на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Правовое государство. Понятие и основные черты. Правовой статус товарной и фондовой биржи


Реферат: Правовое государство. Понятие и основные черты. Правовой статус товарной и фондовой биржи

Министерство образования Российской Федерации

Самарская государственная экономическая академия

Кафедра теории и истории государства и права


Контрольная работа

по курсу «Право»


                                                                    студентки ХХХХХХХ

                                                                    4 курса, специальности ФиКр,

                                                                    факультета ВВДО

                                                                    Преподаватель:

                                                                    Доцент, к.ю.н. ХХХХХХ

Оценка _____________


Самара 200?


Содержание.

1. Правовое государство. Понятие и основные черты. 3
1.1. История развития теории правового государства. 3
1.2. Основы и основные признаки правового государства. 7
1.3. Практика становления правового государства в России. 9
2. Правовой статус товарной и фондовой биржи. 11
2.1. Понятие товарной биржи. Порядок создания и прекра­щение деятельности. 11
2.2. Понятие фондовой биржи и сфера ее деятельности. По­рядок создания и лицензирование. 19
3. Список использованной литературы. 27

1. Правовое государство.

 Понятие и основные черты.

1.1.     История развития теории правового государства

Правовое государство как определенная теоретическая концепция и со­ответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин «правовое государство»  (Rechtsetaat) прочно утвердился в немецкой литера­туре в первой трети ХIХ века в трудах К.Т.Вельнера, Р. фон Моля и др., а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф.Кистяковский, П.И.Новгородцев и др.

Необходимо заметить, что различные теоретические концепции выра­жавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались очень и очень давно.

Целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права (Аристотель и другие); о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном прав­лении и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и волеуста­новленного права (Демокрит, софисты и др.); о праве как мериле справедли­вости и регулирующей нормы политического общения (Аристотель).

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение при­обретают проблемы политической  и ее формально равной для всех пра­вовой организации в виде упорядоченной системы разделенных госу­дарственных властей, соответствующей новому отношению социально-клас­совых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека пос­редством режима господства права и в частных, их публично-политических отношениях.

В этот период идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н.Макиавелли и Ж.Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования го­сударств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип по­ли­тики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изо­бразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности сво­бодного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отда­валось республике, так как именно республика в большей мере отвечает тре­бованиям равенства и свободы.

В период ранних буржуазных революций одним из первых, кто дал теоре­тическое обоснование демократического государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только тог­да, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегает правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

В трактовке Д.Локка, который, по словам К.Маркса, был «классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противополож­ность феодальному», идея господства права воплощается в государстве, где вер­ховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено раз­деление властей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму. «Свобода людей,  находящихся под властью правительства, - отме­чал он, -  заключается в том, чтобы иметь постоянное  правило для жизни, об­щее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, соз­данной в нем; это – свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и  не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека». Обос­нован­ный здесь Локком правовой принцип  индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: «разрешено все, что не запрещено законом».

Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти – законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Раз­деление и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, глав­ным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к госу­дарственному устройству. Необходимость разделения власти на законода­тельную, исполнительную и судебную, как основной принцип правового госу­дарства, Монтескье обосновывает следующим образом: «Если власть законода­тельная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то сво­боды не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от влас­ти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода гражданина окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.» (Монтескье Ш. Избранные произведения, с.290)

С философским обоснованием теории правового государства выступил И.Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим прин­­ципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, вы­ражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объеди­не­ние множества людей, подчиненных правовым законам». Там, где государство действует на основе  конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. Правовую орга­ни­зацию Кант, так же как и Ш. Монтескье, связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную – прави­тельст­ву, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом. Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее раз­витие политико-правовой мысли и практику государственно-правового стро­ительства цивилизованного общества.

Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мысли­телей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и философы пред­октябрьского периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в сво­их произведениях теоретически завершили русскую концепцию правового государства.

Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства с точки зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути формирования и основ­ные параметры правового государства:

1)   Для устранения произвола необходимо установление норм объективного пра­ва, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы и другие, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении.

2)   Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав.

3)   Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо стро­го определить полномочия последних, отделив от исполнительной влас­ти законодательную, утвердить самостоятельность судебной власти, и до­пус­тив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

Реальные гарантии правовой государственности Шершевич видит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка про­тив произвола "...а) неотъемлемое ограничение власти; б) принцип разделе­ния властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государст­ва стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является толь­ко сдерживающая сила общественного мнения."

В послеоктябрьский период в России идеи правового государства были на­лажены требованиями революционного правосознания, а затем полностью ис­ключены из реальной жизни. Советская государственно-правовая наука в пе­ри­од тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции госу­дарст­ва.

1.2. Основы и основные признаки правового государства.

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "право­вое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве - право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.

Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукос­нительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституцион­ный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое госу­дарство это и конституционное государство.

Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение за­ко­ну и самого государства, и его органов, и должностных лиц.

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В со­циально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В пра­вах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жиз­не­деятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуве­ренно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким образом собственное развитие и развитие общества. Например, в США была распрост­ра­нена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина. Многие американ­цы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. "А жить с глазами, полными страха, - справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, - значит жить в несчастливой стране." Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.

3. Взаимная ответственность государства и личности.

Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личнос­ти, не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою оче­редь тоже соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Правовой характер взаимной ответствен­ности государства и личности - это важная составная часть объективно склады­вающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следо­вательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответс­твенности государства и личности.

4. Принцип разделения властей.

Основным принципом организации и деятельности правового государст­ва является разделение властей. Это принцип разделения власти между законо­дательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то госу­дарственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фак­тическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а тормо­жения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поско­льку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией право­вых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять пра­во, правовые устои государственной и общественной жизни от любых на­рушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осу­ществляется только судебными органами.

Таковы основные характеристики правового государства. В них кон­цент­ри­руются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе дли­тельного развития государственно-организованного общества, естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

1.3. Практика становления правового государства в России.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения авгус­товского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового госу­дарства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и поло­жения, стали развиваться демократическое законодательство, система право­судия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбит­ражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от влас­тей законодательной и исполнительной.

Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Деклара­ция прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти.

Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед зако­ном и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием пра­во­вого государства, следует рассматривать развитие и совершенствование за­ко­нодательства, формирование новой по существу правовой системы. В настоя­щее время принято достаточное количество законодательных актов, соз­дающих основы для дальнейшего развития нашего государства как демокра­тического, правового. Это прежде всего Конституция Российской Федерации, Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Закон о гражданстве, Закон о собственности, Договор об общественном согласии, Граж­данский - перечислять можно довольно долго, но не в этом суть. Главное, на мой взгляд, - это создание условий и действенных механизмов для нормаль­ного функционирования принятых законов.


2.      Правовой статус

товарной и фондовой биржи.

2.1. Понятие товарной биржи. Порядок создания и прекращение деятельности.

Учреждение товарных бирж происходит в несколько этапов. Прежде все­го, должно быть принято решение об образовании товарной биржи. Затем начи­нается следующий этап — формирование уставного (складочного) капитала биржи, ее органов управления, а также разработка учреди­тельных документов. Особый этап в процессе учрежде­ния биржи — утверждение ее устава и/или заключе­ние учредительного договора. И завершающий этап — государст­венная регистрация и лицензирование.

Порядок и условия создания товарной биржи во многом зависят от ее ор­ганизационно-правовой формы. Возможность создания товарной биржи в виде коммерческой организации косвенно подтверждается постановлением Прави­тельства РФ от 24 февраля 1994 г. № 151 "О сбо­рах за выдачу лицензий товар­ным биржам".

При создании товарной биржи в качестве некоммерческой организации наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами являются объединение юридических лиц (ассоциация или союз) и некоммерческое парт­нерство. Эти правовые конструкции позволяют заниматься организацией бир­жевой торговли и предусматривают институт членства, который необходим в силу Закона о товарных биржах.

Исходя из, того, что биржа может быть создана в любой организационно-правовой форме, ее учредитель­ные документы должны отвечать соответст­вующим требованиям ГК РФ. ГК РФ (ст. 52) к числу учредительных докумен­тов относит устав и учредительный документ.

Устав — особый локальный нормативный акт, ко­торый утверждается его учредителями (участниками). Он вступает в юридическую силу с момента го­сударственной регистрации товарной биржи. При создании биржи в форме ком­мерческой организации устав должен содержать сведения о фирменном наиме­новании, месте нахождения биржи (юридический адрес), поряд­ке управления деятельностью и др. В уставе некоммер­ческой организации должны быть оп­ределены предмет и цели деятельности (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Дополнитель­ные требования, предъявляемые к уставу товарной биржи, содержатся в специаль­ных законах. Например, Закон об акционерных обществах (ст. 11) устанавлива­ет широкий перечень сведений, обязательных для вклю­чения в устав общества.

Согласно ст. 17 Закона о товарных биржах в уста­ве надо определить: структуру органов управления и контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решения; размер уставного капитала; перечень и порядок формирования постоянных фондов; мак­симальное количество членов биржи; порядок приема в члены биржи, порядок приостановки и прекращения членст­ва; права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли; порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по бирже­вым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных под­разделений.

Учредительный договор представляет собой раз­новидность гражданско-правовой сделки. Он создает обязательства с участием третьего лица — биржи, возникающей в качестве общества с ограниченной ответ­ственностью на его ос­нове. Учредительный договор, с одной стороны, порождает обязательства меж­ду учре­дителями (участниками) коммерческой организации, а с другой — воз­лагает на создаваемую организацию оп­ределенные обязанности в интересах участников дого­вора. Однако надо отметить, что участие третьего лица — биржи — возникает не на стадии заключения договора, а в момент ее регистра­ции в качестве юридического лица. Таким образом, учредительный договор определя­ет взаимоотношения учредителей (участников) по поводу создания, функционирования и прекращения дея­тельности организации.

От учредительных документов следует отличать документы, необходи­мые для государственной регист­рации биржи. В силу Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482, коммерческая (или некоммерческая, если учредительные документы предоставляют ей право ведения предпринимательской деятельно­сти) организация должна представить следующие до­кументы: 1) заявление о регистрации, составленное в произволь­ной форме и подписанное учредителем (учредителями); 2) утвержденный учре­дителем (учредителями) устав организации; 3) решение о создании организации или учредительный договор; 4) документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов устав­ного капитала коммерческой организации; 5) свидетель­ство об оплате государственной пошлины.

Закон о товарных биржах определяет, что биржевая торговля допустима только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при уполномоченном государственном органе.

Чтобы получить лицензию на организацию биржевой торговли, необходимо в течение трех месяцев со дня государственной регистрации биржи подать в названную Комиссию следующие документы:

• заявление на получение лицензии;

• учредительные документы товарной биржи;

• свидетельство о государственной регистрации биржи;

• правила биржевой торговли;

• документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50 процентов объявленной суммы;

• документ, удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов;

• список учредителей и распределение между ними долей (в процентах) в уставном капитале товарной бир­жи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы.

Особо следует обратить внимание на правила биржевой торговли. Прави­ла — один из основных локальных нормативных правовых актов, и его зна­чение трудно переоценить. В них устанавливаются нормы поведения и порядок взаимодействия участников торговли друг с другом и с органами биржи. Пра­вила регулируют биржевой процесс, определяя санкции за нарушение порядка торговли на данной бирже. Наряду с другими нор­мативными актами они обес­печивают защиту биржевого рынка от недобросовестной конкуренции.

Согласно ст. 18 Закона о товарных биржах правила биржевой торговли должны содержать следующие положения:

• порядок проведения торгов;

• виды биржевых сделок;

• наименование товарных секций;

• перечень основных структурных подразделений биржи;

• порядок информирования" участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах;

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.