на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Страхование


Реферат: Страхование

Министерство общего и специального образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

экономики и финансов

Заочное отделение

 

Контрольная работа  по курсу

"Страхование"

Тема "Страхование космических рисков"

Лектор: Н.М.Фомичёва

 

Студент 4 курса

Ускоренного 4-х годичного обучения

Жемякин Александр Викторович

Специальность  Финансы и Кредит

Специализация Финансовый менеджмент

 

Место работы и занимаемая должность:  начальник  отдела  Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга.

Дата регистрации работы факультетом: __________________

Зачетная книжка №  9684097

Санкт-Петербург

1999

Содержание:

Общие понятия страхования ………….…………………...….….…....3.

Имущественное страхование …………………………….…….………5.

Страхование космических рисков ……....…………………………..…7.

Выводы……………………………….……………………..……….19.

Литература ………...………………………………………………...21.

           

Общие понятия страхования

            Страхование, в редакции Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" [1] представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

В условиях перехода к рыночной экономике страхование при­надлежит к числу наиболее быстро развивающихся отраслей хо­зяйственной деятельности. Появившийся в народном хозяйстве негосударственный сектор предъявляет спрос на различные виды страхования, так как частная собственность, в отличие от государ­ственной, нуждается во всеобъемлющей страховой защите. Не имея за своей спиной финансовых гарантий со стороны государства, соб­ственники хотят застраховать себя от возможных рисков.

Система государственного страхования, существовавшая в Рос­сии в условиях социализма, никогда не занималась страхованием столь многочисленных и разнообразных рисков. Во-первых, в этом не было необходимости, поскольку отсутствовало частное предпри­нимательство. Во-вторых, будучи монополистом в страховом деле, эта система не испытывала особой потребности в расширении сфе­ры своей деятельности. В результате методический аппарат част­ного негосударственного страхования и его исторические тради­ции в значительной мере оказались утраченными. Новым страхо­вым компаниям, активно осваивающим расширяющийся страховой рынок, во многом приходится начинать заново.

Между тем страхование принадлежит к числу наиболее старых и устойчивых форм хозяйственной жизни, уходящих своими кор­нями в далекую историю. По своей сути страхование представляет собой создание целевых фондов денежных средств, предназначен­ных для защиты имущественных интересов населения в частной и хозяйственной жизни от неожиданно наступающих, случайных по своей природе несчастий, сопровождающихся ущербами. Страхо­вые фонды могут формироваться не только в денежной, но и в ма­териальной форме, однако денежная форма наиболее представи­тельна и универсальна. Источниками формирования страховых фондов общества являются платежи физических и юридических лиц, взимаемые на обязательной или добровольной основе. Созда­ние целевых денежных фондов для страхования, управление ими и их распределение — это часть системы финансовых отношений, неразрывно связанная с другими формами аккумуляции и расхо­дования финансовых ресурсов общества.

Число рисков, угрожающих обществу и отдельному человеку, так велико, что страховые фонды неизбежно создаются в разных организационных формах и служат для разных целей. Основные организационные формы страховых фондов следующие:

-     государственные (фонды социального страхования);

-     фонды самострахования;

-     фонды страховых компаний.

Каждая из этих форм используется на практике и имеет соб­ственную сферу применения.

Государство формирует страховые фонды как фонды социаль­ной поддержки за счет обязательных платежей граждан и юриди­ческих лиц. Эти средства используются в строгом соответствии с установленными нормативами и при наличии определенных усло­вий для материального обеспечения граждан при наступлении не­трудоспособности, старости и в других предусмотренных законом случаях. Возможности государства в оказании социальной помо­щи ограничены. Следует отметить, что в условиях рыночной эко­номики государство не ставит перед собой цели всесторонней опе­ки своих граждан. Ответственность за себя, свою семью, свое иму­щество в основном лежит на самих гражданах, а государство обеспечивает лишь минимум гарантий в рамках проводимой социальной политики.

Фонды самострахования создаются на предприятиях и в домаш­них хозяйствах на добровольной основе. Исключение составляют лишь определенные организационно-правовые формы предприя­тий (акционерные общества), для которых законом предписыва­ется создание резервных фондов, минимальный размер которых составляет 15% от уставного капитала. Граждане используют для компенсации неожиданных ущербов личные накопления. Этот метод оправдывает себя в случае покрытия потребности в деньгах, размеры и время появления которой заранее известны либо не очень велики. Если же речь идет о серьезных ущербах, то резерв­ные накопления граждан и предприятий оказываются недостаточ­ными для их компенсации.

Самый же надежный способ компенсации ущербов, связанных с рисками, это участие в фондах страховых компаний. Фонды, стра­ховых компаний образуются на основе передачи им функций стра­хования со стороны клиентов, которые предпочитают не занимать­ся самострахованием, а участвовать в коллективных страховых фондах, управляемых профессионалами.

Имущественное страхование.

Под имущественным страхованием в Гражданском кодексе Рос­сийской Федерации [2] подразумевается процесс составления и испол­нения договоров, в которых страховщик за определенную премию обязуется при наступлении страхового события возместить стра­хователю или другому лицу, в чью пользу заключен договор, убыт­ки, причиненные застрахованному имуществу или иным имуще­ственным интересам страхователя.

Этот раздел страхования предназначен для покрытия следую­щих рисков:

-     гибели, повреждения или частичной утраты застрахованного имущества,

-     неполучения или недополучения ожидаемых доходов из-за на­рушения партнерами своих обязательств или по другим причинам, т. е. финансовых рисков,

-     возникновения гражданской ответственности перед третьими лицами в случае причинения вреда их здоровью или ущербов их имущественным или другим интересам.

К имущественному страхованию в полном объеме применимы все классические принципы страхования:

-     страхового интереса, т. е. наличия юридически обоснованной финансовой заинтересованности страхователя в том, что застра­ховано;

-     высшей добросовестности, т. е. обязанности страхователя и стра­ховщика быть предельно честными друг с другом при изложении фактов, имеющих материальное значение;

-     возмещения, когда страхователь имеет право получить только компенсацию ущерба, происшедшего в результате страхового со­бытия, но не прибыль;

-     суброгации, т. е. право страховой компании после выплаты ею компенсации на получение возмещения от виновного лица;

-     контрибуции, т. е. наличия определенных расчетных отноше­ний между страховыми компаниями в процессе возмещения при выявлении случая двойного страхования;

-     непосредственной причины, т. е. право страховой организации выплачивать возмещение ущерба только по тем страховым собы­тиям, которые указаны в полисе.

Из всех перечисленных принципов именно принцип возмеще­ния в полной мере присущ только имущественному страхованию, поскольку он практически не применим в страховании жизни. Это же относится и к принципу контрибуции, так как в личном страхо­вании не накладываются ограничения на суммарную страховую сумму по всем идентичным договорам, например на страхование жизни одного человека, заключенным с разными страховыми ком­паниями.

Целю имущественного страхования (к которому относится и страхование космических рисков) является возмещение ущерба. Принцип возмещения ущерба состоит в том, что страхователь после наступления страхового случая должен быть поставлен в такое же финансовое положение, в котором он находился непосредственно перед ним. В связи с этим встает проблема оценки стоимости стра­хуемого имущества и определения страховой суммы.

Страховая сумма  это сумма, в пределах которой страховщик несет страховую ответственность по договору. Максимальная ве­личина страховой суммы в имущественном страховании определя­ется страховой стоимостью страхового интереса ко времени наступ­ления страхового случая.


Страхование космических рисков

Страхование ракетно-космических рисков - новая, развиваю­щаяся отрасль страхования, история которой началась в 1965 г., когда был заключен первый договор страхования гражданской от­ветственности по возмещению убытков, причиненных на этапе предстартовой подготовки космического аппарата.

Особенностью первых договоров по страхованию космических рисков была оговорка о франшизе, т.е. непокрываемой части ущер­ба по первому страховому случаю при запуске серии космических объектов. Эта оговорка называлась "привилегией на один запуск". С этим условием были застрахованы две серии из пяти запусков аппаратов типа "Intelset". В каждой серии только один запуск ока­зался неудачным, и благодаря оговорке страховые выплаты не были произведены.

С 1975 г. страховая практика изменилась: договоры на запуск стали оформляться без привилегий, покрытие было расширено за счет включения рисков, связанных с производством космических объектов и их функционированием на рабочей орбите.

В настоящее время уже накоплен опыт по страхованию ракет­но-космической техники на всех этапах ее изготовления и эксплу­атации, однако этот вид страхования продолжает оставаться слож­ным из-за специфических особенностей космической индустрии. Специфика отрасли и вызванные ей особенности страхования приведены в таблице.

Специфика космической отрасли Особенности страхования
Большая капиталоёмкость на запуск некоторых геостационарных спутников требуется более 300 млн. долл., включая стоимость ракеты-носителя Соответственно, крупные страховые суммы и стоимость страхования, что связано с необходимостью размеще­ния риска у многих страховщиков
Высокая технологичность и боль­шая конкурентоспособность отрас­ли: конструкции спутников и ракет непрерывно совершенствуются в сторону увеличения мощности, дли­тельности работы и т.д. Затруднённость сопоставления статистических данных по страховым случаям
Большая степень обновления: по­стоянно предлагаются новые виды услуг: прямые телетрансляции, циф­ровые радиопередачи, новые виды информационных услуг и т. д. Затруднённость сопоставления статистических данных по страховым случаям
Период проектирования, изготовле­ния и запуска геостационарного спутника составляет свыше трех лет, а спутника для околоземной орби­ты — свыше полутора лет Большие сроки действия страховых договоров (обычно три года)

Мелкосерийное, а в некоторых слу­чаях  единичное производство

Необходимость разработки новых условий страхования, а также мето­дов оценки рисков и расчетов стра­ховых тарифов

Небольшое число организаций и предприятий—изготовителей кос­мических объектов: сбой в работе одного из подрядчиков неизбежно влечет задержки в осуществлении всего проекта

Расширение страхового покрытия распространяется на задержки в реализации всей программы

Статистика аварийности: доля пол­ных или конструктивных потерь коммерческих спутников колеблет­ся в пределах 13 — 15%, что почти всегда связано с ошибками проек­тирования, изготовления или конт­роля

Страховая сумма обычно принима­ется равной стоимости замены кос­мического аппарата

Величинам страхового покрытия соответствуют суммы выплат по договорам страхования космических аппаратов. В последние годы зафиксированы данные по крупным претензиям в космичес­ком страховании (приведены в таблице)[3]

Год Претензии (млн. USD)
1985 290,6
1986 84,2
1987 57,0
1988 136,4
1990 390,1
1991 130,4
1992 280,6
1993 200,2
1994 759,3
1995 160,0
Итого 2488,8

В России началом страхования космической деятельности счи­тается 1986 г., когда была объявлена готовность бывшего Совет­ского Союза страховать космические аппараты. Практически же этот вид страхования стал использоваться отечественными компа­ниями с начала 90-х годов после принятия таких важных законода­тельных актов для Российской Федерации, как Закон о космичес­кой деятельности, Закон о страховании и др.

Развитие страхования космических аппаратов в нашей стране обусловлено следующими основными причинами:

-     международным статусом России в качестве одной из ведущих космических держав;

-     большими объемами страховых сумм и страховых премий.

            Стоимость российских программ по страхованию гораздо мень­ше, чем соответствующих зарубежных проектов, но отечественные страховщики в последние годы заключили несколько крупных до­говоров по страхованию космических объектов.

В мае 1994 г. был запущен спутник связи и телевещания «Гори­зонт» с выводом на орбиту ракетой-носителем «Протон». Стоимость страхового покрытия была определена в сумме 12,5 млрд. руб. (ста­рых). В страховании приняли участие 37 отечественных компаний, самые крупные объемы покрытий взяли на себя страховые компа­нии «АСКО-Красноярск» и «Виктория» (по 1,5 млрд. руб.).

В 1996 г. были застрахованы предстартовая подготовка и запуск ракеты-носителя «Протон», которая вывела на орбиту спутник свя­зи. принадлежащий Международной организации морской спутни­ковой связи Immarsat. Страховое покрытие от всех рисков состави­ло 33 млрд. руб. Договор был заключен в пользу Государственного космического научно-производственного центра им. М. В. Хруничева. В размещении этого риска на российском страховом рынке уча­ствовало 40 страховых компаний, в том числе Ингосстрах, Косми­ческая страховая компания, Военно-страховая компания и др.[3]

Предпочтительную страховую защиту в России в настоящее время получают совместные космические программы с участием иностранных партнеров. Например, спутник серии «Космос», при­надлежавший военно-космическим силам Российской Федерации и погибший при запуске в мае 1996 г. на космодроме Байконур, был застрахован на сумму 2,7 млн. долл. Этот спутник помимо сво­их основных задач должен был выполнить топографическую съем­ку поверхности Земли, в том числе и территории США. На про­изводство съемки был заключен контракт между российской ас­социацией «Совинформспутник» и американской компанией "AriaL Images Inc". Спутник был застрахован в пользу Совинформ-спутника, а риск был размещен среди 45 российских страховщиков, самую крупную ответственность взял на себя Ингосстрах (200 тыс. долл.).

По результатам экспертизы межведомственной комиссии при­чиной аварии явилось нарушение технологии изготовления голов­ного обтекателя, а так как спутник был застрахован от всех рисков, в том числе и от аварий по причине ошибок персонала, то возме­щение ассоциации «Совинформспутник» было выплачено в пол­ном объеме.

В настоящее время в мире распространена практика страхова­ния коммерческих, телекоммуникационных и научных спутников связи. Страхователями являются владельцы космической техники, страхующие свои имущественные интересы. Космические объек­ты, запускаемые по государственным военным программам, стра­хуются редко и в нашей стране, и за рубежом.

В июне 1996 г. при запуске с космодрома в Плисецке разбился еще один российский спутник и тоже по причине брака в голов­ном обтекателе. Но поскольку в проекте не участвовали коммер­ческие организации, спутник не был обеспечен страховой защи­той.

Для российских страховщиков традиционные сложности рас­сматриваемого вида страхования усугубляются еще и следующи­ми причинами:

-     новизной страхования космических рисков отечественными компаниями, что связано с отсутствием наработанных методов оценки рисков и определения страховых сумм и тарифных ставок, а также с ограниченностью статистической базы:

-     недостаточной емкостью российского страхового рынка, не превышающей 10 млн. долл., и финансовых ресурсов российских страховщиков, в среднем не превосходящих 250 млн. руб., что вы­нуждает их прибегать к помощи иностранных перестраховщиков;

-     несовершенством законодательной базы в сфере страхования ракетно-космической техники.

В настоящее время ведется работа по подготовке проекта зако­на «О порядке и условиях проведения обязательного страхования космической деятельности в Российской Федерации», целью ко­торого является дополнение и совершенствование Закона «О кос­мической деятельности». Этим видом страхования занимается не­большое число отечественных компаний, самыми крупными из которых являются «Ингосстрах», «Мегарус», «Мегус», Военно-стра­ховая компания, «Авикос».

В качестве объектов страхования космической техники выде­ляют:

-     спутники (автоматические космические аппараты всех назна­чений);

-     ракеты-носители;

-     пилотируемые космические корабли;

-     орбитальные станции и др.

Страховое покрытие распространяется также на наземные ин­женерные сооружения, предназначенные для доставки космичес­ких объектов на космодромы, запусков и выведения ракетно-кос­мических аппаратов на орбиту и управления полетами. К ним от­носятся:

-     средства доставки ракет, спутников и других объектов на кос­модром;

-     инженерные сооружения, включая стартовые комплексы;

-     установки, предназначенные для проверки на космодроме всех элементов ракетно-космических комплексов, их сборки и подго­товки к запуску;

-     центр управления искусственными спутниками Земли и пр.

Страховое покрытие распространяется также на жизнь и здо­ровье космонавтов, участвующих в программах, и персонала, об­служивающего космические комплексы.

Защите подлежит гражданская ответственность за ущербы, ко­торые могут быть нанесены имущественным интересам третьих лиц и объектам окружающей среды.

В комплексе космических рисков рассматриваются также кос­венные финансовые ущербы (финансовые риски), возникающие из-за технических неисправностей элементов космических объектов, а также политические риски, которые могут повлечь задержки в реализации космической программы, а иногда и ее отмену. Страхо­вание космической деятельности, таким образом, это целая отрасль, объединяющая все виды защиты от рисков, возникающих при осу­ществлении космической программы в период времени от начала проектирования ракет и спутников до окончания их функциониро­вания на орбите.

Ответственность по большинству рисков до запуска, за некото­рым исключением, обычно несут подрядчики. За риски на орбите ответственность несет собственник спутника или другого косми­ческого аппарата. Все они являются страхователями: изготовитель спутника страхует стоимость спутника; фирма, осуществляющая запуск, - стоимость запуска, владелец спутника - доставку на орбиту.

На этапах проектирования и производства ракетно-космичес­ких аппаратов применяются те же виды страхования, что и при страховании любой другой техники и строительных рисков: от сти­хийных бедствий, от ошибок в проектировании, от нарушения тех­нологических циклов, от утраты и повреждения грузов при пере­возке, от ущербов вследствие наземных испытаний космических аппаратов и др.

Наиболее крупные ущербы, как показывает практика, вероят­ны на последних стадиях выполнения программы: с предпусковой фазы до функционирования на орбите. Указанное обстоятельство связано с тем, что именно в этих фазах чрезвычайно дорогостоя­щие космические объекты, соответственно наземное оборудование, а также обслуживающий персонал подвергаются наибольшему риску из-за сбоев уникальной техники как по вине разработчиков и производителей, так и вследствие непредсказуемых внешних воз­действий. Число таких рисков очень велико, и они варьируются в зависимости от того, в какой стадии находится реализация косми­ческой программы.

На предпусковом этапе страховое покрытие предоставляет­ся при полной утрате или повреждении космических объектов: при хранении их на предприятиях-изготовителях, при доставке на космодром и подготовке к запуску вплоть до стыковки кос­мического аппарата с ракетой-носителем, а также для защиты страхователя от финансовых потерь, вызванных опасностями, приведшими к задержкам в реализации либо свертыванию кос­мической программы.

При запуске и вводе в эксплуатацию страхователю возмещают­ся ущербы от полной потери, повреждения либо выхода из строя космического объекта с момента запуска двигателей ракеты-носи­теля до начала работы космического аппарата на орбите. На этом этапе страховое покрытие распространяется также на риски, свя­занные с функционированием ракеты-носителя до выведения ею космического аппарата на заданную орбиту, а также с работой бор­товых систем космического объекта.

За рубежом считается целесообразным на период запуска страховать остановки или перерывы в осуществлении космичес­кой программы. Эти перерывы, возможные и на предыдущих этапах, могут происходить не только из-за технических неисправностей, но и по политическим причинам, вызванным какими-либо действиями или бездействием правительства, изменения­ми политических курсов, способных повлечь решения о снятии или прекращении финансирования. Политические риски тоже страхуются.[3]

При запуске космического объекта, предназначенного для осу­ществления какой-либо коммерческой деятельности, такие оста­новки могут повлечь финансовые потери от переноса сроков нача­ла либо полного срыва эксплуатации аппарата.

На этапе функционирования на орбите страховое покрытие возмещает страхователю убытки в результате полной потери, по­вреждения либо выхода из строя космического аппарата в период его работы на орбите и защищает на случаи возникновения допол­нительных затрат и потери доходов в результате перерывов в функ­ционировании аппарата либо его деградации. Под деградацией понимается, например, выход из строя ретранслятора, который представляет собой комбинацию взаимосвязанных компонентов в рамках общей коммуникационной подсистемы телевизионного спутника связи или другого космического объекта, которые в со­вокупности дают возможность осуществлять дискретный прием и последующую передачу сигналов. Поломка ретранслятора не ведет к прекращению физического существования спутника, но дальнейшее его использование становится невозможным. На этом этапе предусматривается также защита от рисков космического пространства: влияния солнечных вспышек, столкновения с метео­ритами и др.

Защита жизни и здоровья космонавтов во время полетов явля­ется обязательным видом страхования за рубежом. Например, стра­ховая сумма в договоре, заключенном в пользу одного американ­ского космонавта пилотируемого корабля типа «Спейс-Шаттл». была установлена в размере 1 млн долл. с премией 1 тыс. долл.

В России впервые экипаж космического корабля был застрахо­ван в 1991г. Это были космонавты «Союза ТМ-12» А. Арцебарский и С. Крикалев. Однако в нашей стране страхование астронав­тов пока осуществляется добровольно, хотя в проекте закона «О порядке и условиях проведения обязательного страхования кос­мической деятельности в Российской Федерации» предусмотрена статья об обязательном страховании жизни и здоровья космонав­тов, а также ответственности перед третьими лицами.

Страхование гражданской ответственности подразумевает за­щиту имущественных интересов, обусловленную необходимостью возмещения ущерба, причиненного по вине следующих субъектов, отвечающих за проведение космической программы:

-     государства (или государств), осуществляющего запуск косми­ческого объекта;

-     владельца космического аппарата;

-     организации, производящей запуск.

Несмотря на все принимаемые меры предосторожности, кос­мические аппараты могут нанести ущерб другим государствам на земле и в воздушном пространстве. Соответственно разработаны международные правила для подсчета сумм адекватной компен­сации и порядка их выплаты. 27 января 1967 г. был заключен «До­говор о космосе», предназначенный для регулирования деятель­ности государств в сфере международного сотрудничества в изу­чении и использовании космического пространства. В 1972 г. была принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Согласно этим докумен­там все державы, осуществившие запуск космических объектов, сохраняют над ними свою юрисдикцию и несут ответственность за причиненный ущерб.

Государством, осуществившим запуск, считается:

-     государство, с территории которого был произведен запуск кос­мического аппарата;

-     государство, в котором был произведен аппарат, или оплатив­шее запуск.

Страна, осуществившая запуск, несет ответственность в случаях вины при нанесении повреждений иностранному объекту в косми­ческом пространстве, а также лицам и имуществу, находившимся на борту этого объекта. Причем ответственность распространяется только на ошибки юридических и физических лиц, находящихся под юрисдикцией этого государства, и не распространяется на ущербы, нанесенные гражданам страны запуска либо участвовавшим в за­пуске иностранцам.

Совместная ответственность стран запуска распространяется на ущерб, причиненный третьей стране на земле, либо ее самолету или другому летательному аппарату, либо иностранному космичес­кому объекту. Причем, если ущерб причинен в космическом про­странстве, ответственность каждой страны рассчитывается пропорционально степени ее вины в аварии или катастрофе либо делится поровну, если определить точную пропорцию не представляется возможным.

Наряду с существованием международного законодательства о космической деятельности в каждой стране принимается местное. 'Гак, в США в 1984 г. был принят и в 1988 г. дополнен закон «О запуске коммерческих спутников», который призван содействовать развитию предпринимательской деятельности в космосе, опреде­лять границы ответственности правительства в соответствии с дей­ствующими международными соглашениями и степень ответствен­ности организаций, осуществляющих запуск. Законодательство США выдвигает следующие требования:

-     страхование гражданской ответственности организациями, осу­ществляющими запуск космических аппаратов, на сумму не менее 500 млн. долл.

-     обязательное страхование ущербов, нанесенных собственности правительства;

-     правительство должно возмещать ущерб сверх 500 млн. долл. в пределах до 1,5 млрд. долл.

Во Франции страховщики космических рисков предоставляют фирме, осуществляющей запуск, полис на сумму 400 млн. франц. фр., а свыше этой суммы возмещение выплачивает правительство. Обязанность страховать гражданскую ответственность за ущербы, нанесенные государственной собственности, во французском за­конодательстве не предусмотрена.

Страхование ответственности в отношении третьей стороны охватывает риски, которые, как и в предыдущих видах страхова­ния. группируются в зависимости от этапа осуществления косми­ческой программы.

В стадиях проектирования, производства, подготовки к запус­ку и запуска страхуется потенциальная возможность нанесения ущерба одних подрядчиков своими работами другим, т. е. граж­данская ответственность одних участников программы перед дру­гими. а так как в реализации каждого этапа принимают участие множество предприятий и организаций-смежников, то здесь опре­деляются границы ответственности каждого из создателей косми­ческих объектов. Эти вопросы регулируются национальным зако­нодательством.

В фазах запуска и работы на орбите ущерб третьей стороне мо­жет быть нанесен по следующим причинам:

-     падение космических аппаратов и их конструктивных элемен­тов вне территории космодрома, повлекшее материальный ущерб объектам, расположенным на земле, и физическим лицам;

-     столкновение в воздушном пространстве с самолетами и други­ми летательными аппаратами с нанесением ущерба этим объектам, а также имуществу и лицам на борту;

-     столкновение с другими аппаратами в космическом простран­стве, вызвавшее те же повреждения и ущерб, что описаны выше;

-     аварии, наносящие вред экономической обстановке, например, из-за взрыва ракеты-носителя с токсичными ингредиентами топлива.

Эти случаи регулируются нормами международного и нацио­нальных законодательств с учетом:

-     принадлежности территории, на или над которой произошла авария или катастрофа;

-     принадлежности объекта в воздушном или космическом про­странстве стране запуска либо другому государству.

Учитывая специфику отрасли, в процессе заключения догово­ров по страхованию участвуют все заинтересованные стороны. Каждый участник космической программы страхует свои риски: риски материального ущерба и риски по гражданской ответствен­ности.

Наибольший интерес представляют договоры страхования кос­мических объектов от риска физического повреждения. На этапах, предшествующих запуску, период действия договора определяет­ся датами приемки готовых объектов заказчиком и завершением всех предстартовых операций, включая доставку космического аппарата, состыкованного с ракетой-носителем. В качестве стра­ховой суммы принимается стоимость космического объекта, кото­рый может состоять, например, из ракеты-носителя, космического корабля-спутника, разгонного блока и др. Тариф устанавливается обычно в пределах 0,5 - 2%, поскольку на этом этапе риск сравни­тельно невелик.

На этапе предстартовой подготовки и запуска страховая сумма определяется с учетом следующих возможных расходов при осу­ществлении страхового случая: на замену космического аппарата; 'на повторение предстартовой подготовки; на проведение повторного запуска; на оплату обслуживающего персонала.

В случае задержки запуска страховое покрытие распространя­ется также на риск недополучения прибыли.

В этот период возможно раздельное страхование каждой из со­ставных частей космического объекта на время ее функциониро­вания:

-     объекта в целом  - с момента подачи команды на запуск до вы­вода его на заданную орбиту;

-     ракеты-носителя — с момента подачи команды на запуск до отделения космического аппарата от ее последней ступени;

-     для космического аппарата — с начала проверки аппаратуры на борту до окончания гарантийного срока его эксплуатации или до другой даты, обусловленной договором страхования.

Этап предстартовой подготовки и запуска считается самым опас­ным, так как сбой в функционировании одной из составных частей космического комплекса, например первой ступени ракеты-носи­теля, может привести к физической утрате всего объекта, который следовало доставить на орбиту. Поэтому здесь применяются са­мые высокие страховые тарифы: 10 - 25%, которые зависят от сте­пени надежности космического объекта, а также от конъюнктуры страхового рынка.

Сумма страхового покрытия в период эксплуатации на орбите рассчитывается аналогично и складывается в основном из стоимо­сти космического объекта и стоимости его повторного запуска. Тарифная ставка для расчета премий устанавливается в пределах от 3 до 10%.

Страховая защита начинается с момента ввода космического объекта в эксплуатацию на орбите и продолжается в течение 3-10) лет в зависимости от сроков осуществления программы.

При заключении договора страхования космических рисков страховщик совместно с клиентом должен провести анализ финан­совых возможностей страхователя и определить, какую часть рис­ка оставить ему на самострахование. В настоящее время в практи­ке страхования космических рисков применяются следующие ва­рианты самострахования:

-     безусловная (вычитаемая) франшиза:

-     совместное страхование (участие страхователя в покрытии ущерба в определенном проценте к страховой сумме):

-     франшиза на аварию при запуске (ущерб от неудачно проведённого первого запуска космического объекта не возмещается).

При заключении договора страхователь должен предоставить страховщику исчерпывающую информацию для изучения риска и определения величины возможного ущерба, в период страхова­ния — данные об изменениях в оценке риска. Может случиться, 410 в течение действия договора степень риска возросла, тогда стра­ховщик имеет право скорректировать страховую сумму и увели­чить размер взноса, но только если это предусмотрено в условиях страхования. На случай осуществления страхового события в договоре мо­жет быть оговорено право участия эксперта страховой компании в работе межведомственной комиссии по анализу причин происшед­шей аварии космического объекта.

Выводы

Страхование космических рисков это наи­более ресурсоёмкий вид страхования, требующий  вследствие этого перестрахования за пределами России. Характерной чертой рынка явля­ется очень низкий уровень выплат у боль­шинства компаний. Однако это не должно вводить в заблуждение, разрыв между взносами и выплатами вовсе не свидетель­ствует о том, что в погоне за сверхпри­былью страховщики беспардонно завыша­ют страховые тарифы. Страхуются в основ­ном крупные предприятия, риски которых очень велики в количественном выраже­нии, но сравнительно маловероятны. Взносы по такому страхованию весьма значительны, а выплаты при отсутствии крупных катастроф невелики. Зато в слу­чае аварий на застрахованных объектах выплаты страховых компаний могут быть очень большими. Примеры выплат, осуществлённых страховыми компаниями в качестве возмещения ущерба по договорам страхования космических рисков приведены в таблице.[4]

Компания

Происшествие

Дата Размеры выплаты

"Ингосстрах"

гибель космического аппарата "Купон" март 1998г. 86 млн. долл.
"Интеррос-Согласие" гибель космического аппарата "Купон" март 1998г. 416 тыс. долл.
РСТ гибель космического аппарата "Купон" март 1998г. 438 тыс. руб.
"Континент-Полис" гибель космического аппарата "Купон" март 1998г. 314 тыс. руб.
ВСК повреждение космического аппарата апрель 1999г. 82 тыс. долл.
"Континент-Полис" полная гибель РКН "Зенит-2" 1999г. 566,8 тыс. руб.
"Континент-Полис" гибель РКН "Протон" апрель 1999г. 100 тыс. руб.

По действующему российскому законо­дательству обязательному страхованию под­лежит лишь ответственность перед третьими лицами. Наиболее активные компании на рынке космического страхования — «Мега-русс-Д», «Русский страховой центр» и «Ин­госстрах» — помимо указанного вида ответственности страхуют корпус корабля или спутника, находящееся на его борту обору­дование, экипаж. Ни один коммерческий запуск, и тем более запуск, осуществляемый в сотрудничестве с западными компания­ми, не может обойтись без заключения та­кого комплексного договора страхования. Принятые на страхование риски переда­ются в перестрахование на Запад, причем, как правило, не одной, а нескольким круп­ным страховым или перестраховочным компаниям. Это делается прежде всего из-за желания российского страховщика мак­симально надежно обеспечить принятый им риск. Дело в том, что емкость всего рос­сийского страхового рынка составляет око­ло 10 млн. долларов, в то время как прини­маемые риски по страхованию ответствен­ности могут достигать 500 млн. долларов. Надежное обеспечение договоров косми­ческого страхования западным капиталом привело к тому, что российские полисы сейчас признаются многими иностранны­ми государствами. А это позволяет россий­ским страховым компаниям выступать в качестве страховщиков не только внутрен­них российских военных, федеральных и коммерческих запусков, но и участвовать в международных проектах. В частности, ПСК и «Русский страховой центр» участво­вали в страховании вывода на орбиту функ­ционального грузового блока «Заря» Международной космической станции.

Литература

1.  

Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 20.11.1999)

"Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Первоначальный текст документа опубликован в издании

"Российская газета", № 6, 12.01.1993,

 

2.  

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 24.10.97)

Первоначальный текст документа опубликован в издании

"Собрание законодательства РФ", 29.01.96, № 5, ст. 410,

  

3.  

Под ред. Фёдорова Т.А..

"Основы страховой деятельности: Учебник"

М.: Издательство БЕК, 1999

4.  

"Панорама страхования"

Журнал "Эксперт" №40 (204), 25 октября 1999 г.



на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.