на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации


Банк неоднократно отмечался в рейтинговых бюллетенях российских и местных средств массовой информации, входил в двадцатку наиболее надежных средних и малых банков России. По итогам 2002 года банк включен в ведущую десятку рейтинга относительной успешности местных банков[4].

Доля процентных доходов в общих доходах банка составляет 39,8 процента, доля доходов от валютных операций 23,1 процента, от операций по обслуживанию клиентов – 15,5 процента. Доля процентных расходов в общих расходах банка составляет 23,5 процента, доля расходов от валютных операций – 11,8 процента.

В области внешнеэкономической деятельности банк делал ставку на обеспечение интересов своей клиентуры. Эта задача решалась путем создания комплекса расчетного и кредитного обслуживания международного оборота товаров и услуг, разработка эффективного механизма защиты от валютных рисков, гибкими условиями конвертации валют с быстрыми сроками зачисления средств на счета клиентов.

На данный момент коммерческого банка «Южный регион» предоставляет своими клиентам практически весь набор банковских услуг, принятых в международной практике:

-  расчетное обслуживание как в свободно конвертируемой валюте так и в рублях;

-  быстрое и эффективное проведение операций по международным расчетам;

-  использование аккредитивной формы расчетов с иностранными контрагентами;

-  применение гибкой тарифной политики и индивидуальный подход к каждому клиенту;

-  валютно-обменные операции;

-  обслуживание по системе «Вестерн Юнион».

В 2002 году банк успешно работал на межбанковском рынке, осуществляя межбанковское кредитование в рублях и иностранной валюте и операции «своп». Основным партнерами на межбанковском рынке были Поволжский немецкий банк (г.Саратов), Петровский Народный банк (г.Санкт-Петербург), Ростовский филиал АКБ «Московский Деловой Мир». По сравнению с 2001 годом объем выданных межбанковских кредитов за 2002 год увеличился более чем в два раза и составил 3 434 тысячи долларов США. Доход от этих операций составил 878 тысяч рублей.

Банк осуществляет конверсионные операции на внутреннем валютном рынке, предлагая клиентам гибкие условия конвертации валют. Покупка – продажа иностранной валюты производится как за счет собственных средств банка, так и по поручению клиентов на Ростовской валютной бирже, через Региональный дилинговый центр и на межбанковском рынке.

Выполняя функции валютного контроля, банк проводит работу по экспертной оценке платежных условий контрактов, подписываемых клиентами банка, оказывает помощь в составлении и ведении внешнеэкономических контрактов для клиентов в проведении операций по внешнеторговым сделкам. Ежемесячно и подекадно предоставляя отчетность в территориальное управление Центрального Банка России по Ростовской области. На обслуживании до недавнего времени находилось 103 контракта по экспорту товаров на сумму 59,6 млн. долларов США и 115 контрактов по импорту на сумму 6,3 млн.долларов США. По заключенным контрактам в рублях обслужено по экспорту 60 контрактов на сумму 185,2 млн.рублей, по импорту – 38 контрактов на сумму 37,4 млн.рублей.

На протяжении многих лет коммерческий банк «Южный регион» выпускает и реализует именные чеки банка «Южный регион». Эта услуга пользуется значительным успехом у частных лиц, выезжающих в Германию, Болгарию, ОАЭ, Турцию, Италию.

В 2003 году коммерческому банку «Южный регион» исполнилось десять лет. В своей деятельности он последовательно претворяет в жизнь стратегию, направленную на планомерное развитие бизнеса, предлагая всем категориям клиентов самый широкий спектр банковских услуг.

Глава  3. Сравнительный анализ нового валютного законодательства со старым.

3.1 Изменения в терминологии.

Уточнен термин «резидент»[5]. Если в старом Законе под это понятие подпадали все российские граждане, то новый Закон исключает из него граждан РФ, постоянно проживающих за границей. Теперь российский гражданин, имеющий вид на жительство (постоянное пребывание в иностранном государстве) не попадает под действие Закона. То есть российские граждане в Казахстане, на Украине, в других государствах не обязаны теперь согласовывать с Центральным банком, например, открытие счета или приобретение недвижимости.

С юридическими лицами — обратная ситуация. Если по старому закону под понятие резидента попадали юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации, то в новом Законе местонахождение юридического лица — отсутствует.

По сравнению со старым Законом сокращен перечень имущества, входящего в состав валютных ценностей. В их состав не вошли драгоценные металлы и драгоценные камни, обращение которых регулируется Федеральным законом от 26.03.98г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (в редакции от 10.01.2003 г.).

Теперь к валютным ценностям относятся только:

- иностранная валюта;

- внешние ценные бумаги.

Серьезнейшим образом изменен объем понятия «валютная операция»[6]:

- исключаются операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

- в состав валютных операций включаются все сделки между резидентами и нерезидентами с ценными бумагами, выраженными в рублях (валюте Российской Федерации);

- вместо «операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности» к валютным операциям относятся «действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности».

Изменилась и сама классификация валютных операций. Валютные операции в зависимости от состава их участников подразделяются на:

- валютные операции между резидентами;

- между нерезидентами;

- между резидентами и нерезидентами.

Такая классификация валютных операций приведена в соответствие с положениями международных договоров, в том числе со статьями Соглашения с Международным валютным фондом (приняты 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США), на валютно-финансовой конференции Объединенных наций).

По-прежнему в Законе зафиксировано правило о запрещении валютных операций между резидентами. Однако, впервые законодательно закреплен закрытый перечень исключений из него. Так, к разрешенным валютным операциям отнесены операции по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров между комиссионерами и комитентами с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаче информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, внесение резидентами валютных ценностей в уставный капитал кредитных организаций, операции, связанные с осуществлением обязательных платежей в бюджет, и другие.

Валютные операции между нерезидентами на территории РФ будут осуществляться только через открытые в установленном порядке банковские счета.

Изменяется разграничение валютных операций на:

- текущие и

- «капитальные» (операции, связанные с движением капитала).

Действующий в настоящее время закон выделяет из валютных операций операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте и эти валютные операции подразделяет на текущие и «капитальные». В новом Законе указанное деление проводится только в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами вне зависимости от объекта сделки. Закрытый перечень капитальных операций уменьшен и полностью приведен в Законе. Фирмы, которые проводят такие операции, по-новому Закону не должны получать на них индивидуальные разрешения, но, как и прежде, могут столкнуться с различными ограничениями.

Согласно новому Закону, часть этих ограничений может вести Правительство РФ, часть — Центральный банк. Если они этого не сделают, все валютные операции можно проводить без ограничений, то есть по принципу «все что не запрещено, то разрешено». Список возможных ограничений по капитальным операциям также закрытый.

3.2. Ограничения на капитальные операции.

Прежде всего ограничения касаются резервирования и режимов счетов, которые используются для проведения валютных операций (см. Таблицу 3).

Перечень способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом для целей закона теперь закрытый[7].

В качестве способов обеспечения могут быть использованы:

- безотзывный аккредитив, покрытый за счет плательщика по аккредитиву, при условии, что исполняющим банком является уполномоченный банк либо банк за пределами территории Российской Федерации;

- банковская гарантия банка за пределами территории Российской Федерации, выданная в пользу резидента;

- договор имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, причитающегося резиденту, риска гражданской ответственности нерезидента, предпринимательского риска резидента, в том числе неполучения резидентом или невозврата ему денежных средств либо невозврата или непоставки ему товаров;

- вексель, выданный нерезидентом в пользу резидента и авалированный банком за пределами территории Российской Федерации.

Можно привести следующий пример: Банк России может постановить, что российские фирмы, покупая иностранные ценные бумаги, должны на срок до одного года зарезервировать на счете в уполномоченном банке до 20% этих средств.

Правительство в свою очередь может потребовать от экспортера зарезервировать до 50% валютной выручки, если тот не получил ее в течение 180 дней.      

Тип ограничений «Режим счета» существует и сейчас. Банк России может обязать, например, нерезидентов вносить деньги только на такой счет, с которого можно проводить лишь определенные операции.

Как сказано в новом Законе, ограничения можно ввести «в целях защиты обменного курса рубля и платежного баланса России».

Ограничения нельзя ввести в индивидуальном порядке для конкретной фирмы[8]. Этот порядок отличается от того, который существует сейчас, когда Центральный банк по сути выдает индивидуальные разрешения фирме на конкретную валютную операцию.

Ранее выданные разрешения продолжают применяться до окончания срока их действия, но самое главное — в Законе установлено, что все эти ограничения будут отменены 1 января 2007 года.


3.3. Репатриация и обязательная продажа валютной выручки.

Законодатели сохранили основное требование старого Закона, а именно: вся валюта, которую получают российские фирмы от внешнеэкономической деятельности, должна вернуться в Россию. На языке валютного законодательства это звучит как стопроцентная репатриация.

Конечно, есть исключения из этого правила, но их перечень совсем небольшой — четыре операции. Самое важное заключается в том, что репатриации не требуется при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц-резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации в целях исполнения обязательств юридических лиц-резидентов по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.

Закон устанавливает дату отмены всех ограничений, кроме обязательной репатриации валютной выручки — 1 января 2007 года.

В новом Законе сохранилось требование об обязательной продаже части валютной выручки. Норматив продажи, как и сейчас, может устанавливать Центробанк в пределах 30%. Напомним, что с 10 июля 2003 года он составляет 25% (Указание Банка России от 9 июля 2003г. № 1304-У «Об установлении размера обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)»).

Кроме того, продавать валютную выручку теперь должны и предприниматели[9].

Так же, как и в случае репатриации выручки, существуют четыре исключения, когда продавать валюту не нужно.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из них важны всего два. Так, не подлежит продаже:

- валютная выручка резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

- суммы в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).

Перечислены расходы и иные платежи, учитываемые для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки. К ним, в частности, отнесены оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов, уплата вывозных таможенных пошлин и таможенных сборов.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки будет устанавливать Банк России. Обязательная продажа валюты — явление временное: ее отменят с 1 января 2007 года.


3.4. Счета за рубежом

Для целей проведения валютных операций резиденты смогут открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств, которые являются членами ОЭСР или ФАТФ (см. Таблицу 4).

Страны, в которых можно открывать счета без ограничений:

ОЭСР — это Организация экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development — OECD). В настоящее время в нее входят 30 стран — Россия в ОЭСР не входит.

ФАТФ — это Межправительственная комиссия по борьбе с отмыванием криминальных капиталов (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF).

К сожалению, положение об открытии счетов без ограничений для юридических лиц вступит в силу только через полтора года.

Закон установил и единственное условие открытия счетов — фирмы и граждане должны в течение месяца после открытия счета сообщить об этом в свою налоговую инспекцию.

Российские граждане вправе это делать уже с ноября 2001 года, согласно Инструкции Банка России от 29 августа 2001г. № 100-И «О счетах физических лиц-резидентов в банках за пределами Российской Федерации».

Новый Закон, с момента вступления его в силу, разрешает использовать такие счета для предпринимательской деятельности, тогда как сейчас этого делать нельзя.

Открыть счет в других странах будет сложнее.

Конкретный порядок установит Центральный банк. Ему предоставлены полномочия в этом случае вводить процедуру предварительной регистрации открываемого счета.

В ст.18 Закона № 173-ФЗ детально расписан порядок предварительной регистрации, включающий в себя исчерпывающий перечень представляемых резидентами и нерезидентами документов и срок для рассмотрения заявлений о предварительной регистрации, а также закреплены основания отказа в предварительной регистрации (см. таблицу 5)

 

   

3.5. Открытие счета, ведение операций по счетам.

С 1 января 2007 года норма об уведомительном порядке открытия и закрытия счетов будет действовать в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках, расположенных на территории иностранных государств.

Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих счетов в банках, расположенных за пределами РФ, на свои счета в уполномоченных банках и наоборот.

На ведение операций по счетам наложены следующие ограничения (см. Таблицу 6).

В заключение, хотелось бы сказать о других положениях Закона в отношении физических лиц. Одной из самых значимых поправок в Закон стала норма о предоставлении физическим лицам возможности осуществлять сделки с внешними ценными бумагами на сумму до 150 тыс. долларов в течение календарного года без ограничений. Ранее эта сумма составляла 75 тыс. долларов.

Еще одно положение, касающееся физических лиц, — порядок вывоза наличной иностранной валюты — воспроизводится в новом Законе по аналогии с продолжающим действовать в настоящее время. Как и сейчас, физические лица, как резиденты, так и нерезиденты, смогут единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в размере до 10 тыс. долларов США. Причем при вывозе суммы, не превышающей 10 тыс. долларов, не нужно будет предоставлять подтверждающие документы, а сумму до 3 тыс. долларов не нужно будет декларировать.


Заключение

Банковская система России развивается, преодолевая кризисы и спады. Закончилось время «снятия вершков», когда банки-однодневки, получив прибыль на финансовых спекуляциях и доверчивости населения, быстренько сворачивали свою деятельность. Наступает пора политической и экономической стабилизации в России, когда без коммерческих банков немыслимо будет дальнейшее продвижение нашей страны по пути рыночных преобразований и реформ.

Коммерческие банки как полноправные субъекты рыночных отношений, по ряду общеэкономических и частных причин сталкиваются с огромными проблемами в ходе своей деятельности. Ведь не случайно, начиная с 1996 года, количество банков неуклонно сокращается. Особую трудность создал финансовый кризис 1998 года.

Как известно, третью часть прибыли банки получают по валютным операциям как с юридическими, так и с физическими лицами. Прежде всего - это международные расчеты по экспортно-импортным операциям юридических лиц. Не смотря на то, что в России распространены, в той или иной мере, почти все формы международных расчетов, эта сфера внешнеэкономической деятельности остается недостаточно развитой. Это связано с рядом факторов:

-           несовершенство законодательства, особенно по вопросам эмиссии, налогообложения операций по осуществлению международных расчетов, отсутствие хорошо развитой инфраструктуры связи и транспорта;

-           нехватка производственных мощностей для работы с современными формами международных расчетов.

          Хочется верить, что со вступлением в действие нового закона «О валютном регулировании и валютном контроле» ситуация на Российском валютном рынке начнет меняться в лучшую сторону. Уже сейчас можно отметить что наметились положительные тенденции в развитии внешнеэкономических отношений, и немаловажную роль в этом безусловно сыграло принятие данного закона. В целом Российский валютный рынок можно считать перспективным, хотя на данной ступени своего развития он представляет собой скорее развивающуюся отрасль чем окончательно сформировавшеюся.

Список используемой литературы.

Нормативно-правовые акты.

1.  Временные правила о порядке выдачи коммерческим банкам лицензий на право совершения операций в иностранной валюте” от 4 января 1991 г.(приложение к письму Госбанка СССР от 18 января 1991 г. № 13-9 с изменениями от 30 января 1996 г.)// “Вестник Банка России” от 8 февраля 1996 г. №5;

2.  Гражданский кодекс РФ части 1 и 2// СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. № 31 Ст.3301, СЗ от 29 января 1996 г. № 5 Ст.410;

3.  Инструкция ЦБР и ГТК  от 4 октября 2000 г.№ 91-И/01-11/28644 “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров”// “Вестник банка России” от 9 ноября 2000 г. № 9;

4.  Инструкция ЦБР от 29 июня 1992 г. № 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации"(утв. приказом ЦБР от 29 июня 1992 г. № 02-104 А) (с изменениями  на 18 июня 1999 г.)// журнал “ Нормативные акты для бухгалтера” от 1 октября 1998г. № 19;

5.  Инструкция ЦБР от 29  августа 2001 г. № 100-И “ О счетах физических лиц - резидентов в банках за пределами Российской Федерации”// “Вестник Банка России” от 19 сентября 2001 г. № 57-58 ;

6.  Инструкция ЦБ РФ от 12 октября 2000 года №-93-И “ О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам”// “Российская газета” от 6 декабря 2000 г. №233;

7.  Инструкция ЦБ РФ от 28 декабря 2000 г. № 96-и “О специальных счетах нерезидентов типа С”// “Вестник Банка России” от 4 июля 2001 г. № 41-42;

8.  Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.// “Российская газета” от 25          декабря 1993 г.;

9.  Налоговый Кодекс РФ// СЗ РФ от 3 августа 1998 г. № 31 Ст.3824, СЗ РФ от 7 августа 2000 г. № 32 Ст.3340;

10.    Положение ЦБР от 24 октября 2001 г. № 157-П  "О порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по  договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности"// “Вестник Банка России” 30 октября 2001 г. № 68.

11.    Положение «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций» №39 от 24 апреля 1996 г.

12.    Положение ЦБР от 15 августа 1997 г. № 503 "О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуем физическим лицам товары (работы, услуги)"//  “Вестник Банка России” от 30 сентября 1997 г. № 63;

13.    Письмо ЦБР от 27 декабря 1993 г. № 67 "О некоторых вопросах порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации"// журнал “ Экспресс-закон” за декабрь 1997г. № 51;

14.    Положение ЦБР и ГТК РФ от 12 января 2000 г. № 105-П, 01-100/1"О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты" (с изменениями от 24 января 2002 г.)// “ Вестник Банка России” от11 февраля 2000 г. № 7;

15.    Положение Банка России “Об установлении Центральным Банком РФ официальных курсов иностранных  валют к Российскому рублю” от 19 декабря 2001 №169-п// “Вестник Банка России” от 21 декабря 2001 г. № 77;

16.    Положение Банка России от 3 октября 2000 г. №123-П, зарегистрированное Минюстом России 12 февраля 2001 г. №2567 “О порядке осуществления иностранных инвестиций в экономику России с использованием средств, находящихся на счетах нерезидентов типа С ”// “Вестник Банка России” от 4 июля 2001 г. № 41-42;

17.    Приказ ЦБ РФ от 24.10.97 № 02-469 «О порядке осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов»

18.    Указ Президента  РФ Об  ответственности за не зачисление валютной выручки  от 14 июня 1992 г. № 629  ( с изм. на18 июня 2000 г.)// “Российская газета” от18 июня 1992 г. №138;

19.    Указ Президента  Российской  Федерации  "О  первоочередных  мерах  по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" от 21 ноября 1995 г. № 1163 // "Российская  газета"  от 25.11.95 г. № 229;

20.    Указание ЦБ РФ № 383 от 20 октября 1998 «О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации

21.    Федеральный  закон  от  26  марта  1998  г.  № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"// СЗ от 30. 03 1998 г. №13 Ст.1463;

22.    Федеральный Закон “ О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 Февраля 1992 года №3615-1( с изменениями на 27 февраля 2003 г.) // “Российская газета” от 4 ноября 1992 г. № 240;

23.    Федеральный Закон “ О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 года №157-ФЗ// “Российская газета” от 24.10. 1995г. №207;

24.    Федеральный закон “О Центральном Банке РФ” 10  июля 2002 г. № 86-ФЗ// “Российская газета” от 13. 07 2002 г. № 127;

25.    Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ"О финансовой аренде (лизинге)”    (с изменениями от 29 января 2002 г.)// СЗ РФ от2 ноября1998 г. № 44 Ст.5394 ;

26.    Федеральный закон “ О банках и банковской  деятельности”от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ// СЗ РФ от 5 февраля 1996 г. № 6 Ст.492, “ Вестник Банка России” от 3 октября 2001 г. №61;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.