _ _ _ 25
3.3. Особенности страхования в
организации _ _ _ _ _ 27
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
29
Библиография_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
31
Приложение
Введение
В последние годы отмечается заметный рост числа
страховых случаев, особенно тяжелых и дорогих, включая смертные исходы и
необходимость репатриации тела к постоянному месту
жительства. Ухудшилась и страховая обстановка в ряде тради-
ционно туристских стран. Одной из причин ухудшения страхо-
вой обстановки является недостаток культуры поведения рос-
сийских туристов за рубежом. Отчасти эту проблему могли бы
решить сами туристские фирмы, проводя с клиентами подробный инструктаж
перед выездом. Конечно, никто не застрахован
от случайностей. Но некоторые из неприятностей, происходящих с
клиентами, можно предупредить.
Целью курсовой работы является изучение страхования в сфере туризма. Актуальность рассматриваемой проблемы в последнее время становится
очень важной, так как после перехода России на открытое сотрудничество с
мировым сообществом, в неведомые страны хлынул поток российских туристов,
большей частью незнающих специфику принимающей страны.
Изучение данной проблемы важно также с позиции этики туризма. К сожалению, большинство
наших граждан, надеясь на
авось, не спешат воспользоваться услугами добровольного
страхования перед турпоездкой. К любой страховке многие
относятся с недоверием, а то и резко отрицательно, как к делу ненадежному:
деньги берут, а результата никакого. Между тем, если спросить немца, француза
или амери
канца о том, что он приобретает прежде всего, собираясь
совершить турпоездку в другую страну, он обязательно на-
зовет страховой полис. В России после десятилетия «дикости», процесс
страхования туристов постепенно стал налаживаться только в последние пять лет.
Основными задачами курсовой
работы являются определение туризма как экономической системы и применение
основ страхования в сфере туризма.
Рассматриваемая тема подкрепляется практическим исследованием в
туристической компании. Рассматриваются вопросы страхования клиентов,
выезжающих на отдых в страны Юго-Восточной Азии, а также страхование местного
отдыха.
Для написания курсовой работы был использован
материал по организации туристической деятельности, а также литература по
страхованию в туристическом бизнесе. Кроме того, для подкрепления был
использован материал нормативно-правовых актов, Федеральных Законов, Указов
Президента по изучаемой тематике.
В приложение вынесены числовые данные по страховым покрытиям в отдельных
странах.
Общие выводы по теме, а также рекомендации по совершенствованию системы
страхования в туристической организации изложены в конце работы в разделе
«Заключение».
Глава I. Экономика сферы туризма
1.1. Сущность и специфика туристского
рынка
Туристский рынок — самостоятельная часть более широкого
понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги
и товары для туристов. Спецификой туристского рынка является
явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут
быть потреблены только в том случае, если потребитель достав-
лен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы
к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит
передвижение от места производства к месту потребления.
Другими особенностями туристских услуг как объектов куп-
ли-продажи являются неравномерность спроса в течение года
(например, для отдыха или религиозного туризма), широкий
диапазон эластичности спроса на определенные услуги. Поскольку туристы потребляют
услуги и товары в месте
временного проживания, то структура их потребления рассмат-
ривается как совокупность обязательных, специфических и до-
полнительных потребностей.
Под инфраструктурой
рынка понимают совокупность
предприятий, организаций и служб, способствующих реализа-
ции экономических, хозяйственных и других отношений между
основными субъектами. Применительно к рынку туристских
услуг в состав инфраструктуры входят:
• средства
размещения туристов (гостиницы и др.);
• объекты
общественного питания;
• средства
транспорта, обслуживающего туристов;
•объекты
познавательного, оздоровительного, культурно-ис-
торического, религиозного, спортивного, развлекательного ха-
рактера, а также объекты иного назначения, используемые при
предоставлении туристских услуг или специально созданные
для этих целей;
• организации,
предоставляющие экскурсионные услуги, ус-
луги гидов-переводчиков и осуществляющие формальности при
пересечении границ между государствами.
Особенностью инфраструктуры рынка туристских
услуг яв-
ляется то, что многие организации и объекты этой инфраструк-
туры обслуживают не только туристов, но и других субъек-
тов, не имеющих отношения к туризму. Такими организациями
являются: транспортные объекты, предприятия общественного
питания, средства массовой информации, службы, занимающие-
ся санитарными, полицейскими и другими формальностями.
Большинство средств производства туристских услуг аренду-
ется туроператором у других хозяйствующих субъектов, не
имеющих прямого отношения к туризму. Об этом свидетельст-
вует соотношение основных и оборотных средств туристских
фирм. Оборотные средства, как правило, составляют 88 — 95%
общей стоимости средств производства.
Другой особенностью инфраструктуры рынка туристских ус-
луг является неравномерность (сезонность) функционирова-
ния в течение года.
Средства размещения — любые объекты, которые регулярно
или иногда предоставляют туристам для ночевки в комнатах,
в каких-либо иных помещениях или на огороженных площад-
ках. Различают коллективные и индивидуальные средства раз-
мещения. К коллективным средствам размещения относят: гос-
тиницы, аналогичные им средства, специализированные заведе-
ния и прочие предприятия размещения.
Гостиницы обладают следующими признаками: состоят из
номеров, число которых превышает определенный минимум;
имеют единое руководство; предоставляют гостиничные услуги,
перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой
постелей, уборкой номера и санузла; сгруппированы в классы
и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, име-
ющимся оборудованием, отвечающими стандартам страны.
Объекты общественного питания — рестораны, бары,
кафе,
закусочные, буфеты и столовые в сфере туристских услуг, как
правило, относятся к объектам гостиничной деятельности.
Стоимость питания включается в стоимость гостиничного но-
мера или тура.
Классификатор видов экономической деятельности, продук-
ции и услуг предусматривает также самостоятельное приготов-
ление пищи отдыхающими и туристами в пансионатах и в сис-
темах предоставления отдыха (таймшерах). Если стоимость пи-
тания не включена в стоимость тура, то туристы питаются
в ресторанах, кафе и других объектах питания как обычные
посетители.
Различают следующие виды оплаченного питания:
• полный
пансион (завтрак, обед и ужин);
• полупансион
(только завтрак и обед или только завтрак
и ужин);
• только
завтрак.
Формы обслуживания питанием туристов:
«шведский стол» — туристам предоставляется
право выбора
любого блюда и в любом количестве из имеющихся в наличии;
«табльдот» — форма обслуживания туристов официантом
по единому меню с ограниченным числом блюд;
«а ля карт» — форма, предполагающая обслуживание
офи-
циантом с выбором блюд туристами по предлагаемому меню.
Транспортные предприятия (воздушного, водного и сухо-
путного транспорта), оказывающие услуги путешественникам,
различают по категориям, разрядам транспортных средств
и классам обслуживания во время перемещения.
На воздушном
транспорте существует около 20 классов
обслуживания, которые учитывают порядок прохождения реги-
страции, питание в полете, норму бесплатного провоза багажа,
возвращенную стоимость при возврате авиабилета и пр. -
На водном транспорте при морских и речных путешестви-
ях в обслуживании туристов основной упор делается на воз-
можность получения всех доступных развлечений и сервисных
услуг. Скорость прибытия в пункт назначения становится вто-
ростепенным показателем.
Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от класса размещения (в
общем вагоне, плацкартном,
жестком, мягком, спальном вагоне прямого сообщения I класса)
и вида поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный).
По европейским стандартам различают классы поездов: меж-
континентальный экспресс (TD), международный экспресс (JC),
скорый суперэкспресс (JCL), фирменный экспресс (ТЕЕ), ско-
рый экспресс (ЕС) и др.
1.2. Туризм как динамичная экономическая
система
Объективное формирование туристских потребностей — это
исходный пункт той экономической системы, которую пред-
ставляет собой современная сфера туризма. В этой динамичной
системе можно выделить четыре основных звена (подсистемы):
• производство
туристских услуг;
• формирование
туристского продукта;
• реализацию
туристского продукта;
• потребление
туристского продукта.
Туристские потребности в общеэкономическом
аспекте фор-
мируют интересы туристов. С точки зрения рыночных отноше-
ний эти потребности лежат в основе потребительского спроса на
туристский продукт. Производство туристских услуг формирует
туристская индустрия. С точки зрения рынка это производство
формирует предложение туристских услуг. Весьма сложными
и специфичными сферами являются процесс формирования туристского продукта
(тура) и его последующая реализация на
туристском рынке.
Сама по
себе каждая отдельная туристская услуга (размеще-
ние, питание, транспортировка, бытовые услуги, экскурсии,
культурно-массовые мероприятия, спорт, оздоровительные ус-
луги и т. п.) не может удовлетворить все потребности туриста.
В этих условиях возникает объективная необходимость коопе-
рации самых различных туристских услуг в единый комплекс-
тур, или туристский продукт. Эта объективная необходи-
мость формирования комплекса туристских услуг с целью наи-
более полного удовлетворения потребностей туристов, в свою
очередь, породила в экономике туризма особую роль туроргани-
заторов на туристском рынке – туроператоров.
Туроператорская деятельность — это деятельность
по
формированию туристского продукта, включающего различ-
ные услуги по продвижению этого продукта на рынок и его реа-
лизации.
Турагентская деятельность — это продолжение
деятельно-
сти туроператора, но уже на розничном рынке. От имени тур-
оператора турагент как бы завершает рыночную сделку по куп-
ле-продаже туристского продукта.
Заключительное звено экономической системы туризма —
потребление туристского продукта — также имеет свою спе-
цифику. Традиционно отмечаются следующие особенности по-
требления туристского продукта.
Первая особенность туристского потребления. В обычном
материальном производстве результат производства (товар) дви-
жется от места производства к месту потребления. В туризме
положение иное: для потребления турпродукта в целом или от-
дельных услуг сам потребитель (турист) должен быть доставлен
в места производства туристского продукта или отдельных его
услуг.
Вторая особенность туристского потребления состоит
в том, что расходы туриста, как правило, количественно пре-
вышают обычные расходы его проживания в постоянной среде обитания. Это связано
с повышенными затратами на транс-
порт, жилье, питание, а также на культурные и деловые меро-
приятия. Часть повышенных расходов связана с фактором пре-
стижности туристского потребления. Эта особенность сущест-
венно обостряет проблему доходов и затрат в сфере туризма.
В связи с этим учет издержек и доходности в туризме приобре-
тает важное значение.
Третья особенность туристского потребления заключается
в том, что предельная полезность продукта с точки зрения само-
го туриста, страны его постоянного проживания, страны, в кото-
рую турист приехал, и с точки зрения рынка различна. Предель-
ные полезности у всех этих субъектов различны и качественно,
и количественно. Различны также уровни полезности турист-
ских услуг с точки зрения общества, туриста и рынка при внут-
реннем и въездном туризме. Эта особенность туристского по-
требления вытекает из того объективного факта, что рынок ту-
ристских услуг сталкивается с так называемыми внешними
эффектами (экстерналиями).
По своей
природе внешние эффекты могут быть положи-
тельными и отрицательными. Положительные
эффекты — это
доходы нетуристских организаций в связи с увеличением реа-
лизуемых услуг, непосредственно не входящих в пакет турист-
ского продукта; развитие инфраструктуры региона в связи с ту-
ризмом; рост зарплаты, увеличение числа рабочих мест и вакан-
сий; рост государственных доходов за счет налогов и пошлин
и т. п. К отрицательным внешним эффектам относятся: за-
грязнение воды, воздуха, мусор, шум, ущерб живой природе,
изъятие территории, пригодной для целей, не связанных с ту-
ризмом и т. д.
Отсюда следует, что в туризме как особой сфере хозяйства
принципиальное значение приобретает учет явных (бухгалтер-
ских) затрат, имеющих чисто рыночный характер, затрат
неявных, имеющих характер упущенных экономических воз-
можностей, а также затрат социальных, имеющих для региона
особое социально-экономическое значение.
Четвертая особенность туристского потребления состоит в том, что оно имеет «кредитный»
характер, т. е. оно ограни-
чено во времени, строго оговорено по срокам и условиям юри-
дически и экономически оформленной сделки при купле-прода-
же туристского продукта. Эта особенность туристского потреб-
ления рождает своеобразную интенсификацию всех действий
туриста, что ставит перед организаторами туров особые трудно-
сти и усиливает роль менеджмента.
Пятая особенность туристского потребления заключается
в том, что сама рыночная среда туризма имеет особый характер. Разумеется,
туризм (выездной, въездной и внут-
ренний) не отрицает, а предполагает деловые встречи, покупку
товаров редкого или дефицитного характера. Однако туристский
рынок органично включает приобретение товаров и услуг осо-
бой культовой и культурологической направленности, отра-
жающих социальную и национальную специфику города, ре-
гиона, страны. В этом смысле туристское потребление и соот-
ветственно туристский рынок, помимо рыночной прозы, несут
в себе особый культурологический аспект, некий романтиче-
ский ореол.
Характерная особенность туристских услуг заключается
в том, что некоторые их виды имеют неосязаемый, нематери-
альный характер. Рассказ экскурсовода может оказать на тури-
стов глубокое эмоциональное воздействие, которое нельзя выра-
зить материально, заранее увидеть или испытать. Другие услуги
туризма имеют материальный характер: турист оказывается
перевезенным, вылеченным, отдохнувшим. Но в том и в другом случае специфика
туристских услуг состоит в том, что они не
существуют до их предоставления.
Таким образом, в туризме наблюдается
наблюдается неразрывность производства и потребления услуг.
Это обстоятельство позволяет заключить, что туризм следует
рассматривать как единую динамично функционирующую сис-
тему услуг, которая включает многообразие хозяйствующих
субъектов.
При всей
важности индустрии туризма нельзя забывать
о главном — о самом туристе, потребителе туристских услуг. Его
потребности и степень их удовлетворения — главный критерий
качества туристского продукта.
Глава II. Страхование как необходимый элемент
в туристической деятельности
2.1. Необходимость страхования туристов
Выезжая за рубеж, турист в любом случае оказывается
в экстремальной ситуации: смена климата, химического состава воды, иной режим питания
и множество других перемен автоматически влекут за собой
определенную опасность. В последнее время страховщики на-
чинают брать инициативу в свои руки: например, сотрудники
страховой компании «Спасские ворота», активно сотрудничаю-
щие с одной из московских туристских фирм, выступают с под-
робными инструкциями перед выезжающими группами. Резуль-
тат налицо — за последнее время в туристских поездках по Ита-
лии, организованных этой фирмой, не было страховых случаев.
По числу
страховых случаев лидируют страны, куда чаще
всего ездят россияне. Так, большинство страховых компаний
признают Турцию бесспорным лидером по страховым случаям
с нашими туристами. Самый распространенный диагноз — гаст-
роэнтерит (воспалительный процесс желудочно-кишечного тра-
кта). Под него обычно «списывают» многое: и пищевые отрав-
ления, и диарею, и дизентерию. Другой постоянный бич отды-
хающих в Турции — это простуды в любых формах и проявлени-
ях. И, наконец, травмы, наиболее распространенная причина
которых — «русская удаль». В 45-градусную жару россияне ка-
таются на парашютах, водных лыжах, запивая все эти «занятия
спортом» алкогольными напитками. Результаты вполне естест-
венны: переломы, вывихи, растяжения.
Сотрудники туристических компаний отмечают, что
в Турции возросло еще и число автомобильных аварий. Если
раньше у компаний происходило один-два таких случая в год, то
теперь их стало в три раза больше. Желая как следует отдох-
нуть, туристы редко задумываются о том, что, даже умея вполне
прилично водить автомашину, не всегда можно справиться
с ситуацией на турецких дорогах, где о правилах никто не вспо-
минает.
Второе место (по данным компании «Инко») занимает Египет. У туристского бизнеса этой
страны своя специфика: здесь
периодически происходят вспышки всевозможных инфекций.
Однако рост заболеваемости на курортах, по мнению страхов-
щиков, можно предотвратить, если бы фирмы обращали больше
внимания на медицинские карты туристов, врачебный контроль
за качеством продуктов, а также на прививки.
Третье место по количеству страховых случаев, по данным
«РЕСО-Гарантия», поделили Испания и Кипр. В 1999 г. в Испа-
нии зафиксировано некоторое снижение числа заболеваний,
вызванных острыми желудочно-кишечными инфекциями. На
Кипре у туристов чаще всего случаются простуды, инфекцион-
ные заболевания.
Традиционно неблагополучны в медицинском плане и другие
жаркие страны — Африка, ОАЭ, Таиланд (зимой). Эго объясня-
ется просто: туристы часто не задумываются
о том, что, приез-
жая из холодной страны, не стоит жариться
на солнце по не-
скольку часов. Впрочем, то же относится к Турции. Например,
шестидесятипятилетняя туристка из Тюмени получила инсульт в результате перегрева,
а двухлетний мальчик, опять-таки из Сибири,
скончался в результате перегрева и обезвоживания
ор-
ганизма.
Меньший процент страховых случаев приносят европейские
страны (Германия, Франция, Австрия и Швейцария). Страхов-
щики объясняют это тем, что их посещает вполне определенный
контингент — солидные люди, предпочитающие спокойный от-
дых, тогда как на юг чаще едут «оторваться на всю катушку».
Такие туристы часто становятся объектом забот медиков. Толь-
ко российские туристы решаются, не имея водительских прав,
брать в аренду автомобиль.
За последний
год появилось еще несколько негативных тен-
денций: во-первых, по всему свету начали активно разъезжать
пожилые люди, имеющие целый «букет» хронических заболе-
ваний. Они стремятся, как правило, именно в те страны, кли-
мат которых для них противопоказан. Многие старики ездят
навестить своих детей, обосновавшихся на другом конце света,
например в США или Израиле, а долгий перелет, смена часо-
вого пояса, климата, питания для пожилых людей бесследно
не проходит.
Еще одна проблема
— мода возить на отдых младенцев. Тури-
сты все чаще берут на отдых детей двух — трех лет, а некоторые
«прогрессивные» родители пытаются взять в поездку и груд-
ничков, при этом не делая им необходимых прививок. Это воз-
можно, когда путевки покупаются в отель категории пять звезд,
где питание и условия проживания приемлемы для ребенка. Но
в двух, трехзвездочном пансионе условия могут совершенно не
подходить для малыша. Нередко проблемы страховщиков свя-
заны с непрофессионализмом сопровождающих группу.
К сожалению,
до сих пор нередко приходится сталкиваться
с туристскими агентствами, которые рассматривают «страхов-
ку» как дополнительную нагрузку. Сотрудники таких агентств
часто не подозревают, как много они теряют в глазах клиентов,
когда недооценивают значимость умения правильно продавать
страховые услуги. Более того, продавая своим клиентам полис
неблагополучной страховой компании, фирма может поставить
свое финансовое благополучие в зависимость от случая. Тогда
как осознанное отношение к страхованию и выбору страховщи-
ка, безусловно, прибавит баллы туристской фирме и сохранит
денежные средства в ее бюджете.
2.2. Виды страхования в туризме
Туристские фирмы как юридические лица пользуются рядом
услуг страховых компаний. Однако в турист-
ском бизнесе существуют дополнительные виды добровольного
и обязательного страхования. Страхование в системе туризма классифицируется
на следую-
щие виды:
1. страхование туриста
и его имущества;
2. страхование рисков
туристских фирм;
страхование туристов в зарубежных поездках;
3. страхование иностранных
туристов;
4. страхование гражданской
ответственности;
5. страхование гражданской
ответственности владельцев авто-
транспортных средств;
6. страхование от несчастных
случаев с покрытием медицинских
расходов.
Страхование бывает
добровольным и обязательным. К числу
обязательных видов страхования в соответствии с действующи-
ми документами относятся:
1. страхование гражданской
ответственности владельцев авто-
транспортных средств;
Страницы: 1, 2
|